Программа учебной дисциплины по истории
учебно-методический материал

Телеутов Александр Геннадьевич

Программа учебной дисциплины ОДБ. 04 История разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта по истории, на основе разъяснений Федерального института развития образования РФ по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования и в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_4_istoriya.doc724 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №______

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ. 04_ИСТОРИЯ

2019 г.

Программа учебной дисциплины ОДБ. 04 История разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта по истории, на основе разъяснений Федерального института развития образования РФ по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования и в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

Организация разработчик:

Государственное автономное профессиональное    образовательное учреждение Республики Саха(Якутия) Алданский политехнический техникум,

г. Алдан, Республика Саха (Якутия), ул. Ленина, 36,

тел./факс (41145) 35789, 33109,

e-mail: aldan_politeh@rambler.ru,

http: aldanpolitehnikum.ru

Разработчик:

Телеутов А.Г. преподаватель ГАПОУ РС(Я) «Алданский политехнический техникум»

Описание: C:\Users\User307-8\Desktop\Подпись ОПД 001.jpg


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

24

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

25

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.04 ИСТОРИЯ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины ОДБ. 04 История является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных кадров, служащих  по профессии начального профессионального образования 08.01.10 «Мастер жилищно-коммунального хозяйства» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по данной профессии.

Программа учебной дисциплины ОДБ. 04 История предназначена для изучения истории в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу основного общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и служащих.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); 

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- историческую обусловленность современных общественных процессов;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 137 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;

самостоятельной работы обучающегося 20 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

137

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:

практические занятия

40

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

48

Итоговая аттестация: зачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОБД.04 История

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Всеобщая история

26

Введение

Содержание учебного материала

3

Историческое знание, его достоверность и источники. Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др. История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории.

2

1

Практические занятия

написать мини-сочинение на тему:

- Зачем нужна история?

- «История, как наука»?

- Как вы понимаете выражение: «История – учитель жизни»?

1

3

Тема 1.1. Древнейшая стадия истории человечества

Содержание учебного материала

3

Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.

1

2

Практические занятия

Исследование: Происхождение языков, языковые группы

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

Письменное сообщение о формировании рас и языковых семей, нарисовать древо.

1

Тема 1.2. Цивилизации древнего мира

Ранние цивилизации, их отличительные черты

Содержание учебного материала

2

Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Ранние цивилизации: Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Материальная культура и экономика ранних цивилизаций. Политическая организация.

2

2

Тема 1.3. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока

Содержание учебного материала

2

Новоегипетская держава. Вавилон времен Хаммурапи. Хетты: индоевропейцы в Малой Азии. Эгейский мир. Минойская цивилизация на Крите. Ахейские государства. Персидское царство. Древняя Индия. Формирование древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань.

1

2

Практические занятия

Работа с учебниками и составление таблицы: Особенности развития ранних цивилизаций и их отличительные черты

1

3

Тема 1.4. Античная цивилизация

Содержание учебного материала

12

Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции. Александр. Македонский и эллинизм. Древний Рим: этапы становления общества и государства.

Самостоятельная работа: Написать письменное сообщение о формировании научной формы мышления в античном обществе.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Исследование: Наука и культура периода античности. Уникальность античной цивилизации.

10

Тема 1.5. Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций

Содержание учебного материала

2

Религии древнего мира. Язычество на Востоке и на Западе. Возникновение мировых религий

1

2

Практические занятия

Составление кроссворда: Цивилизации древнего мира

1

3

Тема 1.6. Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века

Содержание учебного материала

2

Сохранение традиционных устоев в религиозно-культурной, государственной, социальной, экономической жизни как главная черта восточных цивилизаций.

1

2

Практические занятия

Тест: Цивилизации Запада и Востока в средние века. Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития и контактов.

1

3

Тема 1.7. Китайско-конфуцианская цивилизация

Содержание учебного материала

2

Правящие династии, столицы и границы.

1

2

Практические занятия

Составление таблицы: Периодизация средневековой истории Китая.

1

3

Тема 1.8. Буддизм на Востоке в средние века

Содержание учебного материала

4

Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии, столицы, границы. Индийское общество в Средние века. Сущность буддизма. Этапы превращения буддизма в мировую религию. Буддизм в Китае, Японии.

4

2

Тема 1.9. Арабо-мусульманская цивилизация

Содержание учебного материала

11

Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху средневековья. 

