Главные вкладки

    Проектирование урока по литературе с планируемыми результатами
    учебно-методический материал по теме

    ПРЕДМЕТ: ЛИТЕРАТУРА
    КУРС:1
    ТЕМА УРОКА: «СЧАСТЬЕ…КТО ЗНАЕТ, ЧТО ОНО ТАКОЕ?» ( А. РОЗЕНБАУМ ) 
    ВИД УРОКА: СВОБОДНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ТЕМЫ
    ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
    ТЕХНОЛОГИЯ ФРАНЦУЗСКИХ МАСТЕРСКИХ;
    ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ;
    ТЕХНОЛОГИЯ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ;
    ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ (ЛЫСЕНКОВОЙ)
    ГРУППОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tvorcheskoe_proektirovanie.docx28.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ

    ПРЕДМЕТ: ЛИТЕРАТУРА

    КУРС:1

    ТЕМА УРОКА: «СЧАСТЬЕ…КТО ЗНАЕТ, ЧТО ОНО ТАКОЕ?» ( А. РОЗЕНБАУМ ) 

    ВИД УРОКА: СВОБОДНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ТЕМЫ

    ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:  ТЕХНОЛОГИЯ ФРАНЦУЗСКИХ МАСТЕРСКИХ;

                          ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ;

                         ТЕХНОЛОГИЯ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ;

                                                            ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ (ЛЫСЕНКОВОЙ)

                                                                  ГРУППОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА , ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ( МНОГОЕ ПОНЯЛ, ОТКРЫЛ ДЛЯ СЕБЯ НОВОЕ); КОММУНИКАТИВНЫЕ ( УЧЕНИК – МАСТЕР; ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ );  ЛИЧНОСТНЫЕ  (ТВОРЧЕСТВО ПОИСКА И ЛИЧНОСТНОЕ ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ, САМООЦЕНКА );  РЕГУЛЯТИВНЫЕ ( ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ К ИСТИНЕ, АНАЛИЗ ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ, КОРРЕКЦИЯ И РЕФЛЕКСИЯ ) – ПОЛНОСТЬЮ ПРОСЛЕЖИВАЮТСЯ В ПРЕДСТАВЛЕННОМ ПРОЕКТЕ.

    АВТОР: СЛУШАТЕЛЬ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ      ЧЕБУРАХИНА А.Ф.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Творческий проект состоит из вступительной части, где дается характеристика технологии французских мастерских и ее краткое содержание.

    Вторая часть представляет собой проектирование урока литературы с планируемыми результатами, в основе которого лежит мастерская, включающая в себя элементы технологии критического мышления, групповой технологии, технологии свободного воспитания, личностно-ориентированной технологии и технологии С.Н.Лысенковой, направленной на перспективную подготовку.

    Слово мастера ( учителя) является замыкающим звеном в цепочке умозаключений школьников по выбранной ими проблеме.

    1. Технологию  французских мастерских пропагандирует группа французских учителей – «Французская группа нового воспитания». В основе ее деятельности лежит идея свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо, С.Френе, К.Роджерса, Л.Толстого, Л.С.Выготского.

    В технологии мастерских главное не сообщить и усвоить информацию, а передать способы работы с ней. Это непростая задача для учителя. Мастерская закладывает основы для прочного усвоения знаний. Технология формирует личность и вырабатывает в ней способность к самоусовершенствованию.

    Классификационная характеристика методики мастерских

    По основному фактору развития:

    социогенная и психогенная

    По ориентации на личностные структуры:

    СУД (способы умственных действий личности)+СУМ (самоуправляющие механизмы)

    По типу управления:

    система малых групп (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, контролирующего творческий характер поисковой деятельности. Мастер - для ученика, а не ученик для мастера. Мастеру отводится  роль   садовника, выращивающего растение-ребенка.

    По организационным формам:        

    альтернативная - на мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем

    По подходу к ребенку:

    свободное воспитание – ученик имеет право на ошибку, она считается закономерной ступенью познания: точные знания приобретаются путем совершения ошибок; творческая деятельность в мастерских - безоценочная деятельность.

