Статья "Патриотическое воспитание школьников при освоении программы "Веселая топонимика"
статья на тему

Потапенко Светлана Павловна

Статья представлена на Всероссийской научно-методической конференции "Инновационные процессы в общеобразовательном учреждении на основе идей национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в 2011 г. (Инициатива утверждена Президентом РФ 04 февраля 2010г. Пр-271

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_shkolnikov._toponimika.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание школьников
при освоении программы «Веселая топонимика»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в нашем обществе носит острый характер. Отмечается пренебрежение частью молодежи духовного наследия наших предков. Это, как нигде, прослеживается в забвении родной речи во всех ее проявлениях.

Занятия краеведением — необходимое направление в работе учителя в любой специальности, в том числе учителя-словесника. Это работа может проводиться в школах обычного типа, лицеях, гимназиях, классах с углубленным изучением русского языка. Краеведческая работа возможна как в сельской, так и городской школе, как на уроках, так и на факультативных занятиях.

В свое время К.Д. Ушинский в работе «Родное слово. Книга для учащихся» высказал мысль о так называемом «инстинкте местности» у детей, который, как он писал, «бывает иногда очень сильною, врожденною способностью» обращать внимание на окружающее». Однако чаще всего эта способность требует укрепления, развития в процессе обучения под руководством учителя. [Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку. - М.,1985.]

Одним из направления работы на внеклассных занятиях может быть лингвистическое краеведение, объектами которого являются диалектная лексика и фразеология, фонетические и грамматические особенности местного говора, язык произведений устного народного творчества, произведений писателей, которые биографически связаны с местным краем, язык местных исторических документов, словарь местных промыслов и, конечно, местная ономастика. Ономастические исследования помогают выявлять пути миграций и места былого расселения различных народов, языковые и культурные контакты, более древнее состояние языков и соотношение их диалектов. Исследование имен собственных представляет огромную важность благодаря специфическим закономерностям их передачи и сохранения. Вследствие своей социальной функции — служить простым индивидуализирующим указанием на определенный предмет — имя собственное способно сохранять свою основную значимость при полном затемнении его этимологического значения, то есть при полной невозможности связать его с какими-либо другими словами того же языка. Ономастика дает ценнейший материал для истории, устанавливая места поселений и пути миграций часто исчезнувших народов, характеризуя местные мифы, давая представления о типе поселений, об общественных и семейных отношениях. Анализ географических названий южной части Восточноевропейской равнины приводит к положительному решению вопроса о скифском вкладе в русский язык. Анализ названий русских городов по Великому водному пути позволяет установить особенности речного транспорта соответствующей эпохи и т. д. Топонимика (особенно гидронимика) зачастую является единственным источником информации об исчезнувших языках и народах.

Топонимы дают нам возможность установить родство одного народа (и его языка) с другим, рассказывают нам о былой природе мест, о том, с какими легендами связывали люди окружающие их названия. Топонимика — важный источник языкознания, истории, географии.

При изучении топонимии в школе необходимо добиться, чтобы учащиеся усвоили верное написание изучаемых названий и произношение их с правильной постановкой ударения. Необходимость выполнения этого требования очевидна — правильность написания географических названий является важной частью грамотности учащихся, а правильность произношения названий повышает культуру речи.

Многие названия четко характеризуют природные условия (устройство земной поверхности, животный и растительный мир и т.д.), особенности населения, его хозяйственную деятельность. А благодаря тому, что названия нередко сохраняются веками, они служат неоценимым источником информации об условиях прошлого времени. Эти свойства топонимов могут найти широкое применение в краеведческой работе по изучению своей местности, позволяя перенестись в глубь веков, узнать, какой была местность, кто на ней жил и чем занимался.

Таким образом, в использовании топонимики могут быть выделены познавательный и педагогический аспекты.

Познавательный аспект многогранен. Часть названий обращает наше внимание на какие-либо свойства объекта, характеризующие его в настоящее время. И хотя эти свойства обычно доступны непосредственному наблюдению, польза топонимов несомненна — они как бы сигнализируют краеведу: «Объект обладает таким-то свойством, если оно представляет для тебя интерес, обрати на этот объект внимание» [Поспелов Е.М. Топонимика в школьной географии. — М. : Просвещение, 1981. — С. 5.]

