Консультация для родителей "Ваш гиперактивный ребенок"
консультация на тему

Антонова Лидия Евгеньевна

             Обучающимся предлагается образец консультации для родителей, используя который, они смогут самостоятлеьно составлять подобные конспекты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ВАШ ГИПЕРАКТИЫНЫЙ РЕБЕНОК»

        Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое гиперактивность у детей и как общаться с гиперактивными детьми.

Демонстрируется слайд 1. Название консультации 

Мы остановимся на следующих вопросах:

- Как определить, гиперактивен ли ребенок?

- Каковы основные признаки гиперактивности?

- Существуют ли разные виды гиператикнвости? В чем их причины?

- Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Демонстрируется слайд 2. Основные вопросы, которые будут на консультации рассматриваться.

  1. Гиперактивен ли ваш ребенок?

        В последние годы количество гиперактинвных детей все более возрастает и родители и воспитатели все чаще задают себе вопрос; «Гиперактивен ли мой ребенок?».  Думаю, что этот вопрос волнует и некоторых из вас.

Поэтому первое, что я хочу предложить вам сделать – заполнить анкету, с помощью которой вы сможете определить, есть ли это досадное качество у вашего ребенка.

Демонстрируется слайд 3. Анкета для родителей гиперактивных детей.

Пожалуйста, возьмите в руки лежащие на столах листы бумаги с распечатанной анкетой. Внимательно прочитайте перечисленные в ней признаки гиперактивности и поставьте плюсики напротив тех качеств, которые проявляется ваш ребенок. При этом отмечать необходимо только те качества, которые ваш ребенок проявляет постоянно и везде, а не от случая к случаю и только в определенных местах (например, дома проявляет эти качества, а на улице, в других публичных местах, включая детский сад – не проявляет.

Вопросы анкеты вы можете видеть также на слайде.

Демонстрируется слайд 3, на котором родители могут видеть вопросы анкеты.

Даю родителям время на заполнение анкеты.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

Инструкция по заполнению анкеты:

В последней графе таблицы поставьте плюсики напротив тех высказываний, с которыми Вы согласны.
              Мой ребенок:

1.

Очень подвижен, много бегает, постоянно вертится

2.

Спит намного меньше, чем другие дети

3.

Очень говорлив

4.

Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то

5.

С трудом дожидается своей очереди (в играх, в магазинах)

6.

Начинает отвечать, не дослушав вопроса, или, наоборот, задав вопрос, не слушает ответа

7.

Часто мешает другим, вмешивается в разговоры взрослых

8.

Не может спокойно дожидаться вознаграждения (если, например, обещали ему что-то купить)

9.

Часто не слышит, когда к нему обращаются

10.

Легко отвлекается, когда ему читают книгу

11.

Часто не доводит начатое дело (игру, задание) до конца

12.

Избегает занятий, где требуется длительное сосредоточение

            Подсчитайте количество плюсов.

            Сделать заключение о наличии у ребенка СДВГ можно, если в течение полугода ив детском учреждении, и дома наблюдаются не менее семи симптомов из перечисленных.


        Итак, если вы поставили не менее семи плюсов, то, скорее всего, ваш ребенок гиперактивен.

Что же такое гиперактивность?

Гиперактивность – это гипердинамический синдром, то есть синдром, при котором у ребенка проявляются ярко выраженные нарушения внимания, особенно – произвольного (требующего усилия воли, когда мы должны себя заставить сосредоточиться на чем-то); импульсивность и расторможенность движений.

Демонстрируется слайд 4 с определение гиперактивности.

  1. Признаки гиперактивности

Выделяют три основных критерия гиперактивности: импульсивность, дефицит внимания, двигательная расторможенность. Давайте посмотрим, как конкретно проявляются эти критерии в поведении детей.

Демонстрируется слайд 5 с тремя основными критериями гиперактивности.

С данными признаками гиперактивности вы можете познакомиться с помощью следующих слайдов.

