Конфуцианство, как антропологическое учение
план-конспект урока на тему

Егорова Наталья Борисовна

 

Китай - одно из древнейших цивилизованных государств мира, страна древней истории, культуры, философии Его письменная история составляет почти пять тысячелетий, а идеал высокой древности, вечности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konfutsianstvo_kak_antropologicheskoe_uchenie.docx35 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство Образования Российской Федерации

РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

  

Кафедра технологий "сервис"

 

 

 

 

 

Реферат

                                                 

факультета бизнес-технологий в туризме

 

на тему:

 

"Конфуцианство, как антропологическое учение"

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Егорова Н.Б

 

 

 

 

Москва, 2016

Содержание

Введение

I. Личность Конфуций: история жизни

II. Суть конфуцианства. Основные положения.

III. Учение о человеке

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Китай - одно из древнейших цивилизованных государств мира, страна древней истории, культуры, философии Его письменная история составляет почти пять тысячелетий, а идеал высокой древности, вечности. Небесной империи и в современных условиях побуждает китайских мыслителей соизмерять современность с уходящими вглубь тысячелетий корнями великой китайской культуры. 

В древнем Китае, в 8-6вв. до н.э., как и в идеологии, так и в политике четко вырисовывались две тенденции – консервативная и прогрессивная, мистическая и атеистическая.

 Уже в середине второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основало свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э. В эпоху Шан-Инь и в начальный период существования династии Джок господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение.

Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551-479 гг. до н. э.). Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками. На протяжении многих веков эта книга оказывала значительное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Ее заучивали наизусть дети, к ее авторитету апеллировали взрослые в делах семейных и политических.

Конфуций глубоко верил в ценность правильного устройства человеческого общества. Поэтому все его учение сосредоточено на том, как человеку достичь гармоничных отношений - прежде всего с людьми, но также и с миром.

I. Конфуций: история жизни.

 Конфуций – китайский мудрец  (551-479 гг до н.э.)  Родился 22. 09. 551 г. в пещере на склоне грязевой горы в уезде Чанпин на востоке Китая в княжестве Лу. Семья принадлежала к старинному аристократическому роду, к тому времени почти разорившемуся. Отец Конфуция Шулян Хе правил в Лу уездом Цзоу, ко времени рождения мудреца ему было 70 лет. В три года Конфуций остался без отца, а в17 лет без матери. В семье к тому времени было девять дочерей и мальчик калека.

 В жизни Конфуций неизменно воздерживался от четырех вещей: он не вдавался в пустые размышления; не был категоричен в своих суждениях; не проявлял упрямства; не думал о себе лично.

 Учеников у него было 3000, 72 из них – особенно близкие, 12- были с ним безотлучно.

 Со своих слушателей Конфуций брал скромную плату, а впоследствии стал жить на средства нескольких богатых учеников, предоставивших ему помещение для «школы».

 В 479 году он прервал свои занятия, чувствуя приближение конца. В беседах с учеником Цзы Кунгом он, однако, все время возвращался к древним временам. Он снова и снова сетовал на то, что «не нашлось ни одного правителя, который захотел бы стать его учеником». Под конец он воскликнул: «Кто после моей смерти возьмет на себя труд продолжить моё учение?». Это были его последние слова.

 Ученики похоронили своего учителя там, где он сам незадолго до смерти выбрал место для своей могилы: на берегу небольшой речки, под сенью благородных кипарисов. На пьедестале памятника Конфуцию – в главном здании храма и пантеона Конфуция, занимающем более 20 гектаров,— имеется следующая надпись: «Самый святой, одаренный даром предвидения мудрец Конфуций – место успокоения его духа».

II. Суть конфуцианства. Основные положения.

Конфуцианство - философско-этическое учение Древнего Китая  и религиозное учение, созданное Конфуцием в 6 в. до н. э.

