конспект урока на тему: «Общение»
план-конспект урока на тему

конспект урока на тему: «Общение»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obshchenie.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Общение»

Цели: Продолжить учащихся учить вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, понимать динамику исторического процесса, разъяснять сущность общения, показав его роль в развитии современного общества.

Ход урока.

1. Анализ домашнего задания.

Устный опрос.

2. Объяснение темы.

— Как Вы считаете, умеете ли вы общаться?  Что такое общение? В какой из форм обычно проходит общение?

Понятие общения много обширнее, чем наше обычное: Привет! — Пока. Если заглянуть в прошлое, то нам, считающим себя людьми современными, станет просто стыдно. Ведь люди, уже начиная с ХV — ХVII веков, общались на таком высоком уровне, что нам и не снилось.

Предполагая, что «умею общаться» означает «умею правильно общаться». Хотя речь и играет огромную роль в общении людей, но ведь все прекрасно знают, что люди, например, любящие, не нуждаются в словах, чтобы выражать свои чувства, мысли. Им вполне достаточно видеть друг друга.

Также огромное значение в общении между людьми имеет мимика собеседников. Не приходилось ли Вам самим общаться с кем-нибудь с помощью взглядов жестов? Конечно, приходилось! Но если Вы понимали друг друга, значит, это понимание явилось результатом весьма сложной работы.

Ко всему выше сказанному нужно добавить: важно не только говорить с собеседником важно чтобы собеседник понимал Вас. Казалось бы, если отвечает — значит, понимает. При всей простоте это не всегда так.

Итак, процесс общения, коммуникации. Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух.

Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять считывать со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается).

В-третьих, сообщение характеризуется каким-то содержанием, какой-то формой и каким-то смыслом. Это не одно и то же. допустим, что некто (скажем, молодой человек) преподносит кому-то (скажем, знакомой девушке) букет желтых тюльпанов. И делает он это необычно: без улыбки, с отчужденным выражением лица. По форме (Возьми, пожалуйста цветы от меня) здесь все по этикету корректно.

В каждом конкретном коммуникативном акте ест определённый канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительно-словестному каналу. Рукопожатие — способ передачи дружеского приветствия по осязательному каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по зрительному каналу.

Всем хорошо известно, что человек во время акта коммуникации может говорить одно, а думать другое, т.е. лжет или просто о чем-то умалчивает из каких-то побуждений. В целом ряде случаев (а с помощью научных методов — всегда) можно обнаружить несоответствие формы и содержания сообщения. Криминалисты, например, хорошо знают, как важно наблюдать во время дачи показаний за выражением лица и внешним видом допрашиваемого. Да и мы с вами, не будучи специалистами, часто говорим что-нибудь вроде: «по глазам вижу, что неправда», «говорит о веселом, а сам все ходит, места себе не находит — что-то его тревожит. Спросишь — «все в порядке», а на деле...

Следовательно, если мы хотим, чтобы нас хорошо понимали, надо, чтобы и форма, и содержание гармонично сливались бы друг с другом,

Если бы мы хотели классифицировать коммуникантов, то, вероятно, имело бы смысл различать их по таким существенным  признакам, как возрастные, половые, профессиональные, общекультурные, образовательные.

Классификация общения по  видам: производственные, практически-бытовые, межличностно- семейные, научно-теоретические; по форме контактирования: прямое, опосредованное ( переписка является опосредованной формой, а личная беседа — прямой формой); по типу связи: двунаправленные и однонаправленные, например, чтение книги, просмотр кинофильма, выполнение роли зрителя на спектакле – однонаправленные. Но если вы аплодируете актерам, или пишете автору пьесы, книги или кинорежиссеру письмо, или награждаете певцов аплодисментами — связь становится двунаправленной, взаимной.

