Рабочая программа по учебной дисциплине "История мировой культуры"
рабочая программа

Ожуховская Юлия Николаевна

Рабочая программа по учебной дисицплине "История мировой культуры" для студентов 3 курса СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_istoriya_mirovoy_kultury.docx70.11 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Ртищевский политехнический лицей»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

программы подготовки квалифицированных рабочих,

служащих для профессии  технического профиля  

 11.01.08. «Оператор связи »

на базе основного общего образования

2019


УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по

учебно-производственной  работе

_______________/_________________/

«_______»_____________2018 г.

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования,        утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17»  мая 2012г., с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015г. На основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «История » для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21июля 2015 г) Регистрационный номер рецензии 385  от 23 июля 2015 г.

ОДОБРЕНО на заседании  методической комиссии общеобразовательного цикла

Протокол №__, дата «___»________2018 г.

Председатель комиссии ________/________/

 

Составитель:                  преподаватель истории мировой культуры                          

     Рецензенты:

Внутренний

Внешний

  Ожуховская  Юлия Николаевна

Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования

 

 СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр. 4

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СТРУКТУРА  И ПРИМЕРНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

8

 

 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                                                                                                                      

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ                                        ДИСЦИПЛИНЫ

9

33

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

36

             

 


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «История мировой культуры»    

1.1. Область применения программы 

       Программа учебной дисциплины «История мировой культуры»  является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования  для профессий среднего профессионального образования социально-экономического и технического профиля, реализующих образовательную программу на базе основного общего образования.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ПОО.1 «История мировой культуры»

«История мировой культуры» является дисциплиной общеобразовательного цикла и направлена на формирование у студента исторического и культурологического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определить собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

уметь:

  • выделять этапы и особенности культурного процесса  в разных странах в различные эпохи;   
  • самостоятельно оценивать достижения культуры, характерные для различных эпох и народов;
  • объяснять непреходящую роль классики для духовного развития современного человека;
  • показать на конкретных примерах место и роль культуры России в мировой художественной культуре;
  • сформулировать свое оценочное суждение о современной культуре;
  • пользоваться справочной и специальной литературой по культуре;
  • анализировать и пересказывать ее.

знать:

  • ключевые понятия каждой культурной эпохи;
  • основные эпохи в культурном развитии человечества;
  • культурные доминанты различных эпох в развитии мировой культуры; 
  • эстетические идеалы различных эпох и народов;
  • роль и место классического наследия в художественной культуре современности;
  • основные особенности культурного развития народов России;
  • особенности культуры современного человечества и ее сложную структуру;
  • выдающиеся достижения в сфере культуры различных эпох.
  • личностные результаты
  • 1) российская гражданская идентичность, культурологические ценности, культурные особенности народов мира,уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
  • 2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои культурные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  • 3) готовность соблюдать традиции,преемственность,обычаи;
  • 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
  • 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
  • 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
  • 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  • 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
  • метапредметные результаты 
  • 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
  • 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  • 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
  • Предметные результаты освоения учебной дисциплины «История» (базовый уровень) отражают:
  • 1) сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
  • 2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
  • 3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
  • 4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
  • 5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 час.;

самостоятельной работы обучающегося 30 час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работ

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:

     контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

в том числе:

1. Презентация

2. Реферат

5

25

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины История мировой культуры

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Культура Древнего Востока

10

Тема 1.1.  Понятие «культура». Культура первобытного общества

Содержание учебного материала

1

1

Понятие «Культура». Первобытная культура как традиционный тип культуры. Формирование культуры как  универсального  механизма  самоорганизации  общественной жизни. Синкретичный характер первобытной культуры. Этапы развития первобытной культуры: палеолит,  мезолит, неолит). Регулирование отношений в первобытном обществе и возникновение первичных стереотипов поведения. Формы первобытной социализации: первобытные союзы, инициации, утверждение половозрастной иерархии. Тотем и табу и их роль в формировании нравственности. Теории тотемизма: (номиналистические, социологические, психологические). Мировоззренческая картина мира.  Специфика первобытного мышления -  высокая степень слияния индивида  и  окружающей его природы,  мышление по аналогии,  объяснение от противного, ссылка на пример. Миф как форма родоплеменного осмысления окружающего  мира.  Виды мифов:  космогонические (мифы о происхождении мира),  антропогонические (о происхождении человека), мифы о культурных  героях, об  умирающем и воскресающем боге, эсхатологические (о конце мира) и др. Религия в  первобытной культуре.  Представление о жизни и смерти. Становление идеи двойственной природы человека (тело - душа).  Анимизм. Культ предков, животных, растений, камней, земли, воды, огня и др. Фетишизм, магия, шаманство. Методы психического воздействия шамана на общество. Первобытность в современной культуре.

Тема 1.2.  Культура Древнего Египта

Содержание учебного материала

1

1

Египетская культура как типично ирригационная культура.  Роль географического фактора в жизни египтян. Нил и его влияние на египетскую культуру. Расцвет математики, астрономии, строительного дела. Изобретение земледельческого календаря, водяных и солнечных часов, составление карты звездного неба. Ремесло, ювелирное дело, стеклоделие. Изобретение папируса. Египетская письменность и ее своеобразие. Ф.Шампольон - создатель египтологии. Основные этапы в развитии культуры Египта (Раннее и Древнее царства Египта, Среднее и Новое царства). Возникновение номов  и  образование  Верхнего  и  Нижнего царств. Централизация древнеегипетского царства.  Роль фараона в жизни древнеегипетского царства. Обожествление правителя, возникновение культа фараона. Тесная зависимость архитектуры и религиозного культа. Реализация идеи беспредельного могущества фараона.  Искусство  бальзамирования  и мумификации. Мифологические и религиозные представления египтян. Египет – «душа, влекущаяся к бесконечности» (О.Шпенглер), культура памяти и памятников. Представления египтян о загробном существовании. Идея посмертного воздаяния, разделение умерших на грешников и праведников, суд Осириса, «Книга мертвых», «Тексты пирамид». Египетские боги. Сотворение мира и человека  (гелиопольская версия,  мемфийская версия).  Сохранение пережитков древних верований (фетишизм, тотемизм). Трансформация образов богов. Культ номовых богов. Триады и эннеады богов. Культ солнца, символика. Миф об Исиде и Осирисе как типичный миф об умирающем и воскрешающем боге. Функции Осириса. Религиозная реформа  Эхнатона - первая попытка установления монотеизма, ее влияние на религию древних евреев. Гимн Эхнатона. Египетская письменность (иероглифика,  иератическое письмо, демотика).

