ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ИСТОРИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
статья
Опыт преподавателя истории и обществознания по введению элементов альтернативной истории в занятия гуманитарного курса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elementy_alternativnoy_istorii_v_urokah.docx | 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ИСТОРИИ В
ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Уважаемые коллеги, хочу познакомить вас с основными положениями своей работы по изменениям в лекционном курсе истории и обществознания и привести некоторые примеры. Это общие размышления, поэтому не буду излагать огромное количество фактического материала. В процессе преподавания решила изменить подбор материала. Мотивация этих изменений:
1 аспект - уроки истории воспринимаются студентами как перечень событий,
произошедших в определенное время, т е констатация фактов, не более, нет ИНТЕРЕСА в восприятии, а, значит, нет желания помыслить и проанализировать данный факт. Поэтому пришла идея несколько изменить форму подачи материала.
2 аспект – на мой взгляд, обязательным является преемственность времен, как бы парадоксально это ни выглядело. Абсолютно правильная фраза «без прошлого нет будущего» воспринимается как штамп, а не посыл к размышлению, поэтому я заменяю ее цитатой из исторической работы проф. С.Я.Парамонова: «…каждое СЕГОДНЯ есть только следствие ВЧЕРА и причина ЗАВТРА. В этой непрерывной цепи каждое сегодня есть сумма тысяч и тысяч вчера, сумма труда и жизни многих поколений. Никакое вчера не исчезает бесследно, это ступень к настоящему сегодня». Важно обязательно обсудить это высказывание и попросить студентов привести к нему исторические примеры. Тогда это действенный прием.
Я обосновала мотивацию своих действий, но есть еще ПРИЧИНЫ введения элементов альтернативной истории в уроки. Они продиктованы более материальными, нежели духовными изменениями в обществе.
1-я причина – современные научные достижения. С их помощью на
ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ изменилась периодизация и датировка развития нашей цивилизации и происхождения человека, этого нельзя не учитывать в процессе обучения. Мифы и сказания превращаются в далекую, но конкретную реальность ( это и поиски Гипербореи в Арктике, и доказательства библейского всемирного потопа, и множество других фактов и открытий). Генетика своими открытиями и исследованиями производит буквально революцию в теориях происхождения и эволюции человека. Примеров вмешательства современных научных открытий в историю достаточно для использования в уроках.
2-я причина – открытие (иногда, хотя бы «приоткрытие») исторических и не
только архивов. Все началось с «хрущевской оттепели», но тогда упор делался на исправление ошибок сталинского режима, а документы первых лет революции и дореволюционной России были закрыты. Поток информации резко увеличился в перестроечные годы, на фоне «гласности» как в справочном виде, так и художественной литературы. На сегодняшний день информации не стало меньше, но, на мой взгляд, в корне изменился подход к ее подаче и интерпритации. Подход изменился не только к информации, но и к артефактам( например, совсем иной анализ археологических находок в Ладоге; Велесова книга из собрания нерасшифрованных славянских рун превратилась в исторический документ). Особый разговор о Норманской теории, я начинаю его с определения варягов: кем они были? Это вызывает неподдельный интерес у студентов, т е цель близка.
3-я причина вытекает из предыдущей – расширение доступа к различного рода
материалам. На сегодняшний день нет «цензуры» на публикации, как на печатные издания, так и на интернетные. Что касается последних, я стараюсь проверять их в научной литературе.
Теперь к самому процессу преподавания. Я начинаю с элементарного объяснения терминов, которыми буду в дальнейшем пользоваться: доказанные и научно подтвержденные факты; научно обоснованные гипотезы; предположения. Последние использую редко и не в рамках учебного занятия.
Далее, про отбор мат-ла. Я классифицирую его по 2-м направлениям: события и личности. Что касается СОБЫТИЙ, например, рассказываю, что вопреки общепринятому, на месте СПб было не болото, а довольно большой шведский город (в 1650г с населением ок. 2000чел.) Ниен с крепостью Ниеншанц. На месте Смольного находился православный храм. При изучении Куликовской битвы упоминаю о парадоксах истории ( на месте сражения не найдено его следов и захоронений, которые по летописям были многочисленны) и сразу преподношу это как информацию к размышлению. Большой интерес у студентов вызывают новые и неизвестные факты, касающиеся исторических ЛИЧНОСТЕЙ. В этом вопросе нельзя просто выдавать новую информацию. Я взяла за правило обсуждать ее вместе со студентами и фильтровать ее по серьезности (это уже мое дело). Например, Иван Грозный (в ключе норманнской теории) и Петр I (реформы, флот) – один подход, а крещение княгини Ольги ( большой вопрос где и когда оно было ) – другой. Особый разговор о личности Сталина в нескольких темах. Трудно не скатиться в страшную черноту, поэтому, где можно, я перевожу этот вопрос в плоскость – роль личности в истории с точки зрения нужности этой личности в данный исторический период. Кстати, о разнице исторических периодов. В теме «Коллективизация» я рассказываю настоящую историю Павлика Морозова, которая была совсем не героической, а страшной уголовно-бытовой драмой. Но, главное, что я перевожу ее в область идеологии: в годы Сов власти Павлик Морозов – герой-пионер, борец за справедливость, погибший за правое дело(про пионерский отряд, слова из песни); в годы перестройки мальчик трансформировался в подлого доносчика на собственного отца. Почему? Вывод делают сами студенты.