Непонимание может граничить и с извращением понимания. Именно поэтому и необходимо стремиться к максимальному успеху в общении. Есть люди, которые не очень разговорчивы. Они могут слушать вас с вниманием, но в то же самое время вы этого не увидите. Вам кажется, что вас просто не хотят слушать, а на самом деле у вашего собеседника такая привычка и для него это норма общения.

Многие из приемов эффективного общения люди используют еще с каменного века. Например, раскрытые ладони в древности означали «У меня нет оружия». Сейчас это означает дружелюбный и открытый настрой собеседника.

Вот несколько приемов для эффективного общения.  «6 правил Глеба Жеглова»:

1. Проявлять искренний интерес к собеседнику; 2. Улыбаться; 3. Запомнить имя человека и не забывать время от времени повторять его в разговоре; 4. Уметь слушать; 5. Вести разговор в кругу интересов вашего собеседника; 6. Относиться к нему с уважением.

Как увеличить полезность контакта?

— Быть наблюдательным; сделать комплимент; говорить о проблемах собеседника.

Как результат вы получите:

1. Формальный контакт перерастает в нормальное человеческое общение;

2. Вы завоюете собеседника;

3. Вы повысите вашу самооценку.

Правила эффективного общения

1. Всегда настаивать на правде;

2. Строить сообщения просто и понятно;

3. Не приукрашивать, не набивать цену;

4. Помнить, что 1/2 аудитории — женщины;

5. Делать общение увлекательным, не допускать скуки и обыденности;

6. Контролировать форму общения, не допускать экстравагантности;

7. Не жалеть времени на выяснение общего мнения;

8. Помнить о необходимости непрерывного общения и выяснения общего мнения;

9. Стараться быть убедительным на каждом этапе общения.

Основы общения. Некоторые эксперты считают, что способность каждого человека говорить, различна и свидетельствует о наличии в человеке двух качеств:

1. Степень самоуверенности, т.е. насколько уверенно человек себя чувствует, насколько он прав;

2. Степень неуверенности человека в себе. Критерием оценки уверенности или неуверенности в себе служат слова, которые употребляет человек, и частота их повторения. Слова-вставки и слова, служащие для выражения неопределенности, выдают неуверенность: вообще-то, как сказать, я думаю, по-моему и т.д.

Утвердительные выражения характеризуют уверенность: однозначно, правильно, великолепно и т.д. Есть несколько критериев, которым должна соответствовать наша речь:

1. То, что мы говорим, должно быть обосновано;

2.Это должно  иметь смысл;

3. Это должно быть взаимосвязано;

4.Речь должна быть понятна для окружающих.

Публичные выступления. Одним из основных профессиональных требований к предпринимателю является умение выступать на конференциях, заседаниях, деловых встречах. Более эффективно всегда короткое, насыщенное, интересное и яркое выступление, нежели длинная речь. Необходимо говорить редко и по существу. Для того, чтобы выработать в себе способность говорить спокойно и ясно перед аудиторией, необходимо учесть несколько моментов:

1. Начинать речь сильным и настойчивым голосом;

2. Готовиться к выступлению;

3. Проявлять уверенность;

4. Практиковаться.

Подготовка к выступлению — одна из основных и неотъемлемых слагающих успеха при выступлении. Порой именно от подготовки может зависеть все выступление. При подготовке необходимо:

1. «Пропустить» материал через себя;

2. Не превращать речь в сухое изложение фактов, приводить конкретные примеры ( эффект слоеного пирога)

3. Собирать больше информации, чем вы сможете использовать (резервные знания);

4. Необходимо придумать план речи и основные тезисы, особенно выстроить ее начало и заключительную часть;

5. Записать свое выступление на пленку и прослушать ее;

6. Использовать ассоциации, не читать «по бумажке»;

7. Отрепетировать готовую речь;

8. Употреблять в повседневных разговорах те моменты, о которых вы хотите говорить в публичном выступлении, так сведения, которые вы используете, закрепятся в памяти;

9. Попытаться запомнить вашу речь не в один присест, а в течение нескольких дней.