 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:Подготовить реферат на тему: «Мифологические и религиозные представления египтян».

2

Тема 1.3.  Культура Древней Месопотамии

Содержание учебного материала

1

1

Культура древнего  Востока - важнейший этап в культурном развитии человечества:  эпоха создания письменности,  появления различных наук, философской мысли, изобразительного искусства. Основные причины, определившие развитие культуры Двуречья: организация  ирригационной системы и ее регулирование в долинах великих рек, развитие земледелия,  садоводства.  Появление прибавочного продукта  и возникновение  специализированного ремесла,  его отделение от земледелия.  Металлургическое производство, ткачество. Развитие торговли. Исторические этапы в развитии культуры народов Древней Месопотамии.  Процесс образования государства - образование цивилизации. Городская революция - возникновение городов-государств.  Города Урук,  Ниппур, Киш, Лагаш. Открытие письменности  и  ее  значение для развития культуры Двуречья. Переход от пиктографического  письма  к  клинописи.  Расшифровка клинописи (Дж. Смит, С.Н. Крамер, Э.Кьера, А.Пебель). Первые письменные памятники. Возникновение сословия писцов как духовной  аристократии. Школы. Строительство библиотек. Библиотека Ашшурбанапала (669-635 гг. до н.э.) - первая систематически подобранная библиотека. Появление архивов. Истоки развития шумерской литературы: устное народное творчество, культовые и литературные тексты. Жанры шумерской литературы: гимны, плачи, псалмы, поучения, назидания, басни и т.д. Героический эпос. Сказание о Гильгамеше. Шумеро-аккадская мифология.  Представления о мироздании и о человеке.   Культура Вавилона. Специфика экономической жизни Вавилона. Развитие международной торговли.  Ростовщичество и его роль в жизни Вавилона.  Старовавилонское царство Хаммурапи. Законы Хаммурапи и их значение. Наука в Вавилоне - медицина, математика, астрология. Связь медицины с магическими действиями. Религиозные представления. Мардук и его роль в пантеоне.

Тема 1.4.  Культура Древнего Средиземноморья

Содержание учебного материала

1

1

Развитие торговых  городов в Восточном Средиземноморье.  Города Библ, Эбла, Рас-Шамра и их значение в развитии связей Востока и  Запада. Угаритская культура.  Расцвет  земледелия. Прогресс ремесла, возникновение кораблестроения,  ткацкого дела. Культура Финикии.  Развитие мореплавания.  Финикийская алфавитная система письменности и ее всемирно-историческое значение. Религиозные представления. Культ священных камней и скал. Культ умирающего и воскрешающего бога Алияна Ваала.  Культ Адониса, Молоха. Влияние финикийской культуры на греческую. Культура южной части Восточного Средиземноморья - культура Палестины. Древееврейские племена и их кочевой скотоводческий образ  жизни. Пережитки родового строя (родовая месть - закон талиона, родовые кладбища, пережитки матриархата и т.д.). Вытеснение материнского права отцовским. Формы патриархальной семьи древнееврейских племен. Право первородства. Левират. Переход к оседлому земледелию и установление общинного  землевладения. Развитие торговли и войны с соседними народами.  Распад родового строя. Образование племенных союзов, появление племенных вождей (судей). Возникновение Израильского царства. Цари Саул, Давид, Соломон. Объединительная деятельность Давида. Образование Израильско-Иудейского государства. Расцвет царства во времена правления Соломона. Экономические и культурные противоречия между Севером и Югом  Палестины. Отделение Израиля от Иудеи. Падение Израиля и Иудеи. Вавилонское пленение. Религиозные представления древних иудеев.  Культ бога Яхве. Формирование монотеизма,  централизация религиозного культа,  строительство храма. Идея избранного народа и завета (договора, союза) с Яхве. Святилища и ритуалы.  Скиния как прообраз храма. Почитание ковчега.  Жертвоприношения. Праздники (суббота, пасха, праздник опресносков, заклание пасхального агнца, праздник седмиц). «Ветхий Завет» и его структура.  Переводы Библии (Септуагинта, Вульгата и др.). Пятикнижие (Тора) – «Бытие», «Исход», «Левит», «Числа», «Второзаконие» - основные мифологические сюжеты,  их содержание, смысл и отражение в искусстве. Заповеди Моисея - требование соблюдения нравственного закона, переход от магии к этике - этический монотеизм. Поэтические книги «Ветхого Завета» – «Книга Иова», «Псалтырь», «Притчи», «Книга Песни Песней Соломона», «Экклезиаст»). Своеобразие еврейской поэтической формы. Пророческие книги,  основные темы и символы. «Большие» и «малые» пророки. Значение «Ветхого завета»  для  мировой культуры.

