РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА 03. 03. «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44 02 01 «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
методическая разработка на тему

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения МДК должен:

иметь практический опыт:

определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;

составления конспектов занятий с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;

организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по различным разделам программы;

организации и проведения наблюдений за явлениями живой и неживой природы, общественными явлениями, транспортом и т.п.;

организации и проведения экскурсий для ознакомления детей с окружающим миром;

проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

наблюдения и анализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений) в разных возрастных группах;

обсуждения отдельных занятий, экскурсий, наблюдений в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработки предложений по их коррекции;

осуществления самоанализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений);

оформления документации;

уметь:

определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста;

формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями;

оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия поставленной цели;

использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях;

составлять программу работы с одаренными детьми в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности ребенка;

использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;

отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики;

анализировать занятия, наблюдения, экскурсии;

осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, наблюдений и экскурсий;

знать:

основы организации обучения дошкольников;

особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;

структуру и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования;

теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;

особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах;

приемы работы с одаренными детьми;

основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;

элементы музыкальной грамоты, музыкальный репертуар по программе дошкольного образования, детскую художественную литературу;

требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста;

педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений;

виды документации, требования к ее оформлению;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pm_3_do_novaya_18_2v._denisova.doc308.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА  03. 03. «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44 02 01 «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Кондрово 2018г

Содержание

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

стр.

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

6

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА.

7

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ  ПРГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА.

43

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА.

46


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА « ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ».

1.1. Область применения программы

Рабочая программа междисциплинарного курса  является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44 02 01 Дошкольное образование

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

4. Анализировать занятия.

5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

 Рабочая программа междисциплинарного курса может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при организации повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных учреждений, при наличии среднего профессионального образования или высшего непедагогического образования.

1.2. Цели и задачи МДК – требования к результатам освоения МДК.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения МДК должен:

иметь практический опыт:

определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;

составления конспектов занятий с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;

организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по различным разделам программы;

организации и проведения наблюдений за явлениями живой и неживой природы, общественными явлениями, транспортом и т.п.;

организации и проведения экскурсий для ознакомления детей с окружающим миром;

проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

наблюдения и анализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений) в разных возрастных группах;

обсуждения отдельных занятий, экскурсий, наблюдений в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработки предложений по их коррекции;

осуществления самоанализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений);

оформления документации;

уметь:

определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста;

формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями;

оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия поставленной цели;

использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях;

составлять программу работы с одаренными детьми в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности ребенка;

использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;

отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики;

анализировать занятия, наблюдения, экскурсии;

осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, наблюдений и экскурсий;

знать:

основы организации обучения дошкольников;

особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;

структуру и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования;

теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;

особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах;

приемы работы с одаренными детьми;

основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;

элементы музыкальной грамоты, музыкальный репертуар по программе дошкольного образования, детскую художественную литературу;

требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста;

педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений;

виды документации, требования к ее оформлению;

1.3.  количество часов на освоение рабочей программы МДК:

максимальной учебной нагрузки обучающегося –200 (с уч. пр.)часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 133часа; из них:

 практические-77час.

Самостоятельная работа обучающегося –67 часов.

Учебная практика-16часов.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МДК.

Результатом освоения рабочей программы МДК является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования,

в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1.

Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2.

Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3.

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 3.4.

Анализировать занятия.

ПК 3.5.

Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

ПК 5.1.

Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2.

Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3.

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4.

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5.

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и  личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.


3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МДК.

3.1. Тематический план междисциплинарного курса..

Коды профессиональных компетенций

Наименования раздела профссионального модуля.[1]*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и учебная практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

ПК 3.1 – 3.5

ПК 5.1 – 5.5

Раздел  4. Экологическое образование детей дошкольного возраста.

216

133

77

67

16

48


2.2 Тематический план содержания  междисциплинарного курса « ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.»

Раздел ПМ 4. Экологическое образование детей дошкольного возраста

     216- макс. с уч. пр.

МДК 3. Теория и методика экологического образования дошкольников.

133- аудит.

Тема 4.1. Задачи и содержание экологического образования дошкольников

Содержание

18

1.

     Значение экологического образования дошкольников для их всестороннего развития. Задачи экологического образования. Формирование начал экологической культуры, понятий и  представлений о предметах и явлениях природы, простейших экологических связях и закономерностях. Развитие мышления, речи, наблюдательности, сенсорной культуры, формирование трудовых умении и навыков по уходу за животными и растениями. Воспитание познавательного интереса, бережного отношения к природе, эстетических чувств, укрепление здоровья ребёнка средствами природы. История  экологического образования. Глобальные экологические проблемы. Правовая основа экологического образования в России.