 Главный принцип конфуцианства заключался в идее всеобщей справедливости. Оно оправдывало наличие в обществе господ и трудящихся, обосновывало  существование умственного и физического труда, призывало к подчинению вышестоящим властям, как к порядку, установленному высшей

             Характерной чертой учения Конфуция является антропоцентризм.  В центре его внимания - проблемы человека, его умственного и нравственного облика. Конфуций первым разработал концепцию идеального человека (цзюнь-цзы), благородного мужа - не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры, - который прежде всего должен обладать жэнь - гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления жэнь - справедливость, верность, искренность и т.д. Особое место заняла концепция сяо - сыновней почтительности, уважения к родителям и старшим вообще. Конфуций считал сяо основой жэнь и других добродетелей и самым эффективным методом управления страной (ибо страна - это большая семья). Наконец, Конфуций придавал большое значение юе - музыке, лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующую роль отводил ли - этикету, т.е. правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в разных жизненных ситуациях. Исходной точкой учения Конфуция о четком иерархическом разделении обязанностей в обществе была концепция чжен мин - выпрямления (исправления) имен, т.е. приведения вещей в соответствие с их названием.

        В его основе лежит система этических норм и представлений - великодушная любовь, добродетельность, этикет и мудрое правление - призванных поощрять и поддерживать хорошее управление семьей и обществом.

Подобно раннему буддизму, конфуцианство было религией без бога, но со временем более поздние последователи учения причислили мудреца и его учеников к лику святых.

Конфуций учил, что каждый мог бы жить как благородный человек. Жизнь такого человека проявляется в пяти видах отношений, которые должны быть «правильными». Эти отношения таковы: отца и сына, правителя и подданного, старшего и младшего брата, мужчины и женщины, друга с другом.

Особое внимание уделялось отношениям внутри семьи. В ней должно быть абсолютное почтение к старшим.  Быть почтительным сыном обязан каждый, а особенно - человек грамотный, образованный, гуманный, стремящийся к идеалу цзюнь-цзы. Почтительный сын должен всю жизнь преданно заботиться о родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым на все во имя их здоровья и блага, чтить их при любых обстоятельствах. Даже если отец недобродетелен, если он злодей, вор или убийца, почтительный сын обязан лишь смиренно увещевать родителя, униженно просить его вернуться на стезю добродетели.

Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного превосходили интересы отдельно взятой личности, которая рассматривалась лишь в аспекте семьи, сквозь призму её вечных - от далеких предков к далеким потомкам - интересов. Подросшего сына женили, дочь выдавали замуж по выбору и решению родителей.

Подобным же образом и в государстве подданные должны относиться к начальству и властям. Разработанное Конфуцием учение о «сыновней почтительности» легло в основу обновленного традиционного культа предков, до сегодняшнего дня остающегося важнейшим компонентом китайской цивилизации.

Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить скрытую природу человека, то, что движет им и его стремлениями. По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории :

1) Цзюнь-цзы (благородный муж) - занимает одно из центральных мест во всем учении. Ему отведена роль идеального человека , примера для подражания двум остальным категориям

2) Жэнь - обычные люди, толпа. Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь .

3) Сло Жэнь ( ничтожный человек ) - в учении используется в основном в сочетании с Цзюнь-цзы, только в отрицательном значении.

Конфуций пытался решать сугубо политические проблемы, но они в большей или меньшей степени были подчинены решению главной задачи по описанию морально-психологических качеств базисной личности, в утверждении которой древнекитайский мыслитель усматривал положительное решение всех социальных и политических проблем.

Главными предметами, которые рассматривало конфуцианство, были этика, мораль и вопросы управления государством. Основной этический принцип конфуцианства – это гуманность. Этот принцип является главным в семейной и общественной жизни человека. Он достигается путем самосовершенствования человека и строгого соблюдения законов и ритуалов, принятых в обществе. Эти законы предписывали уважительное отношение к старшим по возрасту и социальному положению, вежливость, преданность государству.

Согласно конфуцианству постигнуть законы гуманности могут только «благородные мужи» — представители господствующих сословий, простым людям это понимание недоступно. Учение прямо противопоставляет эти социальные слои, обосновывая превосходство одних над другими.

Правители в конфуцианстве являются посланниками неба, а сама власть божественной, причем много внимания уделялось вопросам гуманного управления.

Гуманное управление состояло в четком следовании своим обязанностям. Конфуцианство призывало государственных служащих к мудрому управлению, показывая пример благородства собственным примером и не обременять народ строгими повинностями и налогами.

Этика конфуцианства стремилась закрепить принцип справедливости в отношениях между людьми в системе государственного управления.

Большое значение в конфуцианстве придается ритуалам, определенным нормам поведения в различных обстоятельствах. Эти ритуалы, которые были собраны и зафиксированы в различных трактатах, оставались в значительной своей части неизменными.

