методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине "Спецрисунок и художественная графика"
учебно-методический материал на тему

Шашина Елена Александровна
Методические указания по выполнения практических работ разработаны на основе Госстандарта среднего специального образования и рабочей программы дисциплины «Спецрисунок и художественная графика» для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 262019 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БРЯНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СФЕРЫ УСЛУГ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

по дисциплине «Спецрисунок и художественная графика»

для обучающихся дневного отделения

специальности 262019 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»

Составитель:

преподаватель профессионального цикла

Е.А.Шашина

Брянск

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Спецрисунок и художественная графика»

 Название практической работы

Кол-во

часов

Практическая работа № 1 Тема: «Ритмическое построение черных и белых полос»

2

Практическая работа № 2 Тема: «Ритм в условном костюме»

2

Практическая работа № 3 Тема: «Создание композиции различной пластики и формы»

2

Практическая работа № 4 Тема: «Выполнение композиции на ахроматические растяжки»

2

Практическая работа №5 «Контраст в костюме»

2

Практическая работа №6 «Симметрия и асимметрия в костюме»

2

Практическая работа №8 «Элементы оптического рисунка в одежде»

2

Практическая работа №7 «Композиционное решение совмещения разной клетки в одежде»

2

Практическая работа №9 «Изменение пропорций  одежды с помощью орнамента»

2

Практическая работа №10 «Расположение орнамента в костюме»

2

Практическая работа №11 «Связь формы костюма и характера орнамента»

2

Практическая работа №12 «Выявление пластичности свойств легких материалов»

2

Практическая работа №13 «Выявление пластичности свойств тяжелых материалов»

2

Практическая работа №14 «Выявление пластичности свойств комбинированных материалов»

2

Практическая работа №15 «Стилизация фигуры»

2

Практическая работа №16 «Трансформация костюма»

2

Практическая работа №17 «Аппликативное решение. Силуэт из однородных геометрических фигур»

2

Практическая работа №18 «Аппликативное решение. Силуэт из неоднородных геометрических фигур»

2

Практическая работа №19 «Коллаж костюма»

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания по выполнения практических работ разработаны на основе Госстандарта среднего специального образования и рабочей программы дисциплины «Спецрисунок и художественная графика» для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 262019 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».

Программой предмета «Спецрисунок и художественная графика» предусматривается изучение практических вопросов в области рисунка, живописи, композиции. Чтобы знать законы создания модной одежды, каждый студент должен иметь соответствующую художественную подготовку, уметь разбираться в эскизах одежды, её качестве с точки зрения внешней формы и внутренней структуры. Чтобы оценить и понять профессионально, что собой в дальнейшем будет представлять выполняемая модель, с чего было связано её рождение. Будущий специалист по костюму должен знать, каким образом художник-модельер подходит к созданию своей модели или коллекции моделей в целом.

Умение видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, творчески мыслить очень важно специалистам, работающим в легкой промышленности, так как каждый из них в своей области причастен к созданию костюма, являющегося частью окружающей человека предметной среды.

Обучение спецрисунку решает задачи общепрофессиональной подготовки студентов. Овладение изобразительной грамотой и основами художественной графики необходимо специалистам-швейникам в их практической деятельности. Овладение мастерством рисования как основой реалистического изображения окружающей действительности является начальным этапом подготовки будущих специалистов.

 Процесс обучения построен по принципу «от простого к сложному»: от анализа и рисования простых форм до изучения и рисования фигуры человека.

Практическое задание № 1 «Ритмическое построение черных и белых полос»

Цель: познакомиться с основными видами ритмических построений.

Время на выполнение задания: 2 часа.

Содержание: выполнить несколько видов организации ритма на заданные темы:

  • Построенного на принципе полной одинаковости – одинаковые элементы повторяются через равные промежутки;
  • Построенного на принципе повторения неравных элементов через равные промежутки;
  • Построенного на принципе повторения равных элементов через неравные промежутки;
  • Построенного на принципе полного разнообразия – неравных элементы повторяются  через неравные промежутки;

Форма и объем подачи:  на листе форматом А4, расположенном вертикально, разместить четыре орнаментальные полосы в строгой хронологической последовательности в соответствии с заданием.