Импульсивность – это стремление действовать по первому импульсу, первому желанию без их осмысления целей и результатов своих поступков. Импульсивность проявляет себя следующим образом:

  1. Ребенок начинает отвечать, не дослушав вопроса.
  2. Не может дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
  3. Плохо сосредоточивает внимание.
  4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
  5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.
  6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты  (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других – нет, на одних уроках он успешен, на других – нет).

Демонстрируется слайд 6 с картинками, иллюстрирующими импульсивность.

Дефицит (недостаток) внимания проявляется следующим образом:

  1. Ребенок не может ни на чем долго сосредоточиться.
  2. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание на чем-то одном, особенно – заставить себя делать это, когда ребенку предлагают выполнять то, что ему не интересно.
  3. Не слышит, когда к нему обращаются.
  4. Не подчиняется общепринятым нормам и правилам поведения.
  5. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
  6. Испытывает трудности в организации своего времени и рабочего или игрового места.
  7. Часто теряет вещи.
  8. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
  9. Часто бывает забывчив.

Демонстрируется слайд 7 с картинками, иллюстрирующими этот критерий.

Двигательная расторможенность подразумевает то, что ребенок:

  1. Ни минуты не может стоять или сидеть спокойно, без движения.
  2. Постоянно ёрзает.
  3. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
  4. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
  5. Очень говорлив.
  6.  У него нарушена координация движений.

Демонстрируется слайд 8 с картинками, иллюстрирующими эти признаки поведения ребенка.

  1. Варианты гиперактивности

Но следует также знать, что гиперактивность существует в двух вариантах:

- гиперактивность как болезнь;

- гиперактивность как черта характера.

Слайд 9. СДВГ – расшифровка. Причины СДВГ.

Гиперактивность как болезнь часто зашифровывается медиками как СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Это – медицинский диагноз, при котором ребенок ведет себя одинаково всегда и везде.

Поставить этот диагноз ребенку мы с вами сами не можем, так как существуют специальные медицинские методы его выявления. Для этого необходимо обратиться к психологу или неврологу, который может установить наличие или отсутствие СДВГ посредством использования медицинской аппаратуры. Этот диагноз связан с работой мозга ребенка.

До сих пор точно не установлена причина гиперактивности, хотя выделяют как генетические (связанные с наследственностью, геномом), так и средовые факторы ее возникновения. Среди ненаследственных причин называют ранние повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов из-за недостаточного питания матери, отравления свинцом, алкогольного или наркотического отравления, кислородной недостаточности; на развитие гиператиквности влияют также внутриматочные дефекты, недоношенность плода.

При СДВГ ребенок не может установить нормальные взаимоотношения с окружающими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками, нарушено его поведение в целом. Придя в школу, такие дети испытывают трудности в обучении, плохо успевают при нормальном уровне интеллекта.

В этом случае проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, активными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справится, с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее  ухудшат его.

Такому ребенку нужен врач и медикаментозное лечение.

Слайд 10. Гиперактивность как черта характера. Причины гиперактивности как черты характера.

Гиперактивность как черта характера связана с социальными причинами. К ней могут привести негативные внутрисемейные отношения, домашние конфликты, скандалы, а также неправильное воспитание, особенно – противоречивое, при котором разные члены семьи предъявляют к ребенку несовместимые требования. Такой вид гиперактивности сформирован у ребенка искусственно. Лечения он не требует, но такому ребенку также необходима помощь психолога, к которому можно обратиться в районном психологическом центре или в детской поликлинике.

Тем не менее, рекомендации для родителей детей, проявляющих гиперактивность  любого типа, одинаковы.

  1. Как общаться с гиперактивным ребенком?

Об этом прекрасно рассказывает в своем ток-шоу «Гиперактивный ребенок» доктор Комаровский. Это ок-шоу можно найти в Интернет.

Слайд 11 с названием ток-шоу.

Доктор Комаровский дает 10 рекомендаций для родителей гиперактивных детей, которые неплохо было бы приложить и к здоровому ребенку, гиперактивностью не страдающему.

Слайд с рекомендациями доктора Колмаровского:

  1. Перед тем, как потребовать что-либо от ребенка, установите с ним контакт глазами, добейтесь того, чтобы он вас слушал и слышал.

