Методическая разработка практического занятия с использованием кейс-технологии
методическая разработка

Яранова Надежда Борисовна

Методическая разработка практического занятия с использованием кейс-технологии по учебной дисциплине ОП.11  Правовые основы профессиональной деятельности разработана в соответствии с ФГОС СПО, утв. приказом Минобрнауки России от 09.12.2016 № 1564, по специальности 35.02.16. Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования (квалификация – техник-механик), а также с учетом отдельных положений ФГОС СПО, утвержденного приказом Минобрнауки России от 7 мая 2014 г. № 456, по специальности 35.02.07. Механизация сельского хозяйства (квалификация – техник-механик).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми 

Государственное профессиональное образовательное учреждение

 «Коми республиканский агропромышленный техникум»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

__________/ В.Н.Бубнова

«30» января  2019 г.

                                               

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ

по темам раздела 3 «Правовое регулирование трудовых отношений»

календарно-тематического плана рабочей программы

 

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОП.11 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по специальности среднего профессионального образования

35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники

и оборудования

с. Выльгорт

2019 г.

        Методическая разработка практического занятия с использованием кейс-технологии по темам раздела 3 «Правовое регулирование трудовых отношений» календарно-тематического плана рабочей программы по учебной дисциплине ОП.11  Правовые основы профессиональной деятельности разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2016 № 1564, по специальности 35.02.16. Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования (квалификация – техник-механик), а также с учетом отдельных положений Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 мая 2014 г. № 456, по специальности 35.02.07. Механизация сельского хозяйства (квалификация – техник-механик).

Методическая разработка практического занятия используется в составе рабочей программы и календарно-тематического плана по учебной дисциплине ОП.11  Правовые основы профессиональной деятельности (раздела 3 «Правовое регулирование трудовых отношений»).

Автором предлагается пример использования элементов кейс-технологии при проведении практических занятий.

В методическую разработку включен развернутый план урока (практического занятия) с технологической картой урока и мультимедийной презентацией урока.

        Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Коми республиканский агропромышленный техникум» (ГПОУ «КРАПТ»)

Разработчик: Яранова Надежда Борисовна, преподаватель

        

        Методическая разработка одобрена предметной (цикловой) комиссией «Экономики и права», протокол № 5 от «30» января 2019г.

       Председатель предметной (цикловой) комиссии                     Л.Н.Михалева                    

   


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Пояснительная записка  ………………………………………………………….

4

  1. План урока (практического занятия) ……………………………………...

5

1.1.   Цели занятия ……………………………………………………………….

5

1.2.   Планируемые результаты ………………………………………………….

7

  1. Технологическая карта урока (практического занятия) …………………

8

  1. Ход урока (практического занятия) ………………………………………
  1. Организационный момент ………………………………………………..
  2. Сообщение темы, постановка цели и задач урока, мотивация уч.деят …
  3. Актуализация опорных знаний и умений …………………………………
  4. Инструктаж обучающихся по выполнению практического задания ……
  5. Применение знаний, умений (решение кейсов), приложение 3 …………
  6. Презентация решения кейса ………………………………………………
  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению …..
  8. Рефлексия (подведение итогов занятия)…………………………………..

9

9

9

9

10

10

11

12

Заключение

14

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение 1. Инструкция по работе с кейсом ……………………………….

Приложение 2. Критерии оценивания практического задания ……………….

Приложение 3. Лист самооценки работы в паре ………………………………

КЕЙСЫ (практические задания):

Кейс 1. «Новое оборудование» …………………………………………………

Кейс2. «Перспективная работа» ………………………………………………..

Кейс 3. «Новый шеф-повар» ……………………………………………………

Кейс 4. Новогодние праздники» ……………………………………………….

15

16

17

18

20

22

24

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая направленность развития образования в настоящее время ориентирована не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению.

По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

В результате освоения Раздела 3 «Правовое регулирование трудовых отношений» учебной дисциплины ОП.11 «Правовые основы профессиональной деятельности» обучающийся должен знать: законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности; права и обязанности работников в  сфере профессиональной деятельности.[1]

Это предполагает умение обучающихся ориентироваться в источниках трудового права; использовать нормативные правовые акты, регламентирующие  профессиональную деятельность; применять правовые знания в конкретных производственных ситуациях;  защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства.

