Развитие познавательного интереса и творческого потенциала студентов на занятиях гуманитарного и социально-экономического цикла с помощью инновационных технологий.
статья на тему

Бондаренко Алла Владимировна

Задача современного образования  - формирование творческой, способной к самопознанию и самореализации личности. Но она не может быть решена при отсутствии у обучающихся мотивации при изучении учебных дисциплин. Поэтому в настоящее время  очень  актуальной является проблема формирования познавательной мотивации обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx222.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие познавательного интереса и творческого потенциала студентов на занятиях гуманитарного и социально-экономического цикла с помощью инновационных технологий. (Из опыта работа  преподавателя А.В.Бондаренко)

Задача современного образования  - формирование творческой, способной к самопознанию и самореализации личности. Но она не может быть решена при отсутствии у обучающихся мотивации при изучении учебных дисциплин. Поэтому в настоящее время  очень  актуальной является проблема формирования познавательной мотивации обучающихся. Надо найти такие ресурсы, которые позволят развивать креативное мышление, т.к. современный человек должен максимально эффективно использовать свои возможности. Для решения этой задачи применяются многочисленные инновационные технологии. При изучении дисциплин гуманитарного цикла, в частности, истории, обществознания, философии, социологии, политологии в учебном учреждении технического профиля, преподаватель сталкивается с низкой мотивацией к их изучению со стороны обучающихся, для которых основными являются специальные дисциплины. Преподаватель ставит перед собой такие  основные задачи как:

 -  развитие познавательного интереса к гуманитарным дисциплинам

 - формирование умения самостоятельно приобретать и применять знания

 - помощь в формировании гражданской позиции

 Больше значение в повышении мотивации к обучению имеет использование методов активного обучения, приобретающих в последнее время особую актуальность. Эти методы позволяют стимулировать познавательную деятельность обучаемых.

Методы активного обучения обеспечивают не только простое запоминание материала и формирование устойчивого внимания, но и развивают у обучающихся логическое мышление и умение самостоятельно добывать знания. В этой ситуации главной целью преподавателя становится формирование активной творческой личности обучающихся. Систематически выполняя разнообразные задания, обучаемые постепенно включаются в учебный процесс.

В повышении мотивации к изучению гуманитарных дисциплин использую презентации

Презентации — это видеоряд, который может содержать учебный материал с использованием терминологии, портреты исторических деятелей, цитаты виднейших политиков. В данном случае у  обучающегося развивается зрительная и ассоциативная память, логическое мышление.

Примером могут служить  презентации: «Принятие христианства на Руси» «Герои войны 1812г»(по истории), «История избирательной системы России» (по основам политологии), «Ценности человеческого существования», «Смысл жизни»  (по основам философии) и др. Для усиления интереса к изучаемым дисциплинам проводится и внеклассная работа по предмету.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\17\SAM_0581.JPG 

Большой интерес у студентов вызвало мероприятие по истории на тему «Интересные факты из истории России», которое не только расширило кругозор, но  и очередной раз повысило гордость за историю своей Родины.  Мероприятие готовили студенты гр.Б-41 специальности  «Экономика и бухгалтерский учет» Радченко Ольга, Волкова Яна и Позднякова Карина.

Используя Интернет – ресурсы обучающиеся могут ознакомиться с множеством интересного материала не только с «исторических» сайтов, но и с сайтов политических партий (предвыборные программы, фотографии, мнения о кандидатах), органов власти субъектов РФ (структуру местных органов власти, насущные проблемы и варианты их решений). В практике преподавания гуманитарных дисциплин  интернет – ресурсы используются для подготовки презентаций, внеклассной работы по предмету и самостоятельной работы.

А.В.Бондаренко, преподаватель ГАПОУ КИПК

«Клинцовский индустриально-педагогический колледж».

1. активизация познавательной деятельности обучаемых может быть обеспечена с помощью создания проблемных ситуаций,.

   Проблемное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности обучающихся, на развитие их логического  мышления,  на способность самостоятельно действовать в информационном    пространстве.

   Проблемно-поисковый урок – форма урока, где преподаватель сам формулирует проблему и ставит проблемный вопрос. Обучающимся предлагается самостоятельный поиск вариантов решения, после чего они совместно с педагогом формулируют наиболее оптимальный. В качестве примера можно привести урок по теме: «Гражданская война: за и против .» Урок проходит в форме соревнования между двумя группами, которые определяют плюсы и минусы исторического события, после чего делается обобщенный вывод. Данный прием способствует формированию общих компетенций, определяющих результативность учебной деятельности, позволяет развивать познавательную активность на основе коллективных методов взаимодействия.

