ФОРМИРОВАНИЕ ДИВЕРГЕНТНОГО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
рабочая программа на тему

Мимашева Ирина Леонидовна

Реализация системного подхода в развитии творческого мышления в образовательном, воспитательном процессе на основе интеграции идей ведущих отечественных и зарубежных специалистов в этой области, нацеленный на развитие всех составляющих креативность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                           Детский психоневрологический

                                                            санаторий « Комарово» СПб.

                                                            Педагог- психолог

                                                             Мимашева Ирина Леонидовна.

Пояснительная записка к коррекционно- развивающему занятию   «Формирование творческого,  дивергентного  мышления в подростковом возрасте.

1.Основная  концепция:

 Концепция  развития отечественного образования «Наша новая школа». Как отметил Д.А. Медведев, «..ее суть и смысл в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны. Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».

2.Направление программы.

Данный  тренинг представляет интерес как для психологов и педагогов, заинтересованных в развитии творческого потенциала своих воспитанников. Тренинг может быть использован в любой  категорией детей. Развитые на занятиях способности к творческому нестандартному мышлению, в дальнейшем  дети с успехом будут использовать приобретённый навык  в учебных предметах, и при решении любых жизненных проблем. «Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать». (Дж. Родари) (1)

Соответствие общим образовательным требованиям

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897
2.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования
Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413.

3.Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта"
4.Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"

5. План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р)
6.Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"

7.СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

Эту задачу можно успешно реализовать путем организации самостоятельной умственной работы учащихся через формирование у них дивергентного мышления.

 3.Ценность  направления.

Данный тренинг является реализацией системного подхода в  развитии творческого( дивергентного) мышления  в образовательном, воспитательном  процессе на основе интеграции идей ведущих отечественных и зарубежных специалистов в этой области, нацеленный на развитие всех составляющих креативности.

Дивергентное мышление – это вид мышления, который характеризуется выходом за шаблонные стереотипы, снятием ограничений и большей свободы в решении проблем. Дивергентное мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного обучения и развития. Иначе оно просто угасает.  Ценность системного подхода в том, что задания экспериментального курса развития творческого мышления подобраны и построены таким образом, что позволяют эффективно развивать не только отдельные творческие способности и воображение, но и творческое мышление как целостную психическую структуру: Формирование уверенности, базирующейся на сознании самоценности. Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску. Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению. Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки. Умение находить общий язык и радость общения с людьми .

4.Актуальность темы:

Современное общество предъявляет повышенные требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением, для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. Актуальность развития творческих способностей,  их изучения и развития,  определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, научиться мыслить творчески.  

Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящие  в жизни изменения, в готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, в стремлении избежать очевидных, традиционных решений, в выдвижении нестандартных, неординарных идей. Но самое главное состоит в том, что творчество дает возможность удовлетворять высшую человеческую потребность - потребность в самореализации.

Научно-технический прогресс, стремительное развитие принципиально новых технологий во всех сферах человеческой деятельности повлекли за собой резкое возрастание потребности общества в творческих людях, способных создавать новое в производственной и социальной жизни, умеющих ставить и решать новые проблемы, актуальные для современного общества и для будущего. Без развития творческих способностей каждого члена общества человечество не выживет.  Науки, изучающие человеческую природу, в начале ХХI века повернулись от вопроса: «Кто мы?» к вопросу: «Кем мы могли бы попытаться стать?».

Принципиальное различие заключается в том, что первый вопрос( пример конвергентного- линейно- логического мышления) предполагает закрытый, единственно возможный конкретный ответ. А второй вопрос ( пример дивергентного- расходящегося- много вариативного мышления)допускает неограниченное количество ответов и предполагает, что право на выработку направлений и содержания собственного развития, а, следовательно, и ответственность за конечный результат личность оставляет за собой.

5.Методическая  и практическая значимость программы.

Важнейшие  условия формирования творческой активности учащихся - содержание изучаемого материала, характер деятельности. Формирование  творческой  активности взаимосвязано с развитием самостоятельности.
Творческая активность предполагает максимальное проявление индивидуальности.

Современной школе необходимо научить ребенка пополнять свои знания, ориентироваться в потоке информации, обеспечить всестороннее развитие школьников, формировать их познавательные способности, умение учиться, прививать им «вкус» к самостоятельному поиску, открытиям.

Поэтому важно обращать внимание,  каким путем получен результат, стремиться к овладению мыслительными операциями более высокого уровня.

«Больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны». (А. Дистерверг)(2).

   6.Теоретическое обоснование программы.

Слово «дивергенция» происходит от латинского «divergento» – расхождение.

