Метод.указания 26.02.2019г.
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Мордовия
ГБУ ПО РМ «РЖПТ им. А.П. Байкузова»
Согласовано На заседании цикловой комиссии Общеобразовательных дисциплин Протокол № ____от «___»__________20 г. Председатель ЦК________ Силантьева Т.П. | Утверждаю Зам. директора по УР _____________ «___»_______________20 г. |
Практические задания
по дисциплине «История», 1курс, 1 семестр
Тема: «Опричнина, споры о ее смысле. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Культура России XVII века»
Специальность: 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»
Составил преподаватель:
Чугунова С.Н
2019г.
Правила выполнения практических работ
- Прежде чем приступить к выполнению задания, прочтите рекомендации по работе с данным пособием.
- Ознакомьтесь с перечнем рекомендуемой литературы.
- Повторите теоретический материал, относящийся к теме работы.
- Закончив выполнение практической работы, Вы должны сдать результат преподавателю.
- Если возникнут затруднения в процессе работы, обратитесь к преподавателю.
- Практические работы выполняются индивидуально каждым студентом.
- Оценка практических работ учитывает полноту ответов на поставленные задания и сроки сдачи работы.
- В случае несвоевременного выполнения практических работ, конечный срок сдачи работы устанавливается предпоследней неделей семестра. В противном случае студент будет не допущен к итоговой аттестации по дисциплине.
- Для выполнения работы можно использовать следующую литературу:
Артемов В.В. История - М..Изд. цент «Академия»,2017
Самыгин П.С. История, ООО «Феникс»,2015).
Интернет-ресурсы.
Интернет – библиотека.
Требования к освоению дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь и
знать:
У 1- проводить поиск исторической информации в источниках разного
типа;
У 2- критически анализировать источник исторической информации
(характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели
его создания);
У 3- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
У 4- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
У5- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями,
пространственные и временные рамки изучаемых исторических
процессов и явлений;
У 6- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
У 7- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
З 1- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
З 2- периодизацию всемирной и отечественной истории;
З 3- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
З 4- историческую обусловленность современных общественных
процессов;
З 5- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе
В результате освоения дисциплины обучающейся должен обладать следующими общими и профессиональными компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения учебных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения учебных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: «Опричнина, споры о ее смысле. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Культура России XVII века.»
Цели: способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов; развивать картографические навыки.
Оборудование, материалы:
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2014: § 22-23, 27-29.
- https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).
- http://www.encyclopaedia-russia.ru Энциклопедия истории России.
- https://www.youtube.com/watch?v=7P7mOPKiKz8 Романовы. Фильм первый.
- ЭОР 7:Интерактивные плакаты: История России IX-XVII века.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.
ВАРИАНТ-I
Порядок выполнения задания 1:
Используя Интернет-ресурсы (2-3), учебную литературу (§42, пункт «Опричнина»), ответьте на вопросы:
- Что означает понятие «опричнина»?
- Определите причины и цели опричнины?
- С какими событиями связано начало опричнины?
- Определите итоги опричнины?
Задание № 1
Ответы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Порядок выполнения задания 2:
Проанализировав документальный фильм «Романовы. Фильм первый» о событиях смутного времени и начале правления династии Романовы (4), учебную литературу (§43-44), заполните таблицу «События Смутного времени», указав в правом столбце минимальное количество фактов, которые надо знать.
Задание № 2
«События Смутного времени»
Смутное время – это | ||
Исторический деятель | Кто такой? | Что сделал? (1) Что с ним произошло? (2) |
Борис Годунов | ||
Лжедмитрий I | ||
Василий Шуйский | ||
Иван Болотников | ||
Прокопий Ляпунов | ||
Лжедмитрий II | ||
Сигизмунд III | ||
Владислав | ||
Марина Мнишек | ||
Филарет | ||
Козьма Минин | ||
Дмитрий Пожарский | ||
Михаил Романов |
Порядок выполнения задания 3:
Используя учебную литературу (§45), вставьте в приведенном ниже тексте пропущенные исторические термины и понятия.
Задание № 3.
Патриарх Никон и раскол в Русской православной церкви.
В _________ патриархом был провозглашен __________________ - энергичный и авторитетный деятель, имевший громадное влияние на царя. Весной ______________ патриарх начал _____________________________. Их целью были укрепление церковно-политических связей России с православными землями (книги и обряды исправлялись по греческим образцам) и унификация культа.
