Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Экологические аспекты микробной деконтаминации в ЛПУ и быту"
методическая разработка

Устный журнал «Экологические аспекты микробной деконтаминации» расширяет понимание обучающимися значимости проблемы биологического загрязнения окружающей среды и необходимости решения насущных задач по сохранению и укреплению здоровья населения, проживающего в различных экологических условиях.

Особое внимание при разработке тем журнала уделяется причинам возникновения биологического загрязнения и способам борьбы с ним.

В содержании Устного журнала выделены четыре тематических раздела (странички):

  1. Введение. Проблемы биологического (микробного) загрязнения окружающей среды
  2. Страничка первая: принципы деконтаминации микробного загрязнения в ЛПУ
  3. Страничка вторая: принципы деконтаминации микробного загрязнения в быту
  4. Страничка третья: экстремальные микроорганизмы

Тематические разделы журнала позволяют студентам расширить и углубить знания о влиянии увеличения спектра диагностических и лечебно-профилактических манипуляций, развития биотехнологии и генной инженерии, внедрении новых технологий микробиологических исследований, увеличении объёма медицинских отходов на усилении их негативного влияния на природную среду, здоровье медицинских работников и населения. Подготовка и проведение устного журнала расширяют возможности студентов в освоении общих и профессиональных компетенций: обучающиеся закрепляют умения осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

       Устный журнал, как форма внеаудиторного мероприятия, дает возможность преподавателю осуществлять индивидуальную работу с обучающимися, работу с малыми группами и группой в целом.

Под руководством преподавателей студенты определяют содержание каждого раздела, готовят презентацию, разрабатывают сценарий мероприятия. Самостоятельно обучающиеся проводят сбор и анализ информации по темам разделов, готовят сообщения для открытого мероприятия.

Время представления устного журнала: 45-60 минут.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 2»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеаудиторного мероприятия

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИКРОБНОЙ ДЕКОНТАМИНАЦИИ

В ЛПУ И БЫТУ

Дисциплины:

ОП. 05. Гигиена и экология человека

ОП. 06. Основы микробиологии и иммунологии

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Москва

2017

Утверждено

Методическим советом

Протокол №

от «     »   2017 г.

Председатель

_______________/__________

ФИО                        подпись

Одобрено

ЦМК №2

Протокол №4

от «» ноября2017 г.

Председатель ЦМК

Майорова М.Е.__/ _______________

ФИО                        подпись

Согласовано

с методистом

____________/________________

ФИО                        подпись

Авторы:

Майорова М.Е., преподаватель высшей квалификационной

категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»

Мусиенко А.Б., преподаватель первой квалификационной

КатегорииГБПОУ ДЗМ «МК № 2»

Хаустова Л.И., к.б.н., преподаватель высшей квалификационной

категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»

Пояснительная записка

 

Устный журнал «Экологические аспекты микробной деконтаминации» расширяет понимание обучающимися значимости проблемы биологического загрязнения окружающей среды и необходимости решения насущных задач по сохранению и укреплению здоровья населения, проживающего в различных экологических условиях.

Особое внимание при разработке тем журнала уделяется причинам возникновения биологического загрязнения и способам борьбы с ним.

В содержании Устного журнала выделены четыре тематических раздела (странички):

  1. Введение. Проблемы биологического (микробного) загрязнения окружающей среды
  2. Страничка первая: принципы деконтаминации микробного загрязнения в ЛПУ
  3. Страничка вторая: принципы деконтаминации микробного загрязнения в быту
  4. Страничка третья: экстремальные микроорганизмы

Тематические разделы журнала позволяют студентам расширить и углубить знания о влиянии увеличения спектра диагностических и лечебно-профилактических манипуляций, развития биотехнологии и генной инженерии, внедрении новых технологий микробиологических исследований, увеличении объёма медицинских отходов на усилении их негативного влияния на природную среду, здоровье медицинских работников и населения. Подготовка и проведение устного журнала расширяют возможности студентов в освоении общих и профессиональных компетенций: обучающиеся закрепляют умения осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

       Устный журнал, как форма внеаудиторного мероприятия, дает возможность преподавателю осуществлять индивидуальную работу с обучающимися, работу с малыми группами и группой в целом.

Под руководством преподавателей студенты определяют содержание каждого раздела, готовят презентацию, разрабатывают сценарий мероприятия. Самостоятельно обучающиеся проводят сбор и анализ информации по темам разделов, готовят сообщения для открытого мероприятия.

Время представления устного журнала: 45-60 минут.

Цели Устного журнала:

  1. Интегрировать знания о причинах и последствиях биологического загрязнения окружающей среды; об особо устойчивых видах микроорганизмов – экстремалах.
  2. Расширить представление о принципах микробной деконтаминации в ЛПУ и жилых помещениях.

Задачи Устного журнала:

  1. Обеспечить интеграцию учебных дисциплин ОП.04. Гигиена и экология человека, ОП. 06. Основы микробиологии и иммунологии и учебно-исследовательской работы студентов.
  2. Закрепить у обучающихся умение осуществлять поиск информации об источниках биологического загрязнения окружающей среды и мер профилактики их неблагоприятного воздействия на здоровье людей.
  3. Привлечь внимание обучающихся к проблемам, связанным с мутациями и повышением резистентности микоорганизмов.

Сценарий

  1. Введение. Проблемы биологического (микробного) загрязнения окружающей среды.

Вступительное слово ведущих Устного журнала. Ведущие объявляют тему устного журнала указывают цели и задачи его проведения, обращают внимание аудитории на участие в Устном журнале обучающихся из разных групп.

  1. Выступления обучающихся:
  1. Страничка первая: принципы деконтаминации микробного загрязнения в ЛПУ
  2. Страничка вторая: принципы деконтаминации микробного загрязнения в быту
  3. Страничка третья: экстремальные микроорганизмы
  4. Страничка четвертая: Викторина! Викторина! Викторина!
  1. Заключительное слово преподавателя, представителей администрации.

