Урок по теме «Что такое этика», 5 класс, обществознание
план-конспект урока

Валтухова Вера Борисовна

Данная методическая разработка предназначена для учителей работающих  в 5 классе по предмету обществознание и служит пособием при разработке и проведении урока по теме "Что такое этика"Работа на уроке построена на основании проблемно-диалоговой технологии..Представленные понятие расматриваются обучающимися на основе поведения героев русских-народных сказок и жизнееных ситуаций

.Задача , которую перед собой ставит учитель -знакомя детей с различными источниками, раскрывает понятия норм морали, нравственноти, этики, подвести их к пониманию нравственног  выбора в своем поведении.

На уроке используется как индивидуальная, парная и фронтальные формы работы.Учащиеся учатся выделять главную мысль из редложенных источников  и формулируют свое отношение к заданной проблеме, проецируя на свой жизненный опыт.Разнообразие источников позволяет создать наиболее полное  представление о понятии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_urokaword_3.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме «Что такое этика»

5 класс

1.Цели урока в соответствии с линиями развития

1.Умение понимать связи между людьми в обществе - осознание неоднозначности трактовок добра и зла , представление  о науке, которая помогает в этом разобраться.

2.  Умение занимать свою позицию и строить отношения с людьми- понимание того, чем важна этика в жизни общества и отдельного человека.

3. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм - признание важности моральных норм для действий каждого человека.

2.Содержание урока

Элементы необходимого минимума содержания

Формируемые и используемые учебные действия

Этика

Общечеловеческие ценности 

Этика помогает людям разобраться в нормах морали, правильно вести себя в жизненных ситуациях, где человеку нужно сделать нравственный выбор

1.Выделение главного и определение смысла текста.

2.Систематизация и обобщение информации.

3.Определение своего отношения к моральным нормам.

1.Стадия вызова

Вспомним сказки русские-народные сказки, где есть Баба –Яга

Записываем сказки на доске. Каждый ряд берет 1 сказку и анализирует ее по поводу поведения Бабы-Яги ( Кащей бессмертный, Гуси-Лебеди, Морозко, Летучий корабль, Новогодние приключения Маши и Вити) В большинстве сказок Баба Яга совершает добрые поступки. Она помогает солдату найти королевну («Заколдованная королевна»), Андрею оттыскать Марью – царевну («Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»), Марьюшке – Финиста – ясного сокола (« Финист - ясный сокол»).

Работа в парах. Окончание работы покажите сигнальными картами.

Результат работы характеристика бабы яги. Баба Яга добрая и злая. Как вы определили  что 1 поступок добрый, другой злой. Оказывается этой проблемой заинтересовались люди около 2,5 тысяч лет назад.( как определить что является злом, а что добром)  А оказывается есть такая наука, которая помогает отличить добро от зла- Этика

Проблема – как этика помогает различить добро и зло.

 А что нужно сделать для того, чтобы решить эту проблему.

1.Дать определение этики.

3.Стадия осмысления содержания- работа с новой информацией

2.И подумать как этика помогает в жизни людям.

Физкультминутка.

2.Составляем определение этики. Из слов представленных на парте.

Задания для исследователей. Найти определение нравственности  и морали.

Давайте сравним ваше определение  с определением   в словаре.

3. Давайте теперь попробуем с помощью понятия этики определить в тексте на странице 51.

Как поступил Игорь хорошо или плохо.

Ответы детей.

С помощью чего вы определили что поступок плохой или хороший, почему? А можно использовать для этого некоторые слова из определения этика. Какие  слова в определении нам могут отделить добро от зла, хорошее от плохого.

А мы можем сказать , что сделать приятное маме это общечеловеческая ценность- мораль.

А какие еще общечеловеческие ценности вы знаете, как смысл жизни, счастье, добро, долг, ответственность, честь, достоинство, вера, свобода, равенств добра, красоты, истины и веры

Физкультминутка.

4.Стадия рефлексии, домашнее задание

 Дифференцированное задание

Выполните задание представленные на листах. Обратите внимание , что  задания двух уровней необходимый и дифферинцированный.