Различные психологи, изучающие данный тип, давали ему свои характеристики. Возьмем определение Савенкова А.И. – это «разнообразное по предметной направленности мышление, проблемное, творческое, со множеством способов решения задачи».(3)

Американский психолог А. Урбански считал, « что в 21 веке в основе преподавания будет лежать обучение мышлению. Движущей силой психического развития являются противоречия: между потребностью познания и возможностью ее удовлетворения и между процессами научения и творческим развитием личности».(4)

Мозг человека- это величайший дар природы, значит,  у каждого есть огромный потенциал творческих способностей. В соответствии с этим возникает задача – изучение теоретических основ (с использованием педагогической и психологической литературы) и разработка заданий по отдельным предметам, направленных на развитие потенциала каждого ребенка.Именно развитие творческого мышления создает базу для интеллектуального развития ребенка, и формирует уровень развития интеллекта, адаптационные возможности в старших и младших возрастах школьников.

Данная программа поддерживает общую цель обучения и способствует наиболее полной ее реализации.

Использованные методики :

  • Курс развития творческого мышления для детей 7-10 лет по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли, автор Ю.Б.Гатанов («Иматон», г. Санкт-Петербург).
  • В работе также используются материалы программы развития вербального и невербального воображения М.В.Ильиной.
  • « Одарённые дети. Развитие дивергентного мышления» Д.Карне. Рензулли. США. 1986г. Печать Москва. 1991 г» Прогресс»

    Практическая   значимость применяемых  концепций и технологий:

1. Концепция  Дж. Гилфорда(5) : Творческое (дивергентное продуктивное) мышление выступает средством порождения различных идей и самовыражения. Такое мышление предполагает множество правильных ответов и характеризуется перечисленными ниже особенностями: Оригинальность - способность к продуцированию отдаленных ассоциаций, необычность высказываний, стремление к новизне, стремление к поиску своего собственного, отличного от других решения. Семантическая гибкость - способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование, способность видеть объект под новым углом зрения, найти его новое использование, расширить функциональное применение на практике. Образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула, чтобы показать его новые возможности (например, передвинуть определенное количество спичек, чтобы получить заданное число квадратов), т.е. изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдателя, стороны. Спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в сравнительно неограниченной ситуации (например, способы применения кирпича), т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в которой нет ориентиров для этих идей. Ригидность как противоположное гибкости явление - это неспособность изменить способ действия, переставший быть оптимальным в тех случаях, когда это возможно и оправдано.

Кроме названных основных показателей творческого мышления - оригинальности и гибкости - Дж. Гилфорд называл еще шесть параметров проявления и оценки творческих способностей: способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого числа идей (продуктивность); способность к продуцированию разнообразных идей (гибкость); способность на нестандартные ответы (оригинальность). способность усовершенствовать объект, добавляя детали (разработанность); способность решать проблему (анализ и синтез)

2.Концепция   Дж. Рензулли( 6), построена на основе принципов структуры интеллекта Дж. Гилфорда и ориентирована  на творческих  детей.

Эта модель предполагает обогащение образовательных программ за счет расширения круга интересов детей, развития процессов мышления и восприятия, а также за счет исследования и решения задач индивидуально и в малых группах.

3.Программы Торранса Е.П.( 7) – направлены на формирование  дивергентного мышления.  Программа тренинга развития дивергентного  мышления позволит детям творчески использовать собственный жизненный опыт, что  значительно повысит мотивацию учения , адаптацию и социализацию.

Цель тренинга:

1.Формирование дивергентного мышления в подростковом возрасте.

2.Развитие творческих мыслительных способностей учащихся, преодоление стереотипности и шаблонности мышления.

3.Сравнение творческого дивергентного мышления( много ответов на один вопрос) и традиционного конвергентного мышления( один вопрос- один ответ).

В соответствии с таким подходом деятельность в группе оценивается по следующим  критериям: степени подробности описательных характеристик. По  вариативности решений. По уровню коммуникации, сотрудничества. По характеристикам саморегуляции, стрессовой устойчивости.

Задачи тренинга:  К развитию чего же в ученике мы должны стремиться?

 В психосоциальной сфере:        К самостоятельности. К настойчивости, стремлению доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. К готовности и стремлению отстаивать собственную точку зрения. К формированию чувства юмора. К способности  понимать мотивы других и терпимость к их особенностям. К склонности  к самоанализу, терпимости к критике. К уверенности в своих силах.

В сфере познавательного развития: К умению нестандартно мыслить. К способности находить альтернативные пути решения проблемы. К способности  увлекаться, оценивать процесс и результат действий. К изобретательности, продуктивности, наблюдательности. К умению хорошо излагать свои мысли, владея большим объемом информации. К способности улавливать связь между событиями, устанавливать причину и следствие. К желанию задавать вопросы, делать выводы и обобщения.

Прогноз:    Исследования по поводу влияния творческого потенциала на познавательные возможности показали, что специальный курс по развитию творческого мышления детей повышает их познавательную активность, степень усвоения знаний, способность к формированию более широких понятий, самостоятельность мышления, повышает стрессовую устойчивость, коммуникативные навыки. Улучшает адаптационные способности детей. Формирует и стабилизирует эмоциональные связи, самооценку, саморегуляцию.