2

2.

    История развития методики экологического образования (ознакомления с природой) дошкольников, как науки. Воспитание детей средствами природы в трудах мыслителей и педагогов прошлого Я.А. Коменского, И.Д. Ушинского, Е.И Тихеевой, Э.И. Залкинд, С.А. Веретенниковой и др. Исследования в области ознакомления детей с природой в период 1950-1970-х годов. Экологический подход к вопросам ознакомления детей с природой.

2

2

3.

Экологическая культура как результат экологического образования.

Становление понятия «экологическая культура» и его значение для теоретического обоснования методики экологического образования дошкольников. Экологическая культура педагога.

2

4.

Ознакомление детей с природой - естественный процесс познания окружающего мира. Научная основа осуществления этого процесса под руководством воспитателя - наука экология.  Отбор научных понятий и ведущих идей в области экологии, их адаптация к дошкольному возрасту.  Растения и животные как единицы  живо природы и предмет познания ребёнка.  Экологические понятия, лежащие в основе методики и программы экологического воспитания и обучения дошкольников: взаимосвязи живого организма со средой обитания, морфофункциональная приспособленность (адаптация) организма к среде обитания; экосистемы, цепи питания,  рост и развитие живого организма; многообразие живой природы;  свойства живого организма; взаимодействие человека с природой.

2

5.

Формирование у дошкольников представлений о взаимосвязи  растений и животных с внешней средой; представлений о многообразии в живой природе; представлений о сообществах живых организмов. Экологические закономерности, используемые в содержании программы: закономерность морфофункциональной приспособленности растений и животных к среде обитания; внешнее приспособительное сходство видов живых существ, проживающих в одинаковых условиях, но не находящихся в генетическом родстве; различные формы приспособительной взаимосвязи живых существ со средой обитания в процессе онтогенетического развития.

Отношение к природе как результат экологического образования.

2

2

6.

 Время года как комплекс взаимообусловленных сезонных изменений в природе. Причины смены времён года.  Погода. Элементы погоды.

2

7.

Формирование экологических представлений детей о сезонах года.. Формирование экологических представлений детей о осенних явлениях в природе.

2

8.

Формирование экологических представлений детей о сезонах года.. Формирование экологических представлений детей о зимних  явлениях в природе.

2

9.

Формирование экологических представлений детей о сезонах года.. Формирование экологических представлений детей о весенних  явлениях в природе.

. Формирование экологических представлений детей о летних  явлениях в природе.

2

Практические занятия

        9

1.

Анализ Концепции экологического воспитания.

    Концепция экологического . воспитания дошкольников С.Н. Николаевой как попытка сформулировать основные идеи и положения экологического направления дошкольной педагогики. Цели, задачи и содержание экологического воспитания и обучения в Концепции экологического воспитания дошкольников. Отношение - конечный результат экологического воспитания. Воспитатель - главная фигура педагогического процесса и решающий фактор в экологическом воспитании. Показатели экологической воспитанности детей.

2

2.

Анализ программы «Юный эколог», авт. С.Н. Николаева

2

3.

Анализ экологических разделов комплексных программ воспитания и обучения в ДОУ.

Анализ комплексной программы: «От рождения до школы»

2

4.

Система представлений в экологическом образовании.

2

5.

Система закономерностей в экологическом образовании.

1

Тема 4.2. Средства и методы экологического образования

Содержание

     24

1.

     Развивающая среда в ДОУ, как средство экологического образования дошкольников. Определение развивающей экологической среды. Значение экологического подхода к оборудованию зелёной зоны. Критерии создания развивающей экологической среды в ДОУ.

2

       2

       3

2.

Экологические пространства на участие ДОУ: фруктовый сад; огород, «хвойный бор», площадка природы, уголок нетронутой природы, экологическая тропа.

2

3.

     Создание и поддержание необходимых условий жизни для живых существ как главный метод экологического воспитания детей. Комнатные растения: содержание, уход.

2

4.

Декоративные рыбки комнаты природы  ДОУ, содержание, уход. Ознакомление детей с декоративными рыбками.

2

5.

Декоративные птицы комнаты природы  ДОУ, содержание, уход. Ознакомление детей с декоративными птицами.

2

6.

