Влияние русского народного творчества на нравственное воспитание детей
статья
Предварительный просмотр:
Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться, мы, взрослые окружаем его заботой, любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является народное творчество. Именно оно способно разбудить в детях самые лучшие чувства, богатое воображение и фантазию.
Незаменимое средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста – это русские народные сказки. Для воспитательной работы подходят все виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Интересный сюжет, необычные герои, яркие характеры, захватывающие события позволяют педагогам не задумываться о поддержании интереса детей к материалу, а решать необходимые задачи. Так, при знакомстве дошкольников со сказками о животных дети узнают основные нравственные понятия: взаимовыручка, дружба, честность, добро, отзывчивость. При знакомстве с волшебными сказками стоит акцентировать внимание дошкольников на поступках героев, а также на том, чем вознаграждаются хорошие дела, как наказываются плохие поступки. Бытовые сказки можно использовать при формировании у детей семейных ценностей и правил нравственного поведения в обществе.
Таким образом, русский фольклор - это, по сути, подлинная азбука нравственности, ведь вся его сущность - это пожелание окружающим здоровья, добра и удачи.
Уникальность русского народного творчества заключается еще и в том, что дети могут не просто изучать фольклор не со стороны, а использовать его в повседневной жизни. Это касается и пословиц, и поговорок, и закличек, и песен, и хороводов. Большим потенциалом в этом направлении обладают народные игры. Это обусловлено уже тем, что игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. При этом народная игра содержит в себе еще и огромные возможности для нравственного, духовного, патриотического воспитания подрастающего поколения. В народных играх очень много юмора, шуток, соревновательного задора. Движения всегда точны и образны, часто сопровождаются веселыми прибаутками, считалками, потешками. Но самое важное, что игры воспитывают в детях честность, ловкость, способствуют формированию у них любви к русской речи.
Все виды народного творчества необходимо использовать в единстве, поэтому важным условием формирования духовно-нравственного отношения дошкольников к национальному культурному наследию прошлого является знакомство детей с традициями крестьянской культуры и быта. Например, осенью в детском саду можно провести осенние посиделки. Известно, что посиделки на Руси начинались осенью сразу после уборки урожая, по вечерам. Детям особенно интересно будет нарядиться в старинные костюмы, вспомнить, как их прапрабабушки играли в игры, водили хороводы. На таких посиделках можно также и загадки загадывать, и сказки слушать. Как показывает практика, дети с большим удовольствием принимают участие в праздничных посиделках, на которых знакомятся с народными пословицами и загадками, обрядовыми песнями, частушками. Это не только замечательно тренирует их память, способствуют активному мышлению, но и формирует нравственные и духовные ценности. Ведь в известных пословицах народ всегда осуждал злобу, глупость, лень, хвастовство и восхвалял доброту, ум, находчивость, трудолюбие.
Подобная работа по духовно-нравственному развитию детей помогает педагогу формировать у дошкольников чувство любви к Родине, к русскому народу, к народному творчеству. Древние мудрецы говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Самый благодарный путь к такому счастью при воспитании подрастающего поколения - возрождение забытых национальных ценностей.
Литература
Антонова Г.А. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа [Текст] / Г.А. Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева. - СПб.: Детство - Пресс, 2012. - 336 с.
Бахтин Ю.К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности [Текст] / Ю.К. Бахтин // Молодой ученый. - 2014. - № 10. – С. 11-19.
Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая к школе группа [Текст] / И.А. Бойчук. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. – 430 с.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О.Л. Князева, М.Д. Маханева // Программа.: учеб.-метод. пособие, 2 изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 126 с.
Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание детей на культурных традициях своего народа [Текст] / Л.В. Кокуева. - М.: Современник, 2008. – 156 с.
Космачева Н.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников [Текст] / Н.В. Космачева. – Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2011. – 157 с.
Лихачев Д.С. Любить родной край [Электронный ресурс] / Д.С. Лихачев. – Режим доступа: https://region47.org/d-s-lihachyov-lyubit-rodnoj-kraj/
ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа. https://docviewer.yandex.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Статья адресована для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В статье раскрыты аспекты нравственного воспитания детей через организацию народных праздников....
Доклад на тему "Роль русской классической литературы в нравственном воспитаниии обучающихся"
Выступление на методическом совещании с докладом на тему "Роль русской классической литературы в нравсвенном воспитаниии обучающихся"...
Русские народные музыкальные инструменты в воспитании школьников.
История развития русских наролных инструментов....

"Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт....

выпускная квалификационная работа по теме: "Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста".
выпускная квалификационная работа в педагогическом колледже...

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей от 3 до 4 лет
Цель: развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.Задачи: - Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного...

