Лекция «Учение о бытии и теория познания (Гносеология – учение о познании)» для дисциплины «Основы философии»
презентация к уроку

Лекция «Учение о бытии и теория познания (Гносеология – учение о познании)» для дисциплины «Основы философии»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лекция «Учение о бытии и теория познания (Гносеология – учение о познании)» Для дисциплины «Основы философии»

Слайд 2

Прочтите следующий текст «Познание – творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное.

Слайд 3

Прочтите следующий текст Гносеология (теория познания) – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Гносеология анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать определенный познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей.

Слайд 4

Прочтите следующий текст Зачастую гносеологию отделяют от онтологии, но это неверно. Сущность и природа познания носят социальный характер и, следовательно, не могут быть поняты в изоляции от предметно-практической деятельности, которая есть подлинная сущность человека. Поэтому познающий субъект - это не изолированный индивид, а человек, включенный в социальную жизнь, использующий общественно выработанные формы познавательной деятельности - как материальные (орудия труда, инструменты, приборы и т. д.) так и идеальные (язык, категории логики и т. п.).

Слайд 5

Прочтите следующий текст Истина – верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Разделяют понятие относительной и абсолютной истины. Истина относительна, поскольку она отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Каждая последующая научная теория по сравнению с предшествующей является более полным и глубоким знанием. В каждой относительной истине, поскольку она объективна, содержится «частичка» абсолютного знания. Абсолютная истина есть такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Человечество движется по пути овладения абсолютной истиной, которая в этом смысле складывается из суммы относительных истин.

Слайд 6

Прочтите следующий текст Рассматривая соотношение философской, религиозной и научной истин, следует отметить, что все эти истины являются частями общечеловеческой культуры, поскольку только их сочетание позволяет как отдельному человеку, так и человечеству в целом развиваться. В каждом из этих элементов каждый человек может найти что-то для себя важное, используя остальные элементы в качестве второстепенных».

Слайд 7

Прочтите следующий текст Теперь рассмотрим методологию научного познания. Метод (греч. metodos) в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ социальной деятельности в любой ее форме, а не только в познавательной. Понятие «методология» имеет два основных значения: 1) система определенных принципов, приемов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.) 2) учение об этой системе, теория методам. Таким образом, метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Основная функция метода – регулирование познавательной и иных форм деятельности.

Слайд 8

Прочтите следующий текст Все методы научного познания по степени общности и сфере действия разделяются на следующие основные группы: 1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. Также используют аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивистский, феноменологический, герменевтический (понимание) и др. 2. Общенаучные подходы и методы исследования, получившие широкое развитие и применение в науке XX в. К общенаучным чаще всего относят такие понятия, как информация, модель, структура, функция, элемент, система, оптимальность, вероятность, нестабильность, самоорганизация и др. К числу общенаучных принципов и подходов относятся: системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и др. 3. Частнонаучные методы, т.е. совокупность способов принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук. 4. Дисциплинарные методы, т.е. система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, (например, социология, психология) входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс многих дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования. 5. Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная; субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действия, направленности и т.п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий. При этом для современной науки все более характерным становится методологический плюрализм – стремление применять самые разнообразные принципы и приемы исследования в их сочетании и взаимодействии.

Слайд 9

Ответьте на вопросы письменно 3.1. Дайте определение познания. 3.2. Дайте определение гносеологии. 3.3. Дайте определение истины. 3.4. Назовите отличие относительной истины от абсолютной. 3.5. Опишите методологию научного познания. Перечислите методы научного познания.

Слайд 10

Выполните в тетради самостоятельную работу Запишите в тетради вопрос «Возможно ли применение диалектического метода исследования в любом из научных методов (общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные, междисциплинарные) или диалектический метод применим только в каком-либо одном или нескольких научных методах исследования?» после чего перейдите по ссылке http://biofile.ru/chel/11903.html , прочтите текст и, пользуясь собственными аналитическими способностями и, при необходимости, возможностями сети Интернет, ответьте на вопрос письменно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лекций по дисциплине "Основы философии" на тему: Античная философия "

Методическая разработка направлена на практическое применение при проведении занятия. К данной методической разработке имеется презентация и фильмы...

Тестовые задания по дисциплине "Основы философии" по теме "Проблема гносеологии в истории философии"

Тестовые задания по дисциплине "Основы философии" разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины "Основы философии" (базовый уровень), составленной на основе Федеральных государственных ст...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Основы философии" тема: Основные категории бытия

Конспект занятия по дисциплине "Основы философии" для обучающихся СПО...

Конкурс по дисциплине "Основы философии" "Сознание и познание".

Материалы конкурса по дисциплине "Основы философии". Призван расширить знания студентов о таких категориях философии как "сознание", "познание", мотивировать обучающихся ...

Лекция «Учение о бытии и теория познания (Онтология – учение о бытии)» для дисциплины «Основы философии»

Лекция «Учение о бытии и теория познания (Онтология – учение о бытии)» для дисциплины «Основы философии»...

Лекция «Философия как учение о целостной личности» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»

Лекция «Философия как учение о целостной личности» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»...