При изучении раздела 5 «Правовое регулирование трудовых отношений» преподавателю приходится сталкиваться с определенными сложностями в усвоении обучающимися норм Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующих трудовые правоотношения. Поэтому при выборе методов и способов подачи учебной информации, организации контроля усвоения знаний и умений обучающихся целесообразно использовать инновационные педагогические технологии. Одной из таких технологий является кейс-технология.

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Этот метод относится к неигровым имитационным активным методам обучения. Особенно ценно для профессионального образования, что такой подход к обучению направлен за пределы учебного пространства, выходит в сферу профессиональных решений проблем в данной области знаний, формирует интерес и профильную мотивацию.

В этой образовательной технологии как и в иных инновационных технологиях учебные знания и учебный процесс в целом не самоцель, а инструмент для включения обучающегося в компетентностное обучение.

  1. ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Группа: 141

Дата: 00.02.2019 г.

Тема занятия: Решение ситуационных задач по темам раздела «Правовое регулирование трудовых отношений»

Тип занятия: урок комплексного применения и совершенствования знаний, умений; проверки и оценки знаний, умений обучающихся

Вид занятия: практическое занятие с применением кейс-технологии

Форма организации учебной деятельности: парная

Время проведения занятия: 2 академических часа

  1. Цели занятия:

Дидактические:

  • актуализация и систематизация теоретических знаний обучающихся по темам раздела «Правовое регулирование трудовых отношений»;
  • закрепление, обобщение и систематизация знаний обучающихся по темам раздела «Правовое регулирование трудовых отношений»;
  • контроль усвоения знаний и оценка качества решения обучающимися практических заданий темам раздела «Правовое регулирование трудовых отношений».

Воспитательные:

  • формирование у обучающихся потребности в знаниях трудового законодательства;
  • воспитание интереса к учебе и творческого отношения к избранной профессии;
  • формирование навыков совместной работы в группе.

Развивающие:

  • развитие профессионального мышления;
  • развитие навыков грамотной профессиональной речи;
  • развитие познавательной активности и логического мышления.

Методические:

  • совершенствование навыков беседы;
  • совершенствование методики организации самостоятельной работы обучающихся;
  • совершенствование методики оценки знаний и умений обучающихся.
  1. Планируемые результаты:

Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности, предусмотренных ФГОС СПО, согласно выбранной квалификации специалиста среднего звена, указанных в ФГОС СПО по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.

Обучающийся, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК)[2]:

ОК 01.   Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03.  Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать нормативные правовые акты, регламентирующие  профессиональную деятельность.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся: должен знать:[3] 

- основные положения Конституции Российской Федерации;

- права и свободы человека и  гражданина, механизмы их реализации;

- понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;

- законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе    профессиональной деятельности;

- права и обязанности работников в  сфере профессиональной деятельности;

Предметные связи:

Темы раздела 3 «Правовое регулирование трудовых отношений согласуется с иными темами и разделами календарно-тематического плана по учебной дисциплине ОП.11: с разделом 1 «Конституционные основы профессиональной деятельности»; с разделом 2 «Правовое регулирование профессиональных отношений».

Оснащение урока: раздаточный материал – кейсы с инструкцией по выполнению и критериями оценивания; персональный компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация для урока PowerPoint.

Оборудование учебного кабинета и методическое обеспечение:

- компьютерная техника (принтер, сканер, мультимедиапроектор);

- информационная система «Консультант Плюс», интернет-ресурсы;

- комплект нормативно-правовых актов;

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия (образцы): схемы, таблицы, сборники правовых документов;

- комплекты практических заданий и тестов по тематике.

Информационное обеспечение обучения (перечень основной и дополнительной литературы,  нормативных правовых актов, интернет-ресурсов):

Основная литература:

  1. Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник    для сред. проф. учеб. заведений. - М.: Академия, 2013.

Дополнительная литература:

  1. Яковлев А.И. Основы правоведения: учебник для СПО и НПО / А.И.Яковлев, - М.: ИЦ «Академия», - 2011, 336 с. (10-е изд., допущено МО и НРФ для НПО).
  2. Шкатулла В.И. Основы правоведения: учебник для СПО / В.И.Шкатулла, В.В.Шкатулла, М.В. Сытинская, - М.: ИЦ «Академия», - 2010, 320 с. (7-е изд., допущено МО и НРФ для СПО).

Основные нормативные правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации 1993г.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации. – Москва: Проспект КНОРУС, 2014. – 224
  3. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / отв. ред. проф. Ю.П. Орловский. — 7-е изд., испр., доп. и перераб. – М.: Контракт, КНОРУС, 2015. – 1272

Справочно-правовые системы: «Гарант», «КонсультантПлюс».

