«КАК НЕ УСТАВАТЬ ЗА РУЛЁМ» (ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА)
статья на тему
Роль занятий физической культурой в системе СПО особенно велика , поскольку с их помощью можно компенсировать и корригировать негативные особенности , свойственные отдельным видам труда , а главное , облегчить процесс овладение профессией. Специально подобранные физические упражнения способствуют развитию двигательных навыков, необходимых для выполнения трудовых операций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kak_ne_ustavat_za_rulyom.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Автомеханический лицей».
«КАК НЕ УСТАВАТЬ ЗА РУЛЁМ»
(ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА)
Некрасова Светлана Валентиновна – преподаватель физической культуры.
Санкт-Петербург
2017
План статьи.
- Роль физической культуры в процессе овладения профессией.
- Задачи ППФП для профессии водитель автотранспорта.
- Средства ППФП для профессии водитель автотранспорта.
- Физические упражнения являются отличным средством воспитания и развития, необходимых в труде профессиональных качеств.
- Влияние физических упражнений с профессиональной направленностью на организм занимающихся.
- Прыжки, как одно из средств профилактики гипокинезии и гиподинамии у водителей автотранспорта.
- Психологические требования к профессии водитель автотранспорта.
- Соревновательный метод, как основа надёжности в подготовке к будущей специальности.
- Контрольные нормативы раздела ППФП для профессии водитель авто- транспорта.
- Используемые источники.
Роль занятий физической культурой в системе СПО особенно велика , поскольку с их помощью можно компенсировать и корригировать негативные особенности , свойственные отдельным видам труда , а главное , облегчить процесс овладение профессией. Специально подобранные физические упражнения способствуют развитию двигательных навыков, необходимых для выполнения трудовых операций.
Автоматизация производства снижает долю физического труда. Возрастает нагрузка на сенсорную ( чувствительную ) сферу, эмоциональная нагрузка, повышенные требования к психической устойчивости.
Чем сложнее техника, тем профессиональнее молодой специалист должен владеть специальными навыками.
Изменяется характер труда, растут требования к рабочей квалификации. Автоматизация труда сразу же сказывается на человеке, который начинает испытывать физические и умственные нагрузки в других пропорциях и объёмах
Не все упражнения и виды спорта могут быть рекомендованы водителям автотранспорта. Здесь принцип «Бегай и будь здоров!» мало пригоден.
Существует определённая связь: физические качества составляют предпосылку для успешного овладения двигательными навыками, а совершенствуя навыки, можно повысить уровень развития физических качеств.
Хорошая физическая подготовка человека проявляется в неспецифическом повышении устойчивости организма ко многим неблагоприятным факторам.
Многочисленные исследования, проведённые в нашей стране, дают основания считать, что физические упражнения являются отличным средством воспитания и развития, необходимых в труде. Быстрого приспособления ко всем требованиям профессии, способствующих доведению профессиональных движений до автоматизма.
Задачи ППФП для водителей автотранспорта: развитие силы и статической выносливости (мышц спины, плечевого пояса, рук), пространственной ориентировки, совершенствование быстроты, точности движений и вестибулярной устойчивости.
Требования к двигательным качествам
Развитие координации движений рук и ног:
- О. Р. У. с ускорениями по сигналу;
- Метание на заданное расстояние;
- Прыжки на заданное расстояние;
- Ведение мяча с ускорением и остановкой по сигналу;
- Одновременное ведение мяча правой и левой руками;
- Ускорения на короткие дистанции по сигналу.
Средства ППФП, предусмотренные разделами учебной программы.
Гимнастика – упражнения на снарядах, общеразвивающие упражнения на согласование движений руками и ногами, упражнения с отягощениями (гантели, штанга, гири, поднимание и переноска тяжёлых предметов), элементы акробатики.
Лёгкая атлетика – бег на средние и длинные дистанции, а так же спринтерский бег с высокого и низкого старта с изменением направления и скорости движения, метания в цель.
Спортивные игры (баскетбол) – передачи и ловля мяча во встречных колоннах и в кругу, ведение мяча по коридорам разной ширины, зигзагообразно, с ускорениями и остановками по сигналу. Передачи мяча партнёру разными способами с места и в движении, в прыжке, после поворота кругом, броски в корзину. Подвижные игры и эстафеты.
Физические упражнения способствуют улучшению деятельности сердечнососудистой системы, значительно повышая её функциональные возможности. Большое влияние физические упражнения оказывают на центральную нервную систему подростков. В результате систематических занятий увеличивается подвижность и уравновешенность нервных процессов, улучшается память и способность концентрировать внимание, повышается умственная работоспособность и её устойчивость в течении учебного дня.
