МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКА по проведению внеклассного мероприятия «Экологический конкурс» на тему: "Природоохранные объекты Хабаровского края»
методическая разработка

Лескова Татьяна Владимировна

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Экологический конкурс" на тему «Охраняемые территории Хабаровского края», посвященный всемирному дню охраны окружающей среды, построено в виде игры-соревнования для того, чтобы обучающиеся принимали активное участие в конкурсе, расширяли свой кругозор, пополняли свои знания по экологии, продемонстрировали свои творческие и коммуникативные способности.

Мероприятие направлено на развитие и реализацию интеллектуального, творческого потенциала обучающихся через командное обучение средствам коммуникативной деятельности при решении задач и развитие культуры в экологическом образовании.

В процессе занятия применяются различные формы организации познавательной деятельности: фронтальная беседа, самостоятельная работа, практическая работа в команде. Оно проводится в виде игры - соревнования между тремя (и более ) командами первокурсников из 5-ти человек, в том числе обучающихся с ОВЗ через групповую деятельность, их мотивирование к изучению родного края и к творческой деятельности.

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Экологический конкурс" на тему «Охраняемые территории Хабаровского края», посвященный всемирному дню охраны окружающей среды, построено в виде игры-соревнования для того, чтобы обучающиеся принимали активное участие в конкурсе, расширяли свой кругозор, пополняли свои знания по экологии, продемонстрировали свои творческие и коммуникативные способности.

Мероприятие направлено на развитие и реализацию интеллектуального, творческого потенциала обучающихся через командное обучение средствам коммуникативной деятельности при решении задач и развитие культуры в экологическом образовании.

В процессе занятия применяются различные формы организации познавательной деятельности: фронтальная беседа, самостоятельная работа, практическая работа в команде. Оно проводится в виде игры - соревнования между тремя (и более ) командами первокурсников из 5-ти человек, в том числе обучающихся с ОВЗ через групповую деятельность, их мотивирование к изучению родного края и к творческой деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Хабаровский промышленно-экономический техникум»

        

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКА

по проведению внеклассного мероприятия                    

«Экологический конкурс»

на тему:"Природоохранные объекты Хабаровского края»

Выполнила: преподаватель КГБ ПОУ ХПЭТ

 Лескова Татьяна Владимировна

Хабаровск, 2022

Оглавление

  1. Аннотация                                                                                                             2
  2. Введение                                                                                                                3
  3. Основная часть                                                                                                      6
  4. Заключение                                                                                                           13
  5. Литература                                                                                                            16
  6. Приложения

      Приложение 1. Экологический тест

      Приложение 3. Видеоролик «Планета- наш общий дом».

      Приложение 4. Презентация «Экологический календарь».

      Приложение 5. Видеоролик «Рациональное природопользование»

Аннотация

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Экологический конкурс" на тему «Охраняемые территории Хабаровского края», посвященный всемирному дню охраны окружающей среды, построено в виде игры-соревнования для того, чтобы обучающиеся принимали активное участие в конкурсе, расширяли свой кругозор, пополняли свои знания по экологии, продемонстрировали свои творческие и коммуникативные способности.

Мероприятие направлено наразвитие и реализацию интеллектуального, творческого потенциала обучающихся через командное обучение средствам коммуникативной деятельности при решении задач и развитие культуры в экологическом образовании.

В процессе занятия применяются различные формы организации познавательной деятельности: фронтальная беседа, самостоятельная работа, практическая работа в команде. Оно проводится в виде игры - соревнования между тремя (и более )командами первокурсников из 5-ти человек, в том числе обучающихся с ОВЗ через групповую деятельность, их мотивирование к изучению родного края и к творческой деятельности.

На занятии используется необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютеры с выходом в Интернет, мультимедиа проектор, экран, а также и раздаточный печатный материал.

Методическая разработка может быть использована преподавателями при формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся при изучении дисциплин естественно-научного цикла. Может быть полезна как начинающим преподавателям, так и преподавателям со стажем.Игра влияет на развитие индивидуальной, личностной, социальной компетентности студента, так как она учит соотносить свою позицию с позицией другого человека, работать в команде и отвечать за конечный результат, быть лидером в группе, принимать решение в нестандартной ситуации. Данное мероприятие позволит обучающимся, с одной стороны, применить практические умения при работе с компьютером, с другой стороны, повысить экологическую культуру и расширить знания в области краеведения Хабаровского края.

Разработанные тесты, ребусы, презентации могут быть использованы на классных часах, внеклассных мероприятиях со студентами 1и 2 курсов всех специальностей, реализуемых в техникуме, изучающими дисциплину «Экологические основы природопользования» и «Экология», а также могут быть применимы на различных мероприятиях, посвященных проблемам экологии.

Введение

Основной целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.

Основными задачами мероприятия – более качественное усвоение знаний по учебной дисциплине, приобретение новых знаний и умений, а также освоение общих компетенций ОК:

Осуществлять поиск и использование необходимой информации для решения учебных или профессиональных задач (ОК 4).

Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач (ОК 2).

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3).

Работать в коллективе и команде (ОК 6).

Нести ответственность за работу членов команды и за результат (ОК 7).

 Игра «Экологический турнир» на тему«Охраняемые объекты Хабаровского края», проводится в соответствии с правилами. Результаты игры оценивает жюри.

Предварительная работа:

  • Беседа о требованиях мероприятия, о его правилах. Деление обучающихся на 3 команды, придумывание названий команд, эмблемы, девиза, выбор капитанов.
  • Каждой команде выдается задание: подготовить:

-презентации по теме «Охраняемые объекты Хабаровского края»;

 -экологический рекламный плакат «Жить в гармонии с природой»;

  • Преподавателю составить презентацию, экологический тест с познавательными вопросами для разминки; готовит ведущих к проведению мероприятия (обсуждает с ними правила конкурса и роли).

