Методическая разработка по проведению мастер класс для абитуриентов и студентов на тему : «Я - ОРАТОР»
классный час

Лелюшок Наталья Юрьевна

Ораторское ​искусство​ ​-​ ​это​ ​интересная, увлекательная​ ​и​ ​очень​ ​полезная​ ​наука, которая​ может ​помочь​ ​во​ ​многих​ ​случаях​ ​в​​ жизни! Выступать​ ​ перед​ ​публикой, заводить​ ​новые​ знакомства, не ​бояться​ ​разговаривать​ ​и​ ​говорить. Во​ ​всем​ ​могут​ ​помочь​ ​навыки​ ​в​ данном ​направлении!​

Зачем нужно ораторское искусство.

Практически каждый человек обладает довольно стандартным набором чувств. Основной массе людей доступно воспринимать информацию из окружающего мира тремя путями: визуально, аудиально и кинетически. Отсюда следует, что самый доступный способ донести свои мысли, желания и цели до другого человека - это рассказать ему о них, используя речь.

Но на самом деле так ли прост этот способ для всех. Когда нам нужно говорить с одним человеком - это не проблема, но иногда нам необходимо выступать перед аудиторией в несколько человек. Мы идем в школу и тут нам нужно рассказывать домашнее задание перед классом, мы идем в институт - защищаемся на семинарах перед группой.

Для многих выступления перед публикой становятся большой проблемой. Наша неготовность говорить и защищать свою позицию перед незнакомыми людьми перерастает в другие жизненные трудности: сказать человеку в общественном месте, что его действия мешают вам или раздражают вас, вести себя раскованно на собеседовании при приеме на работу... Именно поэтому очень важно развивать в себе способности к открытому диалогу.

Не буду говорить  о том, как важно сейчас иметь навык ораторского искусства. Просто скажу, что успешный человек – это оратор. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_orator.pptx1.83 МБ
Файл metodichka_ya-orator.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

Слайд 3

, Цель : Ввести в мир ораторского искусства Познакомить с основными теоретическими вопросами риторики Совершенствовать практические умения в произнесении речей. Задачи: Познакомиться с видами, строением и языковыми особенностями красноречия. Совершенствовать речь, обогащать её; излагать не только «чужой материал», но и готовить собственный текст. Воспитывать гармонически развитую личность: воздействовать на мышление и речь учащихся, формировать характер, воспитывать чувства.

Слайд 5

Шаг 1. Секреты эффективного обучения - Максимум практики! - Учись, обучая! - Критикуй грамотно! - Мечтай о большем!

Слайд 6

Максимум практики! «Научиться говорить можно только говоря» Скилеф Выступать, выступать, выступать… Упражнение: - Одноминутное выступление, пять раз в день

Слайд 7

Критикуй грамотно! «Не показывай пальцем – покажи собой» Станислав Ежи Лец Принципы грамотной критики: - Создать атмосферу доверия и дружественности; - Сначала оратор получает советы от самого себя; - Искренность; - Похвалите; - Что добавить в позитивной форме; - Будьте конкретны; - Краткость; - Подведите итоги.

Слайд 8

Шаг 2. Как преодолеть страх выступления перед аудиторией Согласно опросам, страх публичных выступлений стоит на втором месте после страха смерти. Некоторые приемы преодоления: - Работа с телом. - Воображение - Фантазировать! - Опыт. Страх – это во многом переизбыток гормона адреналина, который выбрасывается в кровь в момент опасности, повышает физические силы человека и меняет его психическое состояние.

Слайд 9

Шаг 3. Невербальное воздействие на аудиторию - Энергетика речи. - Конгруэнтность (естественность, искренность).

Слайд 10

Шаг 4. Работа с голосом Голос – один из богатейших инструментов оратора. Чем богаче и насыщенней голос, тем оратору проще воздействовать на слушателей, а слушателям – понимать оратора. Важность имеет голосовая разминка и разминка для лица. Рабочие инструменты – язык, губы, челюсть. Их полезно разминать. Разомнемся! « Теория без практики мертва » А.В. Суворов

Слайд 11

Шаг 5. Поза. Жесты. Движения «Ораторы, говорящие сидя, если даже речь их обладает такими же достоинствами, что и речь говорящих стоя, одним тем, что они сидят, ослабляют и принижают свою речь» Птений Младший

Слайд 12

Шаг 6. Контакт с аудиторией «Понимание – начало согласия» Бенедикт Спиноза Контакт может быть создан за счет правильного подобранного содержания, которое находит отклик в сердцах слушателей, и за счет живой, увлекательной формы преподнесения материала.

