Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса
рабочая программа на тему

Исаева Руслана Николаевна

Рабочая программа содержит пояснительную запискку и календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа для 2 класса285 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 2 класса четырёхлетней начальной школы общеобразовательных учреждений  базового  уровня разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Л.Я. Желтовской, О.Б.Калининой Т.М. Андриановой, В.А. Илюхиной «Русский язык», Э.Э. Кац «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Нормативные документы  для составления программы:

  • Закон «Об образовании в  РФ», ФЗ № 273 от 29.12.2012 г.;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • Федеральный базисный учебный план для начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки России от 06.10.2009 г. № 373);
  • приказ  Минобрнауки России от 22 сентября 2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»

с учетом изменений, внесенных приказами Министерства образования и науки в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года, № 373;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ;

    -        с рекомендациями примерной программы, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (руководители проекта: член корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П.Кезина)

- с возможностями УМК «Планета знаний» издательство «Астрель» и «АСТ» рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации

Главные цели  

-   развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

-   овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

-   воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

 Поставленные цели определены с учётом психических и физиологических особенностей детей данного возраста  и реализуются на доступном для учащихся уровне при решении следующих задач.

Задачи:

  • формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
  • развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
  • формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
  • формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
  • развитие воображения, творческих способностей;
  • формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
  • обогащение представлений об окружающем мире.

Отличительные особенности программы:

- Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения. Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения, который является обще дидактическим. При составлении программы были также учтены и другие принципы.

Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.

Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть.

Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.

Особенности класса

В классе 29 учеников. Дети со средним уровнем мотивации и

с хорошим уровнем подготовки.

Работа учащихся на уроках литературного чтения строится исходя из принципов личностно ориентированного обучения и индивидуально – психологических особенностей класса. Исходя из уровня готовности класса, создаются условия для познавательной активности учеников: для детей, имеющих повышенный уровень предусматриваются дополнительные задания на карточках, задания повышенной сложности, выполняют практические работы исследовательского характера. Для детей со слабо сформированной учебной мотивацией сначала формируется интерес к самому процессу обучения (используется принцип наглядности, занимательности, чтобы вызвать у школьников эмоциональное восприятие, подбираются разнообразные познавательные задания, игры, используются игровые моменты, способствующие формированию мотивации  учения).

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Предмет  «Литературное чтение» относится к образовательной области «Филология», на которую в соответствии с Федеральным базисным учебным планом во 2 классе отводится 4 ч. в неделю, всего 136 часов.

Основной формой организации образовательного процесса является классно-урочная система.

Организация сопровождения обучающихся направлена на:

  • создание оптимальных условий обучения;
  • исключение психотравмирующих факторов;
  • сохранения психосоматического состояния здоровья учащихся;
  • развития положительной мотивации к освоению программ;
  • развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Осуществление целей образовательной программы по литературному чтению во 2 классе обусловлено также использованием в образовательном процессе следующих технологий обучения: технология дифференцированного обучения, игровая технология, технология проблемного обучения, здоровье сберегающая технология, технология проектного обучения.

Формы текущего контроля: техника чтения.

Планируемые результаты

Обучающийся  научится:

  • воспринимать на слух художественное произведение, определять произведённое им впечатление;
  • читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
  • пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
  • объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
  • вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
  • объяснять действия персонажей;
  • делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);
  • сравнивать героев разных произведений;
  • ставить вопросы к тексту.

Выпускник получит возможность научиться:

  • объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;
  • находить сравнения в тексте произведения;
  • определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;
  • определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;
  • выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа;
  • определять ритм стихотворения путём прохлопывания.
  • сравнивать произведения и героев;
  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;
  • находить объяснение незнакомых слов в словаре;
  • находить нужные книги в библиотеке.

Содержание учебного курса

2 класс (136 ч)

Осень пришла (12 ч)

Вспомним лето 

С. Щипачёв «Подсолнух»; И. Суриков «Степь»; И. Соко- лов-Микитов «Вертушинка»; О. Дриз «Кончилось лето».

Здравствуй, осень

М. Пришвин «Полянка в лесу»; А. Майков «Осень»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...»; К. Паустовский «Прощание с летом».

Самостоятельное чтение. М. Пришвин «Последние цветы»; К. Ушинский «Пчёлы и муха»; А. Барто «Вам не нужна сорока?»; С. Аксаков «Осень»; В. Берестов «Урок листопада».

Народные песни, сказки, пословицы (27 ч)

Песни. Русские народные песни: «Как на тоненький ледок...», «Ходит конь по бережку...», «Заинька, где ты был-побывал...»; шотландская народная песня «Спляшем!»; чешские народные песни: «Разговор лягушек», «Сенокос»; английская народная песня «Дом, который построил Джек».

