Теоретические задания для проведения промежуточной аттестации по литературе
учебно-методический материал на тему

Мельник Оксана Ивановна

Задания для проведения промежуточной аттестации по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл promezhutochnaya_attestatsiya._teoreticheskoe_zadanie.docx53.53 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические задания для проведения промежуточной аттестации по литературе

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Критерии оценки:

«5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

 «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

 «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, ряд недостатков в композиции и языке ответа.

«2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения.

Критерии оценка тестовых работ:

За правильный ответ ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

«5» - 100 % - 5 баллов

«4»  -  80 % - 4 балла

«3» - 60 % - 3 балла

         «2»- менее 60 %. – менее 3 баллов

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 1

Текст задания

Ответьте на вопросы:

  1. Какова проблематика поэмы А.С. Пушкина “Медный всадник”, в чем заключается ее идейный смысл?
  2. К какому литературному роду относится произведение?

Объекты оценки

Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств)

Отметка о выполнении

Знание содержания изученных литературных  произведений и основных фактов жизни и творчества  русских писателей – классиков   XIX в.

Знание основных закономерностей историко-литературного процесса и теоретико – литературных понятий.

  • Основное идейно – тематическое содержание художественного произведения проанализировано, обобщено.
  • Структура                                                                                                              литературного произведения проанализирована, объяснена связь с его проблематикой, определен литературный род, к которому относится произведение.

Через всю поэму, через весь ее образный строй проходит двоение лиц, картин и смыслов: два Петра (Петр живой, мыслящий, «мощный властелин судьбы» и его превращение Медный всадник, застывшее изваяние), два Евгения (мелкий чиновник, забитый, униженный властью, и безумец, поднявший руку на «строителя чудотворного»), две Невы (украшение города, «державное теченье» и главная угроза жизни людей и городу), два Петербурга («Петра творенье», «юный град» и город углов и подвалов бедноты, город-убийца). В этом двоении образного строя и заключена не только главная композиционная, по и главная философская мысль Пушкина Мысль о человеке, его самоценности. 

    «Медный всадник» - это и героическая поэма о созидательной деятельности Петра I, и трагическая повесть о бедном петербургском чиновнике, жертве «исторической необходимости» (не случайно автор придал поэме многозначительный подзаголовок: «Петербургская повесть»).

Условия выполнения заданий

Время выполнения задания мин./час. - 10 мин.

Оборудование: бланки заданий

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 2

Текст задания

Ответьте на вопросы:

  1. Как изображает Гоголь абсурдность бездуховного мира и враждебность его искусству в петербургской повести «Портрет»?
  2. Каким рисует Петербург Н.В.Гоголь в «Петербургских повестях»?

Знание содержания изученных литературных  произведений  и основных фактов жизни  и творчества  русских писателей – классиков XIX в.

Знание основных закономерностей историко-литературного процесса и теоретико – литературных понятий.

  • Избранные главы художественных произведений прочитаны в заданном объёме,  их конкретно – историческое и общечеловечес-кое содержание объективно раскрыто.
  • Анализ изобразительно - выразительных средств выполнен в соответствии с образной природой искусства слова.

В повести «Портрет», которая вошла в сборники «Арабески»  и «Петербургские повести»  присутствует начало гротескового, фантастического.

В ней встает несколько проблем: нравственной

ответственности художника перед собой и искусством, зависимости таланта от моды и денег, а также дьявольской сущности  искусства. Конечно, Гоголь отрицает демонический характер искусства, но, вопреки его мнению, такая проблема возникает в повести невольно.

Фантастическое, выявляющее страшную власть демонического начала, служит у Гоголя предупреждением о необходимости хранить духовность, серьезно и ответственно относиться к нравственным достоинствам и гуманистическому содержанию личности.

В повести прозвучали сокровенные личные мотивы, в ней очевидна пронзительная напряженность мучившей Гоголя мысли об ответственности художника за свой труд писателя и гражданина. Повесть Гоголя — страстное предупреждение о том, что спор между человечным и античеловечным в мире и в самом человеке не прекратился. Портрет с демонским взглядом таинственно притягательных глаз, как его ни стараются уничтожить персонажи повести, оказывается живучим. Сын художника, рассказавший историю отца, и толпа, окружившая его, с удивлением обнаружили, что портрет, только что бывший перед ними, исчез. Потом он попал к Чарткову, и дальнейшая судьба его покрыта тайной. Иначе говоря, зло не устранено и в любой миг готово поразить слабых духом людей. Единственное противоядие — нравственное самовоспитание и готовность к трудному пути.

