3.06.Задание по русскому языку для группы 1 РЭ 93
план-конспект занятия
Задание по русскому языку предназначено для группы 1 РЭ 93 в рамках дистанционного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 85.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Сложное предложение
Контрольные вопросы и задания.
- Что такое сложное предложение?
- При помощи чего соединяются части сложных предложений?
- Зачем нам нужны сложные предложения?
Лекция
( конспект не нужен, выполняем только упражнение-тест)
Мы помним, что простое предложение – это предложение, в котором одна грамматическая основа.
Мы писали диктант.
Я написал его просто отлично.
И нам хочется как-то объединить эти события в одно высказывание.
Значит, нам понадобится более сложная конструкция.
В составе сложного предложения эти они должны объединиться в единое смысловое и синтаксическое целое.
Это больше не отдельные предложения – это части одного сложного предложения.
В сложном предложении может быть две части и более.
Между нашими частями будет стоять лишь запятая.
Мы писали диктант, я написал его просто отлично.
И такое предложение мы назовём бессоюзным сложным предложением. Сокращённо – БСП.
Действительно, союза между частями нет.
Но чем тогда связаны части? Ведь не знаком же пунктуации и не паузой – они только средство обозначения чего-то!
Однако если присмотреться к предложению как следует, то мы обнаружим, что в нем есть ещё один важный компонент. Это интонация.
При помощи интонации и связываются части бессоюзных сложных предложений.
Она помогает передавать отношения между частями.
Увидеть её, конечно, нельзя – только услышать. Зато у нас есть то, чем обозначается интонация – знаки препинания.
При этом интонация может быть разной, поэтому между частями бессоюзного предложения ставятся разные знаки препинания.
Погода была плохой, пришлось надеть шапку.
Тут у нас просто последовательность, смена событий, которую мы обозначили запятой.
Погода была плохой – пришлось надеть шапку.
А здесь одно событие следует из другого, поэтому мы ставим тире.
Пришлось надеть шапку: погода была плохой. Теперь одно событие становится причиной для другого, и мы отображаем это при помощи двоеточия.
Итак, пока что мы выяснили, что в сложном предложении две грамматические основы или более.
И мы начали определять виды сложных предложений.
В бессоюзном предложении части соединяет только интонация.
Но что же с другими видами?
Рассмотрим союзные предложения.
Но даже при союзах есть два типа связи, с которыми мы уже сталкивались.
Первый тип – сочинительная связь. При ней элементы равны между собой – как однородные члены.
Но мы сталкивались и с подчинительной связью. Где один элемент подчиняет себе другой – в точности как в словосочетаниях.
Поставим между частями предложения союз и.
Мы писали диктант, и я написал его просто отлично.
Части предложения и правда равны между собой.
И это предложение можно назвать сложносочинённым. Сокращённо – ССП.
Конечно, части вновь связывает интонация. Но на сей раз у неё есть товарищ –союз.
То есть, части в сложносочинённых предложениях соединяются при помощи интонации и сочинительных союзов.
Соединим такие две части:
Олег заблудился,
Вы никому не сказали.
Мы можем поставить между частями союз и – и получится выражение последовательности событий.
Или мы можем поставить союз а – и получится противопоставление.
Его можно выразить и при помощи союза но.
Благодаря союзам мы можем выражать самые разные отношения между частями.
В чем плюсы и минусы сложносочинённых предложений?
Пунктуация в них сильно зависит от употреблённого союза, и это убирает множество проблем.
Знание пунктуации при однородных членах также может нам помочь.
Однако при помощи сочинительных союзов можно выразить не все оттенки отношений между частями.
И иногда пунктуация усложняется или даже ставится тире.
Итак, есть бессоюзное предложение, в котором части просто склеиваются интонацией.
Есть сложносочинённое предложение, которое чем-то напоминает однородные члены.
Последний вид предложений должен напоминать словосочетание, не так ли? Мы столкнёмся в нем с подчинением!
Выберем главной вторую часть нашего предложения. И используем союз когда, чтобы соединить части.
Когда мы писали диктант, я написал его просто отлично.
И вот перед нами сложноподчинённое предложение, сокращённо – СПП.
Интонация вновь нам помогает, и союз тоже здесь.
Так что части в сложноподчинённых предложениях соединяются при помощи интонации и подчинительных союзов – или союзных слов.
Соединим вот такие части:
Я приду на встречу
Ты меня пригласишь.
Я приду на встречу, если ты меня пригласишь – тут мы выразили условие.