Выступления обучающихся сопровождаются демонстрацией презентации.

  1. Введение. Проблемы биологического (микробного) загрязнения окружающей среды

Вступительное слово ведущего

     Здравствуйте, уважаемые гости нашего журнала! Сегодня мы хотим познакомить вас с проблемами микробиологического загрязнения окружающей среды и методами их решения. Биологическое загрязнение среды происходит по причине антропогенного воздействия на окружающий мир. Главным образом в биосферу попадают различные микроорганизмы, которые ухудшают состояние экосистем, влияют на различные виды животных и растений. Источники загрязнения весьма разнообразны: каждая сфера деятельности человека привносит «свою лепту» в загрязнение окружающей среды. Источниками биологического загрязнения могут быть промышленные предприятия, теплоэнергетический комплекс, транспорт, медицинские отходы, бытовые и промышленные сточные воды, отходы животноводства, мусорные свалки и полигоны,  канализационные сети.

Различные органические соединения и микроорганизмы поступают в поверхностные и подземные воды, проникают в атмосферу и в почву, распространяются,нанося урон экосистемам. В результате резкого увеличения объема биологического загрязнения утрачивается способность экосистем к самоочищению и регенерации, нарушается естественный круговорот веществ в биосфере.

Загрязнение  окружающей среды патогенными микроорганизмами приводит к возникновению природно-очаговых заболеваний, распространению эпидемий, жертвами которых становятся и животные  и люди.

Биологическое загрязнение способно быстро и масштабно влиять на здоровье нынешнего и будущего поколений людей, приводя к необратимым последствиям. Поэтому чрезвычайно важным всвязи с экологическими проблемами становится проблема защитыокружающей нас среды от микробиологического загрязнения.

Мы предлагаем вам познакомиться соспособами утилизации медицинских отходов, принципами микробной деконтаминации  в ЛПУ и жилых помещениях, а также  с особо устойчивыми видами микроорганизмов (так называемыми экстремальными  видами).

Слайд 1 – заставка (ведущий)

Здравствуйте, уважаемые преподаватели, студенты и гости нашего устного журнала!

2017 - Год Экологии в России

Слайд 2  (ведущий)

2017 год объявлен в Российской федерации Годом экологии.

5 января 2016 Президент России В.В. Путин подписал об этом указ.
Цель решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в
экологической сфере и улучшить состояние экологической безопасности страны.

Слайд 3 (ведущий)

В год экологии мы представляем наш устный журнал

Экологические аспекты микробной деконтаминации в ЛПУ и быту

Слайд 4(ведущий)

Биологическое загрязнение - это связанное с деятельностью человека привнесение в экосистемы и технологические устройства не характерных для них видов живых организмов (бактерий, вирусов, простейших, микромицетов).

В результате биологического  загрязнения ухудшаются условия существования естественных биотических сообществ, что негативно влияет на здоровье человека.

Особую опасность представляет биологическое загрязнение среды возбудителями инфекционных и паразитарных болезней.

Слайд 5 (ведущий)

Основными источниками биологического воздействия на экосистемы являются сточные воды предприятий, бытовые и промышленные свалки, медицинские отходы, канализационная сеть, поля орошения, поля ассенизации и др.

Из этих источников разнообразные органические соединения и патогенные микроорганизмы попадают в почву, подземные воды, горные породы, атмосферу.

Слайд 6 (ведущий)

Последствия биологического загрязнения для окружающей среды и косвенно для человека:

  • Нарушения экологического равновесия между микро-и макроорганизмами
  • Нарушение внутримикробных ассоциаций
  • Нарушение естественных процессов самоочищения воды и почвы
  • Появление штаммов микроорганизмов с измененными свойствами
  • Появление устойчивых к антибиотикам микроорганизмов

  1. Выступления обучающихся:

Страничка первая: принципы деконтаминации микробного загрязнения в ЛПУ

Слайд 7 (ведущий)

Итак, открываем первую Страничку нашего Устного журнала
«Проблемы биологического (микробного) загрязнения окружающей среды»

Многие выдающиеся писатели говорили о природе,  о том благотворном воздействии, которое оказывает природа на человека, о тех духовных и материальных богатствах, которые природа дарует человеку и, конечно, о важности сохранения природы.

Л.Н. Толстой сказал:

«Соприкосновение с природой есть самое последнее слово всякого прогресса, науки, рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры»

Слайд 8 (ведущий)

Известный английский писатель начала 20 века ДэвидЛоуренсдостаточно резко и справедливо сказал:

«Когда я думаю, что весь мир обречен на гибель благодаря собственному идиотизму,  то даже Луна не кажется мне такой уж далекой. С нее, наверное, хорошо видна наша бедная Земля — грязная, запакощенная человеком, самое несчастное из всех небесных тел» 

Слайд 9 (ведущий)

А теперь расскажем о  тех проблемах, которые порождает  прогресс, развитие производства, медицинских технологий и о мерах, которые предпринимаются  для решения этих проблем.

Биологическое загрязнение создается органическими веществами,  микроорганизмами, в том числе болезнетворными.

Они могут находиться в атмосфере, воде, почве, в теле других живых организмов, в том числе и в самом человеке.

Возбудители инфекционных заболеваний имеют различную устойчивость в окружающей среде. Одни способны жить вне организма человека всего несколько часов; находясь в воздухе, в воде, на разных предметах, они быстро погибают. Другие могут жить в окружающей среде от нескольких дней до нескольких лет.

Биологическое загрязнение среды постоянно усиливается, под воздействием радиации и химического загрязнения среды микроорганизмы постоянно мутируют,  возникают  новые штаммы микроорганизмов, опасные для человека.