Конфуцианство стало официальной идеологией китайского государства и обязательным мировоззрением для всех чиновников. Поэтому, чем более высокую ступень занимал чиновник, тем тщательнее он должен был исполнять эти церемонии. Всякий желающий занять положение в обществе должен был подчинить им всю свою жизнь.

В конфуцианстве отсутствовали профессиональные священнослужители, жертвоприношения совершались главами семейств, государственными чиновниками и императором.

Благодаря конфуцианству Китай оставался неизменным на протяжении двух с половиной тысяч лет. Проблема взаимоотношений человека и общества.

Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Этот призыв прежде всего обращен к правящим, поскольку соблюдение ими требований добродетели играет решающую роль и предопределяет господство норм нравственности в поведении подданных.

Отвергая насилие, Конфуций говорил: «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа (подобна) ветру; мораль низкого человека (подобна) траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер».

Политическая этика Конфуция в целом направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления.

Отрицательно относился Конфуций к внешним войнам, к завоевательным походам китайских царств друг против друга или против других народов («варваров»).

Конфуций советовал : «людей, живущих далеко и не подчиняющихся», необходимо «завоевать с помощью образованности и морали». «Если бы удалось их завоевать, - добавлял он, - среди них воцарился бы мир».

В целом добродетель в трактовке Конфуция - это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), почтительного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга (и) и т. д. Вся эта нормативная целостность, включающая в себя все основные формы социально-политического регулирования того времени, за исключением норм позитивного закона (фа), представляет собой единство моральных и правовых явлений.

Самосовершенствование личности.

Конфуций полагал, что человек обязан сотрудничать с другими и выполнять те требования, которые предъявляет ему общество. Безусловно, корни такого рода взаимодействия находятся в Дао, но уровень человеческого опыта является той промежуточной точкой, через которую люди выражают свою связь со вселенной. Когда личность развивает свою способность к гармонии с близкими, она становится способной понять всеобщую гармонию.

Конфуций видел, что не все люди ведут себя в соответствии с правилами сотрудничества и взаимной помощи. Для его практического ума это означало только то, что люди нуждаются в некоторых определенных правилах.

В своих трудах Конфуций придавал особое значение таким правилам, воспроизводя и интерпретируя древние традиции китайского общества. Он не видел необходимости в добавлении новых правил. Его долгом, как он его понимал, было обобщить и передать потомкам сведения о старых традициях и нормах поведения в китайском обществе. Он не писал ничего нового, так как верил древним и любил их.

Все правила первоначально возникают из человеческих потребностей. Таким образом появляются все хорошие законы. Совместное проживание людей создает проблемы, и правила вырабатываются, чтобы разрешать эти проблемы. Там, где живет вместе множество людей, существует больше проблем, чем там, где людей мало. Органы управления огромного города гораздо более сложные, чем органы управления крошечной деревушки.

Население Китая уже сейчас велико. И в основном благодаря Конфуцию, в стране сохранилось множество правил. Все эти правила являются попытками сделать жизнь более благополучной. Они не должны навязываться, как правила дорожного движения. Они более похожи на правила хорошего тона.

Правила представляют собой наибольшую ценность, когда они конкретны. Люди, предпочитающие жить в организованном обществе, чувствуют себя более уютно, когда существуют определенные правила, представляющие собой единую целостную систему. Именно поэтому в течение многих лет конфуцианцы придавали огромное значение многосложным сборникам правил, охватывающих все, начиная с того, как провести время с другом, и заканчивая тем, как поклоняться предкам. Предписано, как одеваться и как вести беседу. В правила внесены даже позы и походка, поэтому тот, кто искренне старался, мог сделать все правильно. Следование правилам показывало реальное стремление сотрудничать со своими собратьями.

Конфуцианцы часто говорили об «истинной гуманности». Человек может прийти к ней, потому что, как считали конфуцианцы, она присутствует в каждом еще при рождении. Эти природные доброта и любовь могут быть развиты через чувство полезности для других. Самый известный конфуцианец более позднего времени Мен-Цзы подчеркивал природную доброту человека. Когда он и Конфуций говорили о человеческой доброте, они имели в виду его способность жить в постоянном согласии с другими людьми.

Если счастью и гармонии суждено быть, то десять человек, вовлеченных в эти связи, должны проявлять добродетельность в своем поведении и в отношении друг к другу, если они:  муж и жена, отец и сын, старший брат и младший брат, начальник и подчиненный, друг и друг.