Я приду на встречу, когда ты меня пригласишь. А здесь у нас придаточное времени.
Ты меня пригласишь, так что я приду на встречу. Теперь между частями отношения следствия.
Сложноподчинённые предложения позволяют передать нам огромное количество оттенков значения.
И это их основной плюс: они крайне необходимы в речи, потому что позволяют показывать самые разные отношения между событиями.
Но при этом такие предложения могут доставить нам трудности.
Во-первых, придаточная часть может стоять где угодно: перед главной, после главной, внутри главной… Во-вторых, трудностей с пунктуацией добавляют некоторые сложные союзы.
Так что здесь приходится поразмыслить.
Итак, мы выделили такие виды сложных предложений:
Бессоюзное сложное предложение – в нем части соединяются при помощи интонации.
Сложносочинённое предложение – здесь к интонации присоединяются сочинительные союзы.
Сложноподчинённое предложение – здесь роль играют ещё и подчинительные союзы или союзные слова.
Но зачем нам вообще усложнять? То есть, зачем нам сложные предложения, неужели нельзя пользоваться простыми?
Мы уже сказали, что это позволяет показать связь между событиями и предметами, передать самые разные оттенки смысла.
Кроме того, сложные предложения – это признак литературной, грамотной речи. Не зря же их так много в художественной литературе.
Так что умение составлять сложные предложения и расставлять в них знаки препинания всегда пригодится в жизни.
Упражнение - тест для закрепления.
Упражнение №1
1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую .
1) За этот день мы успели посетить не только Ливадийскийдворец но и в знаменитую «Поляну сказок».
2) А солдат ест себе горелую кашу да хозяев похваливает.
3) Седого старика окружила толпа веселых и шумных ребятишек и стала просить его показать еще несколько фокусов.
4) Я попросил дядю Сашу не обижать моего брата или вовсе не
приходить к нам в гости.
5)Сергей после соревнований как заснул вечером так и проспал почти сутки.
2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Сконфуженный (1) он замолчал (2) и (3) пытаясь скрыть замешательство (4) начал перебирать какие-то бумаги на столе.
3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Последние четыре месяца наше конструкторское бюро разрабатывает проект легкого танка, который (1) может быть (2) использован при проведении военных операций в городе и (3) без сомнения (4) необходим нашей армии
4.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Документ (1) на первой странице (2) которого (3) красовалось огромное пятно от кофе (4) Михаил скомкал и выкинул в мусорное ведро.
5.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
В донесении командира говорилось о том (1) что (2) если армия простоит в нынешнем биваке еще пятнадцать дней (3) то в ней ни одного здорового солдата не останется (4) потому что хлеба и лекарств осталось только на трое суток.
Упражнение №2
1.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
В VIII в. большая часть Европы входила в состав империи Карла Великого однако после его смерти империя распалась.
Обращение к человеку по отчеству связано с обычаем наследования по отцовской линии.
Доктриной называют как научную теорию так и связную концепцию во внешней или внутренней политике.
Всего семь нот располагаясь в разной последовательности и образуя различные комбинации рождают бесконечное множество музыкальных тем.
Метель то подталкивала нас в спину то налетала сбоку и разворачивала поперёк улицы.\
2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.
3.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Я (1) помнится (2) видел однажды вечером на берегу моря большую белую чайку. Я вспомнил о ней, слушая Якова: он пел, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчаливым, страстным участием; песнь (3) как будто (4) росла, разливалась.
4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.
5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели самые разноречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного волнения.
Упражнение №3
1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Фокусник обманывает зрителей однако никогда не выдаёт иллюзию за «чистую монету».
2) Мир наполнен запахом сосны солнцем и пением жаворонка.
3) С верхней палубы доносились смех весёлые возгласы детские голоса.
4) Это выглядит как благородная попытка найти истину.
5) Основой для хатки бобра служит старый пень или кочка или кустарник у кромки воды.
2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Потребность в мифах (1) героизирующих историю этноса (2) обычно возникает у представителей народов (3) в ходе истории страдавших от притеснений со стороны более могущественных соседей (4) и нуждающихся в каких-то дополнительных моральных опорах для самоутверждения
3.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Видимо (1) в самой природе человека заложена склонность извлекать смысл из хаоса бессмыслицы. Кстати (2) отчасти в этом (3) вероятно (4) удовольствие рыбалки: из хаоса воды извлечь трепещущую рыбку, то есть (5) отчасти как бы создать её.