Тема 1.5.  Культура Древней Индии

Содержание учебного материала

1

1

Индийская культура как культура живых ценностей - «живая древность». Традиционность культуры Индии. Письменные источники культуры Древней Индии, их общая характеристика: Веды, Брахманы, Араньяки, Упанишады. Этапы развития индийской культуры. Возникновение индийской цивилизации (V-IV  тыс. до н.э.). Городская культура Хараппской цивилизации, культура бронзового века,  ее источники и особенности.  Культ Богини матери, «Прото-Шивы». Упадок городов Индийской цивилизации. Проблема завоевания Индии. Ведическая эпоха. «Веды» - общая характеристика. Социальная организация ведийского общества. Варны и ашрамы. Значение ученичества, отшельничества в жизни древнего индийца.  Ведическая религия. Политеизм и пантеизм. Жертвоприношение как основа культа. Миф о Пуруше, о Яме и др. Представление о трех мирах. Основные  боги (Индра, Варуна, Агни, Сурья, Ушас и др.). Брак, взаимоотношение полов. Положение женщины.  Повседневная жизнь: быт города  и деревни, одежда, еда, украшения и т.д. Брахманский период. Закрепление кастового строя. Основные варны (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры). «Законы Ману» - источник о сословном строе и религии Индии в брахманский период.  Культ аскезы. Изменение жертвоприношений. Составление брахман, сутр. Усложнение пантеона богов. Выдвижение Брахмы, Вишну, Шивы. Их символика и функции. Женские божества. Возникновение буддизма, легенды о Будде. Священные книги буддизма. Проповедь Будды о четырех благородных истинах. Восьмеричный путь освобождения от страданий. Основные понятия в буддизме - нирвана, сансара, мокша, ахимса и др. Три драгоценности буддизма - Будда, Дхарма, Сангха. Хинаяна и Махаяна.  Джайнизм. Легенды о Вардхамане Махавире. Образ жизни джайских монахов. Основные заповеди (обеты). Джайнская  литература  и  развитие местных народных языков. Индуистский период. Развитие вероучения. Индуистская литература. «Махабхарата» и «Рамаяна», основные сюжетные линии.  Тримурти. Вишну и его аватары.  Шива и его символика. Учение о шакти. Индуистские обряды и ритуалы. Вклад Индии в мировую культуру.

 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:.Подготовить презентации на темы: «Индийская культура как культура живых ценностей - «живая древность», «Джайнская  литература  и  развитие местных народных языков», «Вклад Индии в мировую культуру»

3

Тема 1.6.  Культура Древнего Китая

Содержание учебного материала

2

1

Археологические источники культуры Древнего Китая. Гадательные кости, содержание надписей на них. Эпоха Шань-инь. Погребения, их различие как проявление социального неравенства. Культура эпохи Чжоу.  Идеализация этого периода в китайской культуре. Введение бюрократической системы правления,  выделение слоя чиновников и возникновение представления о рангах знатности.  Виды рангов. Мифологические представления. Особенность китайской  мифологии. Евгемеризация мифов, рационализация, демифологизация сюжетов. «И-цзинь», «Ши-цзинь», «Шу-цзинь». Представления о мироздании. Значение “ян” и “инь”. Культ неба (тянь). Культ умерших предков. Представления о душе. Культ Земли. Культ Дракона. Ритуал и его значение в культуре Чжоу. Возникновение трех  философских  учений  -  трех религий в Китае. Конфуций, жизнь и учение. Социальный идеал Конфуция - цзюнь-цзы. Основные черты  «благородного  человека»  - гуманность и чувство долга («жень», «и»).  Социальный порядок по Конфуцию. Культ предков и нормы «сяо». Культ семьи и клана. Конфуцианское воспитание и обучение. Система экзаменов и сословие шень-ши. Культ формы в конфуцианстве. Учение законников-легистов. Акцент на административный регламент, страх и наказание. Даосизм. Философия даосизма. Легенды о чудесном рождении Лао-цзы. Понятие «Дао». Проповедь долголетия и бессмертия. Даосизм о достижении бессмертия  (ограничение  в еде,  физические и дыхательные упражнения, высокие моральные качества).  Развитие алхимии, астрологии, геомантии, медицины в Китае. Пантеон даосизма. Бессмертные. Китайский буддизм. Рационализация буддизма в Китае.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: . Возникновение трех  философских  учений  -  трех религий в Китае. Конфуций, жизнь и учение.

2

Тема 1.7   Культура Древней Греции

Содержание учебного материала

1

1

Значение античности для мировой культуры. Античность как тип культуры. Античность как гармония, норма, мера, эстетическая  форма. Агонистический характер античной культуры.        Греческий космологизм и его особенности.

Природно – климатические особенности культуры Древней Греции.        Становление полисной системы. Роль правосознания и  правосудия. Греческие законодатели: Драконт, Солон, Клисфен, Ликург. Различия в полисной системе Афин и Спарты. Специфика воспитания в Спарте и Афинах.  Мировоззренческая картина мира. Греческая мифология: основные этапы развития. Миф как основа греческого искусства. Эпос Гомера и Гесиода. Миф и религия. Греческая религия как религия красоты. Политеизм и антропоморфизм. Эстетизм, скульптурность древнегреческой религии. Пантеон богов и их символы. Аполлоновское и дионисийское начало в эллинской культуре. Мистерии. Роль оракулов, предсказаний, гаданий в общественной жизни Эллады. Литература и театр. Греческая драма. Музыка в культуре  Древней Греции. Риторика и выдающиеся ораторы Греции.  Основные принципы античной риторики. Античность и Возрождение, античность и Просвещение.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

 Специфика воспитания в Спарте и Афинах.

Риторика и выдающиеся ораторы Греции.  