Рекомендуемые интернет-ресурсы (официальные сайты в Интернет-сети):

  1. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. М., 2005-2016. URL: http://www.pravo.gov.ru/. (Дата обращения: 16.11.2016).
  2. Объединенный каталог печатных изданий России. [Электронный ресурс]. 2007-2016 – Андрей Радоманов. URL: http://www.chtivo.ru/ (Дата обращения: 17.11.2016).

  1. Ход урока (практического занятия)

  1. Организационный этап

Приветствие преподавателя: здравствуйте. Я рада вас видеть. Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. Все ли у нас готово к уроку? Итак, мы начинаем.

  1. Сообщение темы, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Преподаватель: сегодня на практическом занятии мы будем решать задачи по темам раздела «Правовое регулирование трудовых отношений»: «Трудовые отношения», «Трудовой договор: порядок заключения, изменения и расторжения».

Предлагаю вместе сформулировать цель сегодняшнего занятия (демонстрируется слайд с высказываниями:

«Практика приводит к совершенству» (английская пословица);

«Требуется хорошая систематизация, чтобы не потеряться безнадёжно в лабиринте учёности» (Герман фон Гельмгольц, немецкий учёный);

«Приобретать познания недостаточно еще для человека, надо уметь отдавать их в рост» (Иоганн Вольфганг фон Гёте, немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель).

Каждое из высказываний можно представить в виде одного существительного. Как вы думаете, какого? Обучающиеся предлагают свои варианты.

Преподаватель: с учетом ваших ответов, я предлагаю такую трактовку цели занятия – закрепить, систематизировать и обобщить имеющиеся у вас знания и умения по правовым основам профессиональной деятельности.

Вы попробуете выполнить новый для вас вид заданий – решение проблемных ситуаций, касающихся трудовых правоотношений.

Каждое задание или кейс будет содержать в себе некую конкретную ситуацию, которая происходила или могла бы произойти в процессе построения правоотношений между работниками или работодателями.

Все ситуации максимально приближены к реальности, что особенно ценно – найденные вами решения могут оказаться полезными для вас в профессиональной деятельности. Вполне возможно, что имена собственные или названия предприятий покажутся вам знакомыми. Сразу скажу, что имена и названия являются вымышленными, все совпадения случайны.

  1. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся

Преподаватель: прежде чем мы приступим непосредственно к выполнению практических заданий, давайте вспомним материал предыдущих уроков.

  • перечислите, пожалуйста, источники трудового права;

Система источников трудового права включает законы и подзаконные акты и образует в совокупности трудовое законодательство.

  1. Основополагающий источник трудового права – Конституция РФ. Она закрепляет базовые положения трудового права: принципы, трудовые права всех граждан.
  2. Важнейшим отраслевым законом трудового права является Трудовой кодекс РФ, вступивший в силу с 1 февраля 2002 г. ТК РФ состоит из 6 частей, 14 разделов, 62 глав и 424 статей.
  3. Федеральные законы: «Об основах охраны труда в РФ» от 17 июля 1999 г., «О социальной защите инвалидов» от 24 ноября 1995 г., «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г., «О занятости населения» от 19 апреля 1991 г. и др.

4. Подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов государственной власти, содержащие нормы трудового права.

5. Законы, нормативно-правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права.

6. Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Нижестоящий акт не должен противоречить актам, обладающим большей юридической силой.

  • дайте определение понятия «трудовое правоотношение» и «трудовой договор»:

Трудовое правоотношение — это добровольная юридическая связь работника с работодателем, в которой обе стороны в процессе производства подчинены правилам внутреннего трудового распорядка, трудовому законодательству, коллективному и индивидуальному трудовому договору.

  • для чего, по вашему мнению, необходим трудовой договор?

