Учебно-методическая разработка занятия по дисциплине «ОГСЭ.02 История» тема: «НАТО. Россия и НАТО»
методическая разработка

Мишкевич Рита Борисовна

Тема разработки входит в рабочую программу дисциплины ОГСЭ.02 История и ежегодно вызывает живой интерес у обучающихся. Актуальность темы о НАТО очевидна. В настоящее время блок НАТО является одним из наиболее крупных военно-политических объединений, оказывающих влияние на многие процессы, происходящие в современной системе международных отношений. Сегодня существует необходимость реагирования России на расширение блока НАТО. Обучающиеся должны ориентироваться в интеграционных процессах в мире, что невозможно без понимания целей и стратегий, а также процессов, протекающих в политике Североатлантического альянса.

В число стран, входящих в состав НАТО входят многие мощные, политические влиятельные государства, к числу которых относятся Соединенные Штаты Америки, Франция, Великобритания и прочие. Глубокие перемены, которые произошли в последнее время в политической обстановке мира заставили страны, входящие в состав блока, изменить цели, стратегическую концепцию, а также поменять акцент деятельности альянса с военного на политический. Эти особенности мира необходимо знать современной молодежи.

Возрастающая практическая и научная актуальность всестороннего изучения Североатлантического альянса на настоящий момент обуславливается также поиском наиболее эффективного механизма взаимодействия с данной крупной и мощной международной организацией, ставшей неотъемлемой частью системы международной безопасности. Россия находится в поиске наиболее оптимального пути взаимодействия со структурой НАТО, что также обуславливает необходимость и актуальность изучения данной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_nato.docx453.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5»

ОП №2

Учебно-методическая разработка занятия
по дисциплине «ОГСЭ.02 История»
тема: «НАТО. Россия и НАТО»

2018г

РАССМОТРЕНЫ

на заседании ЦМК ОГСЭД

Протокол № ___ от _____ 2018г.

Председатель ЦМК ОГСЭД

___________/Н.Б. Федорова

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора
ОУ в ОП №2

_________/Л.С. Спирина

«__» ________ 2018 г.

Составитель:  

Р.Б. Мишкевич - преподаватель высшей квалификационной категории ОУ ОП №2

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Общие компетенции
  3. Цели и задачи
  4. Мотивация
  5. Оснащение занятия
  6. Внутридисциплинные связи
  7. Междисциплинные связи
  8. Список литературы
  9. Хронологическая карта
  10. Технологическая карта
  11. Критерии оценок

Пояснительная записка

 I. Назначение разработки

Представленная разработка на тему «НАТО. Россия и НАТО» нацелена на ознакомление с историей, деятельностью военной интеграции Европейских стран. Курс ОГСЭ.02 История.

II. Источники определяющие содержание разработки «НАТО. Россия и НАТО»

Содержание заданий определяется на основе

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство и год издания

Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс.

Алексашкиной Л.Н.

Просвещение, 2007

История России 1945 – 2008. 11 класс  

А.А. Данилова, А.И. Уткина

Просвещение, 2009

Россия и мир. 11 класс

О.В. Волобуев, В.А. Клоков

Дрофа, 2007

Контролируемое содержание соответствует стандарту среднего профессионального образования, не выходит за пределы курса ОГСЭ.02 История для специальностей среднего профессионального образования

III. Дата реализации разработки «НАТО. Россия и НАТО»

  • I семестр (ноябрь)

IV. Продолжительность занятия

  • 90 минут

Цели и задачи

Цели:

  1. Выявить закономерности в развитии международных отношений посредством изучения интеграционных процессов и сотрудничества государств в рамках международных организаций
  2. Проанализировать факторы, влияющие на формирование внешней политики государств, выделить основные тенденции и закономерности эволюции их внешнеполитического курса

Задачи:

  1. Создать условия для формирования понимания глобализационных процессов современного этапа развития мира
  2. Формирование общекультурных, профессионально-дисциплинарных компетенций обучающихся

Мотивация!

Тема разработки входит в рабочую программу дисциплины ОГСЭ.02 История и ежегодно вызывает живой интерес у обучающихся. Актуальность темы о НАТО очевидна. В настоящее время блок НАТО является одним из наиболее крупных военно-политических объединений, оказывающих влияние на многие процессы, происходящие в современной системе международных отношений. Сегодня существует необходимость реагирования России на расширение блока НАТО. Обучающиеся должны ориентироваться в интеграционных процессах в мире, что невозможно без понимания целей и стратегий, а также процессов, протекающих в политике Североатлантического альянса.

В число стран, входящих в состав НАТО входят многие мощные, политические влиятельные государства, к числу которых относятся Соединенные Штаты Америки, Франция, Великобритания и прочие. Глубокие перемены, которые произошли в последнее время в политической обстановке мира заставили страны, входящие в состав блока, изменить цели, стратегическую концепцию, а также поменять акцент деятельности альянса с военного на политический. Эти особенности мира необходимо знать современной молодежи.

Возрастающая практическая и научная актуальность всестороннего изучения Североатлантического альянса на настоящий момент обуславливается также поиском наиболее эффективного механизма взаимодействия с данной крупной и мощной международной организацией, ставшей неотъемлемой частью системы международной безопасности. Россия находится в поиске наиболее оптимального пути взаимодействия со структурой НАТО, что также обуславливает необходимость и актуальность изучения данной темы.