2

Тема 1.8.  Культура Древнего Рима

Содержание учебного материала

1

1

Социально-экономические и политические изменения в жизни народов Восточного Средиземноморья в эпоху эллинизма.  Усиление связей между различными странами (походы, торговля, путешествия, расселение в ближневосточных странах) и взаимопроникновение греческой и восточной культур. Переход от государства-полиса к большому централизованному государству. Эллинизм как синтез культур. Представление Александра Великого о «гомонойе» как о едином государстве, о единении сердец,  где нет ни эллина,  ни варвара. Введение понятия «ойкумены» как обитаемого мира, общего мира. Развитие «койне» - общей речи. Основание новых городов и концентрация в них науки, искусства, религии. Возникновение новых центров грекоязычной культуры (Александрия, Антиохия, Пергам). Рост грамотности, образования в период эллинизма. Создание библиотек (Александрийская библиотека). Развитие науки, ее технический утилитарный характер (Герон, Архимед, Эвклид). Учреждение Мусейона в Александрии - попытка поставить научные исследования на государственную основу. Эволюция развития римской культуры - от римской Республики до кризиса III в.  Основные нравственные ценности римской культуры:  патриотизм,  гордость за Рим и римский народ,  готовность служить Риму в любой роли и в любом месте, законопослушность, величие долга, мужество, почитание свободы. Любовь к славе. Римское честолюбие. Римская рациональность - нацеленность на практику, пользу. Противопоставление Рима как олицетворения культуры с развитой государственностью и материальным изобилием варварству с экономической отсталостью, отсутствием государственности, бесчеловечностью религии (Тацит). Развитие науки в Риме, энциклопедичность научного знания. Развитие агронауки, медицины. Право как интеллектуальный лидер римской науки. Представление о личности как о правовом субъекте. Римская религия - от религии общины к мировой религии.  Латинизация греческих богов. Персонификация природных,  общественных, хозяйственных и политических процессов. Роль понтификов в регулировании общественной жизни, их влияние на политику. Жрецы, авгуры, прорицатели. Введение новых религиозно-государственных культов: культ Свободы, культ Доблести, культ Согласия. Римская веротерпимость. Быт, нравы, зрелища и празднества в Риме. Нравственная  оценка зрелищ римскими философами.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  «Развитие науки, ее технический утилитарный характер (Герон, Архимед, Эвклид).

1

Тема 1.9. Культура древних цивилизаций Америки

Содержание учебного материала

1

1-2

Ольмеки, тольтеки. Жертвенный ритуал во имя жизни – основа культовой архитектуры и рельефа. Пирамида Солнца в Теотиуакане – прообраз храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Цивилизация майя классического периода. Цивилизация ацтеков. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Цивилизация Южной Америки (инки). Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея).

Раздел 2. Культура Средневековья и Возрождения

7

Тема 2.1.  Средневековая культура Востока (Индия, Китай, Япония)

Содержание учебного материала

1

1

Индия. Особенности развития культуры средневековой Индии. Религия и церковь. Философские учения. Образование. Научные знания. Быт и нравы. Китай. Особенности развития культуры средневекового Китая. Периодизация. Религиозные течения. Роль государства в культурном развитии страны. Театр. Научные знания. Япония. Особенности развития культуры Японии. Религия и церковь. Человек и государство. Философски учения. Театр и драматургия. Быт и нравы.

Тема 2.2.  Средневековая культура мусульманского мира

Содержание учебного материала

1

1

Два классических подхода к изучению мусульманской культуры. Дихотомия Восток-Запад. Особенности традиций мусульманского Востока. Исторические, социально-экономические и культурные условия возникновения ислама. Истина и легенды о жизни Мохаммеда. Основные религиозные направления и течения в исламе. Шариат и фикх. Ислам как религиозная доктрина, образ жизни, основа исторических традиций, нравственных принципов и социального  поведения.  Коран: структура и основное содержание. Коран и Библия: сравнительный анализ мотивов и сюжетов. Ислам и философия. Основные философские направления:  калам, суфизм, фальсафа. Ас-Сухраварди (1155-1191) - учение о «восточном озарении». Влияние зороастризма. Отстаивание мистической интуиции и божественного озарения. Каллиграфическое письмо. Арабская поэзия: придворные панегиристы и любовная лирика, суфийская поэзия. Влияние искусства и науки арабов на христианскую Европу.

Тема 2.3.  Культура Византии

Содержание учебного материала

2

1

Образование византийского государства. Этапы социально-политической и культурной истории Византии (IV-XV вв.). Византийская культура - синтез античной, восточной, христианской культуры. Религия и государство. Единство христианского учения и императорской власти. Иконоборчество. Быт и нравы Византии. Влияние византийской культуры на страны Запада и Востока. Историческое значение византийской культуры.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

 Подготовить  презентацию на тему: «Византийская культура - синтез античной, восточной, христианской культуры»

1

Тема 2.4.  Европейская культура средневековья

Содержание учебного материала

1

1

Основные этапы развития культуры средневековья. Средние века: ощущение бытия и картина мира. Идея миропорядка и всеединства  -  мир как целое иерархически упорядоченное.  Типы религиозной жизни Средневековья. Возникновение монашества и пустынножительства. Монастыри как очаги средневековой культуры, религиозной жизни,  интеллектуальности, ремесел, искусства, производства и образцового хозяйства. Монашество как историческая форма осуществления аскетического идеала. Основные черты и противоречия религиозного морального идеала. Культ праведности, аскетизма, целомудрия, смирения, бедности. Отрицательное отношение к собственности.  Осуждение ростовщичества. Система образования и воспитания - принцип «семи  свободных  искусств»,  принцип «трех начал» (школа, скрипторий, библиотека). Первые европейские университеты. Термин «схоластика», его происхождение и последующее значение. Рыцарство и рыцарский идеал как светский эстетический и  нравственный идеал. Истоки рыцарства. Рыцарские ордена и рыцарские уставы. Значение рыцарского идеала в войне и политике. Крестовые походы. Основные черты рыцаря, отношение к женщине. Изменение взгляда на любовь и брак. Понятие куртуазности. Возникновение этикета. Городская культура зрелого Средневековья (ХI-XIII вв.). Специфика средневекового искусства: этапы, стили. Характеристика романского и готического стиля. Синтез искусств в эпоху Средневековья. Расширение библейской тематики в искусстве: возникновение образа Христа как страдающего мученика. Поэзия вагантов и творчество трубадуров и миннезингеров. Развитие театра. Церковь и театр. Театральность литургии. Творчество Данте - зеркало его личности и всего  средневековья. Анализ и характеристика Ада, Чистилища, Рая. Значение «Божественной комедии» в истории мировой культуры.

