Русские народные музыкальные инструменты в воспитании школьников.
статья на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества» г. Находка
Д О К Л А Д
Русские народные музыкальные инструменты в воспитании школьников.
Выполнила: Прокудина Людмила Сергеевна,
педагог дополнительного образования,
высшей квалификационной категории.
Русские народные музыкальные инструменты в воспитании школьников
Мир, в котором мы живём, насыщен всевозможными звуками. От шорохов и скрипов до ударов прибоя и раскатов грома. Древнейшие обитатели земли слышали примерно то же, что и мы. Но между этим звуковым многообразием и музыкой огромная пропасть, потому что звуки сами по себе - ещё не музыка. И когда человек начал воспроизводить их, приманивая птиц и животных, это тоже ещё не была музыка.
Человек должен был научиться определённым образом организовывать звуки и вкладывать их в последовательность свои чувства и мысли. Вот тогда и возникла музыка. Но происхождение музыки - очень сложная и во многом ещё неясная проблема, существуют разные гипотезы, выдвинутые учёными.
И всё же природа всегда была для человека великим учителем. Познавая природу, открывая её законы, он учился использовать их. Так возникли и музыкальные инструменты. Ведь принципы, на которых основана их конструкция, тоже заимствованы у природы.
Учёные относят появление первых музыкальных инструментов к ХIII тысячелетию до н.э. Подобно тому как каменные орудия и охотничьи луки появились самостоятельно и в Азии, и в Средиземноморье, и на Русской равнине, так и почти одинаковые свистки, погремушки, музыкальные луки изготовлялись обитателями Африки, Европы, Америки. Раньше всех, по-видимому, появились ударные инструменты, конечно, самые простые. Затем - духовые инструменты: дудки, свистки, а потом флейты из тростника и кости. Много позднее люди научились делать многоствольные флейты, а потом и флейты с отверстием. Ещё позже появились струнные, а позже всех - их разновидность - смычковые. И русские народные инструменты так же легко делятся на три группы. Некоторые из них собраны и составляют оркестры народных инструментов.
В этой лекции слушатели узнают историю возникновения, развития и выразительные возможности струнных народных инструментов. И начнём мы её совершенно загадочной фразы "Рад скомрах о своих домрах". А расшифровывается она очень просто: "Радуется скоморох своим домрам".
Кто такие скоморохи? Благодаря кино, слово это не исчезло и узнаваемо всеми. Говоря современным языком, скоморохи - это профессиональные артисты Древней Руси. В синтетическом искусстве скоморохов были элементы цирка и клоунады, драматического театра и оркестрового музицирования. Нас же в данном случае интересуют музыкальные инструменты, на которых играли скоморохи, А играли они на гуслях, на свирелях, на бубнах... Но самым популярным скоморошьим инструментом была домра.
Во времена князей Олега и Владимира скоморохи не только не подвергались гонениям, а, наоборот, были самыми почётными гостями на княжеских пирах и народных гуляниях. В те далёкие времена даже князь, наделённый неограниченной властью и огромным состоянием, не смог бы пригласить к себе на праздник оркестр народных инструментов. Их просто не было. Но и тогда люди не менее чем сегодня нуждались в музыке. Их потребности в этом удовлетворялись скоморохами. В былине о Добрыне Никитиче есть строки, где князь Владимир говорит, обращаясь к Добрыне:
За твою игру за весёлую,
дам тебе, скоморошина,
три места любимых.
Первое место, сядь подле меня,
Друго место, супротив меня,
А третье место, куда сам захочешь!
Если уж на княжьем дворе их привечали, то тем более были рады на многолюдных народных праздниках. Русский народ всегда отличался резким сатирическим словом, и представление скоморохов только усиливали такие настроения. Скоморохи не только веселили народ, но и просвещали, высмеивали глупых церковников, спесивых бояр, жадных купцов. Порой всё это носило острый социальный характер. Ещё "Домострой" считал игру на музыкальных инструментах "грехом равным пьянству", а тех, кто был почитателем этого искусства, православное духовенство причисляло к язычникам и богохульникам, отвлекающим людские души от бога. Только церковное многоголосное пение считалось музыкой, достойной христианина.
Запрет на скоморохов закреплялся даже юридически. В период с 1480 года по 1555 год было издано 8 грамот по этому вопросу. Крестьянам и городскому люду под угрозой штрафа запрещалось держать у себя народные инструменты, тем более на них играть. "Чтобы они (крестьяне) бесовские игры в сопели и в гусли и в гудки и в домры не играли и в домах у себя не держали... А кто забыв страх божий и смертный час учинит играть и всякие игры у себя держать - править пени до пяти рублёв на человека (из юридических актов 17 века).