Профессионально-прикладная физическая подготовка имеет особо важное значение для учащихся. Занятия физкультурой и спортом в сочетании со специфической профессиональной подготовкой могут принести помимо оздоровительного эффекта в будущем – повышения производительности труда.
Совпадение направленного воздействия упражнений с требованиями к физиологическим функциям работающих обеспечивает наибольший эффект при овладении профессией. Для учащихся, сочетающих освоение профессии с занятиями спортом, характерны более высокие учебные и производственные показатели.
Занятия физическими упражнениями с профессиональной направленностью обеспечивают активную адаптацию организма к труду (и особенно к сложным его видам). Это существенно ускоряет профессиональное обучение, создаёт предпосылки для высокой и устойчивой работоспособности
Успех в любом виде физической деятельности достигается за счёт координированной работы мышц всего тела. Согласованной деятельности всех органов и систем организма, напряжение воли и психики занимающихся. Следовательно, необходимо всестороннее развитие организма.
Спортивной нагрузкой и практикой доказано, что ОФП и развитие двигательных качеств делает занимающихся более крепкими, здоровыми, физически подготовленными к жизни и трудовой деятельности. Комплекс специально подобранных упражнений значительно сокращает период подготовки организма: мышц, связок, суставов к физическим нагрузкам в режиме близком к предстоящей основной работе и создаёт у учащихся благоприятные условия для проявления высокой работоспособности на уроке.
Используя в уроке различные упражнения, прыжки и бег, решаются задачи разносторонней физической подготовки, воспитания школы движений, развития подвижности в суставах.
Прыжки – ценные физические упражнения, оказывающие всестороннее воздействие на организм учащихся.. С их помощью можно развить силу мышц ног, быстроту, ловкость и точность движений, а так же скоростно-силовые качества. Многообразие прыжков позволяет с помощью них решать задачи на развитие разных способностей
Рассмотрим их влияние на развитие тех или иных систем и качеств..
Прыжки через препятствия связаны с некоторым риском, поэтому воспитывают решительность, смелость, настойчивость.
Для повышения устойчивости организма к укачиванию используются прыжки с поворотами.
Прыжки с продвижением способствуют увеличению мышечной массы с помощью преодоления веса тела, выполняя их «до отказа».
Для воспитания скоростно-силовых качеств используют многократные, через препятствия, на одной и двух ногах, прыжки.
Прыжки используют для улучшения подвижности в тазобедренном и голеностопном суставах, а так же для овладения прикладными жизненно-необходимыми действиями.
Прыжковые упражнения способствуют лучшей подготовленности учащихся к трудовой деятельности
Новые формы труда предъявляют повышенные требования к центральной нервной системе, органам чувств. Для эффективного управления современной техникой необходимы хорошо развитые многие качества: быстрота восприятия обстановки и переработки за короткий промежуток времени, полученной информации. Быстрота переключаемости реакции и внимания, высокая точность движений, а так же способность длительно сохранять работоспособность в условиях малой подвижности.
Для улучшения подвижности нервных процессов, требующих быстрого переключения внимания – рекомендуются спортивные игры: баскетбол, волейбол, настольный теннис, а из лёгкой атлетики – спринт и прыжки.
Наряду с физической подготовкой нельзя забывать и о психологических требованиях к профессии – водитель автотранспорта. Это чувство риска, смелость, самообладание, решительность и эмоциональная устойчивость. Эвристические способности – предвосхищение событий, тактическое чутьё.
Наряду с физическими упражнениями отличное средство для тренировки нервной системы являются соревнования. Молодой человек перестаёт бояться непривычного, учится принимать решения в неожиданных ситуациях. С помощью игр развиваются многие двигательные качества, в том числе и ловкость. Непременным показателем, характеризующим ловкость, является так же точность выполнения движений, способность быстро перестраиваться в меняющейся игровой ситуации, как раз те эвристические способности, которые являются психологическими требованиями к будущей профессии наших студентов. Разнообразная деятельность в игре возможна лишь при наличии способности быстро оценивать обстановку в каждый конкретный момент и самостоятельно принимать решения. В системе занятий эти способности совершенствуются и в трудовой деятельности, оказываются ценными и необходимыми.
