Для педагогического,как написать эссе (Васильцова)
методическая разработка на тему

Как писать эссе по литературе?

Введение

Эссе – достаточно новый жанр для современных школьников и студентов. Широко практиковать написание эссе в учебных заведениях стали только в конце 20 века. На данный момент уметь создавать эссе по литературе должен каждый ученик школы. Для этого необходимо точно знать основные признаки жанра, особенности построения эссе, работать по заданному алгоритму. Написание эссе помогает развивать творческое мышление, умение грамотно излагать собственные мысли, выражать личное мнение.

Эссе (фр.)- опыт, набросок. Прозаическое, ненаучное произведение литературной тематики, в непринужденной форме излагающее личные соображения автора по какому-либо вопросу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе55.61 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент профессионального образования Томской области.

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Томский государственный педагогический колледж»

(ОГБПОУ «ТГПК»)

Как писать эссе по литературе

Учебно – методическое пособие

Томск - 2016

       

Как писать эссе по литературе. Учебно – методическое пособие по литературе для студентов педагогических колледжей по специальностям Преподавание в начальных классах, Дошкольное образование. – Томск. - 2016. 23  с.

      Данное пособие рассчитано на студентов педагогических колледжей по специальностям Преподавание в начальных классах, Дошкольное образование, учителей и учащихся общеобразовательных школ.

      В пособии даны методические и практические рекомендации по написанию эссе.

Рекомендовано к публикации

Редакционно – издательским советом ОГБПОУ «ТГПК»

Составитель: Васильцова Ф.Л.

                                                                                                                            ОГБПОУ «ТГПК»

                                                                                                                             Васильцова Ф.Л.

                               Содержание

1.Введение                                                                                                                                 стр.1

2.Признаки жанра                                                                                                                      стр.2

3.Особенности построения                                                                                                       стр.3

4.Работа по заданному алгоритму                                                                                           стр5.

5.Классика. Эссе Александра Блока                                                                                        стр.7

6.Эссе студентов и преподавателя педагогического колледжа                                              стр.8

7.Литература                                                                                                                             стр.23


Как писать эссе по литературе?

Введение

Эссе – достаточно новый жанр для современных школьников и студентов. Широко практиковать написание эссе в учебных заведениях стали только в конце 20 века. На данный момент уметь создавать эссе по литературе должен каждый ученик школы. Для этого необходимо точно знать основные признаки жанра, особенности построения эссе, работать по заданному алгоритму. Написание эссе помогает развивать творческое мышление, умение грамотно излагать собственные мысли, выражать личное мнение.

      Эссе (фр.)- опыт, набросок. Прозаическое, ненаучное произведение литературной тематики, в непринужденной форме излагающее личные соображения автора по какому-либо вопросу.

                                           Признаки жанра


          Чтобы написать эссе по литературе, вам понадобится знание всех основных признаков жанра. Эссе – это прозаическое произведение, чаще всего небольшого объёма. Вам предложат создать краткий текст, в котором нужно будет выразить ваше личное отношение к проблеме, мнение о произведении. Важно внести что-то новое, отразить собственный взгляд на вещи. Обратите  внимание на особенности эссе:

- заголовок эссе не обязательно логически связан с текстом и выражает основную тему. Вы можете сказать в нём о соотношении части и целого, заключить в него отправную точку размышлений, задать риторический вопрос.

- В данном жанре не нужно давать рациональный анализ произведения, приводить доказательства и аргументы, рассматривать причинно-

следственные цепочки. Основной акцент делайте на вашу собственную позицию.

Особенности построения  

- Эссе имеет свободную композицию. Не старайтесь создать чёткую структуру, состоящую из вступления, основной части и заключения. Весь текст – это ваши авторские размышления и рассуждения. Но и о внутренней логике повествования не забывайте: читатель должен иметь возможность понять ваши мысли, ознакомиться с вашим мнением и ходом рассуждений.

- Выражайте мысли свободно, используйте художественные средства. Постарайтесь воплотить в тексте ваш индивидуальный авторский стиль.

- Главное в эссе по литературе – личность автора. Попробуйте отыскать оригинальную идею, раскрыть проблему в нестандартном ключе.

- Пишите эссе в заданном речевом стиле: чередуйте проблемные вопросы и полемичные высказывания, создавайте динамику повествования, используйте разговорную лексику, отражайте интонационные нюансы.