Правда, сам народ всегда любил своих музыкантов, Эта любовь спасла и инструменты, и традиции исполнительства на них от полного забвения. А потом нашлись энтузиасты, возродившие их для новой жизни.
Древнейшим профессиональным струнным инструментом на Руси являются гусли. У разных народов, совершенно не зависимо, появился однотипный инструмент. Прототипом, вероятно послужил лук. Тетева которого звучит, но очень тихо. А если её приблизить к пустотелому предмету, то звук усиливается. Таким образом струны начали закреплять поверх специально выдолбленного корытообразного ящика, покрытого сверху тонкой деревянной или кожаной пластинкой, называемой декой (дека - значит крышка). Именно эта дека служила резонатором воздушного пространства, усиливая звук, делая его более продолжительным и полным.
Первое упоминание о русских гуслях относится к V1 веку. Название их происходит от древнеславянского слова "густы" - гудеть, а так как гудела струна, то она и получила наименование "гусла". Значит, гусли - это струны, гудящие струны. Постепенно этот древний инструмент видоизменялся и на многих старинных гравюрах уже видно изображение гуслей в виде трапециевидного кузова - резонатора и натянутых параллельно струн от 5 до 25 штук. Струны разной длины и издают только один звук.
Гусли инструмент, которому народ приписывал волшебную силу. Откуда мы это знаем? Из сказаний о Садко - гусляре. Садко, реально существовавший человек, который жил в Новгороде и построил в 1167 году церковь. Не был он богатырём и не совершал подвиги, но сила его была под стать богатырской; это была сила искусства. И в былине у Садко речь идёт о незабываемом впечатлении музыканта - гусляра.
Гусли были известны и в древнем Киеве, вспомните легендарного Бояна - сказителя и музыканта:
Боян же, братья, не десять соколов
На стаю лебедей напускал.
Но свои вещие персты на живые струны воскладал,
Они же сами князьям славу рокотали.
Гусляр был не только музыкантом, но и поэтом и рассказчиком. Старинная былина была своеобразной хроникой важнейших событий. Очень редко гусляры создавали малые ансамбли ( два-три-четыре исполнителя ). Гусляры - в основном солисты. В современную эпоху существуют три вида гуслей: звончатые, щипковые, клавишные ( оркестровые ).
Инструмент редко используемый, как солист. Применяется только в оркестрах.
Домра - самый любимый инструмент скоморохов. К сожалению, ни время появления домры на Руси, ни её сколько-нибудь достоверные сохранившиеся экземпляры не известны. Даже само название инструмента не находит объяснения в русском языке.
Музыканты - ученые предполагают, что древним предком нашей русской домры явился египетский инструмент, получивший у греческих историков наименование "пандура". Есть совершенно аналогичные инструменты с похожими названиями: у южных славян - танбура, у украинцев - бандура, у монголов - домбур, у киргизов и татар - думра, у калмыков - домбр... В Европе подобные инструменты получили наименование лютневых.
Домра на Руси сразу попала в гущу народной жизни. Она стала инструментом общедоступным, лёгким в изготовлении и применении. Лёгкость и небольшая величина инструмента, звонкий тембр всё это привело к распространению во всех слоях общества. Домра звучала везде: на крестьянских и царских дворах, в часы веселья и минуты грусти. Влияние искусства скоморохов стало на Руси так велико, что церковники не на шутку встревожились. Как гласит царский указ 15 века "Где появятся домры, сурны и гусли, -то всех их велеть вымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь, а которые люди оттого богомерзкого дела не отстанут - велеть бить батоги". И "бесовские игры" отбирали на улицах, в домах, кабаках и сжигали, Горели уникальные инструменты. Русская музыкальная культура понесла чувствительный урон. Понятно теперь, почему домра в ближайшие нашему времени века совсем исчезла.
Тем не менее , в конце 19 века в Вятской губернии был найден небольшой струнный инструмент с округлой формой корпуса. Инструмент вскоре попал в руки В.В. Андреева, как раз в ту пору занимавшегося поисками и восстановлением сохранившихся в народе образцов старинных русских инструментов. Андреев, путем сличения найденного инструмента с изображениями на старинных лубочных картинках и гравюрах, а так же по описанию, предположил в нем давно разыскиваемую домру. Именно по этому образцу и была воссоздана полузабытая русская домра, ставшая опять основным, ведущим инструментом русских народных оркестров.