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Исследование: Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе.

10

Тема 1.10. Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации

Содержание учебного материала

13

Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное  и политическое влияние Византии.

1

2

Практические занятия

Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить устное (письменное) сообщение:  социокультурное  и политическое влияние Византии.

11

Раздел 2. История России с древнейших времен до конца XVII века

33

Тема 2.1. Восточная Европа: природная среда и человек

Содержание учебного материала

3

Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей.

3

2

Тема 2.2. Племена и народы Восточной Европы в древности

Содержание учебного материала

2

Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.

2

2

Тема 2.3. Восточные славяне в VII – VIII веках

Содержание учебного материала

4

Быт и хозяйство восточных славян. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Исследование с графическим представлением: Быт и хозяйство восточных славян: Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине.

2

Тема 2.4. Формирование основ государственности восточных славян

Содержание учебного материала

1

Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытно-общинного строя. Формирование союзов племен. Вече и его роль. Князья и дружинники.

1

2

Тема 2.5. Рождение Киевской Руси

Содержание учебного материала

4

Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство, князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию.

2

2

Тема 2.6. Крещение Руси

Содержание учебного материала

2

Принятие Христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.

1

2

Практические занятия

Тест по пройденным темам раздела 2

1

3

Тема 2.7. Русь и ее соседи в начале XI –XII веков

Содержание учебного материала

2

Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Написать письменное сообщение о культуре Древней Руси.

1

Тема 2.8. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности

Содержание учебного материала

2

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси XII– начале XIII в. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Ответить письменно на вопросы.

1

Тема 2.9. Борьба Руси с иноземными завоевателями

Содержание учебного материала

3

Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая орда. Принятие ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить устное (письменное) сообщение на тему: роль монгольского завоевания в истории Руси.

1

Тема 2.10. Русь на пути к возрождению

Содержание учебного материала

3

Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения.

Борьба за политическую гегемонию в северо-Восточной Руси. Политические, социальные,  экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель. И борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества литовского.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить устное (письменное) сообщение на тему: Начало распада Золотой орды.

1

Тема 2.11. От Руси к России

Содержание учебного материала

2

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве.

2

2

Тема 2.12. Россия в царствование Ивана Грозного

Содержание учебного материала

3

Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Рост международного авторитета Российского государства. Образование Речи Посполитой  (1569). Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.

2

2

Практические занятия

Аналитическое исследование: Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558-1583).

1

3

Тема 2.13. Смута в России начала XVII века

Содержание учебного материала

3

Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны. Земский собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение левобережной  Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить устный рассказ по теме «Смутное время».

1

Тема 2.14. Россия в середине и второй половине XVII века

Содержание учебного материала

2

Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII века. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

2

2

Тема 2.15. Русская культура в XIII – XVII веках

Содержание учебного материала

2

Культура народов Российского государства во второй половине XV–XVII в. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия.

1

2

Практические занятия

Исследование по теме: «Домострой» - патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт. Привести примеры из произведений классиков русской литературы.

1

3

Раздел 3. Истоки индустриальной цивилизации: страны западной Европы XVI–XVIII веков

4

Тема 3.1. Модернизация, как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу

Содержание учебного материала

1

Запад и Восток в XVI–XVII вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия — «мост» между Западом и Востоком. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона.

1

2

Тема 3.2. Технический прогресс и Великий промышленный переворот

Содержание учебного материала

2

Начало промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни. Изменения в социальном составе общества. От мануфактуры к фабрике. Развитие транспортно-коммуникационной системы.

2

2

Раздел 4. Россия в XVI веке

9

Тема 4.1. Россия в период реформ Петра I

Содержание учебного материала

2

Предпосылки реформ Петра I. Особенности процесса модернизации в России.

Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей. Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. Культурный переворот петровского времени.

1

2

Практические занятия

Составление таблицы: Реформы Петра I

1

3

Тема 4.2. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I

Содержание учебного материала

3

Причины дворцовых переворотов. 1725–1762 гг. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. Воцарение Анны Иоанновны. Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить письменное сообщение по теме «Дворцовые перевороты».

1

Тема 4.3. Россия во второй половине XVIII века

Содержание учебного материала

2

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Павел I - характеристика личности и основные направления его политики.

1

2

Практические занятия

Работа по учебникам: Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи.