- Как и любое сочинение, эссе должно быть написано грамотно. Соблюдайте нормы русского языка, следите за единством стиля, цельностью текста и взаимосвязанностью его частей.

- Постарайтесь создать интересный текст, который может спровоцировать дискуссию, вызвать читателя на диалог, спор.
  Учитывайте все особенности эссе, тогда вы напишите текст, соответствующий этому жанру.


                               Работа по заданному алгоритму


         Как писать эссе по литературе?  Следуйте алгоритму и помните об основных признаках жанра. Выражайте мысли свободно, но доступно и

 грамотно, старайтесь вызвать читательский интерес, изложить своё мнение в ярком авторском стиле.  

  1. Внимательно прочитайте тему. Выделите достаточное время на размышление. Раскрывать тему полностью не обязательно: остановитесь на том аспекте, который вам наиболее интересен.
  2. Постарайтесь найти любопытные моменты, рассмотреть тему по-новому, оригинально.
  3. Постоянно делайте краткие записи: фиксируйте удачные высказывания, формулировки. Перед созданием чернового варианта у вас уже должен быть материал, который вы подготовили в процессе размышлений: ваши предложения, заметки, отдельные слова и яркие детали.
  4. Приступайте к написанию черновика. Определите примерный объём текста, количество абзацев. Расставьте важные для вас высказывания в нужном порядке. Наметьте небольшую вступительную часть. В эссе по литературе не стоит писать классическое вступление, обозначающее проблему, её актуальность. Напишите несколько предложений, которые вызовут у читателя интерес, желание ознакомиться с вашим эссе. Вы можете использовать риторический вопрос, сразу задать изложению полемическое направление, обозначить собственную позицию. Например, «я считаю, что...», «я не разделяю традиционное мнение о...», «принято считать, что... однако у меня подобная позиция вызвала сомнения».
  5. Напишите основную часть. Желательно заранее создать план, состоящий из нескольких пунктов, поскольку писать текст по смысловым частям гораздо легче. Развивайте основную мысль каждого намеченного раздела. Вы можете убеждать читателя, приводить факты и аргументы, но не превращайте текст в подробное исследование. В эссе по литературе вам необходимо максимально грамотно и ярко раскрыть собственное мнение, а не предоставить объективный анализ проблемы. Жанр эссе субъективен.


  1. Привлекайте внимание читателя: используйте неожиданные логические повороты, делайте непредсказуемые выводы, применяйте нестандартные смысловые связи.
  2. Выражайте ваши мысли в ярком и образном     стиле,   продемонстрируйте богатство языка. Передавайте    ваше   личное   восприятие:    используйте художественные  средства и приёмы:

   -сравнения;

        -метафоры;

        -эпитеты;

        -аналогии;

        -аллегории;

        -символы;

        -ассоциации;

        -примеры, факты из личного опыта  

        -параллели и парадоксы.

  1. Создайте яркие описания, применяйте цитаты и отсылки к произведениям литературы. Делитесь собственным опытом. Позвольте читателям проследить логику ваших размышлений, но избегайте формы отчёта или

строгой структуры текста.

  1. Ваше эссе должно быть свободным: излагайте мысли в собственном стиле. Постарайтесь достичь образности, внесите авторские черты не только в содержание, но и в форму его выражения.

  1.  Пишите свободно, но серьёзно. Не употребляйте сленг, большое количество шаблонных фраз, следите за грамотным построением предложений.
  2. Перечитайте ваш черновик и создайте небольшое заключение. Обобщите ваше мнение, но не делайте чётких логических выводов.  В эссе         ваши мысли должны содержаться во всём тексте, а заключение только подведёт итог рассуждений.

  1. Тщательно просмотрите все материалы, прочтите два раза черновик, внесите исправления. Обратите внимание на ошибки, построение фраз, использование средств выразительности. Возможно, вас посетят новые идеи, тогда вы сможете дополнить эссе, сделать его ярче. Оцените ваше эссе с точки зрения читателя, попробуйте сделать его интересным и неожиданным,запоминающимся.

  1. Следите за соблюдением объёма. Обычно он ограничен чёткими рамками.

- Если у вас получился слишком большой текст, постарайтесь выделить в нём наиболее яркие места с точки зрения художественности, проявления авторского стиля. Обязательно включите их в окончательный вариант. Не перегружайте эссе фактами и доказательствами абстрактного характера, сделайте акцент на личном опыте и собственных наблюдениях.