    По категории обучающихся:

    мастерская пройдет с пользой для ученика, если у него уже есть необходимые учебные и интеллектуальные знания (продвинутое образование)

    Целевая направленность французских мастерских:

    предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться. Осознать самого себя и свое место в мире, понимать других людей , а также закономерности мира, в котором они живут, представлять перспективы будущего

    Особенности содержания учебной дисциплины технологии мастерских.

    Она состоит из ряда заданий, которые направляют деятельность ребят в нужное русло. Дети свободно осуществляют выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели. Мастерская начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которая обогащается знаниями других групп. На следующем этапе знания корректируются , а затем совместная точка зрения объявляется всему классу.

    Ребята знакомятся с исторической,  документальной литературой, связанной с проблемой, над которой они работают .Необходимо доказательство той или иной т.з. Поэтому ученики строят цепочку рассуждений и доказывают свой выбор, свою т. з. В доказательстве может быть допущена ошибка, поэтому нужна рефлексия - анализ проделанной работы. На последнем этапе группы представляют друг другу все, что сделали.

    Позиция мастера на мастерских - позиция советника и консультанта, помогающего организовать учебную работу. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий. Мастер старается задействовать мысль ребенка, сделать его активным, разбудить в нем то, что сокрыто. Мастер мягко, деликатно, ненавязчиво руководит мыслительным  процессом учащихся.

    Этапы работы

    1 этап.

    Индукция-организация проблемной ситуации, эмоциональное отношение к ней. На этом этапе возникает состояние необходимости сконцентрировать внимание на данной проблеме. При этом слово, образ, предмет, звук могут стать индуктором-раздражителем, пробуждающим интерес к изучаемому вопросу.

    2 этап.

    Самоконструкция- это индивидуальное решение проблемы ( свой путь и свое решение )

    3 этап.

    Социоконструкция – групповая работа с использованием малых групп, целью которой является выработка общего решения.

    4 этап.

    Социализация- выступление ученика в группе представляет сопоставление, оценку, коррекцию. Происходит афиширование проекта, созданного в группе или индивидуально.

    5 этап.

    Разрыв  - сопоставление своего результата с результатами других учеников. Наступает, своего рода, конкурсный этап, где может произойти конфликтная ситуация. Итоговая направленность этого этапа – приобретение углубленных новых знаний.

    1. Итак, 1-ый этап урока начинается с создания проблемной ситуации, в которую включены ученики и мастер-педагог. Учитель задает ребятам вопрос: что они понимают под словом счастье? Можно ли быть абсолютно счастливым?  Цитирует  А.Розенбаума: «Счастье… Кто знает,что оно такое?»

    Класс делится на две подгруппы ( 1 – 13  человек). Каждая малая группа получает домашнее задание. Первая – подготовить высказывания русских классиков 19 века и героев их произведений о счастье ( Пушкин, Лермонтов, Блок, Достоевский, Толстой, Чехов и др. ). При этом мастер рекомендует ученикам обратиться к биографической, исторической, мемуарной литературе того периода.

    Вторая малая группа работает над решением поставленной проблемы на материале, относящемся к творчеству писателей и поэтов 20-го и 21-го веков. Подсказка мастера: можно приводить примеры из жизни творческих и нетворческих деятелей ( актеров, музыкантов, художников, журналистов, политиков и др.). Допускается помощь родителей.

    2- ой этап. Продолжение урока.

    Выступают ученики первой подгруппы.

    «На свете счастья нет…, а есть покой и воля…»,- печально констатирует А.С.Пушкин.

    «Ты жизнь мне дал , а счастья не дал». - слова М.Ю.Лермонтова, высеченные на надгробии его отца.

    «Счастье покупается ценой страданий»,- считает Ф.М.Достоевский.

