Статья «Главная тема русской литературы - воспитание человека»
статья на тему

Людмила Кимовна Умарова

Краткий обзор русской литературы по теме "Воспитание человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья19.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Умарова Людмила Кимовна

                                                             Государственное бюджетное  

                                                             образовательное учреждение

                                                                          школа № 595  

Статья

«Главная тема русской литературы - воспитание человека»

       Русская литература от ее истоков и по сегодняшний день была и остается назидательной. Ее дидактичность по сравнению с литературой западноевропейской, возможно, во многом основана на том факте, что своими корнями русская классическая литература уходит в древнерусскую, которая в свою очередь всегда носила строго наставительный, воспитательный  характер. Русская литература 17 столетия еще  долгое время продолжала оставаться литературой религиозной, клерикальной, почти житийной, черты светскости очень медленно проникали в нее.

       Начиная с 18 века и до начала нового тысячелетия одной из главных тем русской литературы становится воспитание человека. Эта тема наиболее ярко воплотилась в пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль», в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», в романе А.И. Гончарова «Обломов». Это только самые известные, так сказать, знаковые, программные произведения, которые назовет вам любой школьник.  

       Митрофанушка, своеобразный «достойный плод злонравия», как в кривом зеркале, отражает образ своей матушки, госпожи Простаковой, даже превосходит ее в своем бездушии и жестокости. Петр Гринев, смолоду восприняв нравственные уроки отца, одним из которых становится главный принцип дворянина «Береги честь смолоду», тоже во многом повторяет некую модель жизни своего родителя, даже женится на бесприданнице, как и его отец. Герой гоголевской поэмы Павел Иванович Чичиков как нельзя лучше воспринял наставления своего батюшки: «А пуще всего береги и люби копейку…»  А герой небезызвестного романа Гончарова так и остался на всю жизнь под чарами родительского воспитания  в оторванной от внешнего мира Обломовке с ее сказочными идеалами, о которых нашептывала маленькому Илюше его нянька: гуляй себе в красивой одежде под ручку с Аленой Кирбитьевной по берегу молочной реки с кисельными берегами и ничего более не делай.

  Окидывая беглым взглядом литературу 20 века, поневоле хочется остановиться на некоторых произведениях советских авторов, которые не обошли своим вниманием тему воспитания и формирования личности. Андрей Платонов несколько по-иному разворачивает и трактует тему воспитания в своих произведениях. Достаточно вспомнить его небольшой рассказ «Корова», герой которого мальчик Вася с самого детства  «уже полный человек». Есть в нем и ответственность, и доброта, и сострадание, и желание отдавать себя и свои силы другим, и это, несмотря на тяжелейшие условия жизни в отдаленном беднейшем рабочем поселке. В другом рассказе А. Платонова «Юшка» создан удивительный образ больного, никому не нужного человека, Ефима Дмитриевича, который становится предметом всеобщих насмешек и издевательств, а по сути является бесконечно нравственным человеком. Юшка никогда не ел досыта, не пил чаю с сахаром, носил всю жизнь одну и ту же одежду, через которую от ветхости просвечивало его тело, и весь свой заработок отдавал на воспитание и обучение девочки- сироты, совершенно ему чужой.

        Еще один образ бесконечно нравственного человека создан в повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».  Герой этого произведения Егор Полушкин, плотник «золотые руки», никак не может найти свое место  в жизни, его считают недотепой, над ним смеются. А он живет по простым правилам: «…Никому и никогда никаких правил не навязывать». «Он всегда жил тихо и застенчиво: все озирался, не мешает ли кому, не застит ли солнышка, не путается ли в ногах. За это бы от всей души спасибо ему сказать, но спасибо ему никто не говорил». Защищая свои нехитрые принципы, герой погибает в конце произведения.

       Я неслучайно ссылаюсь на литературные произведения, входящие или входившие ранее в школьную программу, ибо нравственное воспитание личности начинается,  да и заканчивается, наверное, именно на уроках литературы. Сегодня чтение все больше выпадает из досуга не только школьников, но и взрослых. А это явление таит в себе большую опасность. 21 век изменил жизненные приоритеты людей, сместил, а, может быть, даже и смел многие духовно-нравственные ценности. Поэт Е.А. Баратынский писал в своем стихотворении «Последний поэт» о веке девятнадцатом: «Век шествует путем своим железным, в сердцах корысть, и общая мечта час от часу насущным и полезным отчетливей, бесстыдней занята». Эта же мысль еще в большей степени применима и к веку 21-ому.

       Современный человек все меньше заглядывает внутрь себя. И это печально и тревожно. Однажды на уроке литературного чтения во 2-ом классе, анализируя рассказ Толстого «Косточка», учитель задал детям вопрос, почему мальчик, один из героев произведения, покраснел. Дети предлагали разные версии: «Ему стало жарко»; «Он вспотел и поэтому покраснел». И ни один ученик даже не предположил, что мальчик мог покраснеть от стыда. Понятие совести постепенно становится рудиментарным, немодным, проще говоря, мешающим жить.

       Еще один пример из школьной практики, увы, укрепляет меня в той же мысли. В 8-ом классе по программе изучается рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма»; одним из заданий, которое дети получили на дом после прочтения произведения, стало написание небольшого сочинения на тему «Поступок, за который мне стыдно».  Интересен тот факт, что целый ряд учащихся не нашли в своей жизни ни одного такого поступка, и это говорит вовсе не об идеальности этих детей и их внутреннем совершенстве, а скорее, об отсутствии чувства стыда, совести. А это куда более серьезная проблема нашего общества.

       Современная русская литература разнородна и своеобразна, она еще полностью не осмыслена и не оценена. Она интересна и порой противоречива. Но темами многих современных произведений продолжают оставаться вопросы воспитания человека, формирования духовной высоконравственной личности. Свидетельство тому интересный и во многом неоднозначный роман Людмилы Улицкой «Зеленый шатер». Не вдаваясь в подробности проблематики романа, хочу отметить основополагающую роль учителя-словесника, влюбленного в русскую литературу, в формировании думающей духовной личности. Незабываемый образ учителя, который не только приохотил ребят к чтению, но и сумел воспитать их нравственными, совестливыми людьми, мастерски создан автором романа.

Литература, большая, настоящая, заставляющая размышлять, толкающая к самопознанию всегда играла огромную воспитательную роль. И эту миссию литературы никто не отменял!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы."

Компьютерные технологии интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый образованный человек, и тем более преподаватель, должен иметь знания, умения и навыки работы на ПК. Компьютеры могут и должны и...

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).

Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....

статья по теме: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы"

Новый подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования....

Статья на тему: "Обучение и воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, приближенных к возрастной норме развития в условиях ДОУ комбинированного вида".

Представлена психолого-педагогическая модель обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Приводятся данные о критериях эффективности образовательного процесса в дошкольн...

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГУМАНИЗМА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ О ВОЙНЕ.

Статья  раскрывает богатство произведений, посвященных теме войны.  В  работе на примерах показано, что  русская  литература  является  сильнейшим  источником в...

Педагогическая статья по теме: "Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста"

Конспект для воспитателей на тему влияния художественной литературы и фольклора на трудовое воспитание дошкольников ...