Метапредметный подход к проектированию уроков литературы
статья

Иванова Юлия Павловна

Данная статья в очередной раз подтверждает, что урок литературы будет эффективен лишь в том случае когда на нем осуществляются метапредметные связи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_konferentsii2.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Ю.П., учитель

ГБОУ школа № 507 Московского района

Санкт-Петербурга

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

Метапредметный подход к проектированию уроков литературы

Современные требования к процессу обучения не без оснований включают в себя такое требование как формирование метапредметных умений, необходимых современному человеку в современном мире с его многозадачностью, с его скоростью, с его многогранностью. Для того, чтобы в нем успешно существовать, человек должен как можно быстрее разобраться в тех принципах, взаимосвязях, которые помогут ему свести воедино картину мира. Ключевое понимание здесь – то, что деление науки на отдельные предметы – формально, условно, а на самом деле границ между знаниями нет, а, наоборот, есть общие принципы, которые справедливы, по словам Ломоносова, и для движения планет, и для готовки жаркого на вертеле. ( «Случились вместе два астронома в пиру» М.Ломоносов). Поэтому преподавать любой предмет изолированно, в отрыве от других, априори не представляется возможным. Но именно преподавание литературы дает огромные возможности для использования метапредметного подхода, ведь литература – то наиболее яркое отражение действительности во всем ее многообразии.

Можно бесконечно говорить о том, как и каким образом на уроках литературы реализуется данный подход. Но мне бы хотелось в первую очередь обратиться к тем конкретным случаям когда без привлечения знаний из других областей, учащимся просто не понять сути литературного произведения. Приведу несколько примеров из личного опыта

Например, при изучении повести Н.Гоголя «Тарас Бульба» было совершенно очевидно, что детям никак не понять и не принять ни характера главного героя, ни мотивов его поступков, ни , тем более, одной из ключевых сцен – убийство Андрия. Конечно, дети понимали, что время, описанное автором, совсем другое, нравы другие, но, не зная исторической основы, они не могли прочувствовать этого. Для них Тарас Бульба оставался непонятным дикарем, озлобленным на всех и вся, категоричным как подросток, жестоким до крайности, живущим по каким-то варварским принципам. Пришлось несколько уроков посвятить исторической основе событий, начиная с того, кто такие казака, откуда они взялись, чем жили, во что верили, что носили, как воспитывали детей, как по особому была устроена армия и т.д. Рассматривали костюмы, слушали песни, знакомились с картиной Репина.  Но и того оказалось мало. Пришлось воздействовать через эмоции: по группам выявляли взаимосвязь между особенностями национального характера и местом обитания. Анализировали и личный опыт, делали предположения, актуализировали ранее полученный читательский опыт ( зачитывали отрывки произведений, в которых ярко описывались отличительные национальные черты, пытаясь установить связь с местом жительства, вспоминали биографии писателей, в частности пытались объяснить пристрастие таких писателей как Пушкин и Лермонтов к Кавказу). Пытались вникнуть в различие между степью ( воспеваемой казаками Гоголя) и полем – символом русской нации. Сравнили повесть Гоголя с рассказом П.Мериме « Маттео Фальконе» по сходству сюжета. Вспомнили даже эпизод из к\ф «В бой идут одни старики», где главный герой высказывает свою теорию о различной музыке различных народов, конечно, же просматривали отрывки из современного к\ф «Тарас Бульба»…Работа проводилась огромная. Были задействованы знания из самых разных областей науки: истории, географии,  психологии, политологии, социологии, изобразительного искусства, музыки и т.д. Но и результат превзошел все ожидания: впервые класс принял поступок Тараса Бульбы и согласился с тем, что по-другому он поступить в этих условиях просто не мог! Позже сами учащиеся признавались. что Повесть Гоголя стала одним из самых запоминающихся произведений.

Еще одним произведением, работа над которым была невозможна без тщательного метапредметного подхода, стал изучаемый в 8 классе отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины». Современным школьникам, живущим в условиях повсеместного  комфорта, когда можно на выходные слетать на другой континент, было непонятно, в чем же состоит подвиг жен декабристов, отправившихся за своими мужьями «всего лишь» в Сибирь. Пришлось опять проводить подготовительную работу по истории и географии: вспоминать об образе жизни аристократок, составлять список тех сословных привилегий, от которых разом пришлось им отказаться, на интерактивной карте прокладывать маршрут от Москвы и Петербурга до Иркутска, считать километры, подсчитывать время преодоления на современном транспорте, делать перерасчет на скорость лошадей, вспоминать условия и правила путешественника тех времен, представлять состояние дорог, просматривать сцены из фильмов «Звезда пленительного счастья» и «Сибирский цирюльник», составлять список жен-аристократок, добровольно решивших последовать за мужьями-декабристами, сравнивать их портреты и описания до поездки и через длительное время. Снова потребовалось актуализировать множество метапредметных связей, но без того произведение останется прочитанным, но не прочувствованным. За текстом дети не увидят ни чувств, ни мысли и изучение литературы в школе просто станет бессмысленным.