Занятия по формированию дивергентного мышления в школьном  возрасте  применяемые в период повышенной сенситивности,  развивают воображение, умение нестандартно мыслить, принимать нестандартные решения. В этот период  ребенок открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения, занятия активизируют познавательную деятельность, создают ситуацию заинтересованной активности.  Данная программа поддерживает общую цель обучения и способствует наиболее полной ее реализации.

Реализация условий активной индивидуальной и коллективной  деятельности участников тренинга:

Творческий процесс всегда окрашен яркими и сильными положительными переживаниями. Это делает его привлекательным для детей  и влияет на формирование потребности в творчестве, создании нового.Формирование уверенности, базирующейся на сознании самоценности.Участник группы реализует любознательность  в самых разных областях: он имеет право задавать вопросы о чём-либо и обо всём.Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; Предлагаемые  необычные, нестандартные, оригинальные ответы принимаются группой..Свободен и независим в выражении своего мнения. Способен рисковать; предприимчив и решителен. Группа поощряет фантазии,  воображение («интересно, что произойдет, если...»); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов. Группа поощряет  чувство юмора и видит смешное в ситуациях. Участник имеет право  осознавать свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе. Поощряет обладание  чувством прекрасного; пониманию эстетических  характеристик вещей и явлений. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других.

Использование системного подхода.

  В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за короткий отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, помогающих приспосабливаться к быстро меняющимся условиям современного мира. Актуальным встает вопрос о развитии и воспитании подрастающего поколения, способного находить нестандартные решения, рождать новые идеи и не бояться искать пути их претворения в жизнь. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных и творчески мыслящих людей. В программе школьных  уроков  не так часто поднимаются эвристические вопросы, , программа «Формирования творческого, дивергентного мышления», направленная на развитие творческого мышления  подростков, находящихся на курсе реабилитации, имеет своей целью и  участие детей в эвристической деятельности( опережающей стандартное мышление),  дети предлагают свои версии и гипотезы,  отыскивают решения необычных проблем, делают свои открытия.

Единых ответов на эвристические задания не существуют. Каждый ответ участника  уникален. В то же время, эвристические задания опираются на образовательные стандарты, школьные предметы( русский язык, литература, алгебра, геометрия, география, астрономия). Чтобы выполнить их качественно, нужно владеть предметными знаниями, способами деятельности, компетенциями.

Использованные методики :

  • Курса развития творческого мышления для детей 7-10 лет по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли, автор Ю.Б.Гатанов («Иматон», г. Санкт-Петербург).
  • В работе также используются материалы программы развития вербального и невербального воображения М.В.Ильиной.
  • « Одарённые дети. Развитие дивергентного мышления» Д.Карне. Рензулли. США. 1986г. Печать Москва. 1991 г» Прогресс»
  • литература:
  • « Одарённые дети» Перевод с английского издательство Carol Adison Takacs/  Enjoy Your Gifted Chiid  New York 1986 /
  • под редакцией КПН Г.В. Бурменской.  И.М.  Слуцкого. Москва. « Прогресс» 1991.
  • (1)Дж. Родари « Грамматика фантазии и введение в исскуство придумывания историй» изд№2 перевод с ит. Добровольской Ю.А. Москва. Изд. Прогресс. 1990г.
  • (2) А. Дистерверг « Руководство к образованию немецких учителей» Москва. Учпедгиз 1956г( стр 136-203).
  • (3) Савенков А.И. « Психология детской одарённости» Москва. Генезис. 2010.
  • (4)А.Урбански « Формирование системного мышления» Издание Нар. Обр. №6 1999г.
  • (5)Дж. Гилфорд. « 3 стороны творческого мышления- Путь воина» Москва. Генезис 2012 г.
  • ( 6) Дж. Рензулли. « Психология одарённости детей и подростков» под ред. Н.С. Лейтеса. Москва. « Академия» 1998г.
  • ( 7) Е.П. Торранс « Диагностика творческого мышления»  Инст. Психологии РАН Москва. 1990 г.



Предварительный просмотр:

                                                                                     Детский Психоневрологический

                                                                                       санаторий ГБУЗ « Комарово»

                                                                                       педагог- психолог Мимашева И.Л.

                                                                                     

                            « ОБУЧЕНИЕ ДИВЕРГЕНТНОМУ МЫШЛЕНИЮ»

                           Практические занятия по методу Рензулли

Основополагающая концепция:

 Концепция  развития отечественного образования «Наша новая школа».

Как отметил Д.А. Медведев, «..ее суть и смысл в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны. Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Актуальность темы:

Современное общество предъявляет повышенные требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением, для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В современном мире возрос интерес к развитию творческих способностей. Актуальность их изучения и развития определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, мыслить творчески.

Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в жизни изменения, в готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, в стремлении избежать очевидных, традиционных решений, в выдвижении нестандартных, неординарных идей. Но самое главное состоит в том, что творчество дает возможность удовлетворять высшую человеческую потребность - потребность в самореализации.

