Региональная научно-практическая конференция«Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»
статья по теме

Лоткова Ольга Евгеньевна

На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается. Система образования должна отвечать запросам общества, поддерживать культуру инклюзивного образования, создавать условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, реализовывать инклюзивную практику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе.

Лоткова Ольга Евгеньевна,

преподаватель,

БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»,

г.Нижневартовск,

lotkova83@mail.ru

Статистика последних лет показывает, что количество детей с ограниченными возможностями возрастает. Такие дети требуют особого внимания со стороны не только родителей, но и общества. Чаще всего дети с ограниченными возможностями имеют высокий уровень интеллектуальных способностей. Проблема в том, что они чаще всего не реализованы.

Технологии-педагогического сопровождения – это комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования рассматривается как междисциплинарная деятельность специалистов образовательной организации, направленная на развитие и оптимальное включение ребенка с особыми образовательными потребностями в образовательную деятельность и взаимодействие с другими учениками. В целом психолого-педагогическое сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих профилактических, организационных и просветительских технологий.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях начальной школы, технология педагогического сопровождения адаптации является одним из основных и неотъемлемых условий успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики Российской Федерации. Защитить права ребенка на развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно взаимодействуют родители, медицинские работники, педагоги и психологи.

Ограниченные возможности здоровья обозначают различные детские проблемы и важно не оставить ребенка с ними один на один во время такого важного и сложного этапа его жизни, как начало обучения в начальной школе.

Для успешного воспитания и дальнейшего обучения детей с ограниченными возможностями необходимо создать адаптивную среду, которая позволит обеспечить таким детям полноценную интеграцию и личностную самореализацию. А наличие адекватной системы психолого-педагогического сопровождения, включающая, помимо систематического наблюдения за ходом развития ребенка с ОВЗ, разработку индивидуальных программ обучения и коррекции, поможет ребенку создать себе эту среду. Современная концепция коррекционно-развивающего обучения предполагает разработку технологий психолого-педагогического сопровождения детей в условиях специального образовательного учреждения и оценки ее эффективности на разных этапах работы с ребенком.

Термин «технология» в настоящее время широко применяется во всех сферах жизнедеятельности человека. Так, в толковом словаре живого великорусского языка В. Даля под технологией понимается «совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве». В педагогическом аспекте технологией рассматривают «… строго научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов» (В.А. Сластенин). Технология педагогического сопровождения адаптации — это совокупность используемых в образовательном процессе форм, методов, способов, приемов, средств, которые способствуют не только решению образовательных, воспитательных, развивающих задач, но и успешной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в окружающую социальную среду.

Практика показывает, что реализация технологии педагогического сопровождения адаптации детей с ОВЗ предполагает четко выстроенную цепочку действий и взаимодействие учителей начальной школы. Работая с классом, учитель должен понимать, какие цели и задачи, кроме учебных, ему необходимо решать совместно с родителями детей с ОВЗ. Поэтому для каждого образовательного учреждения необходимо иметь четко выстроенную программу психолого-педагогического сопровождения для детей обучающихся с ОВЗ в начальной школе.

ФГОС раскрывает особенности коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Образовательная деятельность с такими детьми должна осуществляться в процессе организации различных видов детской деятельности и в ходе режимных моментов с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, а также и в самостоятельной деятельности детей. Целью таких программ-сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, является создание для всех участников образовательного процесса, таких условий, которые способствовали бы успешной и качественной реализации образовательной и социальной деятельности ребёнка. Содержание программы должно обеспечивать выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи, возможность освоения детьми с ОВЗ. Немаловажным остается в правильном определении и решении проблем ребёнка, т.е. предоставлении ему комплексной квалифицированной помощи специалистов разного профиля (учитель-дефектолог, педагог- психолог, учитель-логопед, социальный педагог); учет особенностей и уровня развития ребенка; приоритетность задач адаптации и социализации; составление комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ; участие родителей, их активное и партнерское взаимодействие со специалистами сопровождения.

Технология педагогического сопровождения адаптации ребенка с ОВЗ требует от каждого специалиста знание этапов и закономерностей возрастных периодов развития; понимание психологических и педагогических задач каждого конкретного возраста; специфику психического развития детей с ОВЗ; знание особенностей развития взаимодействия в детском коллективе в различные возрастные периоды.

Диагностический этап. На данном этапе осуществляется сбор необходимых данных о ребенке. Он включает в себя первичную диагностику развития ребенка на ПМПК. Во время первичной консультации экспертами комиссии определяются проблемы ребенка в виде заключения и назначаются специализированные условия его обучения и воспитания. Узкие специалисты проводит диагностику познавательной сферы ребенка, его личностных, эмоционально-волевых особенностей, обследуют речевую сферу ребенка, определяют состояние здоровья ребенка, выявляют социальный статус, и проводится первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка.

