Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине: «Менеджмент»
методическая разработка по теме

Шатохина Галина Александровна

 

Менеджмент – междисциплинарная наука, базирующаяся на многих дисциплинах гуманитарных, естественно-научных, общественно-социальных, технических и экономических наук.

         Основной целью практических работ является формирование у студентов четкого представления об организации и управлении хозяйственного субъекта, их месте и роли в системе национальной экономики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx34.23 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Брянской Области

Государственное бюджетное   образовательное учреждение среднего профессионального  образования

«Брянский   профессионально-педагогический  колледж»

Методические рекомендации по выполнению практических работ

по учебной дисциплине: «Менеджмент»

Брянск

2013


ОДОБРЕНЫ

Предметной цикловой комиссией

Председатель

________________ Л.В.Иванцова

«____» ________________________

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности  Прикладная информатика

Зам. директора по УР

 _________________Е.В.Машкова

«____» _______________________

Методические рекомендации

Дисциплина____Менеджмент_________________________________

(наименование   дисциплины)

Для  специальности __ «Прикладная информатика                                

(код и наименование  специальностей)

Автор: Шатохина Галина Александровна

 

Рецензенты:


Введение

Менеджмент – междисциплинарная наука, базирующаяся на многих дисциплинах гуманитарных, естественно-научных, общественно-социальных, технических и экономических наук.

        Основной целью практических работ является формирование у студентов четкого представления об организации и управлении хозяйственного субъекта, их месте и роли в системе национальной экономики.

        Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями обязательного государственного стандарта в области менеджмента.

Целью данных методических рекомендаций является получение студентами теоретических и практических навыков по основным темам курса.

В методических рекомендациях приведены примеры построения и планирования деятельности организации (предприятия).  Представлен список литературы. Все практические работы оформляются в школьной тетради 12 л.

Основная и общая цель для всех практических работ – поэтапно применять полученные знания на практике, одновременно повторяя и закрепляя полученный материал.

Оцениваются работы следующим образом:

«Отлично» - если студент усвоил глубоко и прочно весь учебный материал; грамотно и логично его излагает, может пользоваться языком дисциплины, знает терминологию; может применять и увязывать изученный материал со своей профессиональной деятельностью, может грамотно обобщать, анализировать, не делая ошибок, владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практического задания.

«Хорошо» - если студент твердо знает программный материал, излагает его грамотно, но допускает несущественные неточности,  может правильно применять  теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практического задания.

«Удовлетворительно» -  если усвоен только основной материал при помощи простого заучивания, допускает неточности, искажения формулировок и испытывает затруднения при выполнении практических заданий.

«Неудовлетворительно» - если студент не знает значительной части учебной программы, не владеет языком дисциплины, ее основными положениями, допускает существенное искажение материала, не выполняет практические задания или выполняет их с большими затруднениями.


Практическая работа №1

«Разработка организации»

Практическая работа проводится после изучения тем: «Основные понятия менеджмента», «Исходные положения менеджмента», «Зарождение менеджмента».

Цель: систематизировать и проверить теоретические знания студентов, проконтролировать умения студентов применять знания при создании собственного предприятия и не путать такие понятия как «менеджер», «бизнесмен», «предприниматель», а также правильно выстраивать уровни управления.

Практическая работа состоит из следующих вопросов. Время выполнения практической работы – 2 часа.

Создание предприятия

Вопросы работы:

  1. Название предприятия (форма собственности и название) ИП, АО, ООО, и т д.
  2. Юридический адрес предприятия
  3. Что изготовляет или производит предприятия (какие услуги оказывает)?
  4. Укажите общее количество работающих сотрудников на предприятии. Вычертите пирамиду уровней управления. Указав количество работающих на каждом уровне.
  5. Перечислите основные задачи вашего предприятия:
  1. экономические (связанные с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия)
  2. производственные (связанные с развитием производства, материально-технической базы);
  3. маркетинговые (продвижение товара или услуги на рынок, доведение до конечного потребителя);
  4. социальные (удовлетворение потребностей общества);
  5. экологические;
  1. Какие принципы управления по А. Файолю подходят к вашему предприятию и почему (не менее 4 принципов)?
  2. Перечислите, в чем заключаются функции менеджера для данного предприятия (не менее пяти обязанностей).
  3. Как ваше предприятие при создании и внедрении на рынок сможет выжить в жесткой конкурентной борьбе? (Какой комплекс мер будет принят?)