Слайд 13

Шаг 7 . Убеждающие выступление «Успех – это произведение интересных мыслей на умение их донести» Скилеф Структура убеждающего выступления: Тезис. Он должен присутствовать, ясный, понятный. К чему вы призывайте? В чем ваша идея? Слоган , как удар хлыстом.

Слайд 15

«Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы» Ральф Эмерсон



Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГАПОУ СО «Краснотурьинский индустриальный колледж»

Методическая разработка

по проведению мастер класс

для абитуриентов

на тему : «Я - ОРАТОР»

                                                              Разработчик:

                   Лелюшок Наталья Юрьевна

Краснотурьинск

2018г.

Пояснительная ​записка​

Ораторское ​искусство​ ​-​ ​это​ ​интересная, увлекательная​ ​и​ ​очень​ ​полезная​ ​наука, которая​ может ​помочь​ ​во​ ​многих​ ​случаях​ ​в​​ жизни! Выступать​ ​ перед​ ​публикой, заводить​ ​новые​ знакомства, не ​бояться​ ​разговаривать​ ​и​ ​говорить. Во​ ​всем​ ​могут​ ​помочь​ ​навыки​ ​в​ данном ​направлении!​ 

Зачем нужно ораторское искусство.

Практически каждый человек обладает довольно стандартным набором чувств. Основной массе людей доступно воспринимать информацию из окружающего мира тремя путями: визуально, аудиально и кинетически. Отсюда следует, что самый доступный способ донести свои мысли, желания и цели до другого человека - это рассказать ему о них, используя речь.

Но на самом деле так ли прост этот способ для всех. Когда нам нужно говорить с одним человеком - это не проблема, но иногда нам необходимо выступать перед аудиторией в несколько человек. Мы идем в школу и тут нам нужно рассказывать домашнее задание перед классом, мы идем в институт - защищаемся на семинарах перед группой.

Для многих выступления перед публикой становятся большой проблемой. Наша неготовность говорить и защищать свою позицию перед незнакомыми людьми перерастает в другие жизненные трудности: сказать человеку в общественном месте, что его действия мешают вам или раздражают вас, вести себя раскованно на собеседовании при приеме на работу... Именно поэтому очень важно развивать в себе способности к открытому диалогу.

Не буду говорить  о том, как важно сейчас иметь навык ораторского искусства. Просто скажу, что успешный человек – это оратор. Почему?

  • Потому что речь – это важный инструмент СОВРЕМЕННОГО УСПЕШНОГО человека.
  • Каждый из вас, уверен, приобретает мобильный телефон с максимальным количеством полезных функций: чтобы он мог не только звонить, но и фотографировать, снимать видео. Так? И это уже не кажется излишеством.
  • Так и любой работодатель хочет нанимать сотрудников с максимальным количеством полезных функций. Умение выступать, делать презентациидоклады – полезная функция, согласны?

Цель:

  • Овладение умениями и навыками публичных выступлений
  • Приобретение  навыков управления аудиторией
  •  Приобретение умения говорить увлекательно
  • Развитие

Задачи:

  • Провести ​индивидуальную​ ​работу​ ​с​ ​каждым​ ​участником​ ​по​ ​развитию​ нескольких ​пунктов​
  • Объяснить ​правило​ ​7-​ ми ​законов​ ​хорошего​ ​оратора​
  • Провести ​несколько​ ​ игр​ ​​по ​​развитию ​каждого​ ​правила​

Ход мероприятия:

Вступительная речь преподавателя
Наверное, все ​мы​ ​часто​ ​спрашиваем​ ​у​ ​себя: ”А​ ​зачем​ ​мне​ ​это​ ​нужно?”,”Что​ ​это​ ​даст​ мне?”.А ​еще​ ​чаще​ ​не​ ​​находим ​ ответа, так​ ​и​ ​продолжая​ ​находиться​ ​на​ ​одном​ ​и​​ том​ ​же​ месте.