Слайд 10 (ведущий)

Опасные отходы лечебных учреждений вывозятся на свалку как твердые бытовые отходы и представляют большую опасность не только для окружающей среды путем загрязнения почвы, воды и воздуха, но и для здоровья людей.

В зоне риска находятся не только медицинские работники, технический персонал, больные, но и посетители лечебно-профилактических учреждений, население.

Вред может быть нанесен окружающей среде путем загрязнения почвы, воды, воздуха.

Слайд 11 (ведущий)

Классификация медицинских отходов

Медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности:

  • Класс А (неопасные)
  • Класс Б  (опасные)
  • Класс В (чрезвычайно опасные)
  • Класс Г (отходы, близкие по составу к промышленным)
  • Класс Д (радиоактивные отходы)

В эпидемиологическом плане  особую опасность представляют отходы класса Б и класса В:

  • Класс «Б» - эпидемиологически опасные отходы.
  • Класс «В» - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.

Слайд 12 (ведущий)

Медицинские отходы нельзя отнести к бытовым отходам, так как их инфицированность превышает в 1000 и более раз городские твердые бытовые отходы.

Кроме того, они содержат большое количество токсичных соединений (прежде всего, цитостатики, антибиотики и другие лекарственные препараты) и радиоактивные вещества.

Слайд 13 (ведущий)

Особую группу составляют инфекционные болезни, передающиеся при контакте с предметами личной гигиены больного и с другими объектами, соприкасавшимися с больным: хирургические инструменты, перевязочный материал, биологические отходы. К таким заболеваниям относятся кишечные инфекции, инфекции наружных покровов, кровяные инфекции.

Слайд 14 (ведущий)

Методы обеззараживания медицинских отходов классов Б и В

Существует несколько методов обеззараживания медицинских отходов классов Б и В.

Физический метод предполагает воздействие насыщенным водяным паром под избыточной температурой, давлением, сверхвысокими частотами, радиационным излучением Используется при наличии специализированного оборудования – установок, обеззараживающих медицинские отходы.

Слайд 15 (ведущий)

Автоклавирование

Основной принцип обеззараживания медицинских отходов в автоклаве - обрабатываемые отходы подвергаются прямому действию пара при соответствующих показателях температуры и давления в течение определенного времени.

Этот стандартный процесс, применяемый в ЛПУ для стерилизации повторно используемых инструментов, был адаптирован для обработки  потенциально инфицированных и инфицированных медицинских отходов. Стерилизация паром не оказывает токсического действия и не требует больших затрат, при этой процедуре уничтожаются споры, и стерилизующий агент (насыщенный пар) быстро проникает в обрабатываемые материалы и нагревает их.

Слайд 16 (ведущий)

Для обработки  потенциально инфицированных и инфицированных медицинских отходов, ежедневно образующихся в лечебно-профилактических учреждениях используют специальные обеззараживающие установки.Установки работают по принципу автоклавирования при наличии измельчающего или прессующего устройства и преобразуют опасные отходы класса «В» и «Б» в эпидемиологически и экологически безопасный бытовой мусор.

Установки для автоклавирования

ЭКОС               ТУТТНАУЭР              БАЛТНЕР          СТЕРИФЛЕШ           ГИДРОКЛАВ

Использование таких установок позволяет устранять инфекционно-эпидемиологическую опасность, исходящую от побочных продуктов врачебной и фармацевтической деятельности и предотвращать распространение инфекции в окружающей среде.

Слайд 17 (ведущий)

Одним из методов обеззараживания медицинских отходов является метод влажного жара ("Протеиновый лизис").

Технология объединяет термические и химические процессы, сочетая нагревание отходов и их измельчение с обработкой дезинфицирующими составами.

В камеру автоматически подается мелкими порциями вода, что приводит к нагнетанию внутриклеточного давления и разрыву мембран клеток ("протеиновому лизису").

В камеру автоматически подается 4% раствор натрия гипохлорита (NaClO). Он позволяет устранить запахи и дезинфицировать материал.

В результате получаются сухие отходы, уменьшенные в объеме, полностью безопасные в эпидемическом отношении, приравненные к отходам класса А.

Установки, использующие метод влажного жара:            

Ньюстер  - установка для утилизации и обеззараживания медицинских отходов класса Б и В, позволяющая производить гарантированное обеззараживание 15—18 кг медицинских отходов за цикл путем измельчения отходов и разогрева до температуры свыше 150 °С

Конвертер - установка предназначена для обработки и стерилизации, потенциально инфицированных больничных отходов, которые опасны для человека и животных по причине возможного наличия патогенных микроорганизмов. Процесс осуществляется автомотически.Материал после каждой переработки и стерилизации физически и биологически инертен.

Конвертер производит переработку и стерилизацию следующих медицинских отходов:

  • Шприцев, игл, одноразовых скальпелей, зондов, клизм, наконечников, катетеров.
  • Перевязочных материалов, бинтов, ваты, мешков для крови, абсорбентов, различных тканей.
  • Материалов для диализа ( пластинок с трубками, фильтров и т.п.)
  • Контейнеров, сумок, пробирок, бутылок, коробок, флаконов.
  • Хирургических отходов, лабораторных образцов, биологических культур, просроченных и фальсифицированных лекарственных препаратов.
  • Отходов инфекционных отделений (в том числе пищевых) и др.

Слайд 18 (ведущий)

Метод воздействия сверхвысокими частотами (СВЧ).

Технология характеризуется СВЧ-воздействием на отходы, за счет чего достигается подъем температуры и дезинфекция отходов.

Отходы, обработанные с помощью установок, работающих по этому принципу, при наличии измельчающего или прессующего устройства (могут быть встроенными либо внешними), могут быть приравнены к отходам класса А.

Установки, использующие метод воздействия высокими частотами (СВЧ)

УОМО-01/150-О-ЦНТ, МЕДИСТЕР, СТЕРИУС

Слайд 19 (ведущий)

Химический метод обеззараживания медицинских отходов. 