Повесть «Портрет» показывает, что за блеском, роскошью, ежеминутным праздником скрывается боль, разочарование, поругание всего самого святого, в повести раскрывается губительная, развращающая власть денег

Н.В. Гоголь посвятил Петербургу цикл повестей с одноименным названием - «Петербургские повести». Известно, что писатель отрицательно относился к этому городу, видел в ней скорее минусы, чем плюсы. По Гоголю, Петербург – город разрушения, обмана, жестокости и одиночества. Петербург ломает жизни, он безразличен к «маленькому человеку», использует его, а затем выбрасывает, как мусор, отработанный материал.

Условия выполнения заданий

Время выполнения задания мин./час. - 10 мин.

Оборудование: бланки заданий

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 3

Текст задания

Ответьте на вопросы:

  1. Как раскрывается характер Дикого во взаимоотношениях с окружающими (племянником, домашними, подчиненными, Кулигиным, купцами, Кабановой)? Какой вывод на основании  этих фактов можно сделать? (пьеса А. Н. Островского «Гроза»).
  2. Считает ли Тихон сам себя виноватым в происшедшей драме или винит только других? О какой части сюжета идёт речь? Используя  знание содержания пьесы А. Н. Островского «Гроза», проанализируйте данный эпизод.

Объекты оценки

Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств)

Отметка о выполнении

Знание содержания изученных литературных  произведений и основных фактов жизни и творчества  русских писателей – классиков II пол.  XIX в.

  • Избранные главы художественных произведений прочитаны в заданном объёме,  их конкретно – историческое и общечеловеческое содержание объективно раскрыто.
  • Структура  литературного произведения проанализирована, объяснена связь с его проблематикой.

Дикой – яркий образ, олицетворяющий грубость и вражду, царящую в Калинове. Власть, основанная на силе денег. Купец Дикой – « ругатель», «пронзительный мужик», как характеризуют его жители. Невежественный самодур, наделённый необузданной жестокостью. Незаслуженно унижает Кулигина, демонстрируя собственную ограниченность. Считает равной себе лишь Марфу Кабанову (пьеса А. Н. Островского «Гроза»).

Смерть Катерины – вызов «тёмному царству». Тихон обвиняет мать, но именно он не смог защитить свою жену от гнева «тёмного царства». Кабаниха, узнав о смерти Катерины, восклицает: «Об ней и плакать - то  грех». Кулигин защищает героиню, понимая, что высший суд справедливее людского суда.

Время выполнения задания мин./час. - 10 мин.

Оборудование: - текст художественного произведения;

                          -  бланк заданий.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 4

Ответьте на вопросы:

  1. В чем состоит трагедия жизни Обломова? (по роману И.А. Гончарова "Обломов")
  2. Какова роль главы “Сон Обломова” в романе И.А. Гончарова?
  3. С помощью какого приема организован роман И. А. Гончарова “Обломов”? Какова цель его использования?

Объекты оценки

Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств)

Отметка о выполнении

Знание содержания изученных литературных  произведений и основных фактов жизни и творчества  русских писателей – классиков II пол.  XIX в.

Знание основных закономерностей историко-литературного процесса и теоретико – литературных понятий.

  • Избранные главы художественных произведений прочитаны в заданном объёме,  их конкретно – историческое и общечеловечес-кое содержание объективно раскрыто.
  • Основное идейно – тематическое содержание художественных произведений проанализировано, обобщено.
  • Анализ изобразительно - выразительных средств выполнен в соответствии с образной природой искусства слова.

В романе «Обломов» Гончаров раскрывает трагедию главного персонажа, показывая, какое губительное действие на душевный облик и характер человека оказывает паразитическая, бездеятельная жизнь.

Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчемности, несостоятельности, а в конечно итоге – к распаду личности. Разрушению сущности человеческой натуры.

Героя романа погубила «обломовщина». Это явление не индивидуальная особенность Обломова, а, по выражению Добролюбова, «оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни». Критик заключает: «В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово».