Млекопитающие комнаты природы  ДОУ, содержание, уход.

Ознакомление детей с млекопитающими уголка природы.

2

7.

 Значение труда в природе в воспитании личности ребенка.  Виды труда в природе.

Совместная деятельность взрослых и детей в зелёной зоне ДОУ, формы её осуществления. Педагогические и гигиенические требования к труду в природе.

2

8.

    Значение наблюдения для формирования реалистических представлений и понятий об окружающем мире, основ миропонимания, развития сенсорной культуры, наблюдательности, познавательного отношения к природе, ее эстетического восприятия, воспитания любви, бережного и заботливого отношения дошкольников ко всему живому. Структура наблюдений. Содержание наблюдений. Требования к подготовке и проведению наблюдений

2

      3

9.

. Виды наблюдений по характеру условий (естественные, специально организованные), по продолжительности (кратковременные, длительные), формам организации дошкольников (коллективные, подгрупповые, индивидуальные), по характеру познавательных задач. Роль эпизодических наблюдений (первичных, повторных, сравнительных, итоговых) в накоплении конкретных представлений, углублении, расширении, систематизации биоэкологических знаний.

2

10.

Значение элементарного опыта для формирования у детей конкретных и обобщенных представлений о мире природы; умения устанавливать  существующие в нем связи и зависимости; познавательного отношения к природному окружению. Требования к подготовке и постановке несложных опытов.

2

      3

11.

Виды и значения наглядных пособий в экологическом образовании дошкольников.

 Моделирование в ДОУ.  Виды  моделей и роль моделирующей деятельности в • процессе экологического образования.

2

       3

12.

Значение и место природоведческих игр в обогащении, закреплении, обобщении и систематизации знаний детей. Роль игр в развитии эмоциональной сферы ребенка, воспитании экологически направленной личности (формирование умения и желания защищать природу, осознанно выполнять определенные правила взаимодействия с ней).

 Классификация игр биоэкологического характера (сюжетно- ролевые, строительно-конструктивные, игры с правилами); их содержание.

2

       3

Практические занятия

       36

1.

  Экологические пространства в помещении ДОУ: комната природы, кабинет природы,' зимний сад, уголок природы детского сада.

      Подбор и размещение комнатных растений и животных для содержания в уголке природы детского сада, уход за ними.

2

2.

Ознакомление  детей с комнатными растениями: биологические особенности, содержание, уход. Ознакомление детей с комнатными растениями.

  Разработка конспекта по уходу за комнатными растениями.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3.

 Индивидуальные поручения и коллективный труд детей в природе. Организация и методика проведения дежурств в уголке природы с детьми ставшего дошкольного возраста. Сезонный труд на участке детского сада.    Разработка конспекта по посеву и посадке растений на участке ДОУ.

4.

Подбор обитателей для участка детского сада, составление плана участка.

5.

Организация  экологической  тропы на участке ДОУ и в ближайшее окружение. Паспорт экологической тропы.

      Разработка проекта экологической тропы на территории детского сада. Организация наблюдений на станциях  экотропы.

6.

  Методика проведения наблюдений разных типов: циклических наблюдений за стационарными обитателями уголка природы детского сада, за ростом и развитием живых организмов   Разработка  циклов наблюдений за растениями и животными в разные сезоны года..

7.

   Ознакомление детей с явлениями и объектами  неживой природы. Элементарные опыты при ознакомлении детей с явлениями и объектами неживой природы. Разработка циклов наблюдений за явлениями в неживой природе в разные времена года.

8.

Содержание опытов с предметами неживой природы, растениями и животными в старшем дошкольном возрасте. Структура опыта. Своеобразие методики экспериментирования с дошкольниками (выдвижение познавательных задач, подготовка и проведение опыта, фиксация наблюдений, анализ полученных результатов, подведение детей к выводам и обобщениям). Связь опытнической работы с другими видами деятельности детей.

    Определение содержания и разработка плана постановки опыта с предметами неживой природы или растениями.

9.

    Использование дневников и календарей наблюдений в природе как графических моделей естественных процессов протекающих в природе. Разработка проекта календаря наблюдений за предметами и явлениями природы.

10.

   Подготовка к проведению дидактической экологической игры, конспект игры.

11.

Использование игрушки-аналога в дидактических целях. Место основных видов дидактических игр в системе природоведческой работы с детьми.

12.

Разработка конспекта подвижной игры.

13.

Составление тематики опытов и экспериментов.

14.

Разработка конспектов по демонстрации опытов на заданную тему.

15.

