Как создать студенческую газету?
статья на тему

Рогожина Татьяна Владимировна

 Материал содержит методические рекомендации создания молодёжного пресс-центра. В статье рассматриваются цели и задачи студенческой газеты, методические принципы, необходимые в работе, расписано поэтапное распределение обязанностей и создание рубрик (из собственного опыта работы). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_sozdat_studencheskuyu_gazetu.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Как создать студенческую газету?

Преподаватель ГБПОУ ДИКТ Рогожина Т.В.

Газета – это история мира за сутки.

Это история мира, в котором мы живем и события

которого интересуют нас больше,

чем относящиеся к прошлому,

существующему лишь в памяти.

А. Шопенгауэр

Сегодня от студентов средних профессиональных учреждений требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы подросток мог применять полученные знания. 
  А поскольку учебный процесс предоставляет мало возможностей для реализации чувства взрослости, то они находят другие возможности для его проявления. Нашей задачей является направить их в нужное русло.

Реализация новых федеральных государственных образовательных стандартов должна осуществляться в том числе посредством студенческой газеты.

Создание молодёжной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри  техникума. Участие обучающихся в студенческом пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии или углубление в уже выбранную специальность.

Газета остается самым простым и доступным изданием, и потому многие образовательные учреждения начинают свою издательскую деятельность именно с газеты, осваивая затем и более сложные формы.

Часто инициатива создания студенческой газеты исходит от подростков, но руководить процессом предстоит взрослым. В техникуме обязательно есть актив, который находится в самом центре событий, например: Совет командиров, волонтёрское объединение, творческий коллектив педагогов, театральное объединение и др. Именно их члены будут участвовать в наполнении газеты интересной информацией.

Студенческая газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе.

Задачи  газеты:

  • освещение в газете студенческой жизни;
  • содействие в воспитании информационной культуры подростков;
  • повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языку, обществознанию, краеведению, информатике),  а также к общественной жизни техникума, города, страны;
  • развитие интеллекта, творческих, коммуникативных способностей;
  • формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • формирование стремления к здоровому образу жизни;
  • реализация гражданско-патриотического воспитания;
  • формирование у обучающихся толерантного сознания.

Методические принципы, необходимые в работе:

  • личностно-ориентированный подход учитывает особенности студентов, способствует обучению свободно и творчески мыслить;
  • коммуникативная направленность даёт студентам возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты;
  • деятельностный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах;
  • взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет;
  • поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей.

Целью создания газеты является не просто раскрытие творческих способностей обучающихся, освещение молодёжных новостей, создание живой, активно работающей информационной среды, но и демонстрация технических возможностей новых информационных технологий в образовании.

Газета учебного заведения  для родителей - это возможность почувствовать сопричастность к учебной жизни подростка, это осознание того, что твой ребёнок понимает актуальность своей роли и учится принимать решения.

Каждый техникум или колледж  представляет собой маленькое государство со своими законами, традициями и течением жизни. Каждое такое государство по-своему уникально. Основная задача редакции – уметь рассказать об этой жизни так, чтобы газета заинтересовала и студентов, и преподавателей, и мастеров производственного обучения, и родителей.

Студенческая  газета действительно играет большую роль в жизни издающих её подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах техникума устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира. В результате работы молодёжного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению учебных задач.

Ещё одним важным качеством, которое “взращивает” газета, является ответственность. Ведь работа в команде — дело серьёзное и трудное.  Каждый берётся за ту работу, которая ему по плечу.

Для развития студенческого  издательского дела должны быть объединены усилия администрации техникума и редакции. Систематическое издание - дело общее, а не частное. Важно правильно организовать работу с подростками, чтобы процесс создания газеты доставлял им удовольствие.

Опираясь на собственный опыт, могу выделить следующие  этапы создания молодёжного пресс-центра:

1 этап – Создание команды единомышленников

Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего нужна крепкая команда. Если команда большая, то с самого начала необходимо распределить функции и определить специализацию каждого члена группы в зависимости от наклонностей и компетенции.

Помимо постоянного состава, в подготовке и выпуске могут принимать участие и другие люди из самого учебного заведения, те, кто способен поставлять информацию, присылать иллюстрации, фотографии, статьи, позволяющие организовать различные рубрики, например, «Волонтёром быть здорово!», «Я горжусь своей профессией», «Полезная диета».

В студенческое объединение входят обучающиеся 1-3-х курсов. Все поручения внутри объединения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.

