«КАК НЕ УСТАВАТЬ ЗА РУЛЁМ» (ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА)
статья на тему

Некрасова Светлана Валентиновна

Роль занятий  физической культурой в системе СПО особенно велика , поскольку с их помощью можно компенсировать и корригировать негативные особенности , свойственные отдельным видам труда , а главное , облегчить процесс овладение профессией. Специально подобранные физические упражнения способствуют развитию двигательных навыков, необходимых для выполнения трудовых операций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kak_ne_ustavat_za_rulyom.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Автомеханический лицей».

«КАК  НЕ УСТАВАТЬ ЗА РУЛЁМ»

 (ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА)

Некрасова Светлана Валентиновна – преподаватель физической культуры.

                                                              Санкт-Петербург

2017

                                           План статьи.

  1. Роль физической культуры в процессе овладения профессией.
  2. Задачи ППФП для профессии водитель автотранспорта.
  3. Средства ППФП для профессии водитель автотранспорта.
  4. Физические упражнения являются отличным средством воспитания и развития, необходимых в труде профессиональных качеств.
  5. Влияние физических упражнений с профессиональной направленностью на организм  занимающихся.
  6. Прыжки, как одно из средств профилактики гипокинезии и гиподинамии у водителей автотранспорта.
  7. Психологические требования к профессии водитель автотранспорта.
  8. Соревновательный метод, как основа надёжности в подготовке к будущей специальности.
  9. Контрольные нормативы раздела ППФП для профессии водитель авто- транспорта.
  10.  Используемые источники.

        

Роль занятий  физической культурой в системе СПО особенно велика , поскольку с их помощью можно компенсировать и корригировать негативные особенности , свойственные отдельным видам труда , а главное , облегчить процесс овладение профессией. Специально подобранные физические упражнения способствуют развитию двигательных навыков, необходимых для выполнения трудовых операций.

Автоматизация производства снижает долю физического труда. Возрастает нагрузка на сенсорную ( чувствительную ) сферу, эмоциональная нагрузка, повышенные требования к психической устойчивости.

Чем сложнее техника, тем профессиональнее молодой специалист должен владеть специальными навыками.

Изменяется характер труда, растут требования к рабочей квалификации. Автоматизация труда сразу же сказывается на человеке, который начинает испытывать физические и умственные нагрузки в других пропорциях и объёмах

Не все упражнения и виды спорта могут быть рекомендованы водителям автотранспорта. Здесь принцип «Бегай и будь здоров!» мало пригоден.

Существует определённая связь: физические качества составляют предпосылку для успешного овладения двигательными навыками, а совершенствуя навыки, можно повысить уровень развития физических качеств.

Хорошая физическая подготовка человека проявляется в неспецифическом повышении устойчивости организма ко многим неблагоприятным факторам.

Многочисленные исследования, проведённые в нашей стране, дают основания считать, что физические упражнения являются отличным средством воспитания и развития, необходимых в труде. Быстрого приспособления ко всем требованиям профессии, способствующих доведению профессиональных движений до автоматизма.

Задачи ППФП для водителей автотранспорта: развитие силы и статической выносливости (мышц спины, плечевого пояса, рук), пространственной ориентировки, совершенствование быстроты, точности движений и вестибулярной устойчивости.

 Требования к двигательным качествам

Развитие координации движений рук и ног:

  • О. Р. У. с ускорениями по сигналу;
  • Метание на заданное расстояние;
  • Прыжки на заданное расстояние;
  • Ведение мяча с ускорением и остановкой по сигналу;
  • Одновременное ведение мяча правой и левой руками;
  • Ускорения на короткие дистанции по сигналу.

Средства ППФП, предусмотренные разделами учебной программы.

Гимнастика – упражнения на снарядах, общеразвивающие упражнения на согласование движений руками и ногами, упражнения с отягощениями (гантели, штанга, гири, поднимание и переноска тяжёлых предметов), элементы акробатики.

Лёгкая атлетика – бег на средние и длинные дистанции, а так же спринтерский бег с высокого и низкого старта с изменением направления и скорости движения, метания в цель.

Спортивные игры (баскетбол) – передачи и ловля мяча во встречных колоннах и в кругу, ведение мяча по коридорам разной ширины, зигзагообразно, с ускорениями и остановками по сигналу. Передачи мяча партнёру разными способами с места и в движении, в прыжке, после поворота кругом, броски в корзину. Подвижные игры и эстафеты.

