Использование современных цифровых технологий в процессе изучения музыкальной литературы
статья

Стрельникова Наталья Анатольевна

Методическое сообщение посвящено различным формам использования цифровых технологий, активно практикуемым преподавателями «Детской музыкальной школы №30» Советского района г. Казани на уроках музыкальной литературы с целью воспитания заинтересованных любителей классической музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа №30» Советского района города Казани

 Использование современных цифровых технологий

в процессе изучения музыкальной литературы

методическое сообщение 

Наталья Анатольевна Стрельникова,

преподаватель

        

Методическое сообщение посвящено различным формам использования цифровых технологий, активно практикуемым преподавателями

«Детской музыкальной школы №30» Советского района г. Казани

на уроках музыкальной литературы с целью воспитания

заинтересованных любителей классической музыки.

2021 г.

Музыкальная литература - учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки». На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.

В Детской музыкальной школе №30 Советского города Казани изучение предмета «Музыкальная литература» происходит в течение пяти лет: 1-ый год обучения (4 класс); 2-ой год обучения (5 класс) - татарская музыкальная литература; 3-ий год обучения (6 класс) – зарубежная музыкальная литература; 4-ый год обучения (7 класс) русская музыкальная литература; 5-ый год обучения (8 класс) – отечественная музыкальная литература ХХ века.

Совершенно очевидно, что наряду с традиционной формой обучения в современное время необходимо использовать и современные цифровые технологии. Сегодня компьютер – привычная и комфортная среда нашего существования – профессионального и личного. Компьютер с его неограниченными возможностями привлекателен, прежде всего, тем, что по-новому обеспечивает процессы коммуникации в обучении юных музыкантов. С компьютером практически исчезает недоступность каких-либо материалов: книг, статей, нот, аудио-  и видеозаписей. Сегодня к услугам учебного процесса электронные библиотеки (в том числе нотные), аудио- и видеотеки в Интернете, сканеры, принтеры, программы, конвертирующие информацию и мн. др.  Таким образом, новые компьютерные технологии, несомненно, приводят к преобразованию всего учебного процесса.

В настоящее время в ДМШ и ДШИ новые цифровые технологии находят большое применение, и в частности, именно в области теоретических предметов: сольфеджио и музыкальная литература. В преподавании предмете «Музыкальная литература» цифровые технологии используются особенно широко и разнопланово. Они позволяют наряду с совершенно необходимыми и незаменимыми традиционными учебниками с фонохрестоматиями по всем названным курсам, - использовать видеозаписи симфонических концертов, оперных и балетных спектаклей, а также создавать собственный дидактический материал в виде презентаций по отдельным темам.

В нашей школе, в ДМШ № 30, активно используются эти возможности. Среди особенно удачных работ можно назвать цикл презентаций педагогов школы по зарубежной музыкальной литературе по биографическим темам курса. С большим интересом дети знакомятся с биографиями И.С. Баха, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, представленными не только в виде рассказа, но и в виде подробного и тщательно выверенного иллюстративного ряда в замечательно красочном цикле презентаций, рассчитанном на полный учебный год.  Презентации, подготовленные преподавателем к уроку, дополняют рассказ и объяснение яркими визуальными впечатлениями.

Самостоятельная работа учащихся также часто связана с созданием презентаций. В курсе музыкальной литературы темой презентаций становятся либо творчество композитора или исполнителя, либо рассказ об отдельном жанровом направлении творчества, или даже о конкретном музыкальном произведении. В процессе подготовки учениками проводится большая изыскательная работа, связанная с поиском дополнительного материала из Интернет-ресурсов, что, безусловно, положительно сказывается на интеллектуальном и общем культурном развитии учащихся, их уровне знаний по предмету.  

  Воспитанники школы принимают активное участие в создании презентаций и видеороликов по изучаемым темам. Так, из наиболее интересных творческих работ в этом направлении можно отметить следующие:

в курсе изучения отечественной музыкальной литературы XX века 

  • ученик Камашев Даниил представил презентацию о жизни и творчестве композитора А. Скрябина;
  • Безденежных Виктория подготовила тему о киномузыке Альфреда Шнитке;
  • Меграбян Ерджаник – о рок-опере Э.Л. Уэббера «Иисус Христос-суперзвезда»

по курсу татарской музыкальной литературы

  • Хайдаровой Амирой была выполнена презентация о жизни и творчестве певца Хайдара Бигичева;
  • Альмухаметовым Тимуром – о рок-опере молодого татарского композитора Эльмира Низамова «Алтын Казан». Обе работы были представлены на региональном конкурсе и стали лауреатами первой степени

Ученица выпускного класса ДМШ №30 Габдулиманова Асия, владеющая навыками создания видео в формате МР4, подготовила видеоролик-презентацию на тему «Маршал советской и строевой песни – композитор В. Соловьёв-Седой» https://yadi.sk/d/YoeElLlVdSxsj.  Этот материал удостоен звания победителя в заочном конкурсе презентаций на III Открытой Региональной музыкально-теоретической олимпиаде учащихся ДМШ, ДШИ и ССУЗов (Поволжский регион) в 2015 году.