И уже к 9 классу учащиеся, при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» самостоятельно и с большим желанием успешно справились с подобной работой: по заданному тематическому направлению: « Евгений Онегин как исторический роман»  школьники самостоятельно формулировали узкую тему, раскрывали ее и делали вывод о том, как эта тема помогла им понять произведение. Учащиеся выбирали самые разные темы и делали достаточно неожиданные, но глубокие выводы.

Например, одна из тем была такая « Особенности мужского костюма аристократа во время, описанное в романе «Евгений Онегин». Ученик подробно описал каждую обязательную деталь костюма, и оказалось, что большинство из них были нефункциональны, а рассчитаны лишь на внешнее впечатление. Таким образом, был сделан вывод, что даже через костюм данное сословие выражало свои основные принципы.

Другая интересная тема «Два мира: город и деревня в романе «Евгений Онегин». Ученик проанализировал два различных уклада с точки зрения кулинарных пристрастий и выяснил, что даже в принятии пищи эти два мира были настолько различны, что главным героям нужно было очень постараться, чтобы понять и принять друг друга, а исходя из характеров, вложенных в них автором, это практически невозможно.

Еще одна тема: « Распорядок дня типичного дворянина» натолкнул учащихся на мысль, что все эти попытки создания видимости активной жизни на самом деле всего лишь попытка с помощью самообмана заполнить внутреннюю пустоту и бездуховность, которая уже одолевала целое сословие, воспитанное в праздности и отсутствии личных трудностей» . Была даже попытка проведения параллелей с современностью в том направлении.

Таким образом, можно сказать, что учащиеся усвоили, что изучать литературное произведение необходимо с точки зрения комплексного подхода к восприятию событий, описанных в нем, а это предполагает использование метапредметного подхода.

Классические произведения, изучаемые в школе, к сожалению, все больше скрываются от нас пеленой времени, и чтобы современные дети, имеющие пока еще минимальный исторический опыт, смогли увидеть за этой маской веков все те же вечные человеческие ценности, порой требуется задействовать самые разные точки зрения, самые разные грани знания. Именно это и помогает осуществить метапредметный подход к проектированию урока литературы. Это очень трудно, требует много времени доя подготовки и реализации, сугубо индивидуально для каждого класса ( и даже каждого ученика ), но без этого невозможно получить тот результат, который необходим  при изучении любого литературного произведения – понимания  и переосмысливания чужого мироощущения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока по литературе с планируемыми результатами

ПРЕДМЕТ: ЛИТЕРАТУРАКУРС:1ТЕМА УРОКА: «СЧАСТЬЕ…КТО ЗНАЕТ, ЧТО ОНО ТАКОЕ?» ( А. РОЗЕНБАУМ ) ВИД УРОКА: СВОБОДНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ТЕМЫИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:ТЕХНОЛОГИЯ ФРАНЦУЗСКИХ МАСТЕРСКИХ;ТЕХНОЛОГИЯ ...

статья "Инновационный подход к проектированию КОС в условиях реализации требований ФГОС нового поколения "

  Компетентностный подход, внедряемый в образовательный процесс, влечет изменение целей и содержания КОС, методов и форм их реализации. Системно – деятельностный подход ориентирован на раз...

Применение проблемного подхода на уроках литературы

Данная работа представляет теорию и практику применения проблемного подхода при изучении романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"....

«Метапредметный подход к проектированию урока английского языка. Реализация требований ФГОС».

В этой статье учитель делится опытом проектирования урока с использованием ресурсов Интернета, учебного пособия "Метапредметный портфель" в целях внедрения метапредметного подхода к обучению...

Реализация метапредметного подхода в обучении математике как средство формирования универсальных учебных действий

Для решения жизненных задач, помимо способностей и личностных качеств, необходимы учения. Имеенно умения и развивает прпеодаватель, работая с обучающимися....

Герменевтический подход в изучении художественных текстов на уроках литературы

Герменевтика – толкование, объяснение. Другими словами, герменевтика – это теория интерпретации текста, наука о понимании смысла написанного. Использование герменевтики -  актуальная ...