Методическая разработка по антикоррупционному воспитанию обучающихся.
методическая разработка

Методическая разработка по антикоррупционному воспитанию обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antikor.docx92.58 КБ

Предварительный просмотр:

               

Санкт- Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Реставрационный колледж «Кировский»

Методическая разработка по антикоррупционному воспитанию обучающихся.

                                                        

                                                        Сургучева Ольга Владимировна

                                                         преподаватель обществознания

                                                        контактный телефон 8-921-444-04-88

                                                        surguchewa.o@ yandecx.ru

                

                2017 год        

Коррупция как социальное явление, государственная антикоррупционная политика, методы противодействия коррупции, общественные механизмы борьбы с коррупцией, вред, причиняемый общественным отношениям в связи с различными формами коррупционного поведения, законодательство о противодействии коррупции и ответственность за коррупционные правонарушения становятся предметом образовательной деятельности независимо от направленности и уровня образовательной программы. Являясь одной из острейших социальных проблем на современном этапе развития российского государства, коррупция становится предметом нравственной и правовой оценки: происходит осмысление личного опыта и информационного фона, соответствующее преломление приобретают изучение истории, литературы, вопросов устройства общества и государства, развития правовой системы и т.д.  Формирование антикоррупционного мировоззрения, нетерпимости ко всем формам коррупционной деятельности, формирование навыков противодействия соответствующим правонарушениям с привлечением институтов гражданского общества; формирование умения выявлять обстоятельства, способствующие преступности, в том числе коррупции; уважительно относиться к праву и закону признается одной из приоритетных задач нашего общества. Ее значимость определила принятие комплексных программных документов, затрагивающих все сферы общественных отношений и определяющих конкретные направления деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, общественных организаций.

В нашем профессиональном колледже «Реставрационный колледж «Кировский» в рамках осуществления «Национальной стратегии противодействия коррупции Российской Федерации» продолжается работа в области антикоррупционного образования. Ожидаемым результатом урочной и внеурочной деятельности в этом направлении должна стать антикоррупционная нравственно-правовая культура обучающихся как одна из духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения. Утверждение такой культуры необходимо связывать с формированием у обучающихся антикоррупционного мировоззрения, негативного отношения к коррупции и антикоррупционных моделей поведения. Организация антикоррупционного образования на этих принципах позволит обеспечить единство содержательного, и процессуального компонентов образовательного процесса, его методологических, научно- теоретических и дидактических основ и согласованность практических действий на всех этапах социализации обучающихся.

Главная цель  данной  методической разработки внеклассного мероприятия для 2 курса  заключается в формировании у обучающихся неприятия коррупции как образа мысли и образа действия, поведения, формировании гражданского, негативного отношения к коррупции.

 Задачи:

А-образовательная
- формирование у обучающихся политико-правовых знаний антикоррупционного профиля;
- формирование у обучающихся нравственно-этических ценностных основ антикоррупционного поведения;
- формирование знаний о коррупции, ее исторических корнях и формах, особенностях проявления и негативных, разрушающих последствиях в различных сферах жизнедеятельности государства, общества, человека с учетом возрастных особенностей обучающихся

Б - развивающая

- формирование необходимых для правосообразноого, правомерного поведения компетенций: умений распознавать коррупцию как социально-юридическое явление, навыков критического анализа и личностной оценки материалов, связанных с явлениями коррупции и борьбы с коррупцией в социальной практике, в деятельности государственных и общественных организаций;

- формирование психо-эмоционального неприятия неправомерного, в том числе коррупционного поведения; 

      В -воспитательная

- стимулирование мотивации к поведению, соответствующему нравственно-правовым нормам


  Внеклассное мероприятие  «В объятиях спрута».

