Доклад на тему: "Использование информационных технологий на различных этапах урока"
статья на тему

 В  преподавании экономики отказываться от компьютера нельзя. В системе образования создается огромное количество программного обеспечения для поддержки учебного процесса по экономике. Поэтому на своих уроках я практически всегда применяю ИКТ. В данном докладе раскрывается понятие информационных технологий и приводятся примеры их использования на разных этапах урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий на различных этапах урока.

Овчинникова Инна Ивановна,

Преподаватель экономики и информатики

ГОБПОУ  «Липецкий политехнический техникум»

Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. Перед образованием уже не стоит вопрос «нужно ли применять новые информационные технологии», так как они прочно вошли в жизнь общества во всех её аспектах, кардинально изменив роль обучающегося и роль преподавателя.

Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общественной жизни. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он избавил человека от рутинного труда, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений. Все это привело к появлению нового типа культуры – информационной. И овладевать ее люди начинают с самого раннего детства. Поэтому использование информационных технологий в образовании объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня.

«Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г.Захарова).

Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

Компьютерные технологии – это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации – это не передача знаний.

Информационные технологии - обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

Практика показывает, что современный   урок  невозможен  без  использования  информационных и телекоммуникационных технологий, их применение решает проблему поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, стимуляции умственной деятельности, развития творческих и креативных способностей.

Мной ведётся работа по использованию, созданию образовательных ресурсов, их отладке, тестированию, апробации и внедрению, а также оценке результативности их использования. Использование ИТ на своих уроках рассматриваю не как цель, а как способ постижения мира; как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования преподавателя и обучающихся; как возможность личностно-ориентированного подхода для преподавателя.

В  преподавании экономики отказываться от компьютера нельзя. В системе образования создается огромное количество программного обеспечения для поддержки учебного процесса по экономике. Это базы данных (БД), традиционные информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида (включая графику и видео), компьютерные обучающие программы, компьютерные энциклопедии.

Т.к. занятия по экономике проходят в компьютерном кабинете, это мне даёт возможность  применять информационные  технологии каждый урок.

Среди форм подачи материала преподавателем на уроке с использованием компьютерных технологий можно выделить следующие: это презентация, электронные учебники, виртуальные практические и лабораторные работы, тесты, тренинги.

Приобщение обучающихся к информационным технологиям я начала путем использования демонстрационных возможностей компьютера (электронной презентации Power Point). Уроки с применением информационных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения, а, следовательно, и интерес к предмету.  Использование презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:

 – в  начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, можно создать проблемную ситуацию;

 – при  повторении пройденного материала можно быстро проверить знания обучающихся, например: для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать:
1.    мультимедиа технологии (презентации):

  • презентация-контроль - для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления можно использовать презентацию-тест, в конце указать критерии оценивания работы (PowerPoint);
  • презентация-тест с анимацией - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (PowerPoint);
  • презентация-тест с гиперссылками - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint).

2.    раздаточный материал:

  • тесты (Excel) (Word);
  • карточки (Word);
  • кроссворды (Excel);
  • самостоятельные работы (Word);

контрольные работы (Word).

 – на  этапе объяснения нового материала можно использовать изображения, видеофрагменты, звуковое сопровождение, а также рисунки («Безработица»), например:

  • презентация-лекция - демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации (PowerPoint), в данном случае используются презентации с целью познакомить учащихся с объектом или явлением, процессом;
  • видеофрагменты фильмов;
  • презентация-модель - с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи (PowerPoint);
  • слайд-шоу - демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов (PowerPoint);
  • изображение - корректировка фотографий, отсканированных изображений, раскрашивание изображений (PhotoShop);
  • коллаж - создание собственных оригинальных ребусов, изображений (PhotoShop);
  • видеоклип  - на основе фотографий, видео- и звуковых файлов; с использованием эффектов и переходов, создается демонстрационный ролик (Movie Maker)
  • Также используются всеми известные приложения Word и Excel (диаграммы, схемы)

Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока проводим обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов за компьютером.

Очень упрощает мою работу применение тестовых  оболочек, например MyTest.

Учащиеся выполнили задания, и компьютерная программа сама оценила их работу. Большая рутинная работа, связанная с проверкой тестов и их отработкой, возлагается на компьютер, что освобождает время у педагога.

Компьютерные тесты позволяют установить необходимую обратную связь, дают возможность проследить в динамике успеваемость каждого обучающегося, соотнести результаты обучения с трудностью предлагаемых заданий, индивидуальными особенностями, предложенным темпом и объёмом изучения материала.        

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

В настоящее время актуально использование проектной деятельности. Дидактическая задача состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний из различных предметных областей.

Показатели реального результата решения задачи: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.

  • выполнения исследовательской части проекта, получения или систематизации данных (Интернет, электронный учебник, электронная библиотека);
  • оформление портфолио проекта (Word);
  • создание продукта проекта – буклеты, презентации, проспекты и т.п. (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).  (УРОК-ДЕЛОВАЯ ИГРА «Открытие фирмы»)

С помощью компьютерных технологий создается портфолио проекта (Word), проводится исследование по теме проекта (Интернет), выполняется продукт проекта.