2. В повышении мотивации к изучению гуманитарных дисциплин использую презентации

Презентации — это видеоряд, который может содержать учебный материал с использованием терминологии, портреты исторических деятелей цитаты виднейших политиков. В данном случае у  обучающегося развивается зрительная и ассоциативная память, логическое мышление. Примером могут служить  презентации: «Принятие христианства на Руси» «Герои войны 1812г», «История избирательной системы России» по политологии. «Ценности человеческого существования», «Смысл жизни», по философии и др.

     

 4. Выполнение заданий из практикума по обществознанию (Важенин А.Г)

Задание на соответствие: установите соответствие между понятием и определением.

Заполните пропуски текста на основе материала учебника

Исправьте ощибки в приведенных  предложениях.

 Составьте логическую схему используя  ключевые понятия

Задание С.5 из ЕГЭ: дайте определение понятия, составьте 2 предложения, раскрывающие смысл данного определения. Это  как разминка – в начале урока.

Задание С.8 из ЕГЭ  составьте развернутый план на заданную тему.

5. Важна частота и регулярность контроля полученных знаний. Регулярный контроль воспитывает привычку к систематическому труду, стимулирует подготовку студента к  занятию.

6. Изучая тему «Занятость населения. Безработица» применяю работу по заполнению резюме для трудоустройства на работу.

7. Самым трудным предметом для изучения является философия. Поэтому, чтобы заинтересовать студентов я использую следующие виды работ.

  • Цитата дня. На первое занятие я определяю ее сама, причем не одну, а несколько. Предлагаю выбрать понравившуюся.Затем на каждый урок студент приносит свою цитату  на заданную тему и обосновывает свой выбор.
  • Философия – царица всех наук.

Т. Манн

  • Когда слушающий не понимает говорящего, а говорящий не знает, что он имеет в виду, - это философия.

Вольтер  

  • Например: Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!
  • Высшая мудрость — различать добро и зло.
  • Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну.
  • Человек не достигает счастья не потому, что он его не хочет, а потому, что не знает, в чем оно состоит. Сократ
  • Использую материал из серии ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
    (мысли-рассуждения, мыслеобразы, притчи, анекдоты, шутки, стихи)
     Лев Евдокимович  Балашов

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ

Работаем по принципу

...думать — это значит ставить вопросы

и пытаться находить ответы на них.  

В. Рубцов

К разделу «Введение. Что такое философия?»

1.        Что я знаю о философии, философах и что я о них думаю?

 Эта задача предлагается для письменной студенческой работы на первом семинарском занятии по философии. На написание работы отводится не  более 20-и минут.

Возможен вариант с устными ответами без подготовки в режиме экспресс-опроса.

К разделу «Философия человека»

2.        Кто, по Вашему мнению, прав и почему?

А. Человек есть мера всех вещей (Протагор).

Б. Не надо мерить температуру общества, ставив градусник себе под мышки (современный политолог).

3.        На вопрос «иметь или быть?» Э. Фромм, автор книги с таким названием, ответил:  «быть!». А как бы Вы ответили на этот вопрос?

— Дайте развернутый ответ.

  • Следующая форма работы  с использованием видеофрагмента. Изучая тему основные проблемы философской антропологии использую фрагменты фильмов «Кто ты человек?»  Интервью с Ником Вуйчичем « Ценности человеческого существования» «Смысл жизни»  Обсуждаем фрагмент фильма по теме « Ваши ценности» «Что ты ожидаешь от мира и что мир ожидает от тебя?» Подумайте как изменить мир и что вы можете сделать для этого?  Методика «Плата вперед» суть- взаимодействие с миром

На основе совершения добрых дел

  •  Такая работа. «О ком идет речь»:

- Его называют « называют «плачущий философ»

- Он считал что мир есть вечно живой огонь

- По его мнению движущей силой развития является борьба противоположностей

- Его принцип « Все течет, все изменяется», « В одну и ту же реку нельзя войти дважды» и т.д.

5.Используя Интернет – ресурсы обучающиеся могут ознакомиться с множеством интересного материала не только с «исторических» сайтов, но и с сайтов политических партий (предвыборные программы, фотографии, мнения о кандидатах), органов власти субъектов РФ (структуру местных органов власти, насущные проблемы и варианты их решений). В практике преподавания истории интернет – ресурсы используются для подготовки презентаций и поиска материала для презентаций.

Общественные науки отводят большое место рассказу преподавателя и практической работе с текстом исторических материалов. Эти виды деятельности являются базовыми, но, использование информационных  технологий помогает повысить мотивацию у учащихся к получению знаний, повысить их познавательную активность на уроке и во внеурочное время.