Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОУД.10 "Обществознание"
учебно-методический материал на тему

Курчатова Анна Сергеевна

Методические рекомендации предназначены для оказания помощи обучающимся при выполнении практических работ

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА -ЮГРЫ «СОВЕТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ  РАБОТ

 

43.01.09. Повар, кондитер

г. Советский

2018

    Составлены на основании Методических рекомендаций по организации и проведению лабораторных и практических работ с обучающимися по программам среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС и профиля получаемого профессионального образования» (протокол № 1 от 10 апреля 2014 г. НМС ЦПО ФГАУ «ФИРО»), на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от «17» мая 2012 г. № 413), рабочей программы  «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (включая экономику и право)

Разработчики:         

бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Советский политехнический колледж»

Преподаватель Курчатова Анна Сергеевна

РАССМОТРЕНА

на заседании ЦМК

Протокол №__ от «___»_____2018г.

Председатель _____/М.С.Горячева/

ОДОБРЕНА

научно-методическим советом Протокол №____ от «____»___2018г.

Председатель ______/Горячева М.С../

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.                                                4-5        
  2. Перечень практических работ.                                        5-6
  3. Структура и содержание практических работ.                        7-27
  4. Список литературы.                                                        27-28

  1. Пояснительная записка.

    Согласно технологии модульного обучения, концепция методологии образовательного процесса  преподавателя, рассматривает организацию  самостоятельной деятельности студентов как ведущую. Деятельность определяется активным взаимодействием студента с окружающей действительностью, в ходе которого он выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект. Практические работы в данных методических рекомендациях, разработаны в соответствии с требованиями  рабочей программы учебной дисциплины «Обществознание».

Цель составления методических рекомендаций практических работ для студентов:

Определение ценностной и целевой ориентации студентов посредством формирования у них целостного представления о теориях, идеях  и концепциях науки об обществе и социализации ответственной личности.

Задачи, с помощью которых происходит достижение поставленной цели:

  • Помочь овладеть студентам умением получать и осмысливать социальную информацию способами познавательной, коммуникативной, практической деятельности.
  • Развивать духовно-нравственную, политическую и правовую культуру, гражданскую ответственность и демократические ценности, закрепленные в Конституции Российской Федерации.
  • Сформировать гражданско-правовую позицию студентов для адаптации в профессиональной деятельности и мотивации к познанию им окружающей действительности, самопознанию и самореализации.
  • Мотивировать сознательное отношение к труду,   интереса к экономическому и хозяйственному мировоззрению путем выработки у студентов приемов и навыков самостоятельной деятельности  и аналитического мышления.
  • Мотивировать у студентов способность занимать в обучении активную позицию.
  • Сформировать у студентов сознание своих потенциальных возможностей.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, систематизировать, анализировать и обобщать информацию;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;
  • описывать основные социальные объекты;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни (личность, группа, организации);
  • формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • способы регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования, основные отрасли права современной системы права в России, структуру субъектов правоотношений и юридических фактов;
  • особенности экономики как науки и объекты хозяйствующей деятельности;
  • функции политической системы общества и партийных систем, основания и ресурсы власти, принципы политической идеологии и формы политических режимов.

Практические работы содержат открытые вопросы, структурно-логические схемы, логические сетки, ситуации и таблицы. С учетом социально-психологических особенностей студентов и концепцией методологии образовательного процесса преподаватель использует принцип вариативности выбора задания. Оценка результата деятельности студента при выполнении заданий определяется методом экспертной оценки, которая определена преподавателем в виде пятибалльной шкалы.

    Для выполнения практических работ студенты должны использовать учебники, нормативно-правовые акты и дополнительную информацию. При выполнении практической работы студенты должны внимательно ознакомиться с заданиями и бальной шкалой оценки заданий, которые определены в таблице «Критерии оценки заданий практической работы №__». На основании изученной информации студенты должны  определить набор заданий, составить план своей самостоятельной работы  и определить информационные источники.

  Оценка индивидуальных образовательных достижений студентов производится в соответствии с универсальной шкалой и специально разработанными количественным критериями оценки по каждому заданию в практической работе. Качественная оценка самостоятельной работы обучающихся указывается в примечании: уровень выполнения практической работы (научный, социальный, философский), выделение основных аспектов вопросов, определение актуальных зон вопросов.

Основные принципы организации выполнения практической работы являются:

  • активность, что определяет  необходимость сотрудничества студентов и обмена информацией с преподавателем;
  • индивидуализация обучения, что проявляется в учете преподавателем индивидуальных особенностей студентов при оценке выполненной практической работы;
  • регламентация обучения, что обеспечивает необходимость выбора стратегии обучения и планирования организации самостоятельной работы студентов;
  • научность, что определяет уровни решения для достижения поставленных задач на основе научных знаний;
  • наглядность, что обеспечивает представление информации в доступном виде;
  • учет трудоемкости, что дифференцирует уровень сложности и объема предложенных заданий в практической работе.

Практические работы выполняются письменно в рабочей тетради. Обязательно проставляется номер работы.

2. Перечень   практических работ.

№пп

Тема практической работы

Наименование раздела / темы

Рабочей программы

1

Практическая работа № 1

Тема: «Деятельность и мышление. Виды деятельности»

Практическая работа № 2

Тема: «Основные институты общества»

Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

2

Практическая работа № 3

Тема: «Взаимодействие и взаимосвязь различных культур»

Раздел 2 Основы знаний о духовной культуре    человека и общества

3

Практическая работа № 4

Тема: Престиж профессиональной деятельности

Практическая работа № 5

Тема: «Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации»

Раздел 3. Социальные отношения

4

Практическая работа № 6

Тема: «Экономический цикл»

Практическая работа № 7

Тема: «Рынок и его роль в экономической жизни»

Практическая работа № 8

Тема: «Фирма в экономике»

Практическая работа № 9

Тема: «Организационно - правовые формы предпринимательства»

Практическая работа № 10

Тема: «Денежная политика государства»

Практическая работа № 11

Тема: «Рынок труда и безработица»

Раздел 4. Экономика

5

Практическая работа № 12

Тема: «Признаки правового государства»

Практическая работа № 13

Тема: «Демократия, её основные ценности и признаки»

Практическая работа № 14

Тема: «Политический режим»

Практическая работа № 15

Тема: «Отличительные черты выборов

в демократическом обществе»

Практическая работа № 16

Тема: «Политические партии и движения, их классификация»

Практическая работа № 17

Тема: «Роль средств массовой информации в политической жизни общества»

Раздел 5. Политика как общественное явление

6

Практическая работа № 18

Тема: «Способы защиты экологических прав»

Практическая работа № 19

Тема: «Гражданский кодекс РФ: решение проблемных ситуаций» Практическая работа № 20

Тема: «Порядок приема на работу»

Практическая работа № 21

Тема: «Процедуры гражданского процесса»

Практическая работа № 22

Тема: «Процедуры уголовного процесса»

Практическая работа № 23

Тема: «Особенности административного процесса»

Раздел 6. Право

                       

3. Структура и содержание практических работ.