Тема 2.5   Европейская культура эпохи Возрождения

Содержание учебного материала

2

1-2-3

Проблема соотношения культуры Средневековья и Возрождения: медиевизация Ренессанса и утверждение абсолютной новизны культуры Возрождения. Ренессанс - переходный период в развитии культуры: возникновение светской культуры, рост городов, географические и научные открытия, возникновение книгопечатания. Возрождение античности - главный культурный стимул Ренессанса. Изменение физической и космологической картины мира (Кеплер, Бруно, Галилей). Начало секуляризации (обмирщение) духовной жизни Европы. Десакрализация времени и истории. Начало превращения науки в светский институт. Утопии эпохи Возрождения. Новые идеи о государстве. Основные принципы Возрождения: пантеизм, антропоцентризм, эпикуреизм, оптимизм и жизнелюбие, культ природы, чувственной красоты и грации. Возрожденческий идеал  «универсального» человека. Осознание достоинства и ценности безграничных возможностей личности (Пико делла Мирандола). Проблема ренессансного индивидуализма. Театр Возрождения. Специфика Северного Возрождения. Возрождение и Реформация. Социальные и психологические причины Реформации. Протестантизм.         Контрреформация. Борьба католической и протестантской церквей. Кризис гуманистических идеалов в творчестве Т.Тассо, У.Шекспира,  М.Сервантеса

 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  «Возрождение и Реформация», «Проблема ренессансного индивидуализма»

2

Раздел 3. Культура Нового времени

7

Тема 3.1. Культура Эпохи Просвещения

Содержание учебного материала

2

1

Неравномерность социального  развития стран Европы в XVI-XVIII вв. и активизация национальной культуры.  Просветительство как всеевропейское движение - углубление противоречий между «старым порядком» и «новыми экономическими отношениями». Новое понимание  сущности  человека и его предназначения,  смысла его жизни. Идея «естественного» права. Сопоставление законов общества с естественными законами. Новые идеи государственного устройства: разделение и взаимное равновесие властей (Монтескье),  верховенство права (Вольтер), идея общественного прогресса (Кондорсе). Революция в научном знании. Открытия Ньютона и их мировоззренческое значение. Механицизм. Обоснование нового подхода к изучению природы. Рождение нового философского метода (Бэкон и Декарт). Математизация научной мысли. Появление первых государственных академий. Попытка создания «социальной физики» в XVII-XVIII вв. (Гроций, Спиноза, Гоббс). Роль искусства в культуре Просвещения. Доминирующее развитие драматического искусства. Возникновение романа. Новые формы музыкальной жизни. Углубление профессионализации художественной деятельности. Особенности английского Просвещения. Франция в канун Великой Революции. Роль философии во французской культуре - ориентация на математику и естествознание и ее влияние на художественную практику. Классицизм. Основные эстетические принципы. Характерные черты французского классицизма в литературе (Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен, Ларошфуко),  живописи, садовопарковом искусстве и архитектуре. Особенности просветительского классицизма XVIII в. Борьба направлений  в художественной культуре (классицизм,  барокко,  рококо, реализм). Культура Германии в эпоху Просвещения. Философия и эстетика  немецкого Просвещения. Гуманистический идеал культуры.  Неоднородность немецкого Просвещения (И.К. Готшед, И.И. Винкельман, Г.Я. Лессинг). Утрата Испанской  державой в XVII в.  своего влияния.  Тридентский собор (1545-1563) и его роль.  Золотой век испанской культуры (Лопе де Вега,  Эль Греко,  Веласкес и др.). Мистицизм Сан Хуана де ла Круса и его связь с неоплатонизмом. Быт и  нравы в XVII-XVIII вв.  Изменения в облике городов Западной Европы.

Тема 3.2. Европейская культура Х1Х века

Содержание учебного материала

2

1

Развитие новых капиталистических отношений в Европе и формирование  новой национальной  культуры. Различие культуры романтизма в «пространстве» (национальные и зональные варианты) и во «времени» (по этапам развития).  Отказ от всеобщности классицизма, поддержка самобытного, национального, природного начала. Основные черты культуры романтизма:  историзм,  культ «дикой» природы, акцент на миф и символ, подчеркивание роли воображения в поэзии. Органическая связь романтической натурфилософии и романтического понимания природы. Антропоморфизация явлений природы. Противопоставление  природы  как носителя моральных ценностей испорченности городских нравов. Субъективизация природы. Антирационализм и культ чувства, провозглашение свободы творчества. Отношение романтиков к наследию культуры. Проблема интерпретации произведений искусства у романтиков. Культ народной поэзии. Культ музыки. Характеристика романтизма  как культуры, предвосхитившей художественный опыт XIX в. - реализм,  импрессионизм, символизм.

