Лекция «Философия как учение о целостной личности» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»
презентация к уроку

Лекция «Философия как учение о целостной личности» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon lektsiya_filosofiya_kak_uchenie_o_tselostnoy_lichnosti.ppt161.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лекция «Философия как учение о целостной личности» Для дисциплины «Основы философии»

Слайд 2

Прочтите следующий текст Фундаментальная черта философии — стремление к целостному познанию бытия, хотя многие философы и не думали открывать всеобщие законы или вообще считали, что их нет. Познание для философии не самоцель, а средство достижения цели. Какова она? «Сделать меня равным Богу — вот что обещала мне философия», — писал Сенека. Философия делает человека всемогущим и знающим, как поступать. «Стань рабом философии, чтобы обрести подлинную свободу», — советовал Эпикур. Может, и не стоит в угоду красивости фразы противопоставлять рабство и свободу. Но Эпикур справедливо отметил, что философия освобождает от догматов и предрассудков века.

Слайд 3

Прочтите следующий текст Бывает так, что официально санкционированная философия сама догматизирована и стала предрассудком, но тем не менее превзойти ее можно только на основе философии. Идеальный вариант философии представляет собой единство теории и практики, свободы и внутренней устойчивости поведения. Воспринимая мир как целое благодаря собственной целостности, философ и других хочет видеть такими же. Эта мысль подспудно живет во всех философских сочинениях. Как философ помогает другим стать себе подобным? Не просто делая их адептами собственных конкретных идей. Люди должны подняться до любви к мудрости, творить и обладать сильной волей. Они должны верить в свои идеи и бороться за их осуществление.

Слайд 4

Прочтите следующий текст В современном обществе философия формирует мировоззрение человека путем осуществления своих онтологических, гносеологических и ценностных функций. Мировоззрение – это знание о фундаментальных законах развития природы, общества, которые выступают для человека как принципы познания и освоения своего бытия. Мировоззрение определенной эпохи определяет методологические нормы научного познания, оно определяет идеалы и ценности людей, корректирует их деятельность, определяет цели. В мировоззрение входит сила воли, позволяющая человеку добиваться конечного результата в своей деятельности; эмоции, «без которых никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины» (В.И.Ленин); убеждения - как сплав рациональных принципов и эмоций, «от которых человек не может отказаться, не разорвав своего сердца» (К.Маркс).

Слайд 5

Прочтите следующий текст Чем выше уровень исторического развития и чем более неотложным является решение общественных проблем, тем ответственнее становится роль философии. Она составляет мировоззренческую и методологическую основу поиска средств и направлений движения к будущему, раскрывает социальные черты крупнейших осложнений, предупреждает об опасной иллюзии недооценки сложностей социальных преобразований.

Слайд 6

Прочтите следующий текст В современных условиях задачи философии связаны, прежде всего, с выработкой сознания, предполагающего ответственность людей перед лицом глобальных проблем, порождённых человеческой цивилизацией в XX в. К ним относятся: во-первых, проблема предотвращения войны и обеспечения мира. Она обусловлена вступлением человечества в ядерную эпоху. Сегодня предотвращение ядерного самоубийства стало ценностной установкой, с которой должны сравниваться любые программы организации и перестройки общественной жизни.

Слайд 7

Прочтите следующий текст Во-вторых, глобальные экологические проблемы и обусловленная ими необходимость радикальных изменений в отношении людей к природной среде. В-третьих, вследствие ускорения социального развития в XX в. чрезвычайно остро встала проблема человеческих коммуникаций, общения, преодоления отчуждения человека от порожденных им социальных условий жизни. Усложнение социальных процессов и расширение поля человеческих коммуникаций часто вызывает усиление стрессовых нагрузок, дегуманизацию социальных связей.

Слайд 8

Прочтите следующий текст Роль философии в жизни общества, определяется, прежде всего, тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Слайд 9

Прочтите следующий текст Общество требует от философии ответа на вопросы: Каким должен быть мир, чтобы он соответствовал человеку? Каким должен быть сам человек, чтобы соответствовать миру? Достоин ли мир того, чтобы в нем жить? Достоин ли сам человек того, чтобы выступать от имени жизни, понимает ли он ее ценность? Отвечая на эти вопросы, философия выступает как теоретическая основа мировоззрения, она предлагает систему категорий, выражающих фундаментальные принципы бытия, в том числе и специфику существования человека.

Слайд 10

Прочтите следующий текст Несомненной заслугой современной философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся обще гуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни. Ценность качества жизни противопоставляется уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в обществе, социальным равенством и близостью к природе.

Слайд 11

Прочтите следующий текст Современная философия переживает кризис идентичности. Он вызван не столько дефицитом новейших когнитивных подходов или оригинальных идеологических установок, сколько утратой философией статуса знания, в котором социум ищет ответы на важные для него вопросы. Философии, которой отказано в праве познавать сущности и постигать смыслы, остается лишь изучать семиотические средства и среды – языковые знаки, культурные коды, дискурсивные и коммуникативные практики.

Слайд 12

Прочтите следующий текст Однако постмодернизм породил понятие «симулякр» - знак, не обозначающий реальный объект, но маскирующийся под него, претендующий на особую достоверность, выдавая себя за нечто более реальное, чем сама реальность. В результате человек привыкает к миру, в котором значимо то, чего может и не быть в самой реальности, но игнорируются важные для него объекты и события. Происходит переоценка ценностей и перемена приоритетов. Теперь ключевая для философии проблема выбора первоосновы признает приоритет не за идеей, но за симулякром.