Требования кпроведению экологического турнира

  • Экологический турнирвключает четыре этапа.
  • Каждое выполненное задание оценивается по 5-бальной системе.
  • После каждого конкурса выполняется промежуточное оценивание ответа.
  • В роли жюри выступают студенты старших групп, преподаватели
  • Все участники игры награждаются дипломами.
  • Итоги соревнования будут подводиться по количеству баллов.

Данное мероприятие позволит обучающимся, с одной стороны, применить практические умения по поиску научной информации, с другой стороны, повысить экологическую культуру и расширить знания в области экологических знаний и краеведения Хабаровского края.

Такие нестандартные внеклассные мероприятия позволят вовлечь в них абсолютно всех обучающихся. Все смогут проявить себя.И вряд ли кто останется равнодушным и безучастным.

Основная часть

Эпиграф мероприятия:

«Природу нужно беречь, как мы бережем человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву».

                                                                                                   К. Паустовский

Понять тему мероприятия предлагается самим детям, для этого они в началемероприятия просматривают видеоролик «Планета- наш общий дом», где наглядно демонстрируется вся красота природы и негативное воздействие человека на окружающую среду.

Одной из задач мероприятия являетсяпривлечение внимания к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере.

 Подготовленная презентация «Экологический календарь» позволит ознакомить детей с основными экологическими праздниками и событиями.

Участники:Студенты 1 курса, в том числе обучающиеся с нарушением слуха

Цели:

1.Социализация и мотивирование к изучению родного края, в том числеобучающихся с ОВЗ через групповую творческую деятельность.

  1. Воспитание экологической культуры и расширение кругозораобучающихся
  2. Развитие логического мышления, познавательного интереса, творческой активности обучающихся, внимания.
  3. Воспитание уважения к сопернику, стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде.

   

  Задачи:

Образовательные задачи:

- привлечь внимание к охране окружающей среды и к экологическим проблемам Хабаровского края;

- способствовать побуждению обучающихся к творческому поиску и размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала.

-научить решать экологические задачи и проблемы.

Коррекционные задачи:

-  развивать коммуникативные навыки, образное мышление;

творческое воображение;повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные задачи:

- способствовать развитию творческихспособностейобучающихся;

-  способствовать самореализации личностиподростков в коллективе через внеклассную деятельность;

- развивать навыки группового взаимодействия.

Ресурсы:компьютеры, проектор, видеоролик «Природа-наш дом», «Рациональное природопользование», компьютерная презентация «Экологический календарь», викторина, компьютерный тест,сурдопереводчик.

Риски: нежелание участвовать в мероприятии; боязнь взаимодействия обучающихся с ОВЗ с другими участниками из-за их закомплексованности;

несформированная мотивация; недостаточный эффект от выбранной формы проведения мероприятия

Ожидаемыерезультаты: создается мотивация к познавательной деятельности, побуждение к творческому поиску, раскрытие творческого потенциала. Происходит адаптация первокурсников и социализация обучающихся с ОВЗ через групповую деятельность.

Место проведения: аудитория №217

Ход мероприятия

Преподаватель:Здравствуйте ребята! Чтобы понять, чему именно посвящена наша встреча, я предлагаю вам посмотреть видеоролик, который вам подскажет основную тему нашего мероприятия (идет демонстрация видеоролика, после чего студенты определяют тему мероприятия) [приложение1].

 Ведущий 1: Правильно, наша встреча посвящена важной проблеме современности - охране окружающей среды Хабаровского края, вопросам экологии.

Взаимоотношение человека с природой – это актуальный вопрос. С лица Земли исчезают уникальные виды животных и растений. Перед человечеством стоит основная задача сохранить нашу планету от гибели, как результата экологической безграмотности.

Ведущий 2:

Кромсая лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька,
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого… пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды.
Всё меньше окружающей природы,
Всё больше окружающей среды…                                                 

Всего несколько строк из стихотворения Р. Рождественского, но они отражают тот факт, что все мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но виновниками этих необратимых изменений.

Мы собрались здесь сегодня для того, чтобы обсудить такую важную проблему современности, как охрана окружающей среды.

Учёными подсчитано:

  • За один день на земле исчезает 100 видов растений и животных;
  • В каждую минуту сокращается площадь леса на 15 млн. гектаров;
  • Ежегодно количество чистого воздуха  сокращается на 10 млрд. тонн;
  • Бумага до полного разложения лежит два года, консервная банка- 90 лет;
  • полиэтиленовый пакет- 200 лет, стеклянная посуда -2000лет.

Ведущий1:Эта проблема особенно актуально звучит сейчас.
А пока что от вас требуется? Главное, чтобы все были объединены одной целью - сохранить, поддержать и улучшить экологическое благополучие окружающей среды. Только благодаря слаженному и тесному взаимодействию, можно достичь значимых результатов. 

  Охрана окружающей среды – дело каждого человека! От нас самих зависит наше будущее!

Для охраны окружающей природы создаются заповедники, национальные парки, исчезающие виды растений и животных заносят в Красную книгу.

      Ведущий 2: Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле-матери. Зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества. Наука экология изучает наш дом – планету Земля и то, как надо жить в этом доме.

 Поэтому, сохранить природу значить сохранить жизнь.

Стук в двери. Входит Земля и читает стихотворение.

"Стон земли". С. Михалков. В это время на экране сюжеты экологических бедствий и катастроф.)

Земля: Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллиарды лет,

Я так устала: плоть моя покрыта

Рубцами ран - живого места нет!

Терзает сталь мое земное тело,

И яды травят воды чистых рек,

Все то, что я имею и имела, -

Своим добром считает человек.

Мне не нужны ракеты и снаряды,

А ведь на них идет моя руда!

А что мне стоит только штат Невада, -

Его подземных взрывов череда!

Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли, загораясь мщеньем,

Я против сил безумных восстаю

И, сотрясая твердь землетрясеньем,

На все обиды свой ответ даю?

И не случайно грозные вулканы

Выплескивают с лавой боль Земли:

Очнитесь, люди!