Тема 3.3. Мировая культура ХХ века

Содержание учебного материала

2

1-2

Кризис рациональности - поворот от «философии мысли» к «философии жизни». Радикальная переоценка всех ценностей (Ф.Ницше). Открытие иррационального человека (З.Фрейд). Интуитивизм А.Бергсона. Новый символический язык  искусства.  В.Кандинский  и  творчество экспрессионистов. Кубизм,  футуризм, фовизм, сюрреализм. Новая концепция человека (М.Пруст, Дж. Джойс, Ф.Кафка). Человек в  культуре XX в.  Массовая культура.  Факторы, формирующие массовую культуру. Феномен кича. Рок-музыка. Аудиокультура - проводник массовой культуры. Видеокультура и ее составные части:  телевещание, кино, видео. Информация - основа существования современной культуры. Проблема массового характера приобщения аудитории к искусству при помощи технических средств культуры. Пассивность воображения при восприятии видеокультуры. Популярные жанры  кино и видео. Эротизация современной культуры. Жанры: боевики, комедии, эротика, фильмы ужасов. Элитарное и массовое кино. Вестернизация, американизация современной европейской культуры. Проблема соотношения техники и духовной культуры.  Концепция  информационного общества. М.Маклюэн о смене эпох и средствах  коммуникации.  А.Тофлер  и теория постиндустриального общества.  Характерные черты и ценности супериндустриального общества. Будущее человечества: основные прогнозы.

  Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  «Кубизм и футуризм», «Массовый человек»

2

Контрольная работа

    1

Раздел 4.

История русской культуры

36

Тема 4.1.  Генезис славянской культуры

Содержание учебного материала

3

1

Происхождение славян и славянской культуры. Научные, эпические, мифологические, эзотерические позиции. Славянская мифология как первоночальная философия и история славянских народов. Славяне как осевые народы – потомки древнейших земных цивилизаций, Велесова книга, книга Коляды о происхождении славянской культуры. Древнейшие памятники славянской культуры  (г. Аркаим и тд) как реальные артефакты истории. Русский язык, его структура, морфология как артефакт культуры. Первородность и однокоренная связь с мировыми языками.

 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовить презентацию на тему: «Происхождение славян и славянской культуры»

2

Тема 4.2.  Культура Древних славян

Содержание учебного материала

3

1

Славяне – самая многочисленная ветвь индоевропейской языковой группы. Появление в источниках имя народа «Русь» или «Рос» в разгар великого славянского расселения (6-7 вв). Древние славяне на перекрестке международных торговых путей: путь из варяг в греки. Древние славяне в Византии. Торговые и культурные связи славян с кочевой степью и – через Кавказ – со странами Востока. Арабы и Древняя Русь. Язычество древних славян как форма освоения человеком природы. Три этапа языческой культуры. Языческая реформа князя Владимира. Языческая или «ведическая» религия древних славян. Христианизация Руси. Города древних славян, их первоначальное назначение, возникновение посадов. Роль городов и посадов в развитии культуры Древних славян. Военные дружины древних славян. Строительство городов и посадов. Быт и нравы древних славян.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

«Христианизация Руси.»

« Быт и нравы древних славян.»

2

Тема 4.3.  Древнерусская культура 9 – нач. 13 вв.

Содержание учебного материала

3

1

Вхождение Древнерусского государства через принятия христианства в культурный круг европейских народов. Древнерусское государство и кочевая степь, противоборство и культурное взаимодействие. Преобразования в области культуры князей Владимира и Ярослава Мудрого. Софийский собор. Золотые ворота, чеканка, золотые и серебряные монеты, грамотность, книжная культура, библиотеки. Русская правда, Лаврентьевская летопись, слово о законе и благодати и тд. Постоянные контакты и связи русских с другими славянскими и неславянскими народами Европы и необъятной Азии – фактор, обусловивший открытость и отзывчивость русской культуры. Христианство – другой важнейший фактор, способствующий духовности и соборности русской культуры во всем многообразии ее форм и проявлений. Золотой век» культуры домонгольской Руси (12 в – 30е гг. 13 в). Монгольское нашествие и перемещение центра русской культуры на север. Возвышение Москвы. Архитектура Москвы. Кремль. Новгородская республика и ее многообразные культурные связи с Европой.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовить презентацию:»Архитектура Москвы. Кремль.»

1

Тема 4.4.  Культура России в 14 – 17 вв.

Содержание учебного материала

3

2

1

Расширение границ государства. Начало освоения Сибири. Ермак. Рост международной торговли и активная внешнеполитическая деятельность России. Гостиные и посольские дворы. Нарастание культурных связей с другими странами. Выдвижение феодальной России в число ведущих культурных сил евроазиатского мира. Широкое распространение грамотности. Берестяные грамоты Новгорода и других городов. Начало книгопечатания. Система воспитания и обучения.  «Домострой». Быт. Нравы. Обычаи и образ жизни различных социальных слоев.  Миссионерская деятельность русской православной церкви. Монастыри, монастырская жизнь. Библиотеки монастырей – сокровищницы книжной культуры, знаний.

 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  «Берестяные грамоты Новгорода и других городов», ««Домострой». Быт. Нравы. Обычаи и образ жизни различных социальных слоев».

Тема 4.5.  Культура России в 18 веке

Содержание учебного материала

3

1

Развитие производства, техники, технологии в первой четверти 18 века. Расширение внутренней и внешней торговли. Общая направленность культурных преобразований первой четверти 18 в. Проблемы «европеизации» русской культуры и русского общества. Реформы в области образования. Создание светской школы.  Развитие книжного дела, просвещения, научных знаний. Культура и быт господствующего класса в дворянских поместьях и городах. Культура и быт горожан и крестьян. Реформа алфавита, летоисчисления и календаря. Оживление  научной деятельности. Основание Петербурга, кунсткамеры и Академии наук. Исследования в области естественных наук. Развитие исторической науки, М.В. ломоносов. Система воспитания и обучения. Профессиональное обучение. Основание Московского университета. Литература.

