конспект урока на тему: «Деятельность людей и ее многообразие»
план-конспект урока на тему

конспект урока на тему: «Деятельность людей и ее многообразие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_deyatelnost_lyudey_i_ee_mnogoobrazie.doc794 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Деятельность людей и ее многообразие».

Цели урока: объяснить понятия и термины: «деятельность», мотивы деятельности», «потребности», «интересы», «творчество», «цель», «средства достижения цели», «действия», «бессознательное»;

ознакомить с социальной сущностью деятельности человека, с типологией деятельности, выяснить природу и особенности творческой деятельности;

развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;

способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-исследование.

Ход урока

I. Организационный момент

Однажды Ходжа Насреддин проснулся среди ночи, вышел на улицу и стал кукарекать. Услышали это соседи и спрашивают: «Что ты делаешь, Ходжа?» - «У меня сегодня много дел, - ответил он, - хочу, чтобы день наступил пораньше».

  • О чем эта притча?
  • Какое она имеет отношение к теме нашего урока?
  • Что такое «деятельность»?
  • Чем деятельность животных отличается от деятельности человека?
  • Какую роль играет деятельность в нашей жизни?

На эти вопросы мы и будем отвечать на наших уроках.

Запишите тему урока: «деятельность людей и ее многообразие».

Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Сущность и структура деятельности.

2. Потребности и интересы.

3. Многообразие видов деятельности.

4. Творческая деятельность.

II. Объяснение нового материала.

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в движениях - двигательной активности. Но для животных характерно приспособление к окружающей среде. Они только используют то, что дала им природа.

Человек обладает такой специфической формой взаимодёйствия с окружающей средой, как деятельность.

Деятельность - форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды; на получение нового продукта - или результата.

Таким образом, и поведение животных, и деятельность человека целесообразны, но целеполагание присуще только человеку.

В ходе такой деятельности реализуются силы и способности человека, которые потом воплощаются в продуктах деятельности. В этой цепочке и проявляется социальная сущность деятельности.

Проверим ход наших рассуждений с помощью схемы:

1. Сущность и структура деятельности

Познакомимся с сущностью и структурой деятельности.

Прочитайте п. 1 § 17.

  • Что такое «субъект» деятельности?
  • Что такое «объект» деятельности?
  • С чего начинает человек любую деятельность?
  • Что такое «цель»?
  • Можно ли считать любую цель осуществимой?
  • Как определить реальность цели?
  • С помощью чего люди обычно достигают целей?
  • Что такое «действия»? Приведите примеры.
  • От чего зависит достижение или неуспех деятельности?
  • Что значит выражение «Средства должны соответствовать цели»
  • Можно ли, поставив перед собой благородную цель, воспользоваться нечестными средствами? -
  • Как вы, относитесь к выражению «Цель оправдывает средства»? Свой ответ аргументируйте.

(По ходу ответов учащихся на доске выстраивается схема.)

Структура деятельности

СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тот, кто осуществляет деятельность

Это - то, на что она направлена

Субъектом - деятельности может быть человек, группа людей, организация, государственный орган.

Объектами могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей. Объектом может быть и сам человек

                

        

        

        

2. Потребности и интересы

Теперь нам следует определить, что побуждает человека к деятельности. Для чего?

Да хотя бы для того, чтобы не стать героем следующей притчи, которая получила название «Старательный дровосек».

Старательный дровосек честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции, где сжигали людей.

О чем притча? В ней говорится о том, что человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате - добро или зло.

Прочитайте п. 2 § 17 учебника.

  • Что такое «мотив»?
  • Какую роль играют мотивы в деятельности человека?
  • Что может выступать в роли мотивов?
  • Что такое «потребности»?
  • На какие три большие группы разделили потребности авторы учебника?
  • Охарактеризуйте и проанализируйте их.
  • Какие из них вам кажутся наиболее важными? Свой выбор объясните.