- Когда текст маленький, а сделать его больше не получается, важно сконцентрироваться и постараться изложить личное мнение, мысли, не сковывая себя литературными рамками. Затем обработайте полученный материал, придайте ему серьёзность.


  1. Внеся все исправления и перечитав текст, вы можете приступить к оформлению чистовика. Переписывайте тщательно, с хорошего чернового варианта, где уже чётко написан весь текст, нет множества исправлений и отвлекающих пометок. Заголовок эссе не обязательно логически связан с текстом и выражает основную тему. Вы можете сказать в нём о соотношении части и целого, заключить в него отправную точку размышлений, задать риторический вопрос.

Классика жанра.  Эссе Александра Блока.

Жанровое определение эссе в начале века было не в ходу. Корней Чуковский предложит в1919 году не переводить английское слово эссе как опыт, а ввести термин эссей. Теперь, когда слово «эссе» обрусело, причем, опираясь больше на французскую традицию, стало ясно, что Александр Блок никогда не был литературоведом, а после 1908 года в своих прозаических текстах выступает исключительно эссеистом. Блок не просто излагает свои мысли, а сопрягает их с разнообразными эмоциями. Эссеистическое слово Блока многозначно и воспринимать его буквально – значит не понимать автора, выражающего себя не в отдельных фразах, а в целом тексте. Критик Н.А.Богомолов писал: «…Блок убеждает нас не столько логическими доводами, сколько особой интонацией, потоком образов, нуждающихся в отдельной интерпретации, а также трудноопределимым движением мысли, развивающейся по тем ассоциациям, которые присущи поэту».    

     В эссе «Солнце над Россией» А.Блок пишет о Льве Николаевиче Толстом. «Часто приходит в голову: все ничего, все еще просто и не страшно сравнительно, пока жив Лев Николаевич Толстой. Ведь гений одним бытием своим как бы указывает, что есть какие-то гранитные устои: точно на плечах своих держит и радостью своею поит и питает свою страну и свой народ. Ничего, что нам запретил радоваться святейший Синод: мы давно уже

привыкли без него печалиться и радоваться. Пока Толстой жив, идет по борозде за плугом, за своей белой лошадкой, - еще росисто утро, свежо, не страшно, упыри дремлют, и – слава Богу. Толстой идет – ведь это солнце идет. А если закатится солнце, умрет Толстой, уйдет последний гений, - что тогда?

      В статье «Краски и слова» Александр Блок пишет о символизме. Яркий, живой язык, нестандартные мысли помогают увидеть мир глазами Блока. И это взгляд эссеиста. «Но я не хочу быть тружеником – шмелем в бархатной неуклюжей шубе. И первый попавшийся храм пусть будет весь моим и единственным, как другой и третий. Тогда я должен уметь взглянуть на него; и, облюбовав и приласкав взором, нарисовать, хоть для других непонятно, но по-своему, чтобы потом в рисунке узнать и храм и себя… Только часто прикасаясь взором к природе, отдаваясь свободно зримому и яркому простору, можно стряхивать с себя гнет боязни слов неуверенной мысли. Живопись не боится слов. Она говорит: я -   сама природа. А писатель говорит кисло и вяло: я должен преобразить мертвую материю. Природа – мстит пренебрегающим ее далями и ее красками -  не символическими и не мистическими, а изумительными в своей простоте».


 Эссе студентов  ОГБПОУ «ТГПК»

                  Эссе. Литература о Великой Отечественной войне. О.Ф.Берггольц.

                 Автор: студентка Штабнова Элла.


Я иду по местам боев.

Здесь оставлено сердце мое

В том свирепо – великом году…

И все то, что было вокруг –

Огонь, лед и шаткая кровля,-

Было нашей любовью, друг,

Нашей гибелью, жизнью, кровью.

В том году, в том бреду,

В том, уже первобытном льду,

Я тебя, мое сердце, найду,

Может быть, себе на беду…

        Эти строки написаны хрупкой милой женщиной. Нам сегодня трудно представить, что пережили ленинградцы: 900 дней блокады – в кольце врагов, - беспощадный голод, три зимы без тепла, воды, электричества. Ольга Федоровна Берггольц – поэт, свидетель, женщина, которая совершила подвиг духовный и нравственный. Это ее слова выбиты на памятнике Родине – Матери, на Пискаревском кладбище, где под зелеными холмами вечным сном спят жертвы страшной войны:

                                               Никто не забыт –

                                                                                   Ничто не забыто.

