Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс УМК Школа России
рабочая программа на тему

Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 1 класса предназначена в помощь педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.cht_1d.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №21 ГОРОДА ХИМКИ

РАССМОТРЕНО

Кафедрой начальной школы

Протокол №_____от                                                                              «____»__________20____г.                                                                 Руководитель ШМО

_________О.В.Храмова

                      СОГЛАСОВАНО                                                                

                 Зам. директора по   УВР

           __________Е.В.Грабовская

                 «___» ____________ 20___  г.

УТВЕРЖДАЮ:

                       Директор МАОУ ЛИЦЕЙ №21 г.Химки

_________________ Т.А.Шелепина

           «___» ___________ 20___  г.

                                   

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

на 2017-2018 учебный год

по    ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

(указать предмет)

Уровень  обучения (класс): Начальное общее образование  1  «Д» класс      

                     (начальное общее,  основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Учитель: Гизатуллина Суфия Султановна  

Квалификационная категория: первая

Программа разработана на основе примерной рабочей программы УМК «Начальная школа  XXI века»  издательства «Вентана-Граф», 2016 г. по  предмету «Литературное чтение» для 1 класса и в соответствии с Федеральным государственным образовательными стандартами начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) и на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МАОУ Лицей №21 г. Химки.

г. Химки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

КЛАСС                                                           1

УМК                                                               «Начальная школа  XXI века»

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ:        4  

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД:                 40

УЧЕБНИК                                                      «Литературное чтение»

АВТОР УЧЕБНИКА                                     Л. А. Ефросинина

n\n

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА

1.

Результаты изучения предмета

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  • Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам;
  • Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
  • Полноценное восприятие художественной литературы - эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
  • Познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей,
  • Осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал».

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  • Освоение приемов поиска нужной информации, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.),
  • Умение высказывать и пояснять свою точку зрения, знакомство с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром, формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.
  • Овладение основами коммуникативной деятельности (в том числе с использованием средств телекоммуникации), на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  • Умение вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;
  • Научатся составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), Устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания,
  • Декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения;
  • Получать возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, аудио и видеоиллюстрации, видеосюжеты и анимации и др.)

2.

Ценностные задачи содержания учебного предмета

Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности оказывает огромное влияние на становление личности обучающегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любовь к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т. п.).

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности.

           Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д.

          Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

          В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики – художественной образности. Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то

общее, что характеризует разные виды искусства: музыку, живопись, скульптуру, литературу. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства: музыкой, живописью, литературой. Общность всех видов искусства - в способности

художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Без использования термина «художественный образ» ведется постепенное формирование общего представления об этом понятии, как основном для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед нами пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому.

Особенностью реализованной в учебниках системы литературного образования является:

1) выстроенная логика знакомства младших школьников с особенностями

литературы как искусства;

2) ознакомление за время обучения в начальной школе с минимальным понятийным инструментарием, необходимым для анализа и оценки литературных произведений - на уровне представлений без обязательного запоминания;

3) развивающий характер вопросов и заданий, создающий условия для «открытий», которые делают сами школьники в процессе познания, и способствующий осознанности процесса учения.

   Цель курса литературного чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст, понимать читаемое, воссоздавать в своём воображении прочитанное, воспроизводить текст.

     Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме.

   Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:

- Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания обучающимися текста и специфики его литературной формы.

- Система работы над навыками чтения.

- Включение обучающих  в эмоционально – творческую деятельность в процессе чтения.

- Формирование литературоведческих  представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

- Расширение круга чтения обучающихся, создание литературного пространства, соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки обучающих.

     Литературное образование первоклассника - это не только уроки чтения и слушания, но и работа с детской книгой в школе и дома, разговор об изученном произведении с друзьями, родителями, поиск в домашней библиотеке книги со знакомым произведением. Тексты, вопросы и задания к ним показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ:

1) Творческие уроки – (форма самостоятельной деятельности по изученным произведениям или разделам) экскурсии в музей, конкурсы,

инсценировки, уроки-сказки, творческие работы, уроки творчества

(« По дорогам сказок»)

2) Уроки- проекты -2:

«Из прабабушкиного сундучка»,

«Деревенские посиделки»

3) Урок-сказка

4) Урок-концерт

5) Парад- викторина литературных героев.

Используемые методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • словесно-наглядный, практический (в том числе электронный);
  • проблемно-поисковый;
  • контроля и самоконтроля в обучения;
  • чтения-рассматривания;
  • стимулирования и мотивации учения;
  • репродуктивный метод;
  • метод проблемного изложения;
  • частично-поисковый, или эвристический;
  • Используемые технологии:
  • игровые технологии
  • проблемного обучения
  • технология создания ситуации успеха на уроке

информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 1 «Д» класс 40 ч в год (4 ч в неделю)

№  п/п

ДАТА

СОДЕРЖАНИЕ

(РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ)

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

1

2

3

4

Читаем сказки, загадки, скороговорки

3

 Читаем сказки. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Отрывок.