 Осуждая бездеятельность Обломова, автор дает во сне героя объяснение его характера. Илья Ильич не просто ленивец, он потомственный бездельник, оправдывающий себя нежеланием служить несправедливости. Писатель не только иллюстрирует, но и поясняет истоки нынешнего лежания героя на диване. Это не оправдание, но лень заложена в Илье Ильиче на генетическом уровне. 

Таким образом, сон Обломова является ключевым в понимании его характера. Гончаров смог изнутри показать обоснованность поступков и поведения героя.

 Роман И. А. Гончарова “Обломов” организован с помощью приема антитезы. На протяжении всего романа идет противопоставление героя — герою, события — событию, понятия — понятию и т. д. Во-первых, в противопоставлении (как и в сравнении) легче выявляются особенные черты характера, которые часто бывают индивидуальными и поэтому представляют определенную ценность. Например, черты характера главного героя романа в сопоставлении с чертами характера Штольца: “Голубиная нежность”, внутренняя чистота... Также антитеза дает возможность увидеть два несопоставимых полюса, два контрастно выраженных понятия. Причем не только увидеть, но и принять прелесть каждого из них. (Таковы два сталкивающихся состояния Обломова: бурная временная деятельность и бездеятельность, лень, апатия.) В-третьих, антитеза помогает проникнуть во внутренний мир героя, показывая контрастность, присутствующую не только во внешнем, но и в духовном мире. (Мечты Обломова и реальность, в которую он так и не сможет их воплотить.)

Самое начало произведения построено на столкновении суетного, фальшивого мира Петербурга и огромного нетронутого внутреннего мира Обломова. 

Трагичный финал романа противопоставлен вечному оптимистическому, целеустремленному настрою Штольца. “Теперь или никогда!” — многообещающий и открывающий дальние горизонты девиз Штольца, и “жизнь — ничто, нуль” — разрушающее все замыслы, мечты и надежды финальное состояние главного героя... Задумываешься прежде всего над тем, что все-таки трясина апатии взяла верх над главным героем, поглотила его живое, чистое начало, изуродовав личность, сделав ее творцом такого дикого явления, как “обломовщина”.

Условия выполнения заданий

Время выполнения задания мин./час. - 10 мин.

Оборудование: - текст художественного произведения;

                          -  бланк заданий

  ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 5

Текст задания

Выберите правильный ответ:

  1. Какое произведение не принадлежит Тургеневу:

а) «Дворянское гнездо»

б) «Первая любовь»

в) «Муму»

г) «Обыкновенная история»

  1. Произведение «Отцы и дети»

а) рассказ

б) поэма

в) роман

г) повесть

  1. Как звали возлюбленную Евгения Базарова?

а) Татьяна Ларина

б) Анна Одинцова

в) Наташа Ростова

г) Ольга Ильинская

  1. Какой момент в биографии героя романа «Отцы и дети» Е. Базарова был переломным в осознании своей личности?

а) любовь к Одинцовой

б) спор с Павлом Петровичем Кирсановым

в) разрыв с Аркадием Кирсановым

г) посещение родителей

5. Принципы какого литературного направления определяют особенности созданной  

    И. С. Тургеневым в романе «Отцы и дети» картины мира?

  1. романтизм,
  2. реализм,
  3. сентиментализм

Объекты оценки

Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств)

Отметка о выполнении

Знание содержания изученных литературных  произведений и основных фактов жизни и творчества  русских писателей – классиков II пол.  XIX в.

Знание основных закономерностей историко-литературного процесса и теоретико – литературных понятий.

  • Избранные главы художественных произведений прочитаны в заданном объёме,  их конкретно – историческое и общечеловечес-кое содержание объективно раскрыто.
  • Основные сведения жизни и творчества писателей – классиков XIX в.изучены, систематизированы, освоены с использованием различных источников.
  • Основное идейно – тематическое содержание художественных произведений проанализировано, обобщено.
  • Структура литературного  произведения проанализирована, объяснена связь с его проблематикой.
  • Анализ изобразительно - выразительных средств выполнен в соответствии с образной природой искусства слова.

Эталоны ответов:

  1. Г
  2. В
  3. Б
  4. А
  5. Б

Условия выполнения заданий

Время выполнения задания мин./час. - 10 мин.