Призовите страны,

Чтобы меня от гибели спасли.

2 ведущий: Давайте посмотрим на нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи. Сейчас учеными-экологами проводится "врачебный" осмотр нашей планеты. Каков же диагноз? Излечима ли болезнь, или наша планета медленно погибает?

Чтец: Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждет?

Пора бы человечеству понять,

Богатство у природы, отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же – живая

1ведущий:В последние годы слово "экология" звучит все чаще, все тревожнее. Если раньше мы не очень-то вникали в смысл этого понятия, то сегодня содрогаемся от тех ужасных фактов преступной травли и убийства природы, а это значит и себя. Эта информация обрушивается на нас ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем, продукты, которыми питаемся, никак не соответствуют тому, что исключает болезни, поднимает настроение, рождает уверенность в завтрашнем дне. Увы, ситуация в России настолько тревожна, что хочется закричать: "Опомнитесь, люди, слухи о глобальной экологической катастрофе вовсе не преувеличены!"

Ведущий 1: Сегодня я приглашаю вас в игру под названием «Сохраним планету нашу», где вы сможете одержать победу, благодаря своим знаниям по экологии, сообразительности и сплочённости команд.

Вся ваша работа будет оцениваться компетентными членами жюри. (Представление жюри)

Теперь настала пора нам познакомиться с вашими командами. Объявляю конкурс «Визитная карточка». На представление каждой команде отводится не более 1 минуты. Максимальная оценка – 5 баллов.

Ведущий 1: Я вижу, что все команды готовы к выполнению заданий

Сегодня участвуют 3 команды из групп 1 курса: «БД-11»,«СГПС-11» и «СЗ-11». Ребятам предстоит преодолеть несколько испытаний, которые продемонстрируют нам свои знания и умения в области охраны природы Хабаровского края.

Приветствие команд: Название команды, девиз

Первый конкурс- разминка.

Ведущий 2:Ребята, а сейчас вам предлагается ответить на вопросы будет возможность заработать баллы в копилку вашей команды.

1.Хабаровский край считается одним из самых богатых краев нашей страны. Какими он богат полезными ископаемыми?

 (каменным и бурым углем, золотом, платиной, оловянными, железными рудами и многими другими).

2. Это болотное растение – главный природный очиститель прибрежной зоны большой реки. Оно способно поглощать вредные химические вещества. Как оно называется? (камыш)

3. Наш край богат на чудеса! Их у нас ровно 7. И сегодня мы вспомним, а кто не знал - познакомится с ними (Амурский тигр (царь дальневосточной тайги, Шантарские острова (уголок нетронутой природы, до которого добираются только самые отважные), Цветок лотоса (символ Будды, загадочный и прекрасный цветок, растущий на озерах Хабаровского края), Озеро Амут (объект паломничества туристов и любителей паранормальных явлений), Мост через Амур (конструкция чудо 20 века - получила золотую медаль в Париже на выставке), Петроглифы Сикачи-Аляна (памятники древнейшей цивилизации, ровесники Египетских пирамид),Дуссэ-Алинь(горное плато среди тайги, затерянный мир, найденный хабаровскими путешественниками

4.Назовите самую крупную рыбу древнейшего происхождения, обитающую в Амуре? (калуга)

5. Какие животные изображены на гербе края? (медведь и тигр)

6.Какое растение Хабаровского края называют корень жизни? (женшень)

7. Как переводится название реки Амур? (Черная река)

8.Какие предприятия в Хабаровском крае загрязняют атмосферу в большей степени? (Электроэнергетика)

9. А вы знаете, что лес – богатая зеленая аптека. Назовите лекарственные растения нашего леса (лимонник, женьшень, клюква, аралия)

10. Загрязнение каким веществом опасно для морской и океанической воды? (Нефтью)

Второй конкурс - «Найди и расскажи».

Ведущий 2: К категориям охраняемых территорий в нашей стране относятся заповедники, заказники, национальные парки.

Вам нужно было найти в интернете информацию о любом охраняемом объекте Хабаровского края  и рассказать краткое сообщение о его деятельности.

Ведущий 1:А кто из вас знает, что такое особо охраняемые объекты природы? (участники пытаются ответить) Ребята, под особо охраняемыми объектами или территориямиобычно понимают участки биосферы (экосистемы различного ранга), полностью или частично, постоянно или временно исключенные из хозяйственного использования.

Цели выделения и охраны таких территорий различны. Это могут быть незатронутые или слабо затронутые человеческой деятельностью экосистемы. В таких случаях они рассматриваются как эталоны природы, наблюдения за которыми позволяют глубже понять закономерности естественного развития экосистем.

Ведущий 2:

Выступление команды: Защита презентации «Заповедники»

Заповедниками называют территории, полностью изъятые из хозяйственного использования. Как правило, ограничено их посещение, туризм. В Хабаровском крае находится 6 заповедников федерального значения.

Ведущий 1:Самые главные заповедники - биосферные. Биосферные заповедники равномерно распределены по земному шару и каждый представляет какой-то природный ландшафт. Они созданы там, где природа не утратила своих первозданных черт. Эти заповедники от обычных отличаются тем, что имеют международный статус и используются для слежения за изменением биосферных процессов. Это один из объектов наземного экологического мониторинга.

Выступление команды: «Заказники и национальные парки»

Ведущий 1:К территориям с менее строгим режимом охраны относятся заказники.

Заказники организуют на какой-то определенный срок для восстановления численности промысловых зверей, птиц или популяций лекарственных растений. Восстанавливаемые виды использовать запрещается, хотя на территории заказника возможна хозяйственная деятельность с использованием всех прочих видов растений или животных (охота, рыбная ловля, заготовка лекарственного сырья, сбор грибов и ягод)

В Хабаровском крае 25 заказников федерального и краевого значения, один дендрологический парк и около 22 памятников природы. Силинский лес, в Комсомольске на –Амуре стал уникальным природным дендрарием. Анюйский нац. парк, Шантарские острова входят в семь чудес света Хабаровского края.

