Статья на тему "Работа краевого радио в послевоенный период.".
статья

Статья на тему "Работа краевого радио в послевоенный период.".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_kraevogo_radio_v_poslevoennyy_period.docx15.44 КБ

Предварительный просмотр:

Работа краевого радио в послевоенный период.

В советское время способы и средства воздействия партийного руководства на огромные массы людей, с целью донесения информации, мотивирования, агитации, пропаганды, склонения на трудовые и военные подвиги, претерпели серьезную эволюцию от персональных агитационных листовок до распространения телевещания по всей территории нашей страны. В этой системе средств воздействия одно из ключевых мест занимало радио, которое, до внедрения телевиденья, рассматривалось как важнейшая структура в пропагандистской машине.

        Председатель Верховного Совет М.И. Калинин говорил о значение советского радио, в беседе с корреспондентом газеты «Известия» в марте 1945 года «… радио обслуживает гораздо больше людей чем газеты, причина нехватка газет и не скоро их будет хватать, в тоже время многие люди привыкли к радио и вполне удовлетворяются радиоэфиром. Радио по своему охвату, массовости является самым сильнейшим средством пропаганды и агитации»[1].

        Радио прочно вошло в быт и домашний обиход советских граждан. По количеству передаваемых программ СССР занимало первое место в мире. В итоге к году радио передачи транслировались  на семидесяти языках народов СССР и двадцати восьми иностранных языках [2].

        Как считалось, различные средства массовой информации: радио, пресса помогали «сродниться партии с народом», СМИ основной инструмент общения с народом, который на деле помогал решать самые острые проблемы пропаганды, четко, своевременно, максимально прагматично.  Стоит отметить, что радиовещание сыграло немало важную роль в мобилизации населения нашего края на восстановительные работы после победы в Великой отечественной войне. В этот период в крае насчитывалось 143 радиоузла[3] которые охватывали всю территорию Краснодарского края и доходили до всех уголков Кубани.

        В основу работы радиовещания ставилась идеологическая работа с обществом, так как любая радиоточка рассматривалась лучше любого пропагандиста или агитатора, что позволило бы более эффективно руководить процессом восстановления и тем быстрее его удастся закончить. Поэтому все местное радиовещание было сосредоточено в руках районных и партийных комитетов, что позволяло радио дополнять и продолжать работу газет. Этот контроль можно проследить из доклада председателя Краснодарского краевого радиокомитета тов. Чудина: «… весь материал до передачи по радио просматривается и визитируется на уровне краевого вещания - в отделе пропаганды и агитации крайкома ВКП (б), на уровне районов членом бюро РКВКП (б) и уполномоченным КрайЛИТО» [4].

        Важную пропагандистскую работу по просвещению масс населения выполняло радио  в нашем крае, в эфире которого звучали статьи и беседы по научной пропаганде. За первый квартал 1945 года было подготовлен целый цикл из 19 радио лекций: 2 января - статья старшего научного сотрудника Краевого  музея Анфимова «Тысячи лет назад» - о племенах Древнекаменного века, населявших территорию Кубани, 14 января - лекция академика Келлера «Как человек управляет развитием растений и улучшает их природу», 15 января - статья главного геолога края тов. Андрейко «Кубанская нефть», 20 января - статья кандидата биологических наук, преподавателя Краснодарского педагогического института тов. Каменева «Рыбы Краснодарского края», 24 января - статья профессора Кубанского медицинского института Пятницкого «Витамин «Ц», 27 - января статья инженера – геолога Стережникова «Наука Краснодарского края», 29-  января лекция профессора Кубанского института Дурницина «Сульфидин и его применение», 5 - февраля лекция «Что такое Вселенная», 10 - февраля беседа профессора Кубанского мединститута Демьянова «Туляремия», 17 февраля - передача «В помощь лектору по научной пропаганде», библиографический обзор на тему «Мичурин и Лысенко – творцы преобразования природы растений», автор- библиограф Краснодарской краевой библиотеки тов. Печинкова, 20 февраля - беседа «Солнце, луна, Земля»,  26 февраля - статья профессора Анфимова «Курортные богатства нашего края», 10 марта - статья инженера – геолога Яковлевой «Ископаемые угли Краснодарского края», 13 марта- беседа профессора кубанского медицинского института тов. Демьянова «Септическая ангина» и статья Араличева «История Таманского саркофага», 13 марта – беседа профессора Капцова «Кем и как было изобретено радио», 24 марта – передача «В помощь лектору по научной пропаганде», библиографический обзор «как произошла жизнь на земле» , автор- библиограф Краснодарской краевой библиотеки Печинкова[6].