Оборудование: бланки заданий

  ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 6

Текст задания

Выберите правильный ответ:

  1. Что называется лирикой:

а) Род литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутренний мир лирического героя.
б) Эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемых событий.
в) Не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включенные в произведение.

  1. …И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней…

Кто из лириков XIX века является автором этого стихотворения?
а) Ф.И. Тютчев
б) М.Ю. Лермонтов

в) А.А. Фет

г) А.В. Кольцов

3. Произведение «Кому на Руси жить хорошо»

а) роман-эпопея

б) рассказ-эпопея

в) поэма-эпопея

г) повесть-эпопея

4. Черты какого жанра использует Некрасов в «Прологе» «Кому на Руси жить…»?

а) былины

б) песни

в) бывальщины

г) сказа

5. Принципы какого литературного направления определяют особенности созданной  Н. Некрасовым картины мира?

  1. романтизм,
  2. реализм,
  3. сентиментализм

Объекты оценки

Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств)

Отметка о выполнении

Знание содержания изученных литературных  произведений и основных фактов жизни и творчества  русских писателей – классиков II пол.  XIX в.

Знание основных закономерностей историко-литературного процесса и теоретико – литературных понятий.

  • Избранные главы художественных произведений прочитаны в заданном объёме,  их конкретно – историческое и общечеловеческое содержание объективно раскрыто.
  • Стилевые особенности, характерные для творчества русских писателей – классиков XIX – ХХ вв.выявлены, определены и сопоставлены в соответствии с основными закономерностями историко – литературного процесса и черт литератных направлений.
  • Анализ изобразительно - выразительных средств выполнен в соответствии с образной природой искусства слова.

Эталоны ответов:

  1. а
  2. в
  3. в
  4. г
  5. д

Условия выполнения заданий

Время выполнения задания мин./час. - 10 мин.

Оборудование: бланки заданий

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 7

Текст задания:

Выберите правильный ответ:

  1. Кто из писателей второй половины 19 века поднимает в произведении проблему преступления и наказания?

а) Л. Н. Толстой

б) Ф. М. Достоевский

в) А. П. Чехов

г) И. С. Тургенев.

2.  Детство и юность какого поэта второй половины 19 века связаны с Волгой?

а) Н. А. Некрасов

б) Ф. И. Тютчев

в) А. А. Фет

г) А. К. Толстой.

3. Какое произведение И. С. Тургенев написал под влиянием образа отца?

а) «Первая любовь»

б) «Накануне»

в) «Отцы и дети»

г) «Хорь и Калиныч».

  1. Почему главный герой романа « Преступление и наказание» совершает преступление?

а) самопроверка        теории

б)  социально - революционные мотивы

в)         голод

г)         желание помочь матери и сестре.

5. Что означает смерть Катерины - героини пьесы «Гроза»?

а) победу над « тёмным царством»

б)        поражение

в)         грех        '

г) одухотворённую любовь к « божьему миру».

Объекты оценки

Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств)

Отметка о выполнении

Знание содержания изученных литературных  произведений и основных фактов жизни и творчества  русских писателей – классиков II пол.  XIX в.

  • Основные сведения жизни и творчества писателей – классиков II пол.  XIX в.  изучены, систематизированы, освоены с использованием различных источников, в т. ч. интернет – ресурсов
  • Основное идейно – тематическое содержание художественных произведений проанализировано, обобщено.

Эталоны ответов:

1. б

2. а

3. а

4. а, г

5. а

Условия выполнения заданий

Время выполнения задания мин./час. - 10 мин.

Оборудование: бланки заданий

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 8

Текст задания

Выберите правильный ответ:

1. Зачем Достоевский Ф.М. вводит в роман «Преступление и наказание» двойное убийство?

а) показать крах теории Раскольникова

б) показать, что одно убийство влечёт за собой другое

в) показать, что всегда гибнет невинный

г) показать аморальность облика Раскольникова

2. Редактором какого журнала стал Н. А. Некрасов в 1847 году?

а)  «Современник»

б) «Русский вестник»

в) «Осколки»

г) «Отечественные записки»

3. Кто из писателей второй пол. 19 в. отбывал наказание в  Омском каторжном остроге?

а) Ф. М. Достоевский

б) М. Е. Салтыков – Щедрин

в) Л. Н. Толстой

г) И. С. Тургенев

4. Кто автор этих строк?