3.1. Раздел 1. Начала философских и психологических знаний

о человеке и обществе.

Практическая работа№ 1

 Тема: «Деятельность и мышление. Виды деятельности»

Цель практического занятия:

Изучение факторов, влияющих на деятельность и мышление человека. Изучить виды деятельности человека

Студент должен уметь:

  • проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса;
  • расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе общественных отношений;
  • качественно выполнять задания;
  • представлять логическую цепь аргументов

Инструкция по выполнению практической работы:

ознакомьтесь с текстом задания и письменно ответьте на поставленные вопросы:

Задание 1.

        На одном из уроков завязался спор. Игорь утверждал, что раньше появился человек, а потом общество. Ему возразила Ольга: человек становиться человеком только в обществе, поэтому сначала появилось общество, а затем человек. А как вы думаете? Аргументируйте ответ.

Задание 2.

        Римский философ Сенека говорил: «Мы рождены, чтобы жить совместно, наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Как вы понимаете это высказывание? Сопоставьте его с определением общества, приведенным в учебнике. Совпадают ли характеристики? Если определение философа отличается от современного понимания общества, то чем оно отличается?

Задание 3.

        Л.Н.Толстой писал: «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей – это самоубийство». Какая мысль в учебнике созвучна этому высказыванию писателя? Почему вы так считаете?

Задание 4.

        Ответьте на вопросы, руководствуясь размышлениями об обществе русского социолога, основоположника отечественной и американской социологических школ П,А.Сорокина из книги «Человек. Цивилизация. Общество.»

        «Раз мы говорим об обществе, тем самым мы предполагаем наличность не одной единицы, не одного существа, а по меньшей мере нескольких. Единица общества не составляет. Значит, общество означает прежде всего совокупность нескольких единиц( индивидов, существ, особей). Теперь представим себе, что эти единицы абсолютно закупорены и не имеют никаких соотношений друг с другом. Будет ли в этом случае налицо общество? Очевидно нет. Отсюда вывод: общество означает не только совокупность нескольких единиц, но  и предполагает, что эти единицы не изолированы друг от друга, а находятся между собой в процессе взаимодействия, то есть оказывают друг на друга то или иное влияние, соприкасаются друг с другом и имеют между собой ту или иную связь. Иными словами понятие общества предполагает не только наличность нескольких единиц, но требует еще, чтобы единицы взаимодействовали между собой.

… все взаимодействующие центры и все процессы взаимодействия можно разделить на три основные формы: 1) «неорганические» взаимодействующие центры и взаимодействие физико-химическое (мир неорганический), изучаемые физико-химическими науками; 2) живые «органические» взаимодействующие центры и взаимодействие биологическое (мир органический, явления жизни), изучаемые биологическими науками; 3)наконец, взаимодействующие центры, одаренные психикой, сознанием, и взаимодействие психическое, то есть обмен идеями, чувствами, волевыми актами( явления культуры, мир социальности) изучаемые социальными науками…»

  1. Почему совокупность изолированных друг от друга индивидов обществом не является?
  2. Почему А.П.Сорокин считает, что предметом изучения социальных наук являются психические взаимодействия?
  3. Объясните характер описанных в документе социальных взаимодействий, используя текст Сорокина.

Практическая работа № 2

Тема: «Основные институты общества»

Цель практического занятия:

        Изучение основных социальных институтов общества и основных потребностей человека.

Студент должен уметь:

  • проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса;
  • расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе общественных отношений;
  • качественно выполнять задания;
  • представлять логическую цепь аргументов

Инструкция по выполнению практической работы:

ознакомьтесь с текстом задания и письменно ответьте на поставленные вопросы:

Задание 1.

        Применяя системный подход, проанализируйте российское общество начала ХХ века.

Задание 2.

        Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования.

Задание 3.

        В коллективной работе российских социологов говориться «…общество существует и функционирует в многообразных формах… Действительно важный вопрос сводиться к тому, чтобы за особенными формами не потерять само общество, за деревьями – леса». Как это утверждение связано с пониманием общества как системы? Аргументируйте ответ.

Раздел 2. «Основы знаний о духовной культуре человека и общества»

Практическая работа № 3

Тема: «Взаимодействие и взаимосвязь различных культур»

Цель практического занятия:

        Изучить взаимосвязь и взаимодействие различных культур на человека

Студент должен уметь:

  • проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса;
  • расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе общественных отношений;
  • качественно выполнять задания;
  • представлять логическую цепь аргументов

Инструкция по выполнению практической работы:

ознакомьтесь с текстом задания и письменно ответьте на поставленные вопросы:

Задание 1.

        Назовите не менее десяти наук, которые изучают те или иные стороны культуры.

Задание 2.

        Напишите мини сочинение на тему о том, как раньше проходили народные праздники и гуляния.

Задание 3.

        Объясните  причины проявления в обществе следующих жанров массовой культуры: боевик, фильм ужасов, «мыльная опера», семейное ток-шоу. Какие потребности зрителя они удовлетворяют?

Задание 4.

        Английская писательница Джоан Ролинг, написав серию книг о юном волшебнике Гарри Потере, создала подлинный бестселлер. Только у нас в стране за один год этих книг было продано более 4 млн. На западе, где существует такой же интерес к творчеству этого автора, многие с удивлением отметили, что дети, оторвавшись от экранов компьютеров и телевизоров, начали с удовольствием читать художественную литературу.

