«Работа тьютора в процессе профессиональной реабилитации инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья»
материал

Капустина Лариса Сергеевна

Целью деятельности тьютора является, оказание нуждающимся в помощи обучающимся, имеющим проблемы в обучении, а также социализации и интеграции в коллектив. Сопровождать – значит «следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт - Петербургское государственное бюджетное специальное реабилитационное образовательное учреждение среднего профессионального образования – техникум для инвалидов «Профессионально - реабилитационный центр»

Тьютор: Капустина Л.С.

«Работа тьютора в процессе профессиональной реабилитации инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья»

        Целью деятельности тьютора является, оказание нуждающимся в помощи обучающимся, имеющим проблемы в обучении, а также социализации и интеграции в коллектив. Сопровождать – значит «следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то»

Тьютор-это:  

  •  Наставник;
  •  Посредник;
  •  Человек, который самостоятельно научит решать проблемы  (переводить их в задачи)
  •   Помощник, сопровождающий, поддерживающий процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск

        Сопровождать – значит «следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то»

Тьюторское сопровождение как феномен направлено на увеличение продуктивности процесса профессиональной реабилитации инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья, путем реализации индивидуального подхода к личности обучающегося.

Задачи деятельности тьютора:

  • выявление индивидуальных особенностей обучающегося;

  • помощь обучающемуся в осознании его образовательных и профессиональных потребностей, возможностей и способов их реализации;

  • организация взаимодействия участников образовательного процесса;

  • мониторинг эффективности реализации самоконтроля и самоанализа движения по личной образовательной траектории

  • помощь в проблемных ситуациях рамках  освоения основной профессиональной образовательной программы;
  • индивидуальный подход к обучающимся в самоопределении по отношению к выбранной профессии и в процессе адаптации в новом образовательном пространстве
  • создание условий обеспечивающих возможность личностного и профессионального развития обучающихся в процессе обучения в «Профессионально-реабилитационный центр»;
  • взаимодействие и  поддержание постоянной связи с педагогическими работниками,  психологами групп,       социальным педагогом,  заместителем директора по УПР, родителями.

Принципы тьюторского сопровождения:

  • Открытость
  • Вариативность
  • Непрерывность
  • Гибкость
  • Индивидуальный подход
  • Индивидуализация

Индивидуализация и  индивидуальный подход

Главный упор делается на индивидуальный подход  каждому обучающемуся и поиск нетрадиционных методов и приемов  в решении поставленных задач.

Индивидуальный подход тьютора  предполагает следующие действия:

  • обсуждение совместно с обучающимся заказа на самообразование на основе анализа его образовательных и личностных запросов;
  • оказание помощи обучающемуся в выявлении собственных потребностей в приобретении тех или иных компетентностей, саморазвитии и самореализации;
  • сопровождение его по индивидуальному образовательному маршруту   в «Профессионально-реабилитационном центре»

      Этапы индивидуального  подхода  в тьюторском сопровождении:

  1. Определение потребностей и мотивов;
  2. Постановка целей;
  3. Разработка содержания ИОМ;
  4. Определение технологического инструментария;
  5. Определение направлений диагностического сопровождения обучающегося;
  6. Определение условий, обеспечивающих реализацию целей;
  7. Обсуждение результатов и корректировка

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Индивидуальный план тьюторского сопровождения – комплекс мероприятий,  скоординированный по времени, целям и методам, направленный на оказание всесторонней помощи обучающемуся с учетом его внутренних и внешних факторов развития и возможностей образовательного учреждения.

Индивидуальный подход позволяет тьютору работать с интересом каждого обучающегося, помогать обучающимся осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные запросы.

Тьютор, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение обучающимся ИОП, в первую очередь должен помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо, то есть, тьютор обеспечивает выход в самообразование обучающегося, создает социальнопедагогические условия для формирования культуры его работы с собственным будущим.

Под тьюторским сопровождением ученической деятельности понимается особый тип педагогического сопровождения, при котором обучающийся выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам, которые затем обсуждает с учителем, то есть педагог создает условия и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления обучающимся своего познавательного интереса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по педагогическим специальностям

1. Приказ о создании условий для обеспечения программ подготовки учебно-методическими материалами2. Методические рекомендации по организации инклюзивного професионального образования инвалидов и лиц с...

Особенности образовательной среды учреждения, как условие профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»

Решение проблемы внутренней доступности образовательного пространства комплекса-интерната для лиц со специальными образовательными потребностями достигается специальной формой организации учебного про...

План работы по созданию в БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» социально-педагогических условий для сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения ими профессионального образования на 2015-2016

На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается. Система образования должна отвечать з...

Региональная научно-практическая конференция«Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»

На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается. Система образования должна отвечать з...

Региональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Региональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»...

Фрагмент сборника региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», 2016 год.

Фрагмент сборника региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», 2016 год....

Программа логопеда по реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

В последнее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Нарушения речи являются отклонениями речи говорящего от норм языка, которые приняты в данной языковой среде...