Я лиру посвятил народу  своему

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен…

а) А. С. Пушкин

б) Ф. И. Тютчев

в) Н. А. Некрасов

г) А. К. Толстой

5. Кто из героев романа «Отцы и дети» «жизнь положил на карту женской любви»?

а) П. П. Кирсанов

б) Е. В. Базаров

в) А. Ситников

г) А. Кирсанов

Объекты оценки

Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств)

Отметка о выполнении

Знание содержания изученных литературных  произведений и основных фактов жизни и творчества  русских писателей – классиков II пол.  XIX в.

  • Основные сведения жизни и творчества писателей – классиков II пол.  XIX в.  изучены, систематизированы, освоены с использованием различных источников, в т. ч. интернет - ресурсов
  • Основное идейно – тематическое содержание художественных произведений проанализировано, обобщено.

Эталоны ответов:

1. а, б

2. а

3. а

4. в

5. а

Условия выполнения заданий

Время выполнения задания мин./час. - 10 мин.

Оборудование: бланки заданий

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 9

Текст задания

 Выберите правильный ответ:

  1. Как поступил Раскольников – герой романа «Преступление и наказание» с украденным?

а) отдал матери

б) потерял

в) выбросил в Неву

г) спрятал в одном из петербургских дворов

2. Почему при последнем свидании Борис не предложил Катерине последовать за ним? В чём причина? (пьеса «Гроза»)

а)  страх

б) душевная чёрствость героя

в) тяжёлая болезнь

г) любовь к другой женщине

3.  Какие из перечисленных пословиц являются названиями произведений А. Н. Островского?

а) «Свои люди – сочтёмся»

б) «Век живи - век учись»

в) «Бедность не порок»

г) « Любишь кататься – люби и саночки возить»

4. Кто из героев романа «Война и мир» и о каком сражении сказал: «Шахматы поставлены, игра начнётся завтра»?

а) Багратион о Шенграбене

б) Александр I об Аустерлице

в) Кутузов о Москве

г) Наполеон о Бородино

5. Что послужило основанием для ареста Ф. М. Достоевского?

а) участие в революционной забастовке

б) чтение запрещённого письма Белинского к Гоголю

в) участие в литературном кружке М Петрашевского

г) написание литературного произведения, запрещённого цензурой

Объекты оценки

Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств)

Отметка о выполнении

Знание содержания изученных литературных  произведений и основных фактов жизни и творчества  русских писателей – классиков II пол.  XIX в.

  • Избранные главы художественных произведений прочитаны в заданном объёме,  их конкретно – историческое и общечеловеческое содержание объективно раскрыто.
  • Основные сведения жизни и творчества писателей – классиков II пол.  XIX в.  изучены, систематизированы, освоены с использованием различных источников, в т. ч. интернет - ресурсов
  • Основное идейно – тематическое содержание художественных произведений проанализировано, обобщено.

Эталоны ответов:

1. г

2. б

3. а, в

4. г

5. б

Условия выполнения заданий

Время выполнения задания мин./час. - 10 мин.

Оборудование: бланки заданий

  ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 10

Текст задания

Выберите правильный ответ:

1. Кто из героинь романа «Война и мир» впервые предстает перед нами такой:

«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые сжимались, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках»?

  1. Марья Болконская;
  2. Соня;
  3. Наташа Ростова;
  4. Элен Курагина

2. Как назывался город Глупов при Угрюм-Бурчееве («История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина)?

а) Градов
б) Окуров
в) Непреклонск
г) Калинов

3.   Как И.А. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» называет события, за которыми, смеясь, наблюдает на скале Дьявол?

а) человеческая трагедия
б) человеческая драма
в) человеческая комедия

4. К какому фольклорному жанру принадлежат рассказы о Данко и Ларре в повести М.Горького «Старуха Изергиль»?

а) сказка
б) притча
в) легенда
г) былина

5.  «Маленькая драма» в пьесе М. Горького «На дне» становится большой трагедией. В чем ее суть?

  1. в том, что ночлежники оказались на «дне» жизни;
  2. в трагическом финале пьесы (смерть Актера, Анны);
  3. в развенчании мифа о возможности социального  равенства;
  4. в отсутствии жизненных перспектив для обитателей ночлежки.