Ольга стала для Ленинграда голосом надежды, она работала  в радиокомитете, вела передачи:

Я говорю с тобой под свист снарядов,

Угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Страна моя, печальная страна…

Возможно ли нам, не пережившим ужасы войны, спуститься в этот ад, понять всю глубину трагедии? Ольга, как и все ленинградцы, существовала на голодном пайке:

                                                  150 блокадных грамм,

                                                  С огнем и кровью пополам!

Но никогда она не оставляла своего боевого поста – радиовещания. Ее голос узнавали, его ждали в ледяном умирающем городе. Ее стихи стали для ленинградцев  дополнительным пайком. Его – этот паек – невозможно было взвесить ни на каких весах,  никакими приборами нельзя было определить его калорийность. Но весомость его была высока, послушайте :

Мы предчувствовали полыханье

 Этого трагического дня.

Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.

Родина! Возьми их у меня!

Я люблю тебя любовью новой,

Горькой, всепрощающей, живой,

Родина моя в венце терновом,

С темной радугой над головой.

Он настал, наш час,

И что он значит –

Только нам с Тобою знать дано.

Я люблю Тебя – я не могу иначе,                

Я и Ты по- прежнему – одно.

Читаешь эти стихи и начинаешь понимать, что питает людей не только хлеб, но и духовная пища – любовь к Родине. Этот образ Родины в терновом венце, мученицы, помогал выживать и бороться, терпеть и верить в победу. О своей судьбе, неразрывно связанной с судьбой страны, она рассказала в лирическом дневнике « Дневные звезды». Когда мы читали на уроке литературы  главы из этой книги, меня потрясла и запомнилась страница о блокадной девочке Гале. Как  умненькие дети терпели – не просили у матери есть, какие страшные муки они испытывали при налетах…  Ленинградцы имели дело с врагом – невидимкой:

Три выстрела – три грохота подряд

Поблизости… Пока не в наш квадрат…

…Свистит. Опять фугас!

Сюда идет… Враг обнаружил нас,

Засек, нашел, сюда кладет снаряды,

Невидимый, нацелился в упор

Откуда – то из гатчинского сада

От царскосельских дремлющих озер,

Сюда идет…

В ночной молочной дымке

Я узнаю, безносый невидимка, тебя

Ты приходил ко мне зимой.

Свистишь? Свисти. Я принимаю бой.

Девочка Галя выжила, и вот наступил день снятия блокады, праздничный салют! И вдруг Галя увидела плакат, на котором был изображен фашист – страшная гориллообразная обезьяна с окровавленной женщиной на руках. Галя была потрясена: так вот он, какой фашист! Наступила первая мирная весна, дети могли гулять в скверике. И тут произошла встреча Гали с врагом. Пленные немцы ремонтировали Александрийский театр. Мальчишки дразнили их. « А ты?»- спросила мама. « Нет, я не дразнила. Они такие зеленые худые, как наши дистрофики. Я подошла и сказала: «Гутен морген, фриц! А он меня по голове погладил». Ольга Берггольц написала о том, что главное оставаться человеком даже в тяжелейших испытаниях.

Что может враг? – разрушить и убить.

И только – то?

А я могу любить,

А мне не счесть души моей богатства,

А я затем хочу и буду жить,                      

Чтоб всю ее,

Как дань людскому братству

На жертвенник всемирный положить.

Под многими стихами Ольги стоят не только год и месяц. Но и число. Поэтический дневник страданий и мужества ленинградцев – от вражеского штурма города до прорыва блокады, а затем и полного освобождения от нее. « Наш сад» - одно из самых первых стихотворений о ленинградской победе, о том какие потери понесла национальная культура.

Ты помнишь ли сиянье Петергофа,

Дремучие петровские сады

И этот влажный лепет, бред и вздохи

Всегда живой, хлопочущей воды?

Молчи, - увы! Волшебный сад изрублен,

 Мертвы источники с живой водой,

И праздник человечества поруган

Свирепой чужеземною ордой.

Но мы пришли к тебе, земная радость, -

Тебя не вытоптать, не истребить.

Но мы пришли к тебе, стоящей рядом,

Тысячеверстною дорогой битв.

И вновь из пепла черного, отсюда,

Где смерть и прах, восстанет прежний сад,  

Да будет так! Я твердо верю в чудо:

Ты дал мне эту веру, Ленинград.