Химическая дезинфекция с измельчением. 

Метод заключается в обработке отходов в камере с помощью химических дезинфектантов и одновременном измельчении.

Комбинация механического измельчения с химической дезинфекцией способствует более полному проникновению дезинфектантов в зараженный материал, что повышает надежность и эффективность дезинфекции.

Установка, использующая метод химической дезинфекции с измельчением

СТЕРИМЕД - установка предназначена для обеззараживания всех видов медицинских отходов класса «Б» и «В»путем их измельчения и химической дезинфекции. В качестве дезинфектантов используют  растворы дезинфицирующих средств, обладающих бактерицидным, фунгицидным,  вирулицидным действием.

Уничтожаемые медицинские отходы включают в себя изделия из:

  • пластмассы (шприцы, трубки, катетеры, зонды и т. д.)
  • латекса (перчатки)
  • резины
  • бумаги и картона (салфетки, полотенца, упаковочные материалы и т. д.)
  • дерева (шпатели)
  • ткани (бинты, салфетки, повязки и т. д.)
  • стекла (пробирки, флаконы и т. д.)
  • металлов (инъекционные иглы, одноразовые скальпели, мелкие инструменты, электрические провода, электроды и т. д.)

Для обезвреживания отходов классов опасности Б или В, необходимо использовать разрешенные на территории РФ дезинфицирующие средства и оборудование, в соответствии с инструкциями по применению.

  1. Выступления обучающихся:

Страничка вторая: принципы деконтаминации микробного загрязнения в быту

Слайд 20 (ведущий)

Страничка вторая «Принципы деконтаминации в быту».

«Мой дом – моя крепость!» - все слышали эту фразу. Дом – это то место, где мы должны чувствовать себя в безопасности и быть уверены, что нам ничего не угрожает. В заботе о безопасности нужно помнить о том, что особую угрозу несут бактерии, вирусы и грибки. Ведь, размножаясь, они могут нанести непоправимый вред Вам и членам Вашей семьи, спровоцировать развитие самых разных заболеваний!

Как бороться с микробами в домашних условиях? Какие зоны в нашей квартире облюбовали  патогенные микробы?

Слайд 21 (ведущий)

Внимание, микробы в доме!

Страшно поверить, но это не микробы живут в наших домах, это мы обитаем в их мире. На каждом квадратном сантиметре поверхности можно насчитать более 200 тысяч всевозможных бактерий и грибков. Естественно, не все микробы в доме вредны и опасны для нас.

Многие микроорганизмы, нашедшие пристанище на кухонном полу или утвари, шерсти любимой игрушки и даже нашем теле и одежде, выполняют очень полезную функцию, тренируя иммунную систему распознавать настоящего врага и уничтожать его.

Непрерывный контакт с микробами, колонизирующими наши дома, отличный способ «поднатаскать» клетки иммунной системы. Поэтому нет нужды делать дом стерильным. Нужно быть начеку, если ты находишься в одной комнате с заболевшим, и принимать соответствующие меры. В повседневной жизни достаточно промежуточной легкой уборки и еженедельной генеральной. При этом стоит обратить  особое внимание на потенциально опасные зоны риска, ведь именно их облюбовали нежеланные гости.

Слайд 22 (ведущий)

Микробы в доме: зона кухни и прихожей

Низкий уровень риска: телефонная трубка, пол

Телефонная трубка, по количеству обитающих на ней микробов, перегнала даже туалет (на ней их в 400 раз больше!). Но, как правило, это по большей части «дружелюбные» микроорганизмы (если, конечно, по телефону не говорил больной человек). Для успешной борьбы с бактериями, раз в неделю надо протирать телефон антибактериальным средством.

Микробы, обитающие на полу, в основном переносятся с улицы и не являются слишком опасными. Больший дискомфорт может причинить бытовая пыль, которая тяжело переносится аллергиками. Если в доме нет животных, то достаточно промывать полы чистой водой или с добавлением специальных моющих средств. Тряпку для мытья полов надо стирать при температуре 60-90°С.

Слайд 23 (ведущий)

Средний уровень риска: холодильник, мойка и кран

На некоторых продуктах, например на молочных (сыр, творог) бактерии способны размножаться даже в условиях низких температур. Наиболее опасна для человека – сальмонелла, рассадником которой может стать грязная скорлупа яиц, мясо птицы. Чтобы не допускать попадания микробов на остальные продукты и готовую пищу, надо хранить яйца, сырое мясо и рыбу отдельно. Регулярно делать генеральную уборку не только во всей квартире, но и в холодильнике.

Где еще, как ни на кухонной мойке и кране должны обитать микробы в доме? Естественно, что мойку необходимо мыть антибактериальными средствами, но возникает вопрос: как не допускать распространения микробов? Все очень просто. При разделывании или мытье в мойке мяса, рыбы, яиц и последующем мытье рук, мы непременно переносим на кран опасные бактерии. А при следующем открытии крана, бактерии сальмонеллы или токсоплазмоза разносятся дальше. Поэтому надо открывать воду до того, как прикоснешься к «опасному» продукту. После завершения работы вымыть руки, высушить их бумажным полотенцем, и только потом закрыть кран.

Слайд 24 (ведущий)

Высокий уровень риска: разделочные доски, мусорное ведро, полотенца и кухонные мочалки

Неправильное использование разделочных досок приводит к распространению микробов в доме. Если для разделки мяса предназначена та же доска, что и для нарезки овощей, то бактерии с сырого мяса обязательно попадут на овощи. Опасность состоит в том, что некоторые микроорганизмы способны выживать даже при температурной обработке, что же говорить о салатике, нарезанном на «мясной» доске. Поэтому следует приобрести несколько досок, отдать предпочтение пластиковым (они легче моются). После мытья разделочную доску необходимо просушить бумажным полотенцем.