Пример выполнения работы

  1. Индивидуальный предприниматель Иванов Василий Петрович.  «Быстрые колеса».
  2. 241011 г.Брянск, ул. Красноармейская д.56 оф. 4, тел.(8432) 66-18-00
  3. Оказывает услуги населению по грузоперевозкам от 1,5 тонн и более.
  4. Всего на моем предприятии работает 15 человек

 

                                  1          Директор

                                  1             Бухгалтер

                                 2                 Диспетчера

10 водителей

2 диспетчера – управляют водителями.

бухгалтер

директор

уборщица

  1. Основной и экономической целью предприятия: получение прибыли и удовлетворение потребностей населения и предприятий  в грузоперевозках.

b.увеличение машин, расширение фирмы;

c. размещение рекламы, скидки постоянным клиентам, гарантия;

d. предоставление работникам соц. пакета, удовлетворение потребностей населения в грузоперевозках, оплачивание мобильной связи и т.д.;e. благоустройство территории, максимальное снижение выхлопных газов и т.д.

  1. Принципы А. Файоля: Полномочия и ответственность, за возложенные полномочия на моем предприятии всегда следует ответственность;

Вознаграждение персонала, за хорошую работу работники получают премии и надбавки;

Централизация, за директором закрепляются вопросы стратегического характера и развития предприятия;

Стабильность рабочего места, стараемся поощрять персонал, предоставляем соц. пакет.

  1. На данном предприятии функцию менеджера выполняет директор: организует работу предприятия, финансирует, принимает на работу и т.д.
  2. Выжить в жесткой конкурентной борьбе поможет следующие меры:
  • исследование слабых сторон конкурентов;
  • проведение широкомасштабной рекламной компании;
  • распространение благоприятного мнения о компании и т.д.

Практическая работа №2

« Планирование деятельности»

        Применяем метод единства теории и практики.

Цель: привить навыки анализа собственной работы и на основных результатах анализа составить стратегическое планирование предприятия

Практическая работа состоит из следующих вопросов. Время выполнения практической работы – 2 часа.

Вопросы работы:

  1. Сравнить по основным показателям (по отношению к вашему предприятию, как вы его оцениваете)

Показатели

Шкала оценки

Ваша оценка

1.

высокая-5 баллов;

средняя-3 балла

низкая-0-2 балла

2.

3.

4.

5.

  1. Анализ поставщиков (на момент открытия моего предприятия, мне понадобилось:)

Вид ресурса

Возможные поставщики

Цена за ед. ресурса

(руб)

Потребность в ресурсах

 (1 день)

Общая стоимость

(руб)

Итого за день

  1. Опишите  краткосрочные и  среднесрочные планы предприятия.
  2. Анализ конкурентов (по характеристикам продукции не менее пяти, с названием конкурентов).

Характеристика

услуг

Мое предприятие

  1. Составить план стратегического  развития  вашего предприятия.

Пример выполнения работы

  1. Сравнить по основным показателям (по отношению к вашему предприятию)

Показатели

Шкала оценки

Ваша оценка

1. Качество услуг

высокая-5 баллов;

средняя-3 балла

низкая-0-2 балла

4

2. Дополнительные услуги

5

3. Доступность цены

5

4.Используемые технологии

5

5. Производительность

3

  1. Анализ поставщиков

Вид ресурса

Возможные поставщики

Цена за ед. ресурса

(руб)

Потребность в ресурсах

 (1 день)

Общая стоимость

(руб)

Топливо

Юкос

ТНК

23р.40к

23р.50к.