Физические упражнения способствуют улучшению деятельности сердечнососудистой системы, значительно повышая её функциональные возможности. Большое влияние физические упражнения оказывают на  центральную нервную систему подростков. В результате систематических занятий увеличивается  подвижность и уравновешенность нервных процессов, улучшается память и способность концентрировать внимание, повышается умственная работоспособность и её устойчивость в течении учебного дня.

Профессионально-прикладная физическая подготовка имеет особо важное значение для учащихся. Занятия физкультурой и спортом в сочетании со специфической профессиональной подготовкой могут принести помимо оздоровительного эффекта в будущем – повышения производительности труда.

Совпадение направленного воздействия упражнений с требованиями к физиологическим функциям работающих обеспечивает наибольший эффект при овладении профессией. Для учащихся, сочетающих освоение профессии с занятиями спортом, характерны более высокие учебные и производственные показатели.

Занятия физическими упражнениями с профессиональной направленностью обеспечивают активную адаптацию организма к труду (и особенно к сложным его видам). Это существенно ускоряет профессиональное обучение, создаёт предпосылки для высокой и устойчивой работоспособности

Успех в любом виде физической деятельности достигается за счёт координированной работы мышц всего тела. Согласованной деятельности всех органов и систем организма, напряжение воли и психики занимающихся. Следовательно, необходимо всестороннее развитие организма.

Спортивной нагрузкой и практикой доказано, что ОФП и развитие двигательных качеств делает занимающихся более крепкими, здоровыми, физически подготовленными к жизни и трудовой деятельности. Комплекс специально подобранных упражнений значительно сокращает период подготовки организма: мышц, связок, суставов к физическим нагрузкам в режиме близком к предстоящей основной работе и создаёт у учащихся благоприятные условия для проявления высокой работоспособности на уроке.

Используя в уроке различные упражнения, прыжки и бег, решаются задачи разносторонней физической подготовки, воспитания школы движений, развития подвижности в суставах.

Прыжки – ценные физические упражнения, оказывающие всестороннее воздействие на организм учащихся.. С их помощью можно развить силу мышц ног, быстроту, ловкость и точность движений, а так же скоростно-силовые качества. Многообразие прыжков позволяет с помощью них решать задачи на развитие разных способностей

Рассмотрим  их влияние на развитие тех или иных систем и качеств..

Прыжки через препятствия связаны с некоторым риском, поэтому воспитывают решительность, смелость, настойчивость.

Для повышения устойчивости организма к укачиванию используются прыжки с поворотами.

Прыжки с продвижением способствуют увеличению мышечной массы с помощью преодоления веса тела, выполняя их «до отказа».

Для воспитания скоростно-силовых качеств используют многократные, через препятствия, на одной и двух ногах, прыжки.

 Прыжки используют для улучшения подвижности в тазобедренном и голеностопном суставах, а так же для овладения прикладными жизненно-необходимыми действиями.

Прыжковые упражнения способствуют лучшей подготовленности учащихся к трудовой деятельности

Новые формы труда предъявляют повышенные требования к центральной нервной системе, органам чувств. Для эффективного управления современной техникой необходимы хорошо развитые многие качества: быстрота восприятия обстановки и переработки за  короткий промежуток времени, полученной информации. Быстрота переключаемости реакции и внимания, высокая точность движений, а так же способность длительно сохранять работоспособность в условиях малой подвижности.

Для улучшения подвижности нервных процессов, требующих быстрого переключения внимания – рекомендуются спортивные игры: баскетбол, волейбол, настольный теннис, а из лёгкой атлетики – спринт и прыжки.

Наряду с физической подготовкой нельзя забывать и о психологических требованиях к профессии – водитель автотранспорта. Это чувство риска, смелость, самообладание, решительность и эмоциональная устойчивость. Эвристические способности – предвосхищение событий, тактическое чутьё.

Наряду с физическими упражнениями отличное средство для тренировки нервной системы являются соревнования. Молодой человек перестаёт бояться непривычного, учится принимать решения в неожиданных ситуациях. С помощью игр развиваются многие двигательные качества, в том числе и ловкость. Непременным показателем, характеризующим ловкость, является так же точность выполнения движений, способность быстро перестраиваться в меняющейся игровой ситуации, как раз те эвристические способности, которые являются психологическими требованиями к будущей профессии наших студентов. Разнообразная деятельность в игре возможна лишь при наличии способности быстро оценивать обстановку в каждый конкретный момент и самостоятельно принимать решения. В системе занятий эти способности совершенствуются и в трудовой деятельности, оказываются ценными и необходимыми.