Демонатрация фрагмента из ток-шоу доктора Комаровского, прикрепленного к лайду 12. Минуты 5.33 – 9.30.

  1. Соблюдайте закон постоянства правил. Правила поведения, установленные в семье, должны быть всегда едиными и постоянными.
  2. Для таких детей очень важны порядок и безопасность. Обезопасьте себя и ребенка, убрав из доступных для него мест опасные, травмоопасные предметы. Поддерживайте в доме постоянный порядок. В отношении установления и поддержания порядка родители должны быть примером для ребенка.
  3. Четко соблюдайте четко установленный режим дня ребенка. Это поможет ему вести себя правильно, не нарушая сложившихся в семье норм поведения. Даже в воскресенье нужно встать в 7.00, если вы постоянно поднимаетет ребенка в это время. Есть ребенок также дожен ежедневно в одно и то же время. Это снимет дополнительные сложность как с ребенка, так и с вас. Ребенку намного легче адаптироваться ко времени.
  4. Доктор Комаровский при общении с таким ребенком настоятельно советует соблюдать «правило кулика», который, как известно, хвалит свое болото. Хвалите ребенка за малейшее достижение.
  5. Очень важно соблюдать в общении с гиперактивными детьми главный олимпийский принцип: «Важна не победа, а участие». Хвалите ребенка за добрые побуждения, за попытки сделать что-либо необходимое для всех членов семьи или для него самого. Ребенку не удалось вымыть до конца посуду, но он пытался это сделать. Похвалите его.
  6. «Ветер в паруса». Важно найти у ребенка те особенности, которые в нем проявляются лучше всего, то, что у него хорошо получается. Поддерживайте их в том, что у детей хорошо получается.
  7. Важно направить энергию гиперактивного ребенка в нужное русло, дать ему возможность выплеснуть свою энергию, безболезненно для него и окружающих. Помните: «Надо научить детей творить, чтобы они не вытворяли». Нужно помочь ребенку затратить ту энергию, которая у него накопилась, например, перед сном – побегать с ребенком во дворе.
  8. Важно овладеть искусством «собираться в поход». То есть, собираясь с таким ребенком в гости или на лоно природы, необходимо предусмотреть все возможные осложнения и взять с собой все, что может вам понадобиться для того, чтобы не нарушать, по возможности, режим дня ребенка, предоставить ему интересное занятие, которое отвлечет его от негативных проявлений характера.
  9. Еще один принцип. Проповедуемый доктором Комаровским, несомненно вызовет вашу поддержку: «Родители тоже люди». Если у вас есть возможность на время передать ребенка под опеку дедушек, бабушек или друзей, воспользуйтесь им. уставшие родители – не лучший вариант для такого ребенка.

Если у вас  возникли какие-либо вопросы по поводу общения с гиперактивными детьми, вы можете задать их сейчас или подойти на индивидуальную консультацию ко мне или к нашему психологу. Приемные дни психолога – понедельник и пятница с 15.00 до 18.00.

Слайд 12. Приемные дни и часы психолога в ДОУ или в детской поликлинике.

Спасибо за внимание! Слайд 13. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовим гиперактивного ребенка к школе.

Поступление в школу знаменует собой начало нового воз­растного периода в жизни ребенка младшего школьного возрас­та, ведущей деятельностью которого является учебная деятель­ность. Для родителей гипера...

3 Психологам Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок в системе учебно-воспитательного процесса школы...

Консультация для родителей "Ваш ребенок и его друзья"

Родителю всегда и во всем хочется контролировать своего ребенка, и круг друзей и знакомых также. «Пытаемся выбрать для ребенка по своему желанию». Искусственно ограничивая круг общения реб...

Консультация для родителей: «Агрессивный ребенок - это сегодня не редкость»

Консультация для родителей: «Агрессивный ребенок - это сегодня не редкость»...

консультация для родителей "Гиперактивный ребенок"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24362684","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24362686","attributes":{"alt":"","class"...