Дата написания 26 января 1944 года. Вера в возрождение, в то что все преодолимо после  ужасов блокады. Петродворец восстанавливали на протяжении 50 послевоенных лет. Сегодня жители Санкт- Петербурга – Ленинграда гордятся, тем что город , возведенный Петром великим никогда не был взят врагом. И все-таки я, читая о жизни Берггольц, не понимала, как она все выдержала? Пока не прочитала ее стихотворения:

Друзья твердят: «Все средства хороши,

Чтобы спастись от злобы и напасти

Хоть часть трагедии, хоть часть души…»

А кто сказал, что я делюсь на части?

И как мне скрыть – наполовину – страсть,

Чтоб страстью быть она не перестала?

Как мне отдать на зов народа часть,

Когда и жизнь слишком мало?

Нет, если боль, то вся душа болит,

А радость – вся пред всеми пламенеет.

 И ей не страх открытый быть велит

Ей свобода, та – что всей сильнее.

Я так хочу, так верю, так люблю.

Не смейся проявлять ко мне участья.

Я даже гибели своей не уступлю

За ваше принудительное счастье…

Эссе.

Литература о Великой Отечественной войне. К. М. Симонов.

Автор: студентка Грициенко Наталья.

Я помню, когда в классе нам учитель, не объявляя тему урока, прочитал:

                                           Жди меня, и я вернусь.

                                           Только очень жди…

Мы подхватили:           Жди, когда наводят грусть

                                          Желтые дожди…

Мы сразу узнали, вспомнили эти строчки – заклинания! Почему? Ведь эти стихи написаны70 лет назад, когда даже еще не было на свете наших бабушек и дедушек. Потом, когда мы узнали о Константине Михайловиче Симонове побольше, многое стало ясным. Он завещал, чтобы прах его развеяли под Могилевом на Буйническом поле. Почему? Симонов сам рассказал об этом: « У меня есть кусок земли, который мне век не забыть, - вот это поле за Могилевом, где я впервые увидел в июле сорок первого, как наши сожгли 39 немецких танков». Он увидел точку опоры. На месте боя стоит обелиск с надписью о том, что 388 полк с беспримерной стойкостью отбивал атаки немцев, имен на обелиске нет: полк лег здесь целиком. Прах его смешался с прахом погибших – он вернулся к ним навсегда … Так вот почему у Симонова все, что он написал, о войне:

                                                                 Она такой вдавила след

                                                                  И стольких наземь положила,

                                                                  Что двадцать лет и тридцать лет

                                                                   Живым не верится, что живы.

Судьба защитников Родины… Я думаю, сколько же пришлось им пережить и какое мужество требовалось, чтобы победить врага. Когда мы читали рассказ «Третий адъютант», то размышляли о храбрости, пытались поставить себя на место адъютанта – мальчишки, шагнувшего в войну со школьной скамьи  …  И не могли – было страшно, а кто- то даже сказал, что прижал бы к груди свою кошку и спрятался, куда подальше. А ведь Симонов написал этот рассказ во время войны, когда люди , погибая, понимали, что защищают не только страну, но и свою малую родину :

                                                   Клочок земли, припавший к трем березам,

                                                   Далекую дорогу за леском,

                                                   Речонку со скрипучим перевозом,

                                                   Песчаный берег с низким ивняком.

                                                   Вот где нам посчастливилось родиться,

                                               Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

                                                Ту горсть земли, которая годится,

                                                Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

                                                 Да,  можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

                                                 Да, можно голодать и холодать,

                                                Идти на смерть  …  Но эти три березы

                                                При жизни никому нельзя отдать.

А если враги придут в мой дом, разве я буду трусить, видя, как они издеваются над моими близкими людьми? Наверное, в страшные годы войны люди понимали, что победа зависит от каждого из них. Симонов  словно беседует с нами – негромко, без лозунгов – и влияет на наши чувства, мысли. Скоро праздник Победы, будут георгиевские ленточки, салют, цветы у памятника в Лагерном саду и стихи любимого поэта:

                                                   Жди меня и я вернусь…

Эссе. Учимся у Преподобного Сергия Радонежского.

Автор: преподаватель литературы: Васильцова Ф.Л.

         Недавно мне удалось побывать в Троице – Сергиевской Лавре. Многолюдно. Туристы и паломники суетятся, громко разговаривают. И трудно представить  пустынь среди дремучих лесов, и человека, который по своей воле ушел из мира, обрек себя на мучения. Зато, как же ты будешь вознагражден, когда переступишь порог Троицкого храма!  Благоговейная тишина. Нескончаемый поток из желающих припасть к святым мощам Преподобного Сергия Радонежского. И ведь едут издалека в надежде исцелиться от недугов – духовных и физических - попросить у Преподобного благословения. Я знаю, что для многих верующих Сергий Радонежский самый любимый святой.  Кажется, он единственный, кто был канонизирован при жизни.