Значительная часть русского духовенства выступила против нововведений. В церкви возник ______________, главой которого стал протопоп ______________________ Отделившиеся - _________________________________________ - настолько не переносили своих прежних братьев по вере _______________________________, что даже не хотели есть и пить из одной с ними посуды и ходить в те церкви, где служили по новым книгам.
Основную часть сторонников ________________________ составляли посадские люди и крестьяне. Они связывали ухудшение своего положения и усиление крепостничества с нововведениями в церкви. Многие бежали в глухие леса Поволжья и севера, на юг, в Сибирь.
При поддержке царя ______________________________________ Никон начал проводить исправление богослужебных книг, изменил некоторые обряды (______________________ было заменено _____________________, во время церковных служб «аллилуйю» стали произносить не дважды, а трижды и т.д.). ________________________________________________________. Но вскоре выяснилось, что Никон стремился использовать реформу для усиления власти патриарха.
Постепенно между царем и патриархом назревали разногласия. Заявляя, что «священство выше царства», Никон пытался ___________________________________________________________. В 1658 г. произошел открытый разрыв. Никон уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь под Москвой. Он рассчитывал, что царь вернет его, но этого не случилось. В ____________ в Москве был созван большой церковный собор. Перед ним предстали патриарх Никон и протопоп Аввакум. Собор лишил Никона сана патриарха. Он был сослан в Ферапонтов монастырь, а затем переведен в Кирилло-Белозёрскую обитель. В 1681 г. Никону разрешили вернуться, но в пути он скончался. Протопопа Аввакума отправили в заточение, а позже он был ___________________.
Оценка:____________________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
Опричнина, споры о ее смысле. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Культура России XVII века.
Цели: способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов; развивать картографические навыки.
Оборудование, материалы:
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2014: § 22-23, 27-29.
- https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).
- http://www.encyclopaedia-russia.ru Энциклопедия истории России.
- https://www.youtube.com/watch?v=7P7mOPKiKz8 Романовы. Фильм первый.
- ЭОР 7:Интерактивные плакаты: История России IX-XVII века.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ
ВАРИАНТ-II
Порядок выполнения задания 1:
Используя учебную литературу (§42), вставьте в приведенном ниже тексте пропущенные исторические термины и понятия, дайте определение понятию «опричнина».
Задание № 1.
Иван Грозный, желая получить возможность начать широкомасштабные _________________, совершил необычный шаг. В конце __________г. он со свитой и приближенными покинул Москву и в начале ___________г. поселился в Александровой слободе. Царь объявил, что отказывается от престола из-за непокорности бояр. В царской грамоте напоминалось __________________________________ вовремя его малолетства, расхищении казны, бегстве со службы. Духовенство обвинялось в покрытии вины совершивших преступления. В другой грамоте, адресованной ко всему московскому люду, говорилось, что против простого народа у царя нет ни гнева, ни опалы. Народ требовал, чтобы царь не оставлял ____________________, начинались волнения.
Делегация бояр, дворян и духовенства прибыла в Александрову слободу и просила Ивана IV вернуться к власти. Главным условием своего возвращения царь назвал __________________, с помощью которых он сможет искоренить в государстве _____________. Иван IV создал особый двор, в который пошли специально отобранные им дворяне. Все земли были разделены на две части: _________________________. Москву тоже разделили на _______________________________. _______________была опальной землей и управлялась Боярской думой. Обо всех важнейших решениях докладывали царю. ________________________ царь управлял лично при помощи опричной боярской думы. Опричникам щедро раздавали вотчины и поместья, которые отбирали у прежних владельцев, вынужденных переселяться в иные места. Сразу же после возвращения царя в Москву были казнены многие видные бояре. В 1566 г. царь назначил митрополитом Соловецкого игумена __________________, происходившего из рода бояр Колычевых. Филипп почти сразу потребовал отмены опричнины. Некоторое время царь обуздывал ярость, но затем вновь начались казни. Филипп ходатайствовал за осужденных. Вскоре его лишили сана, заточили в тверской Отрочь монастырь, где позже он был задушен опричником _______________________________________.
Иван Грозный расправился с семейством и самим двоюродным братом Владимиром Андреевичем Старицким, которого подозревал в намерении ______________________. В 1569 г. царь возглавил ____________________________ против Новгорода. Города, находившиеся на пути в Новгород, сам Новгород и его окрестности были подвергнуты страшному погрому. Затем был казнен и ряд руководителей опричнины.