Заслуга В.В. Андреева состоит в том, что он воссоздал и усовершенствовал не только домру, но и бренд России - балалайку. Все в мире знают, что балалайка - это русское. Любопытно уже само название инструмента, точнее корень "бала", Этот корень созвучен со словами балакать, балабонить, балагурить, т.е. болтать, пустозвонить. А эти слова в свою очередь, очевидно произошли от татарских слов бала - ребенок, балалар - дети. Название инструмента (балалайка) передает её суть, как инструмента лёгкого, забавного, не серьёзного.
Первое письменное упоминание о балалайке относится к 1715 году, времена царствования Петра I. На одном из придворных пиршеств по царскому указанию был составлен грандиозный оркестр, в который входили бы представители всех народностей, населявших тогда Россию. Каждый представитель нации должен был нести музыкальный инструмент, наиболее характерный для неё. Любопытно, что балалайка была приписана самим Петром I калмыкам. Какие основания побудили его к этому, сейчас сказать трудно. Ни у татар, ни у калмыков инструментов с подобным названием нет и не было, а был инструмент домбр.
Инструмент этот был очень распространён в народе. "Нелегко найти в России дом, написано в одной из книг издания 1795 года, где бы на этом инструменте молодой работник не наигрывал служанкам своих вещичек. Инструмент этот имеется в продаже во всех мелочных лавках, но еще более способствует его распространению то обстоятельство, что его можно самому изготовить". О популярности балалайки говорит и довольно частые упоминания её во многих образцах русского фольклора. Так, например, в известной русской народной песни "Во поле берёза стояла" есть слова:
Срежу я с берёзы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Четвёртую балалайку....
Чаще всего упоминания об этом инструменте разбросаны в многочисленных частушках и припевках, исполнявшихся, как правило, именно под балалайку.
Балалаечка гудит, жалко милого будить....
Балалаечка - гудок, разорила весь домок....
Как на эту балалаечку навешаю цветок,
Чтобы эта балалаечка играла про любовь.
Многие пословицы и поговорки связаны с этим инструментом. Популярность и демократичность инструмента отразилась и в творчестве русских писателей - классиков. У Пушкина в романе "Евгений Онегин" есть упоминание о балалайке. Не мало добрых слов о балалайке сказано Л.Толстым, А.Чеховым, И. Тургеневым, М. Лермонтовым, вплоть до советских писателей и поэтов. Балалайка до сих пор остаётся символом России.
Новое рождение русских народных инструментов состоялось благодаря В.В. Андрееву - выдающемуся реформатору, композитору, исполнителю, просветителю. Именно он нашёл и усовершенствовал домру и балалайку, сделал их концертными инструментами. Годом рождения балалайки считается 1888 год, концертный сезон которого принёс Андрееву заслуженную славу. Талантливого музыканта стали называть "артистом" и "молодым отцом балалайки". Но не о себе, не о своей славе думал Василий Андреев. Первым шагом популяризации русской балалайки стала "Школа игры на балалайке". Вторым шагом было создание ансамбля балалаечников из 8 человек. Менее чем через год этот ансамбль представлял русское искусство на Всемирной выставке в Париже в 1889 году. Ансамбль блистательно справился со своей задачей. В 1892 году, во время гастролей в Франции, Андрееву было пожаловано звание академика Французской академии искусств "За введение нового элемента в музыку". Так Василий Андреев стал академиком в 31 год. О нём заговорили, и не только в среде слушателей, но и в кругу видных музыкантов, писателей, артистов. П.И.Чайковский сказал, послушав игру балалаечного ансамбля: "Какая прелесть эта балалайка! Какой поразительный эффект она может дать в оркестре! По тембру - это не заменимый инструмент!".
Вся русская общественность оказывала оркестру Василия Андреева всемерную поддержку. Так слава возвращённой народу балалайки стала славой не только Василия Андреева - гражданина и патриота в самом большом смысле этого слова, но и славой всего русского музыкального искусства.
Все виды искусства - каждый по своему - играют большую идейно - воспитательную роль. Особое место занимает в воспитании музыка. В.А. Сухомлинский сказал: "Музыкальное воспитание - это воспитание человека". Непосредственное же воздействие музыки сказывается сильнее всего в области чувств и настроении человека. Никакое другое искусство не вторгается с такой властной силой в наш эмоциональный мир, подчиняя его себе. Именно эмоциональное воздействие музыки лучше всего знакомо каждому и полнее всего описано в откликах на неё.