Организация наблюдений детей за осенними  явлениями в природе. Календарь осени  и особенности её  протекания на территории края.. Разработка циклов наблюдений за явлениями в неживой природе в разные времена года

16.

Организация наблюдений детей за зимними  явлениями в природе. Календарь зимы  и особенности её  протекания на территории края.. Разработка циклов наблюдений

17.

Организация наблюдений детей за весенними  явлениями в природе. Календарь  весны  и особенности её  протекания на территории края..

   Разработка циклов наблюдений.

18.

 Организация наблюдений детей за летними  явлениями в природе. Календарь  лета  и особенности его  протекания на территории края.  Разработка циклов наблюдений.

Тема 4.3. Формы экологического образования дошкольников

Содержание

        10

2

2

2

1.

   Экологические занятия, их значение для освоения детьми основного содержания знаний о предметах и явлениях природы, совершенствования их умственных способностей, формирования умений и навыков общения с природой. Выбор и применение разнообразных методов обучения на занятиях

2.

 Типы занятий по их месту в процессе познания ребенком природы (первично- ознакомительные, углубленно-познавательные, обобщающие, комплексные). Требования к организации и проведению экологических занятий.

3.

 Значение словесных методов в экологическом образовании, особенности использования словесных методов при организации занятий разных типов. Рассказ. Виды рассказов. Требования к рассказу.

Беседы в экологическом воспитании детей. Виды бесед. Обобщающие беседы. Требования к вопросам беседы.

Чтение художественных произведений о природе. Писатели и поэты детям о природе.

 Методика рассматривания картин на занятиях.

4.

   Роль экскурсий, целевых и повседневных прогулок в развитии ценностных ориентации ребенка, накоплении конкретных и обобщенных представлений о многообразии живых существ, особенностях их адаптации к условиям среды, структуре биоценозов, характерных признаках сезонов, труде людей в природе и др. Экскурсия как особый вид занятий по экологическому образованию дошкольников.

Содержание, структура экскурсий разного вида. Специфика работы педагога на подготовительном этапе (постановка цели, разработка программных задач, выбор места, маршрута, подбор необходимого оборудования, проведение предварительной беседы с детьми и др.).    Своеобразие методики проведения экскурсий и целевых прогулок с детьми среднего и старшего дошкольного возраста (подготовка воспитателя и детей, обучение наблюдению природы, использование проблемно-поисковых ситуаций и др.).

2

     3

5.

Детские праздники, досуги экологического содержания, подготовка к ним .

Участие дошкольников и их родителей в природоохранительных мероприятиях.

2

       3

Практические занятия

        20

1.

Методика разработки конспекта экологических  занятий  разных типов.

2

2

Разработка конспекта обобщающего  занятия на заданную тему.

2

3.

Методика разработки конспекта экологической экскурсии в разные времена года.

2

4.

   Организация на повседневных прогулках наблюдений, труда, игр, развлечений (праздников), способствующих формированию экологически ориентированной личности. Разработка на заданную тему наблюдений на прогулках.

2

5.

Разработка конспектов беседы на разные темы.

2

6.

Составление рассказов на заданную тему.

2

7.

Разработка конспекта занятия по чтению художественных произведений.

2

8.

Методика проведения детских праздников и досугов.

2

9.

Разработка конспекта экологического досуга на заданную тему.

2

10.

Планирование и подготовка к проведению экологической акции. Разработка плана экологической  акции «День Земли».

2

Тема 4.5. Технологии экологического образования в детском саду.

Содержание

  4

1.

 Понятие педагогической технологии, общий подход к технологии экологического воспитания дошкольников. Технологии экологического воспитания детей в разных возрастных группах детского сада.

2

      3

2.

Проектная деятельность в ДОУ.

2

Практические занятия

       12

1.

      Роль перспективного и календарного планирования, позволяющего систематически и последовательно решать задачи экологического образования детей дошкольного возраста Составление перспективного плана работы в области экологического образования.

2

2.

Основные требования к планированию эколого-педагогической деятельности воспитателя (планирование на основе краевого календаря природы, формулирование задач и отбор материала в соответствии с программой на определенный отрезок времени с учетом имеющегося у детей опыта; установление взаимосвязи при планировании занятий с работой по экологическому образованию дошкольников в повседневной жизни). Календарно-тематическое планирование.

2

3.

Разработка экологического  проекта на заданную тему.

2

4.

Экологическая паспортизация ДОУ.

2

5.

    Методы диагностики экологической  воспитанности дошкольников.