При этом применяются такие методы как: тестирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности ребенка, документация, анкетирование родителей.

определение особенностей развития детей, специфики их образовательных потребностей.

Тем самым, результатом данного этапа является мониторинг – отправная точка общей программы, согласно которой педагогами проводятся мероприятия, направленные на реализацию индивидуальных коррекционных программ для детей с ОВЗ в начальной школе.

Следующий этап — проективный. На этом этапе обсуждаются способы решения проблемы и определяются специальные условия развития, обучения и воспитания ребенка. Специалисты по сопровождению выясняют со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы. Совместно определяется стратегия сопровождения: составляется комплексный план коррекционно-развивающего процесса в виде индивидуального образовательного маршрута. После того, как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов.

Деятельностный этап. Данный этап предполагает целенаправленный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие специалистов, родителей и детей. Его основу составляет разработка и реализация комплексной коррекционно-развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Конечная цель реализации программы состоит в том, чтобы помочь ребенку в решении задач его развития, адаптации к жизни в обществе посредством самостоятельного использования полученных жизненно важных знаний и навыков.

Заключительным этапом является рефлексивный. Здесь проводится анализ возможностей реализации задач сопровождения, выполнения рекомендаций всеми участниками сопровождения. Авторы указывают на то, что этот этап может стать заключительным в реализации индивидуальной программы сопровождения.

В итоге основываясь на данных, полученных в итоговой диагностике различными специалистами, делается вывод об эффективности деятельности специалистов образовательного учреждения по созданию условий для полноценного развития ребенка с ОВЗ.

Значимым аспектом в системе сопровождения являются отношения ребенка со сверстниками. Специалистам сопровождения необходимо решать проблемные ситуации ребенка, связанные с непринятием его обществом, из-за различных стереотипов, которые можно условно назвать «барьерами», препятствующими полноценному общению детей. Решение подобных ситуаций призывает проводить работу, как с детьми по преодолению у них негативного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, так и с самим ребенком по развитию самопринятия, поддержке его веры в свои собственные силы. Это является важным так как детский коллектив для ребенка является мощным ресурсом. Ведь, от того как будут относится к нему его же сверстники, во многом, будет зависеть его душевное состояния и мотивация к учебе.

Анализ этой проблемы предполагает, что для полноценного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс, существенную роль имеет индивидуальный подход, а, следовательно, обучение необходимо организовать, так чтобы можно было удовлетворить особые образовательные потребности каждого ребенка. Добиться хороших результатов поможет создание программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Ведь, полноценное развитие любого ребенка является одной из важнейших задач общества на современном этапе развития, требующее поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели, направленой деятельности всех единомышленников, состоящих из настоящих энтузиастов своей профессии «Учитель», а также замечательных родителей и детей. Мы видим результаты своей работы: индивидуальную помощь ребёнку в соответствии с особенностями его здоровья, преемственность и непрерывность психолого-педагогического сопровождения детей на различных этапах обучения, объединение усилий учеников, учителей и родителей для успешного обучения ребенка.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Ежовкина, Е.В., Рябова, Н.В. К проблеме педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья // Российский научный журнал № 5(30) — Рязань, 2012. — С. 84—89.

3. Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012. — 36 с.

4. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. — М.: Русский язык, 1980. — 568 с.

5. Некоторые результаты адаптационного периода в начальной школе в условиях перехода на новые ФГОС: Вопросы преемственности дошкольного и начального общего образования. -М.: Московский центр качества образования. 2011г.

 



Предварительный просмотр:

Задачи и профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов для работы в инклюзивной образовательной среде

Лоткова Ольга Евгеньевна,

Преподаватель,

БУ «Нижневартовский

социально-гуманитарный колледж»,

г.Нижневартовск,

79028533310@mail.ru

     В 2008 году произошли глобальные изменения в области образования, где признают права инвалидов и их значимости в социуме, реализации этого права без дискриминации и на основе равенства и возможностей обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях.

Был принят Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»,  а так же подписала международная  «Конвенция о правах Инвалидов». Для формирования государственной политики по улучшению положения детей и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. А так же утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда».

Основная идея данной программы заключается в организации обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства, что позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом.

В настоящее время большинство детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, уже получают образование в образовательных учреждениях. Включение таких детей в образовательный процесс обычного образовательного учреждения является новым подходом для российского образования. Такой подход к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья называется инклюзивным образованием. Создание и развитие единой ресурсно-методологической базы инклюзивного образования будет способствовать обеспечению доступности качественного образования для студентов с ограниченными возможностями здоровья. 

