Использование современных цифровых технологий в педагогической и концертмейстерской практике
методическая разработка на тему

сапрыгина надежда юрьевна

В данной работе подробно описывается возможность применения в обучении игре на фортепиано а также концертмейтсерской деятельности цифрового фортепиано

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных цифровых технологий в педагогической и концертмейстерской практике

           В процессе обучения игре на фортепиано ребенок знакомится с музыкальными стилями разных эпох, начиная от Возрождения и заканчивая произведениями современной музыки. Очень важным этапом классического музыкального образования  является освоение полифонического стиля, к которому обращались многие композиторы на протяжении всей истории музыкального искусства.

           Наиболее популярными и часто исполняемыми  в детском репертуаре являются полифонические произведения  композиторов эпохи барокко - И.С.Баха, Ф.Э.Баха, Г.Ф.Генделя, Ж.-Ф. Рамо, Ф.Куперена, И.Л.Кребса, И.Пахельбеля, Д.Фрескобальди, Г.Пёрселла, Д.Букстехуде, Д.Циполи, Алессандро и Доменико Скарлатти. Множество репертуарных сборников, посвященных полифонической музыке, большей частью состоят из хрестоматийных произведений именно этих композиторов. И, хотя традиция исполнения полифонических произведений на фортепиано сложилась давно и прочно вошла в обиход обучения в детских музыкальных учреждениях, нужно помнить, что композиторы эпохи барокко писали свою музыку отнюдь не для фортепиано, поскольку в период расцвета творчества большинства из них были популярны совсем другие клавишные инструменты, а именно: орган, клавесин, клавикорд, спинет (разновидность клавесина). К примеру, основной период творчества И.С. Баха пришелся на первую половину XVIII века, а в это же самое время фортепиано было еще слишком несовершенно, и большинство композиторов естественно  пренебрегали его возможностями  как клавишного инструмента.

         Чтобы наиболее полно понять идею использования тембровых возможностей синтезатора в современном обучении, нужно обратиться к истории клавишных инструментов и обратить внимание на происхождение и особенности звучания каждого из них.

          Самым древним инструментом, в котором использовались клавиши для извлечения звука, был орган. Многие зарубежные и отечественные музыканты-исследователи (Н.С.Бакеева,  П.Н.Кравчун)  происхождение органа связывают с существованием таких старинных народных инструментов-предшественников,  как   флейта Пана и  волынка. Считается, что орган изобрел грек Ктезибий, живший в Александрии Египетской в 296-228 гг. до нашей эры. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён императора Нерона. Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы – в VII и VIII веках. Благодаря своему объемному и возвышенному звучанию этот инструмент заставил обратить на себя особое внимание, и папа Виталиан в 666-м году ввел орган в католическую церковь для сопровождения служб. В VIII веке Византия славилась своими органами, но искусство строения органов наиболее полно развилось в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство продолжило развиваться в Германии, и наиболее повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке, когда в нем появляется педаль, т.е. клавиатура для ног.

       Конечно средневековые органы, по сравнению с более поздними, были еще довольно грубой работы, ручная клавиатура состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало 1,5 см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками.

      Наконец, в XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число труб, орган приобрел современный вид и звучание.

        История западно-европейской музыки, к особенностям  которой в своих работах обращались многие исследователи (Т.Н.Ливанова, М.Н.Лобанова, М.С.Друскин, К.К.Розеншильд), насчитывает несколько веков и тесно связана с происхождением популярных струнно-клавишных инструментов. Первый клавишный инструмент, у которого были струны, - клавикорд. Предположительно, он появился в позднее Средневековье.  Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано, однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей. Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин, был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая И.С.Баха.

      Другой клавишный инструмент – клавесин – скорее всего был изобретен в Италии в XIV веке. Во всяком случае, именно там встречаются первые упоминания о нем. На клавесине звук извлекался птичьими перышками или кусочками кожи (наподобие медиатора). К тому же струны клавесина располагались параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звучал клавесин довольно слабо, и поэтому был не очень-то пригоден для исполнения музыки в больших залах. В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Часто клавесин использовался для аккомпанемента.

       На рубеже XVIII века композиторы и музыканты-исполнители стали ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы  по выразительности сольным струнным инструментам - скрипке и виолончели. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на мощное фортиссимо, нежное пианиссимо и тончайшие динамические переходы. Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал свое изобретение «gravicembalo col piano e forte», что означает – «клавишный инструмент, играющий нежно и громко». Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано». Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шрётером и французским музыкантом Жаном Мариусом (1716 г.).