Использование цифровых технологий не ограничивается только учебной программой. Музыкальное искусство настолько широко и многопланово, что возникает необходимость изучения его в разных аспектах. Например, после поездки преподавателей музыкальной школы в Воткинск, на родину П.И. Чайковского, в школе была организована и проведена школьная интернет-олимпиада «Путешествие по сайту Музея-усадьбы П.И. Чайковского в Воткинске»: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2016/01/24/puteshestvie-po-saytu-muzeya-usadby-p-i-chaykovskogo

В школьной интернет-олимпиаде приняли участие ученики старших классов ДМШ №30, а дипломы победителей и сертификаты участников были получены по электронной почте из Воткинска, за подписью Заслуженного работника культуры Удмуртской Республики, директора БУК УР «ГМАК «Музей – усадьба П.И. Чайковского» Негановой Татьяны Николаевны.

Среди интернет-сайтов, предлагающих участие в мероприятиях по музыкальной литературе, нужно особо выделить сетевое издание Центр АРТ-образования. Ежегодно Центр проводит олимпиаду по музыкальной литературе «MUSICUS IUVENIS» («Юный музыкант»). С 2014 по 2017 годы олимпиада была Всероссийской (с 2018 года – Международная) и организовывалась совместно с ГАОУ ДПО «Институт развития образования» Республики Татарстан. Начиная с 2019 года, олимпиада проводится совместно с ФГБОУ ВО "Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева".

http://centre-art.ru/tvorcheskie-proekty/mezhdunarodnaya-olimpiada-po-muzykalnoy-literature-musicus-iuvenis/

 Победителями и призёрами олимпиады «MUSICUS IUVENIS» в разные годы становились ученики ДМШ №30 Галиуллина Диляра, Галиев Ильдар, Михеев Владислав, Степанова Вероника.

Множество интернет-конкурсов, викторин и олимпиад, соотносящихся с программой по музыкальной литературе, предлагает также Центр дистанционных мероприятий «ИнтеллектУм». Например,

  • к 145-летию С.В. Рахманинова «Музыка должна идти от сердца»;
  • к 175-летию Н.А. Римского-Корсакова «Корифей золотого века»;
  • «Детский уголок» К. Дебюсси;
  • «Картинки с выставки» М. Мусоргского;
  • «Карнавал животных» К. Сен-Санса и многие другие.

В этих олимпиадах ученики с удовольствием участвуют, учась находить нужную информацию о музыке и музыкантах в интернете.

http://intelekt-um.ru/meropriyatiya-po-teme-muzyka.html

Несомненно, с появлением последующих новых технологий цифровая образовательная среда в области дополнительного образования, в том числе по предмету «Музыкальная литература», будет прирастать новыми замечательными возможностями и всячески обогащаться во благо культурного и музыкального образования подрастающих поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока "Изучение формы вариаций на уроках музыкальной литературы"

Изучение формы вариаций, её различных типов, по методике Е.Б.Лисянской...

Использования интерактивных технологий в процессе изучения дисциплины Инженерная графика

В данной статье идет речь об изучении предмета Инженерная графика с помощью интерактивных и мультимедийных технологий в системе средне специального образования....

Использование современных цифровых технологий в педагогической и концертмейстерской практике

В данной работе подробно описывается возможность применения в обучении игре на фортепиано а также концертмейтсерской деятельности цифрового фортепиано...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА "ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И ЗАЩИТЫ БАЗ ДАННЫХ"

Одним из активных образовательных методов является применение театрализованных технологий в процессе обучения. Когда учебный процесс протекает так, что все обучающиеся оказываются вовлеченными в проце...

«Использование современных педагогических средств для формирования учебных мотивов студентов в процессе изучения профессиональных дисциплин»

laquo;Использование современных педагогических средств для формирования учебных мотивов студентов в процессе изучения профессиональных дисциплин»...

Материал Для объединенного заседания ЦМК Тема заседания: «Возможности цифровой платформы Learning Apps в процессе изучения дисциплин»

С введением ФГОС нового поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, в системе основного общего образования Российской Федерации была обозначена задача овладения учащимися суммой...

Статья "Опыт использования современных образовательных технологий при изучении МДК 02.03 Лечение пациентов акушерского профиля"

Опыт использования современных образовательных технологий при изучении МДК 02.03 Лечение пациентов акушерского профиля...