Сегодня в обучении особый акцент ставится на собственную деятельность обучающегося по поиску новых знаний. ИКТ позволяют организовать работу студента так, чтобы он захотел взять и усвоить необходимую информацию, подтолкнуть его к получению знаний.

Интерес к чтению дополнительной литературы, посещению библиотек у студентов не наблюдается, а отсюда, выполнение самостоятельной работы  оставляет желать лучшего. На уроке использованием информационных технологий  больше стимулирует к усидчивости и вниманию. При работе на компьютере развиваются все виды памяти. Компьютер приучает  к самообучению и самовоспитанию.

Использование компьютерной техники дает возможность проявить себя любому. При этом формы работы выбирает для себя сам обучающийся. Так, с математическими способностями чаще выбирают подготовку презентаций. «Гуманитарии» выбирают – работу по составлению сообщений, докладов, рефератов с поиском информации, используя ресурсы интернета. Возможности использования сети Интернет на уроках  экономики заключаются в следующем:
- Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;

- Изучение конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям преподавателя, например, использование ЭОР при изучении темы «Типы экономических систем», на каждом этапе происходит обращение к этим ресурсам: анимация, тесты (перечень прилагается);

- Использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке.

Поиск информации в Интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:

• написание рефератов,
• сбор материала по теме,
• иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета.

Таким образом, применение информационных технологий на уроке позволяет  с интересом и быстро усваивать больший объем научно-познавательной информации, урок становится более интересным и увлекательным, качество обучения повышается.

Использование ИКТ на уроках в школе имеет много положительных моментов. Но кроме “плюсов” при использовании ИКТ сегодня видны и “минусы”.

Пример 1. Пожалуй, самый распространенный вариант использования ИКТ на уроках сегодня – это применение презентаций. Итак, пусть приготовлена хорошая презентация по теме урока (слайды прекрасно оформлены, записи и рисунки отлично видны, слайд не перегружен текстом, на слайде только необходимая информация, все представлено наглядно и красочно). К сожалению, проблемы возникают и при использовании таких хороших презентаций. Вот некоторые:

1. Чтобы презентация была хорошо видна, надо использовать затемнение (полное или частичное). Получается, что на всех шести уроках ученики и учитель находятся при искусственном освещении, без дневного света.

2. Чтобы работать с информацией на слайде, приходится напрягать зрение. Если презентаций много, то и напряжений зрения много. Вряд ли это оправдано с медицинской точки зрения.

3. Иногда объяснение нового учебного материала заменяется на переписывание учениками информации со слайда (озвученной или нет), особенно, если есть проблемы с дисциплиной в классе.

4. Ученики торопятся списать все, что есть на слайде. Объяснения учителя, даже если они присутствуют, часто проходят впустую.

Пример 2, касающийся использования учениками ресурсов Интернет. Предположим, что интернет-ресурсы используются для подготовки учениками некоторого сообщения по определенной тематике. В данном случае ученик имеет возможность относительно быстро найти необходимую информацию и в немалом объеме. Вот этот “немалый объем” и подводит многих. Сначала идет накапливание фактического материала - скачивается нужная информация. И это вполне закономерно. После должно следовать осмысливание, анализ, отбор интересной и действительно нужной информации и составление своего варианта сообщения. Но почему-то, как правило, это не происходит. Большой объем добытой информации воспринимается учениками как уже законченная работа. К тому же обилие материала может затянуть процесс работы в интернете.

Пример 3. Допустим, ученик на уроке работает на компьютере с различными учебными программными продуктами (контролирующими, тренирующими, демонстрационными, обучающими), выполняет задания с применением текстовых и графических редакторов, проводит расчеты и перерасчеты при помощи электронных таблиц, применяет базы данных и системы управления базами данных, использует электронные учебники и пособия. Тогда у этого ученика есть прекрасная возможность работать на уроке в своем темпе, а у учителя работать с учеником индивидуально и дифференцированно. Все хорошо, если не учитывать, что тогда на каждом уроке ученик вынужден много работать за компьютером. Но сколько же может ученик сидеть за компьютером!?

При организации учебной деятельности с применением информационных технологий следует учитывать санитарные правила и нормы, которые регламентируют возможности применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся.

Получается, что если рассматривать один отдельно взятый урок, то использование ИКТ - это замечательно. Но когда это распространится на все уроки, надо серьезно задуматься о разумной дозировке использования ИКТ на уроках. Не просто бездумно насаждать, а каждый раз серьезно анализировать, что это дает учебному процессу.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

1. Организационный момент. 1-2 м.
Проверка отсутствующих, проверка готовности обучающихся к уроку

2. Этап проверки домашнего задания 5-6 м.
Тестирование по теме № 3 теме «Предмет экономической теории»
ЭОР № 1 (См. перечень используемых ЭОР)
Учитель организует работу по проверке домашнего задания с помощью ЭОР. Ученики выполняют тест и сдают работу

3. Актуализация. 3 м.
Вступительное слово учителя: один отечественный сатирик задал своим слушателям проблемный вопрос: «Что вы выберете: полный карман денег и пустые прилавки магазинов или полные прилавки магазинов и пустой карман?» Отчего это зависит? Исследованием этого вопроса мы займемся на сегодняшнем уроке
Обучающиеся высказывают свои точки зрения.