Выступление команды: «Памятники природы»

Ведущий 2:В национальных парках выделяются обычно заповедная, рекреационная и хозяйственная зоны.

Ведущий 1:Памятники природы включают широкий круг объектов. Это могут быть и вековые деревья, и водопады, и пещеры, и уникальные экосистемы и т. п. Они могут быть государственного, регионального и местного значения.

Ведущий 1:Сейчас человечество находится на грани всемирной экологической катастрофы. Многие экологические проблемы сегодня приобрели международный характер и для их решения необходимы совместные усилия разных стран. Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Поэтому я предлагаю вам следующий конкурс.

Четвертый конкурс

Конкурс капитанов «Мозговая атака»

«Если бы я был министром природных ресурсов Хабаровского края …»

Вам предстоит выбрать одну из экологических проблем,

выдвинуть пути ее решения (приветствуется, если информация будет размещена в виде схемы). (Подводятся промежуточные итоги).  

Пятый конкурс: «Защита экологического плаката»

Ведущий 1:

Ну что ж пришло время представить нам ваше творчество- экологические плакаты. Просим команды подготовиться и защитить идею плаката(пока командыготовятся к защите, на доске идет демонстрация экологического календаря)

Подведение итогов игры.

Пока жюри подводит итоги, ребята смотрят видеоролик «Рациональное природопользование». Подсчитываются баллы, объявляется команда победителей, анализируются ответы, вручаются дипломы.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Ведущий 1:Вот и подошла к концу наша встреча. Вы все больше молодцы, справились с нашими заданиями.

Ведущий 2: Пришло время прощаться. Помните, мы - хозяева нашей природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным - лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее - наша главная цель. Давайте ее беречь!

Заключение

Участие студентов в таком мероприятии стимулирует познавательный интерес, развивает индивидуальные творческие и интеллектуальные способности каждого обучающегося. Соревновательный дух команд приводит к сотрудничеству при взаимном уважении друг к другу и поддержке. Студенты активно участвуют в мероприятии, что позволяет сделать вывод о необходимости такой формы внеурочной работы.

Литература

  • Красная книга Хабаровского края: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения/ Министерство природных ресурсов Хабаровского края, институт водных и экологических проблем ДВО РАН. - Хабаровск: Приамурские ведомости, 200с.: ил.
  • Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. - М., 2014.
  • Кучеренко Уссурийской тайги.- Хабаровск: Приамурские ведомости, 200с.: ил.
  • Кучеренко Амур.- Хабаровск: Приамурские ведомости, 2018. Кучеренко о животных.- Хабаровск: Приамурские ведомости, 200с.: ил.
  • Мой край: материал для беседы о Хабаровском крае /. - Амурск; Детская библиотека, 2016г.
  • Прохоров Б.Б. Жизненная среда горожан // Природв.2011. №3. – С.43-49.
  • Приказ Минобрнауки России от 07.05.2018 N 452 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.03 Технология деревообработки" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.07.2014 N 33283)

Ссылки на используемую литературу

Ресурсы интернета

 1. http://www.gogolevka.ru/kollegam/nashirazrabotki/scenarii/ekologicheskiy_vecher экологический вечер для старшеклассников «Брось природе спасательный круг»

2.  http://gigabaza.ru/doc/108872.html - экологическое путешествие «Дом под крышей голубой»

3.       http://petrovskaya-school.edusite.ru/DswMedia/scenariyyekologicheskogokruglogostola.doc - круглый стол «Природа – наша жизнь»

4.http://festival.1september.ru/articles/210274/ - «Береги свою планету»

5. http://festival.1september.ru/articles/210380/ - эко-вечер для старшеклассников «Это твоя Земля»

6.http://festival.1september.ru/articles/5290

7.https://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskaja-viktorina-126134

www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов).

8. www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения).

9. www.ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии Рос-си. Научно популярный журнал «Здоровье» [Электронный ресурс] ― Режим доступа. — URL:http://www.relga.ru/

Приложение 1

Тест с ответами по экологии

Выбрать один правильный ответ

1. Факторы неживой природы, которые влияют на жизнь живых организмов…
а) Абиотическими
б) Живыми.
в) Антропогенными
г) Биотическими
д) Лимитирующие

2. Наука, изучающая характер и поведение животных:

а) Токсикология
б) Этология.
в) Экология
г) Зоология
д) Биология

3. Термин «экологическая система» в науку ввел…
б) Зюсс
в) Тенсли
г) Дарвин
д) Геккель

4. Экология как наукаосновалась в…

а) 1954 г.
б) 1904 г.
в) 1854 г.
г) 1860г.

5. Взаимодействие между популяциями, при котором один видподавляет другойназывается…
а) Мутуализм
б) Аменсализм
в) Комменсализм
г) Протокооперация
д
) Паразитизм

6. Виды, которые широко распространены на планете называются…
а) Эндемики
б) Убиквисты
в) Космополиты
г) Виоленты
д) Реликты

7. Сфера разума-это:

 а) Техносфера
б) Биосфера
в) Криосфера
г) Стратосфера
д) Ноосфера

8. Вещества, которые способствуют разрушению озонового слоя…
а) Неорганические вещества
б) Канцерогенные вещества
в) Фреоны
г) Тяжелые металлы
д) Гербициды

9. Совокупность всех растительных организмовназывается…
а) Экотип
б) Биофауна
в) Общество
д) Флора

10. Организмы, которые способны производить органические вещества
из неорганических называют…

а) Консументы
б) Литотрофы
в) Сапрофаги
г) Редуценты
д) Продуценты



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Хабаровский промышленно-экономический техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ » ЖИРЫ»

Разработала: Лескова Т.В.,

преподаватель естествознания, химии, экологии

Хабаровск, 2022

Пояснительная записка

Методическая разработка по теме «Жиры» составлена для студентов 1 курса технических специальностей СПО изучающих дисциплину «химия» с использованием элементов технологии критического мышленияи элементов, технологии проблемного обучения, разработанный в соответствии с   новыми требованиям ФГОС.