 Разработка вопросов для диагностики по задаанным темам.

2

6.

 Обработка результатов диагностики уровня сформированности экологических

представлений, отношения к природе.

2

      Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 3.

     Анализ литературы по теме «История развития методики экологического образования (ознакомления с природой) дошкольников, как науки.»

Составление конспекта «Концепции экологического воспитания дошкольников»

  С. Н. Николаевой. Знакомство с содержанием экологических разделов программ воспитания и обучения в детском саду, программы «Юный эколог».

Составление каталога статей по вопросам экологического образования дошкольников из журнала «Дошкольное воспитание» за последние 5 лет.

Анализ и оценка состояния природных зон базовых дошкольных учреждений, рекомендации по совершенствованию их организации.

Разработка проекта организации уголка природы в помещении группы детского сада. Разработка цикла наблюдений за одним из обитателей уголка природы базового детского сада. Разработка конспекта наблюдения за погодными условиями, проекта календаря наблюдений за сезонами года. Разработка конспекта дидактической игры экологического содержания, изготовление материалов и оборудования для ее проведения.

Составление картотеки экологических игр для разных возрастных групп.

Изучение значения и особенностей применения словесных методов при организации занятий разных типов. Составление конспекта экологического занятия. Разработка конспекта экологической экскурсии. Разработка конспекта экологического праздника, досуга. Составление плана проведения экологической акции.  Диагностика сформированности знаний о растениях и животных, обработка и фиксация результатов. Написание реферата на одну из тем: Роль знаний о природе в умственном развитии детей дошкольного возраста (старший дошкольный возраст). Значение использования моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях. Роль моделирования в формировании системных знаний о сезонных изменениях в природе. Особенности знаний детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста о животных (растениях) как живых организмах. Роль наблюдений в формировании знаний о растениях (животных) как живых организмах. Роль знаний о живом организме в формировании бережного отношения детей к природе. Сенсорное развитие детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста в процессе ознакомления с неживой природой (растениями). Роль русских пословиц о природе в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста. Использование загадок о природе в воспитании детей старшего дошкольного возраста.     Особенности восприятия и понимания загадок о природе детьми младшего дошкольного возраста. Рассказы русских писателей о природе в воспитании детей дошкольного возраста. Восприятие произведений русской классической поэзии о природе детьми старшего дошкольного возраста. Формирование умений сравнивать в среднем и старшем дошкольном возрасте. Формирование представление о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста. Использование моделей и моделирования в формировании системных знаний о растениях (животных). Использование элементарной поисковой деятельности в процессе ознакомления детей с явлениями неживой природы. Формирование обобщённых представлений о неживой природе.

      67

            Учебная практика Виды работ

  1. Анализ состояния и организации развивающей экологической среды в помещении ДОУ    

2.        Анализ организации уголка природы в помещении группы.

3.        Изучение перспективного плана работы по экологическому образованию дошкольников.

4.        Анализ конспекта экологического занятия.

5.        Просмотр и анализ экологической игры.

6.        Просмотр и анализ показательного экологического занятия.

7.        Анализ состояния и организации экологической зоны на участке детского сада.

        16

           Производственная практика (по профилю специальности) Виды работ

1.        Изготовление дидактической игры.

2.        Написание конспекта и проведение дидактической игры.

3.        Самоанализ проведения дидактической игры.

4.        Написание конспекта экологического занятия. Изготовление наглядных пособий и другого  

          оборудования в соответствии с конспектом.

5.        Проведение экологического занятия.

6.        Самоанализ проведения экологического занятия.

7.        Написание конспекта наблюдения за сезонными изменениями в природе.

8.        Проведение сезонных наблюдений в природе. Оформление календаря наблюдений.

9.        Самоанализ проведения наблюдения в природе.

10.        Подготовка и проведение элементарного опыта с объектами природы.

11.        Самоанализ проведения экологического опыта.

12.        Написание конспекта экологической экскурсии.

13.        Подготовка и проведение экологической экскурсии.

14.        Самоанализ проведения экологической экскурсии.

15.        Подготовка ширмы-консультации для родителей по вопросам экологического образования  

         дошкольников.

16.        Проведение диагностики уровня сформированности экологических представлений  у  

         дошкольников.

       48


4. Условия реализации рабочей программы междисциплинарного курса.

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы МДК предполагает наличие учебного кабинета теоретических и методических основ дошкольного образования; библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

  • рабочие места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • учебная, методическая, справочная литература;
  • учебно-методическая документация;
  • раздаточный материал;
  • материалы для контроля.

