Внеурочное занятие на Неделе русского языка и литературы "Грамматическое лото"
план-конспект занятия

Литягина Ирина Викторовна

Лингвистическая игра для обучающихся СПО по профессии парикмахер и автомеханик

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammaticheskoe_loto.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЛОТО

Участвуют 3 команды

Высказывания (каждое разрезано на шесть частей):

Умно говорить трудно, умно молчать ещё труднее.

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок.

Слово – выражение мысли, и может служить соединению и разделению людей.

Ход игры.

1)        Вступительное слово. Заполнение игровых полей.

        Вы разделились на 3 команды. Принцип игры в лото прост: получаете карту-игровое поле, из прикрепленных на доске букв (ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЛОТО) члены команды по очереди называют любую букву. На оборотной стороне написана цифра. Цифры укладываются на игровые поля. Первый балл получит та команда, которая первой соберёт карту.

Составление карт. Запись балла.

Ответы

1. Подберите общие окончания. Запишите получившиеся слова.        (10 баллов)

(-ом): атом, бром, гном, дом, ком, лом, ром, сом, том, хром.

(-ина): вина, глина, длина, дина, мина, осина, тина, шина.

(-айка): байка, гайка, майка, стайка, спайка, чайка, сайка, шайка.

ат

бр

гн

д

к

л

хр

       

в

гл

дл

м

ос

т

ш

б

г

ст

ч

ш

м

сп

с

2. Перед вами два стихотворных отрывка. Придайте им форму стихотворений, расставьте знаки препинания.                                                        (6 баллов)

Погода пуще свирепела Нева вздувалась и ревела котлом клокоча и клубясь и вдруг как зверь остервеняясь на город кинулась.

                                                                                А.С. Пушкин

Вставая с первыми лучами теперь она в поля спешит и умилёнными очами их озирая говорит простите мирные долины.

                                                                                А.С. Пушкин


3. Прочитайте фонетическую транскрипцию. Запишите предложение без ошибок.                                                                                        
(7 баллов)

[ быт' ч'илав'экам ф ч'илав'эч'искам общ'иств'э вофс'и нит'ашкай'а аб'азанаст'/ апрастой'э разв'ит'ийэ внутр'ин'эй' патр'эбнаст'и/ н'икто н'игавар'ит што напч'ил'э л'ижит св'ищ'эный' долк д'элат' м'от/ патамушта ана пч'ила// ]

4. Найдите способ прочитать написанное. Запишите фразу.                (5 баллов)

К

Й

Г

А

И

Ы

И

О

Н

Б

З

Ч

М

Е

Ю

Я

У

Ш

Т

Л

5. Составьте целые слова из половинок слов, записанных в разных колонках.

                                                                                                (8 баллов)

ОПТ

АРА

ПАР

СКА

АТА

ЛОН

АГА

КОР

ПАЛ

ПЛЯ

КУР

ХИС

ИКА

ИЦА

КЕТ

БАЛ

6. Проанализировав образец, вставьте нужное слово.                        (9 баллов)

БАГОР

ГАРАЖ

(РОСА)

(….)

ТЕСАК

ТАБАК

ФЛЯГА

КОСЯК

(АЛЬТ)

(….)

ЖЕСТЬ

МИРАЖ

ЛОТОК

ОЛИМП

(КЛАД)

(….)

ЛОДКА

КАТЕР

ПИРОГ

РЫНОК

(ПОЛЕ)

(….)

СЛЕЗА

ОСАДА

7. Перевёртыши-пословицы. 8 баллов

Пример:

Не надо ползать красиво водителям по снегу. – Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам.

Или: Безделью часы – слезам год. – Делу время – потехе час.

Счастье перемещается кучами. – Беда не ходит в одиночку.

Уйти от новой стиральной машины. – Остаться у разбитого корыта.

Лысина – мужское безобразие. – Коса – девичья краса.

От смелости затылок мал. – У страха глаза велики.

Чужие ботинки дальше от ног. – Своя рубашка ближе к телу.

На полицейском валенки мокнут. – На воре шапка горит.

Ниже пяток не опустишься. – Выше головы не прыгнешь.

Курица кабану подружка. – Гусь свинье не товарищ.

Уговори умного к чёрту послать, так и нога заживёт. – Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт.

Собак не страшиться – по городу гулять. – Волков бояться – в лес не ходить.

Начал развлечение – робко работай. – Кончил дело – гуляй смело.

8.       Поэтический перевёртыш. 5 баллов

Злой кабан                сидел на ветке

Пароход                томился в клетке

Соловей                точил клыки

Дикобраз                давал гудки

Кошка                физику учила

Маша                хвостик свой ловила

Буратино                сшил себе штаны

Портной                все поел блины

Ёж                        накрыт к обеду был

Чиж                        усами шевелил

Рак                        летал под облаками

Стол                        гонялся за мышами

Чайник                прыгал во дворе

Мальчик                булькал на костре

Приглашаются по одному человеку от команды.

Задание: строчки перепутались. Задача участника – расположить строки правильно.

9. Фразеологический зоопарк  2 балла

Добавить недостающее слово – название животного.

Голоден, как … (волк)

Болтлив, как ….  (сорока)

Здоров, как…  (бык)

Нем, как …   (рыба)

10. «Заморочки из бочки». ( 6 баллов)
1.О чём идёт речь?

«Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников?

2. О чем идёт речь?

Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников».

3.О чем идёт речь?