Сказки народов России. Русские сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Мальчик с пальчик», «Каша из топора»; ненецкая сказка «Кукушка»; татарская сказка «Три дочери»; мордовская сказка «Врозь — плохо, вместе — хорошо»; лезгинская сказка «Как проверяется дружба».

Колыбельные песни разных народов. Русская колыбельная «Берёзонька скрип, скрип.»; сербская колыбельная «Нашей Любице...»; латышская колыбельная «Спи, усни, мой медвежонок. »

Сказки народов мира. Индийская сказка «Золотая рыба»; иранская сказка «Счастливый мальчик»; сербская сказка «Два ленивца»; хорватская сказка «Век живи — век учись».

Пословицы. О правде; о труде и лени; о дружбе; об учёбе.

Самостоятельное чтение. Народные песни. Русские песни: «Уж как я ль мою коровушку люблю...»; «Тень-тень, потетень...»; шведская песня «Отличные пшеничные.»; французская песня «Сюзон и мотылёк».

Народные сказки. Русская сказка «Снегурочка»; корейская сказка «Дружные братья»; норвежская сказка «Как мальчик к Северному ветру за своей мукой ходил».

Зимние картины (11 ч)

И. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); К. Паустовский «Первый зимний день»; С. Есенин «Пороша»; А. Пушкин «Опрятней модного паркета.»; Н. Сладков «Песенки подо льдом»; С. Маршак «Двенадцать месяцев» (отрывок). Загадки о зиме.

Самостоятельное чтение. Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок); С. Есенин «Поёт зима, аукает.»; М. Пришвин «Птицы под снегом».

Авторские сказки (34 ч)

К. Ушинский «Мена»; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; братья Гримм «Храбрый портной», «Маленькие человечки»; И. Токмакова «Гном»; Х.К. Андерсен «Оле-Лукойе» (главы); А. Толстой «Золотой ключик» (главы); С. Хопп «Волшебный мелок» (главы); Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (главы); Б. Заходер (из Ю. Тувима) «Про пана Трулялинского»; Дж. Родари «Волшебный барабан»; С. Седов «Два медведя»; О. Дриз «Очень Высокий Человек».

Самостоятельное чтение. Дж. Крюс «Колдун в чернильнице»; Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка».

Писатели о детях и для детей (34 ч)

Авторские колыбельные: Л. Мей «Баю-баюшки-баю...»,

А. Майков «Спи, дитя моё, усни.»; И. Токмакова «Как на горке — снег, снег.»; О. Дриз «Нашумелись»; А. Барто «Колыбельная», «Олень», «Снегирь»; Н. Носов «Фантазёры», «Живая шляпа»; С. Маршак «Чего боялся Петя?»; О. Кургузов «Надоело летать»; Ю. Владимиров «Чудаки»; Л. Толстой «Косточка», «Птичка»; А. Гайдар «Совесть»; В. Драгунский «Друг детства»; В. Осеева «Волшебное слово»; Л. Пантелеев «Трус»; В. Железников «Рыцарь»; А. Алексин «Первый день»; С. Маршак «Друзья-товарищи».

Самостоятельное чтение. В. Осеева «Обидчики»; М. Зощенко «Самое главное».

Весеннее настроение  (18 ч)

Русские народные песни: «Идёт матушка-весна.», «Призыв весны», «Сад»; А. Плещеев «Птичка», «Весна» (отрывок); В. Вересаев «Перелётные птицы»; А. Пушкин «Только что на проталинах весенних.»; А. Толстой «Весна»; Саша Чёрный «Зелёные стихи»; Л. Милева «Синяя сказка»; О. Кургузов «Мы пишем рассказ»; Б. Заходер «Что красивей всего?».

Самостоятельное чтение. Народные песни «Весна-красна», «Вырастай, яблонька»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится.»; О. Дриз «Зелёная карета»; М. Пришвин «Трясогузка».

Учебно – методический комплект

Э. Э. Кац. «Литературное чтение» 2 класс Учебник в 2 ч  — М., АСТ, Астрель

Э. Э. Кац «Литературное чтение» 2 класс Рабочие тетради № 1, № 2 — М., АСТ, Астрель

Э. Э. Кац Обучение во 2 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие

Тематическое планирование к учебнику

"Литературное чтение" Э.Э.Кац.

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

по плану

по факту

Осень пришла (12 ч.)

Вспомним лето (5 ч.)

1

Знакомство с учебником

1

2

С. П. Щипачёв «Подсолнух»

1

3

И. З. Суриков «Степь» (отрывок)

1

4

И. С. Соколов-Микитов «Вертушинка»

1

5

О. О. Дриз «Кончилось лето»

1

Здравствуй, осень (7 ч.)

