Метод.указания 26.02.2019г.
методическая разработка

Практические

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Практические40.22 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Мордовия

ГБУ ПО РМ  «РЖПТ им. А.П. Байкузова»

Согласовано

На заседании цикловой комиссии

Общеобразовательных  дисциплин

Протокол №  ____от «___»__________20     г.

Председатель ЦК________ Силантьева Т.П.

Утверждаю

Зам. директора по УР

      _____________

«___»_______________20      г.

Практические задания

 по дисциплине «История», 1курс, 1 семестр

Тема: «Опричнина, споры о ее смысле. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Культура России XVII века»

Специальность:  23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»

                                                                                         Составил преподаватель:

                                                                 Чугунова С.Н

2019г.

Правила выполнения практических работ

  1. Прежде чем приступить к выполнению задания, прочтите рекомендации по работе с данным пособием.
  2. Ознакомьтесь с перечнем рекомендуемой литературы.
  3. Повторите теоретический материал, относящийся к теме работы.
  4. Закончив выполнение практической работы, Вы должны сдать результат преподавателю.
  5. Если возникнут затруднения в процессе работы, обратитесь к преподавателю.
  6. Практические работы выполняются индивидуально каждым студентом.
  7. Оценка практических работ учитывает полноту ответов на поставленные задания и сроки сдачи работы.
  8. В случае несвоевременного выполнения практических работ, конечный срок сдачи работы устанавливается предпоследней неделей семестра. В противном случае студент будет не допущен к итоговой аттестации по дисциплине.
  9. Для выполнения работы можно использовать следующую литературу:

Артемов В.В. История - М..Изд. цент «Академия»,2017

Самыгин П.С.  История, ООО «Феникс»,2015).

Интернет-ресурсы.

Интернет – библиотека.                                                                  

Требования к освоению дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь и

знать:

У 1- проводить поиск исторической информации в источниках разного

типа;

У 2- критически анализировать источник исторической информации

(характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели

его создания);

У 3- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

У 4- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

У5- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями,

пространственные и временные рамки изучаемых исторических

процессов и явлений;

У 6- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

У 7- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

З 1- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

З 2- периодизацию всемирной и отечественной истории;

З 3- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

З 4- историческую обусловленность современных общественных

процессов;

З 5- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе

В результате освоения дисциплины обучающейся должен обладать следующими общими и профессиональными компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать  методы и способы выполнения учебных  задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.  Осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения учебных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: «Опричнина, споры о ее смысле. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Культура России XVII века.»

 

Цели: способствовать формированию умений оперировать   историческими понятиями   и представлениями, систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов; развивать картографические навыки.

Оборудование, материалы:

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2014: § 22-23, 27-29.
  2. https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).
  3. http://www.encyclopaedia-russia.ru Энциклопедия истории России. 
  4. https://www.youtube.com/watch?v=7P7mOPKiKz8 Романовы. Фильм первый.
  5. ЭОР 7:Интерактивные плакаты: История России IX-XVII века.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.

ВАРИАНТ-I

Порядок выполнения задания 1:

Используя Интернет-ресурсы (2-3), учебную литературу (§42, пункт «Опричнина»), ответьте на вопросы:

  1. Что означает понятие «опричнина»?
  2. Определите причины и цели опричнины?
  3. С какими событиями связано начало опричнины?
  4. Определите итоги опричнины?

Задание № 1

Ответы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Порядок выполнения задания 2:

Проанализировав документальный фильм «Романовы. Фильм первый» о событиях смутного времени и начале правления династии Романовы (4), учебную литературу (§43-44), заполните таблицу «События Смутного времени», указав в правом столбце минимальное количество фактов, которые надо знать.

Задание № 2

«События Смутного времени»

Смутное время – это

Исторический деятель

Кто такой?

Что сделал? (1)

Что с ним произошло? (2)

Борис Годунов

Лжедмитрий I

Василий Шуйский

Иван Болотников

Прокопий Ляпунов

Лжедмитрий II

Сигизмунд III

Владислав

Марина Мнишек

Филарет

Козьма Минин

Дмитрий Пожарский

Михаил Романов

Порядок выполнения задания 3:

Используя учебную литературу (§45), вставьте в приведенном ниже тексте пропущенные исторические термины и понятия.

Задание № 3.

Патриарх Никон и раскол в Русской православной церкви.

В _________ патриархом был провозглашен __________________ - энергичный и авторитетный деятель, имевший громадное влияние на царя. Весной ______________ патриарх начал _____________________________. Их целью были укрепление церковно-политических связей России с православными землями (книги и обряды исправлялись по греческим образцам) и унификация культа.