1

Слушание. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

 

1

 Продолжаем чтение сказок. «Пузырь, Соломинка и Лапоть» р.н.с.;

В.Сутеев «Кораблик»; В. Бианки «Лис и Мышонок».

Проверь себя.

1

Учимся уму-разуму

6

 К. Ушинский «Играющие собаки», Л. Толстой «Косточка».

1

Читаем рассказы о детях. В. Осеева «Кто наказал его? И. Северянин

«Её питомцы».

1

 Продолжаем читать рассказы о детях. Е. Пермяк

«Торопливый ножик» В. Осеева «Потерянный день».

1

 Слушание. Читаем рассказы Е Пермяка «Пичугин мост».

1

 В. Осеева «Три товарища», «Печенье». А. Барто «Я-лишний».

1

 Э. Успенский «Всё в порядке», Я. Аким «Мама».

Проверь себя.

1

Читаем о родной природе

3

 Л. Толстой «Солнце и ветер», В. Бианки «Синичкин календарь».

Э.Мошковская «Лед тронулся».

1

 И. Соколов-Микитов «Русский лес», С. Маршак «Апрель», М. Пришвин «Капель».

1

Слушание. Стихи о природе Е Трутнева «Когда это бывает».

1

О наших друзьях – животных

6

И. Мазнин «Давайте дружить», Ю. Коваль «Бабочка», С.Михалков «Аисты и лягушки».

1

 Е. Чарушин «Томкины сны».

.И Жуков «Нападение на зоопарк».

1

 Продолжаем читать рассказы о животных. М. Пришвин «Ёжик», Ю. Могутин «Убежал», Б.Заходер «Ёжик».

1

 Читаем рассказы о животных. М. Пришвин «Норка и Жулька». «Котик» русская народная песня.

 

1

Слушание. В Чаплина «Мушка».

1

 Э. Шим «Глухарь», Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья».

1

Учимся уму-разуму

6

Учимся уму-разуму. М. Пляцковский «Добрая лошадь».

Проверь себя.

1

 Читаем рассказы о детях. В. Осеева «Кто хозяин?», «На катке».

1

Продолжаем чтение рассказов о детях. В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится», Е. Пермяк «Самое страшное».

1

Слушание.  Рассказы о детях.

Е.Ильина «Чик-чик ножницами».

1

И.Бутман «Клоун», Е.Пермяк «Бумажный змей».

1

Познакомить с произведением В Берестова «Сережа и гвозди».

Проверь себя.

1

Читаем сказки, пословицы, считалки

4

Читаем сказки. М. Пляцковский «Урок дружбы», В. Орлов «Как Малышу нашли мамы».

1

 Продолжаем читать сказки. А. Усачев «Грамотная мышка», В.Сутеев «Цыплёнок и утёнок».

1

Cлушание. Сказки зарубежных пи- сателей. Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

1

 И снова сказки. С. Прокофьев «Сказка о том, что надо дарить», Д, Биссет «Дракон Комодо».

Проверь себя.

1

О наших друзьях – животных

5

 Читаем о животных. А.Барто «Жук», Н. Сладков «На одном бревне».

1

В. Орлов «Большие уши».

1

 Продолжаем читать о животных. Е, Чарушин «Томка и корова», В. Берестов «Выводок».

1

Слушание. Рассказы о животных. Г.А.Скребицкий «Мать».

Проверь себя.

1

Читаем о родной природе

8

 И. Соколов-Микитов «Радуга», Е. Трутнева «Эхо», И. Шевчук «Ленивое эхо».

1

 Читаем о весне. И. Соколов-Микитов «Май», А. Плещеев «Травка зеленеет».

1

36.

Рассказы для детей. Я.Тайц «Всё здесь». Дополнительное чтение. Я.Тайц «По ягоды».

1

37-40

 Веселые стихи. Загадка. К.И.Чуковский «Радость».

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Литературное чтение" в 3 классе (Система общего развития ребенка Л.В.Занкова)

Предлагаю  вариант рабочей программы курса  "Литературное чтение" 3 класс ( система развивающего обучения Л.В.Занкова):1. Пояснительная записка2. Календарно – тематическое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 1 класс...

Рабочая программа по литературному чтению. 2 класс. Школа России.

  Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена   на основании :-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.Курс литературн...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс

Рабочая программа включает в себя (пояснительную записку и тематическое планирование)...

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса

Рабочая программа содержит пояснительную запискку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 4 класса. 1 час в неделю...