Урок «Жиры» был апробирован в учебной группе по тематическому планированию специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений   КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум» в 2022г.

Его цель: Создание содержательных и организационных условий для изучения особенностей строения, классификации, получение, применение, физических, химических и биологических свойств жиров.

Задачи

  • Вовлечь обучающихся в рефлексивно- оценочную ситуацию прогнозирования важности свойств веществ и областей их применения.
  • Стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, анализу индивидуальных достижений;
  • Способствовать формированию познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся;

- Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.

Предполагаемый методический продукт:

  • Позволяет применять умения моделировать и анализировать информацию в ходе   учебного занятия в режиме элементов технологии критического мышления.
  • Предполагает выполнение индивидуальных и групповых заданий в виде проблемной задачи и выполнение тестового задания.

Сильной стороной данной разработки является предлагаемые методические приложения. Они

  • позволяют лучше понять содержание учебного занятия и конкретной работы во время его проведения;
  • видеозапись занятия (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
  • презентация к занятию ( ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Технологическая карта учебного занятия по дисциплине «химия» для 1 курса технических специальностей СПО по теме «Жиры»

Автор: Лескова Татьяна Владимировна, преподаватель естествознания, химии, экологии

Образовательная организация: КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум»

Описание материала: технологическая карта занятия по дисциплине «химия» с использованием элементов технологии критического мышления для обучающихся 1 курса СПО технических специальностей базового уровня, разработанный в соответствии с   новыми требованиям ФГОС.

Технологическая карта учебного занятия  

Дисциплина: «химия»

Уровень усвоения: базовый

Автор УМК: О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Тетерин

Тема занятия: «Жиры»

Тип занятия по ФГОС: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Используемая технология: технологии критического мышления (элементы), технология проблемного обучения(элементы).

Цель

Студенты научатся составлять формулы жиров, называть их, составлять уравнения реакций с участием жиров.

Основные термины, понятия

Жиры, сложные эфиры, твердые жиры, жидкие жиры, масло, животные жиры, растительные жиры, гидрирование жиров, гидролиз жиров, омыление, мыло.

Задачи урока

Предметные:

- создать условия для усвоения обучающимися знаний о жирах как сложных эфирах;

- организовать работу по совершенствованию умений работать с литературой, интерактивной доской, проводить лабораторное исследование;

- совершенствовать умения составлять структурные формулы высших жирных кислот, жиров, уравнения реакции получения жира, мыла и маргарина.

Метапредметные:

Личностные

-устанавливать связь между учебной деятельностью и ее мотивом;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать усвоение содержания учебного материала (исходя из личных ценностей).

Познавательные

- систематизировать материал, изученный на предыдущем уроке;

- уметь находить нужную информацию в учебнике, перерабатывать полученную информацию, анализировать, делать выводы;

- уметь работать с заданиями разного вида;

-уметь ставить и решать проблему.

Регулятивные

- планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей;

- осознанно выделять то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения;

- оценивать результаты работы.

Коммуникативные

- учить выстраивать учебное сотрудничество;

- учить формулировать собственную позицию;

- учить выражать собственное мнение с точностью и достаточной полнотой, аргументировать его.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

В познавательной сфере :

- знать: жиры – сложные эфиры, состав жиров, их свойства;

- уметь: составлять формулы жиров, называть жиры, составлять уравнения реакций с участием жиров;

-уметь проводить лабораторное исследование

В ценностно-ориентационной сфере:

  • Уметь формулировать цель урока, индивидуальные образовательные и развивающие задачи, составлять план действий, подводить итог занятия, анализировать индивидуальные и коллективные достижения.

Обучающиеся откроют способ фиксировать собственные трудности при изучении данной темы, выявлять причины затруднений, разовьют способность обобщать, делать выводы, анализировать, классифицировать, видеть причинно- следственные связи.

Познавательные УУД: 

  • Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.
  • Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
  • Проводить наблюдение и эксперимент под руководством преподавателя
  • Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах и таблицах.

Регулятивные УУД: 

  • Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий.
  • Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
  • Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности.
  • Осуществлять само- и взаимоконтроль, и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами).

Коммуникативные УУД:

  • Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и с обучающимися в группе.
  • Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.
  • Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью

Обучающиеся убедятся в том, что знания о жирах имеют практическое применение в повседневной жизни;

 умение анализировать свою деятельность;

-оценивать себя на основе критерия успешности

- умение устанавливать связь между целью и результатом;

- Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту.

Межпредметные связи

Биология, физика, история, математика, медицина.

Оборудование

Информационные материалы, раздаточный материал (маршрутные листы; образцы жиров , (подсолнечное, льняное, оливковое, кокосовое, сливочное), мыла жидкие и твёрдые, маргарин, крем, спирт, вода, глицерин, свеча, олифа, бензин, ацетон, уайт -спирит).

Ресурсы: основной

дополнительные

Габриелян        О.С. Химия: учеб. для студ. сред, проф.учеб. заведений- 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2016.

 Рудзитис        Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Органическая химия. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень,- 14- е изд. - М. : Просвещение, 2017.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная (работа с утверждениями), групповая (взаимопомощь) и парная

Приемы и средства обучения:

Опора на знания обучающихся, использование алгоритмов, сравнение и анализ, информационные средства (мультимедийная презентация).

Организационная структура занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

УУД

Ресурсы

Организационный этап

Создание комфортной обстановки и положительной мотивации: Здоровается с учениками, организует внимание обучающихся, приглашает к сотрудничеству.

Приветствуют учителя. Внутренне организуются, мобилизуются на урок.

Коммуникативные: умение слушать и воспринимать на слух вопросы учителя.

Личностные: формирование положительной мотивации к изучению нового.