4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
После открытия астронома Гершеля Солнечная система (1) границы (2) которой (3) до тех пор проводились по орбите Сатурна (4) увеличилась сразу вдвое.
5.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он пóлно и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.
Упражнение №4
1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Я неторопливо дошел до околицы и остановился на опушке хвойного леса под высокой сосной.
2) У иранцев зеленый цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью весенней природы так и с несчастьем.
3) Ольга поцеловала дочку и мать и отправилась с чемоданом к автобусу.
4) К кормушке прилетали не только воробьи но и синицы поползни и даже дятлы.
5)Ждал дед внучку да так и не дождался.
2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Старички стали обсуждать последние события (1) значительно поджимая губы (2) и (3) обменявшись мнениями (4) стали пить чай.
3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Если орбита Луны по каким-либо (пусть даже маловероятным) причинам (1) все-таки (2) отдалится от Земли на небольшое расстояние, то (3) по мнению
астрономов (4) жизни на планете грозит катастрофа.
4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Океанская яхта (1) не относится к товарам (2) для приобретения (3) которых (4) мы можем предоставить беспроцентный кредит.
5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Герой наш трухнул, однако ж, порядком (1) и (2) хотя деревня Ноздрева давно унеслась из вида (3) но он все еще поглядывал назад со страхом (4) который никак не хотел проходить.
Упражнение №5
1.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых
нужно поставить ОДНУ запятую.
1)Я равно люблю и патриархальную Москву и строгий Петербург и древний Новгород.
2) Вы вызовете такси или поедете домой на автобусе?
3) Вчера она обнаружила у себя на столе букет роз и конверт с запиской и тут же рассказала об этом своей матери.
4) На день рожденья Сашка получил не только давно обещанный ему свитер но и теплую вязаную шапку для лыжных прогулок.
5) А.С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
2.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначала новый этап в развитии науки и техники.
3.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
В XIV столетии (1) по данным историков (2) рос и хорошел Великий Новгород. Это было обусловлено тем, что (3) во-первых (4) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а во-вторых (5) продавал великолепные изделия новгородских ремесленников.
4.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Дочь Фамусова Софья (1) влюблена в Молчалина (2) все достоинства (3) которого (4) сводятся к «умеренности и аккуратности».
5.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В лесу никогда не бывает пусто (1) и (2) если он кажется тебе пустым (3) ты сам виноват (4) что не замечаешь жизни вокруг себя.
ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ (самопроверка) 1 упражнения
1.Правильный ответ: 1 предложение с однородными членами, соединенными двойным союзом- не только, но и …, 5 предложение с однородными членами, соединенными двойным союзом-как , но и …,
2. Правильный ответ:1,3,4 - предложение с обособленным одиночным определением, относящимся к личному местоимению, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом;
3. Правильный ответ: 3, 4 – без сомнения- вводное слово, которое выделяется запятыми.Может быть- является частью сказуемого- может быть использован, запятыми не выделяется.
4. Правильный ответ:1,4- Документ, какой?( 1) на первой странице которого красовалось огромное пятно от кофе (4)- придаточное определительное
5. Правильный ответ:1,3,4 – сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, в котором есть указательное местоимение ТО, которое становится причиной отсутствия запятой на стыке союзов ЧТО ЕСЛИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Группа 932 задания по русскому языку. Заведите тонкую тетрадь и пишите там задания. Потом принесете мне тетрадь
Материал состоит из лекций по русскому языку...
Группа 932 задания по русскому языку. Заведите тонкую тетрадь и пишите там задания. Потом принесете мне тетрадь
Материал по русскому языку...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/27/picture-465835-1406466600.jpg)
18.04.20. Задание по русскому языку для группы 1БС92.
18.04.20. Задание по русскому языку для группы 1БС92 в рамках дистанционного обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/27/picture-465835-1406466600.jpg)
14.05 Задание по русскому языку для группы 1МНЭ 90
Задание по русскому языку предназначено для группы 1МНЭ90 в рамках дистанционного обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/27/picture-465835-1406466600.jpg)
01.06. Задание по русскому языку для группы 1МНЭ90
Задание по русскому языку для студентов группы 1МНЭ90...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/27/picture-465835-1406466600.jpg)
20.05.Задание по русскому языку для группы 1РЭ 93
Задание по русскому языку предназначено для группы 1РЭ 93 в рамках дистанционного обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/27/picture-465835-1406466600.jpg)
16.06. Задание по русскому для группы 1РЭ93
Задание по теме "Бессоюзное сложное предложение" предназначено по русскому для группы 1РЭ93...