Междисциплинарные связи

Дисциплины

Обществознание

  • Общие тенденции развития общества в странах мира

География

  • Географическое положение стран

Логика

  • последовательность изложения
  • причинно-следственные связи

Политология

  • Геополитическое положение стран мира

Социология

  • Взаимосвязь социального и политического развития общества в странах мира

Основы экономики

  • Особенности экономического развития и их влияние на геополитику страны

Внутридисциплинарные связи

Опорные темы

Политические события в восточной Европе со 2-й половины 80-х годов XX века

Ликвидация (распад СССР) и образование СНГ

ООН. Участие ООН в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве

Изменения в территориальном устройстве РФ

Евросоюз. Расширение Евросоюза и формирование мирового рынка труда

Территориальная целостность России, уважение прав её населения и соседних народов

Список литературы

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство и год издания

Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс.

Алексашкиной Л.Н.

Просвещение, 2007

История России 1945 – 2008. 11 класс  

А.А. Данилова, А.И. Уткина

Просвещение, 2009

Россия и мир. 11 класс

О.В. Волобуев, В.А. Клоков

Дрофа, 2007

Интернет ресурсы

www.vsenato.ru/kratkaya-istoriya-nato

Хронологическая карта

Организационный момент занятия

приветствие обучающихся

3 минуты

объявление темы занятия

Вступительное слово преподавателя по теме «НАТО. Россия и НАТО»

интеграционный процесс в мире

5 минут

процесс глобализации

вопросы безопасности государств

Лекция с мультимедийной презинтацией

ход лекции

70 минут

Рефлексия

4 разно-уровневых задания

10 минут

Подведение итогов

2 минуты

Общий итог

90 минут

Технологическая карта занятия

  1. Тема: «НАТО. Россия и НАТО
  2. Тип занятия: урок - лекция
  3. Форма проведения: смешанная
  4. Цели:
  • Выявить закономерности в развитии международных отношений посредством изучения интеграционных процессов и сотрудничества государств в рамках международных организаций
  • Проанализировать факторы, влияющие на формирование внешней политики государств, выделить основные тенденции и закономерности эволюции их внешнеполитического курса
  1. Оборудование:
  • Компьютер
  • Мультимедийная
  • Презентация
  • Методическое пособие хода игры
  1. Учебная литература:
  • Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. Алексашкиной Л.Н. Просвещение, 2007
  • История России 1945 – 2008. 11 класс  А.А. Данилова, А.И. Уткина Просвещение, 2009
  • Россия и мир. 11 класс О.В. Волобуев, В.А. Клоков Дрофа, 2007

  1. Ход занятия:

№ п/п

Этап занятия

Время

Методы

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

1.

Организационный

3 мин

Словесное сообщение

  1. Приветствие обучающихся
  2. Объявление темы
  3. Объявление целей и задач

-

2.

Основная часть

85 мин

Словесное сообщение + мультимедийное представление

  1. Преподаватель, излагает лекцию по презентации и ведет разбор основных проблем
  2. Объяснение обучающимся заполнения таблицы «расширение нато» по ходу лекции
  3. Рефлексия обучающихся (на мультимедийной доске задания)
  • Запись темы
  • Разбор вопросов по презентации
  • Составление таблицы «расширение нато»
  • Рефлексия (выполнение 4-х заданий)

3.

Заключительная часть

2 мин

Словесное сообщение

  • Обобщение и подведение итогов занятия
  • Оценка знаний обучающихся
  • Оценка знаний обучающихся

Критерии оценки

Критерии

Оценка

Полный ответ на вопрос без ошибок и замечаний

5

Полный ответ на вопрос, но содержит небольшие замечания и уточнения 

4

Изложение содержит ответ на вопрос, но у преподавателя много уточнений и замечаний

3

Нет ответа

2

Формирование общих компетенций

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5 Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку

Основная часть

Лекция

  1. Вступительное слово преподавателя:
  • интеграционный процесс в мире
  • процесс глобализации
  • вопросы безопасности государства
  1. Цели создания НАТО:
  • укрепление и повышение благосостояния в Североатлантическом регионе
  • коллективная оборона, сохранение мира и безопасности.
  1. Отражение угрозы
  • предотвращение влияния СССР на европейские страны и распространения социализма
  • место создания:
  • генсек НАТО (Йенс Столтенберг)
  • Вашингтон
  • организаторы НАТО:
  • Великобритания, Франция и страны БеНиЛюкса
  • общие языки НАТО:
  • английский и французский
  • штаб-квартира совета НАТО
  • Париж (Франция) – до 1966 г.
  • Брюссель (Бельгия) – с 1966 г.

ВНИМАНИЕ! Задание для обучающихся. Заполнить таблицу по ходу лекции

Таблица «Расширение НАТО»

Дата вступления в НАТО

Страны, вступившие в НАТО

Материалы к лекции

Это краткая история описывает историческую эволюцию НАТО как оборонительного союза с 1945 по 2012 год. 

