конспект урока на тему: Наказание и его последствия. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
план-конспект урока на тему

конспект урока на тему: Наказание и его последствия.  Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._nakazanie.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Наказание и его последствия.
Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Цели урока:

1. Расширить и углубить знания учащихся о юридической  ответственности

2. Рассмотреть особенности уголовной ответственности, обстоятельства, исключающие уголовную ответственность

3. Раскрыть особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

4. Сформировать умение применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач.

Основные понятия: преступление, уголовная ответственность, наказание, вина, необходимая оборона, крайняя необходимость.

План урока:

1. Уголовная ответственность и её отличия от других видов юридической ответственности.

2. Причины наступления уголовной ответственности.

3. Уголовная ответственность и наказание.

4. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину.

5.Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

6. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

Ход урока

1. Организационный момент. Постановка целей урока.

2. Повторение пройденного материала. На предыдущих уроках мы рассматривали  основные положения уголовного права, определили понятие «преступление», рассмотрели его признаки, коснулись понятия «вина», охарактеризовали её основные формы. Сегодня мы рассмотрим вопрос о правовых последствиях совершения преступления, поговорим об уголовной ответственности и наказании. Уголовная ответственность – это вид юридической ответственности.  Вопросы учащимся.

    - Что такое юридическая ответственность?

    - Каковы основные принципы юридической ответственности? (работа со схемой)

Принцип законности: преступность того или иного деяния определяется только законом.

Принцип индивидуализации ответственности.

Принцип равенства граждан перед законом.

Принцип справедливости: наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления.

Принцип ответственности за вину: ответственность только за те преступления, в отношении которых установлена вина человека.

Рассмотренные принципы распространяются и на уголовную ответственность, являются определяющими при назначении наказания.

3. Изучение нового материала.

а) Но чем уголовная ответственность отличается от других видов юридической ответственности? Каковы основные отличительные признаки уголовной ответственности?

Согласно ст. 8 УК РФ уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК. Рассмотрите схему, назовите и прокомментируйте особенности уголовной ответственности (схема на доске).

   б) Что может быть причинами наступления ответственности? Уголовное законодательство определяет следующие основания для привлечения к уголовной ответственности:

     Для того, чтобы лучше разобраться в этом вопросе рассмотрим конкретные ситуации.

Задание. Учащиеся получают четыре правовые ситуации. Необходимо определить, какая из причин наступления уголовной ответственности описана.

Итак, рассматривая ситуации, мы можем сказать, что каждое отступление от норм, принятых в обществе, встречает явное или скрытое осуждение, а нарушение норм права влечёт за собой определённые меры юридической ответственности.

      Итак, что же такое уголовная ответственность? (запись в тетради)

Уголовная ответственность – это разновидность юридической ответственности, правовое последствие, результат совершения преступления.

     Предлагаю выполнить ещё одно задание.

Задание учащимся.

Из предложенных ситуаций выбрать те, за которые наступает уголовная ответственность.

     1) Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.(+)

     2) Друзья решили посмотреть, как устроено ружьё, купленное отцом одного из них. Играя, один из ребят направил ружьё на товарища и нажал на курок. Неожиданно для них обоих ружьё выстрелило, один из подростков погиб.(+)

     3) Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.

     4) На перемене подросток зашёл в раздевалку, забрал понравившуюся чужую шапку.(+)

     5) Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору и сообщил, что в школе заложена бомба.(+)

     6) Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег.(+)

     7) Подростки курили в туалете школы.

     8) Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.  

     9) В нетрезвом состоянии шофёр не смог справиться с управлением автобусом на обледенелой дороге и наехал на проходившего по тротуару человека.

     10) Два подростка, увидев поздно вечером лежащего на обочине дороги пьяного мужчину, вынули из его карманов деньги.

     Проверка правильности выполнения задания (проекция).

Ситуация 1.

     Выстрел прогремел из двух стволов. Страшная сила отбросила молодое, полное жизни тело, и Эдуард Вишнёв упал, как подкошенный колос, всё ещё сжимая в руке два белых цветочка. Последний подарок, который он хотел сделать любимой, ожидавшей его неподалеку, слышавшей и грохот рокового

залпа, и последний возглас любимого: «Мама!»