Материалы:  лист формата А4, линейка, простой карандаш, стирка, черная тушь (или гуашь, гелиевая ручка, фломастеры).

Практическое задание № 2 «Ритм в условном костюме»

Цель: поиск композиционного решения эскиза условного костюма по средствам построения ритма.

Время на выполнение задания: 2 часа.

Содержание: разработать три условных силуэта костюма – прямоугольный, трапециевидный, икс-образный и заполнить их линиями:

  • С простым ритмом;
  • С возрастающим или убывающим к центру ритмом;
  • С ритмом произвольной направленностью.

 

Форма и объем подачи:  на листах форматом А4, расположенных горизонтально, разместить заданные силуэты каждый три раза и заполнить их линиями в строгой хронологической последовательности в соответствии с заданием.

Материалы:  3 листа форматом А4, линейка, простой карандаш, стирка, черная тушь (или гуашь, гелиевая ручка, фломастеры).

Практическое задание № 3 «Создание композиции различной пластики и формы»

Цель: поиск композиционного решения эскиза, цветовой гаммы, фактуры.

Время на выполнение задания: 2 часа.

Содержание: выполнить композиционное деление эскиза; выбрать форму рамок для композиционных заданий (например, прямоугольник или треугольник); выполнить композиции на заданные темы:

  • Большое – маленькое;
  • Прямое – изогнутое;
  • Горизонтальное – вертикальное.

 

Форма и объем подачи:  разделить вертикально расположенный лист на три части; выполнить в каждом ряду две ограниченные рамкой композиции на заданные темы.

Материалы:  лист формата А4, линейка, простой карандаш, стирка, черная тушь (или гуашь, гелиевая ручка, фломастеры).

Практическое задание № 4 «Выполнение композиции на ахроматические растяжки»

Цель: поиск наилучшего колористического решения эскиза, как организации будущей одежды.

Время на выполнение задания: 2 часа.

Содержание: разработать абстрактную композицию на основе геометрических форм; расчленить форму изнутри в различных направлениях на полосы для размещения светлотных градаций на заданные темы:

  • Равноступенчатая композиция;
  • Неравноступенчатая композиция.

 

Форма и объем подачи:  на листе форматом А4 выполнить две композиции на заданные темы.

Материалы:  лист формата А4, линейка, простой карандаш, стирка, гуашь.

Практическое задание № 5 «Контраст в костюме»

Цель: поиск наилучшего выражения костюма при помощи цвета в сочетании с различными формами.

Время на выполнение задания: 2 часа.

Содержание: разработать композицию костюма на основе геометрических форм с размещением на нем  светлотных  градаций.

Форма и объем подачи:  на листе форматом А4 выполнить три композиции костюма.

Материалы:  лист формата А4, линейка, простой карандаш, стирка, гуашь.

Практическое задание № 6 «Симметрия и асимметрия в костюме»

Цель: поиск наилучшего расположения частей костюма, как организации будущей одежды.

Время на выполнение задания: 2 часа.

Содержание: разработать абстрактную композицию костюма на основе геометрических форм с на заданные темы:

  • Симметрия в костюме;
  • Асимметрия в костюме.

 

Форма и объем подачи:  на листе форматом А4 выполнить две композиции на заданные темы.

Материалы:  лист формата А4, линейка, простой карандаш, стирка, гуашь.

Практическое задание № 7 «Композиционное решение совмещения разной клетки в одежде»

Цель: развить образно-ассоциативное мышление; показать возможности  композиционного решения эскиза костюма.

Время на выполнение задания: 2 часа.

Содержание: разработать эскиз костюма в произвольной форме, совмещая в нем разный по фактуре, объему, направлению, цветовой гамме орнамент клетки.

 

Форма и объем подачи:  на листе форматом А4 выполнить композицию на заданную тему.

Материалы:  лист формата А4, линейка, простой карандаш, стирка, гуашь.

Практическое задание № 8 «Элементы оптического рисунка в одежде»

Цель: развить образно-ассоциативное мышление; получить навыки по введению оптических рисунков в одежду.