      Устройство фортепиано Кристофори было очень простым. Оно состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального возвращателя. У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию, более мелодичную и совсем не похожую на вибрацию струны у клавесина и клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны. Позднее была изобретена двойная репетиция, позволявшая молоточку опускаться наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот. Самое замечательное качество фортепиано состояло в возможности резонировать и воспроизводить звук в большом динамическом диапазоне. Деревянный корпус и стальная рама современного фортепиано (изобретенная только в XIX веке, у Кристофори рама была деревянной) позволяет инструменту достигать почти колокольного звучания на «форте». Другое отличие фортепиано от его предшественников – это способность не только звучать на «форте» и «пиано», но и делать «крещендо» и «диминуэндо», менять динамику внезапно или постепенно.

       Когда фортепиано впервые заявило о себе, в Европе царила эпоха рококо (1725-1775) – период, переходный от барокко к классицизму. В период классицизма фортепиано стало популярным инструментом домашнего музицирования и концертного исполнения. Фортепиано как нельзя более подходило для исполнения появившегося в это время жанра сонаты, ярким образцом которого являются произведения  М.Клементи  и  В.-А.Моцарта.

     Появление фортепиано вызвало также изменение репертуара ансамблей и оркестров. Концерт для фортепиано с оркестром – новый жанр, ставший весьма популярным в период классицизма. Динамические возможности позволили  фортепиано встать в ряд сольных инструментов, таких, как скрипка и труба, и занять центральное место в концертных залах Европы.

    На смену классицизму приходит эпоха романтизма, когда в музыке, да и в искусстве в целом, основную роль стало играть выражение эмоций. Это выразилось, в частности, в фортепианном творчестве Бетховена, Шумана, Листа, Шопена. И здесь выразительные возможности фортепиано оказались очень кстати. Очевидно, что появление фортепиано стало поворотным моментом  в истории искусства. Это изобретение изменило характер всей европейской музыки, дало толчок к появлению новых жанров. Огромная популярность и возможности фортепиано  привели к тому, что вскоре и произведения полифонического склада, созданные в предшествующие эпохи, в частности, в эпоху барокко, стали все чаще исполняться на этом инструменте и постепенно вытеснять совсем еще недавно привычные для слуха клавесин, клавикорд и даже орган.

      Однако, несмотря на то, что клавесин, клавикорд и орган давно перешли в разряд старинных инструментов, их исконная стилевая окраска, оригинальность звучания, тембровая  индивидуальность навсегда оставила их в ранге действующих инструментов,  поскольку только они способны   создавать настоящий стилистический колорит эпохи барокко, важного периода европейской музыки. В XIX веке, в период усовершенствования фортепиано, когда интерес к инструментам эпохи барокко угас, стали возникать знаменитые фирмы по производству роялей и пианино, которые и по сей день выпускают инструменты очень высокого качества: немецкие - August Forester (Аугуст Фёрстер), Bechstein (Бехштейн), Hoffman (Хоффман), Petrov (Петров), Bluthner (Блютнер), Ronisch (Рёниш), американский  Steinway (Стейнвей), японская   Yamaha (Ямаха).  Однако наряду с активным производством фортепиано, в 1896 году  немецкий мастер А.Долмеч возобновил и производство клавесинов. Примерно в это же самое время выпуск клавесинов  наладили  парижские фирмы «Плейель» и «Эрар». На инструментах этого типа известная польская клавесинистка Ванда Ландовска (1879-1959) воспитала целое поколение клавесинистов. Это было началом новой эпохи клавесинной эстетики (о чем говорил в своей работе А.Е. Майкапар). В то же время Альберт Швейцер, автор книги о И.С.Бахе, писал: «Кто хоть раз слышал, как Ванда Ландовска играет «Итальянский концерт» Баха на чудесном плейелевском клавесине, тому трудно представить себе, что его можно сыграть на современном рояле».  

          В отличие от почти столетнего периода забвения клавесина, органная музыка не переставала звучать в Европе, поскольку органы были всегда востребованы в церковных католических службах, и их строительство в разных городах практически не прекращалось со времен работы  И.Штайна и Г.Зильберманна,  знаменитых органных мастеров рубежа XVII - XVIII веков.

         Справедливости ради стоит отметить, что музыку для  инструментов эпохи барокко писали  композиторы практически всех последующих  периодов истории музыкального искусства. Достаточно вспомнить пьесы для органа и клавесина Макса Регера, Камиля Сен-Санса, Феликса Мендельсона-Бартольди  и более поздних композиторов, в частности,  литовского композитора начала XX века М.К.Чюрлёниса, произведения которого традиционно  представлены в хрестоматиях полифонической музыки. Также для органа и клавесина писал музыку наш современник Микаэл Таривердиев, и многие другие современные композиторы, т.к. колорит звучания этих инструментов прекрасно вписывается  в современный музыкальный язык.