Во время выступления:

1. Настройтесь на аудиторию , выясните отвечает ли содержание вашей речи ее интересам. Если нет, то на ходу приведите ваши интересы и интересы аудитории к общему знаменателю;

2. Прежде чем начать выступление, обратите внимание на себя;

4. Кратко и четко обратитесь ко всей аудитории, а потом сделайте паузу;

5. Наблюдайте за реакцией аудитории и старайтесь добиться ее расположения;

6. Следите за тем, когда ваши слова найдут у аудитории поддержку, и сразу же развивайте тему и старайтесь ее раскрыть;

7. Только когда вы полностью добьетесь расположения слушателей, переходите к главной теме выступления;

8. Не теряйте самообладания от провокационных реплик;

9. Не вступайте в дискуссию во время выступления, иначе вас «уведут в сторону», и выступление будет «провалено». Скажите, что на все вопросы вы ответите после выступления;

10. Если в выступлении есть места, неприятные для аудитории, обязательно подкрепите их очевидными примерами и фактами, подчеркните, что только необходимость заставляет вас говорить о них, и снизьте остроту несколькими комплиментами;

11. Не делайте неоправданных выводов и обобщений;

12. Не показывайте виду, что вы устали или в чем-то сомневаетесь;

13. Закончив выступление, сделайте комплимент аудитории и поблагодарите за внимание.

Начало выступления — наиболее важная часть всего выступления. Цель начала выступления состоит в привлечении внимания и разжигании интереса аудитории. Не стоит начинать выступление с анекдота или извинений. Лучше всего начинать выступление так:

1. С истории, потрясающего факта;

2. С вопроса слушателям (Знаете ли вы, что ... ?);

3. С замечания, касающегося непосредственно аудитории;

4. С цитаты известного человека;

5. С показа какого-либо предмета.

Заканчивать выступление следует, придерживаясь следующих правил:

1. Резюмировать основные положения выступления;

2. Призвать к действию, если это уместно;

3. Сделать подходящий комплимент;

4. Вызвать смех;

5. Использовать подходящую цитату;

6. Создать кульминацию;

7. Постараться закончить выступление прежде, чем этого захочет публика.

Некоторые аспекты, необходимые для хорошего выступления:

1. Ощущение контакта с аудиторией;

2. Естественность речи:

а) разговорный тон, непосредственность;

б) акцентирование важных слов;

в) изменение темпа речи — пауза до и после важных мыслей;

3. Проявление энергии и эмоциональной искренности.

Телефонные разговоры.

Телефонный разговор — это визитная карточка  человека.

По некоторым, на первый взгляд, мелочам можно достаточно точно оценить уровень культуры вашего абонента. Поэтому необходимо знать правила общения по телефону и заранее построить план разговора.

Универсальные приемы построения телефонного разговора:

1. Обязательное приветствие;  2. Представление; 3. Основная цель звонка излагается лаконично, в 3 — 5 фразах, при этом необходимо подчеркнуть точки соприкосновения интересов;  4. Окончание разговора, повторение основной мысли, просьбы, идеи; 5. Прощание, сказать что-то приятное, поблагодарить за разговор.

Необходимо также отметить, что при деловых телефонных разговорах надо иметь под рукой ручки, еженедельник, нужные подборки документов, т.к. постоянные просьбы “подождать минутку” создают негативные эмоции у вашего абонента. Телефонный разговор надо вести в доброжелательном тоне, говорить внятно, последовательно, короткими фразами.

Правила общения по телефону:

1. Деловые разговоры ведутся по служебному телефону; если необходимо переговорить по домашнему телефону, то надо извиниться и кратко изложить суть дела, договориться о встрече;  2. Звонить с 9.00 до 22.00;  3. При звонке незнакомым людям надо объяснить, кто дал их телефон;  4. Перезванивает тот, кто звонил;  5. Согласно этикету абонент, которому звонят, может себя не называть;   6. Если нужного человека нет на месте, то третий человек спрашивает, что ему передать.