Интерактивная доска

Презентация

Учебники

Актуализация знаний.  Целеполагание и мотивация

Стадия вызова Корзина идей 

1. «Корзина идей» в которой находятся: масло (подсолнечное, льняное, оливковое, кокосовое, сливочное), мыло (жидкое и твёрдое), маргарин, крем, глицерин, свеча, олифа.

Преподаватель с целью создания интриги приводит исторические данные о значимости изучаемого вещества.

 Актуализация знаний

Задаёт вопросы:

- какие ассоциации связаны со словом «жиры»?

-Заполнить таблицу «Я знаю»

Стимулирует к целеполаганию

Стимулирует обучающихся на постановку целей и задач урока

-Что хотите знать о жирах?»

-Используя подсказки из кластера, сформулируйте цели: «Я должен знать!

 -и задачи урока: «Я должен научиться!»

Исходя из постановки целей и задач формулируется план урока

1. Определение жиров

2.История жиров

3. Классификация жиров

4. физические свойства жиров

5. Химические свойства

6. Биологическая роль жиров

7. Применение.

Выдвигают предположения о происхождении и классе веществ.

Возникает противоречие: Что объединяет между собой все вещества на демонстрационном столе?

Обучающиеся активно вовлекаются в обсуждение исторических событий, связанных с жирами.

Обучающиеся составляют кластер со словом «жиры»

Заполняют I столбец слева  таблицы (3 мин)

Табл. 1 Поставить + или –

До

Утверждения

После

 

Жиры – это сложные эфиры

 

 

Жиры растворяются в спирте и бензине

 

 

Жиры являются важной составной частью пищи человека и животных

 

 

В состав жиров входят глицерин и высшие карбоновые кислоты

 

 

Все животные жиры твердые

 

 

Жиры входят в состав ферментов

 

 

Основная часть жиров расщепляется в тонком кишечнике

 

Размышляют, формулируют цели и задачи

Цели: Я должен знать:

-что такое жиры?

- из каких компонентов они состоят?

-какие жиры бывают полезными и какие вредные?

-почему жиры бывают твёрдые и жидкие?

- в чём польза жиров в жизнедеятельности человека?

- о жирах в профессии строителя?

Задачи: Я должен научиться:

-составлять формулы жиров и уравнение реакции гидролиза жира

-описывать реакции омыления и гидрирования

-различать полезные и вредные жиры

- характеризовать роль жиров в жизни человека и промышленности

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.

Личностные: понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных исторических знаний для решения практических задач в повседневной жизни.

Регулятивные: формирование умения целеполагания, прогнозирования, планирования своей деятельности.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Масло (подсолнечное, льняное, оливковое, кокосовое, сливочное), мыло (жидкое и твёрдое), маргарин, крем, глицерин, свеча, олифа

Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление.

«Осмысление» 

Для того, чтобы ответить на поставленные проблемные вопросы мы попробуем посмотреть на жиры глазами биолога, химика, медика, технолога и получить информацию у историков о тех ученых, которые помогли человеку получить представление о составе и свойствах жиров.

Организует изучение темы по блокам

Усвоение нового материала

1.Состав жиров. Реакция этерификации

Преподаватель просит обучающихся составить формулы глицерина и высших карбоновых кислот

В виде игровой формы, педагог показывает, как молекула глицерина соединяется с 3-мя высшими карбоновыми кислотами, образуя 3 сложный эфир –тристеарат с выделением воды

Побуждает к решению проблемного вопроса «Что объединяют эти вещества?

Подводит учащихся к определению понятия «жиры» и классификации жиров

2.История открытия жиров

Виталистическое мировоззрение препятствовало синтезу органических веществ

- можно ли жиры получать синтетическим путём?

Обучающиеся предварительно получили от преподавателя задание- подготовить дополнительную информацию о жирах, распределив роли

1 блок «Исследовательский»

Составляют формулы глицерина и высших жирных кислот в тетради и на доске

Обучающиеся составляют реакцию этерификации –взаимодействие глицерина и жирных кислот

Обсуждают   результаты своей работы и оценивают свою работу.

Самостоятельно дают определение понятию «жиры» и записывают в тетрадь

Выступление «историков»:

  «История  получения жиров»

Познавательные: определения понятиям «Жиры», «классификация спиртов»

Регулятивные: умение использовать речь для регуляции своей деятельности

.

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателя и обучающихся.

Личностные: понимать значимость фундаментальных представлений о строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира.

Учебник, рабочие тетради, презентация.

Побуждает к высказыванию своего мнения по вопросу:

- какие признаки лежат в основе классификации жиров?

- Какие могут быть свойства характерные для жиров?

Организует обсуждение проблемы.

 Проводит коррекцию пробелов в осмыслении материала

Подводит к вопросу о значении жиров в строительстве

-Что такое олифа?.

2блок «Классификация- основа порядка в науке»

Выдвигают гипотезы классификации. Фиксируют данные согласно плану на доске

Комментируют схему «Классификация жиров».

Выступление «строителей»:

» Состав, свойства и применение олифы»

Познавательные: умение анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений, создавать обобщения, делать выводы.

Регулятивные: осуществление само- и взаимоконтроля процесса выполнения задания.

Коммуникативные: умение работать индивидуально и в парах. Адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью

Личностные: осознавать необходимость применения знаний в будущей профессии; развивать любознательность и интерес к предмету

Записи в тетради

учебник, презентация

Дополнительный материал «Применение жиров в строительстве»

Физические свойства жира

Растворимость жиров.

-Исследуйте растворимость жиров в различных веществах.

-Нерастворимы в воде, легче воды, хорошо растворяются в органических растворителях,

-Как можно применять это свойство жиров в повседневной жизни?

Теперь перейдем к практическим советам. Вам надо удалить пятно от подсолнечного масла. Можно ли их удалить физическим способом, не прибегая к помощи химии?

Физкультминутка

Проводится во избежание утомления, улучшения настроения и для восстановления умственной деятельности.