Объекты оценки

Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств)

Отметка о выполнении

Знание содержания изученных литературных  произведений и основных фактов жизни и творчества  русских писателей – классиков II пол.  XIX в.

  • Избранные главы художественных произведений прочитаны в заданном объёме,  их конкретно – историческое и общечеловечес-кое содержание объективно раскрыто.
  • Основные сведения жизни и творчества писателей – классиков XIX – ХХ вв. изучены, систематизированы, освоены с использованием различных источников, в т. ч. интернет – ресурсов.
  • Основное идейно – тематическое содержание художественных произведений проанализировано, обобщено.

Эталоны ответов:

  1. В
  2. В
  3. В
  4. В
  5. А

Условия выполнения заданий

Время выполнения задания мин./час.__10 мин._______________________

Оборудование: - бланки заданий

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 11

Текст задания

Выберите правильный ответ:

1. Жанр произведения «Котлован»:

  1. роман
  2. повесть
  3. рассказ

2.        Основа сюжета произведения «Котлован»:

  1. исключение Вощева с работы
  2. строительство общепролетарского дома
  3. жизнь строителей

3.        Определите жанр «Тихого Дона»

  1. повесть;
  2. роман;
  3. роман-эпопея;
  4. исторический роман

4.С какой целью вводит М. Шолохов батальные сцены

  1. показать героизм народа;
  2. показать, что делает с человеком война;
  3. показать бессмысленность войны;
  4. поднять дух народа.

5. Как относится автор романа «Тихий Дон» к гражданской войне?

  1. как к бессмысленной, жестокой войне;
  2. как справедливой войне, ведущейся ради свободы и равенства сословий;
  3. как к противному человеческому разуму явлению;
  4. как к трагическим, но неизбежным событиям

Объекты оценки

Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств)

Отметка о выполнении

Знание содержания изученных литературных  произведений  и основных фактов жизни  и творчества  русских писателей – классиков XIX – ХХ вв.

Знание основных закономерностей историко-литературного процесса и теоретико – литературных понятий.

  • Избранные главы художественных произведений прочитаны в заданном объёме,  их конкретно – историческое и общечеловеческое содержание объективно раскрыто.
  • Основные сведения жизни и творчества писателей – классиков XIX – ХХ вв. изучены, систематизированы, освоены с использованием различных источников, в т. ч. интернет – ресурсов.
  • Основное идейно – тематическое содержание художественных произведений проанализировано, обобщено.
  • Структура литературного  произведения проанализирована, объяснена связь с его проблематикой.
  • Анализ изобразительно - выразительных средств выполнен в соответствии с образной природой искусства слова.

Эталоны ответов:

  1. Б
  2. Б
  3. В
  4. Б
  5. А

Условия выполнения заданий

Время выполнения задания мин./час.__10 мин._______________________

Оборудование: - бланки заданий

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 12

Текст задания

Ответьте на вопросы:

  1. В чем уникальность и непреходящая ценность поэзии военных лет?
  2. Как изображен человек на войне? (По произведениям современных писателей)
  3. Каков жанр произведения «Судьба человека»?
  4. Каков смысл названия «Судьба человека»?

Объекты оценки

Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств)

Отметка о выполнении

Знание содержания изученных литературных  произведений  и основных фактов жизни  и творчества  русских писателей ХХ вв.

Знание основных закономерностей историко-литературного процесса и теоретико – литературных понятий.

  • Избранные главы художественных произведений прочитаны в заданном объёме,  их конкретно – историческое и общечеловеческое содержание объективно раскрыто.
  • Основное идейно – тематическое содержание художественных произведений проанализировано, обобщено.
  • Структура литературного  произведения проанализирована, объяснена связь с его проблематикой.
  • Анализ изобразительно - выразительных средств выполнен в соответствии с образной природой искусства слова.

Все виды поэтического оружия: и пламенная призывная публицистика, и задушевная лирика солдатского сердца, и едкая сатира, и большие формы лирической и лирико-эпической поэмы — нашли свое выражение в коллективном опыте военных лет.

Одними из известных поэтов того времени можно считать О. Берггольц, К. Симонова, Мусу Джалиля.

Творчество О. Берггольц отличает глубокая лиричность, драматизм, страстная прямота (“От сердца к сердцу”), вдохновенная приподнятость.

