Метод.указания 26.02.2019г.
методическая разработка

Практические

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Практические40.22 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Мордовия

ГБУ ПО РМ  «РЖПТ им. А.П. Байкузова»

Согласовано

На заседании цикловой комиссии

Общеобразовательных  дисциплин

Протокол №  ____от «___»__________20     г.

Председатель ЦК________ Силантьева Т.П.

Утверждаю

Зам. директора по УР

      _____________

«___»_______________20      г.

Практические задания

 по дисциплине «История», 1курс, 1 семестр

Тема: «Опричнина, споры о ее смысле. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Культура России XVII века»

Специальность:  23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»

                                                                                         Составил преподаватель:

                                                                 Чугунова С.Н

2019г.

Правила выполнения практических работ

  1. Прежде чем приступить к выполнению задания, прочтите рекомендации по работе с данным пособием.
  2. Ознакомьтесь с перечнем рекомендуемой литературы.
  3. Повторите теоретический материал, относящийся к теме работы.
  4. Закончив выполнение практической работы, Вы должны сдать результат преподавателю.
  5. Если возникнут затруднения в процессе работы, обратитесь к преподавателю.
  6. Практические работы выполняются индивидуально каждым студентом.
  7. Оценка практических работ учитывает полноту ответов на поставленные задания и сроки сдачи работы.
  8. В случае несвоевременного выполнения практических работ, конечный срок сдачи работы устанавливается предпоследней неделей семестра. В противном случае студент будет не допущен к итоговой аттестации по дисциплине.
  9. Для выполнения работы можно использовать следующую литературу:

Артемов В.В. История - М..Изд. цент «Академия»,2017

Самыгин П.С.  История, ООО «Феникс»,2015).

Интернет-ресурсы.

Интернет – библиотека.                                                                  

Требования к освоению дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь и

знать:

У 1- проводить поиск исторической информации в источниках разного

типа;

У 2- критически анализировать источник исторической информации

(характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели

его создания);

У 3- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

У 4- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

У5- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями,

пространственные и временные рамки изучаемых исторических

процессов и явлений;

У 6- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

У 7- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

З 1- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

З 2- периодизацию всемирной и отечественной истории;

З 3- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

З 4- историческую обусловленность современных общественных

процессов;

З 5- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе

В результате освоения дисциплины обучающейся должен обладать следующими общими и профессиональными компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать  методы и способы выполнения учебных  задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.  Осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения учебных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: «Опричнина, споры о ее смысле. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Культура России XVII века.»

 

Цели: способствовать формированию умений оперировать   историческими понятиями   и представлениями, систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов; развивать картографические навыки.

Оборудование, материалы:

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2014: § 22-23, 27-29.
  2. https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).
  3. http://www.encyclopaedia-russia.ru Энциклопедия истории России. 
  4. https://www.youtube.com/watch?v=7P7mOPKiKz8 Романовы. Фильм первый.
  5. ЭОР 7:Интерактивные плакаты: История России IX-XVII века.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.

ВАРИАНТ-I

Порядок выполнения задания 1:

Используя Интернет-ресурсы (2-3), учебную литературу (§42, пункт «Опричнина»), ответьте на вопросы:

  1. Что означает понятие «опричнина»?
  2. Определите причины и цели опричнины?
  3. С какими событиями связано начало опричнины?
  4. Определите итоги опричнины?

Задание № 1

Ответы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Порядок выполнения задания 2:

Проанализировав документальный фильм «Романовы. Фильм первый» о событиях смутного времени и начале правления династии Романовы (4), учебную литературу (§43-44), заполните таблицу «События Смутного времени», указав в правом столбце минимальное количество фактов, которые надо знать.

Задание № 2

«События Смутного времени»

Смутное время – это

Исторический деятель

Кто такой?

Что сделал? (1)

Что с ним произошло? (2)

Борис Годунов

Лжедмитрий I

Василий Шуйский

Иван Болотников

Прокопий Ляпунов

Лжедмитрий II

Сигизмунд III

Владислав

Марина Мнишек

Филарет

Козьма Минин

Дмитрий Пожарский

Михаил Романов

Порядок выполнения задания 3:

Используя учебную литературу (§45), вставьте в приведенном ниже тексте пропущенные исторические термины и понятия.

Задание № 3.

Патриарх Никон и раскол в Русской православной церкви.

В _________ патриархом был провозглашен __________________ - энергичный и авторитетный деятель, имевший громадное влияние на царя. Весной ______________ патриарх начал _____________________________. Их целью были укрепление церковно-политических связей России с православными землями (книги и обряды исправлялись по греческим образцам) и унификация культа.