В педагогическом отношении топонимика — одно из наиболее благодарных направлений краеведческой работы. Названия окружают человека. В раннем детстве он узнает название своей улицы, своего района, города. С возрастом кругозор расширяется, и человек оперирует все большим количеством названий. Возникает естественное желание узнать, что означают эти названия. Учитель должен показать на ярких примерах, насколько интересна расшифровка тайн  географических названий.

О важности лингвокраеведческой работы, необходимости использования местного языкового материала (топонимики, антропонимики, диалектной лексики и т.п.) в процессе преподавания родного языка стали говорить еще в ХIХ столетии, когда в русском обществе пробудился интерес к жизни народа, его быту, обычаям, фольклору. Обращение к народному языку, «живому» русскому слову считалось необходимым условием успешного преподавания родного языка в школе. Ученые лингвисты и педагоги настойчиво рекомендовали школьным учителям знакомить своих учеников с особенностями местных говоров, с тем чтобы изучать язык в его исторических и местных изменениях. «Из обзора русских наречий, из знакомства с живыми говорами, — писал А.А. Шахматов, — учащийся вынесет уважение к идее народности. Он увидит народ не в одних блестящих проявлениях культурной и государственной жизни, не в одних полководцах и сановниках, писателях и художниках — он усмотрит русский народ в непосредственных проявлениях его духовной жизни. Все это приблизит учащегося к самому народу и вызовет уважение к его прошлому, а также веру в него, в его будущее» [Шахматов А.А. К вопросу об историческом преподавании русского языка в средних учебных заведениях // Русский язык как предмет преподавания : Хрестоматия по методике преподавания русского языка. — М., 1982. С. 89, 90.]

Особое место среди топонимов занимают названия внутригородских объектов — улиц, площадей, переулков. Этот пласт лексики содержит ценную и богатую информацию об истории самого города и его современной жизни, а вместе с тем, что очень важно, — о русском языке и его истории. Г.Ф. Ковалев, анализируя задачи лингвокраеведческой работы в школе, особо подчеркивает важность изучения микротопонимов: «Именно эта категория собственных имен наиболее уязвима. Уходят без возврата старые названия улиц, частей населенных пунктов, а ведь они многое могли бы рассказать» [Ковалев Г.Ф.  Задачи лингвокраеведения в средней школе // Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы. Воронеж, 1996.]

Работа по изучению местных топонимов с успехом может выполняться на кружковых занятиях по русскому языку, которые обычно вызывают живой интерес учащихся.

Подавляющая часть топонимической лексики является всего лишь сопутствующей основному лингвистическому материалу, поэтому топонимическая работа в школе проводится прежде всего на факультативах и кружковых занятиях в соответствии с действующем расписанием.

Интерес учащихся в изучении топонимики может быть удовлетворен и развит не только традиционными видами краеведения (исторический, географический, литературный), но и с помощью такой формы школьного лингвистического краеведения, как кружок местной топонимики.

Школьники включаются в работу постепенно. Лекции, беседы учителей русского языка, географии, истории, биологии, рассказы краеведа, знакомство с литературой о родном крае, решение различных задач на мастном материале готовят почву для проведения серьезных лингвистических мероприятий.

  1. Кружковые занятия краеведческого характера обычно начинаются с ответов на многочисленные вопросы детей о происхождении географических названий: «Почему так называется наш город?», «Кто придумал названия рекам, озерам, морям?» и т.д.

[Суперанская А.В. Что такое топонимика? — М., 1985.  — С. 5.]

Программа кружковых занятий может быть обширной и включать как основные теоретические вопросы топонимики, так и  рассмотрение топонимии своей местности. Из теории топонимики должны быть отобраны лишь наиболее важные вопросы, к числу которых можно отнести следующие: научное и практическое значение топонимов; закономерности названий; отражение в названиях признака объекта; роль местных географических терминов в формировании топонимии. Очевидно, что изложение каждого из этих вопросов должно опираться на знания, полученные учащимися при изучении не только русского языка, но и географии, иностранного языка, истории.

Может быть интересно подан материал о словообразовательных моделях русской топонимии, о способах русской передачи иноязычных названий, об особенностях подхода к топонимике при рассмотрении ее как вспомогательной дисциплины.