Трудовой договор является соглашением между работником и работодателем, устанавливающим права и обязанности работника и подтверждающим юридический факт возникновения трудовых отношений. Трудовые отношения регулируются трудовым кодексом, дающим работнику социальные права и гарантии, которые работодатель обязан соблюсти:

  • получение заработной платы не реже чем раз в полмесяца (Глава 21, статья 136 ТК РФ)
  • оплачиваемые ежегодные отпуска (Глава 19, статьи 114, 115 и 122 ТК РФ)
  • оплачиваемое время нетрудоспособности (Глава 28, статья 183 ТК РФ)
  • оплата сверхурочной работы в увеличенном размере (Глава 21, статья 152 ТК РФ)
  • оплата труда в выходные и праздничные дни в двойном размере (Глава 21, статья 153 ТК РФ)
  • работа в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (Глава 34, статья 219 ТК РФ)
  • компенсации в случае сокращения работника (Глава 27, статьи 178, 180 ТК РФ)
  • дополнительные отпуска и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования (Глава 26, статьи 173, 174, 177 ТК РФ)
  • отпуск и компенсации по беременности, родам и уходу за ребёнком (Глава 41, статьи 255, 256 ТК РФ)
  • возмещение расходов на служебные командировки (Глава 24, статьи 166, 167, 168 ТК РФ)
  • своевременный и полный расчёт при увольнении (Глава 21, статья 140 ТК РФ)
  • компенсации за задержку выплат, причитающихся работнику (Глава 38, статья 236 ТК РФ)
  • компенсации в случае незаконного отстранения от работы или увольнения (Глава 38, статья 234 ТК РФ)
  • возмещение материального ущерба, нанесённого имуществу работника (Глава 38, статья 235 ТК РФ)
  • возмещение морального вреда, причинённого работнику (Глава 38, статья 237 ТК РФ)

  1. Инструктаж обучающихся по выполнению практического задания

Преподаватель: я уже немного рассказала, как будет построено сегодняшнее занятие – вы будете решать конкретные производственные задачи – кейсы. Работать вы будете в парах. Предлагаю вам выбрать напарников и пересесть в соответствии с выбором. Каждая пара получит свой кейс. Для этого мы проведем жеребьевку. Каждый кейс содержит инструкцию по его выполнению (Приложение 1). В общем правила решения кейсов таковы: вы внимательно должны прочитать задание и выделить проблему. В конвертах с кейсами кроме инструкций и непосредственно заданий есть нормативный источник – Трудовой кодекс Российской Федерации. В соответствии с выделенной проблемой вы, опираясь на статью или статьи Трудового кодекса, должны будете предложить и озвучить группе вариант решения кейса. Оценка вашей работы будет проводиться в соответствиями с критериями оценивания (Приложение 2). Критерии изложены в инструкции к кейсу. Прошу вас также ознакомиться с ними, и в соответствии с этим построить свое выступление.

На выполнение задания вам отводится 25 минут. Если у обучающихся нет вопросов, они приступают к выполнению практического задания.

  1. Применение знаний, умений (решение кейсов) (Приложение 3)

Преподаватель: итак, прошу представителя каждой пары выбрать конверт. Обучающиеся получают задание и обсуждают решение кейсов.

Задача преподавателя на этом этапе заключается в том, чтобы, обходя группы и давая некоторые пояснения, избегать прямых консультаций.

Такая позиция способствует активной работе членов самой группы, формированию умения работать с дополнительной информацией.

Каждая малая группа выбирает своего выступающего или выступает в полном составе, но иногда в случае необходимости такого выступающего преподаватель может назначить сам.

        Через отведенное для обсуждения время представители от каждой пары озвучивают решение кейсов.

  1. Презентация решения кейса

Представитель пары воспроизводит задание, озвучивает принятое решение. Преподаватель и остальные обучающиеся задают вопросы.

На этом этапе занятия обучающиеся развивают умение публично представлять интеллектуальный продукт, показывать его эффективность, отстаивать свою точку зрения, опираясь на нормативно-правовые акты, принимать или опровергать критические замечания.

Преподаватель: все справились с решением ситуаций, дали полные ответы на поставленные вопросы. Теперь стало ясно, чтобы решить ситуации по трудовому праву, необходимо знать нормативные правовые акты Российской Федерации, основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения; понимать механизмы формирования заработной платы; знать формы оплаты труда.

Вам нужно уметь анализировать нормативно-правовые акты, чтобы применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях; защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства.

  1. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Преподаватель: для закрепления материала раздела «Правовое регулирование трудовых отношений» я предлагаю вам попробовать самим разработать кейсы по примеру сегодняшних. Попробуйте сформулировать проблему, пользуясь другими статьями Трудового кодекса. А может быть кто-то вспомнит проблемную ситуацию, с которой сталкивался на рабочем месте. И, естественно, вам следует предложить вариант решения.