3блок «Существует только один заменитель воображения - опыт»

Группа студентов в роли химиков выполняют лабораторный опыт по инструкции:

а) Растворимость жиров в воде, спирте, ацетоне, уайт-спирите.

б) Комментируют, рассуждают, делают выводы

-Да, растительное масло хорошо растворяется в бензине, керосине, ацетоне. Частично в спирте.                                                                 Приходят к выводу-                                     - удалить жирные пятна можно только с помощью химии

Выполняют физическую зарядку

Улучшается кровообращение, снимается утомление мышц, нервной системы, активизируется мышление, создаются положительные эмоции и повышается интерес к занятиям

Познавательные: соблюдать правила техники безопасности при работе с  химическими веществами; устанавливать причинно-следственные связи.  

Регулятивные:     Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий.

     Коммуникативные: работать в группе; умение выражать свои мысли.

Личностные: осознавать необходимость применения знаний в повседневной жизни

Учебник

 Образцы органических растворителей

 Набор лабораторной посуды и химических реактивов для выполнения экспериментов

1. Знакомство с реакцией гидролиза жиров и условиями этого процесса.

Омыление- получение мыла 

Демонстрация лабораторного опыта «Омыление жиров»

Продолжите составлять в тетради уравнение реакции получения мыла по схеме:

 Щелочь + Вода + Жир = Мыло + Глицерин

2. Знакомство с реакцией гидрирования жидких жиров - получение маргарина

Формирует представление об условиях синтеза твердого жира-маргарина

4 блок Химические свойства жиров «О каком веществе идет речь?»

Обучающиеся наблюдают за видео экспериментом.

Составляют уравнение реакции получения мыла

 Щелочной гидролиз C:\Users\11\Desktop\разработка урока\1-1.jpg

Обучающиеся слушают сообщение «историков» о истории получении маргарина

Познавательные: строить логические рассуждения о свойствах реакции гидролиза

Регулятивные: Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Коммуникативные: строить понятные для собеседника речевые  высказывания, уметь слушать собеседника.

Личностные: осознавать необходимость применения знаний в повседневной жизни

Презентация

 Видео демонстрация лабораторного опыта «Получение жира»

Образцы мыла и маргарина

выступление обучающегося, презентация

Создаёт условия для формирования представлений о положительном и отрицательном влиянии жиров на организм человека.

 

4 блок «Биологическая роль жиров в жизни человека»

Выступление с докладами «биологов» и «медиков»

- рассказывают о положительном и отрицательном влиянии жиров на организм человека.

-Узнают, как жиры воздействуют на организм человека и в чем их значение в процессе жизнедеятельности.

Познавательные: строить логические рассуждения; Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя.

Личностные: осознание и выработка собственной жизненной позиции в отношении мира и окружающих веществ, соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего.

Доклады обучающихся

Презентация

Применение знаний и способов действий

Выполните задания на выбор на «5», «4» и «3»

Организует контроль знаний обучающихся

 (тестовые задания высвечиваются на слайде)

Выполняют задание

Тест по теме «Жиры» (уровень на отлично) уровень на хорошо, уровень (удовлетворительно)

1. Жиры это… а) многоатомные спирты б) сложные эфиры в) карбоновые кислоты.

2.Превращение жидких жиров в твёрдые происходит в результате реакции:
а) гидратации ,б)дегидрирования, в)гидрирования.

3.Жиры хорошо растворяются:
а) в органических растворителях,б) в воде,
в) в растворе кислот.

4. Кто из перечисленных учёных впервые синтезировал жиры?.
а) Бутлеров б) Бертло в) Шеелег) Шеврёль

5. как называются ферменты, расщепляющие жиры в организме человека? 

а) амилоза   б) желчь  в) липаза

Познавательные: строить  логические рассуждения; сопоставлять результаты.

Регулятивные: контроль, коррекция своих действий, оценка успешности усвоения. Коммуникативные: адекватно использовать письменную речь.

Личностные: воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний и умений.

Приложение1,2

Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия

Акцентирует внимание на достижении целей и задач урока:

-Вернемся к целям и задачам, которые мы поставили перед собой в начале урока.

- Каковы ваши главные результаты: что вы поняли, чему научились?

-Какие задания вызвали наибольший интерес?

-С какими трудностями вы столкнулись и как вы их преодолевали?

Побуждает к анализу индивидуальных достижений.

Оправдались ли ваши ожидания?

Обучающиеся отвечают на вопросы:

Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнил задание…
Я понял, что…
Я приобрел…
Я научился…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…

Преподаватель оценивает деятельность обучающихся на уроке, учитывая их мастерство выступления с мини докладами, количество набранных жетонов и тестовая работа

Обучающиеся читают цели и задачи, которые были сформулированы совместно с учителем.

Обучающиеся высказывают своё мнение о полученных знаниях. Приходят к выводу, что цели и задачи урока достигнуты.

Выполняют задание

Табл. 1 Поставить + или – в правой колонке

До

Утверждения

После

 

Жиры – это сложные эфиры

 

 

Жиры растворяются в спирте и бензине

 

 

Жиры являются важной составной частью пищи человека и животных

 

 

В состав жиров входят глицерин и высшие карбоновые кислоты

 

 

Все животные жиры твердые

 

 

Жиры входят в состав ферментов

 

 

Основная часть жиров расщепляется в тонком кишечнике

 

Критически оценивают свою работу на уроке (обмениваются в паре и выставляют оценки по критериям, которые демонстрируются на экране)

Подведение итогов урока (выводы).

Выводы:

1.  Жиры – это сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот.

2.  Жиры бывают животного и растительного происхождения, которые отличаются наличием в них различных карбоновых кислот.

3.  Основным свойством всех жиров является растворения гидролиза: водный и щелочной (омыление)

4.  Жиры имеют важное значение в жизни человека, т. к. они выполняют очень важные функции в организме, такие как энергетическая, защитная, строительная.