Сегодня ​мы​ ​с​ ​вами​ ​ответим​ ​на​ ​эти​ ​вопросы​ ​​и ​​дадим ​старт​ ​новому​ ​​шагу ​развития.  Не буду говорить  о том, как важно сейчас иметь навык ораторского искусства. Просто скажу, что успешный человек – это ОРАТОР.

Легко ли обучиться ораторскому искусству

Легко. Любому человеку с любыми данными.

Не верьте тем людям, которые Вам скажут, что обучиться риторике сложно. Это так же сложно и одновременно легко, как научиться ездить на велосипеде, плавать или готовить на кухне. А еще я слышала, что оратору нужны какие-то врожденные данные и способности. Например, харизма или уверенность в себе…Да, не помешают.

Это все хорошо. Но чаще всего люди без этих качеств. И получают отличные результаты.

Приобретая попутно и харизму и уверенность

Нужны данные. Но другие. Хотя бы легкое чувство самолюбия и слегка самодисциплины.

А еще полезны открытость знаниям, позитивное отношение к труду и стремление к развитию…

Об обучении ораторскому мастерству

В знаменитой пословице говорится, что осла можно подвести к воде, но ни один шайтан не заставит его напиться.

Кто бы нас ни учил, как бы ни учил, а учимся мы сами. И от того, насколько необходимы нам знания, настолько и учимся.

В любом обучении есть два основных элемента: теория и практика.

  • О них более предметно!

Без теории обучаться можно, но сложно. Теория помогает быстрее овладеть знаниями, и быстрее овладеть практикой. Без практики обучаться еще сложнее. Знания без практики – просто слухи, которые остепенно забываются. Попеременно получая знания и закрепляя их на практике, мы учимся любым навыкам.

Позже, когда навык усваивается, мы не вспоминаем знания, и не контролируем свои действия – мы просто делаем.

Ораторское искусство не простой навык.

Он требует практических упражнений, связанных с выступлениями перед другими людьми.

  • Можно выполнять упражнения самому, перед зеркалом.
  • Можно – перед видеокамерой.

Но в этом случае полезно периодически находить практику выступлений, на работе, на собраниях, на вечеринках.

Итак, с чего нужно начать?.

Для ​начала​ ​рассмотрим​ ​6 ​правил​ ​хорошего​ ​оратора:​

  • Цель​
  • Думать о главной цели, которую преследуешь именно ТЫ
  • Жесты
  • Практика​
  • Визуальный контакт​
  • Язык тела

Цель. Почти ​90​ % ​всех​ ​ораторов​ ​не​ ​понимают​ ​и​ ​не​ ​ставят​ ​Цель, зачем​ ​им​ ​это​ ​нужно. Без​ данного ​пункта​ ​не​ ​будет​ ​дальнейшего​ ​продвижения​ ​и​ ​развития, он​ ​помогает​ ​ нам​ анализировать ​себя​ ​и​ ​ситуацию, подробнее​ ​узнать, что​ ​​нам ​​нужно ​для​ ​этого​ выступления.

Сейчас ​мы​ ​с​ ​вами​ ​проведем​ ​маленький ​​тест,  ​​который выявит способность ставить перед собой цель и ее достигать.

Диагностика потребности в достижении успеха

Цель: определить, насколько сильны устремления учащихся в достижении успеха.

Для определения уровня мотивации достижения, уровня вашей активности и настойчивости предлагаю вам ответить на вопросы теста либо “ДА”, либо “НЕТ”.

Тест “Потребность в достижении успеха”

  1. Думаю, что успех в жизни скорее зависит от случая, чем от расчета.
  2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.
  3. В любом деле для меня важнее не его исполнение, а конечный результат.
  4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
  5. По моему мнению, большинство людей живут далекими, а не близкими целями.
  1. В жизни у меня было больше успеха, чем неудач.
  2. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
  3. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
  4. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
  5. Мои близкие считают меня ленивым.
  6. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.
  7. Терпения во мне больше, чем способностей.
  8. Мои родители слишком строго контролировали меня.
  9. Лень, а не сомнение в успехе вынуждают меня часто отказаться от своих намерений.
  10. Думаю, что я уверенный в себе человек.
  11. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.
  12. Я усердный человек.
  13. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
  14. Если бы я был журналистом, то писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
  15. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.
  16. Мои требования к жизни ниже, чем у моих товарищей.
  17. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

Ключ

Ответы “да” на вопросы: 2, 6, 7, 8, 14,16,18,19,21, 22 — 1 балл.