1

3

Тема 4.4. Культура России в середине и во второй половине XVIII века

Содержание учебного материала

2

Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России.

1

2

Практические занятия

Составление кроссворда: Россия в XVI веке

1

3

Раздел 5. Становление индустриальной цивилизации, процесс модернизации

3

Тема 5.1. Особенности экономического развития России в XVIII– первой половине XIX века

Содержание учебного материала

3

Зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Превращение России в мировую державу. Имперская внешняя политика. Расширение территории государства в XVIII– середине XIX в.

1

2

Практические занятия

Исследование: Изменение социальной структуры российского общества в XVIII - первой половине XIX века. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнить опорный конспект по теме «Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика».

1

Раздел 6. Россия в XIX веке

17

Тема 6.1. Россия в первой половине XIX столетия

Содержание учебного материала

2

Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России.

1

2

Практические занятия

Творческое задание: Составление ментальных карт памяти - Национальный вопрос. Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолвствующего большинства».

1

3

Тема 6.2. Власть и реформы в первой половине XIX века

Содержание учебного материала

2

Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин. Россия в 1815–1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Общественное движение. Декабристы. Николай I. Смена политических приоритетов. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить доклад: Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия.

1

Тема 6.3. Внешняя политика Александра I и Николая I

Содержание учебного материала

2

Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г. Европа после Наполеона. Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война. Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за территории и влияние. Вхождение Закавказья в состав России. Россия и европейские революции 1830–1831 гг., 1848–1849 гг. Крымская война.

2

2

Тема 6.4. Интеллектуальная и художественная жизнь России

первой половины XIX века

Содержание учебного материала

3

Политические идеалы: иллюзии и реальность. Общественно-политическая борьба и поиск национально-политической идентичности. Славянофилы. Западники. Развитие науки и техники в России в первой половине XIX в. Открытия и технические изобретения. Литература и книгоиздание.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить презентацию: Стили и направления в литературе: сентиментализм, романтизм, реализм. Музыкальная культура. Живопись: от классицизма к романтизму и реализму. Архитектура. Театр.

1

Тема 6.5. Россия в эпоху великих реформ Александра II

Содержание учебного материала

2

Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение.

Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. Правительственные репрессии и революционный террор. Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия.

2

2

Тема 6.6. Пореформенная Россия

Содержание учебного материала

2

Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Буржуазия и пролетариат. Консервативный курс Александра III. Ограничение реформ.

1

2

Тема 6.7. Россия в системе международных отношений второй половины XIX века

Содержание учебного материала

1

Россия и Восток. Россия и славянский вопрос. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

1

2

Тема 6.8. Интеллектуальная и художественная жизнь

пореформенной России

Содержание учебного материала

1

Великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты. Развитие науки и техники. Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр.

1

2

Тема 6.9. Повседневная жизнь населения России в XIX века

Содержание учебного материала

2

Крестьянство. Крестьянская община. Роль городов в культурной жизни страны. Городское население. Столица и провинция. Пролетариат: быт, воззрения, психология. Формирование русской буржуазии. Духовенство. Правовое и материальное положение. Дворянство. Права, привилегии, обязанности. Офицерство. Значение дворянской культуры в истории России.

Чиновный мир. Высшая бюрократия и «маленький человек»: материальное положение и духовные запросы.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Написать реферат по теме: Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины  XIX в.

1

Раздел 7. От новой истории к новейшей

4

Тема 7.1. Международные отношения в начале ХХ века

Содержание учебного материала

1

Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв. Колониальные империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и США. Территориальная экспансия Японии. Россия в системе международных отношений

1

2

Тема 7.2. «Прекрасная эпоха»: западное общество в начале ХХ века

Содержание учебного материала

1

Перемены в социальной структуре индустриально развитых стран. Урбанизация. Снижение доли аграрного населения. Рост экономического веса сферы услуг. Повышение образовательного уровня населения. Профсоюзное движение.

1

2

Тема 7.3. Научно-технический прогресс на рубеже XIX–XX веков

Содержание учебного материала

2

Энергетическая революция. Расширение границ познаваемого мира. Новые скорости информационных потоков. Транспорт — кровеносная система индустриального общества.