Каким должен быть наставник молодежи? Чему мы можем научиться у Сергия Радонежского? Без «святых истин, святых имен» (В.Сухомлинский) невозможно нравственное воспитание. Многие духовные ориентиры, идеалы утрачены. К кому обратиться за помощью? За кем следовать на трудной дороге совершенствования? – За Преподобным Сергием. Хоть и прошли века, но Русь пронесла, сохранила драгоценный опыт подвижничества Святого.

Как и благодаря чему личность Сергия возвысилась до таких высот? Это самовоспитание. Надо было стать отшельником, исповедовать высокую духовную практику – исихазм. «Это слово обозначает молчание. Это очень большая внутренняя сосредоточенность. Наверное, это можно назвать повышенной ответственностью», - писала искусствовед  Паола Волкова. Я думаю, надо было разобраться в самом себе, сверить свою жизнь с проживанием на земле Иисуса Христа. Нам это понять трудно: остановись, не суетись, подумай! Нет, несемся дальше. Хотя ведь многие понимают, что самое сложное - это борьба с самим собой. Если бы не было этого периода в жизни Сергия, то не смог бы он осознать свою недостойность перед Богом. Умение смирять свои страсти и гордость помогли Преподобному в воспитании учеников. Он присматривался к каждому, вел кропотливую индивидуальную работу. Молодые монахи не обезличивались благодаря тому, что Сергий не подавлял личность, каждый оставался самим собой. И хватало же времени, терпения  не оставлять эту работу на «потом». Святой Сергий признавал право другого человека быть другим. Как же нам сегодня всем этого не достает! Но почему же ему верили? Потому что нравственное влияние возможно только в силу примера. ( «Навязчивое морализирование опасно для нравственного воспитания» В.Сухомлинский). Отец Сергий, даже когда по настоянию братии стал игуменом, оставался аскетом. Трудился «как раб купленный»(Епифаний Премудрый «Житие»), был слугой для всех, ходил в ветхой одежде, голодал… Уходил от вражды – в прямом смысле – покинул монастырь ночью, один, чтобы старший брат Стефан занял место игумена. Несправедливо, - думаем мы, - ведь монастырь построил Сергий! А как же заповедь «непротивления злу насилием»? Вот так всегда. Сначала недоумеваем, возмущаемся, а потом…  словно сам Святой направляет наши мысли. Наверное, так и есть. Иначе как мог «чернец» Андрей Рублев создать икону «Троица»? Его называют духовным внуком Сергия Радонежского. Эта икона была заказана Рублеву игуменом Никоном – учеником Преподобного - «в похвалу Сергию». Я думаю, икона представляет духовный облик основателя Троицкой обители. Гармония с миром, целомудрие, жертвенность - черты Сергия, его внутренний мир. Гениальное творение Андрея Рублева помогает понять смысл государственной деятельности Сергия Радонежского. Он усмирял распри князей, к нему прислушивались, он умел договариваться. Икона «Троица» символизирует единение. В наше беспокойное время, когда вспыхивает вражда  между народами, может быть стоит вернуться к идеям Сергия?

Духовная связь нашего народа со Святым Сергием Радонежским никогда не прерывалась. И как это не покажется странным мы, томичи, связаны с Троице – Сергиевой лаврой: с ее основателем и иконописцем, потому что основанный в 1604 году Томск, был освящен иконой Троица.

Сергий Радонежский – Божий избранник. Жизнь его сопровождали чудесные явления и в детстве, и в зрелые годы. Он направляет и помогает тем, кто учится, совершенствуется. Всем известна великая заслуга Сергия в борьбе с врагами – иноверцами. А ведь Преподобный  был наставником - учителем князя Дмитрия с юных лет. Служение Отечеству родилось из любви к ближнему. Сергий видел слезы и горе людей, принимал в монастыре всех, кто нуждался в помощи. Он следил, чтобы нищие, больные, странники получали довольствие и отдых. Трудно нам понять, что в любви больше всего нуждается оступившийся, падший – грешник. Если уж с близкими не можем наладить отношения, то ближние никого не волнуют. Сколько вокруг одиноких, обездоленных людей! Забыли заповедь Христа: возлюби ближнего своего как самого себя. Близкого любить легко, а попробуй – ближнего. Нет ничего труднее! А вот Сергию удавалось. Понимал Святой, что любовь – это ответственность, что абсолютно свободным человек быть не может, потому что зависит от тех, кого любит.