Проблемами креативности активно занимаются зарубежные исследователи Д. Гилфорд, Е. Торранс, С.А. Медник и др. В отечественной психологии и педагогике данный аспект представлен в научных трудах В.Н. Дружинина, В.С. Юркевича, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева и др. Они исследуют феномен креативности с разных сторон, но до сих пор нет единого мнения о его природе, критериях и условиях развития.

«Если в современном обществе мы не   будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии,  мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческого мышления».        К. Роджер.

Почему ученые считают, что проблема творчества – это проблема века?

Причины возрастающего внимания к формированию дивергентного мышления.

 Причин много: экономические, политические, экологические, личностные, научные и другие.

Остановимся на главных.

Науки, изучающие человеческую природу, в начале ХХI века повернулись от вопроса: «Кто мы?» к вопросу: «Кем мы могли бы попытаться стать?».

Принципиальное различие заключается в том, что первый вопрос предполагает закрытый, единственно возможный конкретный ответ. А второй вопрос допускает неограниченное количество ответов и предполагает, что право на выработку направлений и содержания собственного развития, а, следовательно, и ответственность за конечный результат личность оставляет за собой. Именно поэтому одним из критериев образованности человека исследователи предлагают считать сформированность культуры самопересмотра, самоопределения, самореализации.

                                                  Методическая значимость программы.

«Больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны». (А. Дистерверг).

Научно-технический прогресс, стремительное развитие принципиально новых технологий во всех сферах человеческой деятельности повлекли за собой резкое возрастание потребности общества в творческих людях, способных создавать новое в производственной и социальной жизни, умеющих ставить и решать новые проблемы, актуальные для современного общества и для будущего. Без развития творческих способностей каждого члена общества человечество не выживет. На это обращают внимание многие ученые, в частности, один из лидеров гуманистической психологии, знаменитый американский психолог К. Роджерс.

 Развитие творческого потенциала личности учащегося сегодня ведущими учеными психологами и педагогами рассматривается как цель образования.

                                    Практическая значимость программы.

Задача образования является  формирование будущих  трудовых ориентиров в  жизни. В процессе обучения, необходимо приучать школьника совмещать необходимое и достаточное, учить рассматривать каждый объект в его новых качествах, выявляя новые свойства.  Правомерность такого подхода обусловлена многими причинами, связанными с изменениями, происходящими в экологии нашей планеты, политике, экономике и т.д. Актуальность практической значимости проблемы творческого развития личности сегодня возрастает в связи с изменениями в нашей системе образования – введением профильного обучения. Эффективная грамотная реализация профильного обучения на практике зависит от готовности учителя к всестороннему изучению личности ученика, его интересов и склонностей, учебного профиля, способностей и талантов. Образовательная система, в любом уголке нашей страны должна  быть готова  прежде всего к развитию творческого начала в каждом ребенке. Не менее остро стоит эта проблема и во всех развитых странах мира, которые давно поняли, что одаренные дети – это интеллектуальный и творческий потенциал страны, и разработали еще в 70-е годы XX века государственные программы по выявлению и поддержке одаренных детей.

Главным критерием образованности человека исследователи предлагают считать сформированность культуры самопересмотра, самоопределения, самореализации.

Важнейшие  условия формирования творческой активности учащихся - содержание изучаемого материала, характер деятельности. Формирование  творческой  активности взаимосвязано с развитием самостоятельности.
Творческая активность предполагает максимальное проявление индивидуальности
.

Современной школе необходимо научить ребенка пополнять свои знания, ориентироваться в потоке информации, обеспечить всестороннее развитие школьников, формировать их познавательные способности, умение учиться, прививать им «вкус» к самостоятельному поиску, открытиям.

Поэтому важно обращать внимание,  каким путем получен результат, стремиться к овладению мыслительными операциями более высокого уровня.

                                  Теоретическое обоснование программы.

«Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать». (Дж. Родари)  Эту задачу можно успешно реализовать путем организации самостоятельной умственной работы учащихся через формирование у них дивергентного мышления.

Слово «дивергенция» происходит от латинского «divergento» – расхождение.

Различные психологи, изучающие данный тип, давали ему свои характеристики. Возьмем определение Савенкова А.И. – это «разнообразное по предметной направленности мышление, проблемное, творческое, со множеством способов решения задачи».

Американский психолог А. Урбански считал, что в 21 веке в основе преподавания будет лежать обучение мышлению. Движущей силой психического развития являются противоречия: между потребностью познания и возможностью ее удовлетворения и между процессами научения и творческим развитием личности.

Поэтому с первых дней обучения ребенка в школе, необходимо так организовать учебный процесс, чтобы обеспечить саморегуляцию и позаботиться о внешнем управлении мыслительными операциями учащихся.

Мозг человека- это величайший дар природы, значит,  у каждого есть огромный потенциал творческих способностей. В соответствии с этим возникает задача – изучение теоретических основ (с использованием педагогической и психологической литературы) и разработка заданий по отдельным предметам, направленных на развитие потенциала каждого ребенка.