Вспомните и охарактеризуйте шкалу потребностей, разработанную А. Маслоу.

  • Что такое «социальные установки»? Приведите примеры.
  • Что такое «убеждения»? Какую роль они играют в деятельности человека?

Почему особую роль в формировании мотивов играют «интересы»?

  • Как они формируются? От чего зависят?
  • Что такое «идеал»? «Общественный идеал»?
  • Что значит для вас «нравственный идеал»?
  • Что мы подразумеваем под понятием «сознательная деятельность»?
  • Всегда ли мы сознательно действуем? Что такое «бессознательное»?
  • Почему авторы учебника особую роль отводят в деятельности человека понятию «воля»?
  • Согласны ли вы с ними?

(По ходу ответов выстраивается схема.)

Что движет человеческой деятельностью

3. Многообразие видов деятельности

М.Е. Салтыков-Щедрин в своей сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помещает на необитаемый остров двух заслуженных чиновников, привыкших жить на всём готовом. Здесь они вдруг обнаруживают, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет». «Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, Изжарить...».

  • О какой деятельности идет речь в приведенном фрагменте? Какие вообще бывают виды деятельности? Попробуйте перечислять их.

Чтобы не потеряться в многообразии видов деятельности ученые создали определенные модели классификации человеческой деятельности. давайте познакомимся с ними.

Прочитайте п. 3 § 17.

  • Охарактеризуйте и проанализируйте первую модель классификации видов деятельности: практическая, духовная.
  • Охарактеризуйте и проанализируйте вторую модель классификации видов деятельности: созидательная, разрушительная.
  • Приведите примеры отдельных видов деятельности.
  • Как вы относитесь к славе Герострата? Почему?

 (По ходу ответов на доске выстраивается схема.)

4. Творческая деятельность.

  • Что такое «творческая деятельность»? Чем она отличается от других видов деятельности?
  • Какие ассоциации возникают у вас при слове «творчество»?

(После ответов ребят, по ходу объяснения учителя, выстраивается схема.)

Творческая деятельность

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее

Источником деятельности может быть воображение, фантазия

Фантазия - необходимый компонент творческой деятельности.

Интуиция - важнейший компонент творчества. Бессознательное.

Бессознательное связано с созидательными усилиями

III. Итог урока

  • В чем заключается социальная сущность деятельности?
  • Какова структура деятельности?
  • Как связаны между собой цель, средства и результат деятельности?
  • Каковы мотивы деятельности?
  • Как соотносятся потребности и интересы?
  • В чем особенности творческой деятельности?
  • Выполните задания к параграфу.

IV. Домашнее задание

Выучите § 17, выполните задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Вводные слова"

В разработке урока используются приёмы технологии критического мышления,которые помогут ученикам: выяснить, что такое вводные слова и какова их функция в предложении;познакомиться с группами вводных с...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: «ДИНАМИКА В КОМПОЗИЦИИ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: « ДИНАМИКА В КОМПОЗИЦИИ» основана на станковой композиции по теме " Танцуй фламенко!" , как наиболее подходящей для передачи...

Конспект урока по теме "Событие, вероятность события"

Урок изучения нового материала, с элементами исследования. Цели урока:  дать представление о теории вероятности, его истории возникновения; сформировать понятия события, видов событий, ...

Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.

Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся  с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...

Конспект урока на тему: "Развитие способностей к изобразительной деятельности"

Урок в рамках изучения курса Теоретические и методические основы продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста специальности "Дошкольное образование"....

Конспект урока по теме "Темы и мотивы лирики в творчестве М.Цветаевой"

В данном методическом материале приведен план-конспекр урока с применением технологии развивающего обучения....

Конспект урока по теме Освоение лексического минимума, выполнение упражнений по теме "Источники права"

Данное занятие разработано по стандартам ФГОС. Особенность занятия: использование активныех и интерактивных методов, приемов Mind Map и Brain Storming. Итогом занятия является усвоение студентиами нов...