Тема 4.6.  Культура России в первой половине 19 века

Содержание учебного материала

3

1

Значение Отечественной войны 1812 года для развития национального самосознания русского общества. Характеристика культуры этапа дворянского освободительного движения. Декабристы – передовые мыслители, деятели культуры, искусства, науки. Русские просветители, их взгляды на культуру России. Создание университетов, библиотек и издательств при них. Обучение, состояние школы, общий уровень просвещения. Развитие науки, литературы. Культурная жизнь России накануне падения крепостного права. Театр.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

«Русские просветители, их взгляды на культуру России.»

1

Тема 4.7.  Культура пореформенной России (60 – 90 гг. 19 в.)

Содержание учебного материала

3

1

Падение крепостного права и быстрый рост капиталистических отношений в России как условие и предпосылка достижений русской культуры во второй половине 19 века. Петербург и Москва – важнейшие очаги культурной жизни пореформенной России. Реформы 60-70-х годов (земская, судебная, городская, военная, в области образования и печати) и их благотворное влияние на общественную и культурную жизнь страны. Успехи в науке: естествознание, физико – математических и технических отраслей. Выдающиеся изобретатели. Общественные и гуманитарные науки. Расцвет литературы как ведущей отрасли русской духовной культуры 19 века. Творчество Ф,М, Достоевского и Л.Н. Толстого – величайший вклад в мировую культуру. Демократическая национальная драматургия. Малый театр и А. Островский. Творчество композиторов «Могучей кучки» и П.И. Чайковского.

Культура в период освободительного движения на третьем пролетарском этапе.

Тема 4.8.  «Серебряный век» русской культуры (конец 19 – начало 20)

Содержание учебного материала

4

1

«Серебряный век» - поэтическая метафора, не отражающая противоречивой сути развития русской культуры как целостного явления с тысячелетними истоками. Основные особенности серебряного века: появление многочисленных культурных, религиозных, политических, экономических течений, активно отстаивающих (мирными и не мирными средствами) идею национального социокультурного развития; становления новых культурно – художественных форм творчества и направлений (кинематограф, символизм, акмеизм и тд), пытающихся создать новую систему социокультурных ценностей. Главная особенность – мощная тяга масс к образованию и просвещению.Роль в культурной жизни книгопечатания. Общественный интерес к газетам. Научные открытия, изобретения, достижения в искусстве и литературе. Павлов И.И., Циолковский К.Э., Менделеев Д.И., Вернадский В.И. и др. – естественные и прикладные науки в исторической науке – Ключевский В.О., Греков, в литературе – Блок А., Есенин С., Гумилев Н., Горький М. и др. Шаляпин Ф., Ермолова В.

Превращение крупных городов в социокультурные центры, создание кинематографа, граммофона. Изменение быта деревни и города. Новые черты городского и деревенского костюма. Русские меценаты – новое социокультурное явление.

 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

 «Основные особенности серебряного века»,

 «Творчество композиторов «Могучей кучки» и П.И. Чайковского».

2

Тема 4.9.  Русская культура во второй половине 20 века

Содержание учебного материала

4

1-2-3

Октябрь 1917 г. – начало нового периода в истории отечественной культуры. Формирование единой государственной политики в области культуры. Ликвидация безграмотности, создание системы непрерывного образования, реорганизация системы образование (обязательное начальное семилетнее), создание системы среднего и высшего образования. Развитие и деятельность социальных институтов культуры по приобщению к нему широких слоев населения (театр, кино, музучреждения), организация свободного времени население – формирование учреждений культурно – просветительской работы. Начало формирования советской интеллигенции. Культура в годы ВОВ. Роль и задача культуры в годы войны в воспитании патриотизма. Послевоенное восстановление культуры.  Культура отечества в годы «оттепели» и застоя. Достижения и проблемы в науке. Новое в системе образования. Перестройка и ее значение для развития культуры страны.

Русская культура – ее настоящее и будущее.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

«Культура в годы ВОВ»

«Русская культура – ее настоящее и будущее.»

2

Тема 4.10. Культура народов Поволжья

Содержание учебного материала

3

1-2-3

Культурный уровень населения региона к моменту образования губернии. Развитие культуры края. Создание народных училищ, певческих классов, театров, типографий, библиотеки, хоров и оркестра. Экономические и политические предпосылки развития во второй половине 19 в.  Храмы Саратовской  области. Национальные традиции этносов, населяющих Поволжье,  их влияние на культуру края. Расширение школьной сети. Увеличение количества грамотных людей. Деятельность земских органов самоуправления. Преобразование в области культуры в послеоктябрьский период. Открытие учреждений культуры и искусства. Культура Саратовской  области в современный период.

Тема 4.11.

Культура Ртищевского края

 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

«Культура Саратовской  области в современный период.»

 

1

 

Культурный уровень населения Ртищевского края в начале ХХ века

.

Развитие культуры края Первые синематографы «Дарьялы»,

«Прогресс». Возникновение первых драматических кружков и

духового оркестра, Храмы города и района. Создание народных

училищ, церковно приходских школ.Культурная жизнь в первые

годы после Октябрьской революции. Строительство Дворца

 

культуры.  Культурная жизнь в военное , послевоенное время и

современный период.Культура быта.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

 Подготовить презентацию  «Культура  родного края»

1

 Зачет

 2

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Оборудование учебного кабинета:

  1. Компакт диски;
  2. DVD-диски;
  3. Энциклопедии по видам и жанрам искусства.