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Преподаватель: я благодарю всех за работу. Надо отметить, что основной состав группы справился на отлично, ответы отдельных студентов были недостаточно уверенные, поэтому я желаю, чтобы все продолжили работу по систематизации своих знаний.

Обучающимся предлагается заполнить листы самооценки (Приложение 4).

Использование на уроках листов самооценки позволяет обучающемуся осуществить самоконтроль своей деятельности в составе пары, произвести самостоятельную экспертизу собственной деятельности. Лист самооценки позволяет уменьшить количество «оценочных конфликтов».

Преподаватель, проанализировав листы самооценки обучающихся, сможет сравнить их с собственными наблюдениями работы обучающихся на уроке и при необходимости скорректировать программу дальнейшей работы.

Озвучивание оценок.

Спасибо за урок.


Заключение

В настоящее время в условиях развития новой экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, в России идет становление новой системы образования. В качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих профессиональные образовательные учреждения, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.

Важными целями образования становятся развитие у обучающихся способности действовать и быть успешными. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной или производственной ситуации.

Такой результат можно получить, используя активные методы обучения в том числе.

Предлагаемая методическая разработка иллюстрирует использование одного из активных методов обучения – кейс-технологии – на практических занятиях по учебной дисциплине ОП.11 Правовые основы профессиональной деятельности.


Приложение 1

Инструкция по работе с кейсом

  1. Дважды прочитайте кейс: первый раз для ознакомления, второй раз, чтобы разобраться в фактах.
  2. Определите проблемы, решение которых следует сформулировать.
  3. Проанализируйте ту информацию, которую используют персонажи ситуации (то есть, отметьте, кто из персонажей поступает верно, кто – неверно).
  4. Примените уже имеющиеся у Вас знания и полученную информацию к определенным Вами проблемам (воспользуйтесь Трудовым кодексом).
  5. Разработайте план выхода из сложившейся ситуации, пути решения проблем.
  6. Если вы видите несколько вариантов обозначенной проблемы, обсудите в группе каждое решение.
  7. Выберите наиболее приемлемое решение.
  8. Подготовьте аргументы в защиту вашей точки зрения, опираясь на Трудовой кодекс Российской Федерации.
  9. Проконтролируйте собственный план действий, чтобы проверить, действительно ли проблема рассмотрена со всех сторон.
  10. Презентацию решения кейса подготовьте в соответствии с планом:
  • прочитайте кейс;
  • озвучьте определенную (ные) Вами проблемы;
  • предложите вариант (варианты) решения, аргументируйте их – назовите статьи Трудового кодекса Российской Федерации.

Приложение 2

Критерии оценивания практического занятия

№ п/п

Наименование критерия

Количество баллов

Пара

№ 1

Пара

№ 2

Пара

№ 3

Пара

№ 4

1.

Краткость и четкость обозначения проблемы

10

2.

Полнота характеристики ситуации

5

3.

Точность выбора критериев решения проблемы

10

4.

Грамотность решения проблемы, соответствие законодательству

10

6.

Краткость и четкость презентации результатов кейса

10

8.

Активность работы всех членов группы

5

Итого:

50

Оценка

Количество баллов

Оценка

45–50

«5»

35–40

«4»

25–30

«3»

20 и ниже

«2»


Приложение 3

Кейс 1 «Новое оборудование»

В высокий сезон в курортном городе являются востребованными предприятия быстрого питания. Столовая «Щи-борщи» полюбилась гостям города за качественную и вкусную еду и быстрое обслуживание. В меню столовой «Щи-борщи» есть много интересных по составу и популярных у гостей блюд. Повара предлагают гостям большое количество блюд из натуральной рубленой и котлетной массы из мяса, птицы, рыбы.

В начале курортного сезона администрация столовой приняла решение обновить оборудование столовой, закупив новую мясорубку, пароконвектомат, тестомесильную машину.

Натуральную рубленую и котлетную массу приготавливают в мясо-рыбном цехе столовой. Работник мясо-рыбного цеха (повар 4 разряда) Васильев при работе на мясорубке проталкивал продукт в загрузочное отверстие металлическим предметом, чем нарушил правила эксплуатации мясорубки, вследствие чего допустил поломку оборудования. Приказом директора ему был объявлен выговор, а бухгалтерия произвела удержание из его заработной платы в размере полной стоимости ремонта. Васильев посчитал, что принятие двух мер воздействия за один и тот же проступок незаконно и обратился в комиссию по трудовым спорам.