    «Стань солнцем, и пусть тебя увидят… Пострадать надо…». - слова Порфирия Петровича обращены к Раскольникову :  нужно повернуться лицом к людям, полюбить людей ( роман «Преступление и наказание» ).

    Жизненный путь Раскольникова – драматический путь человеческих страданий. Преодолев этот путь, Раскольников приходит к пониманию счастья ( через любовь к Соне, а отсюда – любовь к людям).

    «Сострадание, любовь к любящим, … любовь к врагам,- да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле. Вот оно то ( счастье ), что еще оставалось мне, ежели бы я был жив». - к такому пониманию счастья приходит Андрей Болконский перед смертью ( Л.Н.Толстой, «Война и мир»)

    «…Теперь, когда я живу, стараюсь…жить для других, только теперь я понял все счастье жизни».-Пьер Безухов ( Л.Н.Толстой, «Война и мир»).

    «Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле… Я предчувствую счастье. Я вижу его…». - Петя Трофимов ( А.П.Чехов, «Вишневый сад»).

    «Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу».- Катерина Ивановна (Котик) (А.П.Чехов, «Вишневый сад»).

    Русский писатель Алексин в одной из своих литературных статей пишет об известном немецком поэте конца 18-го – начала 19-го века Гете, которого современники называли «счастливцем» и «баловнем судьбы». На самом деле , жизненный и творческий путь Гете был сложным и драматичным. «Вот вам и баловень судьбы»,- заключает Алексин.

    Выступают ученики второй подгруппы.

    …Счастлив я, что я дышал и жил.

                   Счастлив тем, что целовал я женщин,

      Мял  цветы,  валялся  на траве

                       И зверье, как братьев наших меньших,

    Никогда не бил по голове… .

                                                                           С.А.Есенин («Памяти Ширяевца»,1924)

    Комментарий участника мастерской: «Просветленное ощущение жизни и обыкновенное человеческое чувство любви к этой жизни составляют счастье Есенина: « Я живу, дышу, чувствую», - и это счастье для поэта.

    Школьники в форме домашнего задания ознакомились с рассказом современной писательницы В.Токаревой «Самый счастливый день» (рассказ акселератки). Одно из высказываний ученика: «Героиня Токаревой, пятнадцатилетняя школьница, считает, что ее взрослые мама и папа счастливы на 96% : у мамы есть любящий ее муж, хорошая работа ( рядом с домом), благополучная дочь, физически здоровая и почти отличница. Остается несчастливых четыре процента. «Но ведь не бывает абсолютно счастливых людей!» - восклицает девочка».

    «Счастье – это когда тебя понимают…», - написал в своем сочинении девятиклассник из художественного фильма «Доживем до понедельника».

    Из выступления участницы мастерской: «Два года  назад в Третьяковской галерее проходила выставка картин Ширкиной Жени, которая родилась без рук. И свои изумительные картины она пишет…ногами! Когда журналисты брали у нее интервью, я была покорена ее светлым оптимизмом и жизнерадостностью, желанием быть нужной не только своим близким, но и окружающим. Девочка – инвалид счастлива, что картины, в которые она вкладывает частицу души и сердца, приносят людям радость».

    «Я считаю себя благополучным человеком: у меня есть прекрасная семья, любимая работа, приносящая удовлетворение. Но не чувствую  себя полностью счастливым, когда рядом наблюдаю людей, нуждающихся в материальной и духовной поддержке. Поэтому занимаюсь благотворительностью» ( из телевизионного репортажа).

    3 – ий этап.

    Выступления в обеих малых группах закончилось. Школьники совместно работают над созданием общей цели урока и над принятием общего решения.                                                                                                                         Процесс творческий и интересный. Разногласия совсем незначительные. Ребята обмениваются результатами, полученными в ходе индивидуальной работы, советуются друг с другом, доводят до полной ( или почти полной ) готовности свои ответы - выводы.

    4 – ый этап.