 Технические средства обучения:

  • компьютер;
  • интерактивный мультимедийный комплекс (интерактивная доска, мультимедийный проектор);
  • магнитно-маркерная доска.

Реализация рабочей прграммы предполагает обязательную производственную практику.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

  • таблицы;
  • доидактические картины;
  • модели;
  • коллекции и гербарии;
  • слайд-альбомы;
  • наглядные пособия;
  • оснащение методического кабинета;
  • предметная среда в групповых комнатах.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень  учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Гриценко Л. Теория и практика обучения. Интерактивный подход. – М., Академия, 2016.
  2. Козлова С.А.,  Куликова Т.А.  Дошкольная педагогика. – М., Издательский центр «Академия», 2017.
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.- М., 2015.
  4. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду..- М., 2016
  5. Педагогические технологии. Сальникова Т.П.  – М.,  ТЦ Сфера, 2017.
  6. Пичугина Н.О., Айдашева Г., Ассаулова С.В. Дошкольная педагогика. – М., Академия, 2016.

Дополнительные источники:

  1. Амонашвили Ш. Гуманная педагогика. – М., Армита – Русь, 2016
  2. Блинников В.И., Блинникова Л.Н. Биоэкологические экскурсии в природу. - Рязань, 2015
  3. Большая энциклопедия природы для детей. - М., 2016.
  4. Гризик Т.Н. Познаю мир. Методические рекомендаци для воспитателей, работающих по программе «Радуга». - М., 2015Детская энциклопедия. Растения и животные. - М., 2016.
  5. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики: учебное пособие. Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – ВЛАДОС, 2015.

                6.Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. - М., 2016.

7.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М., 2014

                8.Николаева С.Н. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников. - М.,2015.

                9.Пантелеев Г.Н. Эстетика участка дошкольного учреждения. - М., 2016.

                10Плешаков А.А. Экология для младших школьников. - М., 2015.

11.Смирнова В.В. Балуева Н.И. Парфёнова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. Программа и конспекты занятий. - М., 2016.

http://window.edu.ru/ 

http://vospitatel.resobr.ru 

http://www.detskiysad.ru

http://doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorovlenie03.htm

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Преподавание междисциплинарного курса имеет практическую направленность. Изучение тем включает практическую деятельность студентов.

        Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков предусматриваются практические занятия, которые проводятся после изучения соответствующих тем.

        Учебные занятия проводятся в кабинете «Теоретических и методических основ дошкольного образования», производственная практика проводится на базе дошкольных образовательных учреждений.

                   Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках рабочей программы МДК  является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках рабочей программы МДК.

Освоению МДК «Теория и методика экологического образования детей»: предшествует освоение следующих дисциплин: ОГСЭ.02. Психология общения, ОП.01. Педагогика, ОП.02. Психология, ОП.05. Теоретические основы дошкольного образования.

        

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

        Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: педагогические кадры, имеющие высшее профессиональное педагогическое образование, наличие квалификационной категории, опыт профессиональной деятельности по специальности не менее 1 года.

           Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: методисты, имеющие высшее профессиональное педагогическое образование, наличие квалификационной категории, опыт профессиональной деятельности по специальности не менее года.

5. Контроль и оценка результатов освоения  рабочей программы междисциплинарного курса.

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

Определение целей обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста; формулирование дидактических задач в соответствии с поставленными целями при составлении конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;

определение структуры и подбор содержания занятия в соответствии с целями, задачами и возрастными особенностями дошкольников;

 составление конспектов занятий, экскурсий, наблюдений.

Выполнение практической работы;

 защита конспектов занятий, экскурсий, набдюдений, экспертная оценка выполнения задания по производственной педагогической  практике.

Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

Создание педагогических условий для организации и проведения групповых и индивидуальных занятий, экскурсий и наблюдений с детьми дошкольного возраста по различным разделам программы;

использование разнообразных методов, форм и средств организации деятельности детей на занятиях; владение методическими приемами активизации умственной деятельности и активизации, умственной деятельности и активности детей на занятии, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Владение выразительностью и культурой речи. Овладение терминологией.

Умение учитывать познавательную активность, творчество и самостоятельность.

Экспертная оценка проведения занятий на практических занятиях (деловые игры) и на педагогической практике.

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс

и результаты обучения дошкольников.

Умение осуществлять наблюдение, анализ и самоанализ занятия.

Оценивание занятия с точки зрения умственной нагрузки на детей, определение влияния обучения на качество умственного развития.