Курирует работу «пресс-центра» преподаватель русского языка и литературы.

Распределение редакционных обязанностей

1. Педагогические кадры: куратор проекта техникумной газеты, преподаватель русского языка и литературы; педагоги дополнительного образования, мастера производственного обучения (периодически).

2.  Дизайнер 

3. Журналисты по рубрикам

4. Фотокорреспонденты 

5. Корректоры 
6. Верстальщики 

7. Наборщики

8. Выпускающий редактор

В большинстве случаев редакторы студенческих  газет - взрослые. Может, и нелогично, но ведь необходимо осуществлять контроль, планировать, рецензировать, корректировать и даже подвергать цензуре поступающие материалы.

 Спустя время, когда студенты освоятся в работе редакции, можно и старшекурсникам  доверять выпуск газеты - это стимулирует их деятельность и делает номер более привлекательным для молодых людей. Не отказывайтесь от помощи  педагога-организатора. Такие  люди всегда в курсе происходящих в техникуме событий, они помогут в выборе темы, прокомментируют уже подготовленный материал.

Для работы редакции необходимы корреспонденты. Хорошо, если это будут ребята разных возрастов, ведь читателями станут все студенты. Если в образовательном учреждении выделены различные профили обучения, то в качестве кандидатов на работу корреспондентами гуманитарии должны рассматриваться в первую очередь. Целесообразно спросить рекомендации и преподавателей русского языка и литературы, которые знают талантливых ребят.

Работа выпускающего дизайнера: проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы).

Верстальщиками стоит пригласить людей, умеющих работать на компьютере. Причем важно знание специальных программ: PageMaker, Adobe Photoshop, Corel Draw, Word, Microsoft Office Publisher.

Фотографы тоже не заставят себя искать, тем более что при наличии цифрового фотоаппарата научить фотографировать можно любого. А если есть подросток, посещающий фотокружок, то важно привлечь именно его.

Обязательно окажутся ребята, желающие принять участие в работе, но не определившиеся поначалу с редакционной специальностью. Не надо им отказывать, еще понадобятся наборщики и корректоры. Численный состав редакции зависит от количества студентов в техникуме и может колебаться от 20 до 15 человек.

2 этап – Определение духа газеты

Какую газету вы собираетесь выпускать? До начала издания необходимо хорошо обдумать и прийти к общему мнению относительно проекта. Определить содержание, дух газеты, её форму - все это необходимые действия. Для этого необходимо ответить самим себе на такие вопросы:

- кто потенциальный читатель?

-какого характера информацию он ищет в газете?

-с какой частотой будет выходить газета (еженедельно, раз в месяц, раз в квартал)?

-каков предполагаемый формат и объем газет?

Большинство подобных  газет содержит как творческие работы (рассказы, сказки, стихи, рисунки…), так и тексты информационного содержания (о техникуме, о городе, о досуге…). Название газеты отражает ту общую тональность, которую пытаются задать авторы ("Путь химика" издаётся в Дзержинском химическом техникуме имени Красной Армии, газета «Колледж-life» в Дзержинском педагогическом колледже и т.д.). Мы свою газету назвали «ДИКТоФОН», потому что корень этого слова содержит название нашего учебного заведения – ДИКТ, а вторая часть слова «фон» имеет латинский перевод «звучу», то есть всё, что говорят в ДИКТе и о ДИКТе. Выбирали название путём голосования студентов.

В некоторых техникумах газета стала традицией, и новички постоянно пополняют редакцию. Чаще газета становится незаменимым средством для организации информационных потоков внутри техникума, обучает проводить журналистские расследования, организовывать встречи с разными людьми. Иногда на страницах издания разворачиваются бурные дебаты, происходит столкновения идей, и газета становится настоящим форумом, местом, где высказываются аргументы "за" и "против" по какой-нибудь актуальной теме или даже по философской проблеме (например, по вопросам религии, экологии, свободы и др.).

Написать статью на актуальную тему, поставить свою подпись, зная, что газету прочтёт множество людей - всё это ведёт к понятию "ответственность". Напечатанное остаётся, и юный "журналист", публикующийся в студенческой газете, должен всё время быть бдительным, как и его "собрат", журналист профессиональный, чтобы не провоцировать, не позорить, не клеветать, не оскорблять.