Часто считается, что Организация Североатлантического договора была создана с целью противостояния советской угрозе. Это правильно лишь отчасти. Дело в том, что учреждение Союза составляло часть более широких усилий, которые должны были служить трем основным целям: сдерживание советского экспансионизма, предотвращения возрождению националистического милитаризма в Европе путем обеспечения мощного присутствия на континенте Северной Америки, а также содействие европейской политической интеграции.
Сейчас трудно даже представить, насколько опустошительными были последствия Второй мировой войны для большинства стран Европы. Так, в результате конфликта почти 36,5 миллиона европейцев погибли, 19 миллионов из них – мирные гражданские жители. Лагеря беженцев и пищевые пайки были тогда нормой. Кое-где детская смертность достигала уровня «один из четырех».
Миллионы сирот бродили по обгоревшим остаткам некогда великих городов. В одном лишь немецком Гамбурге полмиллиона человек остались без крыши над головой. К тому же существовала угроза законно избранным правительствам во всей Европе со стороны коммунистов, поддерживаемых советским правительством, как, например, произошло в феврале 1948 года, когда Коммунистическая партия Чехословакии, тайно поддерживаемая Советским Союзом, свергла демократически избранное правительство этой страны. Впоследствии, в ответ на демократическую консолидацию Западной Германии, Советский Союз осуществлял блокаду Западного Берлина, находившегося под контролем союзнических сил, пытаясь укрепить свое влияние над немецкой столицей. В определенной степени героический берлинский воздушный мост стал утешением для будущих союзников, но блокада продолжала представлять серьезную опасность для свободы и стабильности.

Договор для нового времени

К счастью, на то время Соединенные Штаты Америки отказались от своей традиционной политики дипломатического изоляционизма. В рамках финансируемого США Плана Маршалла и других программ помощи они существенно способствовали экономической стабилизации Европы. Европейские государства все еще требовали гарантий безопасности, чтобы быть
в состоянии начать диалог и взаимную торговлю. Военное сотрудничество и безопасность, которой удалось достичь в результате такого сотрудничества, пришлось развивать параллельно с процессом экономических и политических преобразований. Осознавая это, ряд демократических государств Западной Европы решили объединиться, чтобы воплощать в жизнь различные проекты более тесного военного сотрудничества и коллективной обороны, в частности такие, как создание в 1948 году Западного союза, что впоследствии, в 1954 году, стал Западноевропейским союзом. Постепенно стало ясно, что только трансатлантическое соглашение в области безопасности сможет реально сдерживать советскую агрессию, одновременно предотвращая возрождению милитаризма в Европе, способствуя при этом созданию основы для дальнейшей политической интеграции. Таким образом, после длительных дискуссий и дебатов, 4 апреля 1949 года состоялось подписание Североатлантического договора. В наиболее известной статье 5 этого Договора говорится о том, что новые союзники сочтут «вооруженное нападение на одну или нескольких из них … нападением на всех», а также что после такого нападения любая страна – член Альянса сможет принять в ответ «такие меры, которые она сочтет целесообразным, включая применение вооруженной силы».

Отметим, что в статьях 2 и 3 Договора были сформулированы важные цели, которые не были непосредственно связанные с угрозой нападения. Так, в статье 3 заложена основа сотрудничества в отрасли боеготовности вооруженных сил стран-членов, а статья 2 предоставляет полномочия для развития невоенного сотрудничества.

Хотя подписание Североатлантического договора стало началом существования Организации, военная структура, которая была бы в состоянии эффективно координировать действия союзников, не была обеспечена. Ситуация изменилась, когда в 1949 году Советский Союз осуществил первые ядерные испытания, а также с решением в 1950 году корейской войны, в результате чего напряженность существенно возросла. Последствия для Альянса были далеко идущими: скоро в НАТО было начато объединение структур с военным штабом, расположившимся в парижском пригороде Рокенкур вблизи Версаля. Это был штаб Верховного главнокомандующего Объединенными вооруженными силами НАТО (штаб ВГК ОВС НАТО) в Европе, а его первым командующим стал генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр. Вслед за этим страны – члены Альянса приняли решение создать Постоянный гражданский секретариат в Париже и назначили первого Генерального секретаря организации. Им стал лорд Исмэй из Великобритании. Постепенно благодаря программам помощи и наличия зонтика безопасности в Западной Европе было восстановлена политическая стабильность и открыт путь к послевоенному экономическому чуду. Начался процесс присоединения к Альянсу новых членов. В 1952 году в НАТО вступили Греция и Турция, а в 1955 – Западная Германия. Европейская политическая интеграция делала первые робкие шаги. В ответ на вступление в НАТО Западной Германии Советский Союз и государства Восточной Европы, что находились в зоне его влияния, создали в 1955 году Организации Варшавского договора. Это означало начало непростых времен противостояния в Европе, символом которого стало возведение Берлинской стены в 1961 году. Тогда НАТО руководствовалась стратегией «массированного возмездия». То есть, если бы Советский Союз совершил нападение, НАТО отреагировала бы с применением ядерного оружия.