Проведение диагностического обследования разных аспектов интеллектуального развития ребенка с целью научно-обоснованного определения содержания и методов обучения, педагогического контроля за результатами обучения дошкольников и выявления степени готовности к обучению в школе.

Выполнение практической работы. Экспертная оценка выполнения заданий по практике.

Защита методических рекомендаций по подготовке детей к школе.

Анализировать занятия.

Участие в обсуждении отдельных занятий, экскурсий, наблюдений в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями;

оценка дидактических задач обучения, воспитания и развития на предмет их соответствияпоставленной цели;

осуществления анализа и самоанализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений);

Четкое и аргументированное изложение своего мнения, выводов при проведении анализа занятия; адекватность самооценки педагогической деятельности.

Владение теоретическими знаниями: знание современных технологий математического развития и программ.

Вести документацию, обеспечивающую организацию

занятий.

Применение знаний об оформлении  конспектов занятий, планирования работы по обучению детей дошкольного возраста

Осуществление календарного и перспективного планирования.

Практическая работа. Экспертная оценка выполнения заданий по практике.

Экспертная оценка отчетной документации по производственной практике.

Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

Обоснованность выбора учебно-методического комплекта;

осуществление планирования с учетом особенностей возраста, группы, отдельных

воспитанников;

соответствие разработанных учебно-методических материалов  требованиям нормативных документов и современным тенденциям в сфере дошкольного образования;

Оценка обоснованности планирования исследовательской и проектной деятельности.

Оценка оформления результатов педагогического исследования.

Оценка результативности участия в исследовательской и проектной деятельности.

Создавать в группе предметно-развивающую среду.

Соответствие создаваемой  предметно-развивающей среды возрасту, целям и задачам экологического  развития, развития речи дошкольников;

соблюдение педагогических, гигиенических, специальных требований к созданию предметно-развивающей среды.

Экспертная оценка соблюдения требований к созданию предметно-развивающей среды при реализации проектов

Защита проектов по созданию предметно-развивающей среды.

Самооценка, педагогическая рефлексия.

Экспертная оценка на практическом занятии

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и

образовательные технологии в области дошкольного образования

на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа

деятельности других педагогов.

Полнота анализа (самоанализа) педагогического опыта и образовательных технологий, обоснованность выводов;

адекватность самооценки педагогической деятельности;

ясность и аргументированность изложения собственного мнения;

соблюдение этических норм при анализе и оценке педагогического опыта и образовательных технологий

Экспертная оценка оптимальности выбора методов обучения.

Экспертная оценка и самооценка результатов психолого-педагогической диагностики уровня готовности к профессиональному развитию.

Экспертная оценка презентации программ профессионального самосовершенствования и портфолио педагогических достижений.

Самооценка, педагогическая рефлексия.

Экспертная оценка на практическом занятии

 Оформлять педагогические разработки в виде отчетов,

рефератов, выступлений.

Соблюдение технических и содержательных требований оформления педагогических разработок;

соответствие педагогических разработок методическим требованиям;

вариативность и эффективность презентации результатов педагогической деятельности;

-правильность, содержательность и полнота оформления портфолио педагогических достижений

Экспертная оценка педагогических разработок, рефератов, выступлений.

Самооценка, педагогическая рефлексия.

Экспертная оценка, анализ педагогических разработок.

Презентация и защита портфолио.

Экспертная оценка на практическом занятии

 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности

в области дошкольного образования.

Соответствие результата исследовательской и проектной деятельности, поставленным целям;

обоснованность выбора  методов и методик педагогического исследования и проектирования;

соответствие оформления результатов педагогического исследования и проектирования, установленным требованиям (стандартам);

Экспертная оценка исследовательских и проектных работ студентов.

Экспертная оценка защиты моделей занятий-проектов.

Экспертная оценка результатов психолого-педагогической диагностики.

Самооценка, педагогическая рефлексия

Экспертная оценка на практическом занятии.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Осуществление педагогической деятельности во время производственной и преддипломной практики на высоком уровне инициативы и профессиональной активности;

качественное и своевременное выполнение заданий по профессиональной практике;

участие в исследовательской деятельности, в профессиональных конкурсах, форумах

Экспертная оценка деятельности студента во время производственной и преддипломной практики;

самоанализ работы студента во время педагогической практики;

портфолио студента.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Определение целей и задач и осуществление планирования собственной  деятельности в области организации работы с родителями ;

учёт индивидуальных особенностей группы, современных тенденций в области  дошкольной педагогики, целей и задач, стоящих перед  образовательным учреждением при подборе и применении наиболее оптимальных методов решения профессиональных задач;

применение количественных и качественных показателей для оценки эффективности собственной деятельности.