Технические средства обучения: автоматизированное место учителя.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика / Л.И.Акимова. – СПб., 2007.
  2. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика / Л.И.Акимова. – СПб., 2007.
  3. Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до XIII века / М.Альбанезе. – М., 2003.
  4. Андреева Е.Ю. Постмодернизм / Е.Ю.Андреева. – СПб., 2007.
  5. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М.Бонгард-Левин. – М., 2000.
  6. Герман М.Ю. Модернизм / М.Ю.Герман. – СПб., 2005.
  7. Данилова И.Е. Итальянский город XV века. Реальность, миф, образ / И.Е.Данилова. – М., 2000.
  8. Даниэль С.М. От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи / С.М.Даниэль. – СПб., 2000.
  9. Даниэль С.М. Рококо / С.М.Даниэль. – СПб., 2007.
  10.  Емохонова Л.Г. Художественная культура буддизма / Л.Г.Емохонова.   – М., 2007.
  11.  Емохонова Л.Г. Художественная культура ислама / Л.Г.Емохонова.   – М., 2007.
  12.  Искусство : в 3 ч. / под ред. М.В.Алпатова. – М., 1987—1989.
  13.  История красоты / под общ. ред. У.Эко. – М., 2005.
  14.  История уродства / под общ. ред. У.Эко. – М., 2007.
  15.  Китай. Земля небесного дракона / под общ. ред. Э.Л.Шонесси. – М., 2001.
  16.  Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды / Г.С.Колпакова. – СПб., 2005.
  17.  Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси. Домонгольский период / Г.С.Колпакова. – СПб., 2007.
  18.  Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения. Италия / В.Г.Лисовский.  – СПб., 2007.
  19.  Мифы и легенды народов мира. Древний мир / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.
  20. Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.
  21.  Мифы и легенды народов мира. Финляндия, Россия, Восток / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.
  22. Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья / Ц.Г.Нессельштраус. – СПб., 2000.
  23.  Русская живопись : энциклопедия / под ред. Г.П.Конечна. – М., 2003.
  24.  Сарабьянов Д.В. История русского искусства / Д.В.Сарабьянов. – М. 2001.
  25.  Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века / Д.В.Сарабьянов. – М., 2001.
  26.  Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV – XV века / А.В.Степанов. – СПб., 2005.
  27. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век / А.В.Степанов. – СПб., 2007.
  28.  Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь / Д.Д.Фрэзер. – М., 2003.
  29.  Энциклопедия искусства XX века / сост. О.Б.Краснова. – М., 2003 г.

Дополнительные источники:

  1. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке / А.Н.Бенуа. – М., 1998.
  2. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М.Бонгард-Левин. – М., 2000.
  3. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура : рабочая тетрадь для 10 кл. / Л.Г.Емохонова. – М., 2007.
  4. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура : учебник для 10 кл. / Л.Г.Емохонова. – М., 2007.
  5. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура : уч. пособие для СПО / Л.Г.Емохонова. – М., 2007.
  6. Емохонова Л.Г. Художественная культура буддизма / Л.Г.Емохонова.   – М., 2007.
  7. Емохонова Л.Г. Художественная культура ислама / Л.Г.Емохонова.   – М., 2007.
  8. Искусство : энциклопедический словарь школьника / сост. П.Кошель. – М., 2000.
  9. История красоты / под общ. ред. У.Эко. – М., 2005.
  10.  Китай. Земля небесного дракона / под общ. ред. Э.Л.Шонесси. – М., 2001.
  11.  Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А.Кун.  – М., любое издание.
  12.  Мифы и легенды народов мира. Древний мир / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.
  13.  Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.
  14.  Мифы и легенды народов мира. Финляндия, Россия, Восток / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.
  15. Нейхардт А.А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / А.А.Нейхардт. – М., любое издание.
  16.  Сарабьянов Д.В. История русского искусства / Д.В.Сарабьянов.    – М., 2001.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения контрольных работ и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, рефератов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • выделять этапы и особенности культурного процесса  в разных странах в различные эпохи;   
  • самостоятельно оценивать достижения культуры, характерные для различных эпох и народов;
  • объяснять непреходящую роль классики для духовного развития современного человека;
  • показать на конкретных примерах место и роль культуры России в мировой художественной культуре;
  • сформулировать свое оценочное суждение о современной культуре;
  • пользоваться справочной и специальной литературой по культуре;
  • анализировать и пересказывать ее.

знать:

  • ключевые понятия каждой культурной эпохи;
  • основные эпохи в культурном развитии человечества;
  • культурные доминанты различных эпох в развитии мировой культуры; 
  • эстетические идеалы различных эпох и народов;
  • роль и место классического наследия в художественной культуре современности;
  • основные особенности культурного развития народов России;
  • особенности культуры современного человечества и ее сложную структуру;
  • выдающиеся достижения в сфере культуры различных эпох.

Текущий контроль:

  • собеседование;
  • устный и письменный опрос;
  • фронтальный опрос в форме беседы;
  • тестирование; оценка активности на занятиях;
  • контрольная работа;
  • взаимопроверка и взаимооценка;
  • самопроверка и самооценка;
  • оценка рефератов, презентаций.

Итоговый контроль:

  • дифференцированный зачет

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по учебному предмету «Мировая художественная культура» для 8-9 класса (базовый уровень). Разработана Нестеровой Е. С.

Программа по учебному предмету  «Мировая художественная культура»  для 8-9 класса (базовый уровень). Разработана Нестеровой Е. С....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.05 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.05. Физическая культура разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образовани...

Рабочая программа по учебной дисциплине "Деловая культура"

Рабочая программа по учебной дисциплине "Деловая культура " по профессии СПО "Делопроизводитель"...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы исламской культуры» для обучающихся 4 классов

Предлагаю Среди основных особенностей нашего времени – существенные изменения системы образования. Она становится гибкой, открытой. В новых условиях от педагога как специалиста в области образов...

Рабочая программа по учебному предмету "Физическая культура" 9 класс

Программа по учебному предмету «Физическая культура» основного общего образования составлена на основе:- Закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-Ф3 "Об образовании в Росси...

Аннотация к рабочей программе по учебной дисциплине "Физическая культура" для СПО 23.01.03 Автомеханик

Рабочая программа учебной дисциплины является частьюосновной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик. дисциплина "Физическая ку...