Целью такой стратегии было сдерживания обеих сторон от любых рискованных шагов, ведь даже наименее масштабное нападение могло бы привести к полноценному нанесения взаимных ядерных ударов. В то же время стратегия «массированного возмездия» дала возможность государствам – членам сосредоточиться на экономическом развитии вместо того, чтобы инвестировать непомерные средства в развитие обычных вооруженных сил. Именно
тогда Альянс начал брать на себя, помимо военной, также политическую роль.

С самого начала основания Альянса меньшие государства-члены выступали, в частности, за углубление невоенного сотрудничества, и Суэцкий кризис осенью 1956 года четко показал необходимость политических консультаций в рамках НАТО между союзниками, чьи позиции подчас не совпадали. К тому же запуск советского космического спутника «Спутник» в 1956 году подтолкнул членов Альянса к более тесному научному сотрудничеству.
В Отчете, поданном Североатлантическому совету министрами иностранных дел Норвегии, Италии и Канады – так называемом Отчете трех мудрецов – рекомендуется активно развивать процесс политических консультаций и научного сотрудничества внутри Альянса. На основе выводов Отчета была создана Научная программа НАТО.

От обороны к разрядке международной напряженности

В 60-е годы XX столетия это непростое, но стабильное состояние вещей начало меняться. Напряженность, характерная для периода холодной войны, снова обострилась, когда советскому лидеру Никите Хрущеву и президенту США Джону Ф. Кеннеди едва удалось предотвратить конфликт на Кубе на фоне все более активных действий США во Вьетнаме. Несмотря на неблагоприятное начало десятилетия, до конца 60-х годов НАТО, что была создана прежде всего как оборонная организация стала олицетворением нового явления, а именно: разрядки, то есть ослабление напряженности в отношениях между западным и восточным блоками, ведь предыдущий статус-кво больше не устраивал ни одну из сторон.

В течение этого десятилетия НАТО и штаб ВГК ОВС НАТО в Европе неожиданно изменили место расположения. В марте 1966 года Франция объявила о своем намерении выйти из интегрированной военной командной структуры НАТО и обратилась к НАТО с просьбой о выводе всех союзнических военных штабов с ее территории.

Так в марте 1967 года штаб ВГК ОВС НАТО в Европе переехал в г. Касто, Бельгия, а в октябре того же года штаб-квартиру НАТО было переведено в Брюссель. Следует заметить, что Франция всегда оставалась членом Альянса и последовательно подчеркивала, что поддержит союзников по НАТО в случае военных действий. Франция также всегда была одним из наиболее ценных участников операций по поддержанию мира под руководством NATO, которые проводились впоследствии, регулярно выделяя для участия в них свои войска. Гибкость всегда была залогом успеха НАТО, и выход Франции из интегрированной военной командной структуры НАТО показал, что, в отличие от Варшавского договора, НАТО способна выстоять перед лицом разногласий между государствами-членами.

Другим доказательством этого стало вторжение Советского Союза в Чехословакию в августе 1968 года, что имело целью положить конец периоду политической либерализации в этой стране известной как «Пражская весна». Аналогичной была и ситуация с вторжением в Венгрию в 1956 году и военным подавлением волнений в Берлине в 1953 году. Таким образом советские войска продемонстрировали на практике так называемую «доктрину Брежнева»: в случае необходимости сделать выбор между сохранением контроля над восточноевропейскими союзниками в краткосрочной перспективе и долгосрочным политическими и экономическими реформами, Советский Союз предпочел бы сохранению краткосрочного контроля. Должен прийти к власти новый советский лидер, который прекратил бы эту политику, осознав важность долгосрочных реформ. Разрядка была многогранным явлением. «Восточная политика» западногерманского канцлера Вилли Брандта имела целью способствовать стабильности в Европе путем развития более тесных отношений между странами Восточной и Западной Европы.

Стратегия гибкого реагирования президента США Джона Ф. Кеннеди хотела отказаться от видения, свойственного концепции «массированного возмездия», что в мире может царить или глобальный мир, или тотальная ядерная война. Принята вследствие карибского кризиса, Концепция гибкого реагирования усилила оборонную доктрину НАТО по применению обычных вооруженных сил, в которой предложены варианты военного реагирования без обязательного задействования полноценного обмена ядерными ударами в случае конфликта.
В тот же период было составлен Отчет под названием: «Будущие задачи Альянса». Его представил Североатлантическому совету министр иностранных дел Бельгии Пьер Армель в декабре 1967 года. В Отчете сформулированы рекомендации, что Альянсу следует выработать политические механизмы развития диалога и содействия налаживанию отношений между странами НАТО и Варшавского договора.

Таким образом, НАТО должна была не только лишь обеспечивать сохранение статуса-кво, но стремиться изменить его. Доклад Армеля стал толчком к созыву в 1973 году Совещания по безопасности и
сотрудничеству в Европе. Два года назад это привело к началу переговоров по
подписанию Хельсинкского заключительного акта, который обязал его участников, среди них – Советский Союз и страны-участницы Варшавского договора – уважать основные свободы своих граждан, в частности, свободу мысли, совести, религии или убеждений. На внутриполитическом уровне советские лидеры преуменьшали значение этих положений Акта, предоставляя большего веса признанию Западными державами роли Советского Союза в Восточной Европе. Впоследствии, однако, они осознали, что связали себя мощными и потенциально революционными идеями.