                                                        « Коррупция есть корень , из которого

                                                                                    вытекает во  все времена и при всяких

                                                                                   соблазнах презрение ко всем законам»

                                                                                  Т. Гоббс, английский философ 1588-1679

Преподаватель. Сегодня мы с Вами поговорим о том ,что такое коррупция, её влияние на общество и постараемся ответить на самый важный вопрос: победима ли она ?Для начала давайте выясним , что означает слово « коррупция». Римское право  определяло corrumpire  как синоним « разламывать», «разрушать», «повреждать», и в тоже время –любое должностное противоправное действие. В России понятие коррупции дано в статье 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 «О противодействии коррупции» 1) коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

Субъектом коррупции может быть любой человек , обладающий властью над распределением по своему усмотрению каких-либо не принадлежащих ему ресурсов. Главным стимулом коррупционного поведения является возможность  получения незаконных доходов , связанных с использованием властных полномочий , а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказание.

Сообщение ученика . Коррупция является одной из серьезнейших проблем ни только нашего общества , но и других стран мира. По этому это наиболее обсуждаемая проблема в мире. В начале 21 века начата очень серьезная борьба с ней. В 2003 году была принята Конвенция ООН подписанная 9 декабря в Мериде ( Мексика) на политической конференции высокого уровня, созванной специально для этой цели. На продолжавшейся трое суток конференции ООН данную Конвенцию подписали около 100 государств. День начала конференции был объявлен Международным днем борьбы с коррупцией. И теперь ежегодно 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. "От вашего «нет» зависит многое" - говорит генеральный секретарь ООН. Роль Конвенции состоит в том, чтобы усилить антикоррупционное сотрудничество на международном уровне. В данной Конвенции внимание акцентируется на том, что коррупция подрывает развитие государств, ослабляет демократию, борьбу с организованной преступностью, терроризмом и другими угрозами всеобщей борьбы . Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции - дело всего общества, каждого из нас.

Преподаватель. Международная борьба с коррупцией важная часть международных отношений. Но для нас важен вопрос  борьбы с коррупцией в нашей стране. Коррупция в России имеет глубокие корни. Мздоимство упоминается в русских летописях XIII века. Первое законодательное ограничение коррупционных действий приняты  были Иваном III

Петру I приписывают высказывание: « Всякий кто украдет из казны на столько, сколько стоит веревка, на той же веревке повешен будет.»

Демонстрируется фрагмент фильма «Инкогнито из Петербурга»  Сцена в которой чиновники приходят к Хлестакову ( 54-65 минуты фильма).

После просмотра фрагмента фильма преподаватель задает вопросы учащимся

Как Вы думаете, возможна ли такая же ситуация в современной России?

Обобщая ответы учащихся ,делается вывод о том , что и в современной России такое возможно.

Назовите причины современной коррупции.

В результате беседы с учащимися составляется перечень причин коррупции 

Причины коррупции:

- Слабость судебной системы

- Незнание законов

- Желание легкой наживы

- Частая сменяемость лиц на различных должностях

- Нестабильность в стране

- Коррупция как привычка

- Низкий уровень жизни населения

- Слабая развитость государственных институтов

- Безработица

- Неразвитость институтов гражданского общества

- Подчиненность чиновников не закону, а начальству и инструкциям

-Монополия ведомств на предоставление услуг

Преподаватель сообщает дополнительную информацию о видах и формах коррупции. Коррупция в сфере государственного управления касается стоящих у власти государственных служащих (чиновников),  которые распоряжаются государственными ресурсами и принимают решения не в интересах государства и общества, а исходя из корыстных убеждений.

Парламентская коррупция выражается в покупке голосов избирателей вовремя выборов

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Коррупция на предприятиях выражается в том, что сотрудник коммерческой или общественной организации распоряжается не принадлежащими ему ресурсами и за счет этого незаконно обогащается.

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. 

В жизни часто нарушают наши права, нам приходится отстаивать права, а нарушенные восстанавливать. Но можно ли победить коррупцию. Сейчас мы посмотрим фрагменты двух фильмов Один из них «Берегись автомобиля»( 33-34,39-41,58-59) и « Я объявляю  вам войну.» И ответьте на вопросы.

  1. Какие виды коррупции вы увидели в фильмах?
  2. Согласны ли вы со способами борьбы с коррупцией , которые мы увидели в фильмах?
  3. Как вы можете оценить действия главных героев фильмов?