Опричнина –_______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Порядок выполнения задания 2:
Проанализировав документальный фильм «Романовы. Фильм первый» о событиях смутного времени и начале правления династии Романовы (4), учебную литературу (§43-44), укажите даты событий Смутного времени.
Задание № 2
Хронология событий Смутного времени:
- Восстание И. Болотникова -
- Вторжение Лжедмитрия I в Россию –
- Вторжение Лжедмитрия II в Россию –
- Второе ополчение –
- Избрание Михаила Романова на царство –
- Неурожай и голод –
- Первое ополчение –
- Польская интервенция в Россию, начало осады Смоленска –
- Поход Владислава и Деулинское перемирие –
- Свержение Василия Шуйского, приглашение Владислава на престол –
- Свержение Лжедмитрия I. Избрание царём Василия Шуйского –
- Смерть Бориса Годунова, победа Лжедмитрия I –
- Столбовский мир –
Порядок выполнения задания 3:
Используя Интернет-ресурсы (2-3), учебную литературу (§44, пункт «Народные восстания»), ЭОР 7: Интерактивные плакаты: История России IX-XVII века (5) заполните таблицу «Народные движения 1613-1682 гг.», указав причины и последствия народных бунтов XVII века:
Задание № 3
Народные движения 1613-1682 гг.
Событие | Дата | Место | Причины | Последствия |
Соляной бунт | 1648 г. | |||
Медный бунт | 1662 г. | |||
Городские восстания | 1650-1651 гг. | |||
Восстание Степана Разина | 1667-1671 гг. | |||
Движение старообрядцев | Конец XVII века |
Оценка:____________________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Опричнина, споры о ее смысле. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Культура России XVII века.
Цели: способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов; развивать картографические навыки.
Оборудование, материалы:
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2014: § 22-23, 27-29.
- https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).
- http://www.encyclopaedia-russia.ru Энциклопедия истории России.
- https://www.youtube.com/watch?v=7P7mOPKiKz8 Романовы. Фильм первый.
- ЭОР 7:Интерактивные плакаты: История России IX-XVII века.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ
ВАРИАНТ-III
Порядок выполнения задания 1:
Используя Интернет-ресурсы (2-3), учебную литературу (§42, пункт «Опричнина»), ответьте на вопросы:
- Дайте определение понятию «опричнина».
- Как она осуществлялась?
- Какими были её последствия?
Задание № 1
Ответы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Порядок выполнения задания 2:
Проанализировав документальный фильм «Романовы. Фильм первый» о событиях смутного времени и начале правления династии Романовы (4), учебную литературу (§43-44), дайте определение понятия «Смутное время», выделив три признака явления.
Задание № 2
Смутное время – это период__________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________имевший следующие особенности:
1)
2)
3)
Порядок выполнения задания 3:
Используя Интернет-ресурсы (2-3), учебную литературу (§49, пункт «Культура России XVII века»), составьте таблицу «Новые тенденции в русской культуре XVII в.».
Задание № 3
Новые тенденции в русской культуре XVII в.
Сферы культурной жизни | Новые элементы в русской культуре 17 века |
Образование | |
Церковь | |
Научные знания | |
Литература | |
Архитектура | |
Живопись | |
Быт (досуг, мода, образование, отношение к иностранцам) |
Оценка:____________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ОБЖ СЕВАЛЬНЕВА Н.С. 2019г
Самообследование деятельности учителя 2019 г....
Метод. указания по курсовому проектированию
Методические указанияпо выполнению курсового проекта для специальности 140407 «Электрические станции, сети и системы» Тема: «Расчёт электрической части элетростанции» Рекомендации по в...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/21/picture-999229-1516537374.jpg)
ОП.10.Мерчендайзинг спец 38.02.05.Товар и экспер кач потреб тов Метод указания к практическим работам
Методические указания по выполнению практических занятий по учебной дисциплине 0п.10 Мерчендайзинг разработаны в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 38.02.05 ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/21/picture-999229-1516537374.jpg)
ОП.01.Основы коммерческой деятельности спец.38.02.05.Товар и эксперт кач прод тов Метод указания по выполнению ПР
Методические указания по выполнению практических занятий по учебной дисциплине ОП.01. Основы коммерческой деятельности разработаны в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального обр...
Домашнее задание для групп ТО 1.9 и КМТ 1.9 2019г
законспектировать и ответить на вопросы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/11/picture-677554-1452533626.jpg)
18.02.2019г. Методическая разработка"Текущий и итоговый контроль по физике" 1-2 курс
18.02.2019г. Методическая разработка"Текущий и итоговый...