Целью своей работы считаю ознакомление с понятием дивергентного мышления и предоставление возможности практической деятельности.

Формировать дивергентное мышление необходимо на ранних этапах воспитания личности. «Каждый ребенок есть однажды случающееся чудо» (Э.Ильенков).

Маленький ребенок познает мир сам и с помощью родителей, которые должны нацеливать его на то, что во многих ситуациях нет, и не может быть однозначных решений.

Результаты анализа взаимосвязей творческого мышления и интеллекта с возрастом указывают на то, что творческое мышление является онтогенетическим предшественником интеллекта. Полноценное развитие интеллекта возможно только в том случае, если в раннем возрасте в равной мере формируются стандартные социокультурные навыки и развиваются творческие способности.

Резюмируя теоретическое обоснование:

Именно развитие творческого мышления создает базу для интеллектуального развития ребенка, и формирует уровень развития интеллекта, адаптационные возможности в старших и младших возрастах школьников.

Данная программа поддерживает общую цель обучения и способствует наиболее полной ее реализации.

Программа была разработана на основе:

  1. Курса развития творческого мышления для детей 7-10 лет по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли, автор Ю.Б.Гатанов («Иматон», г. Санкт-Петербург).
  2. В работе также используются материалы программы развития вербального и невербального воображения М.В.Ильиной.
  3. « Одарённые дети. Развитие дивергентного мышления» Д.Карне. Рензулли. США. 1986г. Печать Москва. 1991 г» Прогресс»

    Научная значимость применяемых методов и концепций:

1.Согласно главной идеи Дж. Гилфорда  , творческое (дивергентное продуктивное) мышление выступает средством порождения различных идей и самовыражения. Такое мышление предполагает множество правильных ответов и характеризуется перечисленными ниже особенностями:

  • Оригинальность - способность к продуцированию отдаленных ассоциаций, необычность высказываний, стремление к новизне, стремление к поиску своего собственного, отличного от других решения.
  • Семантическая гибкость - способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование, способность видеть объект под новым углом зрения, найти его новое использование, расширить функциональное применение на практике.
  • Образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула, чтобы показать его новые возможности (например, передвинуть определенное количество спичек, чтобы получить заданное число квадратов), т.е. изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдателя, стороны.
  • Семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в сравнительно неограниченной ситуации (например, способы применения кирпича), т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в которой нет ориентиров для этих идей.
  • Ригидность как противоположное гибкости явление - это неспособность изменить способ действия, переставший быть оптимальным в тех случаях, когда это возможно и оправдано.

Значимость темы в системе образования:

Важнейшие  условия формирования творческой активности учащихся - содержание изучаемого материала, характер деятельности. Формирование  творческой  активности взаимосвязано с развитием самостоятельности.
Творческая активность предполагает максимальное проявление индивидуальности.
Современной школе необходимо научить ребенка пополнять свои знания, ориентироваться в потоке информации, обеспечить всестороннее развитие школьников, формировать их познавательные способности, умение учиться, прививать им «вкус» к самостоятельному поиску, открытиям. Поэтому важно обращать внимание, каким путем получен результат, стремиться к овладению мыслительными операциями более высокого уровня.

Конвергентное мышление (логическое, последовательное, однонаправленное). Данный вид мышления проявляется в задачах, имеющих единственный правильный ответ, причем этот ответ, как правило, содержится в самих условиях. Задачи такого рода имеют жесткую структуру, их решение достигается путем использования определенных правил, алгоритмов.

Дивергентное мышление - альтернативное, отступающее от логики. Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных и разнообразных идей.

Важным моментом для выявления необходимости формирования дивергентного мышления в учебно-образовательном процессе младших школьников является положение о том, что личность, которая может реализовать свою творческую активность, руководствуется внутренними мотивами поведения и ориентируется, прежде всего, на собственный личностный рост, личностное саморазвитие.

Вследствие чего негативное влияние социума сводится к минимуму, а это очень важно, учитывая частые  дезадаптации школьников.

 Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать». (Дж. Родари) .

Заявленную  задачу можно реализовать путем организации самостоятельной умственной работы учащихся через формирование у них дивергентного мышления.

Слово «дивергенция» происходит от латинского «divergento» – расхождение. По определению Савенкова А.И. – это «разнообразное по предметной направленности мышление, проблемное, творческое, со множеством способов решения задачи».

Целью практического занятия  считаю ознакомление заинтересованных специалистов с понятием дивергентного мышления и предоставление  практических заданий в заявленной  деятельности.

Формировать дивергентное мышление необходимо на ранних этапах воспитания личности. «Каждый ребенок есть однажды случающееся чудо» (Э.Ильенков). Маленький ребенок познает мир сам и с помощью родителей, которые должны нацеливать его на то, что во многих ситуациях нет и не может быть однозначных решений.