Выпало нам жить в неспокойное время (хотя когда они были,  спокойные времена?) Многие впадают в уныние. Расставаясь с иллюзиями молодости, находим выход: счастлив тот, кто идет на поводу у жизни. Нет, не так! Счастлив тот, у кого есть вера, кто следует примеру жизни таких подвижников, как Преподобный Сергий Радонежский.

 Литература:

  1. Волкова П.Д. Мост через бездну. М.: Зебра Е, 2013. – 224 с.
  2. Епифаний Премудрый. Житие и чудеса Преподобного Сергия Радонежского. Сергиев Посад, 2004.– 286 с.

3.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие. (сост. О.В. Сухомлинская). М.: Педагогика


Эссе. Поколение в контакте и духовные ценности.

Автор: Васильцова Ф.Л.

 Как завораживает, притягивает, сияя бриллиантовыми каплями росы, паутина на ветках деревьев в лесу! Любуешься, вспоминаешь об античной пряхе Арахне, которая  посмела состязаться с богами и …превратилась в паука. Вот также затягивают, обещая многое, социальные сети. Зачем вступает молодежь в сообщества мировой паутины?- Чтобы найти единомышленников, узнать об интересных мероприятиях, публикациях, аудио- и видеоматериалах, фотографиях. Но главное – поделиться своими мыслями, впечатлениями с новыми знакомыми. Совсем юных пользователей привлекает в новой сети  Вконтакте,  ненормативная лексика,-  чего нельзя себе позволить в колледже или дома. Можно быть самим собой! А расскажешь о себе - никто не только не осудит, но и не будет использовать  информацию против тебя.

          Социальная сеть – способ самоутверждения. Я кому-то интересен: меня слушают, мне отвечают, хотят со мной дружить! Очень часто реализация «Я» происходит за счет других, но ведь юные пользователи не осознают этого. Информационный поток настолько велик, что разобраться в нем не представляется возможным даже умудренным опытом людям, тем более молодому человеку невозможно отфильтровать информацию, и часто в неокрепших душах оседает всякий мусор.

При возникновении компьютерной зависимости возникают опасности для здоровья: физиологические, психофизические и поведенческие. Духовно-нравственному развитию личности препятствуют: потеря интереса к внешнему миру, прекращение общения с  родственниками и друзьями, безответственность, эмоциональная незрелость.

        Понятно, что сегодня без компьютера не обойтись,- это всемирная электронная энциклопедия. Мы можем быстро найти нужную информацию: даты, события, биографические данные, то есть конкретные сведения. Здесь компьютер первичен. Но поиск ответов, связанных с самопознанием, с пониманием ценностей, с этическими нормами поведения,- едва ли. Если сказать проще, то социальные сети могут дать информацию и удовольствия. А вот вывести человека на духовную составляющую ( в православной антропологии человек трехсоставен: плотский, душевный и духовный)- нет, не могут.

       Сегодня образование, при обогащении информацией, представляет процесс обнищания души. Мы выращиваем информационного потребителя, не заботясь о приобщении к высшим ценностям. Средством передачи духовного опыта является индивидуальность педагога, как носителя культуры. Духовность для русского человека связана с православной верой. Духовность-это устремленность человека к избранным целям. Нравственность - правила поведения людей в обществе. Духовность - вектор вертикальных устремлений личности, нравственность - горизонтальных. Своим пересечением они образуют невидимый крест, являющийся основой личности.