23р.00к

в среднем 1 одна машина 20 литров в день 23*20*10=4600р.

4600

Масло

Юкос

ТНК

100

98

100

-

1000

Запчасти

магазины

тел. услуги

Брянсктел

Центртелеком

Кабельные сети

350

300

320

в месяц

300 руб.: 30 дней = 10 руб.

10

Мобильная связь

МТС

Билайн

Мегафон

527

495

495

495 в месяц: 30дней

16,5

Интернет

Брянсктел

Центртелеком

Кабельные сети

1000

700

800

700руб.

25

Коммунальные услуги. Аренда

коммунальные сети

1500

3000

1500/30=50руб.

3000/30

50

100

Бытовая химия

PG

Апрель

Кристалл

порошок 30руб.

средство для мытья 40руб. и прочее 50руб

30+40+50=120руб

4

Итого за день

5806руб.

Без запчастей

  1. Определение:  краткосрочных и среднесрочных планов.

Краткосрочные планы (до года): в течение месяца увеличение выпусков рекламы с целью привлечения клиентов; в течение года проведение корпоративных вечеров т.д.

 Среднесрочные планы (от года до пяти) – открытие дополнительного офиса, приобретение собственного гаража и т.д.

  1. Анализ конкурентов (по характеристикам продукции не менее пяти).

Характеристика

услуг

Такси Вираж

Совтранс

Такси Престиж

Мое предприятие

Быстрота доставки

низкая

средняя

высокая

высокая

Объем груза

средняя

высокая

средняя

средняя

Предоставление доп. услуг

высокая

средняя

высокая

высокая

  1. Составить план стратегического развития  вашего предприятия   Данный план составлен на долгосрочный период времени. Обеспечить охрану грузов (наладить совместную работу с охранным предприятием), выход на внешний рынок (увеличения количества перевозок за рубеж), получение кредита в размере 10000000 рублей на развитие фирмы (увеличение штата машин, открытие собственного автосервиса и т.д.)


Практическая работа №3

«Мотивация труда»

Проводиться после изучения следующих тем: «Планирование», «Разработка организационных структур», «Понятие мотивации», «Контроль», «Делегирование полномочий».

 Цель работы в  систематизации полученных результатов и анализа эффективности контроля.

Практическая работа состоит из следующих вопросов. Время выполнения практической работы – 2 часа.

Вопросы работы:

  1. Определите миссию предприятия.
  2. Разработайте организационную структуру вашего предприятия. Определите тип организационной структуры вашего предприятия, обоснуйте.
  3. Как происходит набор персонала на предприятие или фирму. Кто за это ответственен?
  4. Охарактеризуйте методы мотивации персонала на вашем предприятии или фирме. Как удержать и привлечь персонал на предприятие или фирму?
  5. Планируемый штат сотрудников в течение будущих пяти лет, возможен или нет? (из второй практической работы)
  6.  Перечислите полный ассортимент  продукции или услуг.
  7. Какие виды контроля применяются на предприятии? Как эффективно они реализуются.

Пример выполнения работы

  1. Определите миссию предприятия (миссия не должна включать в себя получение прибыли).

Решение проблем с грузоперевозками. Максимальное удовлетворение потребностей потребителей в грузоперевозках от 1,5 тонн и более.

  1. Разработайте организационную структуру вашего предприятия.

Директор

Бухгалтер        Диспетчера                

      Водители        Уборщица

Линейно-функциональный тип организационной структуры

  1. Набор персонала происходит по следующей схеме: объявление в СМИ или заявка в службу занятости, заполнение анкеты, после анализа анкет – приглашение на собеседование, после собеседования директор принимает решения о приеме на работу.
  2. Методы мотивации, применяемые на предприятии:
  • материальное вознаграждение за более интенсивный труд и лучшее его качество;
  • разовое денежное вознаграждение за выполнение определенного вида работ;
  • поощрение свободным временем или предоставление работнику самому планировать свой рабочий день, ведущее к росту производительности;
  • общественное и личное признание заслуг работника  по средствам благодарностей, похвалы в соответствующей форме, доверие, предоставление преимуществ и  привилегий за лучшую работу
  1. Планируемый штат сотрудников в течение будущих пяти лет – расширение конечно возможно, в связи с тем, что прибыль начнет расти и соответственно открытие дополнительных офисов и приобретение своего гаража потребует новых работников, как водителей так и обслуживающего персонала.
  2. Перечислите полный ассортимент  продукции или услуг