        Охарактеризуйте это явление, выделив в нем признаки массовой культуры. Попробуйте продемонстрировать на этом примере взаимодействие явлений массовой культуры и общекультурных процессов.

Раздел 3. Социальные отношения

Практическая работа № 4

Тема: Престиж профессиональной деятельности

Цель практического занятия:

Изучение вопросов социального строения общества, престижа профессиональной деятельности и  социальной мобильности

Студент должен уметь:

  • проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса;
  • расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе общественных отношений;
  • качественно выполнять задания;
  • представлять логическую цепь аргументов;
  • определять причинно-следственные процессы для аргументирования своей точки зрения.
  • Инструкция по выполнению практической работы:
  • ознакомьтесь с текстом задания и письменно ответьте на поставленные вопросы:

Задание 1.

        Национальный Демократический институт США издал методическое пособие «Как победить на выборах?». В нем рекомендуется начать планирование избирательной компании с изучения социальной структуры своего избирательного округа. Как вы думаете, чем вызван такой практический совет? Как могут отразиться на избирательной компании полученные данные о положении различных социальных групп?

Задание 2.

        Охарактеризуйте себя и членов своей семьи как представителей социальной структуры общества, выбрав несколько различных критериев социальной стратификации. Например: возраст, образование, профессиональный статус, экономическое положение, социальный статус.

Задание 3.

        Бывший рабочий открыл свое дело и стал предпринимателем. Какое социальное явление иллюстрирует этот пример?

Задание 4.

        С чем связаны забастовки шахтеров, учителей, других социальных групп? Сформулируйте свой ответ, опираясь на информацию из средств массовой информации: телевидения, газет, Интернета.

Практическая работа № 5

Тема: «Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации»

Цель практического занятия:

        Изучение темы межнациональных и международных отношений, проблем терроризма и экстремизма.

Студент должен уметь:

  • проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса: мониторинг услуг банков;
  • расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе общественных отношений: в области банковского менеджмента, банковских продуктов
  • качественно выполнять задания;
  • представлять логическую цепь аргументов;
  • определять причинно-следственные процессы для аргументирования своей точки зрения:

представление результатов аудитории в виде диаграмм, схем и таблиц.

Инструкция по выполнению практической работы:

ознакомьтесь с текстом задания и письменно ответьте на поставленные вопросы:

Задание 1.

Как вы считаете, затрагивает ли проблема международных отношений каждого из нас? Ответ аргументируйте.

Задание 2.

         Весной 2002 года молодая русская женщина Татьяна Сапунова, проезжала по одной из самых оживленных трасс Подмосковья – Киевскому шоссе, увидела на обочине плакат с призывом к убийству евреев. Его миновали сотни машин, но только Татьяна остановилась и попыталась сорвать позорный плакат. Однако плакат оказался заминированным и женщина сильно пострадала от взрыва, но к счастью осталась жива. Позже Указом Президента РФ она была награждена  орденом Мужества. В некоторых СМи установку плаката назвали фашистской вылазкой.

        Как вы объясните, прочему Татьяна не проехала мимо плаката? Выскажите ваше оценку: а) действий и позиций тех, кто установил плакат; б) тех кто, спокойно проезжал мимо; в) тех, кто отвечал за порядок на этом участке дороги; г)заявлений, сделанных в СМИ.  

Задание 3.

        Ученые утверждают: агрессивный национализм характерен для малообразованных слоев населения и часто связан с антиинтеллектуализмом; в сущности он является способом агрессивного самооправдания собственной неспособности к политическому мышлению. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свой ответ мотивируйте конкретными историческими примерами.

Задание 4.

        Новый Закон «О противодействии экстремистской деятельности» запрещает пропаганду национальной исключительности и национального превосходства, а также пропаганду расовой, национальной или религиозной неполноценности граждан; он запрещает любые действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной вражды. Кроме того, закон запрещает пропаганду и демонстрацию подобной атрибутики и символики.

        Уже при обсуждении этого закона со стороны объединений, называющих себя «патриотическими» звучали заявления о том, что закон якобы «ущемляет» патриотические чувства, призывает к «травле инакомыслия», ведет к «удушению свободы слова и печати».

        Какие аргументы вы могли бы высказать таким «критикам»? почему патриотизм нельзя смешивать с национализмом, который базируется на чувствах национальной «исключительности» и национального «превосходства» либо «неполноценности других народов».

Раздел 4. Экономика

Практическая работа № 6

Тема: «Экономический цикл»

Цель практического занятия:

Ознакомиться с понятием и стадиями экономического цикла. Научиться составлять кривую спроса и предложения.

Студент должен уметь:

  • проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса;
  • расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе общественных отношений;
  • качественно выполнять задания;
  • представлять логическую цепь аргументов;
  • определять причинно-следственные процессы для аргументирования своей точки зрения.

Инструкция по выполнению практической работы:

ознакомьтесь с текстом задания и письменно ответьте на поставленные вопросы:

Задание 1.

        Прочитайте предложенный ниже документ и ответьте на вопросы:

  1. Чем характеризуются кризисы 19 в.?
  2. Какова периодичность этих кризисов?
  3. Вспомните упоминавшийся в тексте параграфа фазы экономического цикла. Как образно характеризует их автор, сравнивая с бегом лошади?

Начиная с 1825 года, когда разразился первый общий кризис, весь промышленный и торговый мир, производство и обмен весь цивилизованных народов вместе с их более или менее варварскими придатками приблизительно раз в десять лет сходят с рельсов. В торговле наступает  застой,  рынки переполняются массой не находящей сбыта продукции, наличные деньги исчезают из обращения, кредит прекращается, фабрики останавливаются, рабочие лишаются всяческих жизненных средств, ибо они произвели эти средства в слишком большом количестве; банкротства следуют за банкротствами аукционы сменяются аукционами. Застой длиться годами. Массы производительных сил и продуктов расточаются и уничтожаются, пока, накопившиеся массы товаров по более или менее сниженным ценам не разойдутся, наконец, и не возобновиться постепенно движение производства и обмена. Мало-помалу движение это ускоряется, шаг сменяется рысью, промышленная рысь переходит в галоп, уступающий свое место бешеному карьеру, настоящей скачке с препятствиями, охватывающей промышленность, торговлю, торговлю, кредит и спекуляцию, чтобы в конце концов после отчаянных скачков снова свалиться в бездну краха. И так постоянно сызнова. С 1825 г. Мы уже пять раз переживали этот круговорот и теперь (1877 г.) переживем его в шестой раз.