        Любые сбои в работе радиовещания негативно оценивались со стороны центра и влекли серьезные последствия, вплоть до лишения должностей, так было в Геленджикском и ряде других районов, когда радиовещание не велось около месяца. Подобные случаи повлияли на отношение к местному радиовещанию и на политику комплектования кадров радиоузлов. В 1945 году партийный состав редакторов районного радиовещания был следующим: члены ВКП(б) – 19 человек, кандидаты в члены ВКП(б) – 6человек, члены ВЛКСМ – 9 человек. По образованию: 2 человека с высшим образованием (Ейск, Новоминская), 19 человек со средним образованием, 9 человек с незаконченным средним, с низшим образованием – 4 человека (Кропоткин, Новороссийск, Белореченск, Усть-Лабинск)[7]. В докладах отмечалось, что «Редакторов радиовещания надо подбирать из числа грамотных, инициативных, политически покованных товарищей, которые смогут правильно поставить политическое радиовещание в районах, так как в ряде районов эти ответственные участки доверяют малограмотным и некомпетентным работникам».  

        Таким образом, радиовещание в Краснодарском крае в послевоенные период имело огромное значение, как важнейший инструмент пропаганды, просвещения, который помогал воздействовать на население края, мобилизируя и направляя  его на работы по восстановление региона после оккупации немецко-фашистскими захватчиками. Радио помогало проводить просветительскую работу, что указывается выше. Все это придавало радиовещанию повышенное значение со стороны руководства РК ВКП(б) и не могло не отражаться на формировании программ, сетки радиовещания и кадровой политике.


Источники

1.Архив Центра документации новейшей истории Краснодарского края

Фонд №1774-А, опись №1, дело № 1835, коробка № 241

2.Там же

3.Там же

4.Архив Центра документации новейшей истории Краснодарского края

Фонд №1774-А, опись №3, дело № 791, коробка № 306

5.Там же

6.Архив Центра документации новейшей истории Краснодарского края

Фонд №1774-А, опись №5, дело № 852, коробка № 171

7. Там же


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Произведения первых послевоенных лет

Данная презентация посвящена характеристике произведений первых послевоенных лет....

Урок по теме: Международные отношения в первые послевоенные годы

11 класс. Всемирная историяТема: Международные отношения в первые послевоенные годы. Цели и задачи урока: Дать характеристику основным тенденциям развития международных отношений во второй п...

Статья "Психолого-педагогическая поддержка студентов-первокурсников в адаптационный период в ССУЗе"

Адаптация личности студентов в динамично развивающейся социокультурной среде ССУЗа приводит к необходимости активизации самой личности в образовательном процессе, актуализации возможностей личности в ...

Статья Приемы стимулирования и мотивации обучения учеников в период овладения профессиональными навыками, в группе «Оператор швейного оборудования».

Приемы стимулирования и мотивации обучения учеников в период овладения профессиональными навыками, в группе «Оператор швейного оборудования»....

Статья:"Роль подготовительного периода обучения в деятельности мастера и учащихся".

В этой статье я показываю как важен подготовительный период в учебном процессе учащегося и обязанности мастера производственного обучения по отношению к ученику....

Особенности государственного управления в военные и послевоенные 1940-е годы

Изменение государственного управления под влиянием начавшейся в 1939 г. Второй мировой войны. Феномен эффективности советского государственного управления в Великой Отечественной войне. Тенденции, рол...

Статья "«Современные музейные реалии в период ограничений людей по перемещению.»"

В данной статье рассматривается специфика современного очного и виртуального музея, его изменения и необходимость изменения под условия современности. Основой служит музейная педагогика, критическая м...