Значительная часть русского духовенства выступила против нововведений. В церкви возник ______________, главой которого стал протопоп ______________________ Отделившиеся - _________________________________________ - настолько не переносили своих прежних братьев по вере _______________________________, что даже не хотели есть и пить из одной с ними посуды и ходить в те церкви, где служили по новым книгам.

Основную часть сторонников ________________________ составляли посадские люди и крестьяне. Они связывали ухудшение своего положения и усиление крепостничества с нововведениями в церкви. Многие бежали в глухие леса Поволжья и севера, на юг, в Сибирь.

При поддержке царя ______________________________________ Никон начал проводить исправление богослужебных книг, изменил некоторые обряды (______________________ было заменено _____________________, во время церковных служб «аллилуйю» стали произносить не дважды, а трижды и т.д.). ________________________________________________________. Но вскоре выяснилось, что Никон стремился использовать реформу для усиления власти патриарха.

Постепенно между царем и патриархом назревали разногласия. Заявляя, что «священство выше царства», Никон пытался ___________________________________________________________. В 1658 г. произошел открытый разрыв. Никон уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь под Москвой. Он рассчитывал, что царь вернет его, но этого не случилось. В ____________ в Москве был созван большой церковный собор. Перед ним предстали патриарх Никон и протопоп Аввакум. Собор лишил Никона сана патриарха. Он был сослан в Ферапонтов монастырь, а затем переведен в Кирилло-Белозёрскую обитель. В 1681 г. Никону разрешили вернуться, но в пути он скончался. Протопопа Аввакума отправили в заточение, а позже он был ___________________.

Оценка:____________________________________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

Опричнина, споры о ее смысле. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Культура России XVII века.

 

Цели: способствовать формированию умений оперировать   историческими понятиями   и представлениями, систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов; развивать картографические навыки.

Оборудование, материалы:

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2014: § 22-23, 27-29.
  2. https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).
  3. http://www.encyclopaedia-russia.ru Энциклопедия истории России. 
  4. https://www.youtube.com/watch?v=7P7mOPKiKz8 Романовы. Фильм первый.
  5. ЭОР 7:Интерактивные плакаты: История России IX-XVII века.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

ВАРИАНТ-II

Порядок выполнения задания 1:

Используя учебную литературу (§42), вставьте в приведенном ниже тексте пропущенные исторические термины и понятия, дайте определение понятию «опричнина».

Задание № 1.

Иван Грозный, желая получить возможность начать широкомасштабные _________________, совершил необычный шаг. В конце __________г. он со свитой и приближенными покинул Москву и в начале ___________г. поселился в Александровой слободе. Царь объявил, что отказывается от престола из-за непокорности бояр. В царской грамоте напоминалось __________________________________ вовремя его малолетства, расхищении казны, бегстве со службы. Духовенство обвинялось в покрытии вины совершивших преступления. В другой грамоте, адресованной ко всему московскому люду, говорилось, что против простого народа у царя нет ни гнева, ни опалы. Народ требовал, чтобы царь не оставлял ____________________, начинались волнения.

Делегация бояр, дворян и духовенства прибыла в Александрову слободу и просила Ивана IV вернуться к власти. Главным условием своего возвращения царь назвал __________________, с помощью которых он сможет искоренить в государстве _____________. Иван IV создал особый двор, в который пошли специально отобранные им дворяне. Все земли были разделены на две части: _________________________. Москву тоже разделили на _______________________________. _______________была опальной землей и управлялась Боярской думой. Обо всех важнейших решениях докладывали царю. ________________________ царь управлял лично при помощи опричной боярской думы. Опричникам щедро раздавали вотчины и поместья, которые отбирали у прежних владельцев, вынужденных переселяться в иные места. Сразу же после возвращения царя в Москву были казнены многие видные бояре. В 1566 г. царь назначил митрополитом Соловецкого игумена __________________, происходившего из рода бояр Колычевых. Филипп почти сразу потребовал отмены опричнины. Некоторое время царь обуздывал ярость, но затем вновь начались казни. Филипп ходатайствовал за осужденных. Вскоре его лишили сана, заточили в тверской Отрочь монастырь, где позже он был задушен опричником _______________________________________.

Иван Грозный расправился с семейством и самим двоюродным братом Владимиром Андреевичем Старицким, которого подозревал в намерении ______________________. В 1569 г. царь возглавил ____________________________ против Новгорода. Города, находившиеся на пути в Новгород, сам Новгород и его окрестности были подвергнуты страшному погрому. Затем был казнен и ряд руководителей опричнины.