Проблемы: Какую материальную ответственность должен нести повар Васильев – ограниченную или полную? Каков порядок взыскания причиненного ущерба? Является ли возможным применение одновременно и дисциплинарного взыскания, и материальной ответственности? Может ли быть рассмотрен данный спор в комиссии по трудовым спорам?

Решение: по правилам трудового законодательства материальную ответственность несут все работники, т.е. лица, состоящие в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовой формы.

Статья 238. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю

Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Статья 243. Случаи полной материальной ответственности

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:

1) когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

3) умышленного причинения ущерба;

4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

6) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

8) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером.

Таким образом материальная ответственность Васильева является ограниченной.

Статья 248. Порядок взыскания ущерба

Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.

При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суд.

Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

С согласия работодателя работник может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество.

Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.

Васильев может обратиться в комиссию по трудовым спорам, однако решение комиссии будет не в его пользу.


Кейс 2 «Перспективная работа»

Михаил Семенов с красным дипломом окончил колледж общественного питания и торговли по профессии повар, кондитер и сразу же нашел работу – в кондитерской «Пышка». В «Пышке» у Михаила могла появиться перспектива карьерного роста, повышения квалификации. Кроме того, кондитерская является одним из заведений крупной сети предприятий общественного питания, и у Семенова была бы возможность перевестись на работу в ресторан сети в другом городе с более высокой заработной платой.

При приеме Семенова на работу в кондитерскую «Пышка» работодатель потребовал от него следующие документы: паспорт, трудовую книжку, диплом об окончании вуза, характеристику с прежнего места работы, медицинскую справку о состоянии здоровья, свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН), свидетельство пенсионного страхования, справку о состоянии здоровья Семенова и членов его семьи.

После представления этих документов Семенов был принят на работу с двухмесячным испытательным сроком. За неделю до его истечения работодатель предложил Семенову продлить срок испытания еще на 1 месяц, поскольку первоначально установленный срок оказался недостаточным для определения его деловых качеств. Семенов дал на это согласие. Через 3 недели после этого он был уволен как не выдержавший испытание. Семенов с увольнением не согласился и обратился за помощью к адвокату.

Проблемы: Каков порядок приема на работу? Законно ли установление испытательного срока Семенову? Какие нарушения закона допустил работодатель? Стоит ли Семенову обратиться в суд?

Решение: прием на работу производится заключением соглашения между работодателем и работником (трудового договора)

Статья 65. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора

Если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, – при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Таким образом, работодатель не должен был требовать у Семенова характеристику с прежнего места работы, медицинскую справку о состоянии здоровья, свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН), справку о состоянии здоровья Семенова и членов его семьи.

Статья 70. Испытание при приеме на работу

При заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.

В период испытания на работника распространяются положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов.

Испытание при приеме на работу не устанавливается для:

лиц, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня;

В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности работника и другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе.

Такой спор должен рассматриваться в суде, который должен вынести решение о восстановлении Семенова на работе и возмещении ему ущерба, нанесенного вынужденным прогулом, т.к. испытательный срок для лиц, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня не устанавливается.


Кейс 3 «Новый шеф-кондитер»

В кондитерской «Модная кофейня» большой ассортимент кондитерских и мучных кулинарных изделий. Администрация стремится повышать квалификацию своих работников не менее одного раза в год. Шеф-кондитеру кофейни Андрееву предложили обучиться новым технологиям в приготовлении различных видов теста в другом городе. Длительность обучения – два месяца.

Повару 5 разряда мучного цеха кондитерской «Модная кофейня» (являющейся акционерным обществом) Ковалеву предложили исполнение обязанностей шеф-кондитера на время повышения квалификации Андреева. Ковалев согласился и в течение двух месяцев исполнял обязанности начальника цеха. По истечении двух месяцев, после возвращения Андреева, он обратился к директору с заявлением, в котором указал, что, исполняя обязанности шеф-кондитера, он получал свою заработную плату (заработная плата повара 5 разряда по сдельно-премиальной системе оплаты труда выше, чем заработная плата шеф-кондитера), но за эти два месяца, выполняя обязанности шеф-кондитера, проработал сверхурочно 50 часов и просил их оплатить.

Управляющий кофейни отказал Смирнову, аргументируя свое решение тем, что у шеф-кондитера ненормированный рабочий день. Смирнов решил обратиться в комиссию по трудовым спорам.