Невербальные средства общения, У человека, как и у животных, есть инстинкты, приобретенные или врожденные. К этим инстинктам можно отнести и невербальные средства общения. Большинство из них врожденные, т.е. наследуемые в генах, например, интимные зоны. Часть из них является приобретенной.

Например, если внимательно понаблюдать за поведением молодых людей в баре или на дискотеке при знакомстве с девушками, то можно увидеть, что более 50% девушек при этом постоянно рукой как бы поправляют себе прическу. И хотя ваш собеседник, может, никогда об этом даже не слышал, но на уровне подсознания он будет ощущать эти средства, что в значительной мере повлияет на его решение. Т.е., владея невербальными средствами общения, можно контролировать и управлять вашим собеседником. Кроме того, владея этими средствами, можно без особого труда оценить его искренность, а также лучше его понять. Психологами установлено, что от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств общения и только 20—40% — за счет вербальных выражений.

У человека существует несколько зон, и каждая зона имеет свое значение. Кроме того, каждый человек имеет свою личную территорию, которая окружает его и является как бы его собственностью, продолжением его физического тела (дом, машина и т.п.).

Протяженность личной территории у животных зависит от населенности, как и у человека, но личная пространственная территория человека делится на 4 зоны;

1. Интимная зона (15 — 46 см). Охраняется как собственность. В нее допускаются дети, родители, жены, мужья, любовники и близкие родственники. Менее 15 см — сверхинтимная зона, в которую ни в коем случае нельзя проникать;

2. Личная зона (46 см — 1,2 м). Расстояние на официальных приемах и вечеринках;

3. Социальная зона (1,2 м — 3,5 м). Посторонние и малознакомые люди, новые служащие на работе;

4. Общественная зона (более 3,5 м); при обращении к большой группе людей (театр, лекция, выступление).

В случае неизбежного вторжения в несоответствующую зону необходимо соблюдать следующие правила;

1. Ни с кем не разговаривать, даже если вы хорошо знакомы;

2. Не смотреть в упор, но и не прятать глаз;

3. Не проявлять никаких эмоций;

4. Если в руках книга или газета необходимо полностью углубиться в чтиво;

5. Чем теснее в транспорте, тем сдержаннее ДОЛЖНЫ быть ваши движения;

6. В лифте рекомендуется смотреть на указатель этажей.

В последние годы на Западе собираются отказаться от небоскребов, т.к. при этом увеличивается плотность населения, что ведет к увеличению стрессовых ситуаций. Необходимо также отметить, что у разных наций разные зональные пространства. Например, у американцев первая зона меньше, чем у японцев. Вот почему во время переговоров между собой они нередко чувствуют подозрительность. В европейских странах первая зона 23 — 25 см. Также различаются зональные пространства между горожанами и сельскими жителями. У горожан личная зона 46 см, в то время как у сельчан 1 —2 м. Отсюда можно сделать вывод: чем более густо населен регион, тем меньше зональные пространства его жителей.

Язык телодвижений, как и любой язык, состоит из слов, предложений, знаков препинаний.

Для правильной интерпретации жестов необходимо учитывать:

1. Совокупные жесты;

2. Совпадение слов и жестов, необходимо верить жестам;

3. Контекст;

4. Индивидуальные причины (здоровье, одежда, профессия).

Язык телодвижений напрямую зависит от следующих критериев:

1. Социального статуса власти и престижа (чем выше социально - экономическое положение человека, тем лучше развита его вербалика и хуже невербалика);

2. От возраста (у детей проявляется в большей степени). Некоторые элементы языка телодвижений и невербалики — ладони и руки. Если ладони раскрыты, это означает честность, искренность, доверчиность.