В  развитии наших детей мы должны стремиться к основам формирования психики:

В психосоциальной сфере:

  • Самостоятельности.
  • Настойчивости, стремлении доводить свою деятельность до соответствия требованиям.
  • Готовности и стремлении отстаивать собственную точку зрения.
  • Чувстве юмора.
  • Способности понимать мотивы других и относится терпимо к их особенностям.
  • Склонности к самоанализу, терпимости к критике.
  • Уверенности в своих силах.

В сфере познавательного развития:

  • Умении  нестандартно мыслить.
  • Способности находить альтернативные пути решения проблемы.
  • Способности увлекаться, оценивать процесс и результат действий.
  • Изобретательности, продуктивности, наблюдательности.
  • Умении хорошо излагать свои мысли, владея большим объемом информации.
  • Способности  улавливать связь между событиями, устанавливать причину и следствие.
  • Желании задавать вопросы, делать выводы и обобщения.

У понятия дивергентное мышление (ДМ) есть возрастной аспект. Л.С.Выготский отмечал, что детские фантазии более яркие и неожиданные. «Ребенок – непризнанный гений средь буднично серых людей». (М. Волошин)

При формировании дивергентного мышления ответы не даются, не выводятся напрямую из условий. Необходим поиск разных подходов, частично их сопоставление. Невыводимость ответов требует не просто мобилизации и объединения прочных знаний, а интуиции и озарения (инсайта).

2.Метод  Дж. Рензулли построен на основе принципов структуры интеллекта Дж. Гилфорда и ориентирован  на творческих  детей.

Эта модель предполагает обогащение образовательных программ за счет расширения круга интересов детей, развития процессов мышления и восприятия, а также за счет исследования и решения задач индивидуально и в малых группах.

Подавляющее большинство программ нацелено на развитие тех или иных составляющих креативности: например, программы Торранса Е.П. – на дивергентное мышление, Программа тренинга развития творческого мышления позволит детям творчески использовать собственный жизненный опыт, что  значительно повысит мотивацию учения , адаптацию и социализацию.

Основной постулат метода;

Обучение дивергентному мышлению не может  быть эффективно  в индивидуальных условиях.

 Наивысший успех достигается только групповыми занятиями, при сотрудничестве.

Модель Дж.  Рензулли ( воспитание одарённого ребёнка)

«ОДАРЁННОСТЬ ЕСТЬ СОЧЕТАНИЕ ТРЁХ ХАРАКТЕРИСТИК:

  1. Интеллектуальных способностей.
  2. Креативности.
  3. Настойчивости( мотивация, ориентированная на задачу)»

Для реализации возможностей ребёнка необходимо не точное следование процессу обучения, а обогащение учебных программ,

  •   это: стратегия расширения круга интересов учащихся и развитие процессов мышления, восприятия,  использование заданий на конвергентное и дивергентное мышление.

Цель: 

.

  • Овладение методам исследовательской деятельности.
  • Снятие барьера перед озвучиванием необычной мысли.
  • Расширение круга интересов, развитие мышления и восприятия.
  • Обучение постановке открытых исследовательских задач.
  • Обучение сотрудничеству и работе в группе.

Задачи:

  • Расширение круга интересов учащихся и развитие процессов мышления, восприятия,  использование заданий на конвергентное и дивергентное мышление.
  • Обучение поиску множества правильных ответов на одну задачу
  • Укрепление адаптационных возможностей организма..

Именно с такими задачами, когда условие одно, а правильных ответов множество, сталкивается человек в своей жизни и в любой творческой деятельности.

Примерный план занятия с детьми 12-13 лет. В детском психоневрологическом  санатории « Комарово».

Расчёт занятий согласован с длительностью реабилитационной смены пребывания ребёнка в санатории - 30 календарных дней.

  • Длительность занятия- 30-40 минут.
  • Частота встреч- 2 раза в неделю.
  • Ведущий подробно записывает все предложенные варианты и выводы детей.
  • За 1 занятие проигрывается 2-3 задания.
  • Окончание занятия основывается на описании, рефлексии и перечислении того, что было рассказано, придумано, с перечислением предложенных вариантов.
  • Использование обратной связи обязательно, ( это способствует закреплению) Что было легко, что было трудно, что бы хотели проиграть ещё раз.
  • Результаты занятий фиксируются в индивидуальных  медицинских картах ребёнка при выписке из санатория.

1.занятие.

1.Инструкция : Дети высказываются по кругу, желательно по 5 аргументов от каждого ребёнка.

  • «Почему хорошо быть отличником в школе?»
  • « Почему плохо быть отличником в школе?

2.Инструкция: «Продолжи окончание  повествования свей мыслью..»

1 ребёнок: Хорошо быть творческим человеком…

2.ребёнок; творческим человеком быть трудно, он работает по ночам..

3 ребёнок ; работает по ночам полицейский..

И так далее повторяем 2- 3 последних слова и продолжаем своим суждением.

3 Инструкция: «ПРИДУМАЙТЕ, КАК МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КНИГУ» ( кирпич, скрепку, стакан, ). Используйте различные варианты.( читать, для гербария и тд.)