Возврата к холодной войне

Советское вторжение в Афганистан в 1979 году и развертывания в Европе советских баллистических ракет «SS-20 Сабля» привели к новому обострению ситуации. С целью нейтрализации действий Советского Союза страны – члены НАТО приняли два решения о размещении в Западной Европе ракет «Першинг-2», способных нести ядерную боеголовку, и крылатых ракет наземного базирования, одновременно продолжая переговоры с СССР. Размещение ракет было запланировано не ранее 1983 года.
В то же время страны – члены Альянса надеялись добиться подписания соглашения о контроле над вооружениями, которое устранило бы необходимость в таком оружии. Поскольку подписать такое соглашение с Советским Союзом не удалось, между странами–членами НАТО возникли внутренние споры, когда в 1983 году наступил момент планируемого развертывания ракет в Европе.

После прихода к власти Михаила Горбачева в 1985 году Соединенные Штаты Америки и Советский Союз подписали в 1987 году Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), согласно которому должны быть уничтожены все ядерные баллистические и крылатые ракеты наземного
базирования средней дальности. Сегодня этот шаг считается началом окончательного прекращение холодной войны.

В 80-е годы XX века НАТО также пополнилась, впервые с 1955 года, новой страной-членом: в 1982 году к Трансатлантическому альянс вступила Испания, где было только что восстановлена демократия.
В середине 80-х годов XX века большинство международных наблюдателей
соглашались, что Запад одержал интеллектуальную победу над советским
коммунизмом. Диссидентам удалось подорвать идеологическую опору коммунистических режимов. В ретроспективе можно сказать, что этому способствовала кажущаяся приверженность Советского Союза принципиальному уважению прав человека, которые изложены в Хельсинкском заключительном акте. Так, в конце 80-х годов коммунистическое правительство Польши было вынуждено вести переговоры с независимым профсоюзом «Солидарность» и ее лидером Лехом Валенсой, которые подверглись репрессиям.

Вскоре другие демократические активисты в Восточной Европе и в самом Советском Союзе начнут требовать таких же прав. Тогда командные экономики стран Варшавского договора пришли в упадок. Советский Союз тратил на оборону втрое больше, чем США, имея при этом экономику, по объемам составляющую треть американской. Михаил Горбачев пришел к власти с намерением принципиально реформировать коммунистическую систему. Несмотря на «доктрину Брежнева» Советский Союз воздержался от вмешательства, когда в 1989 году произошел кризис режима в Восточной Германии. На этот раз советское правительство предпочло долгосрочные реформы вместо сохранения контроля в краткосрочной перспективе, при том, что удерживать контроль становилось все более обременительно.
Таким образом, был приведен в действие механизм, который в конце концов повлечет роспуск Организации Варшавского договора.

Будьте осторожны в своих желаниях

Падение Берлинской стены 9 ноября 1989 года, казалось бы, символизировало
новую эпоху открытых рынков, демократии и мира. Страны – члены Альянса радовались и не могли поверить, наблюдая, как полны оптимизма демонстранты сбросили один за другим коммунистические правительства в странах Восточной Европы. Однако существовала и неопределенность. Будет ли объединенная Германия внеблоковой? Что будет с ядерным оружием на территории бывших советских республик? Не станет снова национализм проклятием европейской политики? Для НАТО это был судьбоносный момент: решалось, будет ли в дальнейшем потребность в Атлантическом альянсе. НАТО существует до сих пор, хотя Советского Союза уже давно нет. Две задачи НАТО, которые стояли перед Альянсом с момента его учреждения, даже если их не закреплено официально, продолжают быть актуальными: предотвращать восстановление воинствующего национализма в Европе и обеспечивать фундамент коллективной безопасности с целью продвижения демократизации и политической интеграции стран Европы с той лишь разницей, что определение «Европа» ныне распространилось также на восточный регион.

Однако, прежде чем можно было ожидать укрепления мира и безопасности, следовало избавиться от призраков прошлого, которые продолжали беспокоить Европу. После франко-прусской войны Европа изо всех сил пыталась найти свой путь, имея в самом центре объединенную Германию. Эту древнейшую и одну из самых сложных дилемм удалось решить, включив объединенную Германию в ряды Альянса. В 1991 году, как и прежде в 1949, НАТО должна была стать краеугольным камнем широкой панъевропейской архитектуры безопасности. В декабре 1991 года члены Альянса создали Совет североатлантического сотрудничества, впоследствии, в 1997 году, был переименован в Совет евроатлантического партнерства. В рамках этого
форума страны – члены Альянса получили возможность проводить совместные консультации с соседями в Центральной и Восточной Европе и Центральной Азии. Многие из этих стран, которые только что обрели независимость и вскоре получили название «государства-партнеры», видели НАТО краеугольным камнем своих стремлений достичь стабильности, демократии и европейской интеграции. Постепенно сотрудничество распространилась на юг. В 1994 году Альянс начал Средиземноморский диалог с шестью Средиземноморскими странами, которые не входили в Альянс. Это были Египет, Израиль, Иордания, Мавритания, Марокко и Тунис.