Задание 2.

        Ниже приводиться динамика  ВВП Новой Зеландии за 10 лет (в процентах к предыдущему году). О каких фазах цикла можно судить по этим данным и какова их продолжительность?

1990 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

100,0

103,7

103,1

102,6

99,6

104,1

102,0

Задание 3.

Выберете правильный ответ. Продолжительность цикла надо считать:

  1. От пика предыдущего подъема до пика следующего подъема;
  2. От начала подъема до конца рецессии
  3. От пика подъема до низшей точки кризиса – дна
  4. От начала рецессии до низшей ее точки. 

Практическая работа № 7

Тема: «Рынок и его роль в экономической жизни»

Цель практического занятия:

Изучить понятия рынок и рыночные структуры, различать особенности типов экономических систем.

Студент должен уметь:

  • проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса: ознакомление с законодательством РФ в области политики;
  • получение навыков работы с информационно-справочными программами;
  • расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе общественных отношений;
  • качественно выполнять задания: правовом поле политической сферы, знать свои права гражданина РФ;
  • представлять логическую цепь аргументов;
  • определять причинно-следственные процессы для аргументирования своей точки зрения.

Инструкция по выполнению практической работы:

ознакомьтесь с текстом задания и письменно ответьте на поставленные вопросы

Задание 1.

        Лауреат Нобелевской премии в области экономики М. Фридман писал:  «гениальность Адама Смита проявилась в понимании того факта, что цены на товары, возникающие в результате сделок между покупателями и продавцами, - иными словами, цены образующие в результате действия законов свободного рынка, - могут координировать действия миллионов людей, каждый из которых преследует свою собственную выгоду, причем координировать таким образом, что каждый из участвующих в сделке выигрывает»

        Объясните, как осуществляется взаимовыгодный обмен в условиях рынка?

        

Задание 2.

        Сопоставьте воздействия, которые оказывают на производство конкуренция и монополия, Как отражается на потребителях конкуренция товаропроизводителей в той или иной отрасли и монополия в определенной отрасли?

Задание 3.

        Объясните, почему многие экономисты считают оптимальной смешанную экономику, а не командную и не свободный рынок?

Практическая работа № 8

Тема: «Фирма в экономике»

Цель практического занятия:

Изучить понятия фирма, закрепить знания об организационно-правовых формах предпринимательства, научиться рассчитывать постоянные и переменные издержки предприятия, рентабельность фирмы.

Студент должен уметь:

  • проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса: ознакомление с законодательством РФ в области политики;
  • получение навыков работы с информационно-справочными программами;
  • расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе общественных отношений;
  • качественно выполнять задания: правовом поле политической сферы, знать свои права гражданина РФ;
  • представлять логическую цепь аргументов;
  • определять причинно-следственные процессы для аргументирования своей точки зрения.

Инструкция по выполнению практической работы:

ознакомьтесь с текстом задания и письменно ответьте на поставленные вопросы

  1. Составьте перечень затрат, которые необходимы для того, чтобы: открыть мастерскую по ремонту бытовой техники, организовать торжественный ужин в кафе на тридцать человек, открыть пункт проката с п о р т и в н о г о инвентаря.

  1. Рост с п р о с а на п р о д у к ц и ю полиграфического комбината потребовал увеличения объема производства. Какие издержки производства будут иметь решающее значение: постоянные или переменные?

  1. Фирма «Конус» решила расширить производство за счет увеличения ассортимента товаров. Выпуск продукции потребовал следующих общих издержек: сырье — 500 тыс. р., заработная плата рабочих — 100 тыс. р., топливо — 70 тыс. р., транспортные у с л у г и — 7 тыс. р., расходы на п о д г о т о в к у и переподготовку кадров — 6 тыс. р., отчисления по страхованию имущества — 1 тыс. р. Рассчитайте сумму постоянных и переменных издержек.

  1. Величина прибыли предприятия в год составила 100 млн р., а издержки производства — 60 млн р. Рассчитайте рентабельность его деятельности. Объясните, можно ли и почему считать э т о производство целесообразным с хозяйственной точки зрения.

Практическая работа № 9

Тема: «Организационно - правовые формы предпринимательства»

Цель практического занятия:

Изучить организационно-правовые формы предпринимательства.

Студент должен уметь:

  • проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса: ознакомление с законодательством РФ в области политики;
  • получение навыков работы с информационно-справочными программами;
  • расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе общественных отношений;
  • качественно выполнять задания: правовом поле политической сферы, знать свои права гражданина РФ;
  • представлять логическую цепь аргументов;
  • определять причинно-следственные процессы для аргументирования своей точки зрения.

Инструкция по выполнению практической работы:

ознакомьтесь с текстом учебника  параграф 5 стр. 53 (11 класс) и заполните таблицу по указанным параметрам.

Задание 1.

        Заполните сравнительную таблицу организационно - правовых форм предпринимательской деятельности:

№ п/п

Организационно-правовая форма

Участники

Учредительные документы

Капитал

Ответственность

1

2

3

4

5

6

1

Полное товарищество

2

Товарищество на вере

3

ООО

4

ОАО

5

ЗАО

6

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения

Практическая работа № 10

Тема: «Денежная политика государства»

Цель практического занятия:

Изучить функции государства по отношению к экономике, знать денежную политику государства (фискальная и монетарная политика).

Студент должен уметь:

  • проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса: ознакомление с законодательством РФ в области политики;
  • получение навыков работы с информационно-справочными программами;
  • расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе общественных отношений;
  • качественно выполнять задания: правовом поле политической сферы, знать свои права гражданина РФ;
  • представлять логическую цепь аргументов;
  • определять причинно-следственные процессы для аргументирования своей точки зрения.

Инструкция по выполнению практической работы:

ознакомьтесь с текстом задания и письменно ответьте на поставленные вопросы

Задание 1.