Слайд 13

Прочтите следующий текст Очевидное нарастание вала симулякров и продвижение гиперреальности в современных философских текстах вызвано подспудно произошедшей переменой смысла самой деятельности философов. В XIX веке, в силу разочарования от несбывшихся надежд на осуществление утопических проектов общественного переустройства, предложенных видными философами (просветители, Кант, Гегель), появляются новые философские течения. Их представители (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше), не отказываясь от любви к мудрости, начинают относиться к ней как чистой субъективности, игре разума, «веселой науке». Осознание своего отношения к миру стало для них важнее познания мира, а погружение в глубины своего существования ценнее познания сущности человека.

Слайд 14

Прочтите следующий текст Этот процесс продолжился и в ХХ в., в результате чего философия все более начинает восприниматься как род знания, который в теории бесполезен, а на практике – опасен. Происходит заметное снижение статуса философии среди других наук. В классической культуре философия выступает как дисциплина, которая определяет трансцендентные начала и основания познания, закладывая тем самым фундамент других дисциплин. Современная культура, отвергая трансцендентные начала и объективную истину, постулируя равноправие всех дискурсов, лишила философию нормотворческой функции. В ее представлении философия – это всего лишь возможный способ описания мира. В новой социокультурной ситуации формой философского дискурса (мыслительный посыл) стала интеллектуальная игра, а формой презентации – социально-политический эпатаж.

Слайд 15

Прочтите следующий текст В результате логос превратился в ноэзис – переживание чистого сознания, для которого не существуют ни реальные вещи, ни идеальные сущности. Познание человека подменяется погружением в глубины своей философской индивидуальности, а познание мира и общества – гипостазированием (признанием на уровне реальных объектов) языковых знаков и культурных кодов.

Слайд 16

Прочтите следующий текст В современном мире набирают силу три тенденции философии. 1. Технологизация – поиски ответов на онтологические и экзистенциальные вопросы, при решении которых лишь и возможны прорывные идеи в философии, переносятся на свободное от работы время, поскольку грантов на это не дают. 2. Идеологизация – современные философы, имеющие широкую публичную известность приобрели ее в качестве идеологов, выступающих экспертами по политическим, социально-экономическим или социокультурным вопросам. Они не вдохновляют человечество перспективой наступления эпохи разума. 3. Мифологизация – современная философия продуцирует знания, которые все труднее отличить от парафилософии, близкой философии по форме, но чуждой ей по содержанию (житейская мудрость, искусство, мистика, публицистика, эзотерика). Это приводит к снижению уровня профессионализма исследований, что выражается, например, во все более частом появлении среди них своего рода философских «симулякров». В отличие от греческой философии, которая развивалась от мифа к логосу, современная философия изменяется, скорее, в обратном направлении.

Слайд 17

Ответьте письменно на вопросы 1. Назовите фундаментальную черту философии. 2. Как философ помогает другим стать себе подобным? 3. Дайте определение мировоззрения. 4. Перечислите задачи философии в современных условиях. 5. Опишите роль философии в жизни общества. 6. Чем вызван кризис идентичности современной философии? 7. Дайте определение симулякра. 8. Что послужило причиной произошедшей перемены смысла самой деятельности философов? 9. К чему привело снижение статуса философии? 10. Перечислите тенденции современной философии.

Слайд 18

Выполните в тетради самостоятельную работу Запишите в тетради вопрос «Каким путем следует двигаться философии, чтобы восстановить ее прежний статус?», прочитайте текст лекции и, используя собственные аналитические способности и, при необходимости, возможности сети Интернет, ответьте на вопрос письменно, с обоснованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Основы патологии" по специальности Акушерское дело

Рабочая программа по дисциплине "Основы патологии" по специальности Акушерское дело составлена в соотвествии  с требованиями ФГОС СПО  и рекомендована для использования  в медицинских у...

Рабочая программа по дисциплине "Основы патологии" по специальности Лечебное дело

Рабочая программа по дисциплине "Основы патологии" по специальности Лечебное дело составлена на основании примерной программы и соотвествует требованиям ФГОС СПО по специальности....

Технологические карты по дисциплине Основы патологии по специальности Сестринское дело и Акушерское дело

Эффективность проводимого теоритического  занятия во многом зависит от уровня подготовки методической документации преподавателя. Технологические карты позволяют правильно и эффективно планироват...

Технологические карты по дисциплине Основы патологии по специальности Сестринское дело и Акушерское дело

Проведение практических занятий зависит от правильного  распределении времени для осуществления опроса и выполнения самостоятельной работы с использованием различных способ и методов....

Лекция "Философия ХХ в." для специальности "Гостиничное дело" по дисциплине "Основы философии"

Лекция "Философия ХХ в." для специальности "Гостиничное дело" по дисциплине "Основы философии"...

Лекция "Особенности русской философии" для специальности "Гостиничное дело" для дисциплины "Основы философии"

Лекция "Особенности русской философии" для специальности "Гостиничное дело" для дисциплины "Основы философии"...

Лекция «Философия как рациональная отрасль духовной культуры» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»

Лекция «Философия как рациональная отрасль духовной культуры» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»...