Ведущий записывает предложения, отмечая количество идей каждого ребёнка.

Рефлексия. Описание упражнений. Выводов. Прощание.

  1. занятие.

1.Инструкция: « Перескажите (запишите) сюжет сказки, заменив место, время, героев и т.д.

Однажды « А» посадил  «Б». Выросла «Б»  большая- пребольшая. Тогда «А» стал тянуть «Б». Тянет, потянет, вытянуть не может. Позвал «А»-«В», и т. д.

2.Инструкция: Составьте предложение, установив связь.

1.(кошка – лампочка) Кошка греется под лампочкой. У кошки усы, как спираль в лампочке. Глаза у кошки горят, как две лампочки…

2.(трактор – грузовик) Одна пашет землю, другая перевозит грузы. Одна трещит, другая едет тихо…

3.Инструкция; « Подберите цепочку существительных».

1.(по общему слову) МЕБЕЛЬ-диван, тумбочка, стул…

2.(по общему признаку) ДЕРЕВЯННЫЙ - дом, карандаш, линейка…

3.(родственные с ключевым словом) ЛЕС-лесник, лесовоз, перелесок…(например, ключевое 2 -ЛЕСОВОЗ (сложносоставное) - самокат, снегоход, вертолет…(ключевое 3 - ВЕРТОЛЕТ-вертушка, летчик, полет…

4.(со спрятанным внутри) ЕЛЬ - мебель, сельдь, белье…(СТО – сторож, столица, чистота…

5.(по концу-началу) ТИГР-рысь, слон, носорог…

6.(имена собственные, на каждую букву) ИРА-Игорь, Роман, Антон.

3 занятие .

1.Инструкция: «Придумайте предложение, в котором все слова будут начинаться с буквы п.»

 Например: Петя пошёл по полю.

(усложнённый вариант)

2.Инструкция: «Придумайте предложения, слова в которых начинаются с букв В П С П.»

Например: Ваш пёсик - самый пушистый. Ваня пошёл смотреть передачу.

3.Инструкция : «Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов».

 Колодец - паркет; бревно - коробка; облако - дверь; кукла – снег.

4 занятие

1.Инструкция:   Задание: подумай, что может произойти, если ..."... дождь будет идти, не переставая."

"... люди научатся летать, как птицы."

"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."

"... оживут все сказочные герои."

"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

2 СЛУЧАЙНЫХ СЛОВА.

2.Инструкция: «Возьмите любую книгу или словарь, наугад выберите 2 слова: просто слепым выбором. А теперь попробуйте найти нечто общее между этими словами, сопоставляйте, ищите взаимосвязи. Придумывайте нереальные истории с этими словами.

5 занятие БЕЗУМСТВА АРХИТЕКТОРА.

  1.Инструкция:  «Как Вы смотрите на то, чтобы спроектировать дом?. Сначала запишем на лист 10 существительных слов. Мандарин, стакан, луг, вода, помидор- всё, что приходит вам в голову.

Эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом. К примеру « мандарин» - стены дома оранжевого цвета. « Вода»- во дворе фонтан, ручей, бассейн. «Помидор»- запустите в пруд золотых рыбок. Рисуйте и представляйте, как это выглядело бы в реальности.

6. занятие АССОЦИАЦИИ 5+5.

1.Инструкция; «Взгляните на комнату, в которой вы находитесь. За какой предмет зацепился ваш взгляд? Например,  вы увидели на столе шоколадку. А теперь возьмите листок бумаги и напишите 5 прилагательных, которые наиболее подходят к этому предмету.

 Например: белый, бельгийский, пористый, просроченный.

А теперь напишите 5 прилагательных, которые совсем не подходят этому предмету, например: стеклянный, скоростной, загадочный и тд.

Креативность.

2. Инструкция; «На листе бумаги рисуем крестик: и начинаем превращать его в рисунок».

  1. Занятие .

СТИМУЛЯЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВАЦИИ ФАНТАЗИИ.

Классификация: Дивергентное мышление.

Цель: Исследование, направленное на выявление последствий уменьшения собственного роста до двух сантиметров.

Материалы: текст.

Представление:

Расскажите детям следующую историю.

Однажды маленький мальчик шёл из школы домой. Ступая  по тротуару, он очень внимательно смотрел себе под ноги, что бы быть уверенным, что не наступит ни на одну букашку. Это был очень добрый мальчик. Он не хотел никому причинять вреда. Неожиданно он остановился. Прямо  у его ног лежала, сверкая под лучами солнца, абсолютно новая монета.

« Ух ты!» - воскликнул мальчик и поднял монету. « Сегодня должно быть, счастливый день», - подумал он. А монета была действительно очень красивой- на одной её стороне было изображено дерево, а на другой диковинная птица. На самом деле, это была волшебная монета, но мальчик конечно же об этом не знал. Как только он опустил монету в карман, он почувствовал что то весьма странное. Ему показалось, что он становиться всё меньше и меньше, и это чувство не покидало его, пока он не сделался совсем крошечным человечком- ростом в два сантиметра.