  1. Региональная часть курса должна основываться на понятии о топонимической системе и о принципах топонимического районирования. На этой теоретической основе следует показать положение своей местности на топонимической карте, раскрыть разноязычность и разновозрастность ее географических названий, отражающих соответствующие специфические особенности топонимического региона [Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе : пособие для учителя. — М.—Л., 1966.]

Дальнейшая работа кружка должна строиться на использовании топонимического материала. Исключительно важно, чтобы материал был собран силами самих учащихся. Методика сбора должна найти свое место в программе кружка. Анализ собранного материала предполагает как выяснение бытующих среди местного населения объяснений (какими бы они ни были наивными и неправдоподобными), так и объяснение их самими учащимися на основе известных им принципов возникновения названий и путей их изменения.

В программе кружка может найти свое место анализ изменений в названиях своей местности, происшедших в XX веке. Изменения могли быть и в самые первые послеоктябрьские годы, и позже, в процессе устранения неблагозвучных названий. В каких-то названиях увековечена память о выдающихся земляках, другие возникли из названий совхозов, колхозов, предприятий и др., все это необходимо выяснить и проверить документально.

Необходимо привлечение учителя русского языка и для анализа собранного топонимического материала лингвистическими методами. Прежде всего, это структурно-грамматический анализ, имеющий целью выявление словообразовательных моделей, частоты их употребления и территориального распределения. Известно, что словообразование русских топонимов преимущественно суффиксально. Обычны в названиях и давно уже вышедшие из употребления географические термины, диалектные слова. Этимологический анализ неразрывно связан с определением языка, из которого может быть объяснено название. Здесь необходимо знание истории для определения того, какой народ проживал на той или иной территории, с кем поддерживались наиболее интенсивные экономические связи. Такой подход позволит отвергнуть сразу языки, никогда не имевшие отношения к рассматриваемой территории.

Итогом работы кружка может быть составление местного топонимического словаря. От учителя требуется определенная топонимическая подготовка, позволяющая отличать правильные объяснения от наивных домыслов, так называемых легенд.

Список использованной литературы

1.Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. — М., 1993.

  1. Ковалев Г.Ф.  Задачи лингвокраеведения в средней школе // Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы. — Воронеж, 1996.
  2. Мурзаев Э.М. Очерки топонимики. — М., 1974.
  3. Никольский А.А., Кононенко Л.А., Хрусталев И.Н. Топонимы Рязанской области. Учебное пособие. — Рязань, 2009.
  4. Никонов В.А. Введение в топонимику. — М., 1965.
  5. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку : пособие для учителя. — М., 1980.
  6. Попов А.И. географические названия (введение в топонимику). — М. ; Л., 1965.
  7. Поспелов Е.М. Топонимика в школьной географии. — М. : Просвещение, 1981.
  8. Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе : пособие для учителя. — М.—Л., 1966.
  9. Суперанская А.В. Что такое топонимика? — М., 1985.
  10. Ушаков Н.Н. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе. — М., 1975.
  11. Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку. — М., 1985.
  12. Шахматов А.А. К вопросу об историческом преподавании русского языка в средних учебных заведениях // Русский язык как предмет преподавания : Хрестоматия по методике преподавания русского языка. — М., 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Гражданское и патриотическое воспитание школьников на базе школьного музея"

Статья о роли школьного музея в образовательном учреждении...

Реферат на тему «Народное и декоративно-прикладное искусство в художественном образовании и воспитании школьников»

Глава 1. Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей человеческой культуры1.1. Истоки декоративно - прикладного искусства1.2. Виды декоративно - прикладного искусстваГлава 2. Декоративно-прик...

Русские народные музыкальные инструменты в воспитании школьников.

История развития русских наролных инструментов....

Подпрограмма социально-патриотического воспитания школьников «Забота»

подпрограмма рассчитана на учащихся в возрасте 7-17 лет, срок реализации подпрограммы составляет пять лет...

Районный семинар учителей физкультуры "Баскетбол – раздел учебной программы по физическому воспитанию школьников"

Районный семинар учителей физкультуры "Баскетбол – раздел учебной программы по физическому воспитанию школьников"...

Духовно-нравственное воспитания школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Эссе на тему: Духовно-нравственное воспитания школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности. Из опыта работы учителя музыки МОУ Быковская СОШ № 14 Башировой Н.Ю....

Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников.

Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поэтому работа с детьми в...