Так же спортивные игры вырабатывают двигательную память, формируется автоматизм движений. Трудно переоценить значение игровых видов спорта и для нервно-психической сферы. Положительные эмоции, возникающие в процессе игры, согласно воззрениям И.П. Павлова «заряженные» нервные центры в коре головного мозга, а те в свою очередь стимулируют деятельность всех внутренних органов (так называемая кортико-висцеральная связь). В профессионально-прикладной физической культуре автомобилистов ведущими прикладными видами спорта являются спортивные игры.

Надёжность – необходимое условие деятельности человека в экстремальных обстоятельствах, коими в настоящее время является дорожная ситуация в нашем мегаполисе. Упражнения на развитие эмоциональной устойчивости и волевых качеств как основы надёжности профессиональных действий.

Что касается рекомендуемых тренировочных упражнений, подбираются те, которые содержат элементы риска и опасности: прыжки через препятствия, передвижения на высоте на узкой опоре, спортивные игры и др.

Применение соревновательного метода ускоряет развитие этих качеств.

В эпоху автоматизации и компьютеризации характер трудовых операций видоизменился и вызывает необходимость развивать определённые двигательные навыки и реакции. Оттачивать их можно с помощью правильно подобранных упражнений и спортивных игр.

Контрольные нормативы, с помощью которых преподаватель физической культуры определяет уровень ППФП юношей, избравших профессию - водитель.

Вис на низкой перекладине на согнутых руках, согнув ноги (угол между туловищем и бёдрами 90*).

5 – 60сек, 4 – 45сек, 3 – 30сек.

Примерный комплекс специальных упражнений, которые рекомендуется использовать на занятиях физической культуры:

1/ Ходьба по прямой с закрытыми глазами, руки за голову, 20-30сек.

2/ В парах стоя лицом  друг к другу, руки вперёд, соединив ладони. Сгибание и разгибание рук с сопротивлением, 20-30сек.

3/ Стоя ноги врозь, ворот с грузом внизу. Наматывание и разматывание шнура с грузом на ворот, 3-4раза.

4/ В парах стоя спиной друг к другу, руки в локтевых изгибах партнёра. Наклоняясь вперёд, поочерёдное поднимание и потряхивание партнёра, лежащего на спине. 3-4раза каждому. Наклоны выполнять плавно.

5/ Верхняя передача волейбольного мяча в парах, 40-50сек.

6/ Передача и ловля теннисного мяча в парах, 30-40сек.

7/ В парах стоя лицом друг к другу, взявшись за руки. Приседание на правой, левой. 4-8раз на каждой.

8/ В парах стоя лицом друг к другу, взяться правой рукой за предплечье партнёра. Перетягивание партнёра на свою сторону, 3-4раза.

9/ Челночный бег по прямой с ускорением (3-4 х 10-15м), 2-3раза.

10/ Прыжки через резиновый жгут разными способами (высота жгута 30см.,       10 видов прыжков по 10 раз).

                                 

Используемые источники.

  1. В.М. Баранов, «Физкультура для тех кто за рулём», Москва, «Физическая культура и спорт», 1987г.
  2. Н.Ф. Герепа, «Развитие и поддержание подвижности в суставах в процессе занятий по физической культуре», Санкт-Петербург, 2004г.
  3. И.П. Залетаев, «Программное и организационно-методическое обеспечение физического воспитания, обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профтехобразования», Москва, 2006г.
  4. В.А. Кабачков, С.А. Полиевский, «Профессионально-прикладная подготовка учащихся в средних ПТУ», Москва, 1982г.
  5. С.А. Полиевский, И.Д. Старцева, «Физическая культура и профессия», Москва, 1988г.
  6. А.В. Жмулин, Н.В. Масягина, «Профессионально-прикладная ориентация содержания примерной программы дисциплины Физическая культура в контексте новых ФГОС», Прометей, 2010г.
  7.  Е.П. Гук (кандидат педагогических наук), Москва, “Физическая культура в школе”, №11, 1986г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.

В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выявление тенде...

Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.

В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выявление...

Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.

В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выя...

Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.

В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выя...

Педагогический проект Профессионально-прикладная физическая подготовка в учреждении начального профессионального образования

. В настоящее время в производственной и социальной сфере трудится около 20 млн. человек с начальным профессиональным образованием - это почти 30% занятого населения России. Именно профессиональ...

Спортивная борьба как элемент профессионально-прикладной физической подготовки студентов на уроках физической культуры

В статье рассматривается вопросы включение элементов спортивной борьбы на учебных занятиях по физической культуре...

Урок по физической культуре "Профессиональная прикладная физическая подготовка"

I курс     Профессия « Продавец, контролер-кассир»Технология: здороьесберегающая технология и игровая технологияТип урока: комбинированныйЦель урока:  Пр...