В 2000 году к программе присоединился Алжир. Средиземноморский диалог стремится содействовать укреплению безопасности и стабильности в средиземноморском регионе путем улучшения взаимопонимания.
Очень скоро это новосозданное сотрудничество ожидало серьезное испытание:
вследствие падения коммунизма произошел всплеск национализма и этнического насилия прежде всего на территории бывшей Югославии. Сначала союзники по НАТО имели сомнения относительно вмешательства в конфликт в Югославии, который имел признаки гражданской войны. Позже конфликт стал рассматриваться как агрессия и этнические чистки, и тогда Альянс решил действовать. Сначала НАТО предложила Организации Объединенных Наций оказать полную поддержку относительно прекращения военных преступлений, в частности, непосредственных боевых действий, введя военно-морскую блокаду.

Вскоре была введена зона, запретная для полетов, а также нанесены авиаудары с
целью уничтожения тяжелого оружия, наличие которого противоречило резолюции ООН. В конце концов, в сентябре 1995 года Альянс прибег к военно-воздушной операции, которая длилась девять дней. Именно эта операция сыграла важную роль в прекращении конфликта. В декабре того же года были развернуты многонациональные силы НАТО в составе 60 тысяч военнослужащих, которые действовали по мандату ООН. Их миссия заключалась в обеспечении
выполнение Дейтонского мирного соглашения и создании условий для стабильного мира.

В 2004 году НАТО передала эту функцию Европейскому союзу. Югославский конфликт, а также другие конфликты, которые происходили одновременно с ним, а именно: конфликт в Нагорном Карабахе, Грузии и в других уголках мира, осветил тот факт, что вакуум власти, образовавшийся после окончания холодной войны, был опасным источником нестабильности. Следовало укрепить механизмы партнерства, чтобы обеспечить возможности сотрудничества между странами НАТО и государствами, которые не входили в Альянс, с целью содействия укреплению молодой демократии и реформированию военных учреждений, чтобы преодолеть последствия стратегической изоляции.
Итак, в 1994 году была начата программа «Партнерство ради мира» (ПРМ). Она дала возможность странам – нечленам Альянса, или партнерам, осуществлять обмен информацией с союзниками по НАТО, а также модернизировать их вооруженные силы согласно с современными демократическими стандартами. Страны-партнеры должны были самостоятельно определять уровень участия в инициативах сотрудничества с Альянсом. К тому же двери НАТО остаются открытыми для тех стран, которые будут стремиться приобрести полноправного
членства в Альянсе в будущем. На Вашингтонском саммите в 1999 году произошло важное событие в истории НАТО: три бывших партнера – Польша, Чехия и Венгрия стали полноправными членами Альянса, завершив процесс политических и военных реформ. Расширение НАТО сыграло решающую роль в укреплении демократии и стабильности во всей Европе. Однако еще до вступления в ряды НАТО новых членов в Вашингтоне назрела другая серьезный кризис. В конце 1998 года более 300 тысяч косовских албанцев были вынуждены покинуть дома из-за конфликта между албанскими сепаратистами в Косово и сербскими вооруженными силами и полицией. После того как активные международные усилия по урегулированию кризиса потерпели поражение, Альянс ввел военно-воздушную операцию длительностью 78 дней, совершив 38 тысяч боевых вылетов, чтобы дать возможность многонациональным миротворческим силам войти на территорию Косово и положить конец этническим чисткам в регионе.

4 июня 1999 года НАТО приостановила военно-воздушную операцию, получив подтверждение того, что начался вывод сил сербской армии с территории Косово. Вскоре после этого в Косово началось развертывание сил КФОР под руководством НАТО. Войска НАТО продолжают действовать в Косово и по сей день, имея целью поддержание безопасной и стабильной среды и гарантирования свободы передвижения в интересах всех граждан, невзирая на их этническую принадлежность.

Катализатор 9/11

Опыт НАТО в Боснии и Косово доказал, что дискуссия относительно того, должен ли Альянс вмешиваться для обеспечения мира в Европе оказалась напрасной: НАТО просто не имела другого выбора, учитывая обстоятельства. До падения Берлинской стены НАТО была статичной организацией: собственно ее существования было достаточно для сдерживания Советского Союза. Вмешавшись в ситуацию на Балканах, Североатлантический альянс начал превращаться в более динамичную, способную реагировать организацию.
Прошли времена доктрины «ядерного возмездия», свойственной периоду «холодной войны». Она уступила место решимости использовать военную силу в случае, если все средства мирного урегулирования исчерпаны. При этом применение силы должно быть тщательно измеренное и максимально осторожное и должно сочетаться с дипломатическими и гуманитарными усилиями с целью прекращения конфликта, в случае необходимости также за пределами традиционной зоны ответственности Альянса. Соответственно, Альянс принял новую Стратегическую концепцию, которая определяет основные цели и приоритеты Альянса. Большинство предыдущих стратегических концепций НАТО были закрытыми документами. В 1991 году, когда распался Советский Союз, Альянс впервые обнародовал Стратегическую концепцию, которая перестала быть тайной.

В следующей концепции, которая была утверждена впоследствии, в 1999 году, говорится о том, что с окончанием холодной войны перед миром предстали «новые сложные вызовы евроатлантическому миру и безопасности, такие как гонения, этнические конфликты, экономический упадок, нарушение политического строя и распространение оружия массового уничтожения». Вскоре этим словам суждено было стать пророческими.