       Возвращаясь к идее использования тембральных возможностей синтезатора при освоении полифонического стиля музыки, нужно отметить два важных аспекта, говорящих в пользу данного метода обучения. Во-первых, в условиях небольшого города нет возможности услышать «живую» органную или клавесинную музыку, только потому, что уникальные  инструменты, созданные мастерами известных фирм-производителей, существуют большей частью лишь в городах регионального значения. А вместе с тем, ребенок все-таки должен в процессе обучения  получить представление о тембровом звучании старинных инструментов и расширить тем самым свой слуховой опыт. Поэтому зачастую не остается ничего, кроме как прослушивание записей на электронных носителях или  на специальных музыкальных сайтах  в  интернете. Однако, музыка, воспроизводящаяся на электронных носителях,  безусловно  не может нести в себе энергетики полноценного «живого» звучания, и впечатление от услышанного неизменно снижается. Во-вторых, даже если существует возможность посещать  концерты  старинной музыки, проходящие в хороших концертных залах с великолепными  инструментами, что естественно повышает  мотивацию детей  к  исполнительскому творчеству, все равно, гораздо большую мотивацию к  исполнению музыки ребенок получает, если у него есть возможность самому прикоснуться к инструменту, проявить свои творческие способности, исполняя произведения самостоятельно. В данной ситуации,  в условиях небольшого города  приходит на помощь современный, доступный  вариант знакомства с тембрами старинных инструментов через использование  звуковых возможностей синтезатора.

       Современные синтезаторы и электронные фортепиано известных фирм (YAMAHA, CASIO, ROLAND) обладают хорошими техническими и звуковыми характеристиками: не менее чем 32-х голосной полифонией и набором от трехсот до четырехсот тембров различных инструментов. В обязательный перечень тембров входят орган, клавесин, клавикорд, различные виды фортепианного звучания.

       Перед тем, как исполнять полифоническое произведение на синтезаторе в тембрах органа или клавесина, необходимо осваивать его на фортепиано, т.к. это более привычный для исполнения инструмент и разучивание текста в этом случае не будет вызывать затруднений.

       При разучивании органных и клавесинных пьес на фортепиано необходимо  на первом же этапе знакомства с текстом подобрать такую аппликатуру, которая позволит соединять мотивы, фразы, удерживать фактуру  и делать гармонические переходы без использования педали, поскольку применение педальной техники уместно лишь в фортепианной трактовке  полифонии, когда из-за быстро угасающего звука педаль помогает делать непрерывные гармонические переходы и соединять звуки между собой в трудных для пальцевой техники местах. При подборе удобной  соединительной  аппликатуры допускается использование 1-го пальца на черной клавише, непоследовательность, перекрещивание – что в принципе допустимо и в фортепианной практике исполнения полифонии.

        Еще один важный момент работы над полифонией заключается в том, что разучивать  пьесы на фортепиано нужно с использованием динамических оттенков. Во-первых, это естественно для фортепианной трактовки  музыки любого стиля, поскольку исходит из самих выразительных возможностей инструмента, а во-вторых, впоследствии исполняя выученные пьесы в тембрах клавесина или органа, все равно стоит подразумевать динамику, поскольку характер прикосновения (туше) на «форте» либо на «пиано»  обязательно считывается слушателями на эмоциональном уровне.

        Едва ли не самый главный момент, на который нужно обращать особое внимание, заключается в очень точном выполнении разнообразных штрихов музыки эпохи барокко, т.к. за отсутствием возможности использовать выразительность динамических оттенков на клавесине, клавикорде или органе, главную роль в плане выразительности  играют как раз штрихи. В подвижных пьесах очень важное значение помимо штрихов имеет четкая артикуляция, в медленных мелодичных пьесах – непрерывное наполненное течение звука, обеспеченное удобной соединительной  аппликатурой.

       Последний важный момент, на который хотелось бы обратить внимание,  - это точное соблюдение метроритмических особенностей пьесы. Если на фортепиано резонирующая дека как бы сглаживает допущенные помарки и ритмические неточности, то сухой, четкий и звонкий звук клавесина наоборот усугубляет все,  даже минимальные отклонения от  метроритма. Плюсом в данной ситуации является  воспитание скрупулезного и внимательного отношения ребенка к метроритмическому плану пьесы, и эти качества впоследствии обязательно положительно скажутся при разучивании новых произведений  любого другого  стиля  или   жанра.

       В итоге нужно отметить, что, хотя главной целью исполнения полифонических произведений на синтезаторе  является именно знакомство с тембрами наиболее популярных клавишных инструментов эпохи барокко, все-таки, принимая во внимание способность синтезатора передавать некоторые особенности старинных инструментов – к примеру, статичность динамики,  или необходимость точной трактовки штрихов, -  музыкант, по сути дела, осваивает новую для него мануальную технику, пополняя таким образом не только свой слуховой опыт, но и свое представление о разнообразных  приемах  игры  на клавишных инструментах. Более того, начинающий музыкант в общем и целом приобретает понятие о  нюансах  клавесинной, органной и фортепианной техник исполнения одних и тех же полифонических пьес, и все это происходит благодаря использованию тембровых возможностей  такого современного клавишного инструмента, как синтезатор.