Проблема: Подлежит ли удовлетворению заявление Смирнова? Какое решение вынесет комиссия по трудовым спорам? Какие дополнительные компенсации положены работникам с ненормированным рабочим днем?

Решение:  

Согласно ст. 101 ТК РФ Ненормированный рабочий день – особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

Для отдельных категорий работников может устанавливаться ненормированный рабочий день, при котором допускается выполнение работы сверх установленной продолжительности рабочего дня. При этом выполняемая работа не считается сверхурочной.

Статья 119. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам с ненормированным рабочим днем

Работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.

Решение комиссии по трудовым спорам, если туда обратится с заявлением Ковалев, будет не в его пользу. Повар Ковалев может претендовать на дополнительный отпуск.


Кейс 4 «Новогодние праздники»

Новогодние праздники в отеле «Black and White» прошли удачно. Отель был загружен на 100 %, чистая прибыль удовлетворила владельцев.

Для новогоднего банкета было составлено достаточно обширное меню. Поварам необходимо было сделать много заготовок, поэтому они были привлечены к сверхурочной работе.

Работник холодного цеха ресторана при отеле Демидов обратился в комиссию по трудовым спорам с заявлением, в котором указал что работодатель не оплатил ему сверхурочную работу в период новогодних праздников, которую он выполнял 4 дня подряд ежедневно по 4 часа. Как выяснилось при рассмотрении в комиссии по трудовым спорам заявления Демидова, указанная работа производилась им по инициативе работодателя, однако не была оформлена соответствующим образом. Демидов принял решение обратиться в суд.

Проблемы: Имеет ли право работник обратиться в суд? В каком порядке и в каких размерах должна быть оплачена сверхурочная работа?

Решение:

Статья 99. Сверхурочная работа

Сверхурочная работа – работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия в следующих случаях:

1) при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;

2) при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников;

3) для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.

Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе без его согласия допускается в следующих случаях:

1) при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;

2) при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, систем газоснабжения, теплоснабжения, освещения, транспорта, связи;

3) при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения, или его части.

В других случаях привлечение к сверхурочной работе допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Статья 152. Оплата сверхурочной работы

Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Демидову стоит обратиться в суд для защиты своих прав.


Приложение 4

Лист самооценки обучающихся своей работы в паре

Оцените свою работу в паре:

Утверждение

Полностью согласен

Частично согласен

Не согласен

Затрудняюсь ответить

Я в полной мере участвовал в выполнении всех этапов решения кейса

Большинство вариантов решения кейса предложено мной

Я сделал очень много, без меня кейс не был бы решен

Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение

Иногда нам было сложно договориться

Работать в паре труднее, чем одному

Мне интереснее и полезнее работать в паре

Достигнутый результат меня полностью удовлетворил


[1] Требования Федерального государственного образовательного стандарта, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 мая 2014 г. № 456, по специальности 35.02.07. Механизация сельского хозяйства (квалификация – техник-механик).

[2] Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1564 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования

[3] Требования к «уметь» и «знать» использованы в соответствии с ФГОС, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 мая 2014 г. № 456, по специальности 35.02.07. Механизация сельского хозяйства (квалификация – техник-механик).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия «СОЗДАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ РАЗНЫХ СТРУКТУР СЛАЙДОВ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАВЛЯЮЩИХ КНОПОК И ГИПЕРССЫЛОК ДЛЯ ПЕРЕХОДА ПО СЛАЙДАМ»

Учебная дисциплина «Информатика» относится к математическому и общему естественнонаучному циклу ЕН.00. ФГОС СПО по специальности подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) 23.02.04 Тех...

Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"

Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...

Методическая разработка практического занятия по предмету «Информатика» по теме: «Использование электронных таблиц».

Методические указания к практическим занятиям по учебной дисциплине основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования программ подготовки специалистов среднего...

Методическая разработка практического занятия с применением кейс-технологии

Данное занятие предполагает обобщение и систематизацию знаний и применения их в профессиональной деятельности по теме «Трудовые споры и порядок их разрешения» для студентов 1 курса специал...

Методическая разработка "Конспект занятия с использованием ЭОР «История изобретений. Изобретения, которые погубили своих создателей» к образовательной программе «Школьник-дорога-автомобиль» Р.3.Т.10.Зачетное занятие по теме «ПДД для пассажиров"

В работе представлен материал по подготовке исследовательской работы обучающихся 2 года обучения объединения "Школьник-дорога-автомобиль" ИУЦ "Автоград" ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского р...