Главные вкладки

    ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУД 01,02 Русский язык и литература Тема Рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека"
    учебно-методическое пособие

    Мишина Татьяна Николаевна

    Тема Рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека"

     

    Цель занятия:

    -ознакомление  обучающихся с одним из лучших произведений о Великой Отечест-

     венной войны, написанных в первые послевоенные годы; анализ ключевых эпизодов рассказа 

    Задачи занятия:

    Обучающая:  учить  вдумчивому чтению художественного произведения, умению анализировать художественный текст с привлечением базовых литературоведческих понятий и  необходимых

    сведений по истории  литературы

    Воспитательная: формировать гуманистическое мировоззрение, чувство патриотизма, памяти, уважения к истории страны и к ветеранам ВОВ

    Развивающая: развивать  эмоциональное  восприятие художественного произведения, читательскую

    культуру и понимание авторской позиции

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka.doc97.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство сельского хозяйства и продовольствия  Самарской области

    государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

    «Кинельский государственный техникум»

    ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

    по учебной дисциплине ОУД 01,02

     Русский язык и литература

                                           Автор:

                                                                                преподаватель русского языка

                                                                               и литературы ГБПОУ «КГТ»

                                                    Мишина Т.Н.

    Кинель 2019г.

    Тема Рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека"

    Цель занятия:

    -ознакомление  обучающихся с одним из лучших произведений о Великой Отечест-

     венной войны, написанных в первые послевоенные годы; анализ ключевых эпизодов рассказа 

    Задачи занятия:

    Обучающая:  учить  вдумчивому чтению художественного произведения, умению анализировать художественный текст с привлечением базовых литературоведческих понятий и  необходимых

    сведений по истории  литературы

    Воспитательная: формировать гуманистическое мировоззрение, чувство патриотизма, памяти, уважения к истории страны и к ветеранам ВОВ

    Развивающая: развивать  эмоциональное  восприятие художественного произведения, читательскую

    культуру и понимание авторской позиции 

    Информационно-справочное оснащение:

    Основная литература:

    1. М.А. Шолохов. Рассказ "Судьба человека"
    2. Литература. Учебник в двух частях, часть 2 под редакцией Г.А. Обернихиной

            Москва. Издательский центр "Академия". 2012

    Дополнительные источники:

    1. Художественный фильм "Судьба человека". Режиссер С. Бондарчук. 1959 г.

    Интернет-ресурсы

    1. Виртуальный музей литературных героев. Режим доступа: http://kidsbook.narod.ru

    Междисциплинарные связи:

    ОУД.01 Русский язык,   ОУД.04 История

    Внутридисциплинарные связи:

    Темы: "Род литературы",  "Композиция произведения",

     "Особенности стиля М.А. Шолохова"

    1. Рефлексия по ранее пройденному материалу учебного курса

    (ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)

    Вопрос

    (тестовое задание)

    Ответ

    Самооценка

    (по 5-ти бальной шкале)

    1. К какому роду литературы

    относится рассказ, повесть, роман?

    2. Каковы особенности стиля М.А. Шолохова?

    3. Какие произведения написаны М.А. Шолоховым о ВОВ?

    4. Почему крупные произведения о ВОВ появились спустя 10-25 лет после нее?

    1. Изучаемые вопросы учебного занятия

    1. Рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека"

    Вопрос 1. Вступительное слово преподавателя

            Рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека", появившийся в 1956 году, является одним из значительных произведений первых послевоенных лет. Прошло 11 лет после Победы, война была уже в прошлом, для нас с вами сейчас тем более, 9 мая страна будет отмечать уже 74-ый год со дня Победы.

            Вы прочитали рассказ писателя, мне хотелось бы, чтобы вы, выполняя задание к этому уроку, попытались понять, в чем смысл названия данного произведения, как автор показал красоту души человека, воина, труженика.

    Контрольные задания по Вопросу 1.

    Контрольное задание

    (тестовое задание)

    Ответ

    Самооценка

    (по 5-ти бальной шкале)

    1. Кто главный герой рассказа?

    2. На какие этапы можно разделить судьбу главного героя?

    3. Что в рассказа дано общим планом, а что выделено особенно?

    4. Есть ли в довоенной истории главного героя что-то необычное?