1

2

Раздел 8. Россия в начале ХХ века

8

Тема 8.1. Исторические особенности развития России в начале ХХ века

Содержание учебного материала

3

Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Реформы С. Ю. Витте. Аграрная реформа П. А. Столыпина. Сохранение остатков крепостничества. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже веков. Русско-японская война 1904-1905 гг.

1

1,2

Практические занятия 

Исследование: Роль общины в жизни крестьянства. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже XIX – XX вв.

Составление опорного конспекта: Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма.

2

3

Тема 8.2. Россия в первой мировой войне, 1914-1918 годы

Содержание учебного материала

2

Истоки и причины. Влияние войны на российское общество. Общественно политический кризис накануне 1917 гг.

1

2

Практические занятия

Письменно составить хронологическую таблицу хода войн и итогов по каждой теме

1

3

Тема 8.3. Февральская революция в России

Содержание учебного материала

1

Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат.

1

2

Тема 8.4. Приход большевиков к власти в России

Содержание учебного материала

2

Первые шаги советской власти. Формирование однопартийной системы. Становление новой правовой системы. Государственное устройство. «Советская демократия» и партийные органы. «Военный коммунизм». Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Причины поражения. Советская Россия на международной арене.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Исследование: Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма».

1

Раздел 9. Между мировыми войнами

6

Тема 9.1. Страны Европы в 20-е 30-е годы ХХ века

Содержание учебного материала

1

Послевоенный кризис Запада. Социальные теории. Упадок консерватизма. Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации. Система догоняющего развития. Возникновение фашизма.

1

2

Тема 9.2. Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX века

Содержание учебного материала

1

Основы функционирования колониальных систем в индустриальную эпоху. Латинская Америка на путях модернизации.

1

2

Тема 9.3. Международные отношения в 20-30-е годы ХХ века

Содержание учебного материала

1

Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политики. Последствия мирового экономического кризиса на международной арене. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии.

1

2

Тема 9.4. Модернизация на почве традиционализма

Содержание учебного материала

3

Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика (НЭП): сущность и направления. Образование СССР. Основные направления общественно-политического и государственного развития СССР в 20–30-е годы. Становление единоличной власти И. В. Сталина. Культ личности. Массовые репрессии. Развитие экономики СССР в конце 20–30-х годов.

1

2

Практические занятия

Работа по учебнику: Форсированная модернизация. Причины свертывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация. Успехи и недостатки экономического курса.

Внешняя политика СССР в 20–30-е годы. «Культурная революция». Создание советской системы образования. Достижения и потери в сфере науки и искусства.

Тест по разделу 3.

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

Составить опорный конспект: Становление единоличной власти И. В. Сталина. Культ личности. Массовые репрессии.

1

Раздел 10. Вторая мировая война

6

Тема 10.1. Вторая мировая война: причины, ход, значение

Содержание учебного материала

2

Причины и ход. Антигитлеровская коалиция. «Второй фронт» в Европе.

1

2

Практические занятия

Аналитическое исследование: Возникновение биполярного мира. Итоги и последствия.

1

3

Тема 10.2. СССР в годы Великой Отечественной войны

Содержание учебного материала

4

ВОВ: боевые действия на фронтах. Борьба за линией фронта. Советский тыл в годы войны. СССР и союзники. Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.

2

2

Практические занятия

Причины, характер, периодизация Великой Отечественной войны.

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

Написать реферат по теме: Великая Отечественная война

1

Раздел 11. Мир во второй половине ХХ века

5

Тема 11.1. «Холодная война»

Содержание учебного материала

1

Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Гонка вооружений. Военные блоки. Две Европы — два мира. Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Крах биполярного мира.

1

2

Тема 11.2. Научно-технический прогресс

Содержание учебного материала

2

Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Современные биотехнологии. Автоматизированное производство. Индустрия и природа. Формирование новой научной картины    мира. Дегуманизация искусства.

1

2

Практические занятия

Сравнительный анализ достижений научно-технического прогресса в ХХ веке

1

3

Тема 11.3. Страны Азии, Африки и Латинской Америки

Содержание учебного материала

2

Американский «Великий проект» и «старые» империи. Советский антиколониализм. Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Движение неприсоединения. Доктрины третьего пути. Проблемы развивающихся стран. Латинская Америка. Социализм в Западном полушарии.

1

1

Практические занятия

Составление теста по разделу 11.

1

3

Раздел 12. СССР в 1945-1991 годы

9

Тема 12.1. СССР в послевоенный период: углубление

традиционных начал в советском обществе

Содержание учебного материала

1

Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику.