Опричнина –_______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Порядок выполнения задания 2:

Проанализировав документальный фильм «Романовы. Фильм первый» о событиях смутного времени и начале правления династии Романовы (4), учебную литературу (§43-44), укажите даты событий Смутного времени.

Задание № 2

Хронология событий Смутного времени:

  1. Восстание И. Болотникова -
  2. Вторжение Лжедмитрия I в Россию –
  3. Вторжение Лжедмитрия II в Россию –
  4. Второе ополчение –
  5. Избрание Михаила Романова на царство –
  6. Неурожай и голод –
  7. Первое ополчение –
  8. Польская интервенция в Россию, начало осады Смоленска –
  9. Поход Владислава и Деулинское перемирие –
  10. Свержение Василия Шуйского, приглашение Владислава на престол –
  11. Свержение Лжедмитрия I. Избрание царём Василия Шуйского –
  12. Смерть Бориса Годунова, победа Лжедмитрия I –
  13. Столбовский мир –

Порядок выполнения задания 3:

Используя Интернет-ресурсы (2-3), учебную литературу (§44, пункт «Народные восстания»), ЭОР 7: Интерактивные плакаты: История России IX-XVII века (5) заполните таблицу «Народные движения 1613-1682 гг.», указав причины и последствия народных бунтов XVII века:

Задание № 3

Народные движения 1613-1682 гг.

Событие

Дата

Место

Причины

Последствия

Соляной бунт

1648 г.

Медный бунт

1662 г.

Городские восстания

1650-1651 гг.

Восстание Степана Разина

1667-1671 гг.

Движение старообрядцев

Конец XVII века

Оценка:____________________________________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Опричнина, споры о ее смысле. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Культура России XVII века.

 

Цели: способствовать формированию умений оперировать   историческими понятиями   и представлениями, систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов; развивать картографические навыки.

Оборудование, материалы:

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2014: § 22-23, 27-29.
  2. https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).
  3. http://www.encyclopaedia-russia.ru Энциклопедия истории России. 
  4. https://www.youtube.com/watch?v=7P7mOPKiKz8 Романовы. Фильм первый.
  5. ЭОР 7:Интерактивные плакаты: История России IX-XVII века.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

ВАРИАНТ-III

Порядок выполнения задания 1:

Используя Интернет-ресурсы (2-3), учебную литературу (§42, пункт «Опричнина»), ответьте на вопросы:

  1. Дайте определение понятию «опричнина».  
  2. Как она осуществлялась?  
  3. Какими были её последствия?

Задание № 1

Ответы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Порядок выполнения задания 2:

Проанализировав документальный фильм «Романовы. Фильм первый» о событиях смутного времени и начале правления династии Романовы (4), учебную литературу (§43-44), дайте определение понятия «Смутное время», выделив три признака явления.

Задание № 2

Смутное время – это период__________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________имевший следующие особенности: 

1)

2)

3)

Порядок выполнения задания 3:

Используя Интернет-ресурсы (2-3), учебную литературу (§49, пункт «Культура России XVII века»), составьте таблицу «Новые тенденции в русской культуре XVII в.».

Задание № 3

Новые тенденции в русской культуре XVII в.

Сферы культурной жизни

Новые элементы в русской культуре 17 века

Образование

Церковь

Научные знания

Литература

Архитектура

Живопись

Быт (досуг, мода, образование, отношение к иностранцам)

Оценка:____________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ОБЖ СЕВАЛЬНЕВА Н.С. 2019г

Самообследование деятельности учителя 2019 г....

Метод указания

для ознакомления...

Метод. указания по курсовому проектированию

Методические указанияпо выполнению курсового проекта для специальности  140407 «Электрические станции, сети и системы» Тема: «Расчёт электрической части элетростанции» Рекомендации по в...

ОП.10.Мерчендайзинг спец 38.02.05.Товар и экспер кач потреб тов Метод указания к практическим работам

Методические указания по выполнению практических занятий по учебной дисциплине 0п.10 Мерчендайзинг разработаны в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 38.02.05 ...

ОП.01.Основы коммерческой деятельности спец.38.02.05.Товар и эксперт кач прод тов Метод указания по выполнению ПР

Методические указания по выполнению практических занятий по учебной дисциплине ОП.01. Основы коммерческой деятельности разработаны в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального обр...

Домашнее задание для групп ТО 1.9 и КМТ 1.9 2019г

законспектировать и ответить на вопросы...

18.02.2019г. Методическая разработка"Текущий и итоговый контроль по физике" 1-2 курс

                                      18.02.2019г. Методическая разработка"Текущий и итоговый...