Мусорное ведро – один из самых серьезных источников микробов в доме. Остатки пищи являются питательной средой для различных микроорганизмов, которые, попадая на руки, могут вызвать заболевания. Чтобы как можно более снизить контакт с «опасной зоной», стоит купить ведро с механизмом автоматического открытия крышки при нажатии педали. В этом случае нам придется «общаться» с микробами только при замене пакета.

Кухонные мочалки и полотенца, как правило, постоянно влажные, что приводит к быстрому размножению в них бактерий. Но как быть, ведь без них на кухне не обойтись? Выход прост. Мочалки для мытья посуды рекомендуется менять каждые 3 дня, это не сложно, ведь они стоят копейки. Что же касается полотенец, то в нашем распоряжении должны быть два обычных полотенца (одно для чистой работы, чтобы протереть вымытую посуду или стол, другое – для грязной) и бумажные полотенца (для использования при разделке мяса или рыбы). Кстати, одноразовые полотенца могут заменить обычные полностью.

Слайд 25 (ведущий)

Микробы в доме: зона ванны и туалета

Низкий уровень риска: сидение унитаза

Последние исследования показали, что, вопреки устоявшемуся мнению, сидение унитаза вовсе не является таким уж опасным источником микробов в доме. Туалет становится опасен только в том случае, если кто-то из семьи болен диареей, вызванной вирусной или бактериальной инфекцией.

Высокий уровень риска: мочалка, полотенца, мыльница

Из-за постоянной влажности мочалка – идеальная среда для «домашних» микробов. Не достаточно просто прополоснуть ее под проточной водой после каждого использования, нужно еще как следует высушить.  Время от времени обдавать кипятком, чтобы уничтожить патогенные бактерии.

Полотенца, как и мочалки, благоприятное место, в котором микроорганизмы просто кишмя кишат. Для эффективной борьбы с ними надо стирать полотенца при температуре 60-90°С и проглаживать утюгом.

Мыло – главное средство от микробов в доме, но и оно может «подкачать». Жижа, образующаяся в мыльнице, напоминает суп из микроорганизмов. Мыло, которое в ней плавает, не избавит нас от бактерий, а совсем наоборот. Лучшим выходом из ситуации будет использование жидкого мыла с дозатором, оно намного гигиеничнее обычного. Или же следует следить за тем, чтобы мыльный брусочек всегда был сухим.

Слайд 26 (ведущий)

Эфирные масла - альтернатива бытовой химии

В современном мире существует много дезинфицирующих и чистящих средств, которые обещают не только полное очищение дома от грязи, но и уничтожение всех бактерий. Не стоит забывать также, что эти средства являются агрессивными по составу, в них содержится большое количество токсических составляющих, и они могут стать причиной аллергии. Их легко можно заменить на природные очищающие и антибактериальные средства, например, эфирные масла. Они обладают сильным противомикробным действием, убивают многочисленные вирусы, но совершенно безвредны для человеческого организма. Их также можно использовать для уничтожения плесени в доме. С этим, в частности, отлично справляются эфирные масла герани и лаванды. Достоверно известно, что с помощью эфирного масла кориандра можно уничтожить до двенадцати разновидностей бактерий, среди которых устойчивый к высоким температурам золотистый стафилококк. Дело в том, что эфирные масла содержат фитонциды, фенол, которые помогают бороться с многочисленными патогенными и опасными микробами. Известно, что в США, например, широко используется эфирное масло орегано (растение) для борьбы с паразитами и вирусами.

Слайд 27(ведущий)

Сода, уксус и хозяйственное мыло безвредны и отлично справляются с микробами

Пищевая сода является отличным помощником в обеззараживании помещений и освобождения от микробов. Она нетоксична и отлично справляется с грязью, не повреждая поверхность. Еще одним хорошим средством для очистки помещения от микробов в домашних условиях является хозяйственное мыло. Это экологически чистый продукт, который используется для уничтожения разных паразитов и эффективно борется с болезнетворными бактериями. Это мыло гипоаллергенно, содержит много щелочей, помогающих справиться с разными микроорганизмами, и что немаловажно, совершенно безвредно для детей. И еще одно неплохое средство для борьбы с микробами - это обыкновенный столовый уксус. Он также убивает микробы и обладает бактерицидными свойствами. С его помощью можно также убрать неприятные запахи в квартире.

Слайд 28 (ведущий)

Чтобы избежать многих болезней, стоит уделять большое внимание дезинфекции помещений. Воздух, которым дышит человек, должен быть чистым и без примесей. Нужно чаще заниматься уборкой, чаще проветривать помещение, а еще лучше - завести дома больше комнатных растений, которые не только очищают воздух, но и создают благоприятную атмосферу в доме. Многие комнатные растения обладают бактерицидными свойствами. В помещении, где находятся, например, цитрусовые, розмарин, мирт, хлорофитум в воздухе содержится значительно меньше микробов.

Слайд 29 (ведущий)

Бытовые озонаторы и ионизаторы.

С каждым годом человечество изобретает все новые и новые средства борьбы с микробами. Среди множества бытовых приборов, имеющихся сегодня на рынке, особое место занимают озонаторы и ионизаторы. Наверняка большинство людей слышали о них, но не каждый видит между ними разницы и понимает в чем назначение каждого из них. Оба эти прибора имеют схожее назначение, однако, разный медицинский и физический смысл. Чтобы понять, как они меняют качество воздуха и не представляют какой-либо опасности для здоровья, необходимо рассмотреть их сравнительные характеристики. Для начала следует сказать, что озонаторы — это приборы медицинского назначения, а вот ионизаторы — гигиенического. Разница заключается в том, что гигиенические — изменяют условия среды в доме, а медицинские — изменяют состояние организма, независимо от условий среды.