Когда человек неискренен, то он держит руки за спиной или в карманах. «Выказывающий перст» при разговоре может выдать его агрессивность. Сцепленные пальцы рук означают нетерпимость, разочарование и желание человека скрыть свое отрицательное отношение. Шпилеобразное положение рук означает уверенную или всезнающую позицию. Положение, когда человек держится одной рукой за другую, указывает, что он ищет поддержку в себе.

Рукопожатия.

Очень важным элементом в невербалике является рукопожатие.

Через него можно увидеть один из 3 типов взаимоотношений людей между собой:

1. Превосходство. При таком рукопожатии превосходство у того человека, чья рука сверху. Из проведенного исследования выяснили, что из 54 преуспевающих администраторов 42 протягивают руку для рукопожатия сверху;

2. Покорность, уступчивость. При этом рука протягивается развернутой ладонью вверх;

3. Равенство. Обе ладони при рукопожатии находятся в вертикальном положении.

Также при рукопожатии:

— Если вы пришли без приглашения не надо брать инициативу рукопожатия на себя.

— «Перчатка» подчеркивает неуверенность.

— Прямая рука при рукопожатии означает агрессивность.

Ложь. Когда человек при разговоре непроизвольно начинает чесать веко, шею, мочку уха, то вполне вероятно, что он лжет.

Оценочные отношения.

Любое подпирание головы означает скуку. Поглаживание подбородка — это попытка принять необходимое решение. Руки в качестве барьеров: скрещенные руки означают скрытность (образуется биоэнергетический барьер). Например, когда вы придете к психологу, он попросит вас не скрещивать руки и ноги.

Замаскированная нервозность: руки на поясе или женщины держатся за ручку своей сумочки. Ноги в качестве защиты: нога на ногу. Иногда при этом обе руки находятся на бедре верхней ноги.

Положение головы при восприятии информации: Прямо — нейтральное отношение; вбок — внимательность; вниз — негативное отношение.

Положение на стуле: если человек во время разговора сидит на кончике стула, то, значит, он уже принял решение и для себя закончил беседу. При этом вам необходимо вежливо закончить беседу.

Позиция превосходства: руки у человека за головой и он откинулся на спинку стула. Несколько способов вывода человека из нежелательных позиций при беседе:

Взгляд:

1. Деловой (в Глаза);

2. Социальный (От глаз до рта);

3. Интимный (от глаз до груди).

Можно создать впечатление, что вы смотрите в глаза собеседнику, Для этого вполне достаточно смотреть ему на середину лба.

3. Домашнее задание.

Конспект урока. Ответить на вопросы, практикум.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Вводные слова"

В разработке урока используются приёмы технологии критического мышления,которые помогут ученикам: выяснить, что такое вводные слова и какова их функция в предложении;познакомиться с группами вводных с...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: «ДИНАМИКА В КОМПОЗИЦИИ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: « ДИНАМИКА В КОМПОЗИЦИИ» основана на станковой композиции по теме " Танцуй фламенко!" , как наиболее подходящей для передачи...

Конспект урока по теме "Событие, вероятность события"

Урок изучения нового материала, с элементами исследования. Цели урока:  дать представление о теории вероятности, его истории возникновения; сформировать понятия события, видов событий, ...

Конспект урока по теме "Умножение десятичных дробей"

Конспект урока по сказке Иван Царевич и Клщей Бессмертный по теме "Умножение десятичных дробей" (закрепление) в 7 классе...

Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.

Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся  с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...

Конспект урока по теме "Темы и мотивы лирики в творчестве М.Цветаевой"

В данном методическом материале приведен план-конспекр урока с применением технологии развивающего обучения....

Конспект урока по теме Освоение лексического минимума, выполнение упражнений по теме "Источники права"

Данное занятие разработано по стандартам ФГОС. Особенность занятия: использование активныех и интерактивных методов, приемов Mind Map и Brain Storming. Итогом занятия является усвоение студентиами нов...