Если дело поставлено хорошо, то публика с удовольствием будет читать каждый новый номер; следовательно, надо думать об этой публике и печатать то, что ей интересно. Надо также думать о курьезных случаях, о разного рода расследованиях и стараться всевозможными путями установить самые тесные связи с читателями и со всеми теми, кто способен поддерживать жизнь газеты…

3 этап – Разработка плана работы пресс-центра (пример плана)

  1. Провести собрание с целью создания журналистского объединения.
  2. Разработать и создать структуру редакции газеты.
  3. Распределить обязанности между студентами.
  4. Выбрать название газеты и основных рубрик.
  5. Разработать программу кружка.
  6. Организовать обучающие занятия по специальностям:
  • информационные технологии: работа с программами: Acrobat Reader, Abode PhotoShop, Microsoft Word, Corel Draw, Abode Page Marker;
  • работа с техникой: цифровым фотоаппаратом, сканером, компьютером;
  • русский язык и литература, культура речи;
  • основы журналистики.
  1. Предоставить возможность начинающим журналистам ежедневно пользоваться компьютером, сканером, цифровым фотоаппаратом для набора, редактирования материалов, подготовки материалов, подготовки фотографии, для дальнейшей их обработки и верстки газеты.
  2. Стимулировать обучающихся к работе над созданием  выпусков  газеты.
  3. Провести рекламную акцию по созданию 1-го выпуска газеты.
  4. Выпуск первого номера. Презентация первого номера.
  5. Способствовать расширению молодёжной газеты (количество страниц и экземпляров, членов журналистского объединения) – постоянно.
  6. Регулярный выпуск газеты 1 раз в месяц.
  7. Запланировать выход газеты 2 раза в месяц.

4 этап – Схема организации выпуска газеты

Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи обучающихся общей идеей, а их работу сделать направленной.

    Например, первый выпуск представляет собой знакомство отдельных студентов, творческих коллективов с внешним миром, которым является и мир взрослых, и мир сверстников. Тема второго выпуска — подготовка к празднику. Такие задачи определяются руководителем проекта. Далее либо коллегиальным путем, либо руководителем проекта определяется, как эту задачу можно решить. То есть выявляется способ действия. Здесь могут обсуждаться рубрики, идеи, которые можно воплотить, рассматриваются учебные исследования, материал которых может быть использован.

Газета не является политической и не пропагандирует взгляды каких-либо партий, религиозные воззрения. Тем не менее, в ней есть свои приоритеты. Издание отражает события, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д. Недопустимо использование ненормативной лексики. Статьи должны носить жизнеутверждающий, оптимистичный характер.

Полномочия пресс-центра:

  • проводить социологические исследования, рейтинги, опросы,
  • брать интервью,
  • опубликовывать в газете объявления, рекламу, поздравления,
  • содействовать развитию различных форм активности обучающихся,
  • проводить конкурсы, учреждать призы из фонда клуба, проводить праздники, "Ток-шоу",
  • формулировать проблемы и ставить их для решения на соответствующем уровне,
  • использовать для работы компьютерную и копировальную технику,
  • распространять газету среди студентов и сотрудников техникума,
  • представлять наиболее активных членов пресс-центра администрации техникума для премирования и поощрения за вклад в работу молодёжной прессы.

Примерный перечень тем выпусков газет

1. Знакомство (с профессиями, с группами, с первокурсниками, с различными службами в техникуме,  направлениями работы: спортивной деятельностью, волонтёрским движением, творчеством студентов и сотрудников техникума и т.д.; с работниками газеты (они могут написать свои биографии с долей юмора, вымысла).

2. Подготовка к празднику.

Можно включить все праздники, которые волнуют и отмечаются подростками (например, День святого Валентина).

3. Глобальные проблемы современности (СПИД, наркомания, экология, отсутствие толерантности в обществе и т.д.).

4. В мире интересного (открытия, исследования, исторические справки).

Примерный перечень рубрик газеты (указаны наши названия, подробнее с работой кружка, программой и нашей газетой вы можете ознакомиться на моём сайте по адресу: www.rogojinatv.ru)

1. Спортивные новости ("На старт, внимание, ДИКТ!")

2. Летопись техникума, исторических дат («Памятная дата»).

3. Освещение концертных программ, конкурсов («На пути к успеху!»)

4.  Профориентационная деятельность, мнение эксперта («Я горжусь своей профессией!»)

5. Литературная страничка («Сердцем проДИКТованные строки…»).

6. Знакомство с полезными службами: библиотекой, мастерскими и т.д. («Прожектор»).