Он в голове несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез, на него бросают деньги и слова.

11.  «Тёмная лошадка». (8 баллов)

Угадай в каждом предложении известную пословицу. Запиши её:

- Спелый плод фруктового дерева под влиянием притяжения Земли опускается рядом со своим предком. 

-   По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений сжатыми пальцами передних конечностей.

12. Кроссворд. 10 баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

По горизонтали: 4.Драматург Х1Хв., автор пьесы «Гроза». 7.Произведение для постановки в театре. 9.Литературное направление Х1Хв. 10.  В литературе и др. искусствах изображение неправдоподобных явлений, введение вымышленных образов, не совпадающих с действительностью. 11. Единица ритмически организованной речи, строка стихотворения.

По вертикали:1.Структура, построение стихотворения. 2. Драматическое произведение  Х1Хв. и явление природы.3. Один из видов искусства, совокупность любых письменных текстов. 5.Одно из произведений Н.Гоголя. 6. Жанр лирики, торжественное стихотворение. 8. Создатель какого-нибудь произведения. 9. Созвучие концов стихотворных строк.

13. «Собери пословицы» 5 баллов

Наш русский язык богат пословицами и поговорками. Многие русские пословицы состоят из двух частей. Если их разрезать на половинки, перемешать и собрать новые пары, то получатся очень веселые высказывания. Вам надо восстановить изначальные пословицы.

БЕЗ ТРУДА НЕТ УМЕНЬЯ.

ТРУД КОРМИТ, А ДЕЛОМ НЕ ЛЕНИСЬ.

ЯЗЫКО НЕ ТОРОПИСЬ, А ЛЕНЬ ПОРТИТ.

БЕЗ ТЕРПЕНЬЯ НЕ ВЫНЕШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА.

НЕ ПЛЮЙ В КОЛОДЕЦ, ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ.

ПОСПЕШИШЬ, ПРИГОДИТСЯ ВОДЫ НАПИТЬСЯ.

14. Подберите к иноязычным словам русские синонимы.  Чья команда быстрее. 4 балла.

  1. Абориген – старожил
  2. авеню – улица
  3. аромат – запах
  4. тинэйджер – подросток
  5. круиз – морское путешествие
  6. вердикт – приговор, решение
  7. гламурный – модный, роскошный
  8. гипотеза – предположение
  9. кутюрье – модельер
  10. корректный – вежливый, тактичный
  11. апатия – безразличие
  12. полемика – спор
  13. миниатюрный – маленький

15.Объясните, что означают выражения.  4 балла.

        Шиворот-навыворот

        Спустя рукава

        Семи пядей во лбу

16.Отгадай шарады. 4 балла.

А) корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вас встречает.

Вся же - в дневнике я и в журнале.

Б) В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете,

В целом – по мне на уроки пойдете.

17. Найди слово.7 баллов.

А) Мера веса, равная 16 кг.+ новогоднее дерево = порода собаки.

Б) Наказание + неглубокое место = сорт конфет.

В) Главная песня страны + часть света = учебное заведение.

Г) Нота + костяные наросты на голове у некоторых животных = путь.

18. «Архаизмы». 8 баллов.

Как мы знаем, архаизмы – это устаревшие слова, вышедшие из употребления по причине замены их современными синонимами. Каждой команде предстоит подобрать к слову современный синоним (командам раздаются карточки с архаизмами; за каждое верное слово – 1балл).

длань (ладонь)

пиит (поэт)

ланиты (щёки)

перст (палец)

брань (не ругань!) (битва, сражение)

глаголить (говорить)

льзя (можно)

живот (жизнь)

ратник (воин)

зрачный (видный, красивый)


11

16

1

1

6

4

7

10

17

1

12

8

5

14

13

9

1

3

2

18

15

Г

Р

А

М

М

А

Т

И

Ч

Е

С

К

О

Е

Л

О

Т

О

Умно говорить трудно, умно молчать ещё труднее.

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок.

Слово – выражение мысли, и может служить соединению и разделению людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие "Волшебное Королевство английского языка"

Цель Создание условий для повышения предметной мотивации учащихся через обобщение материала по теме «Наша школа»с применением здоровьесберегающей, информационной, игровой технологий и проектной методи...

Методическая разработка занятия по дисциплине "Русский язык и культура речи" на тему "Орфоэпические нормы "

осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказываниях;разграничить произносительную и акцентологическую нормы речи;      отработать навыки произ...

В ВОРОНЕЖЕ ПРОЙДЕТ ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ОСВОЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, НЕРОДНОГО, ИНОСТРАННОГО В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

15 ноября 2019 года в Воронеже пройдет практический семинар «Освоение особенностей русского языка и русской культуры в процессе изучения русского языка как родного, неродного, иностранного в уро...

В ЯРОСЛАВЛЕ ПРОЙДЕТ ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ОСВОЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, НЕРОДНОГО, ИНОСТРАННОГО В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

18 ноября 2019 года в Ярославле пройдет практический семинар «Освоение особенностей русского языка и русской культуры в процессе изучения русского языка как родного, неродного, иностранног...

«Традиции русского чаепития в языковой и литературной культуре русского народа» в рамках Недели филологических дисциплин (дисциплина «Родной (русский) язык»)

Цель: формирование национального  самосознания  через знакомство с традициями русского гостеприимства и чаепития, понимание значений русских слов; формирование коммуникативных навыков студен...

Неделя самоконтроля внеурочное занятие

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытли...