Статья "Опыт использования современных образовательных технологий при изучении МДК 02.03 Лечение пациентов акушерского профиля"
статья

Шарафутдинова Кларахон Шахабиддиновна

Опыт использования современных образовательных технологий при изучении МДК 02.03 Лечение пациентов акушерского профиля

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

МДК 02.03 ЛЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ АКУШЕРСКОГО ПРОФИЛЯ

Шарафутдинова К.Ш.

ОГАПОУ  «Старооскольский медицинский колледж», г. Старый Оскол

«Мы столько можем, сколько знаем. Знание – сила» 

Френсис Бэкон – английский философ, политический деятель,17 век.

Современное профессиональное образование нацелено на подготовку специалистов, обладающих качественными профессиональными умениями и навыками, готовых к непрерывному обогащению знаний, умеющих формировать чёткие цели, способных к творчеству, коммуникабельных, умеющих адаптироваться  в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций.

В связи с этим возникает необходимость применения таких образовательных технологий, которые соответствовали бы этим направлениям образовательной политики.

Цель исследования:  выявить наиболее эффективные педагогические технологии, посредством которых возможно повышение уровня качества знаний и профессиональной подготовки студентов.

Методы исследования: анкетирование и анализ качества знаний студентов.

Изучение: МДК.02.03  Лечение пациентов акушерского профиля, обучающихся специальности – 31.02.01  Лечебное дело имеет своей целью формирование у студентов профессиональных умений в рамках вида профессиональной деятельности «Лечебная деятельность»,  обучение приемам и способам выполнения трудовых процессов, характерных для профессии   «Фельдшер, овладение профессиональными компетенциями.

ПК 2.1 Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп

ПК 2.2 Определять тактику ведения пациента

ПК 2.3 Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.4 Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.5 Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 2.6 Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом ПК 2.7 Организовывать оказание психологической помощи пациенту

   и его окружению

ПК 2.8 Оформлять медицинскую документацию.

Тема: «Тазовые предлежания плода»  МДК 02.03 Лечение пациентов акушерского профиля специальности 31.02.01 Лечебное дело способствует овладению студентами  необходимыми навыками для  самостоятельной  работы с беременными и роженицами при тазовых предлежаниях плода.

Проверку домашнего задания  целесообразно начать с контроля знаний медицинской терминологии по теме «Тазовые предлежания плода». Знание студентами научной-медицинской  терминологии является условием понимания профессионально ориентированного текста.[1]  Знания медицинской терминологии  фельдшеру необходимы при оформлении данных клинического осмотра пациентки, формулировании диагноза, оформлении направления  на консультации или на стационарное лечение и т.д.

Уровень знаний  латинского языка с медицинской терминологией по теме «Тазовые предлежания плода» определяем диктантом.

Примеры заданий: Напишите как звучит по латыни:

1. Тазовое предлежание плода  -  ………  Praesentatio pelvis          

2. Ягодичное предлежание плода -  ……  Praesentatio natium      

3. Ножное предлежание плода -     ………  Praesentatio pedis          

4.  В переводе с латыни - Praesentatio genus -  это   …... Коленное предлежание плода, и продолжая проверку домашнего задания,  проводим фронтальный  опрос с применением презентации, т.к. использование презентации в образовательном процессе делает обучение более содержательным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения.

Демонстрацией  практических навыков на акушерских фантомах  по теме «Тазовые предлежания плода» с последующим закреплением самостоятельной аудиторной работой студентов, создаются  условия для формирования    профессиональной компетенции ПК 2.3  Выполнять лечебные вмешательства.

Самостоятельная аудиторная работа студентов представлена проблемно - ситуационными задачами, с заданиями, формирующими общепрофессиональные и профессиональные компетенции, т.е.  направлены на формирование тех умений и навыков, которые в дальнейшем образуют профессиональные компетенции медицинского работника. [3]

Закрепление знаний на занятии  проводится в виде ролевой игры, которая  погружает студентов в мир профессии с её особенностями, моделирует  отношения «фельдшер-пациентка». Технологии игрового обучения в силу своей высокой эффективности и динамичности позволяют реализовать профессиональную направленность обучения. [2]

Студенты делятся на три равные группы: первая группа - пациентка - беременная, вторая группа - фельдшер ФАП,  третья группа - эксперты.  Игра дает возможность для реализации своих способностей, поскольку для достижения  целей игры необходимо использовать свои знания, умения и навыки. Расширяется кругозор участников, т.к. выполняя определённые действия, они приобретают новые умения и навыки, связанные с будущей  профессиональной деятельностью. Игра позволяет развивать коммуникативные навыки. Особенности ролевой игры: наличие профессиональной ситуации – соответствие теме занятия, формальность и реальность – игровая ситуация условна, а поведение участников реально;  динамичность – высокий темп игры,  наличие ведущего модератора – преподавателя, практико-ориентированность, результат игры – студенты моделируют конкретные профессиональные действия, приобретая личностно значимый опыт.