7. События, факты, информационные новости («Будь в курсе!»).

9. Юмористическая страничка: анекдоты, выдержки из сочинений студентов, эпиграммы. («Смехотишка»).

10. Размышления на тему… ("Точка зрения")

11. Знакомство с известными людьми ("Незнакомые знакомцы", "Кто на новенького?")

5 этап – Верстка газеты 
(создание первой полосы, журналистские жанры, современный дизайн газеты, принципы верстки).

"Что разместить в начале выпуска?", "Чем мы собираемся открыть номер?" - именно такими вопросами начинается каждое редакционное собрание, как в печатной прессе, так и на радио и телевидении. Ответы будут различаться в зависимости от общей направленности издания и от того, как представляет себе редакция ожидания аудитории. Можно придерживаться разных критериев в выборе: дать приоритет самой "свежей" (т.е. самой последней) информации; вывести на первый план какое-то особо драматичное и яркое событие; рассказать о решении администрации, властей, которое может возыметь прямые последствия на жизнь читателей. Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет - дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка. Итак, первая полоса газеты - это её витрина.

Закончив разработку первой полосы, редакция должна организовать верстку остальных частей газеты: материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия, читательская почта, студенческая жизнь и т.п.), каждая из которых имеет постоянное место в газете, чтобы читатель мог легко найти интересующую его рубрику. Для каждой страницы определяется иерархия: более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз.

Каждая статья также имеет свою структуру: заголовок, а иногда и дополнительные подзаголовки; "шапку", дающую в несколько строк основное содержание для беглого ознакомления; "атаку", т.е. первую ударную фразу, призванную удивить, потрясти, привлечь внимание, возбудить желание продолжить чтение; вставки, назначение которых - поддерживать интерес читателя, вести его дальше; ну и, конечно, концовку - яркую заключительную часть. Очевидно, структура материала будет различна в каждом конкретном случае: отчёт о деятельности волонтёрского объединения не может быть написан точно так же, как и репортаж о матче по волейболу. Но общее правило одинаково во всех случаях: информация должна быть подана так, чтобы возбудить желание прочесть газету.

Успех студентов зависит от их преподавателей! Для достижения поставленной цели педагогам необходимо помнить, что: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь! А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит» (Плутарх).

Литература

1. Азбука редактора. Как подготовить статью к изданию. – Брошюра к ЛГО, 2014;

2. Учебник островного курса по издательству и журналистике – Лебедев В.В., 2011

3. Мастер-класс для дизайнера: советы издателям школьной прессы. – Брошюра к ЛГО,     2015;

4. Методические рекомендации по вопросам школьного издательского дела, изложенные в изданиях ЛГО:

- Михайлова Т.Б., Пастухова И.П. Проектная работа учащихся. – ЛГО, 2002, № 9

      -Мастер-класс для редактора: советы издателям школьной прессы. – Брошюра к ЛГО, 2005;

      -Элементарно, коллега! – Специальный проект ЛГО, 2005, 2006;

      - Пресс-портфолио – Специальный проект ЛГО, 2005, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект мастер-класса. Тема: « Создай свой образ».

План-конспект мастер-класса. Тема: « Создай свой образ».Методы проведения занятия: беседа, имитационная игра «Дамский мастер», практическая работа с применением компьютера.Объект труда: выполнение мод...

Информационные технологии: Создаем презентации

В этом материале представлена технология создания интерактивных тестов и плакатов в среде MS Power Point 2007/2010...

Конспект занятия Тема: «Как создать цветник» по дополнительной образовательной программе «Ландшафтный дизайн»

Цель занятия:дать представление о цветнике как о наиболее ярком декоративном элементе ландшафтного дизайна;ознакомить с основными принципами и правилами создания цветников....

Урок-презентация по ПМ.02.Организация деятельности коллектива исполнителей «Как создать автосервис»

Урок-презентация "Как создать автосервис" по ПМ.02."Организация деятельности коллектива исполнителей"....

Презентация "Как создать дистанционный продукт"

Чтобы организовать и провести олимпиаду, викторину или конкурс в сети Интернет нужно учитывать основные правила создания дистанционного мероприятия и разработать пакет материалов. Также есть некоторые...

Ход внеклассного мероприятия Сказка «Friendship» создана учениками 4 класса под руководством учителя.

Ход внеклассного мероприятияСказка «Friendship»  создана учениками 4 класса под руководством учителя....