«Использование современных образовательных технологий в работе преподавателя и концертмейстера"
статья на тему

Вожлакова Ирина Игоревна

В работе рассматривается использование таких современных образовательных технологий, как: технология индивидуализации обучения, здоровьесберегающая технология, технология развития творческих качеств личности и технология формирования социальной и коммуникативной компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sovremennyh_obrazovatelnyh.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:


ГОБУ СПО «Смоленское областное музыкальное училище им.М.И.  Глинки»


Доклад на тему

«Использование современных образовательных

технологий в работе   преподавателя и концертмейстера»

Преподаватель: Вожлакова И.И.

Концертмейстер на уроках является помощником, соратником преподавателя, и одной из основных используемых технологий можно считать педагогику сотрудничества. Обучение и воспитание гармоничной личности невозможно без тандема педагог–концертмейстер–ученик, все три субъекта одного учебного процесса должны действовать вместе, сообща Использование современных педагогических технологий необходимое условие работы преподавателя и  концертмейстера–профессионала. Преподаватель и концертмейстер в современной образовательной системе несет на своих плечах более масштабную задачу  – воспитание полноценной творческой личности, способной к самостоятельному труду, эмоционально отзывчивой на музыку.

, ни один не должен доминировать над другими. Отношения с учащимися должны быть направлены на вовлечение в самостоятельную познавательно–творческую деятельность, а сотрудничество педагог–концертмейстер должно основываться на взаимопомощи, позволяющей достигать единой цели.

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:

1. Гуманно–личностный подход к учащемуся, где главным является развитие высоконравственных качеств каждой личности, индивидуальных способностей без прямого принуждения. Приоритетным является формирование положительной Я–концепции личности, уважение собственной точки зрения ученика, обучение с учетом потенциальных возможностей конкретного обучающегося. Все участники образовательного процесса должны уважать мнение друг друга, предоставлять свободу выбора, иметь право на собственное мнение, помогать  друг другу в успешной реализации творческой деятельности.

2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс, где обучение рассматривается не как определяющая цель, но как средство развития личности, где используется положительная стимуляция обучения.

3. Концепция воспитания, направленная на развитие творческих способностей обучающегося в контексте возрождение национальной культуры и традиций.

4. Педагогизация окружающей среды, где на первый план выдвигается сотрудничество с родителями, с педагогами, с институтами защиты детства как основа общей заботы о подрастающем поколении.

Таким образом, педагогика сотрудничества основана на содружестве, доверии и взаимопомощи всех участников педагогического процесса. Педагогика сотрудничества находится в тесном взаимодействии с технологией индивидуализации обучения. В основном работа  преподавателя и концертмейстера заключается в индивидуальном процессе обучения в классах музыкальных инструментов, вокала, хорового класса. Главным достоинством индивидуального обучения является возможность адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным возможностям каждого обучающегося.

Центральное место в этой технологии отводится ученику, который рассматривается как ценность, со своими интересами, потребностями, личным опытом. Индивидуализация обучения позволяет учитывать все особенности развития, воспитания обучающегося, усваивать программу с учетом индивидуальных недостатков в знаниях, умения и навыках, формировать адекватную самооценку ученика. Использование технологии индивидуализации обучения преподавателем и концертмейстером обеспечивает психологический комфорт обучающегося как в классе, так и на эстраде, что является основой для успешной творческой деятельности.

Сегодня качественный процесс обучения невозможен без внедрения в работу здоровьесберегающих технологий. Целью таких технологий является сохранение здоровья учащихся, формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни, противостояние стрессам. Здоровьесберегающие занятия позволяют обеспечить оптимальный темп работы на уроках, полное усвоение материала, психологический комфорт. При грамотном подходе к организации учебного процесса с точки зрения учета здоровья обучающихся необходимо учитывать следующие моменты:

  • соблюдение строгой дозировки учебной нагрузки;
  • построение занятий с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
  • соблюдение гигиенических требований к аудитории;
  • организация активно–двигательных занятий на уроках.