Ситуация 2.

     Ученик 9 класса одной из местных школ получил предложение от одноклассника похитить из местного коммерческого ларька партию продуктов. Дело, по мнению организатора, облегчалось тем, что у него случайно оказался ключ от замка. Согласие было дано, и они начали подготовку: договорились о сбыте товара, приготовили сумки для выноса краденого. Вечером они сели напротив ларька и стали ждать, когда он закроется. Но продавец давно обратил внимание на двух подростков, чьё поведение показалось ему подозрительным. Он обратился к участковому милиционеру. Тот задержал подростков, при личном осмотре у них был найден ключ от замка, а также пустые сумки.

Ситуация 3.

     Одноклассники договорились украсть из школы персональный компьютер, для этого один из них должен был незаметно спрятаться в компьютерном кабинете и дождаться там ночи. Затем открыть окно и. обвязав компьютер верёвкой, спустить его с этажа своему напарнику. Почти всё удалось, но в последний момент в кабинете появились милиционеры. Их успел вызвать сторож, заметивший присутствие постороннего в помещении, а его напарника под окнами. Ничего украдено не было, но одноклассники были привлечены к уголовной ответственности.

Ситуация 4.

     Из показаний обвиняемой.11 августа в 9 часов вечера я собралась на танцы. Со мной были Люба и Надя Кирилловы, Ира Соколова, Оля Дмитриева, позже присоединилась Лена Коржова. В 21 час 30 минут мы за клубом распили три бутылки вина, после чего пришли на танцы. В перерыве мы вышли в парк, где встретили Ольгу Ковалёву. Я начала избивать её кулаками по лицу, подруги присоединились ко мне. Мы никак не могли остановиться. В результате, мы сильно избили её и порвали костюм. Что послужило причиной нашего поступка я не знаю.

По своему характеру уголовная ответственность заключается в том, что государство, во-первых, порицает неправомерное поведение человека, а во-вторых, наказывает его. Наказание – особая мера государственного принуждения, применяемая к лицу, совершившему преступление (запись в тетрадь).

Вопрос учащимся: На ваш взгляд, какое лицо подлежит уголовной ответственности?

Согласно ст. 18 УК РФ, уголовной ответственности подлежит только вменяемое лицо, достигшее возраста, установленного законом (с 16 лет, а за некоторые преступления – с 14 лет). Уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении деяния, содержащего все признаки состава преступления. На ваш взгляд, форма вины оказывает влияние на назначение наказания?

Необходимо вспомнить принцип презумпции невиновности: никто не может быть признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда и в строгом соответствии с законом.

в) Как вы думаете, уголовная ответственность и наказание  - это одно и тоже?

Нет, уголовная ответственность предшествует наказанию. Лицо, виновное в совершении преступления привлекают к уголовной ответственности, а затем суд, рассмотрев уголовное дело, определяет ему наказание.

Рассмотрим ст. 44 УК РФ. Какие виды наказаний предусмотрены уголовным законодательством?  (работа с текстом)

1. Штраф (от 25 до 1000 МРОТ)

2. Обязательные работы – выполнение осуждённым в свободное от основной работы время бесплатных общественных работ (4 ч. в день) – от 60 до 240 часов.

3. Исправительные работы отбываются по месту работы с удержанием из заработка осуждённого в доход государства суммы в размере от 5 до 20 % (устанавливаются на срок от 2 месяцев до двух лет).

4. Ограничение свободы – содержание осуждённого без изоляции от общества в специальном учреждении (с18 лет)

5. Арест – содержание в условиях строгой изоляции от общества (от 1 до 6 месяцев) – с 16 лет.

6. Лишение свободы – изоляция от общества путём направления его в колонию-поселение или помещение в исправительную колонию общего, строгого или особого режима (от 6 мес. до 20 лет).

г) Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Требования уголовного закона строги и к несовершеннолетним, причинившим вред общественным интересам, отдельным гражданам. К сожалению, в настоящее время выросло количество преступлений, совершённых несовершеннолетними.

Причины преступности несовершеннолетних:

1. Безнадзорность;

2. Низкий уровень правосознания;

3.Психологические особенности личности (неуравновешенность, подверженность влиянию);

4. Недостатки в профилактической работе среди несовершеннолетних.