        Российскому государству удавалось ряд лет добиваться бездефицитного бюджета. Охарактеризуйте негативное воздействие бюджетного дефицита на экономику. Какие сферы экономики могут в значительной степени испытывать это воздействие? Предложите действенные, на ваш взгляд, государственные меры по устранению дефицита бюджета в стране?

Задание 2.

Объясните смысл следующего высказывания: «Налоги – это цена, которую мы платим за услуги государства». Проиллюстрируйте свое мнение примерами.

Задание 3.

Назовите направления государственной экономической политики периода реформ 90-х гг ХХ в., которые имели позитивные результаты, а также те которые не оправдали надежд. Проанализируйте экономическую политику России этого периода с позиций влияния на нее той или иной теоритической экономической концепции.

Практическая работа № 11

Тема: «Рынок труда и безработица»

Цель практического занятия:

Изучить особенности рынка труда, причины и последствия безработицы

Студент должен уметь:

  • проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса: ознакомление с законодательством РФ в области политики;
  • получение навыков работы с информационно-справочными программами;
  • расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе общественных отношений;
  • качественно выполнять задания: правовом поле политической сферы, знать свои права гражданина РФ;
  • представлять логическую цепь аргументов;
  • определять причинно-следственные процессы для аргументирования своей точки зрения.

Инструкция по выполнению практической работы:

ознакомьтесь с текстом задания и письменно ответьте на поставленные вопросы

Задание 1.

        Выскажете ваше мнение, может ли в плановой (командной) экономике действовать закон спроса и предложения на труд. Аргументируйте свой ответ.

Задание 2.

Как вы понимаете следующие высказывание: «Забастовка – это своего рода обоюдный нож, который ранит и трудящихся и работодателей»? Назовите причины и последствия забастовок. Профсоюз и предприниматель: - возможет ли компромисс интересов?

Задание 3.

Зачем государство устанавливает минимальный размер заработной платы? Поможет ли это сократить количество людей, живущих за чертой  бедности? Сформулируйте свои предложения по борьбе с этой социальной проблемой.

Задание 4.

        Сравните данные, приведенные в таблице и сделайте выводы. Объясните, какие факторы влияют на общественный престиж той или иной профессии. Какие новые профессии появились в России и с чем это связано?

Страны

Профессии

Россия

  1. Менеджеры по продажам и закупкам
  2. Программисты, специалисты по коммуникациям
  3. Банковские служащие, бухгалтеры
  4. Руководители отделов, управляющие
  5. Рекламисты, маркетологи

Германия

  1.  Врачи
  2. Священники
  3. Преподаватели университетов
  4. Адвокаты
  5. Предприниматели

США

  1. Менеджеры интернет-сайтов
  2. Статистики
  3. Компьютерные аналитики, инженеры в области программного обеспечения
  4. Математики
  5. Бухгалтеры

Новая Зеландия

  1. Механики автомобильного оборудования, автомеханики
  2. Сиделки для престарелых
  3. Компьютерные техники
  4. Программисты

Раздел 5. Политика как общественное явление

Практическая работа № 12

Тема: «Признаки правового государства»

Цель практического занятия:

Изучить признаки правового государства

Студент должен уметь:

  • проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса: ознакомление с законодательством РФ в области политики;
  • получение навыков работы с информационно-справочными программами;
  • расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе общественных отношений;
  • качественно выполнять задания: правовом поле политической сферы, знать свои права гражданина РФ;
  • представлять логическую цепь аргументов;
  • определять причинно-следственные процессы для аргументирования своей точки зрения.

Инструкция по выполнению практической работы:

ознакомьтесь с текстом задания и письменно ответьте на поставленные вопросы

Задание 1.

        Древнеримский философ Цицерон говорил: «Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона». Как вы понимаете это высказывание? Соответствует ли оно вашим внутренним убеждениям?

Задание 2.

Представьте ситуацию: вы являетесь свидетелем спора двух товарищей о принципах правового государства. Первый утверждает, что главным является верховенство закона в обществе, Второй считает, что приоритет принадлежит принципу незыблемости  свободы личности, ее прав интересов чести и достоинства. А как вы думаете? Свой ответ аргументируйте

Задание 3.

На какие из нижеперечисленных положений вы стали бы опираться, прежде чем положительно оценить обсуждаемый в обществе законопроект? Свой выбор аргументируйте.

- Согласованность в законопроекте интересов общества, социальных групп , личности

- Приоритет в законопроекте классовых интересов над национальными

- Утверждение в законопроекте прав и свобод личности

- Приоритет в законопроекте государственных интересов над  личным.

Задание 4.

        В настоящее время в США 70% граждан состоят в разнообразных добровольных объединениях, союзах и ассоциациях. Более 50% активно участвуют в деятельности двух и более ассоциаций. К примеру в работе 240 потребительских организаций участвуют 70 млн человек. Какие выводы вы могли бы сделать?

Практическая работа № 13

Тема: «Демократия, её основные ценности и признаки»

Цель практического занятия:

Изучить признаки демократии.

Студент должен уметь:

  • проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса: ознакомление с законодательством РФ в области политики;
  • получение навыков работы с информационно-справочными программами;
  • расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе общественных отношений;
  • качественно выполнять задания: правовом поле политической сферы, знать свои права гражданина РФ;
  • представлять логическую цепь аргументов;
  • определять причинно-следственные процессы для аргументирования своей точки зрения.

Инструкция по выполнению практической работы:

Ознакомьтесь с текстом задания и письменно ответьте на поставленные вопросы

Задание 1.

        На парламентских выборах в Великобритании        в 1945 году многие не сомневались в том, что успех обеспечен лидеру консервативной партии, премьер-министру У.Черчелю – одному из главных организаторов победы над Германией во Второй мировой войне. Однако на проходивших весной 1945 г. Выборах выиграл лидер лейбористской партии К Эттли, который выглядел рядом с У Черчелем незначительной фигурой, но предложил избирателям широкую и конкретную программу развития страны. Сделайте все возможные выводы из приведенного примера.

Задание 2.

Опираясь на знания отечественной истории, определите, является ли Верховный Совет СССР парламентом. Аргументируйте свой ответ.