 Слайд 30 (ведущий)

Особенности озонаторов

Озонатор представляет собой прибор, производящий концентрат озона, который, как известно, способен убивать много микробов. Однако, при этом, человеческие органы дыхания он также не щадит. Эффекты озонотерапии дозозависимы. Если говорить об озонаторах в контексте медицинских приборов, то следует помнить, что высокие дозы озона вызывают свободно - радикальное окисление и отравления, поэтому в медицинских учреждениях дезинфицирующее оборудование применяют только под наблюдением персонала. Бытовые озонаторы применяют в домашних условиях, включая прибор, когда в квартире нет людей на 2 – 3 часа, чтобы очистить воздух от микробов и бактерий. Под влиянием озона все вредные организмы нейтрализуются, оседая на пол. В приборе имеется электрический генератор, вырабатывающий этот газ, а также регулирующий его концентрацию. Озонатор бытового назначения для частных домов и квартир способен производить в час в среднем 2 грамма озона на каждый квадратный метр.

 Слайд 31 (ведущий)

Назначение ионизаторов

Можно сказать, что ионизатор большей степени оздоровительное, чем дезинфицирующее устройство. По внешнему виду и многим параметрам он похож на озонатор. Также в прибор встроен генератор электрического типа, однако, разряд подается на нить из вольфрама, а не на иглу, как в озонаторе. Разряд рождает ион — новый, заряженный биполярно атом кислорода. Такой прибор способен сделать воздух чище, но его особенностью является то, что он не окисляет вирусы и бактерии, а способствует увеличению объема чистого воздуха в помещении. Часто людей настораживает, появление в помещении запаха озона, что дает повод думать, что озонатор и ионизатор  это одно и то же. Но на самом деле в ионизаторах озон является «побочным» продуктом и выделяется в незначительных концентрациях. Главное назначение ионизатора — очищение, увлажнение воздуха, нейтрализация электромагнитного излучения, насыщение отрицательными частицами. Такие приборы являются лучшими помощниками в борьбе с пылью, а также различными микрочастицами, способными вызвать аллергическую реакцию.

 Слайд 32 (ведущий)

Озонатор или ионизатор — что выбрать?

Однозначно сказать прибор лучше нельзя, поскольку каждый из них выполняет определенные функции. Так озонаторы заточены на то, что на выходе вылетают молекулы озона. Этот прибор станет незаменим, если в семье есть разновозрастные, часто болеющие дети — один грудной, другой ходит в сад, а третий — в школу. То есть каждый приносит в дом различные инфекции. Кроме того, многие современные строительные материалы и искусственные волокна, применяемые в интерьерах современных квартир, вызывают раздражение слизистых оболочек, аллергии и др. Озонатор эффективнее нейтрализует микробы и вредные вещества. Ионизатор не окажет такого обеззараживающего воздействия. Однако следует помнить, что озонатор можно оставлять работать на 24 часа в сутки, поскольку начнется свободнорадикальное окисление, а дальше отравления кислородом. Его следует включать на 2-3 часа, когда вы уходите из дома. Если прибор необходим для профилактики, то стоит выбрать ионизатор. Но следует помнить, что если воздух очень загрязнен, то ионизировать его следует только после глубокой очистки, в противном случае токсичные соединения станут еще устойчивее и опаснее. Поэтому многие современные ионизаторы выполняют функции мойки воздуха, то есть готовят воздушную среду, снижают насыщенность микробами, запыленность. И только после этого начинает создаваться «горный эффект».

Слайд 33(ведущий)

Соляная лампа

Существует еще один уникальный прибор, который позволяет уничтожать патогенные микроорганизмы в бытовых условиях. Это соляная лампа. Уникальный осветительный прибор изготавливается из каменной соли, добываемой на территории Гималаев, в Карпатах и других местах, где возраст минералов превышает 500-700 миллионов лет. Соляная лампа – это плафон, вырезанный из целого пласта природного минерала, оснащенный выключателем, подставкой и высокочастотной лампой. Каменная соль издавна применялась знахарями для лечения подагры, мигреней, кожной сыпи и для повышения иммунитета. Это возможно благодаря ее уникальному составу: оксид железа; глина; углеводород (газообразный и жидкий); гипс; углерод; цинк; бром; магний; кальций; селен; железо; калий; йод; кварц; ангидрит.  Светильник из соли во время свечения вырабатывает отрицательные ионы Na, Cl и J. Эти частицы для человеческого организма полезны химическими качествами. Принцип действия соляной лампы основан на сочетании природных факторов: соли и света. Электричество разогревает минерал и начинается процесс его гидратации с помощью естественной влажности воздуха. Пространство насыщается отрицательно заряженными ионами, благодаря чему воздух очищается от патогенных бактерий и грибков, а также повышается уровень влажности в комнате.

  1. Выступления обучающихся:

Страничка третья: экстремальные микроорганизмы

 Слайд 34 (ведущий)

Научному миру давно известно, что микроорганизмы живут и неплохо себя чувствуют не только в наших домах, медицинских учреждениях, на всех объктах окружающей человека среды, но оказывается, они есть и в безжизненных местах. Микробная жизнь существует, несмотря на низкую температуру, недостаток питательных веществ или полную темноту.

Слайд 35 (ведущий)
В 1980-х и 1990-х годах биологи обнаружили, что микробная жизнь обладает удивительной гибкостью к выживанию в экстремальных местах обитания — например, в холодных нишах, чрезвычайно горячих или кислотных источниках, которые были бы абсолютно негостеприимными для сложных организмов. Некоторые учёные даже заключили, что жизнь на Земле могла зародиться в подводных гидротермальных источниках на дне океана. Были обнаружены жизнеспособные споры бактерии возрастом 40 миллионов лет, и мы знаем что они очень устойчивы к радиации. В феврале 2013 года учёные сообщили об обнаружении бактерии, обитающей в холоде и темноте озера, захоронённого под толщей льда в Антарктиде, находили также ДНК неизвестного вида бактерий.