Ответы “нет” на вопросы: 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 20 — 1 балл.

Интерпретация результатов

16-21 балл. Высокий уровень мотивации достижения. Вы активны, упорны, настойчивы. Сможете стать хорошим специалистом в любой профессии. Как правило, по мере достижения профессиональных успехов ваша самооценка повышается, и вы становитесь более уверенными в своем стремлении к жизненному успеху.

12-15 баллов. Средний уровень мотивации достижения. Вам необходимо немного активизировать себя. Если вы хотите стать преуспевающим человеком, работайте над собой, вырабатывайте уверенность в себе и целеустремленность.

2-11 баллов. Низкий уровень мотивации достижения. Для вас любая профессия покажется трудной. Постарайтесь увлечься каким-нибудь делом. Чем больше интереса к нему вы проявите, тем больше шансов достичь успеха у вас появится в этой области.

Жесты

Очень ​важную​ ​роль​ ​в​ ​нашей​ ​жизни​ ​играет​ ​ невербальное​ ​​И ​вербальное​ ​ общение,​ язык ​жестов, тела. Все​ ​то, что​ ​Вы​ ​делаете​ ​телом, это​ ​уже​ ​слова, поступки​ ​и​ ​Ваш​ ​мотив​ ​на​ работу.

Прямая ​осанка​ : ровные ​плечи​, правильная ​поза, говорящие ​руки​

Голос. Большую ​часть​ ​информации​ ​мы​ ​узнаем​ ​​через ​​слуховой ​контакт. Для​ ​развития​ голоса, нам ​нужно​ ​Провести​ ​речевую​ ​и​ ​дыхательную​ ​разминку.​

Так ​же​ ​для​ ​того, чтобы​ ​голос​ ​был​ ​чистым​ ​и​ ​приятным, нужно​ ​держать​ ​осанку, легко​ дышать ​и​ ​освободить​ ​грудную​ ​клетку. Как​ ​все​ ​​это ​​сделать, мы ​узнаем​ ​Во​ ​время​ разминки.

Контакт. Одна ​из​ ​самых​ ​популярных​ ​ошибок​ ​любого​ ​выступающего​ ​-​ ​отсутствие​ ​контакта​ ​с​ аудиторией ​или​ ​человеком.​

Для ​удержания​ ​внимания​ ​и​ ​заинтересованности, нужно​ ​​чтобы ​​человек ​думал, что​ ​Вы​ говорите ​именно​ ​с​ ​ним. Для​ ​этого​ ​нам​​ и​​ нужен​ ​зрительный​ ​ контакт.​

Захват​ ​территории. Выходя ​на​ ​публику​ ​вам​ ​​дается ​ определенное​ ​место,​ ​Но​ ​честно​ ​из-за​ ​ошибок​ ​​это ​место​ теряется ​вместе​ ​с​ ​вами.​

Нужно ​ходить​ ​вокруг, тем​ ​самым​ ​захватывая​ ​территорию​ ​ и​ ​​внимание ​зала. Одной​ ​из​ фишек ​данного​ ​пункта​ ​является​ ​интерактив. Многие​ ​используют​ ​этот​ ​момент​ ​как​ возможность ​захватить​ ​территорию​ ​зала.​

Важно, чтобы ​Ваша​ ​публика​ ​в​ ​вас​ ​слушала​ ​​и ​​слышала. Для ​этого​ ​нам​ ​обязательно​ нужно ​включать​ ​задние​ ​ряды, на​ ​​которых ​​часто ​сидят​ ​те, кто​ ​никак​ ​не​ ​заинтересован​ ​в​ деле. Сделать ​это​ ​можно​ ​простыми​ ​вопросами.​

Внимание. Привлечение ​внимание​ ​к​ ​себе-​ ​это​ ​неотъемлемая​ ​часть​ ​выступления. Это​ ​можно​ сделать ​несколькими​ ​способами:​ контакт, интерактив, повышение ​и​ ​понижение​ ​тональности​ ​и​ ​громкости​ ​голоса​, темп, необычные ​вещи​ ​и​ ​действия​.