Необходимо еще до начала занятий обеспечить проверку состояния учебной аудитории, технического оснащения, проветрить помещение. Преподаватель и концертмейстер не должен допускать появления стрессовых ситуаций в процессе занятий, помнить, что отдых – это смена видов деятельности. Также немаловажным является сохранение собственного здоровья. Важно не допускать переутомления на уроках, грамотно организовать рабочее место, помнить, что доброжелательность и улыбка – одни из главных составляющих урока, обеспечивающие психическое и социальное здоровье обучающегося.

 Развитие творческих способностей, интуиции, фантазии, эмоциональной отзывчивости на музыку невозможно без применения технологии развития творческих качеств личности. Эта технология имеет различные целевые акценты: у Волкова И.П. – это выявление и развитие творческих способностей; приобщение обучающихся к многообразной творческой деятельности. У Альтшуллера Г.С. – обучение творческой деятельности; знакомство с приемами творческого воображения; возможности решать изобретательские задачи. У Иванова И.П. – это воспитание общественно–активной творческой личности, способной приумножить общественную культуру.

Творческое начало в человеке есть стремление к прекрасному в широком смысле этого слова. Развитие творческих умений у обучающихся является одной из главных задач современного профессионального преподавателя и концертмейстера. Нельзя допускать, чтобы обучающийся на уроках бездумно выполнял те или иные указания. Необходимо искать пути и средства развития творческой инициативы, применять алгоритмические и эвристические методы в процессе выполнения творческих задач. Для преподавателя и концертмейстера важно мотивировать обучающегося к успеху, развивать адекватную самооценку, учить не бояться неудач. Становление творческой индивидуальности является необходимым условием для развития гармоничной личности, без творческой фантазии не может обойтись ни один специалист в области искусства.  Преподаватель и концертмейстер может способствовать развитию креативности в учениках, эффективно воспитывать художественное воображение, образно– ассоциативное мышление, формировать внутренний мир обучающихся.

Технология формирования социальной и коммуникативной компетентности занимает одно из приоритетных мест в обучении и воспитании. В развитие коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, который направлен на развитие самостоятельной творческой активности обучающихся. Обучение предполагает совместную деятельность на начальном этапе и самостоятельную, практическую деятельность в дальнейшем. В процессе урока нужно работать над различными формами речевого общения, над умением грамотно ставить цели и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге, устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. Обучение речевому общению -  важнейшая задача в условиях современной ситуации, когда снижается уровень  словарного запаса подростков.

Преподаватель и концертмейстер в работе на уроке может активно включать обучающегося в беседу о произведении, его жанровых и стилевых особенностях, учить доказывать и защищать свое мнение. Обучающийся должен уметь не только отвечать на поставленный вопрос, но и ставить его. Использование технологии формирования социальной и коммуникативной компетенции усиливает положительную мотивацию к обучению, способствуют социальной адаптации и самореализации, развитию навыка вести конструктивный диалог. Результатом формирования коммуникативной компетенции должна стать культура общения обучающегося, которая выражена в грамотности, соблюдении культурно–речевых норм, бережном отношении к языку. Планируя свой урок, преподаватель и  концертмейстер должны  знать особенности каждого обучающегося как субъекта взаимодействия, обладать педагогическим тактом, высоким уровнем толерантности.

Рассмотренные современные образовательные технологии позволяют преподавателям и концертмейстерам наилучшим образом осуществлять образовательный процесс, создавать условия для саморазвития и самореализации обучающихся.

Список литературы

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – М, 2001.

2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, Том 2, 2006.

3. Фадеева Е.И., Лабиринты общения – М: ЦГЛ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения и в воспитательной работе.»

на тему:    «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения  и в воспитательной работе....

Отчет о регулярном использовании современных образовательных технологий в учебном процессе учителя биологии Кравчина Елены Петровны

Отчет о регулярном использовании современных общеобразовательных технологий в учебном процессе учителем биологии...

«Применение современных образовательных технологий в работе преподавателя профессионального модуля»

В настоящее время методика обучения требует новых педагогических исследований в области методики преподавания, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработк...

Использование современных образовательных технологий в учебном и воспитательном процессе - Информационно-коммуникационные технологии.

Примером использования ИКТ служит конспект занятия«Проезд регулируемых перекрестков». Занятие проводится с использованием «Комплекса интерактивной автошколы» и в частности...

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных (ИКТ), в процессе обучения предмету и в воспитательной работе

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных (ИКТ), в процессе обучения предмету и в воспитательной работе...