При отборе мат-ла важен еще один фактор – дозировка так называемых горячих фактов. Например, если говорить о красном терроре, надо обязательно противопоставлять ему террор белых, чтобы не уходить в крайности. Если говорить о многомиллионных счетах большевистской верхушки в иностранных банках, надо объяснять откуда они взялись и для чего предназначались. И последнее в этой части: из собственного опыта определила главное правило – все новые и интересные факты ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТОЛЬКО В ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ, иначе это будет не обучение и посыл к размышлению, а развлечение.
Кстати, о полезных развлечениях: если есть минутка, предлагаю студентам «альтернативный « тест, их множество в интернете. Естественно, ставлю оценки по ответам на него, что немаловажно для нашей деятельности.
В процессе обучения по (если это входит в тему) стараюсь прослеживать межпредметные связи. В основном это география и литература, а в обществознании и биология. Например, в теме В О война рассказываю о Краснодонской Молодой гвардии и настоящих предателях организации и их судьбах (не по роману Фадеева). В теме «Тоталитарный режим в СССР» привожу, конечно вкратце, историю последних месяцев жизни и смерти М. Горького, ставшего неудобным «идеологом» для сталинской верхушки. В этой же теме обращаю внимание на историю написания известного ребятам романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Студенты знают, что роман имеет несколько сюжетных линий, что книга не печаталась в СССР, а почему? Подвожу их к ответу с идеологической точки зрения (подтекст таков – Воланд дьявол во плоти, его свита- бесы разного сорта пришли и « правят « Москвой,) те это была политическая сатира на атеистическое общество 30-х годов. Говоря об этом, конечно, не скатываюсь в примитивизм.
Как вы понимаете, коллеги, я могу предложить еще многое вашему вниманию (материал есть почти по всем темам), но я изложила все основные направления, по которым работаю в данный момент.
В завершение, еще раз хочу указать с какой целью я все это делаю. А цель самая, что ни есть воспитательная – стараюсь помочь студентам объективно оценивать сегодняшние реалии, опираясь на уроки прошлого и победить инфантильность и безразличие к истории, присущие нашим подопечным. К сожалению, результаты моих, так называемых, «нововведений» нельзя оценить в цифрах (те какой имеется % размышляющих студентов в каждой группе), но то, что появляется интерес к предмету, я уже замечаю практически после первого месяца занятий. Значит, медленно, но верно, я продвигаюсь к своей цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование медиатехнологии при формировании коммуникативных навыков на уроке английского языка
На современном этапе развития общества госудрству нужны специальсты, владеющие иностранным языком не на пассивном уровне (умеющем читать и переводить), а способные общаться с представителями других го...
Технологическая карта урока с использованием электронных образовательных ресурсов
Технологическая карта урока с использованием электронных образовательных ресурсов. составлена к уроку в 11 классе по информатике и ИКТ. тема урока: «Условная функция и логические выражения...
Использование технологии модульного обучения в процессе изучения темы «Мультимедийные технологии» в профессиональном училище
Статья была опубликована в сборнике научных трудов по материала Международной заочной научно – практической конференции «Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы» часть 3. 26 декабря 2011 ...
Использование технологии развития критического мышления
Понимая тенденции развития современного общества, я постепенно стала внедрять на занятиях технологию развития критического мышления. На мой взгляд, самое важное в этой технологии – большая самостоятел...
Психолого-педагогические аспекты использования мультимедиа в образовании
Использование мультимедийных средств в качестве инструмента означает появление новых форм мыслительной, мнемической, творческой деятельности, что можно рассматривать как историческое развитие психичес...
«Использование ИКТ в обучении младших школьников»
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требует от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жи...
презентация" Использование ИКТ на уроках иностранного языка"
презентация" Использование ИКТ на уроках иностранного языка" содержит :преимущества компьютерного обучения, решаемые проблемы на уроках с ИКТ,особенности Мультимедийных средств, формы работы с компьют...