Экспертная оценка деятельности студента во время производственной и преддипломной практики;

самоанализ работы студента во время педагогической практики;

анализ итоговой документации по профессиональной практике;

решение ситуационных задач.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Прогнозирование  и предупреждение возможных проблем  и конфликтных ситуаций во взаимностях детей;

Выбор оптимальных способов выхода из конфликтных ситуаций при организации взаимодействия между детьми.

Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач области дошкольного образования.

 Экспертная оценка деятельности студента  во время производственной и преддипломной практики; решение ситуативных задач

Наблюдение за деятельностью студента во время производственной практики.

Осуществлять поиск и  использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и профессионального личностного развития.

Использование педагогической, методической литературы в области организации различных видов деятельности детей; применение необходимой информации для решения профессиональных задач; изучение передового педагогического опыта. Эффективный поиск необходимой информации, использование различных источников, включая электронных.

 Анализ итоговой документации по профессиональной практике; результаты самостоятельной работы студентов Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе производственной практики

Использовать информационно-коммуникационные технологии

для совершенствования профессиональной деятельности.

Использование возможности сети интернет и различного программного обеспечения, включая специальные компьютерные образовательные программы

  Анализ инновационных компьютерных технологий в деятельность

Презентация отчета по педагогической практике; проектная деятельность

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать

с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Соблюдение этических норм делового общения с работниками образовательного учреждения, родителями группы;

выбор и применение оптимальных форм, методов и приёмов организации  взаимодействия с родителями и сотрудниками образовательного учреждения, работающими с группой.

Экспертная оценка деятельности студента во время производственной и преддипломной практики;

самоанализ работы студента во время педагогической практики.

Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников,

организовывать и контролировать их работу с принятием на себя

ответственности за качество образовательного процесса.

Умение ставить цель, выбирать методы и приемы, направленные на формирование мотивации к разным видам деятельности у детей;

Умение планировать организацию и контроль за разными видами деятельности дршкольников.

Проявление ответственности за качество образовательного процесса (занятий, мероприятий)

Оценка планов, конспектов занятий и мероприятий.

Наблюдение и самооценка в процессе производственной и преддипломной практики.

Самостоятельно определять задачи профессионального и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно

планировать повышение квалификации.

Правильная постановка  цели и задач профессионального развития.

Самостоятельность  планирования процесса профессионального самосовершенствования и повышения квалификации

Экспертная оценка и самооценка индивидуального прогресса.

Экспертная оценка плана (программы) профессионального самосовершенствования

Экзамен по профессиональному модулю

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновлений ее целей, содержания смены технологий

Адаптация методических материалов к изменяющимся условиям профессиональной деятельности с учетом психолого-педагогических особенностей детей и типа (вида) образовательного учреждения.

Проявление интереса к инновациям в области организации разных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе производственной и преддипломной практики.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

Необходимое  соблюдение техники безопасности во избежание детского травматизма. Обеспечение охраны  здоровья детей

Защита документации по теме, оценка подбора материалов для стенда по технике безопасности

Строить профессиональную

деятельность с соблюдением

регулирующих её правовых

норм.

Соблюдение правовых норм профессиональной деятельности при разработке учебно-методических материалов, проведении режимных моментов и мероприятий.

Наблюдение и оценка планов, конспектов мероприятий, в процессе производственной и преддипломной практики



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа междисциплинарного курса 06.01«Изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство» Специальность: 44.02.01 – Дошкольное образование

Рабочая программа междисциплинарного курса 06.01 «Изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство» является частью программ подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа_МДК.01.07. Теория и методика физического воспитания с практикумом

Методика преподавания  физической культуры в начальной школе...

Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям по МДК 03. 03 Теория и методика экологического образования дошкольников 44.02.01 Дошкольное образование

Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям по МДК 03. 03 Теория и методика экологического образования дошкольников 44.02.01 Дошкольное образование...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования МДК. 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образованияМДК. 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ ПО теории и методике экологического образования дошкольников

В методическом пособии представлены материалы по проведению полевой практики: структура, содержание, тематическое планирование, методические рекомендации по проведению экскурсий....

Методические рекомендации по прохождению производственной практики для студентов очной и заочной форм обучения ПМ.06 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 44.02.01 «Дошкольное образование»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИПМ.06 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...