Следует отметить, что обе стороны в таком взаимодействии имеют определенные обязательства. Каждый несет ответственность за то, чтобы действовать, говорить и думать в соответствии с понятиями о доброте и сотрудничестве. Кто-то может возразить, что все это не может быть абсолютным. Что же делать людям одиноким? Но конфуцианцы действительно придерживались идеалов доброты и милосердия ко всем своим ближним и ко всем людям на земле. Однако один человек не сталкивается со всеми другими людьми на земле. Его круг общения ограничен. Именно по этой причине перечислены только пять типов межличностных отношений.

Действительно, гораздо лучше, когда человек относится доброжелательно и с уважением к нескольким людям, с которыми он общается часто, чем торжественно провозглашать о своей «любви» ко всем людям. Он никогда не узнает всех людей. Правильная жизнь заключается в правильных действиях по отношению к людям, с которыми постоянно встречаешься в повседневной жизни.

Задолго до того момента, откуда берут начало исторические книги, китайцы верили, что первейший долг для человека - это почитание своих родителей. В традиционно больших семьях китайцев к родителям, прародителям и прапрародителям относятся как к очень мудрым, горячо любимым и глубоко уважаемым. Их смерть не уменьшает уважения, с которым к ним относятся. Почитание предков - это средство расширить родственные чувства за рамки смерти. Конфуций и конфуцианцы сыграли главную роль в том, что преданная любовь к родителям является высшим идеалом в Китае.

Конфуций поощрял культ или почитание предков потому, что полагал, что это помогает человеку выработать верную позицию и правильное поведение. Когда человек приносит дары к мемориальной доске в память об умершем предке, он вспоминает о своих истоках и своей любви. Это вызывает у него чувство уважения и преданности. Сохранение сыновней почтительности даже после смерти предков свидетельствует о еще большем почитании, чем просто уважение по отношению к живым родителям.

Многие конфуцианцы приносили дары и совершали жертвоприношения в честь умерших, даже если никогда не верили, что их души там присутствуют. Конфуцианцы считали это оправданным потому, что это помогало формировать хорошие привычки уважения к другим. В то же время это способствовало укреплению общества. По этим двум причинам конфуцианство включает почитание предков в число важнейших аспектов человеческого поведения.

 Основная задача Конфуция – гармонизировать жизнь государства, общества, семьи, человека. В центре внимания конфуцианства взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Конфуций не доволен существующим, однако его идеалы не в будущем, а в прошлом. Человек обращен лицом к прошлому, к будущему же повернут спиною. Древность постоянно присутствует в настоящем. Будущее не привлекает слишком большого внимания – ведь время движется по кругу; и все возвращается к своему истоку.

Конфуций признавал, что “все течет” и что “время бежит, не останавливаясь”. Поэтому конфуцианское “исправление имен” означало не приведение общественного сознания в соответствие с изменяющимся общественным бытием, а попытку привести вещи в соответствие с их былым значением. Поэтому Конфуций учил, что государь должен быть государем, сановник – сановником, отец - отцом и сын - сыном не по имени, а реально, на самом деле. Идеализируя древность, Конфуций рационализирует учение о нравственности - конфуцианскую этику. Она опирается на такие понятия, как “взаимность”, “золотая середина”, “человеколюбие”, составляющие в целом “правильный путь” - дао.

III. Учение о человеке

 Учение Конфуция можно разделить на три тесно взаимосвязанные условные части, объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве. Первое и главное во всех трех учениях - само Учение о человеке.

 Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта. На основе личного общения с людьми вывел закономерность о том , что нравы в обществе со временем падают . Разбил людей на три группы :

 1) Распущенные

 2) Сдержанные

 3) Глупцы

Конфуцианство разделяло всех людей на 5 категорий:

1. Люди привычки, которые живут простой естественной жизнью, удовлетворяя самые простые надобности и не пытающиеся что-либо изменить.

2. Люди, получившие знания и живущие в соответствии с законами и обычаями.

3. Люди-философы, невозмутимые и имеющие собственное толкование.

4. Люди, живущие по законам добродетели.

5. Люди, совершенные во всех отношениях.

Согласно доктрине люди каждой из категорий могли совершенствоваться или регрессировать, смотря, какую волю, они используют для своих дел: добрую или злую. За злые поступки людям было предписано получать наказание, а за добрые – вознаграждение.