4. Изучение нового материала 25 м.
План
1.Экономическая система.
2. Главные вопросы экономики.
3. Типы экономических систем.
4. Смешанная экономическая система.
5. Роль государства в экономике
При изучении нового материала используются следующие ЭОРы:
Анимация по теме «Ограниченность ресурсов» ЭОР № 2(См. перечень используемых ЭОР)
Обобщенная интерактивная схема «Главные проблемы экономики» ЭОР № 3(См. перечень используемых ЭОР)
Обобщенная интерактивная тема «Типы экономических систем» ЭОР № 4 (См. перечень используемых ЭОР)

Класс делится на 4 группы.
Организация работы в группах по рабочим листам с опорой на ЭОР, учебник и раздаточный материал по вопросам:
1.Для какого типа экономической системы актуальны вопросы: что производить? как производить? для кого производить?
2. Могут ли элементы одной экономической системы присутствовать в современном обществе?
3. С какими внешними эффектами – положительными или отрицательными – следует бороться?
4. Какова роль государства в различных типах экономических систем?
В ходе совместной творческой работы происходит нанизывание идей, положений, фактов, характеризующих основные понятия темы. Делаются выводы:
-главные вопросы экономики актуальны в любой стране независимо от экономической системы;
- элементы любой экономической системы присутствуют в современном обществе;
-внешние эффекты – как положительные, так и отрицательные – снижают эффективность использования ресурсов.
На основе выводов заполняется таблица «Проверь себя: Экономическая система». Каждая группа заполняет свой модуль таблицы.
1 группа: Что производить? для всех типов экономических систем.
2 группа: Как производить? для всех типов экономических систем.
3 группа: Кто получает товары и услуги? для всех типов экономических систем.
4 группа: Какое влияние государства на экономику? для всех типов экономических систем.
Таким образом, получаем интерактивно заполненную таблицу.

5. Закрепление 5 м.
Тестирование по теме «Типы экономических систем» № 5 (См. перечень используемых ЭОР)
Организация тестирование с помощью ЭОР. Обучающиеся выполняют тест и проверяют его вместе с учителем

6. Рефлексия 3 м.
Учитель возвращает обучающихся к вопросу: «Что мы должны ответить сатирику» Обучающиеся делают вывод о зависимости уровня жизни от типа экономической системы (в данном случае речь идет о командно-административной и рыночной системах), о важности типа экономической системы для социально-экономического и политического развития любого общества.

7. Подведение итогов урока и домашнее задание 1-2 м.
Использование ЭОР № 6(См. перечень используемых ЭОР) для подготовки домашнего задания. Учитель аргументировано оценивает работу обучающихся, задает домашнее задание: §3, каждой группе подготовить с использованием ЭОР сообщение о странах, в которых получила развитие та или иная модель экономики:
1 группа традиционная система, 2 группа командно-административная, 3 группа рыночная, 4 группа смешанная. Обучающиеся записывают домашнее задание.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
1. «Ведение в экономику» 10,11 классы, Автономов В.С. Глава 1. Экономическая наука. Экономические блага. Производство. Факторы производства Электронный учебный модультестhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bb4b3b32-b185-4a24-a297-f5589dd88ffd/index_listing.html
2. «Ведение в экономику» 10,11 классы, Автономов В.С. Глава 2. Экономическая система и ее функции. Ограниченность ресурсов. Электронный учебный модульанимацияhttp://school-collection.edu.ru/catalog/res/11578d61-07ff-49ef-afbf-180d7e8b6a5b/view/
3. «Ведение в экономику» 10,11 классы, Автономов В.С. Глава 2. Экономическая система и ее функции. Главные проблемы экономики. Электронный учебный модуль Обобщенная интерактивная схема. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/98fa5f48-f9e3-4b38-b3ea-7fb2f611185a/view/
4. «Ведение в экономику» 10,11 классы, Автономов В.С. Глава 2. Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем. Электронный учебный модуль. Обобщенная интерактивная схема. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/79f96076-18d7-4454-b1cd-1d609285fda1/view/
5. «Ведение в экономику» 10,11 классы, Автономов В.С. Глава 2. Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем. Электронный учебный модуль тест http://school-collection.edu.ru/catalog/res/50b23624-6872-473f-8a2d-71901624fbd8/view/
6. «Мир и Россия» Электронный учебный курс. Иллюстрации, видеофрагменты и т.д. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1d03992f-8858-96cc-50a8-ce8746bea9af/view/