    Книга М. Джалиля “Письмо из окопа” (1944), изданная во время войны, явилась образцом лирики военных лет. Две самодельные книги, написанные в подполье, содержали более ста стихов — свидетелей борьбы, страданий и мужества поэта.

В военных стихах Симонова напряженная эмоциональность соединяется с почти документальным очерком (“Седой мальчишка”, “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...” и др.). Самое известное, самое сильное, самое проникновенное стихотворение “Жди меня”. Военный корреспондент “Красной Звезды” К.Симонов посвятил его своей жене, актрисе В.Серовой, однако оно стало исповедальным посланием всех любящих ко всем любимым.

Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу, тех, о ком были все мысли фронтовиков. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу.

На страницах прозаических произведений мы находим своеобразную летопись войны, достоверно передававшую все этапы великой битвы советского народа с гитлеровским фашизмом.

    Русская литература стала литературой одной темы — темы войны, темы Родины. Писатели дышали единым дыханием с борющимся народом и чувствовали себя «окопными поэтами.

    Война в изображении прозаиков-фронтовиков — это не только и даже не сколько эффектные героические подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный каждодневный труд, труд тяжелый, кровавый, но жизненно необходимый.

Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ М. А. Шолохова. Заглавие его символично, ибо это не просто судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе человека, о народной судьбе.

“Судьба человека” - это рассказ о великих страданиях и великой стойкости простого советского человека. Это  “рассказ в рассказе”, рассказ-эпопея.

Условия выполнения заданий

Время выполнения задания мин./час.__15 мин._______________________

Оборудование: - бланки заданий

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 13

Текст задания

Выберите правильный ответ:

1. Кто является автором цикла стихотворений «Лебединый стан»?

а)  Ахматова;  б)  Мандельштам;  в) Цветаева.

 2. Стихотворение «Тихая моя родина» написал…

а)  Пастернак;   б)  Есенин;   в) Рубцов.

 3. Назовите фамилию профессора, сделавшего операцию дворняге Шарику?

а) Иванов;  б) Сеченов;  в) Преображенский;  г) Борменталь.

 4. Прототипом Ивана Денисовича из одноименного рассказа Солженицына послужил

а) солдат Шухов;  б) сам Солженицын;  в) это собирательный образ.

5. Строки какого отрывка принадлежат Константину Симонову

а) Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

б) Ты не знаешь, мой сын, что такое война!

Это вовсе не дымное поле сражения,

Это даже не смерть и отвага. Она

В каждой капле находит своё выраженье 

Объекты оценки

Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств)

Знание содержания изученных литературных  произведений  и основных фактов жизни  и творчества  русских писателей ХХ вв.

  • Избранные главы художественных произведений прочитаны в заданном объёме,  их конкретно – историческое и общечеловеческое содержание объективно раскрыто.
  • Основные сведения жизни и творчества писателей  ХХ вв.изучены, систематизированы, освоены с использованием различных источников, в т. ч. интернет – ресурсов.
  • Основное идейно – тематическое содержание художественных произведений проанализировано, обобщено.
  • Стилевые особенности, характерные для творчества русских писателей – классиков XIX – ХХ вв.выявлены, определены и сопоставлены в соответствии с основными закономерностями историко – литературного процесса и черт литературных направлений.

Эталоны ответов:

  1. В
  2. В
  3. В
  4. А
  5. А

Условия выполнения заданий

Время выполнения задания мин./час.__10 мин._______________________

Оборудование: - бланки заданий

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 14

Текст задания

Выберите правильный ответ:

1.   К школе имажинизма принадлежал

А) Есенин; б) Пастернак; в) Ахматова.

2. Строки какого отрывка принадлежат С. Есенину?

а) Отговорила роща золотая

 Березовым, веселым языком,

 И журавли, печально пролетая,

 Уж не жалеют больше ни о ком.

б) Тебя жалеть я не умею

 И крест свой бережно несу...

 Какому хочешь чародею

 Отдай разбойную красу.

  1. Какое из перечисленных произведений было написано в годы Великой Отечественной войны:

а) «В окопах Сталинграда»;

б) «Сашка»;

в) «Василий Теркин»?

  1. Какое из произведений является по жанру романом-антиутопией:

а) «Архипелаг ГУЛАГ»;   б) «Мы»; в) «Русский лес»?