В результате террористических нападений 11 сентября 2001 года на Всемирный торговый центр и Пентагон союзники по НАТО убедились, что политический беспорядок в отдаленных частях земного шара может иметь ужасные последствия также на территории государств НАТО.
Негосударственные субъекты – в данном случае террористическая группировка Аль-Каида – действовали с территории Афганистана, откуда распространяли нестабильность на промышленно развитые страны, использовав похищенные авиалайнеры как оружие массового уничтожения, причинив при этом гибель тысяч мирных жителей. Дальнейшие террористические нападения, среди них – взрывы в мадридских пригородных поездах 11 марта 2004 года и теракты в системе общественного транспорта в Лондоне 7 июля 2005 года еще раз доказали, что безжалостные действия экстремистов направлены именно против гражданского населения.

В ответ на нападения 11 сентября осенью 2001 года коалиция стран, среди которых большое количество государств – членов НАТО, начали военную операцию в Афганистане. Эта операция, известная как операция «Несокрушимая свобода», имела целью лишить Аль-Каиду оперативной базы и задержать как можно больше лидеров Аль-Каиды. После свержения режима талибов в декабре 2001 года Совет Безопасности ООН выдала Резолюцию 1386, которая санкционировала развертывание Международных сил содействия безопасности (ИСАФ) – международного контингента с участием многих стран, который должен был действовать в Кабуле и его окрестностях, способствуя стабилизации ситуации в стране и созданию условий для обеспечения устойчивого мира.

В августе 2003 года НАТО приняла на себя командование и координацию контингента ИСАФ. Одновременно НАТО продолжала приветствовать в своих рядах новых членов и развивать новые отношения партнерства.

Так, в 2002 году был создан Совет НАТО – Россия, в рамках которого отдельные государства – члены НАТО и Россия получили возможность сотрудничать на началах равноправного партнерства по вопросам безопасности, представляющим общий интерес. В 2004 году Альянс ввел Стамбульскую инициативу сотрудничества. Этот механизм служит развитию практического двустороннего сотрудничества в области безопасности странами ближневосточного региона. Вследствие последних раундов расширения членами НАТО стали такие страны: Румыния, Болгария, Словакия, Словения, Латвия, Эстония и Литва в 2004 году, а также Хорватия и Албания в 2009 году.

Новый подход для нового времени

Операции союзников в Афганистане, а также в Боснии и Косово, показали, что одной только военной мощи, больше недостаточно для того, чтобы гарантировать себе ощутимую победу. Миротворчество стала, наверное, не менее сложной задачей, чем достижения мира.

Во времена холодной войны под «безопасностью» имели в виду прежде всего защита стран североатлантического региона. Сейчас определение «безопасности» стало значительно шире и предусматривает право граждан на защиту от насильственного экстремизма, что становится следствием нестабильности и кризиса государственной власти в отдельных странах.

Так, например, в 2011 году внимание мировой общественности было приковано к кризису в Ливии. При тех обстоятельствах НАТО сыграла решающую роль в обеспечении защиты гражданского населения, которое страдало от действий собственного правительства. Насилие, которое ливийские силы безопасности применили против демонстрантов, требовавших демократии, было настолько жестоким, что международное сообщество прибегло к совместным действиям. И можно сказать, что именно операция НАТО помогла положить конец ливийскому кризису, и сейчас есть надежда на восстановление и примирение в стране.

Для того чтобы миротворческая операция была успешной, она должна не только гарантировать базовую безопасность, но и содействовать развитию будущего страны. Это задача выходит за пределы полномочий НАТО, и государства – члены NATO прекрасно это осознают: НАТО не является и не может быть гражданским агентством по реконструкции. Однако Альянс может сделать существенный вклад, при условии что его усилия будут хорошо согласованы с действиями более широкой международной общности. Следовательно, эффективность усилий Альянса будет зависеть от его способности сотрудничать с другими: НАТО должно поддерживать контакты с другими странами и организациями, которые могут предоставить ресурсы и поделиться опытом в области восстановления.

Чтобы построить прочный мир в Кабуле, Приштине или Сараево, НАТО нуждается в сотрудничестве с другими международными организациями, которые могут привнести в дело свой передовой опыт в области восстановления и развития гражданского общества. В новой Стратегической концепции, согласованной в 2010 году, Альянс заявил, что реагировать на «кризиса на всех их этапах – до, во время, после». Это всеобъемлющий принцип, который придает больший вес общей безопасности. Именно эта идея положена в основу Комплексного подхода. Реагировать на геополитическую нестабильность следует комплексно, сочетая военную мощь, дипломатию и постконфликтную стабилизацию. Только максимально широкая коалиция международных субъектов может обеспечить все три необходимых элемента. Соответственно, Альянс не только развивает партнерские отношения в области безопасности со странами Средиземноморья, Персидского залива и даже тихоокеанского региона, но также с другими международными и неправительственными организациями, работающими в таких отраслях, как развитие институтов, управления, развитие и судебная реформа.