После просмотра фрагментов фильма и в результате беседы, преподаватель вместе с учащимися должны сделать следующие выводы.

Во- первых - перечислили виды коррупции:

Во-вторых - сделали вывод о том, что борцы с коррупцией , несмотря на благие намерения , сами  преступили закон. Но мнение учеников могут быть разными ( от признания Деточкина героем, до негативного отношения к нему)

В- третьих - одиночные борцы обречены на провал. Коррупция носит системный характер  и поэтому в борьбе с ней главная роль должна отводиться государству, а общество в целом  должно осознать , что коррупция имеет двух субъектов- один дает взятку, другой её  берет. И они оба могут быть наказаны .

https://arhivurokov.ru/multiurok/d/8/7/d878a1278a69280d67f07afc4a8345ae62599d06/mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-miero-2_1.png

 

Преподаватель. Мы уже знаем, что коррупция в России имеет глубокие корни .В России отношение к коррупции, закону нашло отражение во всевозможных пословицах и поговорках, фразах из известных кинофильмов. Ваша задача произнесённые слова перевернуть так, чтобы получилось крылатое выражение или знаменитое высказывание.

- нога ногу чешет (Рука руку моет)

-владей одним долларом и не имей одного врага (Не имей сто рублей, а имей сто друзей)

- трудящийся имеет право стоять на свободе (Вор должен сидеть в тюрьме)

- с чемоданом или с волей завязывают (От сумы и от тюрьмы не зарекайся)

- на тебя подарком не угодишь (С меня взятки гладки)

- чужая мафия тебя не ценит (Моя милиция меня бережёт)

- давай и забывай (Бери и помни)

Преподаватель. Мы постоянно говорим о коррупции, но какие формы нарушения закона включает в себя коррупцию.

Учащийся , который изучал антикоррупционное законодательство дает характеристику  другим формам коррупции

-Взятка

- Растрата

- Мошенничество

- Вымогательство

- Фаворитизм - в государственной и общественной жизни страстное покровительство любимцам (фаворитам) и назначение любимцев на высокие должности, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями, необходимыми для их службы

- Злоупотребление должностными полномочиями

Преподаватель. Мы много сегодня говорим о коррупции. А каковы признаки  коррупционных действий. Совместно с учащимися составляется перечень признаков.

- Обоюдное согласие участников действия.

- Наличие взаимных обязательств.

- Получение определенных выгод и преимуществ обеими сторонами.

- Принимаемое решение нарушает закон или противоречит моральным нормам.

- Сознательное подчинение общих интересов личной выгоде.

- Обе стороны стремятся скрыть свои действия.

Задание: Рассмотрите ситуации и ответьте на вопросы, используя статьи ФЗ "O противодействии коррупции": о какой форме коррупции идет речь и каковы вредные последствия данного поступка.

Ситуации:

1 команда

При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель заплатил сотруднику ГИБДД, который  вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил правонарушителя.

2 команда

Государственный служащий, отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов  отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам.

3 команда

Родственникам  больного гражданина Н. главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная  операция, но в общей очереди операцию придется "ждать очень долго".  

6 этап конкурса " Скажем коррупции "Нет!" 

Учитель сообщает информацию об уголовной ответственности за взяточничество и иные коррупционные действия. Достаточно ли этих мер для борьбы с коррупцией? Чтобы вы предложили для решения данной проблемы Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией?

Задание: Подготовить рекламу на тему "Скажем коррупции "Нет!"

А теперь проверим как вы усвоили нашу тему. Проведем небольшую  анкету.

Вопросник анкеты «Что ты знаешь о коррупции?.

1. Что Вы понимаете под коррупцией?

  1. Взяточничество
  2. Подношение подарков должностным лицам
  3. Использование должностного положения в личных, корыстных интересах
  4. Вымогательство

2. Как Вы думаете, существуют ли в нашем обществе факты, явления коррупции, взяточничества?

  1. Очень часто
  2. Часто
  3. Редко
  4. Очень редко

3. Как вы думаете, за последние 3–4 года уровень коррупции в стране изменился?