Задание 3.

Опираясь на классификацию политических партий, охарактеризуйте Либерально-демократическую партию России, Коммунистическую партию РФ, «Единую Россию»

Практическая работа № 14

Тема: «Политический режим»

Цель практического занятия:

Изучить особенности политических режимов, существующих в современном мире.

Студент должен уметь:

  • проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса: ознакомление с законодательством РФ в области политики;
  • получение навыков работы с информационно-справочными программами;
  • расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе общественных отношений;
  • качественно выполнять задания: правовом поле политической сферы, знать свои права гражданина РФ;
  • представлять логическую цепь аргументов;
  • определять причинно-следственные процессы для аргументирования своей точки зрения.

Инструкция по выполнению практической работы:

Ознакомьтесь с текстом задания и письменно ответьте на поставленные вопросы, сделайте выводы.

 

Задание 1.

        Опираясь на курс истории, охарактеризуйте политическую систему Советского Союза, сложившуюся в 1930-х гг.

Задание 2.

В конце 2010 года были опубликованы социологические исследования, из которых следовало, что 67% россиян ежедневно получают сведения о политических событиях, а около 3% вообще не обращаются к подобной информации. Почти 74% обсуждают политические события с друзьями. Однако, отвечая на вопрос, о месте политики в их жизни, люди упоминают о ней реже, чем о семье, друзьях, работе, религии.

О чем говорят эти данные? Сделайте все возможные выводы из них.

Задание 3.

Может ли в одной политической системе существовать демократия и монархия? Свой ответ аргументируйте.

Задание 4.

Проанализируйте ситуацию: политический деятель обращается на выборах к избирателю:

« Я добьюсь значительного роста благосостояния народа, Пусть только все добросовестно занимаются своими делами, но не вмешиваются в политику.»

        Каково ваше отношение к этой позиции?

Практическая работа № 15

Тема: «Отличительные черты выборов

 в демократическом обществе»

Цель практического занятия:

Изучить особенности избирательной системы в Российской Федерации, задачи, цели и функции выборов в демократическом обществе..

Студент должен уметь:

  • проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса: ознакомление с законодательством РФ в области политики;
  • получение навыков работы с информационно-справочными программами;
  • расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе общественных отношений;
  • качественно выполнять задания: правовом поле политической сферы, знать свои права гражданина РФ;
  • представлять логическую цепь аргументов;
  • определять причинно-следственные процессы для аргументирования своей точки зрения.

Инструкция по выполнению практической работы:

Ознакомьтесь с текстом задания и письменно ответьте на поставленные вопросы, сделайте выводы.

Задание 1.

        Некоторые политологи сравнивают политический процесс с двуликим Янусом – римским божеством дверей входа и выхода, всякого начла, одно лицо которое  обращено в прошлое, другое – в будущее. Как вы понимаете это сравнение? На конкретных примерах раскройте его суть.

Задание 2.

На примере  выборов Президента РФ 2012 года, охарактеризуйте  структурные элементы и стадии  этого процесса.

Задание 3.

Учеными установлены причины политической активности и пассивности граждан. В их числе:

  • Осознание своих социально-экономических и политических интересов;
  • Понимание общественного долга и забота о внешнем благе;
  • Разочарование в эффективности  политической системы, крушение господствующих ранее ценностей
  • Недоверие к власти
  • Отсутствие прочих политических знаний и убеждений
  • Стремление повысить свой социальный статус
  • Политико-правовой нигилизм

На основе анализа этих причин выявите, что стимулирует политическую активность, а что мешает ей. Свой ответ поясните.

Практическая работа № 16

Тема: «Политические партии и движения, их классификация»

Цель практического занятия:

Изучить понятие политической партии, политической идеологии. Уметь классифицировать политические партии.

Студент должен уметь:

  • проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса: ознакомление с законодательством РФ в области политики;
  • получение навыков работы с информационно-справочными программами;
  • расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе общественных отношений;
  • качественно выполнять задания: правовом поле политической сферы, знать свои права гражданина РФ;
  • представлять логическую цепь аргументов;
  • определять причинно-следственные процессы для аргументирования своей точки зрения.

Инструкция по выполнению практической работы:

Используя материал учебника, составьте классификацию политических партий и движений.

Задание 1.

        Используя материал учебника, составьте классификацию политических партий и движений, действующих в РФ  по следующим критериям:

- по идеологическому признаку;

- по типу политической программы;

- по организационному признаку;

- по отношению к проводимой политике;

Практическая работа № 17

Тема: «Роль средств массовой информации в политической жизни общества»

Цель практического занятия:

Изучить роль средств массовой информации в политической жизни общества.

Студент должен уметь:

  • проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса: ознакомление с законодательством РФ в области политики;
  • получение навыков работы с информационно-справочными программами;
  • расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе общественных отношений;
  • качественно выполнять задания: правовом поле политической сферы, знать свои права гражданина РФ;
  • представлять логическую цепь аргументов;
  • определять причинно-следственные процессы для аргументирования своей точки зрения.

Инструкция по выполнению практической работы:

Используя материал учебника, информацию, полученную из газет, журналов, интернета составьте эссе на заданную тему.

Задание 1.

        Используя средства массовой информации (газеты, интернет сайты), расскажите о последних новостях из мира политики.

        Ответьте на вопрос: какую роль в современной политической жизни занимают СМИ?

Раздел 6. Право

Практическая работа № 18

Тема: «Способы защиты экологических прав»

Цель практического занятия:

Изучить способы защиты экологических прав.

Студент должен уметь:

  • проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса: ознакомление с законодательством РФ в области политики;
  • получение навыков работы с информационно-справочными программами;
  • расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе общественных отношений;
  • качественно выполнять задания: правовом поле политической сферы, знать свои права гражданина РФ;
  • представлять логическую цепь аргументов;
  • определять причинно-следственные процессы для аргументирования своей точки зрения.

Инструкция по выполнению практической работы:

Ознакомьтесь с текстом задания и письменно ответьте на поставленные вопросы, сделайте выводы

Задание 1.

