Воспитание любви к Родине через русский язык
статья на тему

Ковалева Вера Яковлевна

Всесторонняя работа над словом на уроках русского языка решает как образовательные, так и воспитательные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_lyubvi_k_rodine_cherez_russkiy_yazyk.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание любви к Родине через русский язык

Современные стандарты  ориентируют учебные заведения на повышение качества воспитательной работы в процессе обучения, на развитие познавательных интересов студентов, на приобретение навыков самостоятельного пополнения знаний.

Русский язык как учебный предмет заключает в себе значительные возможности воспитания студентов в духе патриотизма. Воспитательные возможности  курса русского языка определяются, прежде всего, самой природой языка как общественного явления, его функцией средства общения, передачи мысли, знаний от поколения к поколению, хранения информации, а также закономерностями развития языка. Язык непосредственно связан с объективной действительностью, со всеми сферами жизни человека, с историей народа, который и создал язык.

«В языке,— писал К. Д.. Ушинский, — одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух...

Усваивая родной язык,  ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств… художественных образов, логику и философию языка...».

Воспитание непосредственно осуществляется в первую очередь средствами самого языка, а так же подбором дидактического материала разной тематики, который используется при проведении разнообразных видов работ.

 Особенно большие воспитательные возможности предоставляет изучение лексики как одного из разделов курса русского языка. Эти знания повышают у учащихся интерес к изучению русского языка, вызывают стремление  хорошо овладеть этим орудием познания и мышления.

Усваивая родной язык, студент усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка... .

Можно показать студентам богатство русского языка, его неисчерпаемые выразительные возможности на примере слова береза.

Лексическое значение слова проверяется учащимися по толковому словарю:

Перцептивное значение слова — значение, связанное с субъективным, конкретно-чувственным восприятием того, что обозначает слово; значение, связанное с отражением вещей в сознании через органы чувств.

На  речетворческом уроке учащимся предлагается «наполнить» слово цветом, звуком, запахом, охарактеризовать предмет, который обозначен данным словом, т. е. определить перцептивное значение слова.

Ассоциативное   значение   слова определяется значениями слов-реакций на данное слово.

Мифологическое значение слова определяется по словарю.

Художественное (образное) значение слова определяется в художественном тексте. Значения слов в художественных текстах преобразуются и осложняются. «Художественное обобщение, реализуемое в значении слова, — пишет Д. М. Поцебня, предположительно можно рассматривать как смешанную единицу процесса сознания и мышления: отбор существенных признаков, формирующих понятие, предопределен прежде всего мировоззрением автора как художника, а конкретно-чувственная реализация понятия в образной форме сопряжена с актуализацией ассоциативных связей, эмоционально-оценочного элемента, модальности, которые приобретают эстетическую значимость».

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзу русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся, но не ломится.

А.Прокофьев

На речетворческом уроке наблюдения и выводов требует поведение слова береза в художественных текстах. Художественное (образное) значение слова береза учащиеся определяют в процессе анализа текстов

Береза... С незапамятных времен почитаема и любима она на Руси. Сенокосным июнем в старину справляли на селе праздник березы-именинницы, березкин день. Разнаряженные девушки выходили на игрища в березовые рощи и заплетали в косы тонкие ветви, украшали деревья яркими лентами. Была примета: увянут ветки — не будет счастья, если же останутся зелеными — щедрым урожаем одарит хлебная нива. На лужайке водили хороводы, славили белоствольную красавицу:

Березонька   кудрявая,

Кудрявая,   моложавая...

Есть старинная поэтическая загадка: «Стоит дерево цветом зелено; в этом дереве четыре угодья: первое — больным на здоровье, второе — свет от тьмы да тепло от стужи, третье — дряхлым пеленанье, а четвертое — жаждущим родник». Что это за дерево?— береза (В. Лебедев)

Летчик-космонавт Герман Титов  в книге «Голубая моя планета»  пишет:

«В любом наряде прекрасны березки. Они стоят притихшие и   застенчиво   шепчутся,    как   девочки – подростки, пришедшие  потанцевать    на   «взрослый»    вечер...    А    налетит озорник-ветер,   разметет   по  сторонам   их  зеленые волосы и обнажатся прекрасные белые шеи березок».

Результативность речетворческого осмысления слова значительно повышается, если на уроке используются не только произведения художественной литературы, но и произведения живописи, музыки. Они помогают учащимся почувствовать живописное и музыкальное    значение    и    звучание слова. Так, в процессе освоения слова береза предлагаются следующие творческие задания:

Нарисуйте (словесно) березу (в лесу, в поле, возле дома, в парке и т. д.). Как вы сможете это изобразить?

Перед вами пейзажи (А.Саврасова «Ранняя весна. Березы у реки. И.Шишкин «Березовый лес»). Как бы вы назвали эти картины? Обоснуйте свой ответ.

Представьте себе, что вы композитор. Вас просят подготовить музыкальное сопровождение к тексту. Расскажите о созданном вами музыкальном произведении, навеянном данным текстом.

В процессе определения речетворческой глубины и перспективы слова у учащихся рождаются замыслы собственных текстов. Таким образом, рече-творческое осмысление слова — это путь от слова в словаре через слово в художественном тексте к слову своему, собственному. По мнению Бахтина М.М., всякое слово существует для говорящего в трех аспектах: как нейтральное и никому не принадлежащее слово языка, как чужое слово других людей, полное отзвуков чужих высказываний, и, наконец, как мое слово, ибо, поскольку я имею с ним дело в определенной ситуации, с определенным речевым намерением, оно уже проникается моей экспрессией.

Результатом процесса речетворческого осмысления слова являются творческие работы учащихся.

Работая над словом учащиеся погружаются в богатый мир родного языка, русской литературы, музыки и живописи, лучше узнают культуру родной страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка блока уроков изобразительного искусства по воспитанию любви к родной земле в системе дополнительного образования

  Уроки изобразительного искусства как никакие другие помогают учителю воспитывать детей в любви к людям, окружающему миру, в любви и преданности к своему Отечеству, то есть позволяют учит...

Повышение качества образовательного процесса через внедрение ИКТ на уроках русского языка.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы при проведении тестирований, презентаций к материалам урока....

В ВОРОНЕЖЕ ПРОЙДЕТ ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ОСВОЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, НЕРОДНОГО, ИНОСТРАННОГО В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

15 ноября 2019 года в Воронеже пройдет практический семинар «Освоение особенностей русского языка и русской культуры в процессе изучения русского языка как родного, неродного, иностранного в уро...

Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка через использование групповых форм работы

Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка через использование групповых форм работы...

Лингвокраеведческий материал и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Формирование личности современного студента и его образование немыслимо в отрыве от мировой и национальной культуры. Одним из приоритетов государственной политики в области воспитания достойных гражда...