Значительная часть русского духовенства выступила против нововведений. В церкви возник ______________, главой которого стал протопоп ______________________ Отделившиеся - _________________________________________ - настолько не переносили своих прежних братьев по вере _______________________________, что даже не хотели есть и пить из одной с ними посуды и ходить в те церкви, где служили по новым книгам.

Основную часть сторонников ________________________ составляли посадские люди и крестьяне. Они связывали ухудшение своего положения и усиление крепостничества с нововведениями в церкви. Многие бежали в глухие леса Поволжья и севера, на юг, в Сибирь.

При поддержке царя ______________________________________ Никон начал проводить исправление богослужебных книг, изменил некоторые обряды (______________________ было заменено _____________________, во время церковных служб «аллилуйю» стали произносить не дважды, а трижды и т.д.). ________________________________________________________. Но вскоре выяснилось, что Никон стремился использовать реформу для усиления власти патриарха.

Постепенно между царем и патриархом назревали разногласия. Заявляя, что «священство выше царства», Никон пытался ___________________________________________________________. В 1658 г. произошел открытый разрыв. Никон уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь под Москвой. Он рассчитывал, что царь вернет его, но этого не случилось. В ____________ в Москве был созван большой церковный собор. Перед ним предстали патриарх Никон и протопоп Аввакум. Собор лишил Никона сана патриарха. Он был сослан в Ферапонтов монастырь, а затем переведен в Кирилло-Белозёрскую обитель. В 1681 г. Никону разрешили вернуться, но в пути он скончался. Протопопа Аввакума отправили в заточение, а позже он был ___________________.

Оценка:____________________________________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

Опричнина, споры о ее смысле. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Культура России XVII века.

 

Цели: способствовать формированию умений оперировать   историческими понятиями   и представлениями, систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов; развивать картографические навыки.

Оборудование, материалы:

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2014: § 22-23, 27-29.
  2. https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).
  3. http://www.encyclopaedia-russia.ru Энциклопедия истории России. 
  4. https://www.youtube.com/watch?v=7P7mOPKiKz8 Романовы. Фильм первый.
  5. ЭОР 7:Интерактивные плакаты: История России IX-XVII века.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

ВАРИАНТ-II

Порядок выполнения задания 1:

Используя учебную литературу (§42), вставьте в приведенном ниже тексте пропущенные исторические термины и понятия, дайте определение понятию «опричнина».

Задание № 1.

Иван Грозный, желая получить возможность начать широкомасштабные _________________, совершил необычный шаг. В конце __________г. он со свитой и приближенными покинул Москву и в начале ___________г. поселился в Александровой слободе. Царь объявил, что отказывается от престола из-за непокорности бояр. В царской грамоте напоминалось __________________________________ вовремя его малолетства, расхищении казны, бегстве со службы. Духовенство обвинялось в покрытии вины совершивших преступления. В другой грамоте, адресованной ко всему московскому люду, говорилось, что против простого народа у царя нет ни гнева, ни опалы. Народ требовал, чтобы царь не оставлял ____________________, начинались волнения.

Делегация бояр, дворян и духовенства прибыла в Александрову слободу и просила Ивана IV вернуться к власти. Главным условием своего возвращения царь назвал __________________, с помощью которых он сможет искоренить в государстве _____________. Иван IV создал особый двор, в который пошли специально отобранные им дворяне. Все земли были разделены на две части: _________________________. Москву тоже разделили на _______________________________. _______________была опальной землей и управлялась Боярской думой. Обо всех важнейших решениях докладывали царю. ________________________ царь управлял лично при помощи опричной боярской думы. Опричникам щедро раздавали вотчины и поместья, которые отбирали у прежних владельцев, вынужденных переселяться в иные места. Сразу же после возвращения царя в Москву были казнены многие видные бояре. В 1566 г. царь назначил митрополитом Соловецкого игумена __________________, происходившего из рода бояр Колычевых. Филипп почти сразу потребовал отмены опричнины. Некоторое время царь обуздывал ярость, но затем вновь начались казни. Филипп ходатайствовал за осужденных. Вскоре его лишили сана, заточили в тверской Отрочь монастырь, где позже он был задушен опричником _______________________________________.

Иван Грозный расправился с семейством и самим двоюродным братом Владимиром Андреевичем Старицким, которого подозревал в намерении ______________________. В 1569 г. царь возглавил ____________________________ против Новгорода. Города, находившиеся на пути в Новгород, сам Новгород и его окрестности были подвергнуты страшному погрому. Затем был казнен и ряд руководителей опричнины.