Обучающиеся высказывают своё мнение о полученных знаниях. Приходят к выводу, что цели и задачи урока достигнуты.

Познавательные: строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы. осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, Умение слушать  и слышать собеседника.

Регулятивные

- планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей;

- осознанно выделять то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения;

- оценивать результаты работы.

Приложение1

Презентация

Информация о домашнем задании

Домашнее задание

1.Составить синквейн: «Жиры»

2.Понятие «Жиры» и «Холестерин» тесно связаны между собой. Почему, когда мы едим жирную пищу, то боимся повысить свой холестерин?

развивается образное мышление

развиваются творческие способности учащихся

развивается мышление и воображение

вырабатывается способность к анализу

Регулятивные: совершенствовать умение работать с литературой

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Личностные: воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний  и умений.

Коммуникативные: совершенствуются ком навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли

Используемая методическая литература

1.Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В.С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д, 2016.

2.Хуторской А.В. Статья “Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций”. // Интернет– журнал "Эйдос".

3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.

4.Кузьмина Н. В. Способности, одаренность и талант учителя. — Л., 1992. Никишина И. В. Научно методическое обеспечение новых технологий в системе методической работы. — Волгоград, 2009. Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. // Педагогический поиск, 2012. — № 2. − С. 138–143.

5..Компетентностный подход, как способ достижения нового качества образования. М., 2009. − С. 102–106. Иванов Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов. — М.: АПК и ПРО, 2013

6. Кульневич С.В.,Т.П. Лакоценина «Современный урок» Часть1,2,3Научно-практическое пособие для учителей, методистов, студентов педагогических вузов-Ростов –н/Д: Издательство »Учитель», 2016. -288с.

Интернет ресурсы:

1.https://infourok.ru/priyomi-i-metodi-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-cherez-chtenie-i-pismo-na-urokah-v-sisteme-spo-421811.html

2.https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-tiekhnologhiia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia.html

3.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2019/11/19/metodicheskie-rekomendatsii-po-organizatsii-uroka-v-ramkah

Приложение 1

До

Утверждения

После

 

Жиры – это сложные эфиры

 

 

Жиры растворяются в спирте и бензине

 

 

Жиры являются важной составной частью пищи человека и животных

 

 

В состав жиров входят глицерин и высшие карбоновые кислоты

 

 

Все животные жиры твердые

 

 

Жиры входят в состав ферментов

 

 

Основная часть жиров расщепляется в тонком кишечнике

 

Приложение2

Уровень на «5»

Тест по теме «Жиры» («4»)                                                                                                                                    

Тест по теме «Жиры» («3»)

1. Жиры это…
а) многоатомные спирты
б) сложные эфиры
в) карбоновые кислоты.

2.Какие реакции характерны для животных жиров?

 а) водный гидролиз
б) гидрирование
в) присоединение
г) омыление

3.Растительные и животные жиры отличаются: а) по растворимости в воде,
б) составом спирта,
в) составом высших карбоновых кислот,

4. Мыла - это: а) натривые или калиевые соли высших карбоновых кислот,
б)натривые или каливые соли уксусной кислоты,
в) продукты гидролиза в кислой среде,

5. Укажите состав жидкого мыла: а) 

1. Жиры это… а) многоатомные спирты
б) сложные эфиры
в) карбоновые кислоты.

2.Превращение жидких жиров в твёрдые происходит в результате реакции:
а) гидратации,
б)дегидрирования,
в)гидрирования.

3.Жиры хорошо растворяются:
а) в органических растворителях,
б) в воде,
в) в растворе кислот.

4. Кто из перечисленных учёных впервые синтезировал жиры?.
а) Бутлеров
б) Бертло
в) Шееле
г) Шеврёль

5. как называются ферменты, расщепляющие жиры в организме человека? а) амилоза
б) желчь
в) липаза
г) протеаза

1. Жиры это… а) многоатомные спирты
б) сложные эфиры
в) карбоновые кислоты.

2. Рыбий жир является источником витамина: а) С
б) В
в) Д

3. Окончательное расцепление жиров идёт:

а) в тонком кишечнике
б) в толстом кишечнике
в) в желудке

4. Кто из перечисленных учёных не занимался изучением жиров?
а) Бертло
б) Шеврёль
в) Бутлеров
г) Шееле

5. Какой из данных продуктов не получают из жиров?

 а) мыло
б) глицерин
в) пластмассы
г) маргарин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Экологическая тропа"

В данной методической разработке предлагается сценарий внеклассного мероприятия "Экологическая тропа". Мероприятие проводится в форме заочного путешествия, в ходе которого команды выполняют различные ...

Народное творчество Хабаровского края и Дальнего востока

На территории Хабаровского края российского Дальнего Востока издревле проживают восемь коренных малочисленных народов: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены.Образ жиз...

Методика проведения внеклассного мероприятия «Конкурс презентаций»

Целью проведения данного конкурса является выработка и закрепление умений и навыков студентов в составлении презентаций в программе Power Point, а также преследуются воспитательные цели - сплочения гр...

Методическая разработка проведения внеклассного мероприятия пресс конференции

В данной работе приводится методическая разработка  по организации  и проведению пресс – конференции  на тему исследовательской деятельности обучающихся в процессе обучения. В рек...

Методическая разработка проведения внеклассного мероприятия «4 ноября – День народного единства»

Методическая разработка направлена на воспитание культуры мировоззренческого самоопределения молодёжи, гармоничной встроенности личности в окружающий мир.Педагогическое значение праздника Дня народног...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Экологические аспекты микробной деконтаминации в ЛПУ и быту"

Устный журнал «Экологические аспекты микробной деконтаминации» расширяет понимание обучающимися значимости проблемы биологического загрязнения окружающей среды и необходимости решения насу...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ « ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ И УЧЕТ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ»

История создания счётчиков связана с изобретениями электротехнических устройств XIX века. Самые разные исследователи независимо и беспрестанно изучали электромагнетизм, внося собственную леп...