Время на выполнение задания: 2 часа.

Содержание: с помощью ритма, масштаба, контраста, пропорций, симметрии и асимметрии зрительно изменить силуэт, пользуясь принципами оптического рисунка в костюме.

 

Форма и объем подачи:  на листе форматом А4 выполнить две композиции на заданную тему.

Материалы:  лист формата А4, линейка, простой карандаш, стирка, гуашь.

Практическое задание № 9 «Изменение пропорций  одежды с помощью орнамента»

Цель: показать, как при использовании различного орнамента можно визуально изменить пропорции одежды.

Время на выполнение задания: 2 часа.

Содержание: выбрать силуэт костюма, состоящий из двух и более пропорциональных частей. Внутри костюма расположить  орнамент (клетка, полоска, горох, растительный орнамент и их сочетание), используя разные направления и принцип повторения, изменяя масштаб и характер рисунка.

 

Форма и объем подачи:  на листе форматом А4 выполнить два одинаковых силуэта, где использован только один выбранный рисунок.

Материалы:  лист формата А4, линейка, простой карандаш, стирка, гуашь.

Практическое задание № 10 «Расположение орнамента в костюме»

Цель: показать влияние  симметрично и асимметрично расположенного орнамента на структуру и конструкцию одежды. 

Время на выполнение задания: 2 часа.

Содержание: придумать наиболее интересные варианты симметричного и асимметричного расположения орнамента в силуэтах, выполненных в произвольной форме.

 

Форма и объем подачи:  на листе форматом А4 выполнить два силуэта, где использован соответственно симметрично и асимметрично расположенный орнамент.

Материалы:  лист формата А4, линейка, простой карандаш, стирка, гуашь.

Практическое задание № 11 «Связь формы костюма и характера орнамента»

Цель: развить образно-ассоциативное мышление; показать связь формы костюма и орнамента по типу аналогии и контраста.

Время на выполнение задания: 2 часа.

Содержание: придумать наиболее интересные варианты расположения орнамента в силуэтах, выполненных в произвольной форме на заданные темы:

  • Растительный орнамент и форма костюма по аналогии;
  • Растительный орнамент и форма костюма по контрасту;
  • Геометрический орнамент и форма костюма по аналогии;
  • Геометрический орнамент и форма костюма по контрасту.

Форма и объем подачи:  на двух листах форматом А4 выполнить по два силуэта на заданные темы (на одном – орнамент в геометрической структуре, на втором – орнамент в пластической структуре).

Материалы:  лист формата А4, линейка, простой карандаш, стирка, гуашь.

Практическое задание № 12 «Выявление пластичности свойств легких материалов»

Цель: развить образно-ассоциативное мышление; передать свойства легких материалов через эскизы.

Время на выполнение задания: 2 часа.

Содержание: разработать два абстрактных образа с передачей свойств легких прозрачных, воздушных материалов (типа шелк, шифон).

 

Форма и объем подачи:  на листе форматом А4 выполнить две композиции на заданную тему.

Материалы:  лист формата А4, линейка, простой карандаш, стирка, гуашь.

Практическое задание № 13 «Выявление пластичности свойств тяжелых материалов»

Цель: развить образно-ассоциативное мышление; передать свойства тяжелых материалов через эскизы.

Время на выполнение задания: 2 часа.

Содержание: разработать два абстрактных образа с передачей свойств плотных, тяжелых, жестких материалов (типа шерсть, сукно).

 

Форма и объем подачи:  на листе форматом А4 выполнить две композиции на заданную тему.

Материалы:  лист формата А4, линейка, простой карандаш, стирка, гуашь.

Практическое задание № 14 «Выявление пластичности свойств комбинированных  материалов»

Цель: развить образно-ассоциативное мышление; научиться комбинировать в эскизах пластические свойства легких и тяжелых тканей.

Время на выполнение задания: 2 часа.

Содержание: разработать два абстрактных образа, сочетающих свойства легких и тяжелых тканей в одной композиции.

 

Форма и объем подачи:  на листе форматом А4 выполнить две композиции на заданную тему.