Опричнина –_______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Порядок выполнения задания 2:

Проанализировав документальный фильм «Романовы. Фильм первый» о событиях смутного времени и начале правления династии Романовы (4), учебную литературу (§43-44), укажите даты событий Смутного времени.

Задание № 2

Хронология событий Смутного времени:

  1. Восстание И. Болотникова -
  2. Вторжение Лжедмитрия I в Россию –
  3. Вторжение Лжедмитрия II в Россию –
  4. Второе ополчение –
  5. Избрание Михаила Романова на царство –
  6. Неурожай и голод –
  7. Первое ополчение –
  8. Польская интервенция в Россию, начало осады Смоленска –
  9. Поход Владислава и Деулинское перемирие –
  10. Свержение Василия Шуйского, приглашение Владислава на престол –
  11. Свержение Лжедмитрия I. Избрание царём Василия Шуйского –
  12. Смерть Бориса Годунова, победа Лжедмитрия I –
  13. Столбовский мир –

Порядок выполнения задания 3:

Используя Интернет-ресурсы (2-3), учебную литературу (§44, пункт «Народные восстания»), ЭОР 7: Интерактивные плакаты: История России IX-XVII века (5) заполните таблицу «Народные движения 1613-1682 гг.», указав причины и последствия народных бунтов XVII века:

Задание № 3

Народные движения 1613-1682 гг.

Событие

Дата

Место

Причины

Последствия

Соляной бунт

1648 г.

Медный бунт

1662 г.

Городские восстания

1650-1651 гг.

Восстание Степана Разина

1667-1671 гг.

Движение старообрядцев

Конец XVII века

Оценка:____________________________________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Опричнина, споры о ее смысле. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Культура России XVII века.

 

Цели: способствовать формированию умений оперировать   историческими понятиями   и представлениями, систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов; развивать картографические навыки.

Оборудование, материалы:

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2014: § 22-23, 27-29.
  2. https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).
  3. http://www.encyclopaedia-russia.ru Энциклопедия истории России. 
  4. https://www.youtube.com/watch?v=7P7mOPKiKz8 Романовы. Фильм первый.
  5. ЭОР 7:Интерактивные плакаты: История России IX-XVII века.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

ВАРИАНТ-III

Порядок выполнения задания 1:

Используя Интернет-ресурсы (2-3), учебную литературу (§42, пункт «Опричнина»), ответьте на вопросы:

  1. Дайте определение понятию «опричнина».  
  2. Как она осуществлялась?  
  3. Какими были её последствия?

Задание № 1

Ответы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Порядок выполнения задания 2:

Проанализировав документальный фильм «Романовы. Фильм первый» о событиях смутного времени и начале правления династии Романовы (4), учебную литературу (§43-44), дайте определение понятия «Смутное время», выделив три признака явления.

Задание № 2

Смутное время – это период__________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________имевший следующие особенности: 

1)

2)

3)

Порядок выполнения задания 3:

Используя Интернет-ресурсы (2-3), учебную литературу (§49, пункт «Культура России XVII века»), составьте таблицу «Новые тенденции в русской культуре XVII в.».

Задание № 3

Новые тенденции в русской культуре XVII в.

Сферы культурной жизни

Новые элементы в русской культуре 17 века

Образование

Церковь

Научные знания

Литература

Архитектура

Живопись

Быт (досуг, мода, образование, отношение к иностранцам)

Оценка:____________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод указания

для ознакомления...

Метод. указания по курсовому проектированию

Методические указанияпо выполнению курсового проекта для специальности  140407 «Электрические станции, сети и системы» Тема: «Расчёт электрической части элетростанции» Рекомендации по в...

ОП.10.Мерчендайзинг спец 38.02.05.Товар и экспер кач потреб тов Метод указания к практическим работам

Методические указания по выполнению практических занятий по учебной дисциплине 0п.10 Мерчендайзинг разработаны в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 38.02.05 ...

ОП.01.Основы коммерческой деятельности спец.38.02.05.Товар и эксперт кач прод тов Метод указания по выполнению ПР

Методические указания по выполнению практических занятий по учебной дисциплине ОП.01. Основы коммерческой деятельности разработаны в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального обр...

Метод указания ПП 02; ПП04

Методические рекомендации по прохождению производственной практики по профессии: 43.01.02 «Парикмахер»...

метод.указания 22.02.2025г.

методические указания по выполнению итоговой работы...

метод.указания 22.02.2025г.

методические указания по выполнению итоговой работы...