2.Спросите у детей:

« Если бы вы были этим мальчиком, о чём бы вы сразу подумали?»

Продолжайте таким образом:

« Вы предложили очень интересные догадки, но я сейчас вам расскажу о том, что же подумал мальчик на самом деле. Мальчик прежде всего подумал о том, как же он будет добираться домой?, но так как в этой истории ничего не говорится  о том, что предпринял мальчик, вы можете выдвинуть свои гипотезы.

И так, каким образом он может добраться до своего дома?. И не забывайте, что рост у мальчика всего 2 сантиметра.

3.Запишите все предложения.

Задайте вопрос относительно последствий, с которыми может столкнуться человек, имеющий такой рост Постарайтесь заинтересовать детей и получить от них максимальное количество ответов.

Можно использовать следующие вопросы:

Что произойдёт, когда мальчик попадёт домой.

 Что подумают его родители?.

Что изменится, когда он будет кушать?

Какую разницу он почувствует, когда надо будет делать уроки, ложиться спать, просыпаться утром?.

Принимайте все ответы, не смотря на то, что некоторые из них могут  показаться

 нелепыми.

Критерий: « Вы высказали достаточно много интересных предположений. А теперь

                    подумайте, как будут обстоять дела у мальчика в школе?».

Предоставьте каждому ребёнку две попытки для высказывания. Имейте в виду, что для того, чтобы соответствовать критерию, ребёнок должен назвать как минимум два варианта.

  1. Заключение: Напомните детям о содержании рассказанной Вами истории.

 В заключении сообщите им:

 « Сегодня мы доберёмся до конца нашего приключения. Итак, после того как мальчик стал маленьким, прошли целые день и ночь. И он решил, опять стать таким, каким он был раньше.»

Прервитесь и предложите детям поразмышлять, как можно этого достичь?

Затем приступайте к рассказу: « « Мальчик решил положить волшебную монету  обратно на тротуар в надежде снова вырасти и стать прежним. Он положил монету вверх той стороной, на которой было изображено дерево. В тот момент, когда монета коснулась земли, мальчик почувствовал, что становится всё больше и больше. Но монета не знала, каким должен быть обычный мальчик и он всё рос и рос, пока рост его не достиг 10 метров, что было намного выше не только нашего потолка, но и дерева на улице.»

Попросите детей перечислить проблемы, с которыми может столкнуться        мальчик   с   ростом в 10 метров.

« Ясно, что мальчику не хотелось быть великаном, точно так же, как и не хотелось быть совсем крошечным. Он очень хотел быть таким, как раньше, нормального роста.

Снова прервитесь на некоторое время и предложите высказать свои соображения

 по поводу того, каким образом мальчик сможет это сделать.

« В нашей истории мальчик все же точно решил, что он хочет и снова вернул монету на то место, где он её нашёл. На этот раз он положил её диковинной птицей наверх. Как только он её положил, то тут же стал уменьшаться в размерах. Вдруг настал момент, когда уменьшение остановилось, он оглянулся, и увидел, что снова стал обычным мальчиком с обычным ростом»

Ваше впечатление ? как вы хотели бы закончить рассказ, по своему?

Поблагодарите за активность, креативность и способность довести начатое дело до

конца.

 

Использованная литература: « Одарённые дети» Перевод с английского издательство Carol Adison Takacs/  Enjoy Your Gifted Chiid  New York 1986 /

под редакцией КПН Г.В. Бурменской. Ив.м. Слуцкого.

            Москва. « Прогресс» 1991г.

                                                            Стив Джобс говорил:

« Креативность – это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому, что они не сделали ничего на самом деле, а просто что-то заметили. Это становится понятным им со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта  и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют»

 Поблагодарим друг друга за хорошее сотрудничество и полученное удовольствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессионального творческого мышления на уроках производственного обучения

Выпускник профессионального учебного заведения, кроме профессиональных знаний, умений и навыков, предусмотренных требованиями Государственного стандарта по специальности, должен обладать и такими, как...

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ «КОЛОКОЛА РОССИИ» ПО ТЕМЕ « ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ»

Зажечь в душе ученика искру творческого подхода ко всему тому, что он делает  - такая цель должна быть характерной для любого занятия по физике.Личность, обладающая  развитым творческим...

Формирование жизнестойкости в подростковом возрасте

Диагностика на  уровень жизнестойкости у подростков; алгоритм решения проблемы, если попал в трудную жизненную ситуацию....

Технологии развития творческого мышления в формировании профессиональных компетенций.

План урока для публикации на тему "Составление мудборда - Архитектура"....

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Процесс технического творческого мышления специфичен. Во многом это определяется особенностями постановки технических и технологических задач, а так же условиями по их реализации. От широты мышления з...

Пути формирования и развития интереса к урокам музыки у школьников подросткового возраста

В статье затрагивается одна из проблем музыкальной педагогики - развитие интереса к урокам музыки в общеобразовательной школе у младших школьников....