6

М. М. Пришвин «Полянка в лесу»

1

7

А. Н. Майков «Осень» (отрывок)

1

8

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...»

1

9

К. Г. Паустовский

«Прощание с летом» (отрывок)

1

10

Картинная галерея

И. И. Машков «Натюрморт. Камелия»

1

11

Обучающая комплексная работа

1

12

Внеклассное чтение

Осень в произведениях русских писателей и поэтов

1

Народные песни, сказки, пословицы (27 ч.)

Песни (4 ч.)

13

Статья о песнях.  «Как на тоненький ледок...», «Ходит конь по бережку...» (русские народные песенки)

1

14

«Заинька, где ты был...» (русская народная песенка)

1

15

«Спляшем!» (шотландская народная песенка) «Разговор лягушек», «Сенокос» (чешские народные песенки)

1

16

С. Я. Маршак «Дом, который построил Джек» (английская народная песенка)

1

Сказки народов России (15 ч.)

17

 «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (русская народная сказка)

1

18

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (русская народная сказка)

1

19

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (русская народная сказка)

1

20

Картинная галерея

В.М. Васнецов «Алёнушка»

1

21

«Хаврошечка» (русская народная сказка)

1

22

«Хаврошечка» (русская народная сказка)

1

23

«Мальчик с пальчик» (русская народная сказка)

1

24

«Мальчик с пальчик» (русская народная сказка)

1

25

«Каша из топора» (русская народная сказка)

1

26

«Кукушка» (ненецкая народная сказка)

1

27

«Три дочери» (татарская народная сказка)

1

28

«Три дочери» (татарская народная сказка)

1

29

«Врозь — плохо, вместе — хорошо» (мордовская народная сказка)

1

30

«Как проверяется дружба» (лезгинская народная сказка)

1

31

«Как проверяется дружба» (лезгинская народная сказка)

1

Колыбельные песни (2 ч.)

32

«Берёзонька скрип- скрип...» (русская колыбельная) «Нашей Любице...» (сербская колыбельная) «Спи, усни, мой медвежонок...» (латышская колыбельная)

1

33

Внеклассное чтение Фольклор.

1

Сказки народов мира (4 ч.)

34

«Золотая рыба» (индийская народная сказка)

1

35

«Золотая рыба» (индийская народная сказка)

1

36

«Счастливый мальчик» (иранская народная сказка)

1

37

«Два ленивца» (сербская народная сказка) «Век живи — век учись» (хорватская народная сказка)

1

Пословицы (2 ч.)

38

Пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об учёбе.

1

39

Внеклассное чтение Сказки народов мира Обучающая комплексная работа

1

Внеклассная работа

Проект учащихся

по теме «Устное народное творчество»

1

Зимние картины (11 ч.)

40

И. С. Никитин  «Встреча зимы» (отрывок) 

1

41

К. Г. Паустовский «Первый зимний день» 

1

42

Картинная галерея
А. А. Пластов «Первый снег»

1

43

С. А. Есенин «Пороша»

1

44

С. А. Есенин «Пороша»

1

45

А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета...»

1

46

А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета...»

1

47

Н. И.Сладков «Песенки подо льдом»

1

48

С. Я. Маршак «Ветры, бури, ураганы...» (отрывок)

1

49

Загадки о зиме

1

50

Внеклассное чтение Зима в произведениях русских писателей

1

Авторские сказки (34 ч.)

51

К. Д. Ушинский «Мена»

1

52

К. Д. Ушинский «Мена»

1

53

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

54

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

55

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

56

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

57

Внеклассное чтение

Литературная викторина

1

Часть 2

58

Братья Гримм «Храбрый портной»

1

59

Братья Грим «Храбрый портной»

1

60

Братья Гримм «Храбрый портной»

1

61

И. П. Токмакова «Гном».

1

62

X. К. Андерсен «Оле Лукойе» (отрывок)

1

63

X. К. Андерсен «Оле Лукойе» (отрывок)

1

64

Внеклассное чтение  X. К. Андерсен «Сказки»

1

65

Братья Гримм  «Маленькие человечки»

1

66

Братья Гримм  «Маленькие человечки»

1

67

А. Н. Толстой Главы из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

1

68

А. Н. Толстой Главы из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

1

69

Внеклассное чтение А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

1

70

С. Хопп Главы из книги «Волшебный мелок»

1

71

С. Хопп Главы из книги «Волшебный мелок»

1

72

С. Хопп Главы из книги «Волшебный мелок»

1

73

Н. Н. Носов Главы из книги «Приключения Незнайки и его друзей»

1

74

Н. Н. Носов Главы из книги «Приключения Незнайки и его друзей»

1

75

Н. Н. Носов Главы из книги «Приключения Незнайки и его друзей»

1

76

Внеклассное чтение

Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

1

77

Б. В. Заходер  «Про пана Трулялинского»

1

78

Дж. Родари «Волшебный барабан»

1

79

Дж. Родари «Волшебный барабан»

1

80

С. А. Седов «Два медведя»

1

81

О. О. Дриз  «Очень Высокий Человек»

1

82

О. О. Дриз  «Очень Высокий Человек»

1

83

Внеклассное чтение Авторские сказки

1

84

Картинная галерея

А. Муха «Плакат»

1

Писатели о детях и для детей (34 ч.)

