Проведение ролевых игр на уроке английского языка
методическая разработка на тему

демьянова юлия игоревна

Игра-особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил.

Ролевая игра, в частности, инсценировка как один из ее видов, повышает мотивацию к изучению иностранного языка  и имеет образовательное значение. Такая работа способствует совершенствованию навыков и умений устной речи, а главное – развитию воображения детей и их творческих способностей. С целью обогащения словарного запаса можно вводить междометия, фразы, которых нет в учебнике. В таком случае происходит разноуровневое обучение, то есть сильные ученики усвоят дополнительный материал, а остальные, может быть частично.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проведение ролевых игр на уроках

английского языка.

Преподаватель английского языка

Демьянова Юлия Игоревна

                 

                                               

                                                                                                                                                   

    В каком возрасте начинать изучать иностранный язык-вопрос дискуссионный. Всегда были сторонники начала обучения иностранному языку как в самом раннем, так и в более позднем возрасте. Во многом это связано с социальным заказом общества, потребностями в использовании иностранного языка, концепциями, принятыми в тот или иной период.

В настоящее время общепризнано, что иностранному языку надо учить уже в начальной школе. Обучение направлено на решение двух задач. Во-первых, школа должна вооружить учащихся прочными и глубокими знаниями основ наук, во-вторых, она обязана подготовить своих выпускников «к жизни», сформировать у них важнейшие умения и навыки, необходимые для включения в различные сферы жизни общества.

Изучение иностранного языка начинается со второго класса. Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к обучению, что позволяет им овладеть основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп. В свою очередь, изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативных способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся, формировании их познавательных способностей, формировании  общеучебных  умений.

Следует отметить, что выделяют общеметодические  принципы (научность, систематичность, последовательность, доступность, наглядность и т. д.) и специфические принципы – те, которые характерны для обучения конкретному предмету. К ним относятся принцип коммуникативной направленности, принцип дифференциации и интеграции обучения иностранному языку и принцип учета родного языка.

Принимая во внимание цели обучения, ведущим методическим принципом следует назвать принцип коммуникативной направленности в обучении английскому языку. Это означает, что обучение должно строится на вовлечении учащихся в устную ( аудирование и говорение) и письменную (чтение и письмо ) коммуникацию, то есть в общение на изучаемом языке на протяжении всего курса. Поэтому необходимо создать такие условия, чтобы ученики ощутили потребность в использовании иностранного языка, чтобы у них появился мотив к общению на изучаемом языке, пробудить интерес к изучению языка, сделать  процесс обучения посильным и радостным. Большую помощь в этом оказывает ролевая игра, которая, по меткому выражению И.А.Зимней, является для маленьких учеников психологическим оправданием для перехода на новый язык обучения. Игра связана с построением «предлагаемых обстоятельств» таким образом, чтобы ученик реально оказывался в ситуации, когда ему приходится действовать так или иначе (А.А.Леонтьев), а именно эта возможность создания заинтересованности у детей в свете новой образовательной концепции должна занимать на уроке все более существенное место.

Словом, игра-особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил.

Ролевая игра, в частности, инсценировка как один из ее видов, повышает мотивацию к изучению иностранного языка  и имеет образовательное значение. Такая работа способствует совершенствованию навыков и умений устной речи, а главное – развитию воображения детей и их творческих способностей. С целью обогащения словарного запаса можно вводить междометия, фразы, которых нет в учебнике. В таком случае происходит разноуровневое обучение, то есть сильные ученики усвоят дополнительный материал, а остальные, может быть частично.

Большую помощь в организации учебно-речевой ситуации на уроке оказывает использование реквизита (картинки, маски, пальчиковые куклы и др.), что помогает ученикам очень быстро и естественно войти в роль, делает более свободными и естественными их  движения, помогает  обрести уверенность в себе.

Целью таких уроков является:

1.Ориентация на овладение учащимися аспектами языка - произношением, лексикой, грамматикой, интонационной окрашенностью речи.

 2.Закрепление грамматического материала, построение вопросительного и восклицательного предложения и их интонация.

3.Обеспечение многократного повторения определенных структур, выражений и новых слов.

Развивающими задачами таких уроков являются:

1.Развитие лингвистических способностей (имитация, догадка, способность к выявлению языковых закономерностей).