        Прочитайте выписку из Экологической доктрины Российской Федерации и ответьте на вопросы:

  1. Как вы понимаете слово «доктрина»?
  2. В чем смысл государственной политики в области экологии?
  3. Объясните как вы лично понимаете формулировку «экологическая безопасность страны»?
  4. Что необходимо сделать для достижения экологической цели государства?
  5. Каков смысл фразы «равноправный доступ к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей»? Как выдумаете, почему эта позиция доктрины стала главным условием достижения стратегической цели государства?

Стратегической целью государственной политики в области экологии являются сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Для этого необходимы:

  • Сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к само регуляции как необходимого условия существования человеческого общества;
  • Обеспечение рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей;
  • Обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения.

Практическая работа № 19

Тема: «Гражданский кодекс РФ: решение проблемных ситуаций»

Цель практического занятия:

Научиться, применяя полученные знания и использование нормативных документов, решать ситуационные задачи по гражданскому праву..

Студент должен уметь:

  • проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса: ознакомление с законодательством РФ в области политики;
  • получение навыков работы с информационно-справочными программами;
  • расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе общественных отношений;
  • качественно выполнять задания: правовом поле политической сферы, знать свои права гражданина РФ;
  • представлять логическую цепь аргументов;
  • определять причинно-следственные процессы для аргументирования своей точки зрения.

Инструкция по выполнению практической работы:

Ознакомьтесь с текстом задания и используя  полученные знания, опираясь на нормативно-правовую документацию решить ситуационные задачи.

Задание 1.

        Обоснуйте, что из перечисленного ниже может стать объектом гражданских правоотношений:

  • Изобретенный новый вид двигателя к автомобилю;
  • Составление документов по заказу собственника автомобиля
  • Стихи об автомобиле
  • Похищенный автомобиль
  • Ремонт автомобиля

Задание 2.

        Кочкин приобрел в магазине концертный рояль. На следующий день в магазин пришла его жена и, ссылаясь на то, что «ее муж – просто больной», попросила принять товар обратно и вернуть деньги, так как рояль занимает слишком много места в квартире.

        Кто является в данном случае субъектами правоотношения? В чем его содержание? Как должна закончится эта история?

Задание 3.

        Бернард Шоу как-то написал: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то и у меня и вас останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и если мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи»

        О каких правах идет речь, если посмотреть на данную ситуацию с позиции гражданского права.

Практическая работа № 20

Тема: «Порядок приема на работу»

Цель практического занятия:

Изучить порядок заключения и расторжения трудового договора между работником и работодателем

Студент должен уметь:

  • проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса: ознакомление с законодательством РФ в области политики;
  • получение навыков работы с информационно-справочными программами;
  • расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе общественных отношений;
  • качественно выполнять задания: правовом поле политической сферы, знать свои права гражданина РФ;
  • представлять логическую цепь аргументов;
  • определять причинно-следственные процессы для аргументирования своей точки зрения.

Инструкция по выполнению практической работы:

Ознакомьтесь с текстом задания и используя  полученные знания, опираясь на нормативно-правовую документацию решить ситуационные задачи.

        Используя материалы учебника и Трудовой кодекс РФ ответьте на вопросы:

  1. Дайте определение трудовых правоотношений. Какие особенности для них характерны?
  2. Какие документы необходимы работнику при приеме на работу? Перечислите документы, которые оформляет работодатель при приеме на работу.
  3. Что отличат понятия «занятый», «незанятый» и «безработный»?

Задание:

        Польский поэт и философ ХХ века Е.Лец писал: «Человек еще и тем превосходит машину, что умеет сам себя продавать»

        Прокомментируйте данное высказывание с позиции трудового права.

Практическая работа № 21

Тема: «Процедуры гражданского процесса»

Цель практического занятия:

Изучить порядок заключения и расторжения трудового договора между работником и работодателем

Студент должен уметь:

  • проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса: ознакомление с законодательством РФ в области политики;
  • получение навыков работы с информационно-справочными программами;
  • расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе общественных отношений;
  • качественно выполнять задания: правовом поле политической сферы, знать свои права гражданина РФ;
  • представлять логическую цепь аргументов;
  • определять причинно-следственные процессы для аргументирования своей точки зрения.

Инструкция по выполнению практической работы:

Ознакомьтесь с текстом задания и ответьте письменно на вопросы  .

        Задание 1.

        Петрухин сдал Зайцеву свою квартиру сроком на один год. В договоре найма обе стороны обязались все спорные вопросы решать только путем переговоров и не обращаться в суд. Прошел срок, еще один месяц, а Зайцев квартиру не освобождает. Каковы должны быть действия Петрухина для освобождения своей квартиры?

        Задание 2.

Минаев отсудил у Семенова земельный участок на основании акта земельного комитета. Через год выяснилось, что акт был поддельный. Данный факт был установлен приговором, которым сотрудник земельного комитета был осужден за взятку. Укажите какие действия вправе предпринять Семенов для возврата участка?

Задание 3.

Составьте схему участников гражданского судебного процесса и основных стадий гражданского судебного процесса.

Практическая работа № 22

Тема: «Процедуры уголовного процесса»

Цель практического занятия:

Изучить участников, стадии и процедуры уголовного процесса.

Студент должен уметь:

  • проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса: ознакомление с законодательством РФ в области политики;
  • получение навыков работы с информационно-справочными программами;
  • расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе общественных отношений;
  • качественно выполнять задания: правовом поле политической сферы, знать свои права гражданина РФ;
  • представлять логическую цепь аргументов;
  • определять причинно-следственные процессы для аргументирования своей точки зрения.

Инструкция по выполнению практической работы:

Ознакомьтесь с текстом задания и ответьте письменно на вопросы  .

        Задание 1.

        На судебном заседании защитник ходатайствовал об исключении из числа доказательств коробки со снотворным, которая, якобы была найдена при обыске у подсудимого, но не внесена в протокол обыска. Подсудимый принадлежность коробки ему отрицал. Какое определение по этому ходатайству должен вынести суд и почему?

        Задание 2.

Перечислите основные принципы уголовного процесса.

Задание 3.

Следователь получает информацию, что у обвиняемого на даче гранятся похищенные иконы. Каковы будут процессуальные действия следователя?

Задание 4.