85

Л. А. Мей «Баю-баюшки...»

А. Н. Майков «Спи, дитя моё, усни...» И. П. Токмакова «Как на горке снег, снег...» О. О. Дриз «Нашумелись...»

1

86

А. Л. Барто  «Колыбельная»

1

87

Н. Н. Носов  «Фантазёры»

1

88

Н. Н. Носов  «Фантазёры»

1

89

Обучающая комплексная работа

1

90

С. Я. Маршак «Чего боялся Петя?»(отрывок) 

1

91

А. Л. Барто «Олень»

1

92

О. Ф. Кургузов  «Надоело летать»

1

93

Ю. М. Владимиров «Чудаки»

1

94

Л. Н. Толстой «Косточка»

1

95

Л. Н. Толстой «Косточка»

1

96

А. П. Гайдар «Совесть»

1

97

А. П. Гайдар «Совесть»

1

98

В. Ю. Драгунский  «Друг детства»

1

99

В. Ю. Драгунский  «Друг детства»

1

100

В. Ю. Драгунский  «Друг детства»

1

101

В. А. Осеева   «Волшебное слово»

1

102

В. А. Осеева   «Волшебное слово»

1

103

В. А. Осеева   «Волшебное слово»

1

104

Л. Н. Толстой  «Птичка»

1

105

Л. Н. Толстой  «Птичка»

1

106

Л. Пантелеев «Трус»

1

107

H. H. Носов  «Живая шляпа»

1

108

H. H. Носов  «Живая шляпа»

1

109

А. Л. Барто  «Снегирь»

1

110

А. Л. Барто  «Снегирь»

1

111

В. К. Железнинов  «Рыцарь»

1

112

В. К. Железнинов  «Рыцарь»

1

113

А. Г. Алексин «Первый день»

1

114

А. Г. Алексин  «Первый день»

1

115

С. Я. Маршак  «Друзья-товарищи»

1

116

Картинная галерея

В. И. Суриков «Портрет дочери художника»

1

117

Внеклассное чтение   Рассказы о детях

1

118

Внеклассное чтение   Рассказы о детях

1

Весеннее настроение (18 ч.)

119

«Идёт матушка-весна...», «Сад» (русские народные песни) «Призыв весны»

1

120

А. Н. Плещеев «Птичка», «Весна» (отрывок) 

1

121

А. Н. Плещеев «Птичка», «Весна» (отрывок)

1

122

В.В. Вересаев  «Перелётные птицы»

1

123

А. С. Пушкин «Только что на проталинах весенних...»

1

124

А. Н. Толстой  «Весна»

1

125

А. Н. Толстой  «Весна»

1

126

Саша Чёрный  «Зелёные стихи»

1

127

Л. Милева  «Синяя сказка»

1

128

Л. Милева  «Синяя сказка»

1

129

О. Ф. Кургузов  «Мы пишем рассказ»

1

130

О. Ф. Кургузов  «Мы пишем рассказ»

1

131

Б. В. Заходер  «Что красивей всего?»

1

132

Диагностическая контрольная работа №1

1

133

Картинная галерея   И. И. Левитан «Март»

1

134

Внеклассное чтение

Весна в произведениях русских писателей

1

135

Внеклассное чтение

Весна в произведениях русских писателей

1

Внеклассная работа

Проект учащихся по теме «Устное народное творчество»

1

136

Внеклассное чтение

Литературная викторина

1

2класс - 136 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Литературное чтение" в 3 классе (Система общего развития ребенка Л.В.Занкова)

Предлагаю  вариант рабочей программы курса  "Литературное чтение" 3 класс ( система развивающего обучения Л.В.Занкова):1. Пояснительная записка2. Календарно – тематическое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 1 класс...

Рабочая программа по литературному чтению. 2 класс. Школа России.

  Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена   на основании :-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.Курс литературн...

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс УМК Школа России

Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 1 класса предназначена в помощь педагогам...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс

Рабочая программа включает в себя (пояснительную записку и тематическое планирование)...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 4 класса. 1 час в неделю...