2.Развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (мышление, память, внимание, воображение).

3.Развитие навыков самостоятельной работы и мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.

В начальной школе возможно использование как мини-проектов, рассчитанных на один урок или его часть, так и больших проектов, требующих для их выполнения длительного времени (1-2 месяца, четверть).

Таким образом, занятие превращается из монотонного воспроизведения материала в яркий, полный положительных эмоций и плодотворный урок.

Работа над сценкой идет в несколько этапов:

1.Знакомство ребят с новыми словами и выражениями, которые есть в тексте (слова на доске).

2.Самостоятельное прочтение его учащимися.

3.Проверка понимания содержания.

4.Выразительное чтение сказки и ее перевод.

5.Подбор пословиц, выражающих основную тему сказки.

6.Творческое задание на дом, нарисовать рисунок к сказке  и рассказать, о чем говорят персонажи  на своем рисунке.

На следующем уроке каждый ученик описывает свой рисунок, рассказывает, что говорят персонажи друг другу, а затем происходит самое интересное: группа самых активных ребят превращает сказку в сказку-сценку и играют ее для остальных. Затем ребята меняются ролями, таким образом, всем обязательно достается роль. Если ролей не хватает, можно придумать новых персонажей. В процессе учитель очень ненавязчиво исправляет ошибки. Таким образом, к концу урока готова новая сценка, которую можно показать родителям  и  другим ребятам.

Таким образом, выполняя проектную деятельность, каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и творчество, активность и самостоятельность. В итоге может состояться прекрасный спектакль, в котором участвуют все ученики, и в котором каждый из них может сыграть любую роль.

Изучая ту или иную тему, необходимо помнить, всегда устанавливать точный лимит времени и добиваться, чтобы каждый этап ролевой игры ему соответствовал. Ролевую игру  можно провести так: класс делится на группы, каждая группа получает свою роль или сцену, дается время на языковую проработку учебной задачи, далее один представитель от команды предлагает решение своей группы, когда возникают трудности при разрешении проблемы, представители обращаются за помощью к своей группе. Обучая детей толерантности в решении всех возникающих вопросов, разрешается обсуждать возникающие проблемы по конкретной учебной задаче (но не более трех фраз).

Ролевые игры в группе дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. Особенно нравятся ролевые игры на тему: Больница, Аптека, Прием у врача, На рынке, Покупка продуктов, Интервью со спортсменами. Они забывают о своем психологическом дискомфорте. Помимо этого можно озвучивать картинки из учебника, детских журналов, газет, книг.

Например:

1.Озвучь представленную картинку. Попробуй отгадать кто там?

2.Озвучь сценку, разыграй ситуацию знакомства.

3.Помоги этим молодым людям устроиться на работу в цирк. Скажи от их имени, что они умеют делать.

4.Если бы газовая плита умела готовить и захотела тебя накормить, что она тебе может предложить?

5.Расставь мебель в комнате.

6.Винни-Пух и его друзья приезжают к нам в гости. Объясни им, на чем они могут добраться.

Большое значение для детей имеет поощрение учителя, но нужно помнить, что его похвала стимулирует ребенка лишь в том случае, когда он рассматривает выполненное задание как достаточно трудное. Очень важно, чтобы учитель сравнивал успехи учащегося не с успехами его товарищей, а с его прежними результатами.

Было бы неправильно думать, что нестандартные уроки носят только развлекательный характер. Игра по своему серьезна, так как является средством достижения цели, содержит то новое, что подлежит усвоению и тренировке. В ее ходе или после завершения  можно провести анализ, сделать выводы, организовать практическое применение изученного материала.

В заключение необходимо отметить, что игра является не единственным, но одним из самых главных помощников преподавателя, призванным пробудить у учеников интерес к предмету. Нестандартные установки могут звучать и очень серьезно. Примером являются обобщающе-повторительные уроки, проводимые в различных формах.

Итак, стремясь активизировать мыслительную и речевую деятельность каждого, воспитать думающую и творческую личность, необходимо использовать приемы и формы работы, которые позволяют этого достичь.    

             Ролевая игра « Выходной день одной семьи».

Класс разбивается на 2-3группы по 5 человек, согласно количеству членов семьи (можно при необходимости по ходу добавить персонаж, например, приехавшей тети из Великобритании, желающей посмотреть Москву в выходные).