    Вопрос 2. Анализ эпизода "Как Андрей Соколов попал в плен"

            Слово преподавателя: давайте проанализируем эпизоды военных лет, посмотрим, какие подвиги совершил главный герой, что делает его настоящим человеком

    Источники дополнительной информации по 2 вопросу

    Автор и наименование

    Страницы

    (форма доступа для Интернет-ресурсов)

    1-ый эпизод из рассказа "Как попал в плен" (со слов: "Попаля в плен под Лозовеньками в мае 42 года…" до слов:

    "… и я упал как срезанный, потому что понял, что я в плену у фашистов. Вот как оно на войне бывает)

    М.А. Шолохов "Судьба человека"

    Контрольные задания по Вопросу 2.

    Контрольное задание

    (тестовое задание)

    Ответ

    Самооценка

    (по 5-ти бальной шкале)

    1. Что в этом эпизоде важно?

    2. Мог ли Соколов поступить иначе?

    3. Какие качества героя раскрылись в этом эпизоде?

    Вопрос 3.

            Анализ эпизода "Убийство предателя"

    Источники дополнительной информации по 3 вопросу

    Автор и наименование

    Страницы

    (форма доступа для Интернет-ресурсов)

    Чтение отрывка от слов: "И слышу я рядом с собой такой тихий разговор…" до слов: "Первый раз в жизни убил, и то своего…  Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель".

    М.А. Щолохов "Судьба человека"

    Контрольные задания по Вопросу 3.

    Контрольное задание

    (тестовое задание)

    Ответ

    Самооценка

    (по 5-ти бальной шкале)

    1. Мог ли Соколов в этой ситуации поступить иначе?

    2. Мог ли не услышать разговора Крыжнева со своим командиром?

    3. Какая главная черта героя раскрывается в этом эпизоде?

    Вопрос 4. Анализ эпизода "Вызов к Мюллеру"

            Слово преподавателя:  Я думаю, вы согласитесь, что сцена в концлагере "вызов к Мюллеру" – одна из самых главных в рассказе. Предлагаю вам перечитать этот эпизод и посмотреть этот же эпизод в одноименном художественном фильме. После этого ответьте на предлагаемые вопросы:

    Источники дополнительной информации по 4 вопросу

    Автор и наименование

    Страницы

    (форма доступа для Интернет-ресурсов)

    Эпизод рассказа "Вызов к Мюллеру"

    М.А. Шолохов "Судьба человека"

    Сцена из художественного фильма "Судьба человека"

    С. Бондарчук. "Судьба человека"

    1959 г.

    Контрольные задания по Вопросу 4.

    Контрольное задание

    (тестовое задание)

    Ответ

    Самооценка

    (по 5-ти бальной шкале)

    1. Как мог повести себя человек в данной ситуации?

    2. Как ведет себя Андрей Соколов?

    3. Какую победу он здесь одержал? Как об этом говорит он сам в рассказе?

    4. Как оценил его поведение Мюллер?

    Вопрос 5. Анализ эпизода "Усыновление Ванюшки"

            Слово преподавателя: давйте проанализируем, как сложилась судьба героя рассказа в последний год войны и сразу после нее? Можно ли говорить о красоте души человека, воина, труженика на примере жизни Андрея Соколова в годы войны и после нее?

    Источники дополнительной информации по 5 вопросу

    Автор и наименование

    Страницы

    (форма доступа для Интернет-ресурсов)

    Эпизоды, связанные с побегом и последними днями  войны

    М.А. Шолохов "Судьба человека"

    Эпизод "Усыновление Ванюшки"

    Просмотр эпизода "Усыновление Ванюшки"

    С. Бондарчук."Судьба человека"

    1959 г.

    Контрольные задания по Вопросу 5.

    Контрольное задание

    (тестовое задание)

    Ответ

    Самооценка

    (по 5-ти бальной шкале)

    1. Почему усыновление Ванюшки можно считать человеческим подвигом А. Соколова?

    2. О чем переживает главный герой?

    3. Можно ли назвать А. Соколова трагическим героем?

    4. В чем же красота души человека, воина, труженика Андрея Соколова?

    5. Как вы понимаете слова "судьба" и "человек" в названии рассказа?

    1. Подведение итогов учебного занятия

            Заключительное слово преподавателя

            Шолохов нарисовал Андрея Соколова как представителя народного национального типа. Дело в том, что в годы войны в нашей литературе эта проблема становится одной из главных. Не случайно появляются рассказ  Алексея Толстого  "Русский характер", поэма "Василий Теркин" А. Твардовского.