  1. Коррупции стало намного больше
  2. Нет, все осталось на том же уровне
  3. Коррупции стало намного меньше

4. Даже если Вы лично не сталкивались с проблемой, скажите, пожалуйста, по Вашему мнению, представители каких профессий наиболее коррумпированы?

  1. Преподаватели ВУЗов
  2. Сотрудники ГАИ (ГИБДД)
  3. Сотрудники таможенных органов
  4. Сотрудники учреждений исполнения наказания (СИЗО, колонии, тюрьмы)
  5. Судьи
  6. Чиновники

5. Приходилось ли Вам или членам вашей семьи попадать в коррупционную ситуацию независимо от того, давали Вы взятку или нет

  1. Да
  2. Нет

6. Если бы вам пришлось попасть в коррупционную ситуацию, то пришлось ли бы Вам при этом давать взятку, или все-таки вы бы обошлись без взятки?

 Да, пришлось бы давать взятку-75%

7. Почему вы не согласились бы дать взятку должностному лицу?

  1. Взятка мне «не по карману»
  2. Я принципиально не даю взятки
  3. Испугался бы уголовной ответственности

8. При решении какой проблемы или в какой ситуации вы все-таки смогли бы дать взятку?

  1. Устройство ребенка в дошкольное учреждение
  2. Вуз: поступить, перевестись, экзамены, и т.д.
  3. Военкоматы: решение проблем в связи с призывом на военную службу
  4. Суды: добиться справедливости или желаемого результата в суде
  5. Милиция: получить помощь и защиту
  6. ГАИ: урегулировать ситуацию, получение прав, техосмотр, дорожное движение и др.
  7. Прокуратура: получение правовой помощи и защиты
  8. Учреждения исполнения наказания (СИЗО, колонии, тюрьмы): при посещении родственников, передаче посылок и др.

9. В чем, по Вашему мнению, причины коррупции?

  1. Недостаточно строгий контроль за действиями чиновников, их доходами и расходами
  2. Несовершенство судебной системы
  3. Неадекватность наказания за факты коррупции

10. Видели ли Вы информацию об антикоррупционных мероприятиях в СМИ (статьи в газетах, сюжеты на телевидении)?

  1. Да
  2. Нет

Использованная литература:

  1. Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) – М.:ИЦ «Вентана-Граф», 2009.    
   2. Качкина Т.Б., Качкин А.В. Коррупция и основные элементы стратегии противодействия ей: Учебное пособие. - Ульяновск: ОАО «Областная типография «Печатный двор». 2010. — 80 с.    
   3. Колесников В. В., Быков В. Н., Борисов О. А. Коррупция как угроза национальной безопасности: о специфике криминологического подхода // Криминологический журнал БГУЕП. 2007. № 3-4. С. 12   
    4. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // Российская газета. 2008. 30 декабря.
   5. О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции: Федеральный закон от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ // Там же. Федеральный выпуск. 2006. 21 марта.    

6.http://documental.su/tags/%EA%EE%F0%F0%F3%EF%F6%E8%FF/

7.http://www.stopcorruption.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по нравственному воспитанию

социализация детей в условиях детского коллектива. ...

Методическая разработка классного часа "Воспитание здорового образа жизни"

Методическая разработка классного часа "Воспитание здорового образа жизни" для студентов 1 курсов среднего профессионального образования...

методическая разработка открытого урока "Воспитание физических качеств и двигательных способностей"

Материал методической разработки «Воспитание физических качеств и двигательных способностей» предназначен для организации и проведения уроков «Физической культуры» по разделу «Общая физическая под...

Методическая разработка на тему: Воспитание у детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей сознательного восприятия здорового образа жизни. Сознательный отказ от вредных привычек.

В настоящее время чрезвычайно высокую актуальность приобрела проблема адаптации выпускников детских домов и школ-интернатов к самостоятельной жизни. Далеко не всем из них удается решить жилищный вопро...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ВОЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Патриотизм являлся и является характерной чертой менталитета российского народа, духовной основой развития российской государственности....