Каждая  команда получает листок с условиями ролевой игры, карточки с ролями и описанием характера каждого члена семьи, его увлечений и пожеланий. Далее каждый член команды выбирает себе роль и формулирует свои аргументы, составляя реплики, почему он хочет именно этим заниматься в выходные. Группа выходит перед классом и представляет разговор семьи ра тему, куда все вместе поедут, а не каждый по отдельности. Неизбежно при этом возникает спор, и игроки используют свои заготовки с аргументами. Семья приходит или не приходит к общему мнению. Смысл игры в том, чтобы член семьи смог убедить остальных поехать в желаемый пункт.

           Ролевая игра “Mystery and imagination”.

Problem-solving situations:

-You and your friends are camping in a forest. It’s night and you hear a strange noise outside. What do you do?

- You and your friend are walking when you see a light in the sky. It seems to be following you. What do you do?

- You and your friends are watching a video at home when all the lights go out. You think you hear someone open the front door. What do you do?

- Imagine you and your group of friends are going on a mountain activity weekend in your own country. Decide where to go, how to get there and which two activities to do:

-skiing

-walking

-climbing

-snowboarding.

                                        Литература.

  1. Кулясова Н.А. Алфавитные и тематические игры на уроках английского языка. Москва. «ВАКО».2010
  2. Никитенко З.Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе.//Английский язык.Первое сентября.2009.
  3. Английский язык. Газета издательского дома «Первое сентября».
  4. Интернет-источники.

                     Ролевая игра “Corner Shop”(“Cafe”).

                                   

                                               Shop

Assistant:  Good morning(afternoon/evening)!Can I help you?

Customer: Good morning (afternoon/evening)! Yes, please. I would like one Choco-pie, a bar of chocolate and                     apple(orange/peach…)juice,please.Do you have any?

Assistant:  Of course, I do. Here you are. Anything else?

Customer:  No, thanks. How much is it?

Assistant:   It’s…How would you like to pay: cash or by credit card?

Customer:  Cash/by credit card. Here you are.

Assistant:   Thank you, sir/madam. Here’s your change. Good bye!

Customer:  Good bye!

                                              Café

Waiter:       Good morning (afternoon/evening)!

Customer:  Good morning (afternoon/evening)!

Waiter:     This way, please. Here’s the menu. Are you ready to order?

Customer: Yes, I am. I’d like an orange (apple/pineapple/grape) juice            and a cake, please.          

Waiter:      Yes, certainly.

Customer: The bill, please.

Waiter:      Here it is, sir/madam. How would you like to pay: in cash or by credit card?

Customer:  In cash/by credit card. Here you are.

Waiter:      Here’s your change. Good bye! Please come again!

Customer: Thank you. Good bye!    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК английский язык и биология. «Строение клетки растений и животных» Biology. Cell of plants and animals. Преподаватель английского языка: Курилова Тамара Валерьевна

Мастер-класс на тему: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК  английский язык и биология.  «Строение клетки растений и животных» Biology. Cell of plants and animals. Преподаватель английск...

Метод проектов–активная форма проведения уроков английского языка

Метод проектов–активная форма проведения уроков английского языка.1.     Актуальность проблемы.   2.  Причины побудившие меня заняться данной проблемой.3. Анализ пед...

Презентация для урока английского языка по теме "Британский и американский английский язык".

Презентация для урока английского языка по теме "Британский и американский английский язык" к УМК 10-11 В.П.Кузовлев и др....

Методические рекомендации по проведению практических уроков английского языка в колледже

В методических рекомендациях предлагаются виды упражнений для овладения четырьмя видами речевой деятельности:чтением,аудированием,говорением,письмом....

Ролевая игра как средство развития навыков диалогической речи у учащихся 4 класса на уроках английского языка

В настоящее время учителю необходимо выбрать эффективные методы обучения, которые в полной мере соответствуют поставленным целям, помогут сформировать мотивацию для изучения английского языка, обеспеч...

Технология проведения урока английского языка в условиях реализации ФГОС

Первое, о чем должен подумать педагог, не только английского языка, а любой, – это о создании интересной, творческой атмосферы на уроке. Причем здесь важно и эмоциональное состояние препода...