            Что же в этом герое истинно национального, русского?         Спокойное мужество, терпение, выносливость. То, что мы считаем героическим в нем, Соколов так не считает, находит это вполне естественным.

            Простота и естественность его поступков – это и скромность его человеческая.

    Все, что совершает Андрей  Соколов,  делает это бескорыстно.  Свои поступки он совершает для других, творит добро.

            Андрей Соколов воплощает в себе народный тип, русский характер. И главное в нем – чувство ответственности за все, что делает он, за все происходящее вокруг него.  

    В годы войны в нем, как и во многих людях нашей страны, раскрылись лучшие человеческие качества.

            Как писал Твардовский в поэме "Василий Теркин":

                    Грянул год, пришел черед,

                    Нынче мы в ответе

                    За Россию, за народ

                    И за все на свете.

            Рассказывая об Андрее Соколове, Шолохов оснащает речь героя большим количеством нежных слов. Много и слез. Кажется, не должно это быть присуще мужественному человеку, Но Шолохов всем своим рассказом убеждает, что эта неиссякаемая нежность, доброта обязательно должны быть. Иначе человек не будет человеком.

            Андрей Соколов – это человек, каким следует быть. Образом Соколова Шолохов отвечает на вопрос о двух взглядах на человека, вопрос, обсуждавшийся тогда в литературе, в публицистике.

            1. Первая концепция была такова: отдельный человек в ХХ веке ничего не значит. В веке, когда создана атомная бомба, человек – песчинка, плывущая по течению.

            2. Вторая концепция – герой – это железный человек. Он все может.

            Это упрощенный взгляд. Это в плохой литературе. Поэтому-то такие произведения люди забыли.

            Андрей Соколов – не песчинка. Именно упорство таких, как он, остановили фашизм. Шолохов в рассказе утверждает активную жизненную позицию и ответственность за все, что совершается.

            С другой  стороны,  Андрей Соколов – живой человек, ему бывает больно (речь о боли и физической, а главное – о боли души). Поэтому слезы, поэтому он часто задает себе вопрос: за что же ты так исказнила меня, жизнь?

            Но писатель заканчивает рассказ оптимистически, выражает надежду, что и человеческий, отцовский долг Соколов вынесет (прочитать авторские слова: "Два

    осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы…  Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина").

            Но писатель утверждает не только это. Он утверждает и единство двух понятий: любви к Родине и любви к человеку как  единство патриотической любви.

            Рассказ заставляет нас подумать и о нашем долге перед такими, как А. Соколов.  Ведь эти люди еще живы, но не всегда получают должное.

            Через две недели страна будет отмечать очередную годовщину со дня победы в Великой Отечественной войне. Если живы ваши прадеды, участники войны, скажите им доброе слово, побывайте на Поклонной горе, у Вечного огня, попробуйте понять, что хоть и были эти события так давно, это наша общая история, попытайтесь быть сопричастными к ней.

    1. Домашнее задание на следующее занятие
    1. Подготовить презентацию на одну из тем:

              "ВОВ в семейных воспоминаниях"

          " Книга о ВОВ, заставившая о многом поразмышлять"

         "Мое участие в празднике  "День Победы"

                    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект к внеклассному занятию

    План-конспект к внеклассному занятию "Космическое путешествие", посвященное 50-летию первого полета в Космос. Использованы игровые, компьютерные, здоровьесберегающие технологии....

    Отзыв на учебное занятие по учебной дисциплине "Основы физиологии кожи и волос"

    Отзыв на учебное занятие по учебной дисциплине "Основы физиологии кожи и волос"...

    Отзыв на учебное занятие по учебной дисциплине "Основы бухгалтерского учёта, налогов и аудита"

    Отзыв на учебное занятие по учебной дисциплине "Основы бухгалтерского учёта, налогов и аудита"...

    Отзыв на учебное занятие по учебной дисциплине "Экономические и правовые основы производственной деятельности"

    Отзыв на учебное занятие по учебной дисциплине "Экономические и правовые основы производственной деятельности"...

    ПЛАНЫ УРОКОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИКА

    ПОДРОБНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС...

    Инструкционная карта учебного занятия по учебной дисциплине «Иностранный язык» «Making a Hotel Reservation» (Бронирование в отеле)

    Технологическая карта учебного занятия по дисциплине "Иностранный язык" по теме "Making a Hotel Reservation" (Бронирование отеля)....