Во время судебного заседания с участием присяжных заседателей у одного из присяжных случился приступ аппендицита и вызванная «скорая помощь» увезла его в больницу. Определите, может ли в сложившейся ситуации продолжаться судебное заседание.? Что должен делать судья? А что если одновременно заболеют двое или трое заседателей?

Практическая работа № 23

Тема: «Особенности административного процесса»

Цель практического занятия:

Изучить участников, стадии и процедуры административного процесса.

Студент должен уметь:

  • проводить поиск информации для раскрытия содержания вопроса: ознакомление с законодательством РФ в области политики;
  • получение навыков работы с информационно-справочными программами;
  • расширять свое мировоззрение путем изучения процессов или фактов в системе общественных отношений;
  • качественно выполнять задания: правовом поле политической сферы, знать свои права гражданина РФ;
  • представлять логическую цепь аргументов;
  • определять причинно-следственные процессы для аргументирования своей точки зрения.

Инструкция по выполнению практической работы:

Ознакомьтесь с текстом задания и ответьте письменно на вопросы  .

        Задание 1.

        У выхода из кинотеатра стояли трое ребят лет 16-17, отпивали пиво из бутылок, громко ругались, задирались к прохожим, а на одну девушку даже плеснулись пивом. В это время подошел полицейский.  Опишите возможные сценарии и процедуры дальнейших событий в соответствии с КоАП РФ.

        Задание 2.

        Смирнову пришло по почте постановление о наложении штрафа за грубое нарушение пожарной безопасности при эксплуатации своего гаража. Однако Смирнов правил не нарушал, и у него вообще нет гаража. Какие положения КоАП нарушены при вынесении данного взыскания? Что вправе сделать Смирнов согласно КоАП РФ?

Задание 3.

Четверо молодых людей наловила в заповедном озерке рыбу, развели костер (как раз у щита с надписью «Лов рыбы запрещен») и стали варить уху. И тут появился инспектор рыбоохраны. Опишите сценарий  дальнейших событий по КоАП РФ?

Задание 4.

Русский философ  В.С. Соловьев говорил: «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага» Как вы понимаете это высказывание? Каково ваше отношение к нему? Ответ аргументируйте.

Параметры оценивания письменных практических работ

Оценка «удовлетворительно» если обучающийся:

- Даёт не достаточно полный ответ, демонстрирует знание отдельных, не всегда логически взаимосвязанных философских понятий и терминов.

-Не владеет основными философскими терминами по анализируемой проблеме.

-Испытывает серьёзные затруднения при попытках аргументировать ключевые положения ответа, сделать самостоятельные выводы.

- В целом способен логично изложить материал, однако допускает существенные ошибки с точки зрения логической последовательности.

Допускается не более 3-4 ошибок, фактических и/или смысловых.

Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся:

-Даёт полный ответ на поставленные вопросы, демонстрирует знание философского  контекста проблемы.

-Умеет аргументировать ключевые положения ответа, делать самостоятельные выводы.

- В целом, владеет философской терминологией, но в отдельных случаях не может раскрыть содержание используемых терминов.

- Грамотно, логично формулирует ключевые положения ответа.

Допускается 1-2 незначительные ошибки, фактические и/или смысловые.

Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся:

-Умеет раскрыть анализируемое явление в философском контексте.

-Умеет аргументировать свою точку зрения, делать самостоятельные выводы и давать исчерпывающий ответ по существу проблемы.

- Грамотно, литературно, логично формулирует философские умозаключения.

Список литературы.

Основная литература:

        «Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного и гуманитарного профилей» Г. Важенина, 2016г. ИД «Академия» ЭБС (электронная библиотечная система)

        «Обществознание» Ч. 1.10 кл. Боголюбов Л.И. Городецкая Н.И., учебное издание. – М. «Просвещение» 2011 г.

        «Обществознание» Ч.2 11 кл. Боголюбов Л.И. Городецкая Н.И., учебное издание. – М. «Просвещение» 2011 г. 

        «Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного и гуманитарного профилей» Г. Важенина, 2016г. ИД «Академия» ЭБС (электронная библиотечная система)

Интернет-ресурсы.

http://christsocio.info/content/view/943/122

http://gendocs.ru/v10330/лекции_-_обществознание

http://www.twirpx.com/file/63976/

http://dist-tutor.info/mod/lesson/view.php?id=32344

http://my-shop.ru/shop/books/639608.html?partner=240

Дополнительная литература:

Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2015г.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2013 № 118-ФЗ))

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2013 № 218-ФЗ)

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2011. № 146-ФЗ от 03.06.2011 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2011 № 258-ФЗ)

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2011, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2013 № 214-ФЗ)

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2013 № 214-ФЗ))

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2013 № 218-ФЗ) //

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2012. – № 1. – Ч. 1.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2013 № 214-ФЗ)

Закон Российской Федерации «Об образовании» 01.09.2014 г.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2013 № 122-ФЗ)

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2011 № 120-ФЗ))

Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2011 № 214-ФЗ) //

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2012 № 193-ФЗ).

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2013 № 121-ФЗ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине: «Менеджмент»

Менеджмент – междисциплинарная наука, базирующаяся на многих дисциплинах гуманитарных, естественно-научных, общественно-социальных, технических и экономических наук....

методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине "Спецрисунок и художественная графика"

Методические указания по выполнения практических работ разработаны на основе Госстандарта среднего специального образования и рабочей программы дисциплины «Спецрисунок и художественная графика» для ре...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине "Операционные системы"

Методические рекомендации по выполнению практических работ студентов при изучении учебной дисциплины ОП.01. «Операционные системы» предназначены для студентов специальности 230115 Программирование в к...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине "Операционные системы" для неуспевающих студентов

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП.01. «Операционные системы» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта...

Методические рекомендации к выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.07 "Электронная техника"

Учебное пособие содержит указания по выполнению практических работ по дисциплине ОП.07 «Электронная техника», являющейся общепрофессиональной дисциплиной. Методические рекомендации составлены в соотве...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.04 «ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ) ЯЗЫК».

Для повышения эффективности проведения практических занятий по дисциплине «Иностранный язык (английский)» разработаны методические рекомендации по их проведению. Основными этапами практического занят...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические рекомендации предназначены для оказания помощи обучающимся при выполнении практических занятий...