Так, например, сотрудничество между НАТО и ООН во время ливийского кризиса 2011 года стало примером межведомственного диалога и координации в ключевых отраслях. Во время операции НАТО также установила беспрецедентные контакты с Лигой арабских государств, чья поддержка общих усилий международного сообщества сыграла важную роль. Когда Альянс был основан в 1949 году ему свойственна гибкость, которая отражена в его Основополагающем договоре, обеспечила способность организации адаптироваться к требованиям времени в разные исторические моменты. В 50-е годы XX века Альянс был исключительно оборонительной организацией. В 60-е годы НАТО стала политическим инструментом разрядки международной напряженности. В 90-е годы Альянс стал инструментом стабилизации ситуации в странах Восточной Европы и Центральной Азии благодаря введению новых отношений партнерства и вступления в Альянс новых членов.

Сегодня перед НАТО стоит новая задача: распространение мира с помощью стратегического экспорта безопасности. Это не вопрос выбора – это вопрос необходимости. Страны – члены Альянса не придумали и не искали его: события в мире заставили Альянс взять на себя эту миссию. Кризис государственной власти в отдельных странах, а также воинствующий экстремизм вполне могут считаться первостепенными угрозами безопасности в первой половине ХХІ века. Справиться с ними можно только благодаря четко скоординированным действиям всей международного сообщества. Это наша общая задача. И НАТО, которое является краеугольным камнем трансатлантического мира, должна быть готова к этому.

Исландия (БОХР с 1 июня 1926 г.) 30/III – 49 у здания парламента протест против присоединении Исландии к НАТО с 1980 все корабли с ядерным – оружием не имеют право входить в Исландские порты

Рефлексия

  1. Что явилось причиной раздела Европы на 2 политических лагеря?

karta_evropy-10.jpg

  1. Западноевропейский союз - ________________________

                                                      (написать идентичное понятие)

  1. Найдите соответствие:

Март 1948

7 государств бывшего СССР и социального блока встретились в НАТО

4 апреля 1949

Первые из социального блока принятые в НАТО

1952

Принята процедура ПДЧ

1955

Вступление в НАТО Турции и Греции

1982

Вступление ФРГ в НАТО

1999

Вступление Испании

24 апреля 1999

Создана организация НАТО

Март 2004

Создана основа НАТО

  1. Как объяснить слова первого генерального секретаря Исмэя Гастингса о целях НАТО: «…удерживать русских в стороне, американцев внутри а немцев под…»

Эталоны ответов

  1. «План Маршала», так как США согласны инвестировать страны, принявшие этот план по восстановлению разрухи после 2-й Мировой Войны. СССР, Сталин, И.В. не допустили страны, находившиеся под контролем СССР, страны Восточной Европы были приглашены на саммит по «Плану Маршала».

  1. Западноевропейский союз – страны североатлантического договора (альянса)

  1. Найдите соответствие:

Март 1948

Создана основа НАТО

4 апреля 1949

Создание организации НАТО

1952

Вступление в НАТО Турции и Греции

1955

Вступление ФРГ в НАТО

1982

Вступление Испании

1999

Первые из социального блока принятые в НАТО

24 апреля 1999

Принята процедура ПДЧ

Март 2004

7 государств бывшего СССР и социального блока встретились в НАТО

  1. - Лишить влияния СССР на другие страны, ограничить возможность распространения социализма на европейские страны

- США – господствует и диктует условия

- Агрессивная страна Германия должна находиться под контролем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по дисциплине «Основы права» Тема занятия «Формы (источники) права»

Формирование новых знаний по основным правовым понятиям и категориям, характеристика основных черт правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, поиска, первичного анализа и и...

Методическая разработка занятия по дисциплине «Математика» на тему: «Неопределенный интеграл и его свойства»

Теоретический материал методической разработки по «Математике» на тему «Неопределенный интеграл и его свойства» соответствует требованиям программы, методы способствуют усвоению материала, развитию ан...

Методическая разработка занятия по дисциплине «Гостиничная индустрия» Тема: «Формы управления гостиницами: франчайзинг»

Методическая разработка составления для проведения одного из занятий Раз­дела 6 "Организационная структура управления гостиничным предприятием" дис­циплины "Гостиничная индустрия" на тему "Формы управ...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.02. «ИСТОРИЯ»

В пособии представлены учебно-методические разработки по дисциплине "История".Они содержат лекционный материал,интересные и разнообразные задания для актуализации и закрепления материала....

Методическая разработка открытого учебного занятия по дисциплине ОГСЭ.03 «Иностранный язык» Тема: «Наука и техника. Великие учёные России и Великобритании. Пассивный залог (грамматические времена)»

Методическую разработку данного открытого урока можно использовать на занятиях по английскому языку как для 2 - го, так и для 3- го курсов....

Методическая разработка занятия по дисциплине «Право» на тему : "Трудовые споры"

Методическая разработка занятия по дисциплине Право составлена с учетом современных образовательных технологий применяемых на данном уроке: информационно-коммуникативная, личностно-ориентированная, иг...

Учебно-методическая разработка занятия по английскому языку на тему "Пищеварительная система. Настоящее длительное время"

Конспект занятия по английскому языку на тему: "Пищеварительная система. Настоящее длительное время" (The Digestive system. The Present Continuous tense"...