Интеграция всех уровней общего и профессионального образования способствует формированию метапредметных, познавательных и социальных компетенций для выстраивания непрерывной профессионально-образовательной траектории и профессионального самоопределения детей с особыми образовательными потребностями.

     На сегодняшний день цель работы каждого образовательного учреждения состоит в создании единого образовательного пространства для непрерывного доступного образования лиц с разными стартовыми возможностями. Система инклюзивного образования должна строится на принципах: все дети могут учиться – мы должны создать подходящие условия для их обучения на всех ступенях образования: от дошкольного до профессионального. Но, не исключением данного критерия является и педагогические специальности в колледже у будущих специалистов которых будет выпускать образовательное учреждение.

Подготовка специалиста, способного работать в современном образовательном пространстве и востребованного рынком труда, — ключевая задача системы среднего профессионального образования. 

Профессиональная готовность учителя начальных классов к работе с детьми с ОВЗ в инклюзивной практике рассматривается многими авторами как целостное образование личности, интегрирующее мотивационный, содержательный и операционный компоненты. По мнению Ю.В. Шумиловой, в структуру профессиональной готовности педагогов к инклюзивному образованию детей входят ключевые содержательные компоненты:

- личностно-смысловой (отрефлексированная установка педагога на принятие идеологии инклюзивного образования, мотивационная направленность сознания, воли и чувств педагога на инклюзивное образование детей);

- когнитивный (комплекс профессионально-педагогических знаний, необходимых для инклюзивного образования детей);

- технологический (комплекс профессионально-практических умений осуществления инклюзивного образования детей дошкольного возраста).

     Исходя из требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах», в числе профессиональных компетенций, соответствующих квалификации «Учитель начальных классов», обозначены: педагогический контроль, оценивание процесса и результата обучения, средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога, проведение педагогического наблюдения и диагностики, интерпретация полученных данных; представления о нарушениях в соматическом, психическом, интеллектуальном, сенсорном развитии ребенка, их систематики и статистики, особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

     Умение работать с детьми с особыми образовательными потребностями — это способность осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного обучения, учитывая разные образовательные потребности учащихся и обеспечивая включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду общеобразовательного учреждения, создавая условия для его развития и саморазвития.

     В примерном учебном плане и в структуре ОПОП СПО углубленной подготовки с целью формирования вышеобозначенных ключевых и профессиональных компетенций, введен профессиональный цикл, который состоит из общепрофессиональных дисциплин (ОП) и профессиональных модулей (ПМ) в соответствии с основными видами деятельности. Введение профессиональных модулей в ФГОС призвано объединить содержательные, организационные, методические и технологические компоненты профессионального обучения, а также теоретические и прикладные аспекты, а так же, обеспечивать структурную связанность всего образовательного комплекса, совмещение в одной организационно-методической структуре дидактических целей, логически завершенной единицы учебного материала, методического руководства и системы контроля. Все это позволит оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить качество профессиональной подготовки студентов учреждений СПО.

     Поэтому целью подготовки будущих специалистов, работающих с детьми младшего школьного возраста детей группы риска, должна являться не столько передача им профессиональных знаний и умений, сколько формирование профессионально подготовленной личности, обладающей целостным психолого-педагогическим и методическим мышлением, что требует определенных педагогических условий (требований) подготовки.

     Согласно стратегии стандартов нового поколения, современному учителю необходимо отказаться от «знаниевой» парадигмы образования и перейти к его новому содержательному аспекту, ориентированному на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся. Данная задача предполагает пересмотр подготовки специалиста в педагогическом образовательном учреждении с ориентацией на деятельностный подход, который обеспечивает непрерывность образования и самообразования личности будущего учителя в течение всей жизнедеятельности и профессионализм педагога.

     Для достижения положительных результатов, необходимо, чтобы система оказания помощи детям с ОВЗ была профессионально сконструирована специалистами: психологами, педагогами, врачами и реализовывалась с учетом индивидуальных особенностей ребенка, результатов психолого-педагогического мониторинга, возможностей образовательного учреждения.

     Серьезно сказывается на качестве проводимой психолого-педагогической реабилитации детей с ОВЗ недостаточный уровень профессиональной компетентности педагога общеобразовательного учреждения, который заключается в непонимании механизмов формирования имеющегося нарушения у ребенка, и как следствие, невозможности использования специальных средств и методов в педагогическом процессе.