    Участники мастерской сопоставляют  свои ответы с высказываниями других школьников, корректируют их, дополняя новой информацией.                              Например, ученики согласны с мнением большинства, что не бывает абсолютно счастливых людей. При этом они цитируют Пушкина и Лермонтова, вспоминают « баловня судьбы» Гете…                                                                          Мастер ненавязчиво конкретизирует мыслительный процесс участников мастерской: Пушкин и Лермонтов – известные русские поэты и писатели. У них  было все: талант, известность, признание и любовь русского народа , внимание литературных критиков к их творчеству. Но эти «гении» и «бессмертные» были глубоко несчастными людьми ( это могут быть не известные нам драмы душевного, личного характера ).                                                                                                        Мастер плавно возвращает учеников к Достоевскому. Возникает закономерный вопрос: как они понимают философскую мысль писателя – только через страдания человек может прийти к пониманию счастья? Да потому что человек, познавший меру душевной боли и страданий, способен понять другого, способен оценить, пусть редкие, но прекрасные минуты жизненного счастья.                                                                                                       Чеховский Петя Трофимов видит счастье в великом и прекрасном будущем России, к которому нужно стремиться всей душой . Любовь к Родине…тоже счастье.                                                                                                                                Участники мастерской обратили внимание на то, что человек, помогая другим людям, получает эмоциональное, психологическое удовлетворение. При этом они называют Пьера  Безухова («жить для людей»), вспоминают неизвестного нам политика, занимающегося благотворительностью…  И действительно, дети понимают, что, помогая друзьям, близким и неблизким, они чувствуют себя чуточку счастливее. И это радует.                                                                                 Самое время вернуться к рассказу В.Токаревой «Самый счастливый день», где юная героиня восхищается соседкой, которая одна, без мужа, воспитывает троих детей, «вкалывает» на двух работах , заботится о домашних питомцах ( о  двух кошках и собаке ) и сохранила доброе отношение к миру. И в доме у них всегда «весело, шумно и хламно».Счастье этой бедной семьи – в любви к людям, детям, животным…

    5 – ый этап.              

    В результате индивидуального сопоставления  и совместного обсуждения ученики приходят к общему знаменателю: о счастье можно говорить бесконечно. Эта тема сложная, но потрясающе интересная. И у  каждого свое понимание счастья. И каждый счастлив по-своему. И что невозможно быть абсолютно счастливым. Нужно просто уметь ценить те короткие миги счастья, которые нам дарит жизнь. Пока мы существуем на этой земле – мы счастливы. И  благодарны судьбе.

    1. Мастерская закончила свою работу. Заключительное слово – мастеру.

    В национальном языке каждого народа существуют мудрые изречения – притчи. Они говорят нам о самом важном – об истинном счастье и о любви, о предназначении и о смысле жизни. Но не поучают, а лишь намекают, оставляя свободу самому искать смысл их ярких, неожиданных образов. Вот одна из них.

    КУСОЧЕК ГЛИНЫ

    ( христианская притча )

    Когда Бог слепил человека из глины, у него остался неиспользованный кусочек.

    - Что еще слепить тебе? – спросил Бог человека.                                                            – Слепи мне счастье, - попросил тот.                                                                                          Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

    Мое счастье как педагога заключается в словах учеников: «Александра Федоровна, спасибо за прекрасный урок: он был очень интересным!».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Система оценки достижения планируемых результатов"

    Эта статья рассказывает о том, как наиболее эффективно осуществить оценку достижения планируемых результатов учащихся, как определить основные направления и цели оценочной деятельности, сориентировать...

    Планируемые результаты основное общее образование

    Перечень планируемых результатов ФГОС...

    Рейтинговая система как метод достижения планируемых результатов обучения

    Проблемы оценки качества образования давно находятся в центре внимания российских педагогов. Но трудно представить, что содержание образования и методы работы преподавателя изменятся, если способы и к...

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилов

    Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижени...

    Метапредметный подход к проектированию уроков литературы

    Данная статья в очередной раз подтверждает, что урок литературы будет эффективен лишь в том случае когда на нем осуществляются метапредметные связи....