Слайд 36 (ведущий)

А сейчас, мы покажем вам небольшое интервью с заведующим лабораторией глубоководных обитаемых аппаратов института океанологии РАН Анатолием Сагалевичем.

Слайд 37 (ведущий)

17-го марта 2013 года исследователи представили данные, предполагающие обилие микробной жизни на дне Марианской впадины. Другие учёные опубликовали схожие исследования, что микробы обитают внутри скал на глубине 600 м ниже морского дна, под 2,6 км океана у берегов северо-западных Соединённых Штатов. Вот что сказал один из исследователей: «Вы можете обнаружить микробы повсюду — они чрезвычайно приспособляемы к условиям и выживают, где бы они ни находились».
Одними из таких организмов являются пьезофилы, которые оптимально живут при высоком давлении. (рис. 3)  

Слайд 38 (ведущий)

Из них выделяют пьезотолерантные микроорганизмы, умеренных пьезофилов и экстремальных пьезофилов. На графике видно, что последние активно размножаются при давлении в 750 атмосфер. К слову, нормальное атмосферное давление для человека составляет одну атмосферу.  
Слайд 39 (ведущий)

Существуют организмы, способные на выживание, рост или размножение при температуре 10 °С и ниже в течение длительного периода; распространены в холодных почвах, вечной мерзлоте, полярном льду, холодной морской воде, или на/под альпийским снежным покровом. Это психрофильные бактерии.
Бывают и полиэкстремофилы, являющиеся организмами, экстремофильными в более чем одной категории.
 Например, обитающий на вершине горы в пустыне Атакама может оказаться радиоустойчивым ксерофилом, психрофилом и олиготрофным организмом (рис. 5)

Радиорезистентные организмы устойчивы к высоким уровням ионизирующего излучения, наиболее часто к ультрафиолетовому излучению, но в том числе и организмы, способные противостоять ядерному излучению (рис. 6).
Слайд 40 (ведущий)

В США ученые нашли бактерии, которые могут жить на "ядерных свалках" - там, где уровень радиации в разы превышает смертельную дозу для человека. Теперь эти бактерии будут использовать для того, чтобы они уничтожали радиоактивные отходы. Эти бактерии имеют форму ягоды. Ученые назвали их радиотолерантными микробами Kineococcus. Уже изучено 95% их генетической структуры. Однако спустя 50 лет после начала изучения этого типа бактерий до сих пор не раскрыт секрет их живучести. Радиация разрушает генетическую структуру живых существ, однако на экстремофилов она почему-то не действует. 
Ученым известно около десяти видов экстремофилов. Первый был обнаружен в 1956 году в штате Орегон. Ученые дали ему название Deinococcus, однако их настолько восхитила стойкость этой бактерии, что ее прозвали "Конан-бактерия".

Такая бактерия, как Deinococcusra radiodurans способна производить генетическую трансформацию. Клетки реципиента могут восстанавливать повреждения ДНК в трансформирующей ДНК донора, вызванные УФ излучением, так же эффективно, как они восстанавливают клеточную ДНК, когда сами клетки облучаются. Бактерии D. rad представляют интерес для НАСА, отчасти из-за того, что их можно приспособить помогать земным астронавтам выжить во время космических полётов.
Слайд 41 (ведущий)

Исходя из необходимости в питательных веществах выделяют олиготрофные бактерии. Они способный расти в питательно ограниченных условиях. Оптимальные условия для их роста создаются при содержании в среде питательных веществ в количестве 1 - 15 мг углерода/л. В средах с более высоким содержанием органических веществ такие бактерии, как правило, погибают.
Слайд 42 (ведущий)

Возвращаясь к полиэкстремофилам, нельзя не отметить их способность переносить как высокие, так и низкие уровни рН.

Слайд 43 (ведущий)

Сейчас вам будет представлено сразу несколько групп экстремальных микроорганизмов, таких как галофилы — организмы, живущие в солёных растворах с содержанием NaCl 25—30 % (рис. 9)

Гипертермофилы — организмы, которые могут развиваться при температурах 80-122 °C, встречается в гидротермальных системах.

Например, «Черные курильщики» образуются, как правило, в рифовых зонах, где раскаленный газ, нагревающий воду до экстремально высоких температур – 300-400 градусов по Цельсию. Приспособившиеся к кипятку бактерии процветают – естественных конкурентов у них нет (рис. 10).

На рисунке вы можете увидеть осмофилов - это организмы, способные жить в растворах с высоким осмотическим давлением (например, микроскопические грибки, употребляющие мёд в качестве субстрата) (рис. 11).

Существуют и такие бактерии, которым для своей жизнедеятельности требуется углекислый газ в концентрации 10—15 %. Их называют капнофилы. Их примером являются кампилобактерии (рис. 12).

Слайд 44 (ведущий)

Населяют трещины, водоносные горизонты и разломы, заполненные подземными водами глубоко под поверхностью земли эндолиты (рис. 13).
Их противоположностью можно назвать ксерофилов. Они наоборот способны расти в очень сухих, обезвоженных условиях; почвенные микробы в пустыне Атакама служат примером данному типу. (рис. 14)

Ну а под камнями в холодных пустынях обитают гиполиты (рис. 15).

Слайд 45 (ведущий)

Одним из распространённых полиэкстремофилов является бактерия Deinococcusra diodurans, которая переносит холод, обезвоживание, вакуум и кислоту (рис. 17).