     Поэтому психолого-педагогические основы инклюзивного образования не могут быть ограничены только лишь рамками задач преодоления трудностей в обучении, а должны способствовать достижению личности ребенка с ОВЗ успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты своих прав и свобод.

     В этом ракурсе важным условием достижения профессионализма является специальная психолого – педагогическая подготовка в заведениях СПО, позволяющей учителю эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями и их нормально развивающихся сверстников.

     Профессиональная готовность будущего учителя начальных классов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной практике рассматривается многими авторами как целостное образование личности, интегрирующее мотивационный, содержательный и операционный компоненты.

     Теоретический анализ исследований и ФГОС СПО по проблеме подготовки учителя к коррекционно-развивающему обучению детей младшего школьного возраста показывает, что говорить о целостном опыте подготовки кадров для работы с детьми группы риска пока не приходится.  Ввести вариативные модули в ОПОП, такие как «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья». А так же освоение образовательной программы со стороны технической поддержки тех или иных вспомогательных устройств с помощью которых дети в разной нозологией осуществляют учебный процесс.

     Отдельные попытки предпринимаются по модернизации содержания учебных курсов, но они ни не могут гарантировать устойчивый положительный результат в подготовке будущего учителя начальных классов к коррекционно-развивающей деятельности, так как недостаточное внимание уделено частным вопросам педагогики, составляющим основу предметных знаний. Следовательно, подготовку будущего педагога к обучению детей группы риска и детей с ОВЗ необходимо включить в общий профессионально-образовательный процесс образовательного учреждения. Таким образом, решение проблемы подготовки будущих специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволит интенсивно вводить инклюзивное образование в колледжах, повысит профессиональный уровень выпускников, что поможет удовлетворить запросы всех потребителей профессиональных услуг - личности, общества, государства.

     Умение работать с детьми с особыми образовательными потребностями – это способность осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного обучения, учитывая разные образовательные потребности учащихся и обеспечивая включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду общеобразовательного учреждения, создавая условия для его развития и саморазвития. 

     Проблемы внедрения инклюзии на начальном этапе образования заключается в том, что идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет составной частью их профессионального мышления. А для осуществления идеи требуются специальные усилия, чтобы это произошло. Проблема  затрагивает и родителей. Во первых, родители детей, которые развиваются типичным образом, т.е. “нормально”,  иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же,  социальный опрос “об отношении нормальных сверстников к детям с особыми образовательными потребностями”, который был  проведен студенткой II курса “Вилюйского педагогического колледжа им. Н.Г. Чернышевского”,  среди детей показывает обратное.  Учащиеся  не против, если в их классе будут учиться дети с особыми образовательными потребностями. Они готовы помочь  своим сверстникам. Во-вторых, есть такая категория родителей, которые считают, что на их ребенка “навешивается ярлык” неполноценного и что он является объектом социальной сегрегации. Такой позиции отчасти способствует недостаточное просвещение населения. Из беседы с педагогами, выявлено, что учителя начальных классов и другие специалисты не готовы сразу соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения, так как  испытывают трудности с психологических особенностей детей,  приходят дети только с медицинской диагностикой, которая не помогает им понять причины неуспеваемости и выбрать соответствующие методы работы, что не хватает учителей или специалистов, готовых работать по специальным методикам и новым технологиям. Таким образом, напрашивается вывод, что учителя начального образования, без специальной коррекционной подготовки, не могут установить контакт с ребенком, испытывающим трудности в обучении, наладить доверительные отношения с ним, им трудно проводить коррекционные занятия.
    Подготовка кадров для инклюзивного образования является одним из условий реализации самой инклюзии и государственного задания в целом для учебного образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по педагогическим специальностям

1. Приказ о создании условий для обеспечения программ подготовки учебно-методическими материалами2. Методические рекомендации по организации инклюзивного професионального образования инвалидов и лиц с...

Особенности образовательной среды учреждения, как условие профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»

Решение проблемы внутренней доступности образовательного пространства комплекса-интерната для лиц со специальными образовательными потребностями достигается специальной формой организации учебного про...

Региональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Региональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»...

Фрагмент сборника региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», 2016 год.

Фрагмент сборника региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», 2016 год....

«Работа тьютора в процессе профессиональной реабилитации инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья»

Целью деятельности тьютора является, оказание нуждающимся в помощи обучающимся, имеющим проблемы в обучении, а также социализации и интеграции в коллектив. Сопровождать – значит «следовать...

Приказ о проведении VI регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» по компетенции «Документационное обеспечение управления и архивоведение"»

Приказ о проведении  VI регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» по компетенции «Докуме...