Так же спортивные игры вырабатывают двигательную память, формируется автоматизм движений. Трудно переоценить значение игровых видов спорта и для нервно-психической сферы. Положительные эмоции, возникающие в процессе игры, согласно воззрениям И.П. Павлова «заряженные» нервные центры в коре головного мозга, а те в свою очередь стимулируют деятельность всех внутренних органов (так называемая кортико-висцеральная связь). В профессионально-прикладной физической культуре автомобилистов ведущими прикладными видами спорта являются спортивные игры.
Надёжность – необходимое условие деятельности человека в экстремальных обстоятельствах, коими в настоящее время является дорожная ситуация в нашем мегаполисе. Упражнения на развитие эмоциональной устойчивости и волевых качеств как основы надёжности профессиональных действий.
Что касается рекомендуемых тренировочных упражнений, подбираются те, которые содержат элементы риска и опасности: прыжки через препятствия, передвижения на высоте на узкой опоре, спортивные игры и др.
Применение соревновательного метода ускоряет развитие этих качеств.
В эпоху автоматизации и компьютеризации характер трудовых операций видоизменился и вызывает необходимость развивать определённые двигательные навыки и реакции. Оттачивать их можно с помощью правильно подобранных упражнений и спортивных игр.
Контрольные нормативы, с помощью которых преподаватель физической культуры определяет уровень ППФП юношей, избравших профессию - водитель.
Вис на низкой перекладине на согнутых руках, согнув ноги (угол между туловищем и бёдрами 90*).
5 – 60сек, 4 – 45сек, 3 – 30сек.
Примерный комплекс специальных упражнений, которые рекомендуется использовать на занятиях физической культуры:
1/ Ходьба по прямой с закрытыми глазами, руки за голову, 20-30сек.
2/ В парах стоя лицом друг к другу, руки вперёд, соединив ладони. Сгибание и разгибание рук с сопротивлением, 20-30сек.
3/ Стоя ноги врозь, ворот с грузом внизу. Наматывание и разматывание шнура с грузом на ворот, 3-4раза.
4/ В парах стоя спиной друг к другу, руки в локтевых изгибах партнёра. Наклоняясь вперёд, поочерёдное поднимание и потряхивание партнёра, лежащего на спине. 3-4раза каждому. Наклоны выполнять плавно.
5/ Верхняя передача волейбольного мяча в парах, 40-50сек.
6/ Передача и ловля теннисного мяча в парах, 30-40сек.
7/ В парах стоя лицом друг к другу, взявшись за руки. Приседание на правой, левой. 4-8раз на каждой.
8/ В парах стоя лицом друг к другу, взяться правой рукой за предплечье партнёра. Перетягивание партнёра на свою сторону, 3-4раза.
9/ Челночный бег по прямой с ускорением (3-4 х 10-15м), 2-3раза.
10/ Прыжки через резиновый жгут разными способами (высота жгута 30см., 10 видов прыжков по 10 раз).
Используемые источники.
- В.М. Баранов, «Физкультура для тех кто за рулём», Москва, «Физическая культура и спорт», 1987г.
- Н.Ф. Герепа, «Развитие и поддержание подвижности в суставах в процессе занятий по физической культуре», Санкт-Петербург, 2004г.
- И.П. Залетаев, «Программное и организационно-методическое обеспечение физического воспитания, обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профтехобразования», Москва, 2006г.
- В.А. Кабачков, С.А. Полиевский, «Профессионально-прикладная подготовка учащихся в средних ПТУ», Москва, 1982г.
- С.А. Полиевский, И.Д. Старцева, «Физическая культура и профессия», Москва, 1988г.
- А.В. Жмулин, Н.В. Масягина, «Профессионально-прикладная ориентация содержания примерной программы дисциплины Физическая культура в контексте новых ФГОС», Прометей, 2010г.
- Е.П. Гук (кандидат педагогических наук), Москва, “Физическая культура в школе”, №11, 1986г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.
В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выявление тенде...
Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.
В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выявление...
Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.
В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выя...
Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.
В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выя...
Педагогический проект Профессионально-прикладная физическая подготовка в учреждении начального профессионального образования
. В настоящее время в производственной и социальной сфере трудится около 20 млн. человек с начальным профессиональным образованием - это почти 30% занятого населения России. Именно профессиональ...
Спортивная борьба как элемент профессионально-прикладной физической подготовки студентов на уроках физической культуры
В статье рассматривается вопросы включение элементов спортивной борьбы на учебных занятиях по физической культуре...
Урок по физической культуре "Профессиональная прикладная физическая подготовка"
I курс Профессия « Продавец, контролер-кассир»Технология: здороьесберегающая технология и игровая технологияТип урока: комбинированныйЦель урока: Пр...