Практика​. Где и как практиковать свое искусство выражать свои мысли? Ответ прост, везде! Это можно делать на уроках, в компаниях близких друзей, на конференциях. Необходимо выходить из зоны комфорта и побеждать свои страхи. Не бояться смотреть им в лицо, держать удар.

Дополнительные ​подсказки:​

  • Если ​вам​ ​трудно​ ​справляться​ ​с​ ​руками, то​ ​можно​ ​взять​ ​с​ ​собой​

“помощника”.Планшет ​и​ ​ручка​ ​отлично​ ​подходят​ ​ на​​ эту​ ​роль.​

  • Будьте ​свежими, используйте​ ​меньше​ ​клише​ ​и​ ​штампов.​
  • Чаще ​меняйте​ ​тональность​ ​и​ ​громкость, совмещает​ ​это​ ​с​ ​необычными​ действиями

Сейчас ​каждый​ ​из​ ​вас​ ​попробует​ ​себя​ ​​в ​​роли ​настоящего​ ​отличного​ ​оратора!

Мы​ приступаем ​к​ ​игре​

1. Знакомство

ТРИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (Охарактеризовать себя с помощью трех прилагательных)

2. Дебаты как форма обучения

Цель: получение навыков выражения собственного мнения, выступления на публике через технологию игры "Дебаты".

Дебаты – технология (форма), предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Первоначально она создавалась как программа для учащихся, позволяющая обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии.

Задачи или чему учат дебаты:

  • получение навыков общения и коммуникаций;
  • развитие критического мышления;
  • получение навыков логически выстраивать аргументацию;
  • способность смотреть на проблемы с разных точек зрения.

Дебаты - это спор, дискуссия. Для чего люди спорят. Есть 2 цели у дебатов одну из них можно описать поговоркой "В споре рождается истина". (пример)

Вторая цель - это выявление убедительности одной из сторон. Бывают такие вопросы, на которые заведомо нельзя дать однозначный ответ. (что появилось раньше курица или яйцо) В таком случае дебаты выявляют не истину, а человека оказавшегося наиболее уверенным в себе. Именно второй случай наиболее подходит для обучения ораторскому искусству и достижения всех тех задач, о которых мы говорили ранее.

3. Практика!

Как говорил Дейл Карнеги, самое важное в обучении это практика.

Темы на выбор:

1) Государство должно обучать каждого ребенка

2) Отметки не являются эффективным инструментом оценки способностей учащегося

3) Каждый сегодняшний подросток имеет возможность стать руководителем государства

4)  Дополнительное образованием должно стать обязательным

Разделить на три группы: позиция "за", позиция "против", жюри

Подготовить речь на 2 минуты в защиту своей позиции, используя аргументы, факты и статистические данные. Подготовить вопросы для оппонентов. Выбрать спикера.

На подготовку дается 5 минут. Время выступления 2 минуты, 1 минута на вопросы.

4. Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка бинарного урока (мастер класс) по дисциплинам обществознание, биология на тему"Происхождение человека"

Данная методическая разработка подготовлена преподавателями ГАПОУ СО "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства" С.Н Курсаковой, С.В. Лабодиной  в соответствии с новыми требованиями ФГ...

Методическая разработка для проведения мастер-класса "Базовая сердечно-легочная реанимация"

Методическая разработка для проведения мастер-класса на I этапе Всероссийской олимпиады профессионального мастерства по специальности «Сестринское дело».Олимпиада проводилась в целях повыш...

Методическая разработка для проведения мастер-класса "Оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях"

Методическая разработка для проведения мастер-класса в Конгрессной части VI Открытого чемпионата профессионального мастерства города Москвы «Московские мастера» по стандартам WorldSkills R...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования» на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной проблемы»

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования»на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной п...

Методическая разработка на проведение Мастер класс

Практическое ознакомление студентов первого курса с будущей профессией проводится с целью повышения мотивации студентов первого курса. Мотивация — это общее название для процессов, методов,...

Методическая разработка на проведение мастер класс

Практическое ознакомление студентов первого курса с будущей профессией проводится с целью повышения мотивации студентов первого курса. Мотивация — это общее название для процессов, методов,...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКА по проведению внеклассного мероприятия «Экологический конкурс» на тему: "Природоохранные объекты Хабаровского края»

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Экологический конкурс" на тему «Охраняемые территории Хабаровского края», посвященный всемирному дню охраны окружающей среды, по...