Материалы:  лист формата А4, линейка, простой карандаш, стирка, гуашь.

Практическое задание № 15 «Стилизация фигуры»

Цель: развить образно-ассоциативное мышление; найти свой стиль толкования образа фигуры человека.

Время на выполнение задания: 2 часа.

Содержание: разработать два образа, используя свою трактовку фигуры человека в эскизе.   

 

Форма и объем подачи:  на листе форматом А4 выполнить две композиции на заданную тему.

Материалы:  лист формата А4, линейка, простой карандаш, стирка, гуашь.

Практическое задание № 16 «Трансформация костюма»

Цель: развить образно-ассоциативное мышление; уметь применять  приемы трансформации относительно костюма.

Время на выполнение задания: 2 часа.

Содержание: выбрать творческий первоисточник (исторический костюм, наиболее выразительное растение, архитектурные здания и т.д.) и трансформировать  его в изображение современного костюма.

 

Форма и объем подачи:  на листе форматом А4 выполнить два трансформированных костюма относительно первоисточника.

Материалы:  лист формата А4, линейка, простой карандаш, стирка, гуашь.

Практическое задание № 17 «Аппликативное решение. Силуэт из однородных геометрических фигур»

Цель: развить образно-ассоциативное мышление; получить навыки при создании силуэта   из однородных геометрических фигур, используя метод упрощения.

Время на выполнение задания: 2 часа.

Содержание: использовать для работы однородные геометрические фигуры, но разного масштаба. Из  фигур сформировать изображение костюма.

 

Форма и объем подачи:  на листе форматом А4 выполнить два силуэта костюма из однородных геометрических фигур.

Материалы:  лист формата А4, линейка, простой карандаш, стирка, цветная бумага, клей, ножницы.

Практическое задание № 18 «Аппликативное решение. Силуэт из неоднородных геометрических фигур»

Цель: развить образно-ассоциативное мышление; получить навыки при создании силуэта   из неоднородных геометрических фигур, используя метод упрощения.

Время на выполнение задания: 2 часа.

Содержание: использовать для работы геометрические фигуры различного рода и масштаба. Из  фигур сформировать изображение костюма.

 

Форма и объем подачи:  на листе форматом А4 выполнить два силуэта костюма из неоднородных геометрических фигур.

Материалы:  лист формата А4, линейка, простой карандаш, стирка, цветная бумага, клей, ножницы.

Практическое задание № 19 «Коллаж костюма»

Цель: развить образно-ассоциативное мышление; получить навыки при создании костюма, совмещая различные материалы и техники исполнения.

Время на выполнение задания: 2 часа.

Содержание: использовать для работы различного рода материалы и способы их крепления. Сформировать изображение костюма.

 

Форма и объем подачи:  на листе форматом А4 выполнить изображение костюма (мужского, женского или детского) в технике коллажа.

Материалы:  лист формата А4, линейка, простой карандаш, стирка, различные материалы, клей, ножницы и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине: «Менеджмент»

Менеджмент – междисциплинарная наука, базирующаяся на многих дисциплинах гуманитарных, естественно-научных, общественно-социальных, технических и экономических наук....

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине "Операционные системы"

Методические рекомендации по выполнению практических работ студентов при изучении учебной дисциплины ОП.01. «Операционные системы» предназначены для студентов специальности 230115 Программирование в к...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине "Операционные системы" для неуспевающих студентов

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП.01. «Операционные системы» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта...

Методические рекомендации к выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.07 "Электронная техника"

Учебное пособие содержит указания по выполнению практических работ по дисциплине ОП.07 «Электронная техника», являющейся общепрофессиональной дисциплиной. Методические рекомендации составлены в соотве...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.04 «ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ) ЯЗЫК».

Для повышения эффективности проведения практических занятий по дисциплине «Иностранный язык (английский)» разработаны методические рекомендации по их проведению. Основными этапами практического занят...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические рекомендации предназначены для оказания помощи обучающимся при выполнении практических занятий...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОУД.10 "Обществознание"

Методические рекомендации предназначены для оказания помощи обучающимся при выполнении практических работ...