В конце задания у вас таблица самооценки.

Объяснение.

Домашнее задание. Посоветуйтесь со своими родителями правильно ли вы сделали это задание.И сравните как вы оценили свю работу с той оценкой которую дали родители

Задание 1, стр 55.

Задание 2, стр. 55

Задание 3, стр 57


Приложение 1

Задание 1

1.Прочитайте текст.

Ситуация из школьной жизни

     Однажды на перемене пятиклассники  Игорь и Коля играли в догонялки в классе. Выбегая из класса, Коля упал, а Игорь,  стоя рядом смеялся над ним, не проявляя никакого сочувствия. Девочки стоящие рядом сказали Игорю,   что нельзя так неуважительно относиться к одноклассникам и, что каждый может попасть в такую ситуацию. Подошли и помогли встать Коле. Коля поблагодарил девочек. Игорь, как ни в чем не бывало,  подошел к девочкам и предложил им поиграть в догонялки. Они ему отказали, обосновав это тем  что если он хочет, чтобы к нему хорошо относились, то сам должен хорошо относится к людям - это «Золотое правило нравственности».

   

Необходимый уровень. Выпиши из текста две общечеловеческие ценности и добавь к ним еще одну, которую ты считаешь важной для всех людей, подчеркни ее.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Повышенный уровень. Озаглавь схему, опираясь на прочитанный текст.

                                            Все воспитанные люди живут в соответствии с нормами морали

                  Настоящим человеком признается тот, кто уважает другого человека

Только тот человек достоин уважения, который живет в  соответствии со всеми правилами, принятыми  в этом обществе.

    Подчеркни в схеме ключевые слова и выражения, которые подтверждают предложенное тобой название.

    Вспомни сказки, литературные произведения, изученные на уроках и прочитанные тобой самостоятельно и приведи пример, где люди поступали не  в соответствии с  общечеловеческим ценностями и нормами морали и к каким последствиям это привело.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я выполнил задание на необходимом
уровне

Я выполнил задание на необходимом
уровне, но сомневаюсь в правильности

Я выполнил задание на повышенном  
уровне

Я выполнил задание на повышенном  
уровне, но сомневаюсь в правильности

МОРАЛИ

НРАВСТВЕННОСТИ

УЧЕНИЕ

 ПРАВИЛЬНОМ

ДОСТОЙНОМ

ПОВЕДЕНИИИ

Задание 1.

Найдите в словаре учебника понятия мораль и нравственность. Запишите их в тетради. Объясните их своими словами.

__________________________________________________________________

Задание 1.

Найдите в словаре учебника понятия мораль и нравственность. Запишите их в тетради. Объясните их своими словами

_________________________________________________________________

Задание 1.

Найдите в словаре учебника понятия мораль и нравственность. Запишите их в тетради. Объясните их своими словами.

__________________________________________________________________

Задание 1.

Найдите в словаре учебника понятия мораль и нравственность. Запишите их в тетради. Объясните их своими словами.

МОРАЛИ

НРАВСТВЕННОСТИ

УЧЕНИЕ  О

 ПРАВИЛЬНОМ

ДОСТОЙНОМ

ПОВЕДЕНИИИ

ЭТИКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме: экономическая география, 10 класс

Разработка урока по теме: экономическая география, 10 класс...

разработка урока по теме: Рельеф России, 8 класс

Разработка урока по теме: Рельеф России, 8 класс...

Урок по теме «По лестнице добра», 5 класс, обществознание

Урок по  теме «По лестнице добра» рассчитан на использование проблемно-диалогической технологии* освоения нового материала. Эта технология учит самостоятельно открывать новые знания и...

Конспект урока по теме "Рождество Христово!" ( 2 класс)

Урок требует предварительной подготовки: разучивания стихов и песен....

Урок по теме "Генетическая связь между классами неорганических соединений"

Методическая разработка урока, представленного в рамках муниципального конкурса профессионального мастерства "Лучшие педагогические практики"...

Фрагмент урока по теме "Что такое глагол"

Описание проведения фрагмента урока....