       Помимо педагогической практики цифровое фортепиано, имитирующее тембры клавишных эпохи барокко, можно широко использовать также в концертмейстерской работе, поскольку старинные инструменты использовались не только как сольные, но и как аккомпанирующие. В частности, вокально-хоровые сочинения таких известных композиторов как Г.Ф Гендель, Г. Шютц, И.С Бах и др. исполнялись в сопровождении  органа, клавесина (они входили также в состав оркестра эпохи барокко).

       В современной нотной литературе, как правило,  партия клавира  выписана в фортепианной трактовке. Это общепринятая практика, удобная для разучивания произведения. Даже в  условиях конкурсного исполнения используется фортепиано. Однако, для общего музыкального развития и расширения слуховых представлений учащихся вполне возможно использовать электронное фортепиано, имитирующее тембры старинных инструментов. Более того, в некоторых современных произведениях, где  сопровождение требует звучания органного тембра,  в условиях концерта используется именно электронное фортепиано (например, в музыке П. Маккартни).

     Есть несколько моментов, на которые следует обращать внимание, если партия сопровождения исполняется на цифровом фортепиано в тембре органа.  Звук органа, будь то аутентичный инструмент или цифровой, является очень наполненным, но текучим и очень плавно переходящим с одного звука на другой. Поэтому, на этапе разучивания произведения лучше использовать классическое фортепиано, молоточковая ударная природа которого обеспечивает  очень четкую метроритмическую основу аккомпанемента. Особенно это актуально в работе с детским коллективом, поскольку у детей еще недостаточно исполнительского опыта и навыка держать темп. Если подразумевается выступление в сопровождении аутентичного инструмента, после разучивания пьесы с фортепиано желательно отрепетировать исполнение с аккомпанементом на цифровом инструменте. Современные электронные фортепиано отлично имитируют текучесть звука аутентичных инструментов, для исполнителей это будет необходимый тренинг, во время которого они привыкнут удерживать темп произведения.

                                                 Литература:

  1. Бакеева Н.С. «История органа»,  М.: Музыка, 1977.
  2. Кравчун П.Н. «Орган во времени и пространстве» // «Наука и жизнь», №1, 1992.
  3. Друскин М.С. «Иоганн Себастьян Бах», М.: Музыка, 1982.
  4. Ливанова Т.Н. «История западно-европейской музыки», учебник в 2-х ТТ, Т.1 М., 1983.
  5. Лобанова М.Н. «Западно-европейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики», М.: Музыка, 1994.
  6. Майкапар А.Е. «Ванда Ландовска» // «Советская музыка», №3 1990, с. 55-62.
  7. Розеншильд К.К. «Музыка во Франции XVII – начала XVIII века», М.: Музыка, 1979.
  8. Альберт Швейцер «Иоганн Себастьян Бах», М.: Музыка, 1965.
  9. http: // www. terralab. ru.
  10. http: // pianinotrade / istoriya fortepiano/
  11. http: // ru. wikipedia. org./
  12. http: // cembalo / narod. ru / histori. Htm

Сапрыгина Н.Ю., педагог по классу фортепиано Детской хоровой капеллы МАУДОД «Дворец детского (юношеского) творчества им. Л. Голикова»

     

   

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения и в воспитательной работе.»

на тему:    «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения  и в воспитательной работе....

Отчет о регулярном использовании современных образовательных технологий в учебном процессе учителя биологии Кравчина Елены Петровны

Отчет о регулярном использовании современных общеобразовательных технологий в учебном процессе учителем биологии...

Использование современных образовательных технологий в учебном и воспитательном процессе - Информационно-коммуникационные технологии.

Примером использования ИКТ служит конспект занятия«Проезд регулируемых перекрестков». Занятие проводится с использованием «Комплекса интерактивной автошколы» и в частности...

Доклад "Использование современных образовательных технологий на занятиях учебной практики"

На современном этапе развития образования повышаются требования к профессиональному образованию. Главной целью практического обучения при реализации ФГОС СПО является комплексное освоение студентами в...

Статья в сборник Проект “Современная школа”. Современный урок: эффективные педагогические технологии и приемы.“Использование современных компьютерных технологий (интерактивная доска с программой «3D Инструктор 2.0» и интерактивный автотренажер “Форсаж”) в

Хорошо известно, что научно-техническое творчество, как система человеческих ценностей, находят достойное отражение в образовательном процессе, являясь одним из важнейших направлений работы с детьми в...

Использование современных цифровых технологий в процессе изучения музыкальной литературы

Методическое сообщение посвящено различным формам использования цифровых технологий, активно практикуемым преподавателями «Детской музыкальной школы №30» Советского района г. Казани...