Наиболее распространённое преступление – хулиганство (до 40%).

Как известно, закон устанавливает уголовную ответственность с 16 лет, а за тяжкие преступления с 14 лет.

Рассмотрим ст. 20 УК РФ (работа с документом)

Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

     1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.

     2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кражу, грабёж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели похищения, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств либо путей сообщения.

д) Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

     При назначении наказания суд учитывает несколько факторов: характер и степень общественной опасности деяния, личность виновного и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (ст. 61, 63 УК РФ).

Задание учащимся: Рассмотрите таблицу, отметьте в соответствующей колонке обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.  

    Проверка правильности выполнения задания (проекция)

Обстоятельство

Смягчающие

Отягчающие

1.

Совершение преступления впервые

+

2.

Совершение преступления под влиянием угрозы

+

3.

Совершение преступления организованной группой

+

4.

Несовершеннолетие виновного

+

5.

Совершение преступления из корыстных или иных низменных побуждений

+

6.

Совершение преступления с особой жестокостью

+

7.

Наличие малолетних детей у виновного

+

8.

Совершение преступления в силу стечения тяжёлых жизненных обстоятельств

+

9.

Наступление тяжких последствий в результате совершения преступления

+

10.

Чистосердечное признание или явка с повинной, активное содействие раскрытию преступления

+

11.

Совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, из мести

+

12.

Оказание медицинской или иной помощи потерпевшему после совершения преступления

+

е) Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

     При наличии перечисленных в законе обстоятельств уголовная ответственность не наступает, поскольку такие действия направлены на защиту общественных интересов, интересов личности.

Познакомьтесь с содержанием ст. 37 – 41 УК (работа с текстом). Составьте схему или кластер «Обстоятельства исключающие преступность деяния». В результате работы должна получиться следующая схема:

     Необходимая оборона – правомерная защита от общественно-опасного посягательства путём причинения вреда нападавшему, если не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

     Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление – правомерное причинение вреда преступнику при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения новых преступлений.

     Крайняя необходимость – причинение вреда охраняемым государственным интересам для устранение опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, если эта опасность не могла быть устранена другими средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.

     Физическое или психическое принуждение – правомерное причинение вреда в результате физического или психического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями.

     Обоснованный риск – причинение вреда интересам государства для достижения общественно-полезной цели. 

Задание учащимся: придумаёте правовые ситуации, иллюстрирующие каждое из обстоятельств, исключающих уголовную ответственность.

      Итак, сегодня мы рассмотрели вопрос об уголовной ответственности, рассмотрели основания привлечения к уголовной ответственности, принципы и виды наказания, обстоятельства, исключающие уголовную ответственность, смягчающие и отягчающие её. На следующих уроках мы более подробно остановимся на особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Вводные слова"

В разработке урока используются приёмы технологии критического мышления,которые помогут ученикам: выяснить, что такое вводные слова и какова их функция в предложении;познакомиться с группами вводных с...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: «ДИНАМИКА В КОМПОЗИЦИИ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: « ДИНАМИКА В КОМПОЗИЦИИ» основана на станковой композиции по теме " Танцуй фламенко!" , как наиболее подходящей для передачи...

Конспект урока по теме "Событие, вероятность события"

Урок изучения нового материала, с элементами исследования. Цели урока:  дать представление о теории вероятности, его истории возникновения; сформировать понятия события, видов событий, ...

Конспект урока по теме "Умножение десятичных дробей"

Конспект урока по сказке Иван Царевич и Клщей Бессмертный по теме "Умножение десятичных дробей" (закрепление) в 7 классе...

Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.

Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся  с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...

Конспект урока по теме "Темы и мотивы лирики в творчестве М.Цветаевой"

В данном методическом материале приведен план-конспекр урока с применением технологии развивающего обучения....

Конспект урока по теме Освоение лексического минимума, выполнение упражнений по теме "Источники права"

Данное занятие разработано по стандартам ФГОС. Особенность занятия: использование активныех и интерактивных методов, приемов Mind Map и Brain Storming. Итогом занятия является усвоение студентиами нов...