  1. Какое из перечисленных произведений было опубликовано в период «оттепели»?    

а) «Василий Теркин» А. Твардовского;

б) «Не хлебом единым» В. Дудинцева;

в) «В списках не значился» Б. Васильева.

Объекты оценки

Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств)

Знание содержания изученных литературных  произведений  и основных фактов жизни  и творчества  русских писателей – классиков XIX – ХХ вв.

Знание основных закономерностей историко-литературного процесса и теоретико – литературных понятий.

  • Избранные главы художественных произведений прочитаны в заданном объёме,  их конкретно – историческое и общечеловеческое содержание объективно раскрыто.
  • Основные сведения жизни и творчества писателей – классиков XIX – ХХ вв. изучены, систематизированы, освоены с использованием различных источников, в т. ч. интернет – ресурсов.
  • Основное идейно – тематическое содержание художественных произведений проанализировано, обобщено.
  • Стилевые особенности, характерные для творчества русских писателей ХХ вв.выявлены, определены и сопоставлены в соответствии с основными закономерностями историко – литературного процесса и черт литературных направлений.
  • Структура литературного  произведения проанализирована, объяснена связь с его проблематикой.

Эталоны ответов:

  1. А
  2. А
  3. В
  4. Б
  5. В

Условия выполнения заданий

Время выполнения задания мин./час.__10 мин._______________________

Оборудование: - бланки заданий

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 15

Текст задания

Выберите правильный ответ:

  1. Михаил Кошевой и Дуняшка – герои романа…

а) «Чевенгур» б) «Тихий Дон» в) «Доктор Живаго».

  1. Назовите автора строк

В сто сорок солнц закат пылал,

 в июль катилось лето,

 была жара,

жара плыла -

 на даче было это.

а) Маяковский;  б) Есенин;  в) Пастернак.

  1. В образе какого персонажа романа «Мастер и Маргарита» наиболее полно раскрывается мотив вины и неизбежности расплаты за содеянное?

а)  Берлиоз; б) мастер; в) Понтий Пилат.

  1. Роман «Мастер и Маргарита» заканчивается

а) помещением мастера и Маргариты в страну вечного покоя;

б) эпилогом;

в) исповедью Воланда.

  1. Героя-чудака ввел в русскую литературу…

а) Распутин;  б) Шукшин;  в) Астафьев.

Объекты оценки

Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств)

Знание содержания изученных литературных  произведений  и основных фактов жизни  и творчества  русских писателей – классиков XIX – ХХ вв.

  • Избранные главы художественных произведений прочитаны в заданном объёме,  их конкретно – историческое и общечеловеческое содержание объективно раскрыто.
  • Основные сведения жизни и творчества писателей  ХХ вв. изучены, систематизированы, освоены с использованием различных источников, в т. ч. интернет – ресурсов.
  • Основное идейно – тематическое содержание художественных произведений проанализировано, обобщено.

Эталоны ответов:

  1. Б
  2. А
  3. В
  4. А
  5. Б

Условия выполнения заданий

Время выполнения задания мин./час.__10 мин._______________________

Оборудование: - бланки заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ЭКЗАМЕНА ПО МДК 03 01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционно-развивающего образования Для обучающихся по специа

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ЭКЗАМЕНА ПО МДК 03 01Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционно...

Методическая разработка комплектов компетентностно-ориентированных заданий для проведения промежуточной аттестации по ПМ.01-ПМ.04 по профессии СПО 15.01.05 "Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)"

Методическая разработка комплектов компетентностно-ориентированных заданий (ККОЗ) включает материалы для проведения промежуточной аттестации в форме комплексных дифференцированных зачетов по учебной (...

Перечень заданий для проведения промежуточной аттестации по МДК 02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом для обучающихся по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Перечень заданий для проведения промежуточной аттестациипо МДК 02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом в рамках основной профессиональной образовательной программы (О...

Перечень заданий для проведения промежуточной аттестации по МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования для обучающихся по специальности 42.02.03 Педагогика дополнительного образования

Перечень заданий для проведения промежуточной аттестациипо МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образованияТема 3.1.  Теоретические осн...

Практическое задание для проведения промежуточной аттестации по литературе

Задания для проведения промежуточной аттестации по литературе....