Статья "Использование цифровых технологий на этапе урока «рефлексия» на примере использования "ПО Smart.Notebook"
статья

Родина Юлия Олеговна

  Рефлексия. "ПО SMART Notebook"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya._smart_notebook.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Использование цифровых технологий

на этапе урока «рефлексия» на примере использования ПО Smart.Notebook

   Современный образовательный процесс — это не передача знаний от учителя к ученику, а формирование у учащихся навыков получать и систематизировать знания самостоятельно, логически мыслить, анализировать свою деятельность.

   Научить человека учиться — главная цель современного педагога. Одним из способов достижения этой цели является организация рефлексии на уроках.

   Слово рефлексия происходит от латинского reflexio, что в переводе означает «обращение назад». Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

   Данный этап урока важен как для учащихся, так и для учителя. Рефлексия позволяет учащимся оценить свое состояние, свои эмоции, систематизировать полученные знания и навыки, проанализировать результаты своей деятельности. Учителю этот этап урока помогает контролировать образовательный процесс: дает понять, что учащиеся усвоили, а что требуется повторить, что вызывает интерес, а что вызывает апатию.

   Выделяют три вида рефлексии:

− рефлексия настроения и эмоционального состояния;

− рефлексия деятельности;

− рефлексия содержания учебного материала.

   Первый вид рефлексии оценивает настроение, эмоциональное отношение («понравилось», «не понравилось», «скучно», «интересно»). Этот тип позволяет учителю в начале урока определить настрой класса на работу, а в конце урока понять, вызвала ли тема интерес, была ли сложной для восприятия.

   Второй вид — рефлексия деятельности помогает учащимся оценить свою работу на уроке, проанализировать, что получилось, а что требует доработки. В этом случае в рефлексивную анкету можно включить такие вопросы, как «Активно ли работал на уроке?», «Доволен ли своей работой на уроке?», «Все сделал правильно или допускал ошибки?».

   Рефлексия содержания учебного материала помогает учащимся систематизировать полученные знания и навыки, проанализировать пройденное. Для организации этого типа рефлексии учащимся можно предложить дополнить фразы «На уроке я узнал…», «На уроке я научился…», «Самым трудным заданием было…» или ответить на вопросы «Понятным/интересным/полезным ли был материал урока?».

   С развитием информационных технологий стало возможным организовать рефлексию в электронном виде, что позволяет учителю быстро и эффективно, выяснить отношение учащихся к изученному материалу и к уроку в целом.

Для разработки рефлексивных анкет мы используем ПО для совместного обучения SMART Notebook. Обучающие возможности программы Smart Notebook позволяют моделировать процессы, дают возможность тестирования аудитории класса, в момент этапа урока рефлексии, с моментальным выводом полученных результатов на доску (что помогает проанализировать результаты своей деятельности ученикам), обеспечивают интерактивность образовательного процесса. Например, для определения настроения и эмоционального состояния класса, можно вывести на экран Smart-доски «Шкалу настроения», что позволит буквально за 3-4 минуты оценить эмоциональное состояние целого класса. А для рефлексии деятельности очень удобно использовать «Дерево успеха». На доску выводится изображение: дерева и листочков, лежащих под ним, трех цветов по количеству учеников: зеленые, желтые, красные. Зеленый листочек означает «я ничего не выполнил», желтый – «я не совсем справился», красный – «мне все понравилось». Каждый ученик выходит к доске, и перемещает выбранный листок по Smart-доске, вешает его на дерево. В итоге получается разноцветное дерево. Такой прием позволяет быстро и наглядно оценить учителю справились ли учащиеся с изучаемой темой.

   SMART Notebook позволяет интегрировать изображения, заставки, видео и Flash-объекты из галереи SMART Notebook или ваших собственных файлов в урок. Задействовав такие динамические функции ПО, как «Анимация объекта», «Распознавание фигур» и «Волшебная Ручка», вы способны увлечь и впечатлить своих учеников, тем самым провести этап урока, рефлексию. Например, на уроке литературного чтения в 4 классе, чтобы выяснить уровень усвоения содержания произведения на этапе рефлексии, можно использовать такой инструмент Smart.Notebook как «Викторина». Составить такую викторину занимает 10-15 минут, а результат получается, превышающий все ожидания: внимательно слушающие и читающие на уроке ученики,  увлеченные, с азартом отвечающие на вопросы викторины, и как следствие, происходит повышение уровня читательской грамотности учащихся.

   SMART Notebook включает в себя средства создания уроков и подачи материала, в то же время давая вам доступ к богатой библиотеке контента, инструментов и функций поддержки. Благодаря ПО SMART Notebook, все ресурсы, требуемые вами для организации учебного процесса и закрепления материала, находятся у вас под рукой, что облегчает процесс интеграции цифрового контента в урок. Также имеется библиотека готовых уроков и занятий Smart Notebook в интернете edguru.ru. Библиотека EdGuru позволяет сэкономить время при подготовке к урокам, и она постоянно пополняется.

+ По SMART Notebook имеет множество интерактивных инструментов и богатую библиотеку образовательных источников, которые помогут вам оживить привычный этап урока. В сочетании с интерактивной доской SMART Board, уроки, проводимые при помощи ПО SMART Notebook, превращаются в поистине увлекательное зрелище.

   Таким образом, цифровые инструменты позволяют учителю и ученику быстро и объективно определить, какие задания вызывают затруднения, а какие решаются с легкостью, выяснить, что на уроке, по мнению учеников, интересно и понятно, а что скучно и трудно.

   Рефлексия в электронном виде помогает учителям без лишних временных затрат переориентировать процесс обучения так, чтобы дети учились более активно и более эффективно.

      Литература:

  1. О. А. Беляева. Учебно-методическое пособие: Методы организации рефлексии, 2017. — 42 с.
  2. Соколова, Д. М. Использование компьютерных технологий при организации рефлексии на уроках.
  3. Методическое пособие по SMART Notebook.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Использование информационных технологий на различных этапах урока"

В  преподавании экономики отказываться от компьютера нельзя. В системе образования создается огромное количество программного обеспечения для поддержки учебного процесса по экономике. Поэто...

Статья «Формирование у студентов педагогического колледжа навыков общения с родителями в дошкольных учреждениях» (на примере использования разных технологий)

Аннотация: в статье представлен опыт работы по использованию различных технологий обучения студентов на занятиях по Теории и методике развития  речи у детей с целью преодоления будущими воспитате...

Использование современных цифровых технологий в педагогической и концертмейстерской практике

В данной работе подробно описывается возможность применения в обучении игре на фортепиано а также концертмейтсерской деятельности цифрового фортепиано...

Статья «Формирование у студентов педагогического колледжа навыков общения с родителями в дошкольных учреждениях» (на примере использования разных технологий)

 Аннотация: в статье представлен опыт работы по использованию различных технологий обучения студентов на занятиях по Теории и методике развития  речи у детей с целью преодоления будущ...

Использование современных цифровых технологий в процессе изучения музыкальной литературы

Методическое сообщение посвящено различным формам использования цифровых технологий, активно практикуемым преподавателями «Детской музыкальной школы №30» Советского района г. Казани...

Выступление на тему: «Использование цифровой технологии на уроках физики»

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета представляет собой благоприятную сферу для применения информационно-коммуникационных технологий. Обучение любому предмету, в том числе и физике...

Методические рекомендации по работе с программным обеспечением Smart Notebook

Методические  рекомендации  представляют  собой  руководство  по использованию программного обеспечения Smart Notebook и справочным средством для  разработки  заняти...