Итоговый контроль занятия проводится в виде решения тестов и заполнения таблицы.

После выставления оценок – рефлексия. На стадии рефлексии студенты систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям. Для рефлексии использую  методику «Мишени», позволяющую учесть все аспекты проведённого занятия.

С целью определения самооценки знаний, полученных   в ходе  семинарско-практического занятия проведено исследование в виде опроса. Опрошено 8 студентов.

Если в  начале занятия личный уровень знаний  61% респондентов оценили  на «хорошо», 13% - «неудовлетворительно», 26% - удовлетворительно,  то в конце занятия  -  87% - отметили как «хорошо» и 13% «удовлетворительно».

В конце занятия все 100% респондентов отметили готовность к психологической поддержке беременной с тазовым  предлежанием плода, в том числе за счёт знаний  программы и тактики ведения беременной с озвученной проблемой (ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.7), а также  проведению  контроля предлежания плода (ПК 2.4).  Тогда как,  в начале занятии 26% респондентов отметили, что не смогут  сформулировать программу, тактику ведения беременной с тазовым предлежанием плода и провести  контроль за результатом коррекции предлежания плода. (ПК 2.1,  ПК 2.2, ПК 2.4, ПК 2.7).  

Только 13% респондентов, в конце занятия,  сомневались в своём  умении в полном объёме  оказать   акушерское пособие роженице при тазовых предлежаниях плода, 87%  респондентов - отметили  уверенность в способности принять роды при тазовых предлежаниях плода. Тогда как в начале занятия  -  все  100% респондентов, имевшие хорошую  теоретическую подготовку, отметили, что не смогут оказать акушерские пособия  при тазовом предлежании плода.

Идентичный результат получен на вопрос об оформлении записи, в диспансерную карту беременной ф.113у,  данных клинического осмотра беременной или роженицы с тазовым предлежанием плода. (ПК 2.8).

Уровень качества знаний  студентов по итогам семинарско-практического занятия  составил  87%.

Таким образом, практикоориентированный вектор учебного занятия обеспечил запланированный результат.

Активное использование современных  образовательных технологий  в обучении студентов специальности 31.02.01 Лечебное дело позволяет эффективно реализовать профессионально направленное обучение.

Литература:

  1. Ивлева, Н.В. Формирование терминологического знания у студентов медиков как условие восприятия и понимания профессионально-ориентированного текста/Н. В. Ивлева // Методист. -2017.- №9. -С.38-40.
  2. Николаева, И.В. Образовательные технологии в процессе профессионально направленного  обучения математики в колледже/И. В. Николаева // Методист. -2017.- №9.-С. 44-46.
  3. Попова С.В. Симуляционное обучение в системе профессиональной подготовки медицинского колледжа/С. В. Попова // Среднее профессиональное образование.- 2018.- №3.- С.29-33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения и в воспитательной работе.»

на тему:    «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения  и в воспитательной работе....

Отчет о регулярном использовании современных образовательных технологий в учебном процессе учителя биологии Кравчина Елены Петровны

Отчет о регулярном использовании современных общеобразовательных технологий в учебном процессе учителем биологии...

Использование современных образовательных технологий на музыкальных занятиях

Материалы в помощь музыкальным руководителям ДОУ, представленные в форме презентации...

«Использование современных образовательных технологий в работе преподавателя и концертмейстера"

В работе рассматривается использование таких современных образовательных технологий, как: технология индивидуализации обучения, здоровьесберегающая технология, технология развития творческих качеств л...

Использование современных образовательных технологий в учебном и воспитательном процессе - Информационно-коммуникационные технологии.

Примером использования ИКТ служит конспект занятия«Проезд регулируемых перекрестков». Занятие проводится с использованием «Комплекса интерактивной автошколы» и в частности...