          В педагогический колледж приходят учиться дети после окончания 9 класса. На уроках литературы выясняется, что Новый Завет читали 2-3 человека. Спрашиваю, кто для них идеал? В лучшем случае - мама, реже - папа. В худшем - идеала нет.  «Для воспитания нужны святые истины, святые имена». (В.А. Сухомлинский).  Без идеала первичным становится материальное, а духовное вторичным. Нет надежды, что идеалом для студентов является  Христос. А ведь святая истина в личности Христа Спасителя, в его учении. «Навязчивое морализирование опасно для нравственного воспитания» (В.А. Сухомлинский). Поэтому на занятиях часто обращаюсь к притчам. Важно создать атмосферу доверия, взаимоуважения. От учителя  требуется максимум терпения и доброжелательности. Диалог, обсуждение проблемы должно привести  к общему решению. Мне необходимо найти такой угол зрения, при котором обыденное становится  удивительным. Я должна помнить слова психолога Выгодского: « Только эмоциональная мысль истинная». Я несу ответственность за актуальность, значимость, уместность общения. Эмоциональное воздействие возможно только при одном условии: мне должно быть интересно. Классическая литература дополняется чтением современных авторов – Л.Улицкая, Д. Быков, Н.Ключарева, Д.Рубина, Г.Садулаев, М. Яковлев и другие. В рассказах этих писателей ставятся  « вечные проблемы». Вместе обсуждаем, как приблизить свою жизнь к идеалу, усовершенствовать себя – одухотвориться. Стараюсь донести до студентов православное понимание выбора  человека : каким путем идти? Первый :  трезвление – несение креста – Фаворская радость; второй: удовольствия – стресс – забвение.

         В русской культуре так много философов, которые исповедовали православие. Это наша опора в поисках путей воздействия на поколение в контакте. Например, Иван Ильин писал: «Русская идея есть идея сердца». Эта идея утверждает, что главное в жизни – любовь. Ею строится совместная жизнь на земле, так как из любви рождается и вера, и культура. Я думаю, и в воспитании работают только два принципа – любовь и доверие.

        На каждом занятии, подводя итоги, пытаюсь понять: нашли ли отклик в душе студента проблемы, связанные с поиском истины?  О чем вы задумались? Что бы вы хотели изменить в жизни?   Ответы  помогают понять:  какие они, чего хотят от жизни, на что надеются, что любят. Я радуюсь,  вспоминая: «значит и в самых темных душах не совсем еще погас Божий огонек. На это только и надежда ». ( Ф. Горенштейн).

          Паутина может быть и печальной в своей безысходности.  Умопомраченные, съежившиеся существа застыли в ней. И, чтобы наши дети не попали в эту ловушку – тупик жизни, давайте искать выход. Ведь «свет во тьме светит и тьма не объяла его». (Евангелие).

Литература:

  1. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1990. – 288с.
  2. Выготский Л.С. Не только разумом, но и сердцем. М.: Молодая гвардия, 1986. – 207с.
  3. Горенштейн Ф.Н.  С кошелочкой. ( Сборник рассказов) М.: ЭКСМО, 2001.-558с.

Как писать эссе. Литература.

1.Новейший словарь иностранных слов и выражений. – Мн. :Современный литератор, 2006. – 976с.

2.Новиков В.И. Александр Блок. М.: Молодая гвардия. 2010. – 362с.

3.Блок А.А. Собрание сочинений в 6 томах. М. : Правда. 1971. – 557 с.

4.http://kakimenno.ru/obrazovanie-i-nauka/srednee-obrazovanie/609-kak-pisat-esse-po-literature.html (дата обращения 23 февраля 2016 г.)

 






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе " Моя педагогическая деятельность"

Удивительный это дом - школа! Здесь всё перемешалось: детство и зрелость, наука и искусство, мечты и реальная жизнь. Школа живёт жизнью, где, как в капле воды отражаются все процессы, происходящие в о...

Эссе "Моя педагогическая профессия"

Профессия учителя – самая благородная на Земле, потому что учитель своими руками творит характер, индивидуальность, личность ребенка и, в конечном итоге, - будущее своих воспитанников. Учитель ф...

Эссе на тему: "Мое педагогическое кредо"

В данной статье описаны смыслы, ценности и приоритеты моей профессиональной деятельности....

презентация "Как написать эссе на немецком языке"

полезные советы для написания эссе (монологического высказывания) на немецком языке для студентов учреждений СПО....

МР "КАК НАПИСАТЬ ЭССЕ"

Данные методические указания по написанию эссе по учебной дисциплине «Экономика организации», разработаны в соответствии с требованиями к современному уровню знаний по данной дисциплине с учетом особе...

Опорный конспект "Как написать эссе"

Опорный конспект к уроку русского языка "Как написать сочинение в жанре эссе"...

Конкурс "Педагогический дебют - 2021". Эссе "Деятельность педагогического коллектива моей образовательной организации для создания системы образования, достойной войти в десятку лучших в мире".

Эссе на тему: «Деятельность педагогического коллектива моей образовательной организации для создания системы образования ,достойной войти в десятку лучших в мире»...