1

2

Тема 12.2. Советский Союз в период частичной либерализации режима

Содержание учебного материала

2

Борьба за власть после смерти И. В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Внешняя политика СССР. Попытки диалога с Западом. Международные кризисы.

1

1

Практические занятия

Составление ментальной карты: Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества. Культурная жизнь общества. Экономические реформы 1950–1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации

1

3

Тема 12.3. СССР в конце 1960-х - начале 1980-х годов

Содержание учебного материала

1

Общественно-политическое развитие СССР. Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам.

Международное положение. Улучшение отношений с Западом. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны».

1

2

Тема 12.4. СССР в период перестройки

Содержание учебного материала

2

Причины реформ М. С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Движущие силы. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма.

1

2

Практические занятия

Соотнесение исторических личностей и событий

1

3

Тема 12.5. Советская культура. Новые ориентиры

Содержание учебного материала

3

Литература. Кинематограф.

СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Крах политики перестройки. Распад СССР.

1

2

Практические занятия

Просмотр фрагментов документальных кинофильмов: СССР в послевоенный период, СССР в период перестройки. Распад СССР

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

Составить таблицу: Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.

1

Раздел 13. Российская Федерация на современном этапе

7

Тема 13.1. Становление новой российской государственно-правовой системы

Содержание учебного материала

4

Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма. Президентские выборы. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.

1

2

Практические занятия

Составление таблицы: Экономика. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе. Подготовка к зачету: повторение тем, исторический диктант, тест.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Аналитическое исследование: Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества.

1

Тема 13.2. Мир в ХХI веке

Содержание учебного материала

3

Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Проблемы окружающей среды. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего. Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Место России в международных отношениях.

1

2

Практические занятия

Зачет.

2

3

Максимальная учебная нагрузка

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

Практические занятия

СРС

165

117

30

48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

        

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета истории.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- учебные пособия, карта по истории.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

  1. История отечества с древнейших времен до наших дней. Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. / Под ред. В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков – М.: Академия, 2011
  2. История России с древнейших времен до конца XVII века. Учебник для 10 класса. /Под ред. А. Н. Сахаров, В. И. Буганов – М.: Просвещение, 2010
  3. История России конец XVII – XIX век. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. /Под ред. В. И. Буганов, П. Н. Зырянов – М.: Просвещение, 2010
  4. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала ХХ века 10-11 классы. /Под ред. В. И. Уколовой – М.: Дрофа, 2010
  5. История. Учебное пособие для студентов  их профессиональных учебных заведений. Издание 6-е./Под ред. П. С. Самыгин – Ростов н/Д.: Феникс, 2011
  6. История России. Учебное пособие. – 2-е изд. /Под. ред. А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова – М.: Проспект, 2010
  7. Мир в ХХ веке. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. /Под ред. О. С Сороко-Цюпа, В.П. Смирнов, А.И. Строганов – М.: Просвещение, 2012

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

-  различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

- внеаудиторная самостоятельная работа

представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, тестирования; рефераты, доклады; составление таблиц, работа по учебникам, коллоквиум

Знания:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- историческую обусловленность современных общественных процессов;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.

внеаудиторная самостоятельная работа, практические работы, тестирование, исторический диктант, составление таблиц, мини-сочинения, составление ментальных карт

Разработчик:

ГАПОУ РС (Я)  «АПТ»             преподаватель                           А.Г. Телеутов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «История»

Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «История», разработанной согласно «Рекомендациям по реализации образовательной програм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП 14. История

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования050144 Дошк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.17 «История родного края»» (наименование учебной дисциплины) Профессия 43.01.02 «Парикмахер»

Рабочая программа учебной дисциплины «История родного края» ОУД.17 «Парикмахер»разработана на основе:ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения допо...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 02. История программы подготовки специалистов среднего звена для специальности технического профиля заочной формы обучения

Рабочая программа  учебной дисциплины ОГСЭ 02. История программы подготовки специалистов среднего звена для специальности технического профиля заочной формы обучения...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 02. История программы подготовки специалистов среднего звена по специальности: 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»

Программа учебной дисциплины ОГСЭ 02 История подготовки специалистов среднего звена по специальности: 29.02.04 "Конструирование, моделирование и технология швейных изделий" разработана на ос...