Оказывает услуги населению по грузоперевозкам от 1,5 тонн и более, как в городе, так и за его пределами (по России и странам ближнего зарубежья).

Дополнительные услуги:

  • погрузка и выгрузка;
  • охрана груза;
  • страховка грузов и т.д.
  1. Какая сфера контроля на предприятии? Какие виды контроля применяются на предприятии? Как эффективно они реализуются.

На моей фирме узкая сфера контроля и применяются следующие виды контроля: предварительный до начала работы (например, при заступлении на работу, водитель осматривает машину все ли в порядке и т.д.,  диспетчер контролирует присутствие водителя – его внешний вид – состояние здоровья и т.д.) и текущий контроль – во время работы контролируется время доставки, где находится водитель; заключительный контроль – осуществляется непосредственно после выполнения заказа (степень удовлетворенности клиентом оказанных услуг).


Литература

основная:

  1. Мескон М, Альберт М, Хедоури Ф Основы менеджмента- М.: Дело ЛТД, 2007
  2. Менеджмент организации (уч. пособие)-М.: Инфра-2007
  3. Казначевская Г.Б Менеджмент.Учебное пособие.Феникс, 2007

дополнительная:

  1. Герчикова ИН. Менеджмент- М.-: Банки и биржи.: ЮНИТИ, 1995г.
  2. В. Д. Симоненко. Основы менеджмента (курс лекций) Б. 1997г.
  3. Уткин Э.А. Курс менеджмента.-М:. Зеркало, 1998г.
  4. Литвак Б.Г. Управленческое решение, - М.: ЭКМОС, 1998г.
  5. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. –М.: Инфра – М, Новосибирск, 1997г.
  6. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: - СПб, 1997г.
  7. Кузин Ф.А. Культура делового общения. – М.:, 1996г.
  8. Кабушкин Л.И. Основы менеджмента. – М.:, 1999г.
  9. Инновационный менеджмент / Под редакцией Скиба Т.Н. – Инфра –Б., НМЦ «Технология», 1999. – 136с.
  10. ФалмерР.М. Энциклопедия современного управления.- М.: Випк энерго, 1992г.
  11. Ладанов И.Д. Практический менеджмент- М.Ника, 1992г.
  12. Вершигора Е.Е. Менеджмент.- М. Инфра- М, 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине "Спецрисунок и художественная графика"

Методические указания по выполнения практических работ разработаны на основе Госстандарта среднего специального образования и рабочей программы дисциплины «Спецрисунок и художественная графика» для ре...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине "Операционные системы"

Методические рекомендации по выполнению практических работ студентов при изучении учебной дисциплины ОП.01. «Операционные системы» предназначены для студентов специальности 230115 Программирование в к...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине "Операционные системы" для неуспевающих студентов

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП.01. «Операционные системы» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта...

Методические рекомендации к выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.07 "Электронная техника"

Учебное пособие содержит указания по выполнению практических работ по дисциплине ОП.07 «Электронная техника», являющейся общепрофессиональной дисциплиной. Методические рекомендации составлены в соотве...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.04 «ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ) ЯЗЫК».

Для повышения эффективности проведения практических занятий по дисциплине «Иностранный язык (английский)» разработаны методические рекомендации по их проведению. Основными этапами практического занят...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические рекомендации предназначены для оказания помощи обучающимся при выполнении практических занятий...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Менеджмент»

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Менеджмент» предназначены для обучающихся специальности 38.02.04«Комме...