 Анализируя и делая выводы Конфуций пришел к мысли, выраженной в одном изречении: "Богатство и знатность - вот к чему стремятся все люди. Если не установить для них Дао в достижении этого, они этого не достигнут. Бедность и презренность - вот что ненавидят все люди. Если не установить для них Дао в избавлении от этого, они от этого не избавятся". Эти два основных стремления Конфуций считал заложенными в человеке от рождения, то есть биологически предопределенными..

 Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао, материальное благополучие отходит на второй план: “Благородный муж беспокоится лишь о том, что не может постичь Дао, его не волнует нищета”. Какими же качествами должен обладать Цзюнь-цзы ? Конфуций выделяет два фактора: “жэнь” и “вэнь”. Иероглиф, обозначающий первый фактор, можно перевести как “благорасположенность”. По мнению Конфуция , благородный человек должен относится к людям очень гуманно ,ведь гуманность по отношению друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция . Составленная им космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг самопожертвования , в результате которого и возникает этически полноценное общество . Еще один вариант перевода - “человечность” . Благородный человек всегда правдив , не подстраивается под других. “Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица”.

Заключение.

Таким образом, конфуцианство в качестве основы успешной эволюции выделяет принцип успешного самосовершенствования человека, общества, государства.

Понятие благородного человека было изменено Конфуцием и стало употребляться не применительно к аристократии, а по отношению к истинно порядочному, высокодобродетельному человеку. Антагонист благородного мужа – маленький (ничтожный) человек, руководствующийся выгодой, а не должной справедливостью, низкопоставленный и привязанный к конкретному делу.

Социальный порядок виделся в том, что в государстве, как и в семье, старшие должны управлять, а младшие подчиняться и быть объектом заботы. Иными словами, все должны знать свое место и выполнять положенные функции – только тогда будет достигнут высший порядок, а вместе с ними желанная социальная гармония. Но, в отличие от семьи, государь не может один управлять, ему нужны помощники. При этом управлять – значит поступать правильно.

Конфуций верил в едва ли не безграничные возможности человека, поэтому стремился способствовать распространению знаний.

Конфуций был для Китая великим учителем. Его почитали намного выше, чем кого бы то ни было за всю историю страны.

Список использованной литературы:

Апресян Р. Г., Гусейнов А. А. Этика. - М., 1998.

Введение в философию. / Под ред. Фролова И. Т. – М., 1989.

Гриненко Г. В. История философии. – М., 2004.

История философии в кратком изложении / Пер. с чешского И. И. Богута. – М., 1995.

Миркина З. А., Померанц Г. С. Великие религии мира. - М., 1995.

Радугин А. А. Философия: курс лекций. – М., 1999.

Словарь по этике. Изд. 6-е. - М., 1989.

            1. http://www.ref.by/refs/70/38672/1.html

             2. http://www.confucianism.ru/hronos.html

             3. http://ru.wikipedia.org/wiki

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования

Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования...

Методическая разработка занятия по разделу: «Учение о клетке»

Данная разработка составлена с учетом инновационных технологий, в ходе занятия применяется комплекс методов обучения с целью активизации мыслительной деятельности студентов. Проводится оптимизация уче...

Презентация на тему : « Великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев»

Детство Д. И. МенделееваОбразованиеПодъём на научный олимпНаучно-практическая деятельностьЧемоданных дел мастерПоследние годыПамять о великом русском ученом Д.И. Менделееве....

Методическая разработка: "Дидактические основы активизации учения учащихся"

Дидактические основы активизации учения обучающихся....

Лекция «Учение о бытии и теория познания (Онтология – учение о бытии)» для дисциплины «Основы философии»

Лекция «Учение о бытии и теория познания (Онтология – учение о бытии)» для дисциплины «Основы философии»...

Лекция «Учение о бытии и теория познания (Гносеология – учение о познании)» для дисциплины «Основы философии»

Лекция «Учение о бытии и теория познания (Гносеология – учение о познании)» для дисциплины «Основы философии»...

Проблемы применения информационных технологий в образовании: философско-антропологический анализ

В статье обсуждаются актуальные вопросы, касающиеся дистанционного образования.  Не является ли образование, полученное дистанционным путем, симулякром, «кажимостью» образования? Не п...