Литоавтотрофные организмы, подобные Nitrosomonas еurораеа способны получать энергию от восстановленных минеральных соединений, таких как пирит, и принимают активное участие в геохимическом круговороте и выветривании материнской породы, таким образом формируя почву (рис.18).
Организмы, живущие внутри горячих скал глубоко под  поверхностью Земли являются термофильными и барофильными, подобно Thermococcus barophilus. (рис. 19)

А Sulfolobus solfataricus являются гипертермофильными археями. Воздействие на эти организмы ДНК-повреждающих агентов: УФ излучения, блеомицина или митомицина С, вызывает видоспецифическую клеточную агрегацию (рис. 20).

Слайд 46 (ведущий)

Все среды биосферы буквально пронизаны микроорганизмами: они есть в почве, воде, воздухе, их можно обнаружить на дне глубочайших океанов и на пиках горных вершин, в песках жарких пустынь и в антарктических льдах. Они есть в зловонных канализационных стоках и в сбросах химических предприятий, радиорезистентные бактерии существуют в системах ядерных реакторов. Вездесущность микробов объясняется их уникальной способностью находить и утилизировать самые ничтожные источники энергии, углерода и азота для своей жизнедеятельности. Колоссальное генетическое разнообразие обуславливает удивительную адаптацию микробов к условиям обитания, губительным для любых других живых существ. Исключительно интенсивная жизнедеятельность огромного числа разнообразных микроорганизмов является важнейшим фактором обеспечения динамического равновесия земной биосферы.
Слайд 47 (ведущий)

Экология микроорганизмов – бурно развивающаяся наука, ее прогресс определяется не только интенсивностью проведения специальных экологических исследований, но и успехами во всех других областях микробиологии, а также в соответствующих разделах генетики и молекулярной биологии.

  1. Выступления обучающихся:

Страничка четвертая: Викторина! Викторина! Викторина!

А теперь мы предлагаем слушателям ответить на несколько наших вопросов. Если вы были внимательны, то ответы на них не вызовут у вас затруднений. За правильные ответы вас ожидают призы.

Ведущие задают вопросы, комментируют ответы и вручают призы.

Вопросы викторины и эталоны ответов:

  1. Слова какого русского писателя вынесены эпиграфом первой странички нашего журнала? «Соприкосновение с природой есть самое последнее слово всякого прогресса, науки, рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры» (Л.Н. Толстого)
  2. К какому классу отходов относят чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы? (класс «В»)
  3. Во сколько раз инфицированность медицинских отходов превышает городские твердые бытовые отходы? (в 1000 и более раз)
  4. Как по-другому называется метод влажного жара? ("Протеиновый лизис")
  5. Сколько всевозможных бактерий и грибков можно насчитать на каждом квадратном сантиметре поверхности в домах людей? (более 200 тысяч)
  6. Какие хозяйственные принадлежности на кухне имеют высокий уровень риска загрязнения микроорганизмами? (разделочные доски, мусорное ведро, полотенца и кухонные мочалки)
  7. Какие вещества могут явиться альтернативой бытовой химии? (эфирные масла)
  8. Какие природные очиститель воздуха есть у нас дома? (комнатные растения)
  9. Какого цвета были соляные лампы, показанные в нашей презентации? (зеленого, синего, красного)
  10. Какова глубина Марианской впадины? (более 11000 метров)
  11. Как называются бактерии, способные существовать при температурах 0 °С и ниже? (психрофильные – холодолюбивые)
  12.  Как переводится греческое слово "oligos"? (малый)
  13. Как называются бактерии, которым для своей жизнедеятельности требуется углекислый газ в концентрации 10—15 %? (капнофилы)


Использованная литература:

  1. Электронный научный журнал. Современные  проблемы науки и образования. №4, 2014. science-education.ru.  Влияние компонентов медицинского отхода на окружающую среду. Мартыненко О.В.
  2. http://www.gproxx.com/https://www.nytimes.com/2013/02/07/science/living-bacteria-found-deep-under-antarctic-ice-scientists-say.html?_r=0
  3. https://www.newstube.ru/m/937714
  4. http://mypresentation.ru/presentation/nauchnoprakticheskaya-konferenciya-bakterii-ekstremofily-vystuplenie-podgotovil-uchenik-4-v-klassa-mou-sosh
  5. http://medbiol.ru/medbiol/microbiol/000a9fa6.htm
  6. http://yastudent.com/medicina/znachenie-rn-sredy-kisloustojchivye-i-acidofilnye-mikroorganizmy-otnoshenie-mikroorganizmov-k-kislorodu-aeroby-obligatnye-i-fakultativnye-mikroarofily.html

Видеоматериалы:

https://www.newstube.ru/media/kogo-uchyonye-nashli-na-dne-marianskoj-vpadiny

ttp://sci-lib.com/article2097.h


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеаудиторного спортивного мероприятия

Методическая разработка и проведения портивного турнира между студентами I и II курсов...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия. Пресс-конференция на тему: «ВИЧ! Скрытая угроза – открытая борьба!»

Всемирный день борьбы со СПИДом отмечается 1 декабря.  В декабре 1988 г состоялась встреча министров здравоохранения всех стран, во время которой прозвучал призыв к усилению мер профилактики ВИЧ-...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по психологии"

Методическая разработка  олимпиады  по  психологии для  студентов 2 курсов  колледжей....

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по психологии "Как развивать силу воли"

Методическая разработка  внеаудиторного мероприятия  по  психологии "Как развивать  силу  воли"  для  студентов 1-2 курсов  медколледжей. Данная  методичес...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по психологии "Лечение словом"

Методическая разработка  внеаудиторного мероприятия  по  психологии "Лечение  словом"  для  студентов 1-2 курсов  медколледжей. Данная  методическая  разра...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия квест-игра «Космическая Одиссея»

Наибольший интерес у учащихся вызывают приключенческие, или игровые, технологии. К таким относятся образовательные веб-квесты, широко представленные в сети Интернет. Веб-квесты организованы средствами...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Быть учителем - это прекрасно!"

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Быть учителем - это прекрасно!"...