Каждый знает, что музыка оказывает и определённое физиологическое воздействие на человека. Опытным путём учёные ещё в конце XIX века подтвердили то, что известно и из повседневной практики: музыка явно влияет на дыхание, кровообращение, давление и другие физиологические процессы.
Очень часто музыкальное произведение, по мимо всего прочего, просто "доставляет удовольствие". Не даром многие считают, что праздник без музыки - не праздник, а концерт - лучший отдых. То есть музыка несёт эстетическую функцию.
К важным социальным функциям музыки принадлежат так же познавательная (через ознакомление слушателей с музыкальным наследием разных эпох, наций, психологий и так далее) и воспитательная, которая формирует отношение человека к окружающему миру их взгляды, вкусы, идеалы. Поэтому даже тогда, когда музыка выполняет как будто бы лишь прикладную или развлекательную роль, она так или иначе воспитывает слушателей, то есть формирует и преобразует их духовный мир. Все социальные функции музыки тесно связаны и взаимодействуют между собой.
Летят в космос ракеты, плывут в океане атомные корабли, весь мир наполнен гулом моторов. Изменился человек, круг его интересов неизмеримо вырос. Изменились и содержание и формы современной музыки. Появились новые музыкальные инструменты, богатые и совершенные по своим техническим и художественным возможностям. Чем же интересны народные инструменты? Прежде всего своей самобытностью, уникальностью. И, конечно, мастерством исполнения ни них. Оказывается, и в век научного и технического прогресса игра на простой свирели может взволновать современного человека не меньше, чем игра на электрооргане...
Особенно важно прививать людям любовь к музыки с детства - в школе, в семье. Воздействие музыки должно быть широко использовано в деле воспитания подрастающего поколения. А для этого необходимо коренным образом улучшать постановку преподавания музыки и всей музыкальной работы в школах. Опыт показывает: тот, кто получил основы музыкального воспитания в детские годы, остаётся на всю жизнь другом музыки.
Список использованной литературы
- Сухомлинский В.А. о воспитании М. Политиздат 1978 год
- Сохор А. Воспитательная роль музыки Ленинград Музыка 1975 год
- Соколов Ф. Русская народная балалайка М. Музыка 1968 год
- Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструмента М. Советский композитор 1976 год
- Волшебные струны домры. Учебное пособие для подготовительных классов ДМШ. Вып. I. Сост. В. Дутов. Изд. Новосибирск «Арт – классик», 2000.
- Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 6. – Ленинград, 1995.
- Мироманов В. К вершинам мастерства. Развитие техники игры на трехструнной домре/ В. Мироманов. – М., 2003
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-310892-1381172115.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету « Коллективное музицирование» Ансамбль русских народных инструментов для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)
Рабочая программа дисциплины «Музыкальный инструмент» Ансамбль русских народных инструментов составлена с ...
Русские народные инструменты: баян
Статья для широкого круга любителей инструмента баяна о создании и развитии....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/30/picture-352048-1385831243.jpg)
Инструментовка для оркестра русских народных инструментов. "Русская кадриль" муз. О. Дымова
Инструментовка произведения "Русская кадриль" О. Дымова для оркестра русских народных инструментов детской музыкальной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/01/picture-617170-1427885490.jpg)
Детский ансамбль русских фольклорных музыкальных инструментов, как один из видов работы в сфере эстетического воспитания младших школьников
статья, посвященная работе с детьми младшего школьного возраста, на примере детского ансамбля ложкарей...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/17/picture-757896-1455740854.jpg)
Презентация к уроку "Домра – старинный народный музыкальный щипковый инструмент"
Данная презентация предназначена для учащихся детских школ искусств, позволяет изучить новый материал об инструменте домра, истории ее создания и совершенствования....
« Социальное партнёрство как инструмент экологического воспитания школьников в условиях железнодорожной школы - интерната»
Идея проекта появилась после участия образовательного учреждения в реализации Программы экологического просвещения в полигоне действия Западно- Сибирской железной дороги в 2016 году. Ст. Барабинск явл...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/25/picture-1380907-1643099972.jpg)
Открытый урок преподавателя Смирнова Ю.П., художественного руководителя и дирижера оркестра русских народных инструментов "Югорская фантазия", на тему: "Знакомство с инструментами русского народного оркестра"
Ознокомление с инструментальным составом народного оркестра, с задачами групп инструментов, солистов...На примере пьес из репертуара оркестра "Югорская фантазия" показаны музыкально-выразите...